Научная статья на тему 'Конкуренция между страховыми медицинскими организациями, работающими в системах обязательного медицинского страхования зарубежных стран'

Конкуренция между страховыми медицинскими организациями, работающими в системах обязательного медицинского страхования зарубежных стран Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
746
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ / COMPULSORY HEALTH INSURANCE / СТРАХОВЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / РАМОЧНЫЕ ДОГОВОРЫ / FRAMEWORK CONTRACT / СЕЛЕКТИВНЫЕ ДОГОВОРЫ / КОНКУРЕНЦИЯ ПО КАЧЕСТВУ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ / COMPETITION / HEALTH MAINTENANCE ORGANIZATION / HEALTH SERVICE QUALITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фурман Е. В.

Тема. В статье исследованы особенности конкуренции между страховыми медицинскими организациями, работающими в системах обязательного медицинского страхования зарубежных стран, за привлечение клиентов, в том числе конкуренции по качеству медицинских услуг (опыт Германии и Нидерландов). Цели. Определить место конкуренции по качеству медицинских услуг между страховыми медицинскими организациями, работающими в системах обязательного медицинского страхования зарубежных стран. Выявить условия развития конкуренции за привлечение застрахованных в данных системах. Методология. На основе абстрактно-логических методов исследования определены условия развития конкуренции за привлечение застрахованных между страховыми медицинскими организациями, действующими в системах обязательного медицинского страхования зарубежных стран. Результаты. Выявлено, что в системах обязательного медицинского страхования зарубежных стран (например, Германии и Нидерландов) созданы условия для развития конкуренции среди страховых медицинских организаций за привлечение клиентов. Такая конкуренция призвана стимулировать организации к поиску наилучшего соотношения цены и качества медицинских услуг, оказываемых в системе ОМС. Выводы. Сделан вывод, что в процессе создания условий для конкуренции между страховыми медицинскими организациями, действующими в системе обязательного медицинского страхования Российской Федерации, целесообразно учесть опыт Германии и Нидерландов в стимулировании конкуренции по качеству медицинских услуг между страховыми организациями, осуществляющими указанный вид страхования. Такая конкуренция наилучшим образом обеспечивает заинтересованность страховых медицинских организаций в повышении качества и снижении цены медицинской помощи, оказываемой застрахованным в рамках обязательного медицинского страхования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competition among health insurance organizations operating within the compulsory health insurance systems of foreign countries

Subject The article considers health insurance organizations operating in compulsory health insurance systems and vying for capturing the insured persons and health service quality (the German and Dutch experience). Objectives The study aims to determine the place of competition on health service quality among health insurance organizations of compulsory health insurance systems of foreign countries, to define conditions promoting the competition on attracting the insured persons in the said systems. Methods Using abstract and logical methods of research, I determined the place and conditions of competition on attracting the insured persons among health insurance organizations involved in compulsory health insurance systems of foreign countries. Results The findings show that the compulsory health insurance systems of Germany and the Netherlands have conditions for competition development among health insurance organizations on attracting clients. The competition serves to stimulate these organizations to search for the best balance of price and quality of medical services rendered within the compulsory health insurance system. Conclusions In the course of creating the conditions for competition among health insurance organizations operating in the compulsory health insurance system of the Russian Federation, it is advisable to use the experience of Germany and the Netherlands in the promotion of competition on health service quality among relevant insurance organizations. Competition will ensure, in the best possible way, the engagement of health insurance organizations in improving the quality and reducing the price of medical care delivered to the insured persons under the compulsory health insurance scheme.

Текст научной работы на тему «Конкуренция между страховыми медицинскими организациями, работающими в системах обязательного медицинского страхования зарубежных стран»

ISSN 2311-8709 (Online) Страхование

ISSN 2071-4688 (Print)

КОНКУРЕНЦИЯ МЕЖДУ СТРАХОВЫМИ МЕДИЦИНСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, РАБОТАЮЩИМИ В СИСТЕМАХ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН*

Евгений Владимирович ФУРМАН

^искатель ученой степени кандидата наук по кафедре страхования, Московский финансово-промышленный университет

«Синергия», Москва, Российская Федерация

[email protected]

История статьи:

Принята 02.11.2015 Одобрена 18.11.2015

УДК 368.042 JEL: G22, I13

Ключевые слова: система обязательного медицинского страхования, страховые медицинские организации, рамочные договоры, селективные договоры, конкуренция по качеству медицинских услуг

Аннотация

Тема. В статье исследованы особенности конкуренции между страховыми медицинскими организациями, работающими в системах обязательного медицинского страхования зарубежных стран, за привлечение клиентов, в том числе конкуренции по качеству медицинских услуг (опыт Германии и Нидерландов).

Цели. Определить место конкуренции по качеству медицинских услуг между страховыми медицинскими организациями, работающими в системах обязательного медицинского страхования зарубежных стран. Выявить условия развития конкуренции за привлечение застрахованных в данных системах.

Методология. На основе абстрактно-логических методов исследования определены условия развития конкуренции за привлечение застрахованных между страховыми медицинскими организациями, действующими в системах обязательного медицинского страхования зарубежных стран.

Результаты. Выявлено, что в системах обязательного медицинского страхования зарубежных стран (например, Германии и Нидерландов) созданы условия для развития конкуренции среди страховых медицинских организаций за привлечение клиентов. Такая конкуренция призвана стимулировать организации к поиску наилучшего соотношения цены и качества медицинских услуг, оказываемых в системе ОМС.

Выводы. Сделан вывод, что в процессе создания условий для конкуренции между страховыми медицинскими организациями, действующими в системе обязательного медицинского страхования Российской Федерации, целесообразно учесть опыт Германии и Нидерландов в стимулировании конкуренции по качеству медицинских услуг между страховыми организациями, осуществляющими указанный вид страхования. Такая конкуренция наилучшим образом обеспечивает заинтересованность страховых медицинских организаций в повышении качества и снижении цены медицинской помощи, оказываемой застрахованным в рамках обязательного медицинского страхования.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

Конкуренция страховых медицинских организаций за привлечение застрахованных в системе обязательного медицинского страхования

В некоторых странах (в частности, в Германии, Нидерландах, Швейцарии, Израиле) население имеет широкий выбор страховых медицинских организаций, осуществляющих обязательное медицинское страхование (ОМС). Это обеспечивает условия для формирования и развития конкуренции между данными организациями за привлечение клиентов, так как именно количество застрахованных лиц влияет на приток средств, а следовательно, и на финансовую устойчивость1.

* Автор выражает глубокую благодарность доктору экономических наук И.Л. Логвиновой за помощь и постоянный интерес к работе, а также за ценные советы и замечания.

1 Harald Schmidt, Stephanie Stock and Tim Doran. Issues in

International Health Policy. Moving Forward with Wellness

Incentives Under the Affordable Care Act: Lessons from

Рассматриваемую конкуренцию можно разделить на несколько типов в зависимости от критериев, которыми руководствуются застрахованные при выборе страховой медицинской организации системы ОМС:

• конкуренция по уровню сервисных услуг или качеству сервиса;

• конкуренция по цене страховых продуктов;

• конкуренция по качеству медицинских услуг, оказываемых в рамках ОМС, и т.д.

Политика стимулирования страховых

медицинских организаций на поиск наилучшего соотношения качества и цены медицинских услуг

Germany // The Commonwealth Fund, May 2012. Vol. 13. P. 3; Wynand PM.M. van de Ven and Frederik T. Schut. Universal Mandatory Health Insurance In The Netherlands: A Model For The United States? // Health Affairs. 2008. Vol. 27. № 3. Р. 775; Логвинова И.Л. Взаимное страхование как метод создания страховых продуктов в российской экономике. М.: Анкил, 2010. С. 207.

в настоящее время является одним из основополагающих направлений реформирования систем обязательного медицинского страхования в ряде зарубежных стран (Германии, Швейцарии, Нидерландах и др.). Развитие медицинских технологий, рост численности больных хроническими заболеваниями, старение населения и другие факторы способствуют росту расходов на оказание медицинских услуг по программам обязательного медицинского страхования. В условиях ограниченности ресурсов системы ОМС необходим поиск способов оптимизации их распределения и использования без ущерба для качества оказываемых услуг.

В экономически развитых государствах акцент в стимулировании страховых медицинских организаций на обеспечение высокого качества и обоснованной цены медицинских услуг по линии ОМС делается на конкуренции по качеству медицинских услуг. Этот процесс предполагает создание условий, при которых лица, охваченные ОМС, будут выбирать страховую медицинскую организацию исходя из того, какое качество

медицинской помощи она обеспечивает в рамках

2

данного вида страхования .

Конкурентоспособность страховых медицинских организаций на рынке ОМС при прочих равных условиях зависит от соотношения цены и качества обеспечиваемой ими медицинской помощи. С одной стороны, качество привлекает застрахованных лиц. С другой стороны, снижение цен на медицинские услуги экономически выгодно как страховым медицинским организациям, так и застрахованным, которые соучаствуют в оплате данных услуг (в голландской и немецкой системе ОМС предусмотрено такое соучастие). Стоит также отметить, что Е.М. Портер подчеркивает: «...обладание преимуществами более низких издержек приносит фирме доходы, превышающие среднеотраслевые, даже в условиях сильной

3

конкуренции» .

2 Шейман И.М. Зарубежный опыт реализации рыночных моделей здравоохранения // Здравоохранение. 2009. № 4.

С. 3-21; Enthoven A. A Living Model Of Managed Competition: A Conversation With Dutch Health Minister Ab Klink // Health Affairs. 2008. Vol. 27. № 3. Р. 203; Cathy Schoen, Robin Osborn, David Squires, Michelle M. Doty, Roz Pierson and Sandra Applebaum. How Health Insurance Design Affects Access To Care And Costs, By Income, In Eleven Countries // Health Affairs. 2010. Vol. 29. № 12. P. 2332; Сучкова Е.Н. Анализ функционирования системы обязательного медицинского страхования в Израиле // Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации. 2009. № 3.

3 Портер Е. Майкл. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. С. 74.

Таким образом, конкуренция теоретически может обеспечивать заинтересованность страховых медицинских организаций системы ОМС в поиске наилучшего соотношения цены и качества обеспечиваемых медицинских услуг. При этом, по нашему мнению, указанный эффект может быть обеспечен только в рамках конкуренции по качеству медицинских услуг.

Условия развития конкуренции между страховыми медицинскими организациями в зарубежных системах обязательного

медицинского страхования

Возможности для конкуренции в исследуемом сегменте страхового рынка, в том числе по качеству медицинских услуг, ограничиваются законодательными и методологическими особенностями организации ОМС.

Государство как инициатор создания рассматриваемой системы заинтересовано в обеспечении ее высокой финансовой устойчивости4. Исследование практики организации систем ОМС в таких странах, как Германия, Швейцария, Нидерланды, Израиль, показывает, что данные системы в значительной степени регулируются государством. В частности, государство:

• определяет политику развития системы ОМС;

• разрабатывает параметры планирования объемов медицинских услуг, оказываемых медицинскими учреждениями5;

• устанавливает базовую ставку страховых взносов (или правила расчета такой ставки);

• законодательно обязывает страховые медицинские организации принимать всех потенциальных страхователей (выгодоприобретателей) и предоставлять им страховое покрытие в объеме не ниже законодательно установленного минимума.

Чтобы страховая медицинская организация оказалась заинтересованной в конкуренции за привлечение застрахованных, у нее должны быть возможности управления пакетом медицинских услуг в рамках ОМС, изменения цены этого пакета, влияния на качество медицинских услуг, гарантируемых в рамках обязательного

4 Логвинова И.Л. Публично-правовое страхование как проявление социальной роли системы страхования в условиях рыночной экономики // Страховое дело. 2014. № 7.

5 Шейман И.М. Теория и практика рыночных отношений в

здравоохранении. М.: ГУ ВШЭ, 2008. С. 197.

медицинского страхования. В таких странах, как Германия, Швейцария, Нидерланды, Израиль6, государство устанавливает минимальный объем медицинских услуг, гарантируемых в системе ОМС, цену страховых продуктов данной системы (размер страховых взносов). Исключение составляет швейцарская система ОМС, в которой страховые медицинские организации

самостоятельно определяют размер страховых взносов. И все же в Швейцарии каждая такая организация обязана устанавливать для всех застрахованных в ней индивидов единый размер страховых взносов по ОМС.

В перечисленных государствах страховые медицинские организации в рамках ОМС могут повышать объем обеспечиваемых ими медицинских услуг по сравнению с установленным законодательным минимумом.

Помимо швейцарской системы ОМС конкуренция по цене страховых продуктов между страховыми медицинскими организациями возможна в аналогичных системах Голландии и Германии.

Например, в Нидерландах увеличение страховой медицинской организацией системы ОМС объема гарантируемых медицинских услуг выше законодательного минимума должно

сопровождаться повышением размера страховых взносов. Но (так же, как и в Швейцарии) в Голландии размер взносов в отдельной страховой медицинской организации одинаков для всех застрахованных в ней индивидов.

В Германии страховые медицинские организации системы ОМС имеют право вводить дополнительный взнос в рамках ОМС и устанавливать его размер самостоятельно. Это, безусловно, влияет на выбор указанных организаций застрахованными лицами.

На примере договорных взаимоотношений страховых медицинских организаций с врачами общей практики (ВОП) в системе ОМС можно проследить влияние государственной политики в области данного вида страхования на конкуренцию по качеству медицинских услуг между страховыми медицинскими организациями.

Итак, рассмотрим особенности оказания медицинских услуг в рамках ОМС врачами общей практики. Важно отметить, что в зарубежных странах (Германии и Нидерландах) такие врачи считаются самозанятыми медицинскими работниками (то есть не являются штатными

6 Логвинова И.Л. ДМС и финансирование отечественной системы здравоохранения // Страховое дело. 2011. № 10.

сотрудниками медицинских учреждений) и отвечают за оказание амбулаторной медицинской помощи. За стационарную медицинскую помощь несут ответственность медицинские учреждения. В амбулаторных условиях оказывается не только первичная медико-санитарная помощь (ПМСП), но и специализированная. В перечисленных государствах финансирование здравоохранения построено на следующем важном принципе: медицинская помощь оказывается в стационарных условиях, только если она не может быть оказана в амбулаторных условиях по техническим и иным причинам. В целом это экономически целесообразно, так как расходы на оказание одних и тех же медицинских услуг в стационаре зачастую выше, чем в амбулаторных условиях.

Следовательно, и в Германии, и Голландии значительный объем медицинской помощи оказывается в амбулаторных условиях врачами общей практики7.

Долгое время в ряде стран превалировала особая форма договоров между страховыми медицинскими организациями системы ОМС и врачами общей практики. Например, в Германии данная форма была разработана по инициативе врачебного сообщества и узаконена вскоре после введения ОМС в 1883 г. в качестве системы «свободного выбора врачей»8. В ее рамках больничная касса заключает договоры на оплату медицинских услуг не напрямую с врачами общей практики, а с региональными ассоциациями таких врачей. Есть еще одна особенность системы «свободного выбора врачей»: вместо оплаты непосредственно оказанных медицинских услуг, гарантируемых в рамках ОМС, расчеты с поставщиками предполагают уплату в указанные ассоциации определенной фиксированной суммы за каждого застрахованного (то есть подушевое финансирование). Ассоциации ВОП затем распределяют средства, полученные от различных больничных касс, между своими участниками. Такой способ оплаты медицинской помощи исключает прямое взаимодействие между отдельными поставщиками медицинских услуг и отдельными больничными кассами. Текущий контроль за качеством медицинской помощи, ее объемами остается за ассоциациями ВОП. Больничные кассы немецкой системы ОМС в

7 Justin Allen, Bernard Gay, Harry Crebolder, Jan Heyrman, Igor Svab, Paul Ram. The European definition of general practice / family medicine. WONCA EUROPE, 2010. P. 10.

8 ВигдорчикН.А. Социальное страхование. Систематическое изложение истории, организации и практики всех форм социального страхования. СПб.: Практическая медицина, 1912. С. 100-109.

рамках договоров с региональными ассоциациями ВОП не могут оказывать прямое влияние на то, какого врача из указанной ассоциации выберет застрахованное лицо9.

Несмотря на многочисленные реформы немецкой системы ОМС, такая форма договоров продолжает преобладать в отношениях между больничными кассами данной системы и ВОП. Исключением является организация превентивных мер в виде скрининга, вакцинации, а также курсов по укреплению здоровья, так как больничные кассы в рамках ОМС могут сами выбирать, с какими поставщиками медицинских услуг и в какой форме заключать договоры на оказание перечисленных процедур (а не только с ассоциациями ВОП способом подушевого финансирования10).

Схожая форма договоров между страховыми медицинскими организациями системы ОМС и ассоциациями (сообществами)11 ВОП существует в Голландии. Она предполагает, что страховые медицинские организации договариваются о цене, объеме и качестве медицинских услуг, оказываемых ВОП, с сообществами данных врачей. Под сообществами здесь подразумеваются комитеты ВОП, а также представительства как национальной ассоциации врачей общей практики, так и комитетов ВОП. В оплату медицинских услуг, оказываемых врачами общей практики по программе ОМС, входят фиксированные суммы с каждого зарегистрированного за ними пациента, охваченного данным видом страхования. Максимальные тарифы на оплату медицинских услуг устанавливаются посредством согласования между национальной ассоциацией врачей общей практики, страховыми медицинскими

организациями указанной системы, а также министерством здоровья, социального

обеспечения и спорта Нидерландов.

Некоторые авторы определяют указанные договоры системы ОМС в Нидерландах как рамочные12. Действительно, по своей природе

9 Коротко о системе обязательного медицинского страхования в Германии. URL: http://urlid.ru/abes

10 Busse R., Blümel M. Germany: health system review // Health Systems in Transition. 2014. Vol. 16. № 2. P. 149.

11 В данной статье для обозначения национальных и региональных ассоциаций, комитетов, представительств комитетов, представительств национальных ассоциаций врачей общей практики используется общий термин «сообщества ВОП». Здесь не применяется термин «объединения ВОП», так как под ним в научной литературе понимается также объединение врачей в группы для совместной практики.

12 Schäfer W., Kroneman M., Boerma W., van den BergM.,

Westert G., Deville W. and van Ginneken E. The Netherlands:

рамочный договор «для сторон никаких обязательств не создает, а лишь направлен на их организацию, устанавливая основы во взаимоотношениях участников»13. Так происходит и в голландской системе ОМС. Страховая медицинская организация договаривается с определенным сообществом ВОП (например, с комитетом) о тарифах и условиях оплаты медицинских услуг. Впоследствии врач, участвующий в таком сообществе, при расчетах со страховыми медицинскими организациями системы ОМС должен следовать условиям этого договора. Но страховая медицинская организация сохраняет за собой возможность договариваться с самими врачами о снижении тарифов на медицинские услуги.

Согласно условиям рамочных договоров в системе ОМС Нидерландов ВОП направляют счета непосредственно страховым медицинским организациям, а не в свои комитеты либо представительства. В этом заключается отличие рамочных договоров в голландской системе ОМС от договоров больничных касс с региональными ассоциациями ВОП в немецкой системе ОМС. Таким образом, страховые медицинские организации системы ОМС Нидерландов могут повышать свою конкурентоспособность за счет сокращения издержек (снижения цены медицинских услуг). Тем не менее, по некоторым данным, на практике это явление наблюдается

" 14

крайне редко14.

Представляется, что ориентация застрахованных при выборе страховых медицинских организаций системы ОМС на уровень сервисных услуг и размер страховых взносов привела к снижению интереса у них конкурировать между собой по качеству, а следовательно, и стоимости медицинских услуг. В результате, как было отмечено, страховые медицинские организации голландской системы ОМС в большинстве своем не договариваются с врачами общей практики о снижении тарифов на медицинскую помощь15.

Health system review // Health Systems in Transition. 2010. Vol. 12. № 1. P. 85.

13 Бычков А. Конструкция рамочного договора. Особенности применения. URL: http://fingazeta.ru/discuss/50463/

14 Schäfer W., Kroneman M., Boerma W., van den Berg M., Westert G., Deville W. and van Ginneken E. The Netherlands: Health system review // Health Systems in Transition. 2010. Vol. 12. № 1. P. 92.

15 Рубин Ю.Б. Дискуссионные вопросы современной теории конкуренции // Современная конкуренция. 2010. № 3; Рубин Ю.Б. Стратегии и тактики конкурентного поведения // Современная конкуренция. 2007. № 3.

Также в Нидерландах лица, застрахованные по ОМС, могут свободно выбирать ВОП. В частности, такая возможность обеспечивается для них благодаря тому, что врачи имеют право направлять счета за оказанные застрахованным услуги в их страховые медицинские организации, даже если между такими врачами и организациями не заключен договор на оплату медицинских услуг16.

Итак, в голландской системе ОМС страховые медицинские организации в большинстве своем не используют возможность договариваться с ВОП о снижении тарифов на их услуги. Также в связи с правом застрахованных обращаться к любым врачам общей практики для таких организаций становится невозможным отбор ВОП по качеству медицинских услуг.

Можно сделать вывод, что рамочные договоры в системе ОМС Нидерландов, а также договорные отношения между больничными кассами и региональными ассоциациями ВОП в немецкой системе ОМС предполагают следующее. Страховые медицинские организации,

осуществляющие ОМС, в Германии и Голландии согласовывают цену и объем медицинских услуг, обеспечиваемых в рамках данного вида страхования, с некими сообществами врачей общей практики. При этом в условиях договорных отношений с такими сообществами отдельные страховые медицинские организации системы ОМС не могут осуществлять отбор поставщиков

17

медицинских услуг по качеству и стоимости .

Место конкуренции по качеству медицинских услуг между страховыми медицинскими организациями в системе обязательного медицинского страхования (на примере Германии и Нидерландов)

В системах ОМС Германии и Голландии страховые медицинские организации могут оказывать некоторое влияние на качество медицинских услуг с помощью системы штрафов и взысканий с ВОП за необоснованную медицинскую помощь, а также за несоответствие цены и качества такой помощи определенным критериям. Эти критерии разрабатываются по согласованию между страховыми медицинскими организациями системы ОМС и сообществами ВОП.

16 Schäfer W., Kroneman M., Boerma W., van den BergM., Westert G., Deville W. and van Ginneken E. The Netherlands: Health system review // Health Systems in Transition. 2010. Vol. 12. № 1. P. 92.

17 Социальный кодекс Германии. URL:

http://www. sozialgesetzbuch-sgb.de/sgbv/20. html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Штрафы и взыскания мотивируют ВОП на повышение качества их услуг. Но в условиях конкуренции для страховых медицинских организаций системы ОМС не менее важным фактором является информационное сопровождение. В рамках договоров с сообществами ВОП такие организации не могут направлять застрахованных граждан к определенным поставщикам медицинских услуг. В связи с этим они ограничены в возможности контроля за качеством и доступностью фактически оказываемой медицинской помощи. Но страховые медицинские организации системы ОМС могут влиять на выбор застрахованных лиц посредством предоставления им информации о качестве медицинской помощи. Таким образом, информационное сопровождение является одним из основных инструментов конкуренции по качеству медицинских услуг для страховых медицинских организаций системы ОМС в условиях договорных отношений с региональными ассоциациями (в Германии) или с комитетами, их представительствами, а также представительствами национальной ассоциации (в Голландии) врачей общей практики.

В Голландии вопросами обеспечения лиц, застрахованных в рамках ОМС, информацией о качестве и доступности медицинской помощи занимается правительство. У застрахованных граждан формируется представление о качестве медицинской помощи, которое обеспечивает та или иная страховая медицинская организация системы ОМС. За счет этого предполагается повысить интерес страховых медицинских организаций к конкуренции по качеству медицинских услуг18.

В рассматриваемых странах сформированы дополнительные условия для вовлечения страховых медицинских организаций в процесс контроля за качеством, стоимостью и объемами медицинских услуг в рамках ОМС. С 2000 г. в Германии страховые медицинские организации системы ОМС могут заключать селективные договоры с врачами общей практики, а также другими поставщиками медицинских услуг. Это стало возможным после введения двух специальных программ данного вида страхования: «Интегрированная медицинская помощь» и «Семейный врач». В рамках данных программ больничные кассы могут оказывать влияние на выбор ВОП застрахованными лицами и на стоимость таких услуг. Например, программа

18 Daley C., Gubb J. Healthcare Systems: Netherlands. Civitas Report. Updated by Clarke E. 2011, Bidgood E. January 2013. P. 4-8.

«Интегрированная медицинская помощь» предполагает, что страховые медицинские организации системы ОМС вместо договоров с региональными ассоциациями ВОП строят договорные отношения непосредственно с самими ВОП и могут выбирать таких поставщиков медицинских услуг. В этом случае цена и критерии качества медицинских услуг согласовываются между страховыми медицинскими организациями и отдельными врачами (так же, как и способ оплаты таких услуг). Застрахованные в рамках ОМС по программе «Интегрированная медицинская помощь» граждане могут обращаться только к врачам, с которыми у их страховых медицинских организаций заключен договор19.

Следует отметить, что доля лиц, которые застрахованы в немецкой системе ОМС и которые выбрали специальные программы, значительно ниже, чем доля застрахованных по стандартной программе.

В Голландии возможность страховых медицинских организаций системы ОМС заключать селективные договоры с поставщиками медицинских услуг

распространена на некоторые случаи оказания медицинской помощи (услуги медсестер, незначительные хирургические операции, ЭКГ-диагностику, скрининг золотистого стафилококка и др.)20.

Представляется, что наилучшая среда для конкуренции страховых медицинских организаций системы ОМС по качеству и цене медицинских услуг сформирована в области селективных договоров.

Итак, улучшение соотношения «цена - качество» медицинских услуг в системе ОМС может быть достигнуто за счет введения рыночных механизмов в данной системе.

Улучшение показателя «цена медицинских услуг» в рамках ОМС означает, что страховые медицинские организации добиваются

обоснованной цены на медицинские услуги у их

19 Andree Ehlert, Dirk Oberschachtsiek and Stefan Prawda. Cost Containment and Managed Care: Evidence from German Macro Data // University of Lüneburg Working Paper Series in Economics. October 2013. № 284. P. 5, 6.

20 Green D., Irvin B. Healthcare System: Germany. Civitas

Report, 2001. Updated by Clarke E., 2012, Bidgood E. January 2013. P. 9, 10; Thomson S., Osborn R., Squires D., Jun M. International Profiles of Health Care Systems, 2012 // The

Commonwealth Fund, November 2012. P. 48; Schäfer W., Kroneman M., Boerma W., van den Berg M., Westert G., Deville W. and van Ginneken E. The Netherlands: Health system review // Health Systems in Transition. 2010. Vol. 12. № 1. P. 85.

поставщиков. Такое улучшение может быть достигнуто также за счет того, что страховая медицинская организации будет искать наименее затратные варианты организации лечебных и диагностических процедур, но при этом не в ущерб их качеству. Например, законодательством Германии предусмотрена возможность для указанных организаций разрабатывать пилотные проекты финансирования медицинской помощи в рамках ОМС. Такие проекты позволяют использовать различные способы оплаты медицинских услуг, в том числе в отношениях с ВОП, то есть не только подушевое финансирование. Тем не менее данные проекты могут охватывать только некоторые виды медицинских услуг или дополнительные программы ОМС, которые были перечислены ранее.

В целом, как известно, использование подушевого финансирования в рамках ОМС позволяет значительно снизить цену на медицинские услуги в сравнении с их прямой оплатой или оплатой в рамках добровольного медицинского страхования. Это объясняется тем, что поставщики медицинских услуг получают гарантированный постоянный доход за счет средств системы ОМС в рамках подушевого финансирования и поэтому

соглашаются на снижение тарифов на

21

медицинские услуги .

Однако условия подушевого финансирования оговариваются на региональном уровне между страховыми медицинскими организациями указанной системы и ассоциациями ВОП. Эти условия устанавливаются исходя из средней потребности в медицинских услугах у застрахованных лиц всего региона. Фактически это не позволяет учитывать в процессе финансирования специфические потребности застрахованных лиц в медицинских услугах.

Польза пилотных проектов для страховых медицинских организаций немецкой системы ОМС заключается в следующем. При разработке пилотных проектов финансирования медицинской помощи страховые медицинские организации самостоятельно выбирают способ, условия оплаты, а также поставщиков медицинских услуг с учетом потребностей застрахованных в них лиц. Следовательно, такие проекты способны в некоторых случаях обеспечивать страховым медицинским организациям системы ОМС экономию средств.

21 Мозалёв А.В. Добровольное медицинское страхование: особенности и направления развития в Российской Федерации. М., 2012. С. 65-66.

Итак, в Германии и Нидерландах в результате реформ, проводимых в системах ОМС в последние годы, созданы и продолжают совершенствоваться условия для развития конкуренции между страховыми организациями данной системы.

Условия развития конкуренции по качеству медицинских услуг в системе обязательного медицинского страхования Российской Федерации

В российской системе ОМС допускается только одна форма договоров на оплату медицинских услуг. Страховые медицинские организации в пределах своего региона обязаны заключать договоры со всеми медицинскими учреждениями, участвующими в реализации территориальной программы ОМС данного региона. То есть если застрахованный в рамках ОМС гражданин прикреплен к одному из медицинских учреждений, участвующих в указанной программе, то его страховая медицинская организация законодательно

обязана иметь договор с таким учреждением. По мнению И.М. Шеймана, подобная практика заключения договоров «тормозит конкуренцию по качеству в крупных городах, так как... застрахованному практически невозможно определить, чем страховщики отличаются друг от друга»22. Сама по себе обязанность заключать договоры на оказание медицинских услуг со всеми

медицинскими учреждениями в регионе исключает для страховых медицинских организаций этого региона возможность отбирать поставщиков медицинских услуг и, следовательно, конкурировать за привлечение застрахованных лиц по качеству данных услуг.

Также в России существует проблема нехватки медицинских учреждений23. Поэтому в ряде регионов нашей страны страховые медицинские организации системы ОМС, как правило, не могут предоставить застрахованным лицам возможность выбора медицинских учреждений.

Согласно Посланию Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.12.2013 страховые медицинские организации системы ОМС должны быть «заинтересованы в том, чтобы медицинские учреждения предоставляли качественные услуги, следили за этим и давали финансовую оценку их работе, чтобы у пациента была, наконец, возможность выбрать то медицинское учреждение, которое, по его мнению, работает лучше»24. Представляется, что при решении данной задачи целесообразно учесть опыт Голландии и Германии в стимулировании страховых медицинских организаций системы ОМС к конкуренции за привлечение застрахованных по качеству медицинских услуг, адаптировав его положительные моменты к российским условиям.

23 URL: http://onf.ru/2015/02/19/fond-zdorove-podnyal-na-stavropole-problemy-nehvatki-vrachebnyh-kadrov-i-rosta

24 URL: http://www.kremlin.ru/news/19825

22 Шейман И.М. Теория и практика рыночных отношений в здравоохранении. М.: ГУ ВШЭ, 2008. С. 293.

Список литературы

1. Вигдорчик Н.А. Социальное страхование. Систематическое изложение истории, организации и практики всех форм социального страхования. СПб.: Практическая медицина, 1912. С. 100-109.

2. Логвинова И.Л. Взаимное страхование как метод создания страховых продуктов в российской экономике. М.: Анкил, 2010. С. 207.

3. Логвинова И.Л. Публично-правовое страхование как проявление социальной роли системы страхования в условиях рыночной экономики // Страховое дело. 2014. № 7. C. 13-16.

4. Логвинова И.Л. Добровольное медицинское страхование и финансирование отечественной системы здравоохранения // Страховое дело. 2011. № 10. С. 35-41.

5. Мозалёв А.В. Особенности финансовых отношений при добровольном медицинском страховании в Российской Федерации // Экономические науки. 2012. № 90. С. 125-129.

6. Портер Е. Майкл. Конкурентная стратегия: методика анализа отраслей и конкурентов. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. С. 74.

7. Рубин Ю.Б. Дискуссионные вопросы современной теории конкуренции // Современная конкуренция. 2010. № 3. С. 38-67.

8. Рубин Ю.Б. Стратегии и тактики конкурентного поведения // Современная конкуренция. 2007. № 3. С. 81-96.

9. Сучкова Е.Н. Медицинское страхование за рубежом // Обязательное медицинское страхование в Российской Федерации. 2008. № 3. С. 19.

10. Шейман И.М. Зарубежный опыт реализации рыночных моделей здравоохранения // Здравоохранение. 2009.№ 4. С. 3-21.

11. Шейман И.М. Теория и практика рыночных отношений в здравоохранении. М.: Высшая школа экономики, 2008. С. 197, 293.

12. Schmidt H., Stock S., Doran T. Moving Forward with Wellness Incentives Under the Affordable Care Act: Lessons from Germany. The Commonwealth Fund // Issues in International Health Policy. 2012. Vol. 13. Iss. 1603. P. 3.

13. WynandP.M.M. van de Ven and Frederik T. Schut. Universal Mandatory Health Insurance In The Netherlands: A Model For The United States? // Health Affairs. 2008. Vol. 27. № 3. P. 775.

14. Enthoven A. A Living Model Of Managed Competition: A Conversation With Dutch Health Minister Ab Klink // Health Affairs. 2008. Vol. 27. № 3. P. 203.

15. Schoen C., Osborn R., Squires D., Doty M.M., Pierson R., Applebaum S. How Health Insurance Design Affects Access to Care and Costs, by Income, in Eleven Countries // Health Affairs. 2010. Vol. 29. № 12. P. 2332.

16. Allen J., Gay B., Crebolder H., Heyrman J., Svab I., Ram P., Evans Ph. The European Definition of General Practice / Family Medicine. WONCA EUROPE, 2011. P. 10.

17. Busse R., BlumelM. Germany: Health System Review // Health Systems in Transition. 2014. Vol. 16. № 2. P. 149.

18. Schäfer W., Kroneman M., Boerma W., van den BergM., Westert G., Deville W. and van Ginneken E. The Netherlands: Health System Review // Health Systems in Transition. 2010. Vol. 12. № 1. P. 85, 92.

19. Andree Ehlert, Dirk Oberschachtsiek and Stefan Prawda. Cost Containment and Managed Care: Evidence from German Macro Data // University of Lüneburg Working Paper Series in Economics. October 2013. № 284. P. 5, 6.

20. Thomson S., Osborn R., Squires D., Jun M. International Profiles of Health Care Systems, 2012. The Commonwealth Fund, November 2012. P. 48.

ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)

Insurance

COMPETITION AMONG HEALTH INSURANCE ORGANIZATIONS OPERATING WITHIN THE COMPULSORY HEALTH INSURANCE SYSTEMS OF FOREIGN COUNTRIES

Evgenii V. FURMAN

Moscow University for Industry and Finance 'Synergy', Moscow, Russian Federation [email protected]

Article history:

Received 2 November 2015 Accepted 18 November 2015

JEL classification: G22, I13

Keywords: compulsory health insurance, health maintenance organization, framework contract, competition, health service quality

Abstract

Subject The article considers health insurance organizations operating in compulsory health insurance systems and vying for capturing the insured persons and health service quality (the German and Dutch experience).

Objectives The study aims to determine the place of competition on health service quality among health insurance organizations of compulsory health insurance systems of foreign countries, to define conditions promoting the competition on attracting the insured persons in the said systems. Methods Using abstract and logical methods of research, I determined the place and conditions of competition on attracting the insured persons among health insurance organizations involved in compulsory health insurance systems of foreign countries.

Results The findings show that the compulsory health insurance systems of Germany and the Netherlands have conditions for competition development among health insurance organizations on attracting clients. The competition serves to stimulate these organizations to search for the best balance of price and quality of medical services rendered within the compulsory health insurance system.

Conclusions In the course of creating the conditions for competition among health insurance organizations operating in the compulsory health insurance system of the Russian Federation, it is advisable to use the experience of Germany and the Netherlands in the promotion of competition on health service quality among relevant insurance organizations. Competition will ensure, in the best possible way, the engagement of health insurance organizations in improving the quality and reducing the price of medical care delivered to the insured persons under the compulsory health insurance scheme.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015

Acknowledgments

I express my deep appreciation to I.L. LOGVINOVA, Doctor of Economics, for support and continued interest

in the work, as well as for valuable advice and comments.

References

1. Vigdorchik N.A. Sotsial'noe strakhovanie. Sistematicheskoe izlozhenie istorii, organizatsii i praktiki vsekh form sotsial'nogo strakhovaniya [Social insurance. A systematic summary of history, organization and practice of all forms of social insurance]. St. Petersburg, Prakticheskaya meditsina Publ., 1912, pp.100-109.

2. Logvinova I.L. Vzaimnoe strakhovanie kak metod sozdaniya strakhovykh produktov v rossiiskoi ekonomike [Mutual insurance as a method of creating insurance products in the Russian economy]. Moscow, Ankil Publ., 2010, p. 207.

3. Logvinova I.L. Publichno-pravovoe strakhovanie kak proyavlenie sotsial'noi roli sistemy strakhovaniya v usloviyakh rynochnoi ekonomiki [Public insurance as a manifestation of the social role of insurance system under the market economy]. Strakhovoe delo = Insurance Business, 2014, no. 7, pp. 13-16.

4. Logvinova I.L. Dobrovol'noe meditsinskoe strakhovanie i finansirovanie otechestvennoi sistemy zdravookhraneniya [Voluntary medical insurance and financing the national health care system].

Strakhovoe delo = Insurance Business, 2011, no. 10, pp. 35-41.

5. Mozalev A.V. Osobennosti finansovykh otnoshenii pri dobrovol'nom meditsinskom strakhovanii v Rossiiskoi Federatsii [Specifics of financial relations under voluntary medical insurance in the Russian Federation]. Ekonomicheskie nauki = Economic Sciences, 2012, no. 90, pp. 125-129.

6. Porter M.E. Konkurentnaya strategiya: Metodika analiza otraslei i konkurentov [The Competitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors]. Moscow, Al'pina Biznes Buks Publ., 2005, p. 74.

7. Rubin Yu.B. Diskussionnye voprosy sovremennoi teorii konkurentsii [Debating points on the modern theory of competition]. Sovremennaya konkurentsiya = Modern Competition, 2010, no. 3, pp. 38-67.

8. Rubin Yu.B. Strategii i taktiki konkurentnogo povedeniya [Strategy and tactics of competitive behavior].

Sovremennaya konkurentsiya = Modern Competition, 2007, no. 3, pp. 81-96.

9. Suchkova E.N. Meditsinskoe strakhovanie za rubezhom [Medical insurance abroad]. Obyazatel'noe meditsinskoe strakhovanie v Rossiiskoi Federatsii = Compulsory Health Insurance in the Russian Federation, 2008, no. 3, p. 19.

10. Sheiman I.M. Zarubezhnyi opyt realizatsii rynochnykh modelei zdravookhraneniya [Foreign experience in implementing the market models of health care]. Zdravookhranenie = Health Care, 2009, no. 4, pp. 3-21.

11. Sheiman I.M. Teoriya i praktika rynochnykh otnoshenii v zdravookhranenii [The theory and practice of market relations in the health care]. Moscow, HSE Publ., 2008, pp. 197, 293.

12. Schmidt H., Stock S., Doran T. Moving Forward with Wellness Incentives Under the Affordable Care Act: Lessons from Germany. The Commonwealth Fund. Issues in International Health Policy, 2012, vol. 13, iss. 1603, p. 3.

13. Wynand P.M.M. van de Ven, Frederik T. Schut. Universal Mandatory Health Insurance in the Netherlands: A Model for the United States? Health Affairs, 2008, vol. 27, no. 3, p. 775.

14. Enthoven A. A Living Model of Managed Competition: A Conversation with Dutch Health Minister Ab Klink. Health Affairs, 2008, vol. 27, no. 3, p. 203.

15. Schoen C., Osborn R., Squires D., Doty M.M., Pierson R., Applebaum S. How Health Insurance Design Affects Access to Care and Costs, by Income, in Eleven Countries. Health Affairs, 2010, vol. 29, no. 12, p. 2332.

16. Allen J., Gay B., Crebolder H., Heyrman J., Svab I., Ram P., Evans Ph. The European Definition of General Practice / Family Medicine. WONCA EUROPE, 2011, p. 10.

17. Busse R., Blümel M. Germany: Health System Review. Health Systems in Transition, 2014, vol. 16, no. 2, p. 149.

18. Schäfer W., Kroneman M., Boerma W., van den Berg M., Westert G., Deville W., van Ginneken E. The Netherlands: Health System Review. Health Systems in Transition, 2010, vol. 12, no. 1, pp. 85, 92.

19. Ehlert A., Oberschachtsiek D., Prawda S. Cost Containment and Managed Care: Evidence from German Macro Data. University of Lüneburg Working Paper Series in Economics, 2013, no. 284, pp. 5, 6.

20. Thomson S., Osborn R., Squires D., Jun M. International Profiles of Health Care Systems, 2012. The Commonwealth Fund, November 2012, p. 48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.