Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность
УКД 343.791
А.В. Тимофеев
профессор
Санкт-Петербургский университет МВД России Российская Федерация, 198206, Санкт-Петербург, ул. Лётчика Пилютова, д. 1.
E-mail: [email protected].
Противодействие преступлениям в сфере обязательного медицинского страхования
Аннотация: В финансово-кредитной системе Российской Федерации особое место отведено небанковским (или специальным) кредитно-финансовым институтам. К таким институтам, в частности, следует отнести страховые компании и страховые общества. Они занимают существенную долю рынка финансовых услуг.
В статье рассмотрены вопросы обеспечения оперативно-розыскного противодействия преступлениям, совершаемым в государственных внебюджетных фондах и, в частности, в сфере обязательного медицинского страхования (ОМС).
Эффективное оперативно-розыскное противодействие преступлениям в вышеуказанной сфере невозможно без знания сотрудниками подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции (ЭБ и ПК) механизма функционирования криминальных схем, которыми пользуются преступники с целью хищения средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Наиболее типичным преступлением в сфере обязательного медицинского страхования является мошенничество работников государственных бюджетных учреждений здравоохранения, которые вносят ложные сведения в карту пациента о якобы оказанных медицинских услугах.
В статье автор раскрывает и подробно описывает функционирование некоторых преступных схем хищения денежных средств из Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Как правило, эти преступления совершаются в составе организованной группы. Зачастую в состав такой преступной группы входят не только работники бюджетного медицинского учреждения, но и работники страховой медицинской организации, а также сотрудники территориального фонда Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Ключевые слова: преступления в финансово-кредитной сфере, преступные схемы хищения денежных средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования, подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции.
Для цитирования: Тимофеев А.В. Противодействие преступлениям в сфере обязательного медицинского страхования // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2019. - № 1 (81). - С. 165-170.
Aleksandr V. Timofeev
Professor
Saint-Petersburg University of the MIA of Russia 1, Letchika Pilyutova str., Saint-Petersburg, 198206, Russian Federation
E-mail: [email protected].
Combating crimes in the field of compulsory health insurance
Annotation: In the financial and credit system of the Russian Federation, a special place is given to non-Bank (or special) credit and financial institutions. Such institutions, in particular, include insurance companies and insurance societies. They occupy a significant share of the financial services market.
The article deals with the issues of ensuring operational-search counteraction to crimes committed in the state extra-budgetary funds and in particular in the field of compulsory health insurance (CHI).
Effective operational-search counteraction to crimes in the above sphere is impossible without knowledge of employees of divisions of economic security and counteraction of corruption (ES and CC) of the mechanism of functioning of criminal schemes which are used by criminals for the purpose of plunder of means of Federal compulsory health insurance Fund.
The most typical crime in the field of compulsory health insurance is the fraud of employees of state budgetary health institutions, which make false information in the patient's card about the alleged medical services provided.
In the article the author reveals and describes in detail the functioning of some criminal schemes of embezzlement of funds from the Federal compulsory health insurance Fund. As a rule, these crimes are committed as part of an organized group. Often the structure of such criminal group includes not only employees of the budgetary medical institution, but also employees of the insurance medical organization and also employees of territorial Fund of Federal compulsory medical insurance Fund.
Keywords: crimes in the financial and credit sphere, criminal schemes of embezzlement of funds of the Federal compulsory medical insurance Fund, economic security and anti-corruption units.
For citation: Timofeev A.V. Combating crimes in the field of compulsory health insurance // Vestnik of St. Petersburg University of the Ministry of internal Affairs of Russia. - 2019. - № 1 (81). - P. 165-170.
Специальные кредитно-финансовые институты занимают особое место в системе финансово-кредитных учреждений Российской Федерации. К таким институтам следует отнести инвестиционные компании и инвестиционные фонды, страховые компании и страховые общества, пенсионные фонды, лизинговые фирмы, финансовые компании, ломбарды, трастовые компании и т.д.
На рынок финансовых услуг наиболее существенное влияние оказывают страховые компании и страховые общества.
Государственное регулирование деятельности страховых организаций в Российской Федерации возложено на Центральный Банк Российской Федерации (ЦБ России).
В рамках исполнения своих надзорных и контрольных функций Центральный Банк в 2018 году лишил лицензии более десяти страховых компаний. Основной причиной данных действий регулятора являются «финансовая неустойчивость» страховой компании; ненадлежащий порядок и условия инвестирования страховых резервов и собственных средств; непредоставление ЦБ затребованных им документов.
Обязательное социальное страхование -часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.
Финансовая основа системы государственного социального страхования - это государственные внебюджетные фонды:
- Пенсионный фонд Российской Федерации;
- Фонд социального страхования Российской Федерации;
- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Особое внимание оперативные сотрудники подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции (ЭБ и ПК) органов внутренних дел уделяют вопросам оперативно-розыскного противодействия преступлениям в государственных внебюджетных фондах. Речь прежде всего идёт о хищении денежных средств из Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР) и Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС).
Остановимся более подробно на преступлениях, имеющих отношение к Федеральному фонду обязательного медицинского страхования (ФФОМС). В этой сфере преобладают преступные посягательства, связанные с хищением и нецелевым использованием денежных средств Федерального фонда. Такие действия могут быть квалифицированы как мошенничество (ст. 159 УК РФ), присвоение или растрата (ст. 160 УК РФ), а также как злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) или превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ). Безусловно, вышеуказанные действия могут быть сопряжены с получением взятки (ст. 290 УК РФ) или коммерческим подкупом (ст. 204 УК РФ).
Наиболее типичным преступлением в сфере обязательного медицинского страхования является мошенничество работников государственных бюджетных учреждений здравоохранения.
По оценкам специалистов Института развития общественного здравоохранения, в трёх из четырёх медицинских учреждений осуществляются приписки.
Эффективное оперативно-розыскное противодействие в сфере обязательного медицинского страхования (ОМС) невозможно без знания механизма функционирования криминальных схем, которыми пользуются преступники с целью хищения
средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Как же «работает» преступная схема хищения денежных средств Федерального фонда? Давайте рассмотрим функционирование одной из преступных схем. Суть её сводится к следующему.
На первоначальном этапе работник (или работники) государственного бюджетного учреждения здравоохранения вносит в медицинскую карту пациента данные о якобы оказанных медицинских услугах. Например, это может быть проведение дорогостоящих анализов и исследований, консультации у специалистов, приём лечащих врачей и т.д.
Следует отметить, что ведение медицинской карты (медкарта) является обязательным во всех случаях обращения гражданина за врачебной помощью. Более того, медкарта является основным учётным медицинским документом при оценке деятельности специалистов.
Далее, медицинское учреждение (организация) в конце каждого месяца формирует реестр счетов и счета на оплату медицинской помощи, оказанной обратившимся к ним лицам по ОМС. В этот же реестр включаются и счета на якобы оказанные медицинские услуги. Из таких счетов впоследствии формируется предполагаемая сумма хищения денежных средств Федерального фонда ОМС.
С целью получения оплаты за оказанную медицинскую помощь вышеуказанный пакет документов направляется в страховую медицинскую организацию.
«Страховые медицинские организации, осуществляющие обязательное медицинское страхование, являются негосударственными организациями, имеющими соответствующую лицензию и уставной капитал, определённый законодательством Российской Федерации.
Страховые медицинские организации работают в системе обязательного медицинского страхования по договорам с Территориальными фондами обязательного
медицинского страхования, в соответствии с которыми они получают финансирование для оплаты медицинской помощи, оказанной застрахованным гражданам по территориальной программе обязательного медицинского страхования»1.
В свою очередь, страховая медицинская организация в соответствии с договором о финансовом обеспечении представляет в территориальное отделение Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) заявку на получение целевых средств на оплату счетов за оказанную медицинскую помощь.
В том случае, если заявка удовлетворена, денежные средства из ФФОМС поступают на счёт страховой медицинской организации.
Взаимодействие территориального фонда ОМС со страховыми медицинскими организациями осуществляется в соответствии с договорами в сфере обязательного медицинского страхования.
В свою очередь, страховые медицинские организации связаны договорными обязательствами с медицинскими учреждениями.
Во исполнение договорных обязательств страховая медицинская организация направляет средства ФФОМС на оплату оказанной медицинской помощи в медицинскую организацию.
После получения медицинской организацией денежных средств Фонда наступает следующий этап реализации преступной схемы. Руководитель финансовой службы медучреждения анализирует поступившие средства, проводит их сверку с «черновыми записями» и формирует предполагаемую сумму хищения денежных средств Федерального фонда ОМС. Предполагаемая сумма хищения была сформирована на первоначальном этапе, т.е. за счёт приписок об якобы оказанных медицинских услугах.
Страховые медицинские организации [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федерального фонда обязательного медицинского страхования. - URL: http://www.ffoms.ru/system-oms/about-fund/ questions-oms/health-insurance-companies/ (дата обращения: 21.11.2018).
Далее, поступившие денежные средства, как правило, обналичиваются, а затем присваиваются.
Как обналичить денежные средства, поступившие в медицинскую организацию? Способов незаконного обналичивания денежных средств довольно много. Одним из них может быть способ, при котором заключается мнимая сделка [1, с. 48] на выполнение работ или оказание услуг между медицинской организацией и какой-то подрядной организацией. Более подробно на этом вопросе останавливаться не будем.
Из представленной схемы видно, что реализация преступных замыслов возможна лишь при существовании в медицинской организации преступной группы. Действительно, осуществить приписки в медицинской карте пациента возможно и одному человеку, но осуществить второй этап -практически нет.
Как правило, в состав такой организованной преступной группы входит руководитель медицинской организации, работник финансового подразделения (главный бухгалтер) этой же организации и медперсонал.
Оценивая роль каждого из участников преступной группы в реализации схемы хищения денежных средств из Фонда ОМС, следует использовать такой критерий, как наличие прямой корыстной заинтересованности лица в совершении преступления. Данный критерий позволяет выделить круг лиц из числа работающего персонала как потенциальных источников оперативно значимой информации [2, с. 81-84].
Рассмотрим роль и функции каждого из участников такой группы. Они строго определены. Так, руководитель медицинской организации не только планирует предполагаемую сумму хищения бюджетных денежных средств, но и обязывает медицинский персонал вносить в медицинские карты пациентов данные об якобы оказанных медицинских услугах. Он же оговаривает с финансовой службой (как правило, с главным бухгалтером) способ обналичивания денежных средств и механизм его осу-
ществления. После реализации преступных замыслов руководитель медицинской организации распределяет между участниками преступной группы похищенные денежные средства.
Главный бухгалтер в преступной группе исполняет функции финансового обеспечения реализации преступной схемы. Так, он формирует реестр счетов и счета на оплату оказанной медицинской помощи и ведёт учёт «черновых записей» по внесённым припискам в медицинские карты пациентов. Помимо этого, руководитель финансовой службы прорабатывает возможные варианты обналичивания денежных средств. Он же на конечном этапе совершения преступления реализует утверждённую руководителем медицинской организации преступную схему обналичивания денежных средств.
В соответствии с принятым критерием руководитель медицинской организации и главный бухгалтер имеют прямую корыстную заинтересованность в получении похищенных денежных средств. Следовательно, они не могут быть источником оперативно значимой информации о совершённом или планируемом преступлении.
Следует заметить, что роль медицинского персонала в преступной группе не всегда однозначна. Вышеуказанные работники могут сознательно участвовать в преступной группе и получать часть похищенных денежных средств, т.е. иметь личную корыстную заинтересованность в совершении противоправных деяний. Однако возможна ситуация, когда медицинский персонал хоть и осуществляет приписки о якобы оказанных медицинских услугах, но реальных денежных средств за это не получает. Иными словами, у таких людей отсутствует личная корыстная заинтересованность в совершении противоправных деяний. В этом случае они могут быть источником оперативно значимой информации.
Представленная преступная схема является наиболее простой. Встречаются схемы, когда в преступную группу вовлечены не только работники медицинского учреж-
дения, но и работники страховой медицинской организации, а также сотрудники территориального фонда Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Ярким примером реализации такой преступной схемы может служить территориальный фонд обязательного медицинского страхования Дагестана.
О нарушениях в сфере ОМС в Дагестане впервые стало известно в июне 2018 года. Глава республики Владимир Васильев прямо
заявил, что Фонд ОМС республики разворован, его долг составляет более 600 миллионов рублей. По материалам прокуратуры Республики Дагестан возбуждено и расследуется уголовное дело в отношении директора территориального фонда обязательного медицинского страхования, создавшего преступное сообщество, членами которого реализована преступная схема по хищению денежных средств Фонда на общую сумму свыше 210 млн. рублей.
Список литературы
1. Тимофеев А. В. Мнимая сделка как основной способ незаконного обналичивания денежных средств через платёжные терминалы // Мир юридической науки. - 201б. - № 4-5.
- С. 47-51.
2. Тимофеев А. В. Некоторые критерии оценки лиц причастных к преступлениям в сфере налогообложения // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2015.
- № 3 (б7). - С. S1-S4.
3. Страховые медицинские организации [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федерального фонда обязательного медицинского страхования. - URL: http://www.ffoms. ru/system-oms/about-fund/questions-oms/health-insurance-companies/. (дата обращения: 21.11.201S).
4. Ларичев В. Д. Мошенничество в сфере страхования. - Москва, 2012. - 30б с.
5. Омелин В. Н. Проведение оперативно-розыскных мероприятий с учётом решений Конституционного Суда и Европейского Суда по правам человека. - Москва: ВНИИМ МВД России, 2015. - 39 с.
References
1. Timofeyev A. V. Mnimaya sdelka kak osnovnoy sposob nezakonnogo obnalichivaniya denezhnykh sredstv cherez platozhnyye terminaly // Mir yuridicheskoy nauki. - 201б. - № 4-5. -S. 47-51.
2. Timofeyev A. V. Nekotoryye kriterii otsenki lits prichastnykh k prestupleniyam v sfere nalogooblozheniya // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. - 2015. - № 3 (б7).
- S. S1-S4.
3. Strakhovyye meditsinskiye organizatsii [Elektronnyy resurs] // Ofitsial'nyy sayt Federal'nogo fonda obyazatel'nogo meditsinskogo strakhovaniya. - URL: http://www.ffoms.ru/system-oms/ about-fund/questions-oms/health-insurance-companies/. (data obrashcheniya: 21.11.201S).
4. Larichev V. D. Moshennichestvo v sfere strakhovaniya. - Moskva, 2012. - 30б s.
5. Omelin V. N. Provedeniye operativno-rozysknykh meropriyatiy s uchotom resheniy Konstitutsionnogo Suda i Yevropeyskogo Suda po pravam cheloveka. - Moskva: VNIIM MVD Rossii, 2015. - 39 s.
© Тимофеев А.В., 2019
Статья поступила в редакцию 29.12.201S г.