ЧАН ДЫК ЛЫОНГ, Институт экономики РАН СТРАХОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ РИСКОВ ВО ВЬЕТНАМЕ
Вьетнам является членом Международной Ассоциации Страховщиков Депозитов (IADI), которая была сформирована в мае 2002 г. как некоммерческая организация, составляющая, согласно швейцарскому Законодательству, отдельное юридическое лицо, с постоянным местом нахождения в Банке международных расчетов в Базеле, Швейцария. Ассоциация «IADI» призвана поддерживать обмен опытом и обеспечивать повышение эффективности страхования депозитов. Ее функции заключаются в содействии: обеспечению стабильности страховых систем, развитию международного сотрудничества в области страхования депозитов и поддержке широких международных связей между страховщиками депозитов и другими заинтересованными сторонами. Вьетнам же, в качестве одного из 47 стран-членов Ассоциации, представлен национальной организацией «Страхование Депозитов Вьетнама».
Что касается российского опыта страхования финансовых рисков, то его передача во Вьетнам осуществляется несколькими путями.
Первый из них представляет собой обязательство российской и вьетнамской сторон при заключении межбанковских соглашений вносить в текст последних пункт о страховании.
Второе направление - это организация и деятельность дочерних страховых организаций России на территории СРВ. Такой опыт уже есть: российский страховой брокер «Малакут»1 открыл свое представительство в Ханое, руководителем которого назначен гражданин Вьетнама Ву Куан, имеющий уже 10-летний опыт работы на страховом рынке.
Представительству «Малакут» во Вьетнаме предстоит осуществлять деятельность на страховом рынке Юго-Восточной Азии. Основными направлениями деятельности компании являются страхование и перестрахование финансовых, энергетических, имущественных, авиационных и морских рисков, рисков грузоперевозок, а также облигаторное перестрахование. Компания специализируется на обслуживании и консультировании корпоративных клиентов в области страхования, а также перестрахования различных рисков. Вопрос о страховании финансовых рисков обычно ложится на вьетнамскую сторону, хотя в перспективе российские партнеры готовы разделить эту ответственность. В дальнейшем страховщик намеревается реорганизовать вьетнамское представительство в независимую дочернюю компанию.
Следует отметить, что сегодня финансовая система Вьетнама находится на стадии формирования. Одним из ее слабых мест является организация страхования финансовых рисков, и решение этой проблемы становится все более настоятельной потребностью. Это объясняется происходящим ростом инвестиций, включая иностранные, в экономику страны, увеличением численности совместных предприятий, появлением в стране предприятий со стопроцентным иностранным капиталом, а также ростом денежных вкладов населения и необходимостью их страхования.
1 «Малакут» специализируется на обслуживании и консультировании корпоративных клиентов в области страхования и перестрахования различных рисков. Имеет представительство на Украине, брокерские компании в Казахстане - SP-Malakut - и в Азербайджане - Malakut Sigorta. Являясь членом Международной Ассоциации страховых брокеров (International Insurance Brokers Association, IBA), компания «Малакут» представляет интересы ассоциации на территории стран бывшего СССР, кроме стран Балтии. На 2008 год лимит ответственности составляет 10 миллионов евро.
В 1992 г. под непосредственным руководством премьер-министра страны Фам Ван Кхая Государственный Банк Вьетнама, выполняющий функции Центробанка, разработал монетарную политику, которая исходила из принципа установления контроля над денежной массой в обращении, осуществления кредитной экспансии, сочетавшейся с перспективой экономического развития страны. Для облегчения контроля за ростом денежной массы во Вьетнаме введены в оборот новые крупные денежные купюры, что было призвано способствовать борьбе с фальшивомонетчиками. По той же причине был запланирован и полный переход на купюры, изготовленные из полимерных материалов, которые служат дольше бумажных денег2.
Особенностью вьетнамского денежного рынка по-прежнему является значительный удельный вес денежного агрегата МО (наличные деньги). Это свидетельствует о том, что денежный рынок страны еще в недостаточной степени развит. В отличие, например, от Китая, во Вьетнаме еще не создана солидная база банковских и финансовых денежных накоплений3. В результате, денежная система Вьетнама уязвима в плане влияния инфляционных процессов, тем более, что темп инфляции вырос с 7,5% в 2006 г. до 12,63% в 2007 г.4. Вместе с тем, в стране есть крупные валютные резервы. Согласно данным Всемирного банка и ЦРУ валютные резервы СРВ в 2006 г. составили 8,86 млрд. долл., или 16,75% ВВП. По вьетнамским оценкам, объем национальных валютных резервов превысил 10 млрд. долл.5. По аналитическим данным, Вьетнам располагает необходимым валютным ресурсом для беспроблемного обслуживания внешнего долга в сумме 20,9 млрд. долл., достигшего в 2006 г. 39,5% ВВП. Вьетнам является одним из региональных лидеров в области привлечения иностранных инвестиций, приток которых в 2007 г. составил 20,3 млрд. долл. против 3,3 млрд. долл. в 2005 г. Из проблем, влияющих на финансовую стабилизацию, надо назвать хронический дефицит торгового баланса, который в 2007 г. достиг 12,44 млрд. долл. США, что составило 25,7% стоимости экспорта6.
В начале 2006 г. приступила к работе фондовая биржа в Ханое, создав наряду с фондовой биржей в Хошимине обширное поле деятельности для вьетнамских и иностранных инвесторов. Вьетнам усиливает сотрудничество со странами региона в области ценных бумаг, прежде всего с финансовым центром Юго-Восточной Азии Сингапуром и ведет активную деятельность на азиатском рынке облигаций. Биржи в финансовой системе открывают перед участниками рынка возможность использования хеджирования, как механизма страхования от возможных потерь при сделках и управления рисками с целью устранения неопределенности будущих денежных потоков. Хеджирование позволяет иметь достоверную информацию о величине будущих денежных поступлений в результате коммерческой деятельности7 или размера возможных убытков, возникающих в результате неблагоприятного изменения цены или иного показателя объекта хеджирования. Под объектами хеджирования, согласно Закону о бирже СРВ, признаются активы и (или) обязательства, а также потоки денежных средств, связанные с указанными активами и (или) обязательствами или с ожидаемыми сделками. Такие правила полностью совпадают с установившейся на мировом рынке практикой.
2 РИА Новости. Ханой, 30 августа 2006.
3 Там же, 20 августа 2006.
4 http://www.vietnam pictorial.com
5 По данным ГСУ СРВ и министерства финансов Вьетнама.
6 Nguyen Ngoe Bao. Monetary Police Management of State Bank of Vietnam in Context of Securities Market Development // Vietnam Economic Review, 2007. N 9. P. 17-23.
7 РИА Новости. Ханой, 20 августа 2006.
Но в этом деле во Вьетнаме есть еще заметные трудности. Так, хотя во Вьетнаме открыт рынок ценных бумаг, жители страны предпочитают покупать акции на зарубежных онлайновых биржах, а вьетнамские инвесторы получили возможность торговать ценными бумагами на отечественной бирже. Однако немногие из них воспользовались этой возможностью. Большинство инвесторов считают более надежным и прибыльным занятием игру на иностранных биржах через Интернет, поскольку акции на бирже Ханоя или Хошимина не могут расти более, чем на 2% в день, а ежедневный оборот на рынке не может превышать 5 тыс. долл. Сейчас в стране насчитывается около 18 млн. пользователей Интернетом, что составляет 21,24% от общей численности населения. Этот показатель намного выше среднего мирового (18,9%) и общеазиатского уровня (12,4%).
Вьетнамские инвесторы работают в основном с такими онлайновыми компаниями, как Ameritrade, E-Trade и Trading Direct. Они пользуются порталами Yahoo и MSN для получения основной информации: котировок акций и различных новостей с финансовых рынков. Государственная комиссия по ценным бумагам (State Securities Commission) заявила об отсутствии у нее сведений о том, сколько вьетнамцев торгуют американскими акциями. E-Trade и Trading Direct, в свою очередь, сообщают, что они не регистрируют национальность своих абонентов, и только Ameritrade заявила, что среди ее пользователей насчитывается 250 вьетнамцев. Хотя торговля ценными иностранными бумагами не запрещена в СРВ, вьетнамское законодательство не разрешает вывозить американскую валюту за границу. Что касается ввоза иностранной валюты, то он не ограничен, и отечественным инвесторам даже не приходится платить налоги на доходы от торговли акциями за пределами Вьетнама, тем не менее, они стараются не афишировать свою деловую активность.
Несмотря на существующие ограничения, некоторые представители деловых и государственных структур приветствуют стремление предпринимателей заниматься онлайновыми брокерскими операциями, поскольку, по их мнению, это развивает менталитет свободного рынка, а также позволяет приобрести необходимые навыки торговли ценными бумагами. Но у такого рода деятельности еще нет достаточной правовой базы, в том числе страхования их финансовых рисков8.
Таким образом, можно предположить, что основные проблемы денежного и финансового рынка страны в ближайшие годы будут носить все более сложный и многосторонний характер. Достаточно сказать, что согласно государственному пятилетнему плану, к 2010 г. 10-15% ВВП будет приходиться на рынок ценных бумаг. Кроме того, продолжается рост инвестиций в экономику, а структура экономики диверсифицируется. Закон об иностранных инвестициях вместе с другими правовыми актами образовали четкую систему, привлекательную для иностранных предпринимателей. Инвестиции, поступившие во Вьетнам из разных источников, в 2007 г. достигли 33% ВВП. Более 100 крупных транснациональных компаний принимают участие в инвестиционных программах, которые реализуются на территории Вьетнама.
Согласно данным Министерства планирования и инвестиций Вьетнама, экономика страны получила 19 млрд. долл. инвестиционного капитала по линии ОДА. В начале XXI в. Вьетнам привлек в экономику свыше 70 млрд. долл. ПИИ из 70 стран и территорий и утвердил 6 тыс. инвестиционных проектов с иностранным участием. Всё это увеличило капитализацию рынка ценных бумаг, которая достигла суммы, равной 45% ВВП. Основная масса инвестиций направляется в промышленные и реэкспортные зоны, которые привлекательны для зарубежных инвестиций, вызывая ажиотажный спрос на землю в городах и в прилегающих к ним районах, что может привести к ипотечному кризису и усилить риск банкротств ипотечных организаций.
8 www.e-commerce.ru
Хотя иностранные банки устремились в СРВ, но их настораживает быстрое развитие объема непрямых инвестиций, плохих, невозвращэнных кредитов. Сейчас в СРВ действуют 4 совместных банка, около 60 представительств и 20 филиалов 50 крупнейших иностранных банков и финансовых организаций. Вьетнам поддерживает деловые контакты с Всемирным банком, МВФ, АБР и др. Ведущие финансовые учреждения СРВ имеют свои представительства в зарубежных странах. В середине 2002 г. в США были открыты первые в этой стране представительства Вьетнамского коммерческого банка (Вьеткомбанк) и Вьетнамского индустриального банка (Вьетиндебанк). По требованию ВТО Вьетнам как член этой организации с января 2007 г. должен ускорить реформу госпредприятий.
Однако государство, приступив к акционированию государственных коммерческих банков, стремится сохранить контроль над всей финансовой системой, чтобы не допустить развития финансовых рисков и серии банкротств. Сейчас государственные банки контролируют 80% финансового рынка страны, остальная часть приходится на долю «полуавтономных» финансовых учреждений (совместных и частных) - 12% и на банки с иностранным участием - 8%. В кредитно-денежной системе страны по-прежнему ведущую роль играет Госбанк Вьетнама, под патронажем которого работает свыше 60 коммерческих банков, находящихся в государственной собственности. В числе последних наиболее крупные Вьеткомбанк, обслуживающий экспортно-импортные финансовые потоки, Вьетиндебанк, специализирующийся на кредитовании промышленных и коммерческих предприятий, Сельхозбанк, финансирующий аграрный сектор, Банк инвестиций и развития (Вьетиндебанк), кредитующий долгосрочные инвестиционные проекты. Полномочия Государственного банка во Вьетнаме гораздо шире, чем в постсоциалистических странах9.
Логично, что во Вьетнаме в отношении работы иностранных кредитных организаций возникают серьезные проблемы, связанные с ограничениями, введенными по поводу страхования рисков. Ограничения во Вьетнаме не позволяют иностранным кредитным организациям осуществлять самостоятельно коммерческую деятельность на его территории. По вьетнамскому законодательству иностранная кредитная организация имеет право только приобретать акции (доли) отечественной кредитной организации, действующей в соответствии с законодательством СРВ. И только в этом случае она может осуществлять управление страховыми рисками.
9 Государственный банк Вьетнама является органом Правительства и действует как центральный банк, осуществляет функции государственного управления банковской деятельностью; является банком для кредитных организаций и банком, оказывающим денежные услуги правительству, способствующим стабильности банковской деятельности и системы кредитных организаций. Госбанк Вьетнама осуществляет выдачу, отзыв лицензий на создание и деятельность кредитных организаций (за исключением случаев, когда решение принимается премьер-министром) выдачу, отзыв лицензий на банковскую деятельность другим организациям, принимает решение о ликвидации, делении, объединении или поглощении кредитных организаций в соответствии с требованиями вьетнамского законодательства. Госбанк Вьетнама осуществляет проверку и инспектирование банковской деятельности, применяет меры в случае нарушения законодательства о банковской деятельности в соответствии со своими полномочиями, осуществляет валютное регулирование и валютный контроль, принимает участие в подписании международных договоров, касающихся денежной и банковской деятельности в соответствии с законодательством.