Научная статья на тему 'Основные тенденции и результаты развития экономики СРВ в 2006 г'

Основные тенденции и результаты развития экономики СРВ в 2006 г Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
285
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ / ВЬЕТНАМ (СРВ)

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мазырин Владимир Моисеевич

Dr. V. Mazyrin presents overview of core trends and achievements of Vietnam's economic performance. In the first section he evaluates consequences of inward and outward flows onto development facilities. The specific influence of global outcome was quite contradictious while market reforms inside the country created more stimuli for national progress and equitable growth. The second section informs on economic growth indicators which demonstrate macroeconomic stability and dynamics of Vietnam. In particular, it displays data on increasing of income per capita, an inflow of foreign direct investment and official development assistance, foreign trade turnover and regional cooperation acceleration. These achievements demonstrate the right way of economic politics. In the third section the structural shifts are examined. Transition to a market economy eased progressive changes of balance ratio between main sectors of manufacture and services. The author argues the trend of domestic economy transformation from agrarian into industrial one. It is accompanied by continuing ownership reallocation in the main realms of economic activities which fosters the country's move to a new order. Particularities and other core shifts in each realm (industry, agriculture, services and trade) are shown in this section too. The next large part of the paper explores main directions of financial policy thus assessing current reforms in this field. The author analyzes budget and revenue execution, credit and monetary methods of regulation, currency and exchange rate fluctuation, external debt performance, investment flows origins, outcome and capital disbursement realities. High investment activities are regarded as due confirmation of Vietnam's fast growth and its capital intensive character. Dr. Mazyrin confirms overall positive results of the process of Vietnam's market transformation and integration to global economy. Catch-up development of this country became enough sustainable. All above mentioned facts make possible to recognize Vietnam as borne Asian dragon though not yet flying.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции и результаты развития экономики СРВ в 2006 г»

Мазырин В. М.

ИСАА МГУ

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И РЕЗУЛЬТАТЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ СРВ В 2006 г.

Влияние внутренних и общемировых событий

В 2006 г. произошел ряд внутренних событий, существенно повлиявших на обстановку и ближайшее будущее СРВ. Началась реализация очередного пятилетнего плана социальноэкономического развития (2006-2010), важные решения принял X съезд правящей компартии, в том числе инициировав серьезное кадровое обновление в высшем эшелоне власти. Вьетнам успешно провел саммит стран АТЭС и вступил во Всемирную торговую организацию (ВТО). США спустя 10 лет после установлении дипотношений предоставили СРВ нормальный торговый режим (наибольшего благоприятствования). Все эти изменения значительно укрепили ее международный авторитет, создали благоприятные условия для экономического ускорения.

Следует иметь в виду, что новые решения и дополнительные стимулы опирались на успехи предыдущего периода. Начало третьего тысячелетия (за исключением первых двух лет) характеризуется поступательным ростом экономики, расширением сферы действия рыночных сил, международной торговли и инвестиций, получением значительных объемов внешней помощи и кредитов. Рыночный механизм начал работать достаточно стабильно, что выразилось в высокой и устойчивой экономической динамике.

Эти годы отличаются проведением многих рыночных реформ, которые откладывались. Так, были активизированы акционирование государственных предприятий, реорганизация банковского сектора, созданы равные условия конкуренции для всех хозяйственных укладов, иностранного и местного капита-

ТЛ О О

ла. В соответствие с долгосрочной стратегией развития страны курс на индустриализацию и модернизацию осуществлялся за счет углубления интеграции в мировую экономику. В результате социально-экономическое положение в СРВ все сильнее ста-

ло определяться основными тенденциями в мировой политике и хозяйстве.

В 2006г. в мировом хозяйстве возникли негативные явления. Произошло нарушение макроэкономического баланса, передававшееся по торговым и финансовым каналам из США другим крупным экономикам, прежде всего Европы, Японии и отчасти КНР. Масштабы дисбаланса медленно нарастали, что породило признаки нестабильности во всей мировой экономике. В ней отчетливо проявились инфляционные тенденции, произошло увеличение внешнеторгового и бюджетного дефицитов США и многих других странах.

Серьезное давление на производственные издержки оказало изменение мировых цен на нефть, влияющее на цену готовых изделий как прямо, так и косвенно. Причем, цены на продукцию добывающей и металлургической промышленности выросли даже сильнее, чем на нефть. В группе НИС рост инфляции (по индексу потребительских цен) удалось сохранить на скромном уровне (2,2%), а в развивающихся странах Азии он оказался почти в 2 раза выше, несмотря на усилия правительств по стабилизации цен1.

Отчасти такое положение привело к активизации транснациональных финансовых, торговых и иных потоков, прежде всего из развитых стран на быстро растущие рынки. Например, увеличился объем прямых и косвенных инвестиций в развивающиеся страны Азии (около 91 млрд. долл. ПИИ, в том числе 68 млрд. в Китай и Индию), расширился экспорт как товаров, так и рабочей силы в обратную сторону.

Эти явления оказали довольно противоречивое влияние на вьетнамскую экономику. Если розничные цены на нефтепродукты с трудом удавалось регулировать, то на потребительские товары, особенно на продукты питания, цены заметно выросли (ИПЦ на 6,7%). Благоприятная внешняя конъюнктура вызвала рост объемов и доходов экспорта, однако зависимость экономики от импорта привела также к его увеличению, заметно усилив внешнеторговый дефицит Вьетнама. Поднялся приток ПИИ, прежде всего из ведущих стран - Японии, США, НИС и ТНК. К негативным последствиям для экономического развития привели глобальные климатические изменения, выразив-

шиеся в частоте и масштабах - пока не осознанных - стихийных бедствий, эпидемий.

Рост темпов и объемных показателей экономики

Наиболее очевидным достижением СРВ является макроэкономическая стабилизация и рост, наступившие после спада национальной экономики в конце 1990-начале 2000-х гг. Вследствие ее высокой динамики идет быстрое увеличение абсолютных размеров ВВП (в 2006 г. около 61 млрд. долл.). Если в 2001-2005 гг. прирост ВВП составлял 7,51% в год, то в 2006 г. 8,17% - немного ниже, чем в 2005 г. (8,43%) . По темпам развития экономика СРВ заметно опередила все страны ЮВА, включая Сингапур (оценка МВФ 6,9%), а в Восточной Азии и в мире оказалась второй после Китая (10,2%). Даже если учесть завышение реальных показателей органами вьетнамской статистики, экономический рост здесь все равно остается высоким, достигая 5-6%. Поправка для Вьетнама, по нашим расчетам, может составить 1,5-2 процентных пункта, а с учетом экологических потерь 2,5-3.

При оценке динамики экономического роста надо учитывать, что он начался с низкой исходной базы, и Вьетнаму необходимо поддерживать его высокие значения, чтобы подтягиваться к уровню промышленно развитых стран. Ввиду незначительных размеров национальной экономики в 1980-е гг. (дореформенный период), даже высокая динамика сегодня дает относительно скромные результаты. Тем не менее, благодаря повышению в 2005-2007 гг. среднегодового прироста до 8-8,5% стало реальным удвоение национального дохода за 10 лет. Предусмотрено, что 7,2% составит «чистое» увеличение производимого продукта и еще 1,2-1,3% потребуется для компенсации естественного прироста населения, темпы которого существенно упали.

В расчете на душу населения отставание от соседей сокращается быстрее, особенно на основе паритета покупательной способности донга. Подушевой ВВП Вьетнама за год вырос с 637 до 721 долл., а поправленный на паритет покупательной способности (ППС) - с 2142 до 2451 долл., по сравнению же с 2004 г. этот показатель увеличился на 33%. Среднее потребление на человека в 2006 г. достигло в пересчете из теку-

щих цен в донгах - 500 долл. (в 2004 г. 395 долл.). Важным следствием повышения общих доходов населения стало дальнейшее снижение уровня нищеты в стране. Доля граждан, живущих за чертой бедности (рассчитана по новой, более строгой методике, по которой минимум дневного потребления составляет менее 1 долл. США по ППС 2005 г.), упала с 22 до 19%4.

Успехи внешнеэкономической деятельности характеризуются высоким ростом экспорта - на 22% до 39,6 млрд. долл. и импорта на 20% до 44,4 млрд. Объем заявленных прямых иностранных инвестиций составил 10 млрд. долл., реально освоенных 2,4 млрд. (вместе с переходящими или дополнительными суммами 4,3 млрд.). Большая часть данных средств направлена в крупные и высокотехнологичные проекты с участием таких мировых производителей, как Интел, Кэнон и др. Благодаря этому Вьетнам стал рассматриваться как одно из наиболее перспективных в мире мест для капиталовложений.

Весомое дополнение составили средства в рамках программы помощи международных доноров развивающимся странам (ОПР). Из 2,8 млрд. долл., обещанных по этой программе, СРВ использовала 1,8 млрд. (64%), в том числе из 2,5 млрд. в форме льготных кредитов - 1,6 млрд.5.

Произошло расширение участия СРВ в международной кооперации и разделении труда. В рамках зоны свободной торговли стран АСЕАН (АФТА) проведено снижение 95% импортных тарифов до уровня 0-5%. Началось открытие рынка услуг по соглашению о торговле услугами между членами Ассоциации. Активизировалась экономическая интеграция с КНР, Южной Кореей и Японией по формуле АСЕАН+3 в соответствии с достигнутыми с этим странами договоренностями. Продвинулась реализация Соглашения о свободной торговле АСЕАН с Китаем (КАФТА).

Подготовка к вступлению в ВТО в конце 2006 г. потребовала от Вьетнама ускорения структурных реформ, существенной модернизации законодательства в соответствии с международными нормами. Был принят целый ряд мер не только по либерализации внутреннего рынка, но и быстрому повышению конкурентоспособности местных компаний, в том числе путем создания крупных корпораций в ведущих отраслях экономики.

Структурные сдвиги

Более активное проведение с начала 2000-х годов структурных реформ во вьетнамской экономике позволило серьезно изменить соотношение между секторами общественного производства и услуг. Но структурные сдвиги происходили недостаточно быстро. С долгосрочной точки зрения эта черта не полностью отвечает задачам индустриализации и экономической модернизации, сдерживает повышение интенсивности и качества развития6.

ТЛ О О _

В отраслевой структуре отмечено дальнейшее падение доли сельского, лесного и рыбного хозяйства - до примерно 20% ВВП в 2006 г. (см. табл.1). Вклад промышленности, в том числе ее обрабатывающих отраслей, поднялся до 41,5%. Удельный вес сферы услуг также вырос, показав максимум в 1995 г., и закрепился на уровне 38-39%. Увеличение вклада промышленности и услуг в ежегодный прирост ВВП вызвано более высокими темпами роста в этих секторах. Данная тенденция с небольшой корректировкой приобрела устойчивый характер. Сфера услуг в 2001-2006 гг. уверенно вышла в СРВ на вторую позицию, заметно обойдя аграрный сектор.

Таблица 1

Изменения в структуре и составляющих роста ВВП за 1991-2006 гг. (доля _________________и вклад отраслей в процентах)____________________

1991 1995 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Всего, размер ВВП* 100 100 100 100 100 100 100 100

Сельское хозяйство 40,49 27,18 23,24 23,03 22,54 21,81 21,02 20,40

Промышленность и строительство 23,79 28,76 38,13 38,49 39,47 40,21 40,97 41,52

в т.ч. обрабатывающая промышленность 13,10 15,00 19,78 20,58 20,45 20,34 20,67 21,29

Сфера услуг 35,72 44,06 38,63 38,48 37,99 37,98 38,01 38,08

Темп роста в год ** 5,81 9,54 6,89 7,08 7,34 7,79 8,43 8,17

Сельское хозяйство 0,69 1,32 0,69 0,93 0,79 0,92 0,82 0,67

Промышленность и строительство 1,94 3,93 3,68 3,47 3,92 3,93 4,20 4,16

Сфера услуг 3,18 4,30 2,52 2,68 2,63 2,94 3,42 3,34

* данные в текущих ценах; ** данные в постоянных ценах 1994 г.

Источник: GSO. Tinh hinh kinh te-xa hoi nam 2002. Ha-noi, 2002, p.2; GSO. Statistical Yearbook 2005. Hanoi, 2006, tr.286; CIEM. Kinh te Viet Nam 2003-2006. Hanoi, 2004-2007.

Иначе говоря, удалось преодолеть доминирование в народном хозяйстве аграрного сектора, что подтверждает правильное направление изменений. СРВ стала превращаться из страны с аграрной экономической структурой в индустриальноаграрную, двигаясь по пути, ранее пройденному Малайзией, Таиландом, Филиппинами, Индонезией. Как намечено стратегией социально-экономического развития Вьетнама, к 2010 г. доля традиционных отраслей в ВВП упадет до 16-17%. Соответственно удельный вес промышленности поднимется до 4245%, сферы услуг увеличится до 42-43%. К концу второй декады XXI века СРВ превратится в развитую индустриальную державу.

В 2006 г. в стране продолжались изменения в структуре собственности, способствуя укреплению устоев рыночной экономики. Производство на частных предприятиях и у иных негосударственных агентов росло быстрее, чем на государственных (соответственно по добавленной стоимости на 8,7% и 5,5%), однако и те, и другие по-прежнему заметно уступали компаниям с участием иностранного капитала (почти 15%). Вследствие этой разницы доля госсектора в валовом продукте снизилась за 2001-2006 гг. (с 38,4 до 37,3%), других местных предпринимателей также уменьшилась (с 47,8 до 45,7%, хотя немного выросла за 2006 г.), а иностранных существенно увеличилась (с 13,8 до 17%). Их вклад в прирост ВВП распределился как 27,4-50,4-22,2%7.

Негосударственные предприятия мелкого и среднего размера стали играть важную роль в промышленном производстве, давая около 30% всей выпускаемой продукции (вклад частного сектора, не считая индивидуальных предпринимателей, вырос втрое). В результате проявилась важная тенденция общего ослабления участия госсектора в промышленности и строительстве. С 1986 г. его доля в отрасли сократилась вполовину, а на ведущие позиции выдвинулись предприятия с иностранным капиталом - их вклад вырос вдвое. В итоге в частном, смешанном секторах и на иностранных предприятиях, производится 2/3 промышленной продукции, а вместе с индивидуальными хозяйствами этот показатель достиг почти 3/48.

В сельском хозяйстве и смежных отраслях восстановление частных форм собственности было завершено на начальном этапе реформ - они стали преобладающими, а доля государственных и кооперативных предприятий опустилась ниже 30%. Позитивной тенденцией последнего времени можно считать укрепление прослойки, объемов производства фермерских хозяйств.

Сфера внутренней торговля и услуг почти целиком (на 97%) осталась в руках местных предпринимателей, иностранные торговые сети и компании только начали проникать в эту сферу (их участие выросло с 0,5% в 1995 до 3-4% в 2002-06). При этом доля государства в розничном обороте снизилась с 30% в начале 1990-х гг. до 10%, а негосударственного сектора увеличилась с 70 до 88% (кооперативов упала до 1%). Наибольшую активность проявляли частные фирмы и индивидуальные предприниматели - 50-70% их общего числа занято именно в сфере торговли и услуг. В розничной торговле на эти группы в 2006 г. приходилось соответственно 21 и 63% оборо-

9

та .

Отраслевая динамика и особенности

Промышленное и сельскохозяйственное производство

По темпу роста выпускаемой продукции (10,4%) индустриальная сфера в 3 раза обогнала аграрный сектор, хотя этот рост оказался несколько ниже 2005 г. Соответственно, по вкладу в увеличение годового ВВП она была лидером, причем разрыв между ними вырос с 2 до 6 раз за 1999-2006 гг.10.

Развитие по отраслям промышленности отличалось неравномерностью и изменением пропорций. Так, под влиянием мер правительства по экономии сырья и природных ресурсов, снизились показатели добывающей отрасли (прежде всего, на 8% - до 17 млн. т была сокращена добыча нефти). Эта отрасль, давая 15% валовой продукции промышленности и строительства, лишь в незначительной мере способствовала ее увеличению в истекшем году (обеспечила 1,1% прироста, что заметно ниже прежних лет).

Вследствие повышения внутреннего спроса и экспорта быстро расширялось производство в отраслях обрабатывающей промышленности, которая оставалась основным двигателем

индустриального сектора (внося в прирост его продукции 68%). Это относится к продуктам питания, включая дары моря, кожаным и деревянным, резиновым и пластмассовым изделиям, металлопродукции, электронике и транспортным средствам. Динамика их производства определила высокие результаты промышленности в целом.

В то же время выпуск ряда важных товаров поднялся немного или даже сократился по сравнению с 2005 г., что отразило тенденцию замедления темпов роста обрабатывающей промышленности в 2002-2006 гг. В основном это коснулось группы товаров, мировые цены на которые выросли, а ввозные пошлины в СРВ были снижены. Они производятся из привозного сырья и комплектующих путем поточной сборки или промежуточной обработки, поэтому имеют низкую добавленную стоимость. В результате разрыв между объемными и стоимостными показателями, т.е. темпам роста фактической и добавленной стоимости, постоянно увеличивается, что говорит о низкой эффективности соответствующих отраслей производства. Так, в 2001 г. разница составляла всего 4,2 процентных пункта, а в 2006 уже 7,6.11

Коммунальное хозяйство (генерация и распределение электричества, газа и воды) росло достаточно быстро, но ограниченно содействовало (около 8%) расширению продукции промышленности. Строительная отрасль, несмотря на ряд объективных трудностей, продемонстрировала самые высокие темпы развития с 2002 г. и внесла весомый вклад в прирост промышленного производства (23%).

Снижение доли первичного сектора, включая сельское, лесное и рыбное хозяйство, в формировании ВВП закономерно. В 2006 г. темпы его роста оказались ниже двух предыдущих лет (3,4% против 4-4,3%), особенно сельскохозяйственного производства как такового (2,8% против 3,1-3,9%). Аграрная отрасль вновь понесла большой урон от стихийных бедствий и сельскохозяйственных болезней, причем эта тенденция явно приобрела устойчивый характер, что, видимо, указывает на серьезное нарушение экологического баланса во Вьетнаме. Меньше других подвержен таким воздействиям рыбный промысел, включая вылов различных морепродуктов и их разведе-

ние, который рос быстрее других отраслей (7,5% против 10,2% в 2005 г.), наиболее существенно (почти на 15%) расширилось искусственное выращивание аквакультур за счет расширения площадей под ними

Вследствие этого продолжились качественные изменения в структуре самого сельскохозяйственного производства и структуре землепользования. В стоимости продукции сельского, лесного и рыбного хозяйства удельный вес первого продолжил снижаться (до 76%), а двух других расти (особенно рыбного до 18%, лесного до 6%), хотя и они своего потенциала не раскрыли.

Удалось практически преодолеть монокультурный характер сельского хозяйства, обусловленный необходимостью обеспечивать жителей страны продовольствием. Надежному решению задачи способствовал достаточно высокий сбор зерна и дополнительных продовольственных культур: он достиг 39,65 млн. тонн, в том числе риса 35,8 млн. т риса (за последние 15 лет производство выросло более чем вдвое, но относительно

2005 г. осталось на месте). Этого объема было достаточно для поддержания экспорта риса, как основной аграрной продукции (4,8 млн. против 5,2 млн. т 2005 г.). Ввиду расширения потребительского спроса заметно (на 9%) выросло производство мяса и молока - нетрадиционных продуктов питания, рыбы и морепродуктов (на 7% до 3,7 млн. т), указывая на повышение до-

12

ходов, уровня жизни в СРВ .

Отражением этих тенденций стало сокращение позиций растениеводства в общей структуре аграрного производства и расширение животноводства, в том числе ранее слабо развитого мясомолочного. Доля животноводства в валовой продукции сельского хозяйства закрепилась на уровне 22%, хотя его рост, особенно птицеводства, был замедлен эпидемией птичьего гриппа, ростом цен на корма и молодняк. Несмотря на позитивный сдвиг, животноводство по-прежнему играет во многих районах вспомогательную роль. Приведенные данные свидетельствуют, что сельская экономика пока меняется медленно, отстает от городской. В силу преобладания земледелия показатели стоимости аграрной продукции и доходов занятых в нем обширных слоев населения остаются низкими.

Аграрная отрасль, несмотря на скромный вклад в ВВП, сохраняет большое социально-экономическое значение и перспективы. Однако ее развитие, как и расширение экспортных поставок (она дает до 1/3 всей стоимости экспорта, если учитывать продукцию морского промысла и деревообработки), попало в прямую зависимость от конъюнктуры мировой экономики. К тому же традиционные вьетнамские товары, ввиду обвинений в демпинге, столкнулись с протекционизмом со стороны развитых государств, прежде всего США, ЕС и Японии. Крупный агробизнес в передовых странах имеет значительные преимущества перед мелкими фермерами и даже государственными компаниями Вьетнама. К тому же со вступлением в ВТО СРВ вынуждена начать выполнение обязательств по сокращению прямого субсидирования отрасли и других форм защиты своих крестьян.

Сфера торговли и услуг

В сфере услуг достигнут рост на 8,3% (в 2005 г. на 8,5%), т.е. второй год подряд немного выше темпов увеличения ВВП и заметно лучше показателей периода в 2001-2003 гг. (6-6,5%)13. Но, по мнению местных специалистов, потенциал этой сферы пока раскрыт далеко не полностью, а качество ее работы улучшается медленно. Неудовлетворительно состояние транспортной сети, особенно дорог общественного назначения, почтовой связи, налоговой, бухгалтерской и аудиторской служб, систем образования и здравоохранения.

По этим причинам вклад сферы услуг в ВВП в целом и по отдельным направлениям, кроме операций с недвижимостью, не поднялся. Скромный рост сдерживал развитие всего третичного сектора, а заодно и подъем конкурентоспособности вьетнамской экономики. Многие трудности связаны с доминированием государственных компаний. Более того, сфера услуг до сих пор остается во Вьетнаме самой закрытой и протекционистской.

Вместе с тем получили закрепление позитивные структурные сдвиги, которые произошли благодаря расширению рыночной экономики и применению достижений ИТ. Ускоренное развитие отмечено в современных видах услуг с высокой эффективностью - страховании, туризме, финансовых и бан-

ковских операциях, недвижимости, консалтинге, телекоммуникациях, хотя их доля в ВВП осталась небольшой (так, банковские, финансовые и страховые услуги принесли всего 2%). Хозяйственные операции рыночного характера, прежде всего торговля и транспорт, дали 79% прироста добавленной стоимости в этом секторе, причем одну треть обеспечила торговля, профессиональные услуги 15%, а услуги административные и общественные всего 6%. Вклад последнего сегмента увеличивался медленно из-за недостаточной коммерциализации, однако он должен вырасти в ближайшие годы (примерно до 10%) за счет расширения частных услуг в сфере образования и здравоохранения.

Поразительного прогресса добился телекоммуникационный сектор, еще в начале 2000-х гг. казавшийся безнадежно отсталым. В декабре 2006 г. в стране было зарегистрировано 25,4 млн. абонентов телефонной связи, что на 60% больше предыдущего года, а плотность телефонной сети достигла 30 аппаратов на 100 жителей благодаря мобильной связи. Показатели роста пользователей сети Интернет составили соответственно 4 млн. абонентов или 4,7 абонента на 100 жителей14. В 2007 г. развитие телекоммуникаций еще больше ускорилось и привлекло внимание зарубежных инвесторов.

Это объясняется «эффектом отставания»: Вьетнам, начав осваивать мировые достижения позднее многих, сумел воспользоваться своим ценовым преимуществом и опытом предшественников, включиться в международное разделение труда. Позиции СРВ в сфере высоких технологий быстро улучшаются благодаря активной инвестиционной поддержке со стороны государства. Однако самостоятельное развитие подобных подсекторов после открытия сферы услуг иностранному бизнесу не внушает нам оптимизма.

Быстрое увеличение притока туристов дало дополнительный импульс экономическому росту. В 2006 г. в СРВ побывало более 3,6 млн. гостей из-за рубежа (в 2000 г. 2,1 млн.), значительную их часть составили вьетнамские эмигранты. Во многом успех обусловлен переориентацией туристических потоков из соседних стран ЮВА, интересом к Вьетнаму со стороны иностранного капитала. Такой поворот вызван признанием СРВ

в качестве одного из наиболее безопасных мест отдыха и перспективных направлений деловой активности в мире. Структура приема стала меняться в пользу более состоятельных гостей, что отражает рост доходности данного вида услуг при ограничении возможностей приезда «бедных» туристов (из Китая и, отчасти, из России). Увеличение внутренней туристической активности говорит о качественном улучшении жизни значительной части местного населения15.

Рост спроса и внутреннего потребления выступает основным двигателем высокой экономической динамики СРВ. В этом отношении показательно внушительное увеличение объемов внутренней торговли. Оно опирается на расширение производства товаров длительного пользования - строительных материалов (для жилищного строительства), автомобилей, мотоциклов, телевизоров и т.п. Реализация товаров и услуг населению в 2006 г. росла быстрее, чем в последние 6 лет, и с поправкой на рост цен поднялась на 14%, в целом же с 1999 г. ее объем увеличился в 2,6 раза - до 36,3 млрд. долл. Консалтинговое агентство AT Kearney по результатам международного обследования потенциала и привлекательности розничных рынков в 2006 г. поставило Вьетнам на 3-е место в мире после Индии и России16.

Бюджетно-налоговая политика

Продолжалось осуществление финансовой реформы с учетом активного применения монетарных инструментов макроэкономического регулирования в СРВ. Политика в этой сфере ориентирована на низкий уровень инфляции и бюджетного дефицита, небольшой внутренний и внешний долг, стабильный обменный курс. По бюджету и налогам ситуация оставалась стабильной.

Доходная часть госбюджета продолжала подниматься в абсолютном и относительном измерении. Поступления в 2006 г. оказались выше, чем год назад (на 21%) и чем было запланировано. Они составили около 27% размера ВВП, превзойдя прежние рекорды (в первое пятилетие XXI века 22-24%), а с учетом переходящих остатков достигли почти 28%. Внутренние источники финансирования, в основном налоги и сборы,

1 7

обеспечили свыше 96% всех доходов . Этот результат под-

твердил возможность стабильного увеличения поступлений от производственной и хозяйственной деятельности.

Около трети доходов принес экспорт нефти в результате быстрого роста мировых цен: несмотря на сокращение физического объема добычи, они увеличились до рекордного уровня. Данные доходы играют исключительно важную роль, идя на субсидирование импорта нефтепродуктов и поддержку розничных цен на них, пополнение фондов заработной платы и пособий, помощи при стихийных бедствиях и борьбы с эпидемиями.

Структура доходов претерпела значительные изменения. За год вклад госсектора снизился (до 32% поступлений из внутренних источников), а субъектов других форм собственности и предприятий с иностранным капиталом поднялся (соответственно до 16 и 18%), причем показатели частного сектора за счет расширения масштабов бизнеса и собираемости налогов росли быстрее. Благодаря улучшению государственного управления выросли сборы за эксплуатацию недр, операции с землей и недвижимостью (до 15% фонда). Отчетливо проявилась тенденция ослабления роли внешней торговли как важного канала пополнения бюджета страны. В 2006 г. доля таможенных сборов в государственных доходах (без учета экспорта нефти) снизилась до 16% (в 2002 г. 25%). Это результат радикального сокращения импортных тарифов в рамках зон свободной торговли с участием СРВ и отмены экспортных пошлин на нефть и газ для привлечения инвестиций в их добычу. Таможенные «потери» увеличились в связи со вступлением в ВТО.

Позитивное явление представляет низкая доля внешних источников бюджетных доходов в форме безвозмездной помощи (1,4%), хотя в истекшем году она выросла по объему на 58% в рамках разных гуманитарных акций.

Общие расходы по-прежнему превышали доходы и также выросли, достигнув 33% ВВП (в 2001-05 гг. 27-30%). Причиной явилось выделение крупных средств на финансирование капитального строительства, реформу зарплаты, развитие образования, здравоохранения, науки и пр., преодоление последствий стихийных бедствий и эпидемий. Текущие расходы, в том числе административные, немного снизились, но остались преоб-

ладающими (51%) по сравнению с капитальными затратами (27%). Это позволяло удерживать инфляцию на приемлемом уровне, сохраняя высокий потенциал ее роста. На оплату внешней задолженности и ее реструктуризацию было направлено 13% бюджетных средств, переходящие обязательства составили еще 9%18.

Инвестиции в капитальное строительство из госбюджета в СРВ более чем в 2 раза выше стандартов для переходных стран (7-9% ВВП против 3-3,5%). Главная причина в том, что существенная часть экономики остается государственной. Хотя такой объем финансирования затруднял освоение поступающих средств и вызывал инвестиционный «перегрев», капитальные затраты не признаются вьетнамскими аналитиками чрезмерными.

Физический объем отчислений на социальные нужды увеличился с целью смягчить резко выросшую поляризацию населения. Через госбюджет выделялись средства для преодоления диспропорций между регионами, городом и деревней. Подавляющая часть затрат на цели социальной защиты населения покрывала выплату страховок, пенсий и пособий по потере работы и трудоспособности, помощи ветеранам войны и семьям по-

гибших19.

Таким образом, бюджетный дефицит удалось сохранить в пределах 5% от ВВП, и, несмотря на некоторый рост данного индикатора, он остался под контролем. Дефицит был покрыт внутренними и внешними займами. К тому же поступления от налогов и сборов на 4% превзошли текущие затраты и выплаты по долгам. Это позволило не только оздоровить бюджет, но и направить сэкономленные средства на цели капитального строительства.

Денежно-кредитное и валютное регулирование

В 2006 г. активно велась работа по радикальной перестройке банковской системы, формированию финансовых рынков, в том числе денежного рынка, рынка межбанковских кредитов, валютного рынка, рынка ценных бумаг и т.п. Реализовывались и другие важные макроэкономические меры, включая регулирование денежной массы в обращении (агрегат М2), противодействие росту цен и инфляции.

Общий объем платежных средств вырос в 2006 г. на 30%

20

(в 2005 на 25%) . Данное явление отразило высокий спрос на кредиты, усиление рыночного характера и динамики развития экономики, но осложнило задачу госбанков по контролю над денежной массой. При анализе компонентов этого сдвига видно, что главную роль в нем сыграл ускоренный рост чистых иностранных активов относительно местных. Тем не менее, доля наличных денег в обороте продолжила сокращаться (до 18%). Другой благоприятной тенденцией стало снижение долларизации экономики в целом.

Кредитное регулирование применялось для сохранения стабильности ставок на межбанковском рынке, снижения избыточной ликвидности от притока иностранного капитала. Благодаря этому темпы роста привлеченных средств были выше, чем выданных кредитов, а накопления граждан в местной валюте опередили накопления в иностранной. В целом активное кредитование экономики выступило свидетельством ее роста и запуска рыночных механизмов удовлетворения спроса на капитал.

Важнейшей задачей обеспечения макроэкономической стабильности осталось удержание инфляции в контролируемых пределах, так как рост цен девальвировал не только накопления граждан, но и оборотные средства крупных государственных предприятий. Определяющую роль в решении этой задачи сыграло сохранение за государством контроля над основными параметрами денежно-кредитной системы.

Темпы инфляции (по индексу потребительских цен) в

2006 г. составили 6,6%, т.е. слегка снизились относительно 2004-2005 гг. (около 8%). Вьетнам не превзошел уровень, нормальный для бурно развивающейся экономики (6-7%)21. К причинам, скрыто подогревающим инфляцию в СРВ, можно отнести сохранение «теневого» хозяйства и формирование психологии массового потребления. Кроме того, с углублением интеграции в мировой рынок и ростом зависимости национальной экономики в целом снизилась возможность противодействия внешнему влиянию. В частности, участие в региональных интеграционных группировках и вступление в ВТО заставляют поднять внутренние цены до уровня действующих в развитых

странах ЮВА, отказаться от большинства протекционистских барьеров.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рост кредитов и зарплат привел к увеличению общественных расходов, спроса населения, цен на продовольственные товары, которые наполовину формируют индекс потребительских цен. Подъем цен был обусловлен увеличением производственных затрат вслед за повышением мировых цен на сырье и энергоносители. Сказались и объективные, внеэкономические по происхождению факторы - стихийные бедствия, новые эпидемии и т.п.

С начала 2000-х гг. принимались усилия по активизации банковской реформы, которая включена в пакет структурных реформ, согласованных с ВБ и МВФ, рассчитана на большой срок (2001-2010). Углубления реформы потребовал процесс интеграции в мировое хозяйство. Банковской системе СРВ действительно была нужна модернизации для успешной конкуренции с иностранными банками. К тому же по мере развития рыночной экономики увеличивается спрос на качественные и современные услуги.

В связи с приближением сроков открытия банковского сектора согласно торговому соглашению с США и перед вступлением в ВТО были отменены некоторые различия в режиме действия местного и иностранного капитала, ускорено реформирование государственных, коммерческих банков, расширен доступ к банковскому кредиту среднего и мелкого бизнеса.

За счет резкой активизации торговли ценными бумагами -акциями и государственными облигациями вырос оборот фондовой биржи. Были сняты многие торговые ограничения, повышена ликвидность, что способствовало развитию этого рыночного института. В частности, был расширен листинг местных компаний, котирующихся на фондовом рынке, на него был допущен иностранный капитал, который активно покупал перспективные активы.

Вторая половина года отмечена бумом на фондовом рынке: он проявился в быстром росте стоимости акций и объема сделок на бирже. По итогам года фондовый индекс (¥N1 752 пункта) в 2,5 раза превысил уровень 2005 г., а капитализация самого рынка достигла 22,8% ВВП, тогда как год назад состав-

ляла всего 1,1% . Фондовая биржа превратилась благодаря этому в важный канал движения капитальных средств, начала выполнять функции аккумуляции сбережений, роста инвестиций, поддержания экономического роста. Вместе с тем отчетливо обозначились признаки перегрева рынка и спекулятивного завышения стоимости акций многих компаний.

Поддержание обменного курса и валютных резервов оставалось важной задачей финансовой политики. Донг поднимался и опускался параллельно с долларом США, сохраняя паритет с американской валютой, и в номинальном выражении ослабел всего на 1% за год, как и в 2005 г. Курсовая политика правительства СРВ, обеспечивая стабильность местных денег, оказывала в целом позитивное воздействие на экономику. Однако тенденция снижения покупательной способности донга провоцировала инфляционные ожидания.

Давление на национальную валюту было минимизировано в силу ряда факторов. Это увеличение валютных резервов, положительный платежный баланс и умеренный уровень инфляции, рост внутреннего кредитования. При ослаблении позиций доллара упал спрос на него на внутреннем рынке и резко (на 24%) выросла цена золота. Относительное укрепление донга было вызвано мощным притоком иностранного капитала во Вьетнам, углублением реформ в интересах частного бизнеса и в целом активным проведением рекомендованной МВФ денежно-кредитной политики.

Платежный баланс показал положительное сальдо в 3,7 млрд. долл., что на 74% больше, чем в 2005 г. По текущим счетам также получен позитивный результат, хотя на 14% ниже предыдущего года. Положительный итог в 3,2 млрд. долл. (на 8% больше 2005 г.) имело движение по капитальным счетам, отразившее углубление интеграции Вьетнама в мировую эко-номику23.

В результате принятия ряда международных обязательств и укрепления национальной валютно-финансовой системы многие строгости валютного регулирования были отменены, чтобы помогло облегчить движение капитала и либерализовать торговлю с другими странами. Гражданам СРВ в полном объе-

ме дано право на свободное использование валюты, вывоз капитала.

Умелое управление внешним долгом позволило Вьетнаму превратиться в страну с низким уровнем задолженности. Общая ее сумма выросла за 2006 г. на 1,55 млрд., т.е., по нашим расчетам, примерно до 18,5 млрд. долл. США. Относительно же ВВП показатель удалось снизить до уровня 30,5% (в 2004 г. 31,5%), что соответствует безопасной норме. Объем выплат по истекшим кредитам и в счет процентов составил около 1 млрд., а относительно объемов экспорта менее 3%, причем свыше половины этой суммы пришлось на коммерческие кредиты. Обслуживание внешней задолженности стоило СРВ всего 1,7% от ВВП (в 1990 г. 2,7%). По мировым нормам соотношение долга с размерами экспорта благодаря опережающему росту послед-

24

него также улучшилось, опустившись до 47% .

Распределение инвестиционных и финансовых потоков

Валовые капиталовложения увеличились в СРВ как в абсолютном измерении (на 12% в сравнительных ценах), так и в относительном, хотя их вклад в рост совокупного спроса упал до 43%. Норма капиталовложения, как отношение валового объема инвестиций к ВВП, достигла 41% (см. табл.2), подойдя к уровню, который показывали страны НИС в период их быстрого роста25. Такой индикатор инвестиционных расходов во многом определяет динамику экономического развития СРВ и его инвестиционный характер.

Капиталовложения из внутренних источников в целом увеличились благодаря укреплению вьетнамской экономики. Доля государственных средств в валовых инвестициях осталась преобладающей (почти половина от валового объема), хотя продолжила сокращаться, что стало одной из причин замедления экономического роста. Немного упали затраты на капитальное строительство прямо из госбюджета и в счет госкреди-тов, но значительно выросли вложения самих предприятий госсектора, включая продажу их активов. Одновременно национальный бизнес и предприятия с иностранным участием увеличили свой вклад в ответ на улучшение инвестиционного климата. Удельный вес зарубежного капитала в общем объеме инвестиций достиг 16%. При этом вложения из местных частных

источников превзошли иностранные более чем на 17 процентных пунктов, что указывает на благоприятную тенденцию роста предпринимательской активности26.

Таблица 2

Изменение структуры капиталовложений

1991 1996 1997 1998 1999 2002 2004 2006

Государственный сектор н/д 15,7 17,1 18,0 19,2 19,3 20,6 20,5

Негосударственные инвестиции н/д 8,0 7,8 7,7 7,9 8,7 11,9 13,8

Зарубежные инвестиции н/д 8,3 9,7 6,7 5,7 6,3 6,0 6,7

Всего 17,6 32,1 34,6 32,4 32,8 34,3 38,4 41,0

Источник: CIEM. Kinh te Viet Nam 2006. Ha-noi, 2007; Kinh te nam 2003-2004. Ha-noi, 2004; World Bank. World Development Indicators 2004. CD-ROM. Washington, 2004.

Хотя вложения в основной («физический») капитал закономерно привели к позитивным последствиям, параллельно проявилась тенденция его перенакопления и недостатка вложений в человеческий фактор. Об этом говорит довольно низкая доля (11%) суммарных расходов на образование, здравоохранение, науку, культуру и спорт в общем фонде развития, т.е. в совокупных вложениях в физический и человеческий капитал. В 2006 г. СРВ все еще уступала по данному показателю КНР, ведущим государствам ЮВА (12-20%), НИС (более 30%). Преобладание накоплений в виде физического капитала снизило влияние интенсивных факторов экономического роста относительно уровня передовых стран в сходный период их разви-

27

тия .

Вклад потребления в рост ВВП в 2006 г. заметно сократился, но, тем не менее, остался основной составляющей этого роста (55%) по сравнению с капиталонакоплением. Валовой продукт прирастал быстрее, чем конечное потребление, поэтому сбережения на душу населения заметно увеличились. В 2005 г. они составляли 30,3% ВВП, а в 2006 31,4%. По норме сбережения Вьетнам превзошел показатели многих государств

ЮВА, а также средний показатель (в 2001 г. 25%) группы стран

28

с развивающейся и переходной экономикой . Более того, норма сбережения в СРВ оказалась выше нормы капиталовложений из внутренних источников, что сократило зависимость от

внешних заимствований, оказало сдерживающее влияние на инфляцию.

Сохранилось по-прежнему нерациональное отраслевое распределение капиталовложений. Например, сельскому, лесному и рыбному хозяйству в 2005-2006 гг. досталось около 14% инвестиционного потока (8% в конце 1990-х гг.), в промышленность и строительство было направлено 44%, на развитие транспорта и связи 12%. В то же время суммарные вложения в социальную сферу не превысили 28% от общего инвестиционного фонда. Относительно скромными остались расходы на оборону, безопасность и административное управление, хотя они заметно выросли (с 2,3 до 3,7%).

При постоянном увеличении валовых инвестиций происходило падение их эффективности, отражаемой индексом 1СОЯ: затраты капитала на единицу прироста ВВП с переходом к рынку поднялись. Это составляет основную причину достаточно низкой конкурентоспособности вьетнамских товаров29 и оказывает долговременное негативное воздействие на развитие Вьетнама. К ее причинам относится также ограничение конкуренции, а к последствиям - обострение проблем ресурсосбережения и структурных дисбалансов, загрязнения окружающей среды.

Заключение

Таким образом, активизация рыночных преобразований и углубление интеграции в мировую экономику дали позитивные результаты. Страна смогла удовлетворить потребности внутреннего производства и экспорта, нужды населения в потребительских товарах, продуктах питания. Заметно повысился уровень жизни граждан, а вместе с этим удалось добиться стабилизация общества в целом. При сравнении с другими государствами региона видно, что Вьетнам опередил их по темпам экономического роста и уровню социального равенства, хотя качество жизни осталось невысоким.

Все это послужило основой для признания Вьетнама новым азиатским «драконом». Как считают сами вьетнамцы, он родился, но еще «не полетел, так как не отросли крылья». Быстрый подъем начался с отдельных зон хозяйства и потянул за

собой всю экономику, придавая ей общую высокую динамику. Догоняющий экономический рост обрел устойчивый характер.

1 CIEM (Central Institute of Economic Management). Kinh te Viet Nam 2006. Ha-noi, 2007, tr.13.

2 Vo Tri Thanh and Pham Hoang Ha. Vietnam’s Recent Economic Reforms and Developments: Achievements, Paradoxes, and Challenges // Social Inequality in Vietnam and the Challenges to Reform. Ed. by Taylor, Ph. Singapore, ISEAS, 2004, p.73; CIEM. Kinh te Viet Nam 2006, op. cit., tr.15.

3 Корректировка темпов развития экономики СРВ проведена по аналогии с расчетами по Китаю, см.: Мельянцев В. А. Развивающиеся страны: рост, дифференциация, экономический вызов // Вестник Московского Университета. Серия 13 - Востоковедение, №2, 2006, с.16.

4 CIEM. Kinh te Viet Nam 2006, op. cit., tr.25. В декабре 2007 г. ВБ опубликовал новые данные о размерах ВВП на основе расчета в паритетах покупательной способности с учетом изменения покупательной способности доллара США в различных странах, начиная с 2005 г. В частности, такой ППС по Вьетнаму был снижен с 4,83 донгов за доллар до 3,4. Соответственно это привело к уменьшению размера ВВП в целом и в расчете на душу населения примерно на 30%, см.: GDP cùa Viet Nam theo cân bang süc mua giâm 30% // vietnamnet.vn/kinhte/2007/12/760876, 24.12.2007.

5 CIEM. Kinh te Viet Nam 2006, op. cit., tr.15, 26, 38.

6 Tang truong kinh te Viet Nam: Nhung rao can can phai vuot qua. Nguyen Van Thuong chu bien. Hanoi, 2005, p.26.

7 CIEM. Kinh te Viet Nam 2006, op. cit., tr.24.

Ari Kokko. Trade and Industrial Policy Reform: The Challenge of Continuous Change // Globalization and the Third World Socialism: Cuba and Vietnam. Ed. by Brundenius C., Weeks J. New York, 2001, p.200; General Statistic Office of Vietnam. Statistical Yearbook 2005. Hanoi, 2006, p.325, 334; Ngan hang The gioi va Ngan hang Phat trien Chau A. Viet Nam: thuc hien cam ket. Bao cao phat trien 2003. Ha-noi, 2003, p.23.

9 GSO. Statistical Yearbook 2005, op. cit., p.419; GSO. Tinh hinh kinh te-xa hoi thang 6 va 6 thang dau nam 2006. Ha-noi, 6.2006, tr.10; CIEM. Kinh te Viet Nam 2006, op. cit., tr.33.

10 CIEM. Kinh te Viet Nam 2005, tr.5; Kinh te Viet Nam 2006, op. cit.,

tr.17.

11 CIEM. Kinh te Viet Nam 2005, tr.5; Kinh te Viet Nam 2006, op. cit.,

tr.21.

12 CIEM. Kinh te Viet Nam 2006, op. cit., tr.18-19.

13

GSO. Tinh hinh kinh te-xa hoi thang 6 va 6 thang dau nam 2006, op.

cit., tr.2.

14 CIEM. Kinh te Viet Nam 2006, op. cit., tr.22.

15 GSO. Tinh hinh kinh te-xa hoi nam 2002. Ha-noi, 12.2002, tr.12; GSO. Statistical Yearbook 2005, op. cit., p.451.

16 GSO. Tinh hinh kinh te-xa hoi thang 6 va 6 thang dau nam 2006, op. cit., tr.10; CIEM. Kinh te Viet Nam 2005, tr .49; Kinh te Viet Nam 2006. op. cit., tr.33.

17 CIEM. Kinh te Viet Nam 2005, tr.31-32; Kinh te Viet Nam 2006, op. cit., tr.39-40; World Bank. Vietnam Development Report 2002. Implementing Reforms for Faster Growth and Poverty Reduction // Report No. 23187-VN. Hanoi, 2001, p.30-32.

18 CIEM. Kinh te Viet Nam 2005, tr.32-33; Kinh te Viet Nam 2006, op. cit., tr.40-41; Доклад ПРООН о развитии человека 2006. М. 2006, с.350, 359.

19 Kinh te Viet Nam nam 2004: nhung van de noi bat. Nguyen Van

Thuong, Nguyen Ke Tuan chu bien. Hanoi, 2005, tr.173; Вьетнам 2003-

2004. Ханой, 2004, с.9.

20 CIEM. Kinh te Viet Nam 2006, op. cit., tr.43-44.

21 Weeks, J. A Tale of Two Transitions: Cuba and Vietnam // Globalization and the Third World Socialism: Cuba and Vietnam, op. cit., p.34; Доклад ПРООН о развитии человека 2006, указ. соч., с.333; CIEM. Kinh te Viet Nam 2006, tr.33; GSO. Tinh hinh kinh te-xa hoi thang 6 va 6 thang dau nam 2006, op. cit., tr.10.

22 CIEM. Kinh te Viet Nam 2006, op. cit., tr.15.

23 CIEM. Kinh te Viet Nam 2006, op. cit., tr.38-39.

24 CIEM. Kinh te Viet Nam 2006, op. cit., tr.38; Vietnam Quarterly Forecast Report (Report on Political Risk, Economic Performance and Outlook, and Key Economic Sectors) // Business Monitor International. London, Q2, 2002, p.17; Ngan hang The gioi va Ngan hang Phat trien Chau A. Viet Nam: thuc hien cam ket. Bao cao phat trien 2003. Ha-noi, 2003, tr. 10-11 ; World Bank. World Development Indicators 2004. CD-ROM. Washington,

2004,

25 CIEM. Kinh te Viet Nam 2005, tr.15; GSO. Statistical Yearbook

2005, op. cit., tr.81; Chuyen dich co cau kinh te Viet Nam trong nhung nam dau the ky 21. Nguyen Tran Que chu bien. Hanoi, 2004, tr.35; Tang truong kinh te Viet Nam: Nhung rao can can phai vuot qua, op. cit., tr.49.

26 CIEM. Kinh te Viet Nam 2006, op. cit., tr.26.

27

См. Мельянцев В.А. Развивающиеся страны: рост, дифференциация, экономический вызов, указ. соч., с.24; CIEM. Kinh te Viet Nam

2006, op. cit., tr.27.

28

Мурадов К.Ю. Экономическая интеграция стран-участниц АСЕАН в 1990-2000-х годах: оценка и критерии эффективности. Дисс. канд. экон. наук. М. 2005, с.46.

29 В мировом рейтинге World Economic Forum позиции СРВ по этому показателю остаются слабыми. За 2003-06 гг. она переместилась по уровню конкурентоспособности с 60-го на 77-е место (в 2005 г. на 74е), см.: Tang truong kinh te Viet Nam: Nhung rao can can phai vuot qua, op. cit., p.23-25, 102-105.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.