Научная статья на тему 'Вьетнам в рамках ВТО: проблемы и перспективы'

Вьетнам в рамках ВТО: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
230
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вьетнам в рамках ВТО: проблемы и перспективы»

ЧАК ДЫК ЛЫОНГ, Институт экономики РАН

ВЬЕТНАМ В РАМКАХ ВТО: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В 2006 г. Вьетнам вступил в ВТО, что вызвало необходимость корректировки его экономической политики в соответствии с общими правилами этой международной торговой организации. Главным требованием ВТО является постепенная либерализация внутреннего рынка, уменьшение импортных тарифов и следование принципам транспарентности во внешнеторговых отношениях.

Адаптация товарного рынка

К июню 2006 г. Вьетнам закончил двусторонние переговоры по либерализации внутреннего рынка со всеми странами-членами ВТО, на которых обсуждались налоговые проблемы СРВ. Конечным результатом переговоров по импортным тарифам (свыше 10600 тарифных позиций) стало то, что Вьетнам согласился сократить нынешние импортные тарифы на 21,7% в течение ближайших пяти лет после вступления в ВТО. В промышленности, где снижение тарифных ставок будет наибольшим (на 23,9%), это касается производства одежды, текстильных изделий, рыбы и других морепродуктов, древесины, бумаги, товаров обрабатывающей промышленности и электромашиностроения, включая электрооборудование. В сельском хозяйстве уменьшение средней тарифной ставки составит 10,6% (см. табл. 1).

Таблица 1

Согласование с ВТО среднего импортного тарифа по основным отраслям экономики Вьетнама, %

Х. Тариф Отрасль Средний тариф на середину 2006 г., % Конечный согласованный тариф при присоединении к ВТО, % Уменьшение средней тарифной ставки По обязательствам Китая перед ВТО по согласованному конечному тарифу, %

Сельское хозяйство 23,5 21,0 на 10,6% 16,7

Промышлен- ность 16,6 12,6 на 23,9% 9,6

В среднем по экономике 17,4 13,4 на 21,7% 10,0

Источник: Vietnam Economic Review. -2007. - N 3. Р. 316.

На середину 2006г. средний импортный тариф во Вьетнаме в среднем по экономике был равен 17,4%, в промышленности - 16,6%, в сельском хозяйстве - 23,5%. В ближайшем будущем импортные тарифы по согласованию с ВТО по указанным отраслям составят соответственно 13,4% и 12,6%. Интересно, что для Китая после принятия в ВТО средние импортные тарифы были введены на более низком уровне, соответственно: в среднем по экономике - 10%, в промышленности - 9,6%, в сельском хозяйстве - 16,7%. Также для Китая и СРВ предполагались некоторые преференции, исходя из признания их экономики на сегодня нерыночной.

После присоединения к ВТО во Вьетнаме меняется и политика субсидирования ориентированного на экспорт отечественного производства.

Правила ВТО по субсидиям основываются на разграничении между разрешенными и запрещенными субсидиями (дотациями). В разрешенные субсидии входят субсидии, необходимые для выполнения НИОКР и для бюджетного финансирования т.н. «неблагополучных регионов стран», для охраны окружающей среды и пр., в то время как запрещенные субсидии охватывают субсидии, предоставлявшиеся до присоединения к ВТО для оплаты импорта и экспорта. По правилам ВТО, запрещенные субсидии в СРВ, таким образом, будут полностью ликвидированы, особенно если они наносят ущерб соответствующим отраслям производства стран-импортеров, хотя эти страны имеют право принять соответствующие ответные санкции1.

Правила ВТО предусматривают снижение или отмену всех сельскохозяйственных субсидий, включая экспортоориентированное сельскохозяйственное производство. Субсидии же на отечественные сельхозпродукты разрешены на уровне 10% от общего объема производства, как это принято в других развитых странах-членах ВТО (фактически текущие субсидии на отечественное производство в сельском хозяйстве этих стран даже меньше 10%).

После присоединения к ВТО прекращаются все субсидии для экспортной продукции и для замещения импорта, которые предоставляются промышленности непосредственно из Государственного бюджета. Субсидии в форме инвестиционных льгот для экспорта и импортного замещения недостающих Вьетнаму товаров также рекомендовано прекратить в течение ближайших пяти лет после вступления в ВТО. Субсидии же для текстильной и швейной промышленности Вьетнам был обязан ликвидировать к моменту вступления в ВТО. Кроме того, отмечено, что таможенные процедуры в целом не

1 Бшапсе Review. - 2006. - №8.

должны служить помехой для торговли, а наоборот осуществляться согласно международным правилам и нормам, включая Киотское Соглашение.

Либерализация рынка финансовых услуг

По классификации ВТО финансовые услуги охватывают страховое дело, ценные бумаги и банковскую инфраструктуру. Обязательства Вьетнама перед ВТО в отношении рынков финансовых услуг в целом разбиваются на категории по степени их открытости и по видам оказания услуг.

1. Предоставление услуг по страхованию

Обязательства Вьетнама перед ВТО в принципе сходны с «открытием дорожной карты», согласованной по торговому соглашению с США, с некоторыми ограничениями. Вьетнам позволяет открывать филиалы иностранных страховых компаний только по страхованию, не связанному со страхованием жизни и после согласования ряда процедур1:

• процедуры страхования совместных предприятий, страхования иностранных рабочих; страхование услуг при международных перевозках; услуги по вторичному страхованию и по консультационным вопросам;

• поставщик (провайдер) страховых услуг должен подчиняться Вьетнамской национальной компании по вторичному страхованию с отчислением этой компании 20%-ной доли прибыли. С 1 января 2008 г. страховые предприятия со 100-процентным иностранным капиталом могут начать работу, включиться в страхование строительства и установки нефтяных и газовых скважин, в страхование проектов и строительных работ повышенного риска, влияющих на общественную безопасность и окружающую среду.

Операции по страхованию регулируются и трактуются согласно Закону по страховому бизнесу2.

По сути, правила по страховому бизнесу в СРВ уже разработаны и вполне могут играть роль юридической базы для выполнения обязательств перед ВТО. Тем не менее, чтобы сделать этот рынок услуг емким и устойчивым, вьетнамской стороной были высказаны некоторые рекомендации. Они включают следующие обязательства3: а) дополнить и увеличить юридическую базу по оказанию страховых услуг; б) дополнить правила по филиалам страховых предприятий, включая необходимость прописать

1 Буй Тхань Хай. Выполнение Вьетнамом обязательств перед ВТО (возможности и проблемы в сфере финансовых услуг) // Vietnam Economic Review. - 2007. - N 5. Р. 31-36.

2 См. Закон по страховому бизнесу // Сборник законов и основных законодательных актов. Ханой, 2006.

3 Постановление Правительства СРВ № 42 «О последовательном введении закона по страховому бизнесу» // Vietnam Economic Review. - 2007. - N 5. Р. 32.

правила учреждения таких филиалов, гарантии предупреждения финансовых проблем, а также организовать работу филиалов по защите преимуществ, получаемых покупателями страховых услуг; в) необходимо улучшать качество администрирования, уменьшать риски и усиливать надзор и менеджмент со стороны министерства финансов в целях обеспечения работы финансовых предприятий в соответствии с Законом о финансах.

Таким образом, страхование финансовых услуг от всяких рисков во Вьетнаме обеспечивается как улучшением отечественного рынка страховых услуг, так и участием на этом рынке иностранных страховых компаний.

Роль иностранных страховщиков проявляется в следующих направлениях.

- Участие новых страховых компаний сделает рынок этих услуг ди-версификационным и гибким. Возрастает количество провайдеров страховых услуг, развивается страховой рынок в сторону здоровой конкуренции. Иначе говоря, рынок с большим числом провайдеров будет стимулировать расширение количества продуктов, предоставляемых этими поставщиками, содействовать лучшему функционированию этого бизнеса путем мобилизации капитала и защиты потребителей от экономических рисков.

- Открытие рынка для иностранных страховщиков создает возможность приобретения профессиональных навыков, улучшает конкурентные возможности отечественных страховых компаний. Отечественные страховые компании получают возможность доступа к опыту и профессиональным навыкам зарубежных страховых компаний и их усвоению на более высоком уровне. Возросшее давление конкуренции помогает отечественным страховым компаниям выйти с инициативами по улучшению менеджмента, обучения персонала новым информационным технологиям, чтобы потом их использовать перед иностранными страховыми компаниями. В ходе массового перехода госпредприятий к акционированию большинство государственных страховых предприятий СРВ трансформируются в акционерные общества (напр., Вао МтИ, Почтовая страховая компания), или в форму материнских и дочерних корпораций (напр., Вьетнамская Страховая Корпорация) в связи с выполнением государственной программы по реструктуризации предприятий и усиления конкурентоспособности.

Вместе с тем нельзя не сказать о проблемах, которые моїут возникнуть в связи со снятием ограничений на локализацию страхового бизнеса.

Сегодня рост численности страховых компаний во Вьетнаме сильно перевешивает рост человеческих ресурсов, что приводит к перераспределению персонала между страховыми компаниями. Если кадровая политика не будет адаптирована в самом

ближайшем будущем, местные страховые компании проиграют совместным предприятиям.

Ускоренный рост объема рынка и разнообразия продуктов страхования оказывает дополнительное давление на профильных менеджеров и бизнес в целом, что выражается в расширении прав потребителей этих услуг, в спорных трактовках страховых рисков. Разделение рынка между крупными и мелкими страховыми игроками - это залог предотвращения системных рисков. Высоко насыщенный рынок легко приводит к тайному сговору между крупными страховыми компаниями, что негативно влияет на здоровую конкуренцию на этом рынке, вызывая отрицательное воздействие на мелкие и средние страховые компании (большинство из них - совместные компании). Несмотря на то, что государственная монополия на вьетнамском страховом рынке отменена, существует проблема ослабления конкуренции за счет договоров между большими страховыми компаниями относительно раздела рынка.

Развитие рынка ценных бумаг

Несмотря на то, что эта сфера финансовых услуг является новой для Вьетнама, она привлекает огромное внимание страховых компаний большинства стран-членов ВТО. Юридической базой для развития этого рынка является Закон о ценных бумагах СРВ1. В Законе сказано, что Вьетнам не обязывается поставлять за рубеж услуги по ценным бумагам, за исключением услуг по финансовой информации, рекомендательно-информационных и других вспомогательных видов услуг, одновременно не ограничивается получением услуг по страхованию за границей. Разрешено учреждать в стране представительские офисы иностранного поставщика страховых услуг и совместные предприятия с вьетнамскими партнерами, в которых доля иностранного капитала будет составлять до 49% от акционерного капитала. После пяти лет членства Вьетнама в ВТО могут быть разрешены иностранным страховщикам услуги по ценным бумагам со 100-процентным капиталом и его различные по профилю филиалы (управление активами, оплата комиссионных, консультационные услуги, связанные с ценными бумагами; предоставление и обмен финансовой информацией). Со своей стороны Вьетнам не обязан поставлять за границу услуги по ценным бумагам, за исключением предоставления финансовой информации и оказания консультационных услуг.

Согласно Постановлению Правительства № 144, принятом в 2006 г., зарубежный партнер имеет право учредить представительский офис и совместное предприятие с вьетнамским партнером при основании

1 Новый Закон о ценных бумагах, принятый Национальным Собранием СРВ // Сборник законов и основных законодательных актов. Ханой, 2006.

компании по ценным бумагам, управляющей фондами компании и её филиалов за рубежом с долей иностранного капитала менее 49% от общего акционерного капитала СП. Кроме того, филиалы коммерческих иностранных банков, работающие во Вьетнаме, имеют право получить лицензию на предоставление услуг как банки-депозитарии ценных бумаг и зарегистрироваться как члены Вьетнамского депозитарного центра по ценным бумагам, согласно Закону о ценных бумагах*.

Зарубежным участникам предоставлено право учреждать компании по ценным бумагам, совместные СП по ценным бумагам и компании по ценным бумагам со 100-процентным иностранным капиталом, а также филиалы последних во Вьетнаме. В нем сказано, что не существует дискриминации ни для вьетнамских, ни для зарубежных компаний, что сняты ограничения на получение таких услуг за рубежом.

Чтобы обеспечить нормальное развитие рынка ценных бумаг следует расширять его объем за счет выпуска облигаций, акций, развивать институты рынка, включая первичный и вторичный рынки, официальный и неофициальный рынки ценных бумаг, создавать условия для работы провайдеров - поставщиков услуг по ценным бумагам.

Рынок ценных бумаг во Вьетнаме интенсивно развивается. К концу октября 2006 г. он включал 53 крупные компании и 16 более мелких. Капитализация рынка услуг по ценным бумагам составляла к началу 2006г. 4,2 млрд. долл. США, что соответствует 8,1% ВВП. К 2010 г. объем рынка ценных бумаг может достигнуть 10-15 млрд. долл. США, или 1015% ВВП. Эксперты полагают, что вполне возможно было достичь капитализации рынка на уровне 15% ВВП уже к началу 2008 г.2.

Отечественные компании по ценным бумагам являются новичками в плане профессиональности и опыта с невыясненной способностью к конкуренции и ограниченными финансовыми возможностями, следовательно вынуждены будут преодолевать более серьезные трудности по сравнению с иностранными компаниями и их филиалами в СРВ после вступления Вьетнама в ВТО. Конкурентные возможности отечественных компаний можно оценить по следующим критериям:

1. Финансовые возможности, объем и вспомогательное финансирование отечественных компаний ограничены. Серьезная проблема для отечественных компаний по сравнению с иностранными компаниями состоит в их сильной финансовой поддержке и гибкости в способах доступа на вьетнамский рынок.

1 Закон по ценным бумагам. Принят Национальным собранием 1 января 2007 г.

2 Vietnam Economic Review. - 2007. - N 5. Р. 35.

2. Профессиональные навыки отечественных компаний ограничены, работа просто фокусируется на консультировании по финансовому инвестированию, услугах брокеров по ценным бумагам, при этом нет широких возможностей при оказании высокопрофессиональных услуг по ценным бумагам или требуются большие капиталовложения в форме портфеля инвестиции или наличия эмиссионных гарантийных обязательств.

3. Возможности по применению информационных технологий ограничены почти у всех местных компаний, в том числе для средних и мелких.

4. Качество рабочей силы низкое, профессиональные этнические (местные) стандарты еще четко не установлены. Возможности работающего персонала ограничены малым опытом, и ведется обучение только практическим навыкам.

Рынок банковских услуг

Вьетнам испытывает сильный прессинг со стороны стран-членов ВТО относительно их требований большей открытости отечественного рынка для иностранных коммерческих банков. В этом вопросе Вьетнам последовательно проводит политику урегулирования требований ВТО с собственной государственной финансовой политикой.

Несмотря на относительно широкую открытость банковского сектора, Вьетнам упорно добивается от ВТО согласия на ограничения для иностранцев, работающих в СЭЗ, где иностранные коммерческие банки не могут открывать пункты для совершения сделок, ограничено их участие в акционерном капитале вьетнамских акционерных банков; отложена на время либерализация трансакций капитала и т.д. Более того, Вьетнам добился от ВТО соблюдения требования по ограничению доли участия иностранцев в акционерном капитале СП не выше 30% от уставного капитала.

Кроме того, с точки зрения макроэкономики увеличение доли иностранных банков с большими финансовыми возможностями и способностью к жесткой конкуренции, удержание ими важной роли в национальной финансовой системе содержит скрытые риски для стабильного и устойчивого развития финансовой системы страны. Эти риски - операции по отмыванию денег, возможность финансовой поддержки террористической деятельности в стране и за рубежом. Отечественные банки сталкиваются с проблемами конкуренции при открытии рынка для иностранных банков, связанной с борьбой за привлечение профессионалов в банковском деле.

Тем не менее, вступление в ВТО открывает очевидные перспективы для развития рынка банковских услуг в СРВ:

1. Обязательства СРВ по открытию банковского рынка формируют возможности увеличения доли участия иностранных партнеров и в целом будут содействовать усилению вьетнамского финансового рынка. Операции банковского сектора при этом станут более эффективными; произойдет мобилизация капитала, «лежащего в чулках» от локальных резидентов; синхронно стимулируется кредитная деятельность и будет оказана поддержка банковским предприятиям, улучшается качество банковских

услуг.

2. Открытие рынка создает возможности для обмена опытом и профессиональными навыками, что может усилить конкурентные способности отечественных банков.

3. Давление конкуренции побуждает отечественные банки принять инициативы по адаптации своих моделей менеджмента и корпоративной политики, по более активному применению информационных технологий в целях получения преимуществ над иностранными банками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.