М.Е. Тригубенко
ПОЛОЖЕНИЕ В ФИНАНСОВОЙ СФЕРЕ ВЬЕТНАМА В СРАВНЕНИИ СО СТРАНАМИ ВОСТОЧНОЙ АЗИИ ПОСЛЕ МИРОВОГО КРИЗИСА
Прошло пять лет с начала мирового финансового кризиса, последствия которого Вьетнам до сих пор не преодолел. В экономике есть проблемы, вызванные высокой инфляцией, снижением экономической активности. Безусловно, влияет рецессия, которая охватила, в первую очередь, ЕС, а также медленное восстановление экономик США, Японии, с которыми Вьетнам имеет крупные инвестиционные проекты и высокую динамику торговли товарами и услугами.
Сравнив основные макроэкономические показатели СРВ с развитыми странами АСЕАН и Китаем за 2006—2010 гг., видим, что она им проигрывает (табл. 1)1.
Среднегодовой рост ВВП в 2005—2010 гг. составлял в СРВ 7 %, в Китае — 11,2 %, в АСЕАН — 5,2 %. Рост инфляции дости-галвСРВ 10,9 %,вАСЕАН —6,1 %,вКитае —3 %. Дефицит госбюджета был равен в СРВ 5,6 %, в АСЕАН 1,8 %, в КНР 0,9 %.
Отрицательное сальдо платёжного баланса составило в СРВ 6,8 % ВВП, в АСЕАН и Китае сальдо было положительным: 6,6 % в АСЕАН и 7,6 % в Китае. Многие финансовые проблемы во Вьетнаме связаны со слишком большим вмешательством государства в экономику. В кризисные годы это было необходи-
Таблица 1. Усредненная динамика макропоказателей Вьетнама в сравнении со странами АСЕАН и КНР в период 2006—2010 гг., %
Вьетнам 2005—2010 АСЕАН Китай Индонезия Малайзия Филиппины Таиланд
Рост ВВП 7,0 5,2 11,2 5,7 4,5 5,2 3,6
Рост инфляции 10,9 6,1 3,0 7,8 2,7 5,0 2,9
% к ВВП:
Дефицит бюджета -5,6 -1,8 -0,9 -0,9 -4,8 -1,9 -1,6
Доходы бюджета 28,2 17,9 19,4 17,6 21,8 15,0 18,0
Расходы бюджета 33,8 19,7 20,3 18,4 26,6 16,9 19,6
Госдолг 47,8 — 17,2 29,2 46,3 55,5 40,9
Денежный оборот М2 31,1 — 20,8 15,5 11,5 12,9 8,3
Платёжный баланс -6,8 6,6 7,6 1,6 16,0 4,2 4,2
Источник: МеШаш Есопошк Кеу1е№. 2012. № 1. Р. 4.
мо, но после преодоления финансового кризиса государство должно ослабить свою роль. К этому, например, призывает новое высшее китайское руководство в 2013 г. после XXVIII съезда Компартии Китая.
Обозначим главные проблемы в экономике и финансах Вьетнама.
Первая проблема — снижение темпов роста. Экономическая динамика в кризисные годы сохранилась, но имела тенденцию к снижению: в 2010 г. - 6,78 %, в 2011 г. - 5,8 %, в 2012 г. -5,03 %.
Ведущие экономисты предвидели, что в 2013 г. вьетнамская экономика продолжит сталкиваться с серьёзными трудностями. В частности, они видели угрозу нового скачка инфляции, торможения роста ВВП.2
Вторая проблема — высокий уровень инфляции.
Высокий уровень инфляции во Вьетнаме зависит от многих причин, среди которых немалую роль играют колебания курса
донга к доллару США. Сохраняется двухуровневая структура рынка иностранной валюты: есть как официальный, так и неофициальный (USD «black market») рынки, на которых обмен совершается по разным курсам, причём на чёрном долларовом рынке курс более высокий, чем официальный, устанавливаемый Госбанком.
За пять лет (2005-2010 гг.) курс вырос с 15 800 VND/USD в 2005 г. до 19 495 VND/USD в 2010 г., тогда как в других странах Юго-Восточной Азии сохранялась стабильная ставка обменного курса национальной валюты или наблюдалась понижательная его тенденция (табл. 2).
Таблица 2. Изменение валютных курсов стран АСЕАН и Вьетнама за 2005-2010 гг.
2005 2010
Вьетнам, донг/долл. 15 800 19 495
Сингапур, синг. дол/долл. 1,7 1,4
Таиланд, бат/долл. 40,2 31,7
Филиппины, песо/долл. 55,1 45,1
Малайзия, ринггит/долл. 3,8 3,2
Индонезия, рупия/долл. 9704,7 9090,4
Источник: Statistical Yearbook of Vietnam. Hanoi, 2011. P. 237.
Бороться с высокой инфляцией вьетнамское государство пытается с помощью регулирования учётной процентной ставки. Так, например, для увеличения объёма долларовых накоплений Госбанк устанавливает более высокую процентную ставку по вкладам в долларах США. В первой половине 2011 г. учётная ставка по вкладам в долларах США повысилась с 20 до 24 %, но ставка в донгах снизилась с 6 до 3 %. Это стало ответной мерой на быстрое увеличение денежной массы М2 в обороте — на 31,1 % за год.
На рост инфляции оказало влияние повышение заработной платы, рост цен на услуги ЖКХ, повышение цены на газ, электроэнергию, бензин, а также рост рыночных цен на основные продукты питания. Последнее произошло из-за слабого регулирования со стороны государства продовольственного рынка, а также деятельности аграрных торговых фирм, закупающих сель-хозтовары напрямую у вьетнамских фермеров3.
Несмотря на жёсткость принятых мер, темпы годовой инфляции в СРВ выше, чем в других странах ЮВА и Китае. Согласно официальным данным (табл. 3), самые высокие показатели роста инфляции во Вьетнаме имели место в 2008 и 2011 гг. Динамика инфляции в 2007 г. - 8,3 %, 2008 г. - 23 %, 2009 г. -6,9 %, 2010 г. 9,2 %, 2011 г. - 18,13 %. В АСЕАН и АТР после
Таблица 3. Динамика роста годовой инфляции в азиатских странах в 2005-2011 гг., %
2007 2008 2009 2010 2011 (оценка)
Китай 4,8 5,9 -0,7 3,3 4,6
Индонезия 6,4 9,8 4,8 5,1 6,3
Малайзия 2,0 5,5 0,6 1,7 3,0
Филиппины 2,8 9,3 3,2 3,8 4,9
Сингапур 2,1 6,6 0,6 2,8 3,2
Таиланд 2,2 5,4 -0,9 3,2 3,5
Лаос 4,5 7,6 0,0 0,6 6,5
Камбоджа 7,7 25,0 -0,7 4,0 5,5
АСЕАН 3,9 8,6 2,5 4,0 5,1
АТР 4,4 6,9 1,2 4,4 5,4
Вьетнам 8,3 23,0 6,9 9,2 18,13
Источник: ASEAN Development Outlook 2011 (4/2011); URL: www.cafef.vn
роста инфляции в 2008 г. на 8,6 % и в 2009 г. на 6,9 %, она резко пошла вниз до 2,5 % и 1,2 % соответственно. В 2011 г. инфляция (по оценке) вновь повысилась: в АСЕАН до 5,1 %, в АТ до 5,4 %. Из этого можно сделать вывод, что в странах Восточной Азии, включая Китай, проблема инфляции до сих пор не потеряла своей актуальности. В борьбе с теневой экономикой госбанк ограничивает использование наличных расчётов по крупным финансовым операциям.
Данный шаг направлен, в первую очередь, на подрыв теневой экономики за счёт обеспечения большей прозрачности денежных потоков при взаимных расчётах за товары и услуги между потребителями и поставщиками. Ограничение наличных платежей также будет способствовать борьбе с уклонением от налогов и отмыванием денег.
Данные меры по наличным расчётам коснулись в СРВ как частных, так и юридических лиц. Наличными средствами всем им запрещено оплачивать приобретение недвижимости, ценных бумаг и акций фондового рынка, автотранспортных средств, а также предметов роскоши.
Ещё одной новацией стало использование электронной коммерции. Платежи при помощи электронных денег и пластиковых карт пока не пользуются во Вьетнаме большой популярностью, поскольку, согласно данным Госбанка СРВ, подавляющее большинство из более чем 50 млн местных обладателей кредитных и дебитных карт применяют их исключительно для снятия наличных средств в банкоматах4.
Третъя проблема — переход к новой модели роста. Экономический рост во Вьетнаме стимулируют огромные инвестиционные ресурсы, создаваемые в трёх макроэкономических укладах. Доля частных инвестиций выросла в 2010 г. до 37,1 % ВВП, прямых иностранных инвестиций, наоборот, снизилась до 18,8 % ввиду кризиса5. Крупные инвестиционные вложения по-прежнему осуществляются в госсекторе: его доля в ВВП в 2010 г. составляла 44,1 %. Выделение инвестиций происходит из средств госбюджета (от 40 до 65 %). Низкая эффективность работы госпредприятий — второго инвестиционного ресурса — и плохая собираемость налогов и таможенных сборов сокращают доход-
ную часть бюджета и вызывают необходимость секвестрования статей расходной части госбюджета, включая расходы на социальную сферу — науку, образование, здравоохранение6. Вьетнам пока не в состоянии сменить экспортоориентированную модель роста, поддерживаемую инвестиционной накачкой, на модель потребления. Этому препятствует как неразвитость внутреннего рынка, так и низкая покупательская способность значительной части населения. Поэтому СРВ также заинтересована в сохранении третьего крупного источника инвестиций, а именно ссудного капитала от донорского сообщества на развитие инфраструктуры и на снижение порога бедности в отсталых районах страны.
Четвёртая проблема — это проблема долгов, внутренних и внешних. Крупные заимствования на индустриализацию и модернизацию привели к росту внешнего и суверенного долга. Удельный вес госдолга в ВВП Вьетнама в 2006 г. составлял 32,5 %, доля суверенного долга — 31,4 %. В 2011 г. они выросли до 57,8 % и 44,5 % соответственно. В расчёте надушу населения госдолг за 2006—2011 гг. вырос со 144 до 600 долл. за счет высоких среднегодовых темпов роста внешних заимствований — 18 %. На погашение внешнего долга приходится тратить не менее 16 % расходной части госбюджета в год. Внешняя задолженность превысила объём валютных резервов7, но пока серьезно не угрожает экономической безопасности.
Пятая проблема — уровень конкурентоспособности экономики Вьетнама.
Согласно докладу Всемирного экономического форума о глобальной конкуренции, Вьетнам занимал в 2011 г. 65-е место среди 162 стран мира. Низкий уровень конкурентоспособности обусловлен в СРВ следующими индикаторами: высокой инфляцией, ростом бюджетного дефицита, низким качеством образования, увеличением административных расходов. Другие страны — члены АСЕАН в 2011 г. имели по уровню конкурентоспособности экономики более высокие результаты, в том числе Сингапур занимал 2-е место, Малайзия 21-е место, Бруней 28-е место, Индонезия 46-е место.
На конкурентоспособность страны оказывает влияние просроченная задолженность вьетнамских коммерческих банков,
среди которых лидирует так называемая группа 5, на долю которой приходилось в 2011 г. 47 % всей банковской кредитной задолженности. Понижается конкурентоспособность и ухудшаются финансовые показатели совместных компаний, хотя банки обслуживают в большей степени именно их долларовые вклады. Так, например, к концу 2011 г. процентная ставка долларовых вкладов несколько снизилась — до 23,4 %, но, несмотря на это, годовая прибыль совместных с иностранным капиталом предприятий выросла незначительно — на 4,45 %.
Шестая проблема — сохранение низкой ликвидности акционерных банков. По данным Госбанка, доля так называемых слабых (weak) банков в 2011 г. составляла 5 % от общего количества финансовых институтов страны8.
Седьмая проблема — слабость рынков. В кризисный период Госбанк СРВ испытывает трудности по управлению рынками, включая фондовый рынок, рынок золота и рынок недвижимости.
Снижение спроса на рынке недвижимости вызвано как высокой ценой на приобретение жилья или офиса, так и высокой процентной ставкой по кредитам в донгах, что вызвало кризис продаж. Многие строительные фирмы разорились или перепрофилировались на иные виды деятельности. Рынок жилья спонсируется государством в счёт так называемых непроизводственных кредитов, а по состоянию на конец 2011 г. объём выдачи непроизводственных кредитов понизился и составил не более 16 % всей суммы выданных банками кредитов.
Госбанк СРВ постановлением от 14 ноября 2011 г. вычеркнул из списка своих заёмщиков все строительные фирмы, занимающиеся продажей или арендой помещений, а также строительные компании, работающие в СЭЗ.
В период рецессии не смог восстановиться и рынок ценных бумаг. Сформировавшись к 2007 г., фондовый рынок, работавший на двух площадках в Ханое и Хошимине, быстро набирал обороты. В 2011 г. оборот ценных бумаг фондового рынка сократился в 50 раз к уровню продаж 2007 г. В ноябре 2011 г. на фондовой бирже работало 105 мелких компаний, оборот ценных
бумаг был незначительным, со средней ценой одной акции 600-700 VND/stock.
Обладая запасами золота, Вьетнам стал одним из крупных игроков по продаже этого драгметалла на мировом рынке, но там сохраняются резкие колебания его цены. За один день 9 августа 2011 г. цена на одну унцию золота во Вьетнаме изменялась в 42 раза. Квотирование объёма продаж на вьетнамском рынке золота со стороны Госбанка влияет на ценовую политику. Спрос на покупку золота выше предложения, цена на золото выше мировой. В 2011—2012 гг. усилился ажиотаж среди населения и компаний по покупке золота в больших количествах. На его цену влияет неустойчивость курса доллара на рынке forest, а также разница курсов на двух валютных рынках.
На заседании правительства 27 мая 2012 г. премьер-министр Нгуен Тан Зунг в числе неотложных мер в экономике назвал следующие:
• недопущение в 2012 г. скачка инфляции, как это случилось в 2011 г.;
• усиление контроля над ростом внешнего долга. За пять месяцев 2012 г. он вырос на 15—17 %;
• выделение кредитов преимущественно банкам, испытывающим дефицит денег на цели обслуживания отраслей реальной экономики, в первую очередь сельского хозяйства и лёгкой промышленности, работающих на местный рынок и, следовательно, способствующих переходу на новую модель роста;
• ослабление денежно-кредитной политики, снижение процентных ставок по кредитам в координации со снижением темпа роста инфляции9.
В 2013 г. перед Вьетнамом стояли две главные задачи: обеспечить рост ВВП на 5,5 % и удержать инфляцию ниже 8 % в годовом исчислении. Анализ проблем в финансовой системе СРВ показывает, что в целом финансовое положение страны в этот период не вызывает опасений по возобновлению кризиса, дефицит бюджета не растет, промышленность, аграрная отрасль, внешнеэкономические связи сохраняют положительную динамику роста.
Примечания
1 Более подробный анализ см.: Мазырин В.М. Актуальные проблемы экономического развития стран АСЕАН // Проблемы Дальнего Востока. 2013. № 1. С. 59-72.
2 Nguyen Ke Tuan, Le Quoc Hoi. 10 Prominent Economic Facts in Vietnam in 2001 // Vietnam Economic Review. 2012, № 1. P. 10—18.
3 Nguyen Thi Bat, Nguyen Duc Tu. Movement of Exchange Rate and Interest Rate — Impact and Recommendations // Vietnam Economic Review. 2012. № 1. P. 33.
4 Нян Зан. 05.03.2013.
5 Данные Института финансовой науки министерства финансов. URL: www.mof.gov.vn
6 Vu Dinh Anh. The Relation between Public Investment and Public Debt // Vietnam Economic Review. 2012. № 9. P. 37, 39.
7 Данные правительства, министерств планирования и инвестиций, финансов, торговли и промышленности, Главного статистического управления Вьетнама.
8 Vietnam Economic Review. 2012. № 1. P. 12—14.
9 Нян Зан. 29.05.2012.