Научная статья на тему 'Сторителлинг как эффективный механизм формирования позитивного образа современного образования, используемый печатными СМИ'

Сторителлинг как эффективный механизм формирования позитивного образа современного образования, используемый печатными СМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
970
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ПРИТЧА / СТОРИТЕЛЛИНГ / ПЕЧАТНЫЕ СМИ / ЖУРНАЛИСТИКА / "КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА"

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Абрамовских Татьяна Александровна

Раскрываются понятие сторителлинга и причины эффективности данного приема в разных сферах деятельности. Автором сделана попытка анализа причин неэффективного воздействия СМИ на читателей в контексте формирования позитивного отношения к школе. В статье акцентируется внимание на следующем: важно не только выбрать правильные ключевые сообщения, поддерживающие и укрепляющие репутацию образования, но и обеспечить правильную трансляцию этих сообщений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сторителлинг как эффективный механизм формирования позитивного образа современного образования, используемый печатными СМИ»

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЖУРНАЛИСТИКИ

УДК 070

Т. А. Абрамовских

Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников

образования, Челябинск

СТОРИТЕЛЛИНГ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОГО ОБРАЗА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ПЕЧАТНЫМИ СМИ

Раскрываются понятие сторителлинга и причины эффективности данного приема в разных сферах деятельности. Автором сделана попытка анализа причин неэффективного воздействия СМИ на читателей в контексте формирования позитивного отношения к школе. В статье акцентируется внимание на следующем: важно не только выбрать правильные ключевые сообщения, поддерживающие и укрепляющие репутацию образования, но и обеспечить правильную трансляцию этих сообщений.

Ключевые слова: образование; притча; сторителлинг; печатные СМИ; журналистика; «Комсомольская правда».

В одной истории больше мудрости, чем во всей философии

Филипп Пуллман

Однажды маленький мальчик пришел в большую школу. И на первом же уроке учительница сказала: «Дети, сейчас мы будем рисовать цветы». Маленький мальчик очень любил рисовать цветы и тут же принялся за дело, но учительница остановила его. «Подожди, - сказала она. - Я же еще не объяснила, какой цветок мы будем рисовать и как это надо делать». И добавила: «Мы будем рисовать... красный цветочек с зеленым стебельком». А на следующем уроке учительница сказала: «Теперь, дети, мы будем лепить цветы». Маленький мальчик тут же принялся за дело, но учительница опять остановила его: «Подожди! Я еще не сказала, какой мы будем лепить цветок и как это надо делать. Сейчас, дети, мы будем лепить. красный цветок с зеленым стебельком.» А потом случилось так, что маленький мальчик перешел в другую школу. И уже другая учительница предложила на уроке: «Дети, давайте рисовать цветы». А потом подошла к маленькому мальчику и спросила: «А почему ты ничего не рисуешь?» А он ответил: «Но вы же еще не объявили, какой надо рисовать цветок и как это надо делать». А учительница сказала: «Рисуй такой цветок, какой тебе нравится». И тогда маленький мальчик нарисовал. красный цветок с зеленым стебельком [5]. Этот незатейливый рассказ-притча стал прологом занятий по до-

полнительной профессиональной программе повышения квалификации руководителей образовательных организаций. О чем эта притча? Слушатели говорят: об индивидуальном подходе, о развитии творческих способностей личности... Преподаватель дополняет: эта маленькая история поведала о тех больших изменениях, которые происходят в образовании вот уже второе десятилетие [1]. Формируется печальная визуальная картинка современного российского образования. Мы видим, что педагоги образовательных учреждений продолжают жить в старой «знаниевой» парадигме: не изменились подходы, содержание обучения, результаты деятельности всех участников образовательного процесса независимо от декларируемых в нормативных документах требованиях к современному учителю и руководителю. Этот созданный образ проецируется в умы и сознание родителей и общества в целом. Попробуем изменить концовку притчи. И уже другая учительница предложила на уроке: «Дети, давайте рисовать цветы». Дети взяли карандаши и дружно начали творить. Маленький мальчик чего-то ждал. Учительница подошла к маленькому мальчику и спросила: «Почему ты ничего не рисуешь?» А он ответил: «Но вы же еще не объявили, какой надо рисовать цветок и как это надо делать». Учи-

телъница сказала: «Рисуй такой цветок, какой тебе нравится». И тогда маленький мальчик нарисовал... красный цветок с зеленым стебельком. А ребята нарисовали огромный букет разных красивых цветов... В сознании читателя возникают другие ассоциации, другая более оптимистичная визуализация современного учителя и школы, перспектив ее развития.

Мы уже писали о степени воздействия средств массовой информации (СМИ) на мнения людей, а также на формирование определенного стереотипа мышления по отношению к учителю, к школе, к системе образования в целом. В широком общественном сознании уже сложилось представление о постоянной модернизации и обновлении образования. Исследования, проведенные автором в целях анализа характера освещения вопросов образования «Российской газетой» и «Комсомольской правдой» (архивы газет за 2013, 2015 годы), показали малую представленность содержательных статей, аналитических и проблемных материалов в «Российской газете» и достаточно широкий спектр проблемных материалов в «Комсомольской правде» [2]. Однако это не решает проблемы привлекательности учительской профессии, позитивного имиджа российского образования. Работа СМИ неэффективна в контексте повышения уровня качества образования и формирования позитивного отношения к школе. Может быть, стоит обратить внимание на то, как пишут журналисты о школе (а не только на то, что пишут). Важно не только выбрать правильные ключевые сообщения, поддерживающие и укрепляющие репутацию образования, но и обеспечить правильную трансляцию этих сообщений. Вернемся к началу статьи. Рассказав притчу о маленьком мальчике, автор использует в своей деятельности маркетинговый инструмент - сторител-линг. Многим знакома ситуация, когда сложно сделать правильный выбор в процессе принятия ответственного решения. В поисках ответа мы обращаемся к книгам или штудируем Интернет. Но в результате огромное количество переработанной информации не разрешает проблемы. И внезапно в поле нашего внимания попадает история, которая позволяет достаточно просто решить проблему. Это может быть обыкновенный анекдот, жизненная история или точно подмеченная фраза. Подобные метафоры способны глубоко проникать в наше подсознание. В результате правильный ответ к нам приходит сам собой (например, осмысле-

ние сущности новой гуманистической парадигмы, компетентностного подхода в образовании в притче о маленьком мальчике). В древние времена подобные истории назывались ска-зительством. Сегодня же подобное искусство носит название сторителлинга. Сторителлинг

- это повествование различных мифов, сказок, притч или былин. Причем сами рассказы могут быть и о выдуманных, и о реальных героях. Главным принципом сторителлинга является то, что слушателю нужно понять суть рассказа, для чего необходимо активизировать правое полушарие. Именно эта часть головного мозга обрабатывает информацию, выраженную в образах или символах. Результат прослушивания подобных историй следующий: человеческое подсознание получит некоторый опыт, о котором говорилось в притче. Таким образом, стори-теллинг - это отличный инструмент для работы с бессознательным. Данная методика была разработана Дэвидом Армстронгом, являющимся главой корпорации Armstrong International. В процессе создания сторителлинга им был учтен следующий психологический фактор: рассказы значительно легче воспринимаются, они более увлекательны и интересны, чем логические доводы и сухие рассуждения. После того, как человек выслушал вас, он начинает вам доверять. Вам же становится существенно проще убедить его в чем-то или мотивировать на какие-то действия [6]. Почему истории «работают»? Люди любят слушать истории. Хорошая, мотивирующая история всегда несет в себе несколько ключевых «ингредиентов», а именно: эмоции, сопереживание слушателя и, конечно, смысл, ради которого история звучит. Эмоции помогают лучше воспринимать и запоминать материал. Сопереживание позволяет соотносить историю со своим опытом и держать внимание слушателя. В смысле заложена суть, то есть главная идея рассказчика или вывод, который должен сделать слушатель. Истории задействуют наше образное мышление, «включают» эмоциональные центры в головном мозге, поэтому сообщения, которые мы слышим, лучше достигают наших сердец. Сторителлинг

- история, которая рассказывается не просто так, а для того, чтобы достичь определенной цели. Поэтому нужные истории используются повсюду - от повседневной жизни до бизнеса. Сторителлингом давно пользуются люди пишущие - журналисты и копирайтеры - авторы рекламных текстов [7]. Журналистику можно назвать социальной системой сторителлинга

(от англ. story - «история», to tell - «рассказывать»). Она рассказывает истории об обществе, основываясь на том, что общество рассказало ей. Именно так, через журналистские истории, репрезентируемые в средствах массовой информации, воссоздается и осмысливается социальная действительность. Именно так общество понимает себя [3]. С позиции О. Самарцева, профессора Ульяновского государственного университета, сторителлинг - это особый генеральный жанр или стиль «письма», который необходим для раскрытия драматических событий общественной жизни, оформленных в качестве историй (а не для изложения-констатации фактов). Журналистский сторителлинг нацелен захватить воображение адресата, высвободить его эмоции [4]. Журналисты традиционно прибегают к данному маркетинговому приему, руковод-

ствуясь целями: если вы хотите донести свою мысль, чтобы её услышали, поняли и запомнили; если вам нужно объяснять сложные вещи; если вам задали неудобный вопрос; если вам нужно убедить кого-либо; если вы мечтаете изменить мир. Правильно выстроенные и вовремя сказанные слова - средство весьма сильное. Полистаем «Комсомольскую правду» за 2013 год, прочитаем статьи об образовании, отследим: кто пишет, о чем пишут, как пишут. Спрогнозируем результат деятельности журналистов, с точки зрения формирования позитивного образа учителя и школы. В течение года было написано 30 репортажей, освещавших вопросы общего образования в России. Мы попробуем обобщить свои впечатления от прочитанных статей авторов, которые не единожды обращались к проблемам школы.

Освещение вопросов образования «Комсомольской правдой» в 2013 году

№п\п

Автор

Темы статей

Дата выпуска номера

Прогнозируемое влияние статей на читателя

1.

Ксения Конюхова

1. Как пережить длинную третью четверть?

2. Скандал вокруг изучения литературы для старшеклассников.

3. Учебник биологии без Дарвина. Ну, с Богом!

4. Минобразования открыла «горячую линию» по приему в вузы, ссузы, школы и д/сады.

5. Продают ответы ЕГЭ в Интернете -мошенники.

6. С 1 сентября школьная форма станет обязательной.

7. Пути, по которым варианты ЕГЭ появляются в Интернете.

8. ЕГЭ будут сдавать по новым правилам.

9. Домашние задания - отменить!

10. Российские школьники будут изучать совсем другую историю.

11. Зимние каникулы: прочь от компьютера.

12. Рособрнадзор утвердил расписание ЕГЭ - 2014 год._

10.01. 21.01.

21.03.

25.04.

25.05.

23.05.

06.06.

24.07.

25. 10 04.10.

25.12.

25.12

Спектр тем, которые затронула Ксения, достаточно широк. Вызывают некоторый интерес статьи, заголовки которых категоричны и нетрадиционны (статьи 3, 9, 10, 11). Однако статьи не вызывают эмоционального позитивного восприятия, читатель едва ли сохранит это в памяти на подсознательном уровне.

2.

Ирина

Карелина

(КП

«Южный Урал»)

1. От оценок школьников будет зависеть зарплата директора.

2. Пять южноуральских школ закрылись на карантин.

3. Ухудшается ситуация с гриппом.

4. Южноуральские компании готовы ремонтировать школы даром._

22.01.

06.02.

06.03. 24.07.

Статьи Ирины статичны, вряд ли вызовут интерес большого круга читателей.

3. Алек- 1. Почему в Казани съели одного из 06.08. Статьи интересны, пред-

сандр лучших учителей Финляндии? полагают создание опреде-

Милкус 2. Образование через 10 лет. 04.09. ленных визуализаций. Од-

3. Очередная новация ЕГЭ: шпаргалка 25.10 нако только один репортаж

для стукачей. создает позитивный образ российского образования.

Ни один из авторов не счел необходимым обратиться к описанному нами инструменту - сторителлингу. Может быть, поэтому статьи не показались нам убедительными, не создали яркую динамичную картинку школы?

Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций, утвержденная Правительством РФ 28 мая 2014 г. N 3241п-П8, направлена на решение важных проблем повышения уровня профессиональной деятельности педагогических работников, на достижение высоких образовательных результатов обучающихся, а также на решение проблем, имеющихся в системе подготовки, переподготовки и повышении квалификации педагогических кадров. Данная программа обозначила проблемы в этой сфере, в том числе: отсутствие эффективных каналов медийной коммуникации и PR-сопровождения успешной профессиональной деятельности в сфере образования, результатов государственной политики в этой области, чрезмерная бюрократизация профессиональной деятельности, сохраняющееся восприятие профессии педагога как рутинной и скучной, а не динамичной и творческой. Деятельность печатных СМИ, видимо, была бы эффективнее, если бы журналисты, освещающие вопросы образования, руководствовались не только своими узкопрофессиональными интересами, но и потребностями самого образования, которые заложены в основных нормативных документах.

Список литературы

1. Абрамовских, Т. А. Образование в современных условиях: проблемы эффективного реформирования [Текст] / Т. А. Абрамовских // Актуальные вопросы современной науки - сборник научных трудов по материалам международных конкурсов: «Лучший научно-исследовательский проект 2016», «Лучшее научное эссе 2016». - Научный центр «Олимп», 2016. - С. 632-634.

2. Абрамовских, Т. А. Общее образование в зеркале «Российской газеты» [Текст] / Т. А. Абрамовских // ЗНАК. Проблемное поле медиаобразования. - 2015. - № 3 (17). - С. 5-9.

3. Варакин, В. С. Сторителлинг как инструмент информационного моделирования социальной действительности [Текст] / В. С. Варакин // Социальная миссия журналистики: реалии и прогнозы: мат-лы межвуз. науч.-практ. конф. / сост., отв. ред. О. В. Третьякова. - Архангельск, 2014. - С. 92- 99.

4. Самарцев, О. Р. Творческая деятельность журналиста: очерки теории и практики: Учеб. пособие [Текст] / О. Р. Самарцев. - М.: Академический проект, 2009.

5. Степихова, В. А. Педагогические мастерские в опыте учителей: методическое пособие [Текст] / В. А. Степихова. - СПб., 2005.

6. Сторителлинг. Создай свою историю [Электронный ресурс]. - http://storytelling-ru. livejournal.com/ (дата обращения: 10.10.2016).

7. Что такое сторителлинг? [Электронный ресурс]. - URL: http://shkolazhizni.ru/school/ articles/64936/ (дата обращения: 12.10.2016).

STORYTELLING AS AN EFFECTIVE MECHANISM FOR THE FORMATION OF A POSITIVE IMAGE OF MODERN EDUCATION, USED BY PRINT MEDIA

Abramovskikh T. A., Chelyabinsk Institute of retraining and advanced training of educators,

Chelyabinsk, gdchiep@mail.ru

The article reveals the concept of storytelling and the reasons for the effectiveness of this technique in different fields of activity. The author has made an attempt to analyse the reasons for the ineffective mass media influence on the readers in the context of forming of positive attitude to school. The article focuses on the following provision: it is not only important to select the right key messages that support and reinforce the reputation of the education, but also to ensure the correct translation of these messages.

Keywords: education; parable; storytelling; print media; journalism; "Komsomolskaya Pravda".

References

1. Abramovskih, T. A. (2016) Obrazovanie v sovremennyih usloviyah: problemyi effektivnogo reformirovaniya [=Education in modern conditions: problems of effective reform], in: Aktualnyie voprosyi sovremennoy nauki - sbornik nauchnyih trudov po materialam mezhdunarodnyih konkursov: «Luchshiy nauchno-issledovatelskiy proekt 2016», «Luchshee nauchnoe esse 2016» [=Actual problems of modern science - collection of scientific papers on materials of international competitions: «The Best research project 2016», «The Best essays, 2016»], Research center Olimp, pp. 632-634. (In Russ.).

2. Abramovskih, T. A. (2015) Obschee obrazovanie v zerkale «Rossiyskoy gazetyi» [=General education in the mirror of «The Russian newspaper»], in: ZNAKproblemnoepole mediaobrazovaniya [=SIGN of the problematic field of media education], no. 3 (17), pp. 5-9. (In Russ.).

3. Varakin, V. S. (2014) Storitelling kak instrument informatsionnogo modelirovaniya sotsialnoy deystvitelnosti [=Storytelling as a tool of information modelling of social reality], in: Sotsialnaya missiya zhurnalistiki [=Social mission of journalism: realities and projections], Arkhangelsk, pp. 9299. (In Russ.).

4. Samartsev, O. R. (2009) Tvorcheskaya deyatelnost zhurnalista: ocherki teorii i praktiki: Ucheb. posobie [=The Creative activity of the journalist: essays on theory and practice: Proc. allowance], Moscow, Academic project. (In Russ.).

5. Stepikhova, V. A. (2005) Pedagogicheskie masterskie v opyite uchiteley: metodicheskoe posobie [=Pedagogical workshops in the experience of the teachers: methodical manual], SPb. (In Russ.).

6. Storitelling. Sozday svoyu istoriyu [=Storytelling. Develop your own story], available at: http:// storytelling-ru.livejournal.com/, accessed 10.10.2016. (In Russ.).

7. Chto takoe storitelling? [=What is storytelling?], available at: http://shkolazhizni.ru/school/ articles/64936/, accessed 12.10.2016. (In Russ.).

Абрамовских Татьяна Александровна - старший преподаватель кафедры управления, экономики и права, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, Челябинск.

gdchiep@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.