Научная статья на тему 'Профессиональные компетенции журналиста печатных СМИ при освещении вопросов общего образования'

Профессиональные компетенции журналиста печатных СМИ при освещении вопросов общего образования Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1798
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОН "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РФ" / ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ / КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ЖУРНАЛИСТА / "РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА" / "КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА"

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Абрамовских Татьяна Александровна

В статье дается понятие компетенций и компетентности, рассматриваются профессиональные компетенции журналиста-газетчика. Автор пытается через анализ авторских репортажей о современном образовании в «Российской газете» и «Комсомольской правде» констатировать профессиональную компетентность журналистов и специфику компетенций журналиста, специализирующегося на вопросах образования. Статья завершается общими выводами: для эффективного осуществления своей работы журналисту нужно владеть многими видами деятельности, которые соответствуют общекультурным нормам, а также видами деятельности, которые специфичны именно для журналистской профессии в той жизненной сфере, в которой работает журналист. Журналисту, пишущему о системе общего образования, необходимо работать в контексте образовательной политики и знать школу «изнутри». Только отвечая названным требованиям, журналист-газетчик может назвать себя высококомпетентным специалистом, выгодно отличающимся, по словам Дэвида МакКлелланда, от среднего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональные компетенции журналиста печатных СМИ при освещении вопросов общего образования»

УДК 070; 37

Т. А. Абрамовских

Челябинский государственный университет, Челябинск

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ЖУРНАЛИСТА ПЕЧАТНЫХ СМИ ПРИ ОСВЕЩЕНИИ ВОПРОСОВ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье дается понятие компетенций и компетентности, рассматриваются профессиональные компетенции журналиста-газетчика. Автор пытается через анализ авторских репортажей о современном образовании в «Российской газете» и «Комсомольской правде» констатировать профессиональную компетентность журналистов и специфику компетенций журналиста, специализирующегося на вопросах образования. Статья завершается общими выводами: для эффективного осуществления своей работы журналисту нужно владеть многими видами деятельности, которые соответствуют общекультурным нормам, а также видами деятельности, которые специфичны именно для журналистской профессии в той жизненной сфере, в которой работает журналист. Журналисту, пишущему о системе общего образования, необходимо работать в контексте образовательной политики и знать школу «изнутри». Только отвечая названным требованиям, журналист-газетчик может назвать себя высококомпетентным специалистом, выгодно отличающимся, по словам Дэвида Мак-Клелланда, от среднего.

Ключевые слова: закон «Об образовании в РФ», целевые ориентиры развития системы образования, компетентностный подход в образовании, компетенции, компетентность, профессиональные компетенции журналиста, «Российская газета», «Комсомольская правда».

Современное информационное общество характеризуется процессом активного использования информации в качестве общественного продукта, что определяет формирование информационной среды, воздействующей на общественное развитие. Особенно значимым этот феномен становится в системе образования. Смена доктрины «образование-преподавание» на «образование-созидание» означает переход от парадигмы обучения к парадигме учения. В связи с этим в современном образовании изменяются подходы, ценностные ориентиры к обучению и воспитанию. Основополагающим подходом в современном образовании становится компетентностный, который основывается на принципе: образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного развития. Смысл образования при этом заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся, а смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования [3]. Процессы модернизации регламентированы основными законодательными актами в сфере образования: законом «Об образовании в РФ» (№273-Ф3 от 29.12.2012 г.), Федеральной целевой программой развития на 2016-2020 годы (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. N 2765-р), федеральными государственными стандартами общего образования (ФГОС ОО), профессиональными стандартами педагогических работников и др. Нормативно-правовая база системы образования отражает государственную образовательную политику, которая называет целевые ориентиры развития системы образования. Обозначим наиболее важные с нашей точки зрения:

- использование современных образовательных технологий, что обеспечит расширение осваиваемых обучающимися компетентностей при сохранении общих сроков обучения;

- модернизация системы стандартов: образовательных и профессиональных с целью обеспечения их соответствия потребностям современной инновационной экономики;

- внедрение механизмов оценки качества образования на основе информационной открытости образовательных учреждений и постоянно действующей системы общественного мониторинга;

- обеспечение участия общественности в управлении образовательными учреждениями и контроле качества образования (наблюдательные советы, попечительские советы, школьные управляющие советы);

- развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических, педагогических и управленческих кадров для всех уровней системы образования, включая стимулирование притока в сферу образования молодых кадров;

- создание гражданам с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии (далее - с ограниченными возможностями здоровья), условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов [7].

Зададимся вопросом: хорошо ли знакомы с ключевыми нормативными документами в сфере образования журналисты, делающие репортажи по вопросам общего образования? Какой уровень знаний и представлений имеют они о методологии, философии современной школы, о трендах современного образования? Как это отражается на содержании того, что мы назвали информационным продуктом? Какова специфика профессиональной компетентности журналистов-газетчиков, освещающих систему образования? Чтобы ответить на поставленные вопросы, нужно понять, что такое «компетентность» и «компетенции», компетенции журналиста. Впервые определение понятия «компетенция» дал Дэвид Мак-Клелланд в своей статье «Testing for Competence Rather Than Intelligence» в 1973 году [12]. Он определяет это понятие как поведение, которое отличает выдающегося работника от среднего. Исследования ученого говорят о том, что тест оценки академических знаний, дипломы и сертификаты о завершении курсов обучения у потенциальных работников не являются гарантом того, то сотрудник сможет качественно выполнять свои функциональные обязанности. Именно Мак-Клелланд ввел само понятие «компетенции», как внешне наблюдаемые поведенческие характеристики, которые определяют, успешен или не успешен будет исполнитель на работе. Профессор Школы менеджмента Ричард Бояцис связал понятие компетенции с эффективностью работы. По его словам, «компетенция» - это «основная характеристика человека, которая причинно связана с эффективной работой». В компетенцию могут входить мотивы, особенности, навыки, видение себя и социальная роль, а также знания. Ричард Бояцис считает, что понятие «компетенции» включает в себя три компонента: природные (базовые качества личности), приобретенные (приобретенные на работе, в ходе обучения и повседневной деятельности) и адаптивные (набор качеств, позволяющих индивиду достигать цели в новой рабочей среде) [4]. В образовательной среде, по мнению А. В. Хуторского, компетенция включает в себя совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности [11]. «Профессиональную компетентность» в обобщенном варианте можно рассматривать как явление, в основе которого лежат индивидуально-психологические качества личности специалиста, объективные условия развития общества и условия для профессиональной деятельности. Термин «профессиональная компетенция» в современной практике определяется способностью сотрудника выполнять задачи в соответствии с требованиями должности, то есть в соответствии с заданными стандартами. Таким образом, исследователи утверждают, что компетенция является качественной характеристикой профессионала. Вернемся к вопросу профессиональной компетентности журналистов, освещающих систему образования. Для начала выясним, какими компетенциями должны обладать журналисты? Какие требования предъявляет общество к тем, кто освещает мир на страницах газет? М. В. Ломоносов в знаменитом «Рассуждении об обязанностях журналистов при изложении или сочинений, предназначенных для поддержания свободы философии», опубликованном в 1755 г. определяет правила, которым должен руководствоваться журналист: «Всякий, кто берет на себя труд осведомлять публику о том, что содержится в новых сочинениях, должен прежде всего взвесить свои силы. Ведь он затевает трудную и очень сложную работу, при которой приходится докладывать не об обыкновенных вещах и не просто об общих местах, но схватывать то новое и существенное, что заключается в произведениях, создаваемых часто величайшими людьми. Высказывать при этом неточные и безвкусные суждения - значит сделать себя предметом презрения

и насмешки; это значит уподобиться карлику, который хотел бы поднять горы» [8]. С нашей точки зрения, Ломоносов в этом правиле указывает на то, что журналист несет ответственность за свои репортажи, он должен быть компетентен в вопросе, который освещает. Кроме того, журналист не должен иметь предубеждений и предвзятости, спешить с осуждением гипотез, красть чужие мысли и суждения и переоценивать свои возможности. Ломоносов формулировал эти правила для журналистов, пишущих о научных исследованиях и открытиях, однако они универсальны для любой журналистской специализации, в том числе и для журналистов, освещающих вопросы образования. Они остаются актуальными в современном, насыщенном информацией, мире. Информационное общество сформировало запрос на социально-ответственного, квалифицированного журналиста. Е. Л. Вартанова, декан факультета журналистики Московского университета, на встрече с абитуриентами среди качеств, необходимых журналисту, называет любознательность, готовность реагировать на социальные проблемы (социальный темперамент), коммуникабельность (умение ставить вопросы и общаться), доброжелательность, нетерпимость (к социальной несправедливости) и открытость ко всему новому [10]. В исследованиях Е. Л. Вартановой мы находим ряд компетенций, необходимых для выполнения профессиональных задач журналиста: общенаучные компетенции, инструментальные компетенции, системные компетенции, базовые общепрофессиональные компетенции [5]. Для понимания уровня профессиональной компетентности журналистов, освещающих вопросы общего образования, нам интересны базовые практические компетенции по видам деятельности, названные Е. Л. Вартановой. К базовым она относит умение находить актуальные темы, проблемы, владеть методами сбора информации, ее проверки и анализа, способность готовить материал для масс-медиа в различных жанрах (авторская деятельность), определять тон текстов и заголовков. Выделяется также инновационная компетенция, которая предполагает активность журналиста, его открытость, способность к диалогу. Поиск ответов на поставленные вопросы о профессиональной компетентности журналиста, пишущего о школе, возможен в условиях проведенного мониторинга информационного поля печатных средств массовой информации по вопросам образования. В статье мы представим часть исследовательской работы, проведенной методом осевого кодирования [9] и контент-анализа: результаты мониторинга тематических публикаций об образовании в «Российской газете», «Комсомольской правде» [1]. Объектом нашего исследования стали тексты газет, освещающие вопросы общего образования. Для контент-анализа были использованы архивы газет за 2013, 2014, 2015 годы методом выборки номеров: начала (1-10) и конца (25-30) каждого месяца. Некоторые результаты исследования журналистских материалов представлены в виде таблиц.

Таблица 1

Освещение вопросов образования «Комсомольской правдой» в 2013 году

Автор Темы статей Дата выпуска Прогнозируемое влияние

номера статей на читателя

Ксения Конюхова 1.Как пережить длинную Спектр тем, которые за-

третью четверть? 10.01 тронула Ксения, доста-

2. Скандал вокруг изучения ли- точно широк. Вызывают

тературы для старшекласс- некоторый интерес ста-

ников. 21.01 тьи, заголовки которых

3. Учебник биологии без Дар- категоричны и нетради-

вина. Ну, с Богом! 21.03 ционны (статьи 3, 9, 10,

4. Минобразования открыла 11). Однако статьи не вы-

«горячую линию» по приему в зывают эмоционального

ВУЗы, ССУЗы, школы и д/с. 25.04 позитивного восприятия,

5. Продают ответы ЕГЭ в читатель едва ли сохра-

интернете - мошенники. 25.05 нит это в памяти на под-

6. С 1 сентября школьная сознательном уровне.

форма станет обязательной. 23.05

7. Пути, по которым вариан-

ты ЕГЭ появляются в интер-

нете. 06.06

8. ЕГЭ будут сдавать по но-

вым правилам. 24.07.

9. Домашние задания - отме-

нить! 25.10

10. Российские школьники бу-

дут изучать совсем другую

историю. 04.10

11. Зимние каникулы: прочь

от компьютера. 25.12

12. Рособрнадзор утвердил

расписание ЕГЭ - 2014 год. 25.12

Ирина Карелина 1.От оценок школьников бу- Статьи Ирины статичны,

(КП «Южный дет зависеть зарплата ди- вряд ли вызовут интерес

Урал») ректора. 22.01 большого круга читате-

2. Пять южноуральских школ лей.

закрылись на карантин. 06.02

3. Ухудшается ситуация с

гриппом. 06.03

4. Южноуральские компании

готовы ремонтировать шко-

лы даром. 24.07

Александр Мил- 1. Почему в Казани съели Статьи интересны, пред-

кус одного из лучших учителей полагают создание опре-

Финдляндии? 06.08 деленных визуализаций.

2. Образование через 10 лет. 04.09 Однако только один ре-

3. Очередная новация ЕГЭ: портаж предполагает по-

шпаргалка для стукачей. 25.10 зитивный образ россий-

ского образования.

Таблица 2

Освещение вопросов образования «Российской газетой» в 2014 г.

Автор Название статьи Выходные данные Краткое содержание статьи

Тамара Шкель В школу с Советом №6294 от 03.02.2014, 2 полоса Депутаты ГД намерены разбудить «спящие нормы» закона «Об образовании в РФ». И запустить те, что пока пробуксовывают. В этом им должен помочь Совет по вопросам образования и науки.

Алексей Дуэль Минэконом связи наводнит интернет фальшивыми заданиями для ЕГЭ №6346 от 3.04.2014, 7 полоса Минэконом связи включается в борьбу за честный ЕГЭ.

Тамара Шкель Все по форме №6388 от 26.05.2014, 4 полоса Дума опредилила кто станет законодателем школьной моды. Одежда - светский дресскод, необходимый для обеспечения социального равенства.

Алексей Дуэль День Е 11 полоса В России ученики начинают сдавать ЕГЭ.

Ольга Игнатова Снова пятидневка № 6416, 01.07 6 полоса Московские школьники получат второй выходной

Елена Домчева Невесомый ранец за спиной №6469 от 01.09. 2014,6 полоса Бумажные учебники в школах заменят гаджеты

Андрей Максимов Советы непостороннего 10 полоса Знания составляют основу человека. Философское осмысление процесса учения.

Ксения Колесникова Детки в киберсетке № 6517 от 27.10.2014, 10 полоса На едином уроке школьникам расскажут о виртуальных угрозах, чем может быть опасна всемирная сеть, как защитить себя от киберугроз.

Константин Баха-рев Дресс-код для ученика №6562 от 19.12 2014, 10 полоса Пермским школьникам, одетым не по форме , запретили посещать занятия.

Александр Скрипов Урок на курорте №6562 от 19.12 2014, 10 полоса Челябинских школьников обучают азам горнолыжного спорта

Таблица 3

Тематическая направленность вопросов общего образования в «Российской газете» в 2013, 2015 г.

Тематическая направленность материалов Количество Всего Характер материала

2013 2015

Содержание учебных программ 1 1 2 Проблемный новостной

Обучение учителей 1 1 новостной

Отдых детей летом 1 1 2 новостной

Вопросы ЕГЭ 1 3 4 аналитиче ский

Деятельность государственных структур по вопросам образования 1 3 4 новостной

Новый закон «Об образовании в РФ» 2 2 новостной

Оценка реформ образования 1 размышление

Криминальные новости 1 2 3 новостной

Образование за рубежом 1 1 новостной

Результаты конкурсов 1 1 новостной

Школьная форма 1 1 новостной

Одаренные дети 1 1 новостной

Новые учебники 1 1 проблемный

Деятельность ДОУ 1 1 новостной

Профессиональная компетентность руководителей 1 1 проблемный

Вопросы профориентации 2 2 новостной

Сравним темы, которые освещались журналистами, с актуальными направлениями развития современного образования, обозначенными выше. В «Российской газете» рассматривается доста-

точно широкий спектр вопросов общего образования, однако материалы далеки от актуальных проблем, стоящих перед педагогическим сообществом. Можно назвать небольшой ряд тем, которые являются первоочередными вопросами современного образования: организация ЕГЭ, кадровая политика в образовании, поддержка талантливых детей. Мы видим значительное расхождение тем статей об образовании и направлениями государственной образовательной политики и потребностями самой образовательной системы. Сложившаяся ситуация указывает на малую представленность содержательных статей, аналитических и проблемных материалов. При этом вопросы освещаются в описательном ключе, не наблюдается аналитического подхода в изложении проблем образования. Последующий анализ показал, что среди материалов о школе явно прослеживается преобладание новостных сюжетов, их общее количество составило 18 текстов. Меньше представлены материалы проблемного (3 текста) и аналитического (1 текст) характера. Полистаем «Комсомольскую правду» за 2013 год. В течение года было написано 30 репортажей, освещавших вопросы общего образования в России. Мы наблюдаем достаточно широкий спектр проблемных материалов в «Комсомольской правде». Однако они не позиционируют систему образования как привлекательный проект, выбор тем репортажей также не сопряжен с актуальными проблемами современной школы.

Журналисты несут ответственность перед своей аудиторией, поэтому материалы, которые выходят на страницах «Российской газеты» сдержанны, тактичны и содержат статистические данные. Газета «Комсомольская правда» может позволить размещение нестандартной информации. Разницу в материалах можно определить по их заголовкам. Например, в «Российской газете»: «Россия: общие идеи и общие ценности», «Знать.», «Школьника ждет военный суд», «ЕГЭ накрыл волной». Или «Комсомольская правда»: «Учебник биологии без Дарвина. Ну, с Богом!», «Домашние задания - отменить!», «Российские школьники будут изучать совсем другую историю», «Продают ответы ЕГЭ в интернете - мошенники». Обратим внимание: мы видим два вида информирования, так называемое «мягкое» и «жесткое» информирование [2]. «Жесткая» новость: четкие ответы на классические вопросы: Кто? Что? Где? Когда? Почему? Как? и построение текста в виде «перевернутой пирамиды». При этом самую важную информацию журналист выносит в заголовок или лид, остальные сведения помещает в текст, как и делают в газете «Комсомольская правда» («Как пережить длинную третью четверть?», «Скандал вокруг изучения литературы для старшеклассников»). «Мягкая» новость: в отличие от жесткой новости как сообщения повышенной оперативности, «мягкая» новость менее оперативна, точнее, для нее оперативность не особенно важна. Форма мягкой новости позволяет «подбираться к факту», делать постепенным знакомство с ним. Поскольку надо переключить внимание с итога на обстоятельства, выделить занимательные подробности, структура новости меняется. Примером являются публикации в «Российской газете»: «Депутаты ГД намерены разбудить "спящие нормы" закона "Об образовании в РФ"» и др. На страницах изданий мы не встретили конструктивную критику действующей власти, определяющей современную образовательную политику, содержание и технологию проведения реформ образования. На страницах «Российской газеты» чаще всего публикуются выступления чиновников и государственных политиков. Издание, являясь качественной прессой, выражает волю руководства государства, вызывает интерес у читателей, прежде всего тем, что регулярно информирует их о тенденциях в развитии образования и направлениях ее регулирования со стороны высших государственных органов. В газете «Комсомольская правда» основное внимание уделяется частным проблемам, которые являются следствием проведения реформ, как правило, вызывающих резонанс в обществе: «Почему в Казани съели одного из лучших учителей Финдляндии?», «Очередная новация ЕГЭ: шпаргалка для стукачей». Текст, напечатанный в газете, - прямое отражение личности. Те профессиональные качества и тот образ мыслей, которые воплощаются в тексте, привлекают читателей, заставляя искать знакомое имя в следующем выпуске и читать не текст вообще, а текст определенного автора. Но все это происходит лишь при одном условии - если за этим текстом скрывается личность, которая добивается и достойна этого узнавания. В таком аспекте рассматривались статьи об образовании в «Комсомольской правде», интерес вызвало только имя Александра Милкуса, в «Российской газете» - Андрея Максимова. Исследования репортажей названных газет показали некоторую безликость информации, узость литературных жанров. Такой информационный материал будет прочитан скорее по необходимости, чем в результате появившегося искреннего интереса. Как видим, для эффективного осущест-

вления своей работы, журналисту нужно владеть многими видами деятельности, которые соответствуют общекультурным нормам, связанным с решением мировоззренческих и нравственных задач, а также видами деятельности, которые специфичны именно для журналистской профессии в той жизненной сфере, в которой работает журналист. Мнения о том, что современному газетчику следует стремиться к универсализму явно не находят своего подтверждения на практике. Современный газетчик должен иметь навыки подготовки материалов для разных медиаплатформ, но при этом сохранять ключевую специализацию и быть в ней профессионалом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результаты проведенного нами анализа позволяют сделать некоторые выводы. Итак, профессиональные компетенции представляют собой сочетание навыков, знаний и умений, личностных качеств, которые обязательны для осуществления важных профессиональных задач. Мы наблюдаем, что печатные СМИ системно освещают тему образования. Одной из основных причин интереса СМИ к данной теме является то, что система образования определена приоритетной отраслью развития общества. СМИ отражает события, происходящие в сфере образования, дает им свою оценку, что позволяет сформировать общую картину современного состояния системы образования в России. Однако, на наш взгляд, освещению системы образования в рассматриваемых нами газетах присущ ряд недостатков, что не дает нам возможности констатировать высокий профессионализм большинства журналистов, освещающих вопросы образования, в рамках тех требований к журналистам, которые были озвучены в статье. К сожалению, при работе с материалами по вопросам образования сказывается ангажированность российских СМИ. Отмечаем, что целый пласт вопросов образования находится вне поля интереса журналистов (например, инклюзия в образовании, обучение детей с ОВЗ, профессиональные стандарты и др.). Современная аудитория включена во всю систему общественных отношений. Поэтому журналистам для реализации целей своей деятельности необходимо учитывать потребности, интересы, мотивы, установки и соответствующие им характеристики аудитории. При таком подходе аудитории отводится деятельная, целевая роль, являющаяся результатом коммуникативного процесса, чего мы не наблюдали в ходе исследования. Есть основания говорить о поверхностном восприятии глубинных процессов модернизации школы, не хватает острых, полемических и, наконец, талантливых репортажей, которые делали бы привлекательной современную школу.

В 2006 году в городе Тарту факультеты журналистики и европейские школы подписали Декларацию, которая описывает 10 основных компетенций журналиста [6]. Следуя названному документу и ориентируясь на полученные в ходе исследования результаты, можно заключить, что журналист, в том числе работающий в сфере образования, должен: находить актуальные аспекты и темы выбранной для профессиональной деятельности сферы; понимать социальную роль журналистики и происходящие в ней изменения; находить информацию быстро, используя традиционные методы исследования и техники сбора фактов; организовывать и планировать журналистскую работу; структурировать информацию в журналистской манере; выявлять главную информацию; оценивать результаты журналистской работы и нести за нее ответственность; излагать информацию, используя эффективную журналистскую форму и соответствующий язык. Добавим к этим требованиям ключевую для журналиста, пишущего о системе общего образования: необходимо работать в контексте образовательной политики и знать школу «изнутри», проживать в ней. Только отвечая названным требованиям, журналист-газетчик может назвать себя высококомпетентным специалистом, выгодно отличающимся, по словам Дэвида Мак-Клелланда, от среднего.

Список литературы

1. Абрамовских, Т. А. Общее образование в зеркале «Российской газеты» // [Текст] / Абрамов-ских Т. А. // Знак : проблемное поле медиаобразования. - Челябинск, 2015. - № 3 (17). - С. 5-9.

2. Алексеенко, Д. И. Профессиональные компетенции журналиста информационных агентств в работе с экономической информацией [Текст] / Д. И. Алексеенко // Современные проблемы науки и образования. - 2014. -№ 2. - URL: https://www.stience-education.ru/ru/article/view?id=12925 (дата обращения: 07.04.2017).

3. Бершадский, М. Е. Консультации: целеполагание и компетентностный подход в учебном процессе [Текст] / М. Е. Бершадский // Педагогические технологии. - 2009. - № 4. - С. 89-94.

4. Бояцис, Ричард. Компетентный менеджер: Модель эффективной работы [Текст] / Бояцис Ричард. - М.: ГИППО, 2008. - 352 с.

5. Вартанова, Е. Л. Компетенции журналиста: классика и инновации [Электронный ресурс] / Е. Л. Вартанова. - URL: http://myshared.ru (дата обращения: 01.04.2014).

6. Декларация принципов Всемирного совета по журналистскому образованию (WJEC), 2008 г. [Текст].

7. Закон «Об образовании в РФ» (№273-ФЗ от 29.12.2012г.), ст. 5 [Текст].

8. Ломоносов, М. В. Избр. произв. В 2 т. [Текст] / М. В. Ломоносов. - М., 1986. - Т. 1. -С. 217-218, 225.

9. Симакова, С. И. Осевое кодирование как метод качественного анализа медиатекста. На примере анализа цифрового контента региональной газеты «Челябинский рабочий» (методический аспект) [Текст] / С. И. Симакова // Знак : проблемное поле медиаобразования. - Челябинск, 2010. - № 1 (5). - С. 60-70.

10. Ток-шоу « Вопрос декану» 12.10.2013 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.youtube. com/watch?v.

11. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] / А. В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». - 2002. - 23 апреля. - URL: http://eidos.ru/ journal/2002/0423.htm.

12. McClelland, D. C. Testing for competence rather than for intelligence [Text] / D. C. McClelland // American Psychologist. - № 28. - 1973. - Pp. 1-14.

PROFESSIONAL COMPETENCES OF THE JOURNALIST OF PRINT MEDIA AT THE ILLUMINATION OF ISSUES OF GENERAL EDUCATION

Abramovskih T. A., Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, gdchiep@mail.ru

The article presents the notion of competence and expertise, are considered the professional competence of the journalist, a newspaperman. The author tries through the analysis of the author 's stories about modern education in «Rossiyskaya Gazeta» and «Komsomolskaya Pravda» to ascertain professional competence of journalists and the specific competences of a journalist specializing in education issues. The article ends with General conclusions: for the effective implementation of its work journalist need to own a number of types of activities that correspond to cultural norms and activities that are specific to the journalistic profession in the area of life in which the journalist works. Journalist, writing about General education, it is necessary to work in the context of educational policy and the school «inside». Only answering these requirements, the journalist-the newspaper can call itself a highly competent specialist that differs according to David Mak-Klellanda from the average.

Keywords: the law «On education in RF», target reference points of development of the education system, competence approach in education, competence, competence, professional competence of the journalist, «the Russian newspaper», «Komsomolskaya Pravda».

References

1. Abramovskih, T. A. (2015) Obschee obrazovanie v zerkale «Rossiyskoy gazetyi» [=Gen-eral education in the mirror of "the Russian newspaper"], in: Znak : problemnoe pole mediao-brazovaniya [=Sign : problematic field of media education], Chelyabinsk, No. 3 (17), pp. 5-9. (In Russ.).

2. Alekseenko, D. I. (2014) Professionalnyie kompetentsii zhurnalista informatsionnyih agentstv v rabote s ekonomicheskoy informatsiey [=Professional competence of the journalist of news agencies in working with economic information], in: Sovremennyie problemyi nauki i obrazovaniya [=Modern problems of science and education], No. 2, available at: https://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=12925, accessed 07.04.2017. (In Russ.).

3. Bershad, M. E. (2009) Konsultatsii: tselepolaganie i kompetentnostnyiy podhod v uchebnom protsesse [=Consulting: goal setting and competence-based approach in the educational process], in: Pedagogicheskie tehnologii [=Pedagogical technologies], No. 4, pp. 89-94. (In Russ.).

4. Boyatzis, Richard. (2008) Kompetentnyiy menedzher: Model effektivnoy rabotyi [=Competent Manager: Model effective work], Moscow, HIPPO, 352 p. (In Russ.).

5. Vartanova, E. L. Kompetentsii zhurnalista: klassika i innovatsii [=The competence of the journalist: tradition and innovation], available at: http://myshared.ru, accessed 01.04.2014. (In Russ.).

6. Deklaratsiya printsipov Vsemirnogo soveta po zhurnalistskomu obrazovaniyu (WJEC) (2008) [=The Declaration of principles of the world Council on journalism education (WJEC)]. (In Russ.).

7. Zakon «Ob obrazovanii v RF» (#273-FZ ot 29.12.2012g.), st. 5 [=The law «On education in the RF» (№273-FZ of 29.12.2012), article 5]. (In Russ.).

8. Lomonosov, M. V. (1986) Izbr. proizv. V2 t. [ =Selected Works. In 2 vol.], Moscow, Vol. 1, pp. 217-218, 225. (In Russ.).

9. Simakova, S. I. (2010) Osevoe kodirovanie kak metod kachestvennogo analiza mediateksta. Na primere analiza tsifrovogo kontenta regionalnoy gazetyi «Chelyabinskiy rabochiy» (metodicheskiy aspekt) [=Axial coding as a method of qualitative analysis of media text. By analyzing digital content of the regional newspaper «the Chelyabinsk worker» (methodological aspect)], in: Znak: problemnoe pole mediaobrazovaniya [=Sign : problematic field of media education], Chelyabinsk, No. 1 (5), pp. 60-70. (In Russ.).

10. Tok-shou « Vopros dekanu» 12.10.2013 [=The talk show «Question to the Dean» on 12.10.2013], available at: https://www.youtube.com/watch?v, accessed 23.02.2017. (In Russ.).

11. Khutorskoy, A. V. (2002) Klyuchevyie kompetentsii i obrazovatelnyie standartyi [=Key competences and educational standards], in: Internet-zhurnal «Eydos» [=Internet magazine «Eidos»], available at: http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm, accesed 23.02.2017. (In Russ.).

12. McClelland, D. C. (1973) Testing for competence rather than for intelligence, in: American Psychologist, No. 28, pp. 1-14.

Абрамовских Татьяна Александровнаа - старший преподаватель кафедры управления, экономики и права, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования; аспирант кафедры журналистики и массовых коммуникаций, Челябинский государственный университет, Челябинск.

gdchiep@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.