Научная статья на тему 'Стоматология как перспективная медицинская отрасль для развития саморегулирования в здравоохранении'

Стоматология как перспективная медицинская отрасль для развития саморегулирования в здравоохранении Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
802
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТОМАТОЛОГИЯ / САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ / СТАНДАРТ / КАЧЕСТВО / ЗАЩИТА ПРАВ / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / STOMATOLOGY / SELF-REGULATION / THE STANDARD / QUALITY / PROTECTION OF THE RIGHTS / PUBLIC HEALTH SERVICES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Даценко Светлана Олеговна, Кицул Игорь Сергеевич, Пивень Дмитрий Валентинович

В статье обосновывается необходимость развития саморегулирования в здравоохранения, где стоматология определяется как перспективная отрасль в этом вопросе. Приведен сравнительный анализ преимуществ участников системы саморегулирования: пациентов, частных, государственных, надзорных и контролирующих организаций. Показана необходимость и обозначены перспективы внедрения саморегулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Даценко Светлана Олеговна, Кицул Игорь Сергеевич, Пивень Дмитрий Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stomatology as perspective medical field for self-regulation development in public health system

The necessity of development of self-regulation in public health system, where the stomatology is defined as perspective branch, is proved in the paper. The comparative analysis of advantages of participants of the system of self-regulation: patients, the private organizations, state and supervisory ones has been conducted. The necessity is shown and the perspectives of self-regulation introduction have been designated.

Текст научной работы на тему «Стоматология как перспективная медицинская отрасль для развития саморегулирования в здравоохранении»

даемости всех женщин за этот период составила 3,04%: среди городских - 3,25%, а сельских - 2,59%. Для углубленного анализа динамики уровней суммарного коэффициента рождаемости и выявления основной тенденции использован метод укрупнённых интервалов, с суммированием показателей за два периода: 2002-2004 годы и 2005-2007 годы. В первом периоде исследования суммарный коэффициент рождаемости для женщин всех территорий составил 1,139, для городских женщин - 1,259, на селе - 1,820. Во втором периоде уровень общего показателя вырос до 1,391, при показателе наглядности 122,1%, в городских поселениях - до 1,264, при показателе наглядности 100,4%. В сельской местности уровень показателя снизился до 1,793, при показателе наглядности 98,5%. Вследствие опережающих темпов роста рождаемости в городах, разрыв в уровне рождаемости городских и сельских женщин уменьшился. Так, в 1999 году коэффициент суммарной рождаемости у сельских женщин был выше, чем среди городских на 52,0%, то к 2008 году разрыв рождаемости в сельской и городской местности сократился до 43,0%. В то же время динамика коэффициента суммарной рождаемости в сельской местности СФО отличается определённой стабильностью и тенденцией к росту, с колебаниями ниже среднего уровня, который за изучаемый период составил 1,790 рождений на 1 женщину репродуктивного возраста, в 2002 году - до 1,787, в 2005 - до 1,725, в 2006 - до 1,722. При этом средний уровень коэффициента суммарной рождаемости в сельской местности превышает аналогичный показатель в городских поселениях в 1,4 раза. Наиболее высокие среднегодовые темпы прироста уровня суммарного коэффициента рождаемости сельских женщин были в Республиках Тыва (6,0%), Алтай (4,8%) и Хакасия (3,3%), Омской (2,8%) и Новосибирской (2,7%) областях, Алтайском (2,5%) и Красноярском (2,5%) краях. В Томской области, за изучаемый период, средний уровень суммарного коэффициента рождаемости в селе составил 1,481 на 1 женщину репродуктивного возраста, со среднегодовым темпом прироста (0,91%) - это самый низкий показатель по СФО. Неблагоприятная ситуация сложилась также в Кемеровской области, где средний уровень суммарного ко-

ЛИТЕРАТУРА

1. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года: Указ президента

эффициента рождаемости в селах составил 1,635 рождений на 1 женщину репродуктивного возраста, при среднегодовом темпе прироста 1,76%.

С течением времени и абсолютные, и относительные сельские и городские различия в рождаемости сокращаются. Это происходит на фоне общего повышения уровня рождаемости в СФО, причем годовые темпы изменения рождаемости в городе и селе меняются синхронно и, как правило, различаются мало. Поскольку некоторый рост рождаемости отмечен преимущественно за период 2007-2008 годы, сегодняшнюю ситуацию можно охарактеризовать как стабильную с сохранением возможности дальнейшего роста.

В СФО суженный тип воспроизводства сельского населения выражен в меньшей степени, чем в целом по РФ, где абсолютный прирост суммарного коэффициента рождаемости за период 1999-2008 годы составил 0,360 (СФО - 0,425), средний уровень - 1,651 (СФО - 1,790) рождений на одну женщину фертильного возраста, среднегодовой темп прироста 2,4% (СФО - 2,6%). Но параметры рождаемости ниже уровня, необходимого для простого воспроизводства популяции. И хотя уровень рождаемости за последние годы возрос, она продолжает существенно влиять на естественное движение населения. В связи с этим депопуляция - устойчивое превышение числа умерших над числом родившихся - затронула в разной степени практически все территории СФО. Расширенный тип воспроизводства сельского населения сохраняется только в нескольких малочисленных территориях

- в Республиках Тыва и Алтай, где суммарный коэффициент рождаемости (средняя хронологическая величина за период 1999-2008 годы) составляет соответственно 2,717 и 2,326 рождений на одну женщину фертильного возраста.

Таким образом, уровень рождаемости в СФО не обеспечивает замещения поколения родителей их детьми. Характер рождаемости определяется сближением её параметров в городских и сельских поселениях, трансформацией возрастной модели в сторону «постарения» и ростом удельного веса детей, рожденных от матерей, не зарегистрированных в законном браке.

Российской Федерации от 09.10.2007 г. №1351. Источник публикации: СПС Консультант Плюс: Версия Проф.

Информация об авторах: 654041, г. Новокузнецк, ул. Кутузова, 23, e-mail: tribunskiysi@mail.ru,

Трибунский Сергей Иванович - старший научный сотрудник, к.м.н., доцент; Колядо Владимир Борисович - заведующий лабораторией, д.м.н., профессор; Колядо Елена Владимировна - научный сотрудник, к.м.н., доцент; Карташов Валерий Николаевич - научный сотрудник; Лещенко Владимир Алексеевич - научный сотрудник

© ДАЦЕНКО С.О., КИЦУЛ И.С., ПИВЕНЬ Д.В. - 2011 УДК 616.31:33

СТОМАТОЛОГИЯ КАК ПЕРСПЕКТИВНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ОТРАСЛЬ ДЛЯ РАЗВИТИЯ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

Светлана Олеговна Даценко, Игорь Сергеевич Кицул, Дмитрий Валентинович Пивень (Иркутский институт усовершенствования врачей, ректор - д.м.н., проф. В.В. Шпрах)

Резюме. В статье обосновывается необходимость развития саморегулирования в здравоохранения, где стоматология определяется как перспективная отрасль в этом вопросе. Приведен сравнительный анализ преимуществ участников системы саморегулирования: пациентов, частных, государственных, надзорных и контролирующих организаций. Показана необходимость и обозначены перспективы внедрения саморегулирования.

Ключевые слова: стоматология, саморегулирование, стандарт, качество, защита прав, здравоохранение.

STOMATOLOGY AS PERSPECTIVE MEDICAL FIELD FOR SELF-REGULATION DEVELOPMENT IN PUBLIC HEALTH SYSTEM

S.O. Datsenko, I.S. Kitsul, D.V. Piven (Irkutsk State Institute for Postgraduate Medical Education)

Summary. The necessity of development of self-regulation in public health system, where the stomatology is defined as perspective branch, is proved in the paper. The comparative analysis of advantages of participants of the system of self-regulation: patients, the private organizations, state and supervisory ones has been conducted. The necessity is shown and the perspectives of self-regulation introduction have been designated.

Key words: stomatology, self-regulation, the standard, quality, protection of the rights, public health services.

Последние десятилетия характеризуются существенными преобразованиями в структуре и деятельности стоматологической службы. Изменения в инфраструктуре службы, прежде всего, связаны с развитием рыночных механизмов в здравоохранении, ростом легального и теневого рынков платных стоматологических услуг. Стоматология одной из первых стала стремительно входить в условия рыночных отношений, занимая при этом одно из ведущих мест в структуре предпринимательского сектора российской медицины. Формирование устойчивых рыночных отношений повлекло за собой появление организаций и предприятий с различными формами собственности, являющиеся альтернативой государственному и муниципальному сектору стоматологии. Однако, все эти существенные изменения в структурнофункциональных характеристиках стоматологической службы протекают на фоне сохраняющегося неудовлетворительного и ухудшающегося стоматологического здоровья населения. Начиная с подросткового возраста, практически каждый житель нашей страны имеет потребность в стоматологическом лечении и с возрастом эта ситуация только усугубляется. Начиная с 40 лет, потребность в ортопедическом лечении достигает практически 100%. Остается ответить на вопрос, способна ли сеть стоматологических организаций в нашей стране удовлетворить все возрастающие потребности населения в качественной стоматологический помощи.

Сегодня можно с полной уверенностью говорить о том, что стоматологический рынок в стране сформировался и по количественным характеристикам достиг своего лидирующего положения по сравнению с другими отраслями медицины. Официальная медицинская статистика говорит, что суммарное количество негосударственных стоматологических организаций в стране в настоящее время приближается к числу государственных и муниципальных, среди которых насчитывается около 10,5 тысяч учреждений. По отдельным сведениям средний объем стоматологических услуг, оказываемый частными организациями, колеблется от 30 до 80% от государственного сектора. В ряде территорий страны частная стоматология заняла ведущее место в стоматологической помощи населению, опередив государственный сектор. В настоящий момент нет крупных городов (более 50 тыс. населения), в которых не было бы частных стоматологических организаций. Данный факт свидетельствует о высокой насыщенности стоматологического сектора российского здравоохранения врачебными кадрами.

Все вышесказанное позволяет с уверенностью заключить, что количественные критерии функционирования современной отечественной стоматологии выводят ее в число наиболее услугопроизводящих отраслей медицины, способных удовлетворить потребности в лечении в полном объеме. Государственные гарантии в настоящее время не в состоянии покрыть затраты на лечение заболеваний полости рта и зубов с использованием современных и эффективных технологий. В этом смысле коммерческая стоматология сегодня предлагает изначально более высокий уровень лечения с позиции технологической ее составляющей. Именно высокая затратность стоматологических услуг, необходимость перманентного обновления медицинского оборудования и внедрения новых технологий диагностики и лечения стоматологических заболеваний формируют все условия для широкого использования частных инвестиций в данном секторе медицины, на фоне ограниченных возможностей государства. Стоматология сегодня признается как одна из наиболее наукоемких и ресурсоемких отраслей медицины. Именно в этой сфере новые медицинские технологии стремительно развиваются и поступают на рынок и это, безусловно, является большим преимуществом. Однако использование данных современных технологий на практике не всегда является залогом качественного и результативного лечения. Это связано с отсутствием стандартов профессиональной деятельности стоматологов, что создает реальные предпосылки для повышения риска некачественного лечения пациентов, а также неправильного выбора и применения каких-либо технологий. Кроме того, качество результата лечения в стоматологии оценивается пациентом исключительно на основе личного восприятия материальной составляющей (это совсем не дешево). Все это делает вопросы качества оказания услуг особенно актуальными в стоматологии, которая по числу судебных исков стремительно опережает все осталь-

ные отрасли медицины, в 2010 году она находится на первом месте, хотя еще в 2003 году занимала 4 место. Ежегодный прирост числа обращений граждан в суды (минуя все возможные варианты досудебных разбирательств) с исками на стоматологические организации составляет 10-15%, причем 2/3 из них заканчиваются победой истцов (граждан).

Таким образом, проблемы качества оказания стоматологических услуг на сегодняшний день имеют следующие особенности:

- особая значимость безопасности услуги для пациента;

- сложность прогнозирования результата лечения на фоне использования большого количества альтернативных медицинских технологий, основанная масса из которых официально не зарегистрирована;

- отсутствие нормативно-технических документов, предъявляющих требования к выбору медицинских технологий и их соблюдению (стандарты, протоколы ведения больных, регламенты, правила и т.д.);

- бурно развивающийся институт защиты прав пациентов и потребителей и др.

Следует отметить, что проблемы качества оказания стоматологических услуг относятся к категории, требующей системного подхода и анализа. К числу прочих, но не менее важных, проблем следует отнести отсутствие государственной статистики стоматологической заболеваемости населения, данных о деятельности частных стоматологических структур, что делает крайне сложным процесс планирования и обоснования стратегических направлений развития отечественной стоматологии.

Необходимо признать, что при сложившейся системе управления здравоохранением и стоматологической службой, контролирующие органы и общественные организации в силу действующего законодательства имеют очень ограниченное влияние на возможность решения обозначенных выше проблем. Становится очевидным, что необходимы новые и современные механизмы решения данных задач.

На наш взгляд одним из наиболее значимых направлений повышения качества стоматологической помощи и эффективности управления стоматологической службой является развитие механизмов частно-государственного партнерства.

В этой связи следует выделить ряд факторов, создающих благоприятные предпосылки для их внедрения:

- преобладание частного организаций в стоматологии;

- ограниченное влияние государства;

- заинтересованность стоматологического бизнеса в развитии партнёрских отношений с государственными и муниципальными органами власти, с надзорными структурами в части повышения качества стоматологических услуг и формирования цивилизованного рынка;

- динамично развивающееся законодательства РФ, позволяющее реализовать на практике конкретные механизмы партнёрства;

- объективная необходимость в развитии механизмов досудебной защиты прав пациентов;

- потребность в формировании единых подходов к обеспечению качества стоматологической помощи;

- требования к созданию системы непрерывной подготовки кадров и необходимость формирования соответствующих потребностей у врачей-стоматологов.

Полагаем, что одним из возможных механизмов частногосударственного партнёрства в стоматологии является саморегулирование. Указанный механизм подробно изложен в федеральном законе от 01.12.2007 г. №-315 ФЗ «О саморегу-лируемых организациях», в соответствии с которым должно осуществляться создание некоммерческих саморегули-руемых организаций (СРО), разрабатывающих стандарты и правила оказания услуг, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации.

Кроме того, создание саморегулирования в стоматологии имеет свои достоинства для всех сторон участников: пациентов, государства, частных медицинских организаций, образовательных медицинских учреждений.

Рассмотрим максимальное количество выгод от создания СРО для всех составляющих частей здравоохранения в стоматологии.

Для государственных органов выгода от формирования СРО в стоматологии заключается в следующем.

1. Появление инструмента для проведения государствен-

ной политики в частном здравоохранении через обязательные стандарты и правила.

2. В частном секторе здравоохранения через СРО формируются принципиально новые механизмы самоконтроля, без которых никакие формы внешнего контроля не могут быть эффективны.

3. Расширение возможностей контроля и надзора за деятельностью частного сектора.

4. Появление дополнительных инструментов зашиты интересов производителей и получателей услуг без затрат со стороны государства.

5. В свою очередь создание СРО это - не что иное, как дополнительные негосударственные инвестиции в качество медицинской помощи. Государство, не тратя ни одной копейки, может очень быстро привлечь колоссальные ресурсы в разработку и реализацию стандартов; повышение квалификации кадров; формирование системы страхования профессиональной ответственности медицинских работников частных медицинских организаций в стоматологии.

6. Через СРО появляется возможность анализа объёмов и качества оказываемых услуг в стоматологии.

7. При внедрении саморегулирования появляются дополнительные возможности противодействия коррупции в государственных органах в соответствии с Федеральным Законом от 25.12.2008 г. Ы273-ФЗ «О противодействии коррупции», который предусматривает самостоятельную разработку СРО стандартов и правил оказания услуг, соответствующих федеральным законам и принятым в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

Саморегулирование даёт возможность проверяющим и проверяемым работать по одним правилам, закон предусматривает присутствие представителя СРО при любых видах проверок (кроме экономических), а также ограничивает количество и кратность этих проверок для членов СРО. Данный факт позволяет СРО во взаимоотношениях с любыми надзорными органами отстаивать ясность и чёткость формулировок любых требований. Качество и действенность государственного и муниципального контроля (надзора) от этого только вырастут.

Для пациента выгода от создания СРО в стоматологии заключается в следующем.

1. Вкладывая свои деньги, пациент получает услугу более высокого качества и это самое главное.

2. Формируется система досудебной защиты его интересов: стандарты и правила оказания услуг; внутренний контроль со стороны самой СРО, третейские суды, имущественная ответственность за качество оказания услуги.

Для медицинских образовательных учреждений выгода от создания СРО в сфере стоматологии заключается в следующем.

Во взаимодействии с СРО появляются более широкие возможности по формированию потребностей в подготовке кадров и их удовлетворении в сфере стоматологии. Саморегулируемые организации (СРО) в здравоохранении, принимая на себя часть государственных функций по регулированию и контролю в сфере здравоохранения, стано-

ЛИТЕРАТУРА

1. Кицул И.С., Пивень Д.В., Артюнов С.Д. и др. Стандартизация стоматологической помощи в условиях развития механизмов саморегулирования // ГлавВрач. - 2010. -№8. - С.48-52.

2. Коротаев С.Г. Региональные проблемы практического здравоохранения // Главный врач: хозяйство и право. - 2010.

- №3. - С.51-53.

3. Пивень Д.В., Кицул И.С., Даценко С.О. Современные правовые механизмы совершенствования деятельности стоматологической службы // Менеджер здравоохранения. -2010. - №2. - С.30-35.

4. Серёгина И.Ф., Пивень Д.В., Кицул И.С. Саморегулирование в здравоохранении: возможности развития и новые задачи государственного контроля // Вестник Росздравнадзора. - 2010. - №1. - С.30-34.

вятся гарантами должной профессиональной квалификации врачей. Сотрудничество с СРО будет способствовать активному использованию краткосрочных форм подготовки специалистов по внедрению новых медицинских технологий, применению стандартов. Кроме того, СРО является удобной площадкой для внедрения и продвижения разработанных в образовательных и научных учреждениях результатов интеллектуальной деятельности.

Для частных медицинских структур в сфере стоматологии выгода от участия в СРО заключается в следующем.

1. Формируется система защиты собственных профессиональных интересов, которая включает:

- наличие стандартов и правил профессиональной деятельности, при этом стандарты и правила в отличие от государственных будут ориентироваться не на наличие финансовых средств в бюджете, а на качество, что несомненно скажется на прибыли;

- механизмы досудебной защиты интересов производителя услуг (третейские суды, имущественная ответственность);

- квалифицированное юридическое обеспечение участников СРО с учётом специфики их деятельности;

- отбор и использование медицинских технологий только разрешённых к применению в установленном законодательством порядке.

2. Появляется возможность гибкого обучения членов СРО по тем вопросам, которые им необходимы здесь и сейчас.

3. Весьма значимы и недавно определённые федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» преференции для членов СРО при осуществлении государственного и муниципального контроля и надзора.

4. Возможность влияния через СРО на принятие государственными (муниципальными) органами тех или иных решений, касающихся субъектов данного вида профессиональной деятельности, что предусмотрено в законе о СРО.

5. Возможность централизованного (через СРО) оперативного получения необходимой нормативно-правой информации и комментариев к ней применительно к специфике профессиональной деятельности.

6. Всё указанное выше способствует повышению качества оказываемых услуг. А повышение качества в свою очередь обеспечивает благоприятные конкурентные преимущества и всегда благоприятно влияет на бизнес.

В Иркутской области с 2009 г. реализуется первый в стране пилотный проект под патронажем Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития в сфере стоматологии по отработке и развитию механизмов саморегулирования в стоматологических организациях. Предполагается, что организация СРО в сфере стоматологии позволит обеспечить комплексную интеграцию интересов пациента, государственных органов, частных организаций и образовательных медицинских учреждений.

5. Серегина И.Ф., Пивень Д.В., Кицул И.С. и др. Становление и развитие механизмов саморегулирования в здравоохранении Российской Федерации / Под ред. В.И. Стародубова. -М.: Менеджер здравоохранения, 2010. - С.4-52.

6. Федеральный закон от 01.12.2007 г. Ю15-Ф3 «О само-регулируемых организациях».

7. Федеральный закон от 28.04.2009 г. №2-ФЗ «О внесении изменения в статью 20 Федерального закона «О саморе-гулируемых организациях».

8. Федеральный закон от 25.12.2008 г. Ш73-Ф3 «О противодействии коррупции».

9. Федеральный закон от 26.12.2008 г. Ш94-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Информация об авторах: 664079, Иркутск, м/р Юбилейный, 100, ИГИУВ, Кицул Игорь Сергеевич - профессор, д.м.н.; Пивень Дмитрий Валентинович - заведующий кафедрой, профессор, д.м.н.; Даценко Светлана Олеговна - аспирант

1G2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.