СТОЛКНОВЕНИЕ МОЛОДЕЖНЫХ И КРИМИНАЛЬНОЙ СУБКУЛЬТУР В СРЕДЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ
Аннотация: в статье представлены материалы эмпирического исследования субкультурной ориентированности несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательной колонии, и ее влияния (в зависимости от наличия опыта нахождения или его отсутствия до осуждения в неформальных молодежных объединениях) на адаптацию в исправительном учреждении и построение отношений с окружающими. Выявлено, что конфликтность отношений среди воспитанников, и прежде всего мужского пола, обусловлена различиями в ценностно-смысловых субкультурных ориентаци-ях. Обоснована дифференциация несовершеннолетних осужденных в аспекте пенитенциарного риска (по уровню субкультурной субъектности и направленности активности) на четыре специфичных типа: 1) субкультурно-агрессивный; 2) ситуативно-манипулятивный; 3)де-монстративно-виктимный; 4) конформно-зависимый. В отношении каждого из указанных типов определены конкретные меры профилактики.
Ключевые слова: адаптация осужденных, ассертивное поведение, атрибуты криминальной субкультуры, вина и иные переживания осужденных, неформальные молодежные объединения, нарушения осужденными дисциплины, пенитенциарная преступность и ее прогноз, пенитенциарный моббинг, субкультурная идентичность, типологи-зация осужденных, профилактическая
В. М. Поздняков
и психокоррекционная работа с осужденными.
Проведенное осенью 2014 г под нашим руководством сотрудниками НИИ ФСИН России исследование в 27 мужских и 2 женских воспитательных колониях (далее — ВК) по теме «Криминально-субкультурные проявления несовершеннолетних осужденных и их профилактика» имело целью выявить причины растущего числа дисциплинарных нарушений и преступлений среди воспитанников данных учреждений, а также научного обоснования ориентиров пенитенциарной превенции. В последние годы пенитенциарная преступность в ВК в расчете на 1000 чел. выросла в 2 раза (2010 г. — 1,6; 2013 г. — 3,2). Кроме того, особую обеспокоенность руководства ФСИН России вызывает тот факт, что в ВК в 2011-2013 гг. зарегистрировано по 3 преступления по ст. 321 УК РФ «Дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества». Указанный тренд преступных деяний в ВК согласно прогнозу, сделанному в диссертационном исследовании юриста С.Н. Сухарева (2014), будет сохраняться и в будущем [23].
На основе анкетирования несовершеннолетних осужденных (488 респондентов из мужских и 60 из женских колоний), а также экспертного опроса 529 сотрудников ВК выявлено, что сегодня в среде воспитанников наблюдается,
Рис. 1. Эмоциональные переживания в ВК у осужденных юношей из контрастных групп
с одной стороны, тенденция к уменьшению влияния атрибутов криминальной субкультуры, а с другой — рост конфликтного противостояния между несовершеннолетними осужденными, до попадания в места лишения свободы входившими в неформальные молодежные объединения (далее — НМО) и не состоявшими в них.
Первая тенденция, связанная с уменьшением влияния на спецконтингент атрибутов криминальной субкультуры, проявилась в следующем: по данным исследования, лишь 28 % респондентов мужского пола считают важным постоянно обращаться друг к другу по криминальным кличкам; 21 % — ориентироваться на итоги «прописки» в СИЗО, 20 % — на существующую стратификацию в ВК; 16 % — на использование криминального жаргона; 14 % — на нанесение татуировок, отражающих криминальный статус). Среди опрошен-
ных несовершеннолетних осужденных женского пола лишь 8 % считают, что в ВК распространены «законы, нормы и традиции зоны», причем, по мнению трех четвертей респондентов (76 %), их поддерживают только криминально характеризующиеся лица. Тенденция снижения ориентированности современных несовершеннолетних на атрибуты криминальной субкультуры обнаружена и в ряде других современных исследований [3].
В рамках исследования установлено, что представители контрастных групп несовершеннолетних мужского и женского пола, до осуждения входивших в неформальные молодежные объединения и не состоявших в них, имеют различия по особенностям адаптации в ВК, им присущи специфичные по виду и уровню переживания, они иначе строят свои отношения с окружающими людьми в ВК (рис. 1-4).
Рис. 2. Степень доверия несовершеннолетних осужденных юношей из контрастных групп к окружающим людям в ВК
На рисунке 1 видно, что у осужденных, ранее входивших в НМО (далее — группа 1), меньше чувство вины и раскаяния, а также выраженность астенич-ных переживаний, обусловленных тюремным стрессом в ВК, чем у несовершеннолетних, до осуждения не принадлежавших к НМО (далее — группа 2). В то же время среди представителей группы 2 значительно больше лиц, по сравнению с респондентами группы 1, которые испытывают в ВК «надежду на лучшее будущее, оптимизм» и проявляют «спокойствие, уверенность в себе». Подобная парадоксальность переживаний у представителей группы 2,когда им в большей мере присущи астенические переживания (тоска, раздражение, гнев и др.) и одновременно жизнестойкость в условиях ВК, может быть объяснена через наличие у них определенной компетентности по пенитенциарным реалиям, так как среди их род-
ственников и членов референтной группы многие уже отбывали наказания в виде лишения свободы.
У несовершеннолетних мужского пола, которые до осуждения являлись членами НМО, полученный субкультурный опыт своеобразно влияет на особенности доверия к окружающим их людям в ВК (рис. 2).
На рисунке 2 видно, что несовершеннолетние осужденные мужского пола, ранее принадлежавшие к НМО, демонстрируют большее доверие к администрации учреждения, но меньше доверяют криминальным «авторитетам» и иным осужденным. Это приводит, как свидетельствует анализ дисциплинарной практики ВК, к росту конфликтного противостояния среди спецконтингента.
Анализ данных проведенного исследования в гендерном аспекте свидетельствует о том, что по контрастным
Рис. 3. Эмоциональные переживания в ВК у осужденных девушек из контрастных групп
выборкам несовершеннолетних осужденных — лиц, входивших или не входивших до осуждения в НМО, — профиль эмоциональных переживаний у девушек является более сложным, чем у юношей (сравним рис. 3 и рис. 1).
У представителей контрастных групп несовершеннолетних осужденных женского пола в отличие от юношей наблюдается большее сходство в профилях эмоциональных переживаний, обусловленных «тюремным стрессом». В то же время осужденные девушки из группы 1 по сравнению с юношами из той же группы демонстрируют большее чувство вины, раскаяния и одновременно уверенности в себе, надежду на лучшее будущее, оптимизм. Из-за различий в субкультурном опыте осужденных девушек наблюдается и специфика в проявлении доверия к окружающим их в ВК людям (рис. 4).
На рисунке 4 видно, что большее доверие к администрации учреждения и к окружающим их осужденным (кроме
криминальных «авторитетов»), испытывают осужденные девушки, которые ранее не принадлежали к неформальным молодежным объединениям. Совпадение у представителей контрастных групп на крайне низком уровне по показателю «криминальным авторитетам в целом доверяю», вероятно, связано с тем, что лидерство в среде женской колонии преимущественно идет через утверждение конкретными делами для общности осужденных, в том числе на производстве, в школе, ПУ и т. д.
Итак, указанные и иные контрасты, выявленные в опросе и по поведенческим проявлениям представителей женской и мужской выборок несовершеннолетних осужденных, дифференцированных по признаку наличия или отсутствия до попадания в колонию опыта членства в НМО, свидетельствуют о том, что в их среде конфликтность отношений обусловлена прежде всего различиями в ценностно-смысловых ориентациях и субкультурной дефор-
Рис. 4. Степень доверия несовершеннолетних осужденных девушек из контрастных групп к окружающим людям в ВК
мированности личности. Полученные нами данные корреспондируют с данными в ранее проведенных исследованиях, в частности содержащимися в докторской диссертации социолога А.Т. Хагурова (2007). Автором выявлено, что в постсоветской России дисфункции процесса социализации и возникновение правового нигилизма среди несовершеннолетних во многом связаны с утратой воспитательной роли семьи и школы и одновременно массированным насаждением через СМИ и Интернет идеологии потребительства, индивидуализма и вседозволенности. Кроме того, наши данные близки к выводу, содержащемуся в диссертационном исследовании социального философа С.В. Шпака (2012): современная молодежная субкультура базируется на сочетании ценностей и иных атрибутов криминальной субкультуры взрослых с нормами и символами мировосприятия и протестного поведения неформаль-
ных молодежных групп.
Проведенное исследование позволяет констатировать, что сегодня в отечественных В К «тюремная субкультура мутирует, так как несовершеннолетние осужденные, недостаточно зная и соблюдая традиции и обычаи тюремного мира, могут под влиянием неформальных лидеров их своеобразно регенерировать»*. Учитывая, что ВК в перспективе ждет рост численности не только криминализованных несовершеннолетних, но и лиц с опытом «стайности» решения проблем, приобретенным при нахождении в НМО, актуальным становятся поиск и научное обоснование новых подходов в профилактике конфликтов и групповых эксцессов, в том числе на основе предварительного создания современной социально-психологической типологии несовершеннолетних осужденных.
* Сделанный вывод близок позиции А.А. Ша-поренко [24].
С учетом проведенного исследования и классификационных разработок ученых [2, 9, 21, 25, 6, 13, 11, 8, 20] в отношении субкультурной ориентации несовершеннолетних осужденных дифференциация в аспекте пенитенциарного риска (по уровню субкультурной субъектности и направленности активности) может быть осуществлена на четыре типа: 1)субкультурно-агрессивный; 2)ситу-ативно-манипулятивный; 3)демон-стративно-виктимный; 4) конформно-зависимый. Указанные типы обладают определенными особенностями личности и стилем поведения в воспитательной колонии.
Среди представителей субкультурно-агрессивного типа выделяются лица, которые имеют большую идентификацию с криминальной или конкретной контркультурой, а поэтому агрессивное отстаивание ими в поведении приверженности ценностям и нормам собственной субкультурной принадлежности с одновременным проявлением стремления вовлечь в сферу своего влияния окружающих осужденных часто приводит не только к межличностным конфликтам, но и к групповым эксцессам, дезорганизующим деятельность исправительного учреждения [16, 19].
Представителей ситуативно-мани-пулятивного типа отличает постоянный поиск личной выгоды в условиях отбытия наказания в ВК, а поэтому они, обладая определенной интеллектуальной развитостью и навыками манипулирования, способны «использовать» несовершеннолетних осужденных, учитывая их определенные личностные слабости или подыгрывая субкультурной иден-
тичности. Следствием их активности часто является не только запускание слухов и сплетен в определенных ситуациях в ВК, но и способствование диффамации пенитенциарных авторитетов или подстрекательство к аутодеструк-тивным проявлениям несовершеннолетних осужденных (попыткам суицида, самоповреждений и иным деструк-циям) [5].
Среди представителей демонстра-тивно-виктимного типа могут быть несовершеннолетние осужденные, обладающие, во-первых, психическими аномалиями (по данным исследования И. В. Смакотиной-Лацис, это прежде всего лица с асоциальным расстройством поведения, расстройством в виде гиперактивности с дефицитом внимания и оппозиционно-вызывающим расстройством [18]) или с акцентуациями характера [1, 12, 15], а во-вторых, с низким пенитенциарным статусом, но стремящиеся его поднять на основе шантажно-демонстративных актов поведения [4]. Если в отношении первой из указанных категорий несовершеннолетних осужденных требуется проведение профилактических мероприятий при участии медработников ВК [7, 17], то в отношении второй категории необходима превенция в аспекте массового включения несовершеннолетних в процесс «пенитенциарного моб-бинга» (от англ. to mob — приставать*).
К конформно-зависимому типу отнесены несовершеннолетние осужденные, для которых характерны уже в начальный период нахождения в колонии публичные проявления внешней кон-
* В иных языках для раскрытия сути феномена «моббинг» применяются иные термины: bossing, bullying, molestation, harassment [26].
формности с целью избежать санкций со стороны доминирующих групп. Впоследствии у них в силу специфики условий ВК развивается податливость как характеристика личности, базирующаяся на преобразовании индивидуальных установок в результате внутреннего принятия позиций окружающих, которые оцениваются как более обоснованные и объективные, чем собственная точка зрения. С конформно-зависимыми несовершеннолетними необходимо проводить специальную психокоррекцию, направленную на формирование ассертивного поведения (от англ. assertiveness — самоутверждающего поведения с отстаиванием своих и соблюдением других прав), что крайне значимо как при нахождении в ВК, так и для жизни на свободе [10].
В отношении выделенных типов несовершеннолетних осужденных необходим подбор адекватных психокоррек-ционных методик, а также включение их в комплекс программ исправительно-ресоциализирующего плана. При этом благодаря реализации индивидуально-дифференцированного подхода в обращении с несовершеннолетними осужденными возникают условия для запуска процесса их самоисправления, так как задействуются механизмы просо-циального самопринятия и выработки психологической готовности к правопо-слушному образу жизни [14, 22].
Литература
1. Антонян Ю.М., Юстицкий В.В. Несовершеннолетние преступники с акцентуациями характера. — М., 1993.
2. Васкэ Е.В. Эволюция преступности несовершеннолетних в России: психолого-правовой анализ: монография. — М., 2009.
3. Горьковая И.А., Павленко А.И. Распространенность криминальной субкультуры в молодежной среде // Прикладная юридическая психология. 2014. № 4. С. 22-27.
4. Дикопольцев Д.Е., Поздняков В.М. Взаимосвязь виктимности личности и аутодеструктивно-го поведения несовершеннолетних осужденных в условиях лишения свободы // Актуальные проблемы психологии и права. Потерпевшие и свидетели: от научных исследований к эффективной практике: сб. тез. Междунар. конф. Европейской ассоциации психологии и права (Санкт-Петербург, 24-27 июня 2014 г.). — СПб.: С.-Петерб. ун-т, 2014. С. 205-206.
5. Дорошенко И.С., Поздняков В.М. Формирование антиманипулятивной компетентности сотрудников ФСИН России в контексте концепции субъектно-соучаствующего исправления осужденных // Прикладная юридическая психология. 2014. № 3. С. 30-38.
6. Ковтуненко Л.В. Субкультура и ее влияние на ресоциализацию несовершеннолетних правонарушителей // ИнВестРегион. 2013. № 4. С. 8388.
7. КожевниковаЕ.А. Преступность несовершеннолетних с психическими аномалиями : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — Челябинск, 2012.
8. Кокурин А.В., Кокурина И.В. Классификационные группы осужденных и рекомендации по исправительному воздействию на них // Novainfo. ru. 2015. № 30.
9. Костина Л.Н. Психологическое обеспечение расследования групповых преступлений несовершеннолетних: автореф. дис. . д-ра психол. наук. — М., 2009.
10. Леус Э.В., Соловьев А.Г. Адаптационные технологии ресоциализации несовершеннолетних осужденных // Психология и право. 2012. № 3. URL: http://psyjournals.ru/psyandlaw/2012/ n3/54179.shtml (дата обращения : 25.07.2015).
11. Мокрецов А.И. Пенитенциарная субкультура // Культура наказания, или Социокультурные аспекты пенитенциарной практики / под общ. ред. Е. Г. Багреевой. М., 2013. С. 59-80.
12. Новиков В.В, Палешник О.П. Влияние акцентуаций характера несовершеннолетних на профилактику их деструктивного поведения в период отбывания наказания в исправительном учреждении // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2007. № 4 (31). С. 68-73.
13. Пастушеня А.Н. Антикриминальная устойчивость личности: структурно-содержательный аспект // Прикладная юридическая психология. 2013. № 2. С. 31-39.
14. Петухов Е.В. Психологическая помощь осужденным в самовоспитании. М., 1998. С. 2937.
15. Полянин Н.А. Профилактика преступного поведения несовершеннолетних с акцентуациями характера // Novainfo.ru. 2015. № 30-1.
16. Пономарева Д.И. Профессиональная деятельность субъектов пенитенциарных учреждений по профилактике агрессивного поведения и психологической коррекции личности подростков-делинквентов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Тверь, 2003.
17. Сердюченко И.Н. Пенитенциарная виктими-зация осужденных и ее предупреждение: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2011.
18. Смакотина-Лацис И.В. Деструктивное поведение у подростков-правонарушителей, осужденных к лишению свободы. М., 2005. С. 44-45.
19. СмирновВ.Д. Особенности исправления несовершеннолетних осужденных с различными типами агрессивного поведения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2000.
20. Сочивко Д.В. Криминально-правовой инфантилизм. М. ; Рязань, 2015.
21. Стрижов Е.Ю. Нравственно-правовая надежность личности: социально-психологические аспекты: монография. Тамбов, 2009.
22. Строева Г.В. Самоисправление осужденных // Вектор науки ТГУ. 2011. № 4 (7). С. 263-267.
23. Сухарев С.Н. Ответственность несовершеннолетних осужденных за дезорганизацию деятельности учреждения, обеспечивающих изоляцию от общества: уголовно-правовая и криминологическая характеристика: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2014. С. 9.
24. Шапоренко АА. Портрет неформального лидера в криминальной среде несовершеннолетних // Международные научно-практические конференции 2014 года. URL: http://www.asconf. com/rus/archive_view/317 (дата обращения : 14.05.2015).
25. Шемякина В.В. Криминологическое значение тюремной субкультуры в местах лишения свободы для несовершеннолетних // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 22. С. 122-130.
26. Brinkmann R.D. Mobbing. Bullying. Bossing. Heidelberg, 1995.
ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ *
А. В. Зобков, Е. Н. Малова
Аннотация: в статье рассматривается проблема изучения особенностей нравственного самоопределения студенческой молодежи как компонента их жизненного самоопределения, что особенно актуально в связи с появлением новых требований к личности выпускника вуза в изменяющихся социальных условиях и с будущим моральным состоянием общества. На основе результатов эмпирического исследования, полученных на выборке студентов Владимирского государственного университета, в которую включены студенты трех
факультетов: физико-математического, естественно-географического и факультета социальной педагогики и психологии, в статье дается характеристика нравственного самоопределения студенческой молодежи. Приводится описание представлений студентов о нравственности, характеризуются их нравственные стратегии и нравственные ориентации. Показана взаимосвязь нравственных ориентаций студентов с их представлениями о нравственности и нравственными ориентирами. Установлено, что наиболее значи-
* Статья подготовлена при поддержке РГНФ; проект № 13-06-00513.