Научная статья на тему 'Стоимость несоответствия проекта'

Стоимость несоответствия проекта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
278
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кириллина Ю. В., Юрковская Г. И.

Рассматриваются понятие и причины возникновения стоимости несоответствия в процессе проектной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стоимость несоответствия проекта»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

На основании определений из различных источников, выделены общие характеристики проекта, которые необходимо отразить в определении термина «Проект разработки проектной документации»: ограниченность во времени, установленные требования по качеству, ограниченность ресурсов, уникальность результатов, разграничение с другими намерениями и видами деятельности (четкая цель).

Для корректной формулировки термина, также необходимо учитывать связь проекта с внешней средой. Входом для проекта разработки ПСД являются результаты изыскательских работ, технико-экономическое обоснование строительства и техническое задание на проектирование Выходом проекта является его основной результат - проектно-сметная документация. В рамках исследования указанной выше темы, термин проект необходимо использовать в рамках знаний по управлению проектами. На основании анализа терминов «проект» и «проектно-сметная документация», автором работы предложена следующая формулировка термина:

Проект разработки проектной документации -временное предприятие, целью которого является разработка проектно-сметной документации в соответствии с законодательством РФ и согласование

документации в надзорных органах РФ. Проект является структурным элементом (подпроектом) более крупного строительного проекта. Исходными данными являются результаты изыскательских работ, технико-экономическое обоснование строительства и техническое задание на проектирование, в котором отражены требования по стоимости, качеству и срокам. Рабочий вариант проектно-строительной документации выдается непосредственно строительной компании для реализации.

В статье проанализированы термины проект и проектная документация, выявлены характеристики, значимые для формулировки требуемого термина. На основе анализа, предложена формулировка термина проект разработки проектной документации.

Библиографические ссылки

1. Горбунова Н. Ю. Организация управления проектными строительными фирмами. М. : Изд-во ВСГТУ, 2009.

2. Болотин С. А., Вихров А. Н. Организация строительного производства. М. : Академия, 2007.

© Качаев Д. В., Бревнова А. Г., 2011

УДК 336.14

Ю. В. Кириллина Научный руководитель - Г. И. Юрковская Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

СТОИМОСТЬ НЕСООТВЕТСТВИЯ ПРОЕКТА

Рассматриваются понятие и причины возникновения стоимости несоответствия в процессе проектной деятельности.

Любой проект появляется и развивается в окружении некоторой динамической среды, которая оказывает на него определенное воздействие. Окружение проекта (Project Environment) - среда, порождающая совокупность внутренних или внешних сил, которые способствуют или препятствуют достижению целей проекта. Влияние факторов внешней и внутренней среды на проект, в ходе его исполнения, вызывает определенные отклонения, представленные различного рода несоответствиями по времени, стоимости и качеству результатов. В результате все несоответствия, независимо от того, связаны ли они со сроками, стоимостью используемых ресурсов или качественными характеристиками, приведут к изменению проектных затрат. Одной из главных проблем управления проектами является выявление и уменьшение стоимости несоответствия.

Для понимания того, что представляет собой стоимость несоответствия, сначала необходимо разобраться с тем, что же такое стоимость соответствия. В управлении проектами под стоимостью соответствия понимают затраты на удовлетворение всех сформулированных и подразумеваемых запросов потребителей при безотказности процесса управления получением

результата проекта. Исходя из этого, стоимость несоответствия - это затраты, которые необходимо дополнительно нести по проекту вследствие возникновения нарушений существующего процесса, они рассматриваются как совокупность расходов на исправление возникающих несоответствий в управлении - это, так называемые, бесполезные затраты, поскольку они не приводят к увеличению полезности результата проекта [2].

Если говорить более конкретно, то стоимость несоответствия складывается из затрат на переделки, расходов на ремонт в течение гарантийного периода, расходов, связанных с несвоевременным выполнением работ, с окончательным браком, сюда также следует отнести затраты, связанные с просрочкой платежей по счетам, затраты на внесение изменений в технологию получения результата, если это ошибки проектирования, заработную плату исполнителей за время простоев по причине плохой организации процесса исполнения проекта, штрафы и пени за нарушение договорных обязательств по поставкам, проценты, уплаченные за просроченные кредиты и т. д.

Эти затраты связаны не только и не столько с некачественным трудом конкретных исполнителей,

Секция «Современнее технологии социального и проектного управления»

сколько с недостатками в управлении проектом, а именно, организации его процесса исполнения. По данным ряда зарубежных компаний стоимость несоответствия может доходить до 75 % [1].

Как показывает практика полностью избежать затрат на несоответствие невозможно, они будут иметь место в большем или меньшем объеме при реализации любого проекта, однако стремиться к их снижению можно и нужно. Для их уменьшения команде управления проектом необходимо четко контролировать процесс его исполнения, и в случае необходимости своевременно принимать экономически обоснованные управленческие решения.

Исполнение проекта - это выполнение плана проекта на всех фазах его жизненного цикла. При этом под выполнением плана проекта понимается не только выполнение предметно-ориентированных работ по созданию продукта на фазе реализации, но и выполнение четко структурированных и регламентированных мероприятий, составляющих процесс управления проектом на всех фазах его жизненного цикла. Результаты процесса исполнения проекта должны регулярно измеряться и анализироваться, чтобы выявлять отклонения, вызванные действием факторов внешней и внутренней среды, определять их влияние на проект и принимать обоснованные управленческие решения, направленные на максимально возможное снижение стоимости несоответствия.

В связи с этим большое значение для управления проектом имеет оценка его исполнения, как оценка результатов, в разрезе фаз и этапов жизненного цикла проекта. Если говорить о месте оценки исполнения проекта в системе управления проектами, то это процесс, который принадлежит к группе процессов кон-

троля исполнения проекта и является одним из вспомогательных процессов анализа исполнения проекта. Он заключается в оценке результатов проекта на протяжении всего жизненного цикла путем сравнения фактических и плановых показателей для установления отклонений с целью последующего их анализа и, при необходимости, разработки мер корректирующего воздействия.

Если исполнение проекта происходит в соответствии с намеченным планом, то управление фактически сводится к исполнению - доведению до участников проекта плановых заданий и контролю за их выполнением. Если в процессе реализации возникли отклонения, анализ которых показал, что необходимо определение и применение корректирующих воздействий, то в этом случае требуется найти оптимальные корректирующие воздействия, скорректировать базовый план проекта и согласовать намеченные изменения с ключевыми участниками.

Эффективность деятельности проектно-ориенти-рованного предприятия во многом зависит от результатов управления процессом исполнения его отдельных проектов и, в частности, величины стоимости несоответствия, порождаемой каждым проектом.

Библиографические ссылки

1. Глобальная библиотека научных ресурсов // Цена качества. URL: http://www.globalteka.ru/order/ 3587.html.

2. HR-Portal. Несоответствие результатов требованиям. URL: http://www.hr-portal.ru/doki/nesootve-tstvie-rezultatov-trebovaniyam.

© Кириллина Ю. В., Юрковская Г. И., 2011

УДК 658.512

Е. В. Копчарова Научный руководитель - П. С. Зеленский Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ТЕЛЕВИЗИОННАЯ КОМПАНИЯ КАК ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Рассмотрение телевизионных компаний как организаций, обладающих основными признаками проектно-ориентированных компаний и требующих применения соответствующих методов управления.

Изменения, произошедшие в России, вследствие перехода к рыночным отношениям сказались и на индустрии телевещания. Сокращение государственного финансирования и появление негосударственных СМИ привело к необходимости хозяйственной самостоятельности и экономической ответственности за результаты деятельности, в связи с чем, потребовались и новые подходы к управлению. На наш взгляд, наиболее оптимальными методами управления, позволяющими добиться большей эффективности, являются - проектные методы. Это связанно тем, что телевизионные компании обладают всеми признаками проектно-ориентированных организаций, и требуют соответствующих подходов к управлению.

Рассмотрим основные особенности проектно-ориентированных организаций и телевизионных компаний, для того, чтобы выделить общие ключевые

признаки, позволяющие говорить о телевизионных компаниях как проектно-ориентированных (см. таблицу).

Проектно-ориентированная компания - это компания, осуществляющая свою деятельность преимущественно в проектной форме [1].

Проект является особой формой осуществления целенаправленных изменений, и предполагает, что эти изменения должны быть реализованы в рамках определенных сроков, стоимости и характеристики ожидаемых результатов [1].

Выбор такой формы существования определяется характером ее бизнеса и прежде всего, предполагает получение доходов за счет создания для клиентов уникальных продуктов или оказания им уникальных услуг. Уникальность накладывает особый отпечаток на все стороны деятельности предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.