Научная статья на тему 'Стоимость государственных предприятий и их конкурентоспособность'

Стоимость государственных предприятий и их конкурентоспособность Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

141
28
Поделиться
Ключевые слова
СТОИМОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ (ПРЕДПРИЯТИЕ С ДОЛЕЙ УЧАСТИЯ ГОСУДАРСТВА) / КОНКУРЕНЦИЯ / STATE ENTERPRISE (COMPANY WITH THE STATE SHARE) / VALUE / COMPETITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Косорукова И. В.

В статье рассматриваются проблемы анализа конкурентоспособности бизнеса государственных предприятий на основе стоимостного подхода к принятию решений. Автором определяются особенности и факторы, влияющие на стоимость и конкурентоспособность отечественных унитарных предприятий и долей участия в уставном капитале хозяйственных обществ, принадлежащих государству, формулируются предложения по критериям оценки конкурентоспособности предприятий с долей участия государства.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Косорукова И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

VALUE OF STATE ENTERPRISES AND THEIR COMPETITIVENESS

In the article the author examines the problems of the analysis of competitiveness of business of state enterprises on the basis of the monetary approach to decision-making. The author defines the features and factors affecting the cost and competitiveness of national unitary enterprises and stakes in the authorized capital of economic societies belonging to the state, and to elaborate proposals for the criteria of evaluation of the competitiveness of enterprises with the state share.

Текст научной работы на тему «Стоимость государственных предприятий и их конкурентоспособность»

Косорукова И. В., канд. экон. наук, доцент, зав. кафедрой Оценочной деятельности, фондового рынка и налогообложения МФПУ «Синергия», г. Москва, iKosorukova@mfpa.ru

стоимость государственных предприятий

и их конкурентоспособность

В статье рассматриваются проблемы анализа конкурентоспособности бизнеса государственных предприятий на основе стоимостного подхода к принятию решений. Автором определяются особенности и факторы, влияющие на стоимость и конкурентоспособность отечественных унитарных предприятий и долей участия в уставном капитале хозяйственных обществ, принадлежащих государству, формулируются предложения по критериям оценки конкурентоспособности предприятий с долей участия государства.

Ключевые слова: стоимость, государственное предприятие (предприятие с долей участия государства), конкуренция.

Введение. Стоимость бизнеса и его конкурентоспособность

На награждении государственной премией деятелей науки, культуры и искусства 12 июня 2013 г. президент В. В. Путин в резюмирующем выступлении отметил: «От нашей конкурентоспособности зависит будущее нашей страны». В связи с этим анализ конкурентоспособности, в том числе субъектов хозяйствования, является актуальной задачей, решение которой связано с определением критериев конкурентоспособности в современных рыночных условиях. Автор уже рассматривал в других публикациях в качестве интегрального критерия конкурентоспособности бизнеса его стоимость1. Рассмотрим его применимость

1 Например, Косорукова И. В. Влияние управления стоимостью бизнеса на его конкурентоспособность // Современная конкуренция. 2007. № 2 (2); Косорукова И. В. Стоимостно-ориентированный подход к анализу конкурентоспособности бизнеса // современная конкуренция. 2013. № 2 (38).

к предприятиям государственного сектора экономики.

Проблемы функционирования бизнеса государственных предприятий

Доля предприятий государственной формы собственности в России уменьшается (табл. 1), что связано, в первую очередь, с процессом приватизации, направленной на оптимизацию затрат государства по управлению государственной собственностью. При этом перед государством стоят публичные задачи, осуществление специфических функций, возложенных на государственный сектор, что возможно только при наличии в собственности государства стратегически важных субъектов хозяйствования. Кроме того, продолжаются тенденции интеграции крупных государственных компаний в холдинги и процессы концентрации посредством слияний и поглощений, что, с одной стороны, влияет на уменьшение

Таблица 1

Распределение предприятий и организаций по формам собственности (на конец года)

Ед. измерения/ Годы Тыс. штук В процентах к итогу

2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Количество предприятий и организаций — всего, в том числе по формам собственности: 3346 4767 4507 4675 4772 4908 4823 4867 100 100 100 100 100 100 100 100

государственная 151 160 149 142 135 130 119 116 4,5 3,4 3,3 3,0 2,8 2,6 2,5 2,4

муниципальная 217 252 264 263 258 253 246 239 6,5 5,3 5,9 5,6 5,4 5,2 5,1 4,9

частная 2510 3838 3639 3855 3976 4128 4104 4165 75,0 80,5 80,7 82,5 83,3 84,1 85,1 85,6

собственность общественных и религиозных организаций (объединений) 223 253 239 212 197 188 157 150 6,7 5,3 5,3 4,6 4,1 3,8 3,3 3,1

прочие формы собственности* 246 265 215 203 206 209 197 197 7,4 5,6 4,8 4,3 4,4 4,3 4,1 4,1

* включая смешанную российскую, собственность государственных корпораций, иностранную, совместную российскую и иностранную собственность.

Источник: Российский статистический ежегодник. 2012: стат. сб. / Росстат. М., 2012. URL: http://www.gks.ru/bgd/ regl/b12_13/Main.htm.

количества государственных предприятий, но с другой — мало влияет на изменение масштабов государственного сектора2. Несущественное изменение государственного сектора связано еще и с проведением в последние годы так называемой «малой» приватизации3, охватывающей несущественные доли акционерных обществ и небольшие унитарные предприятия.

На тему эффективности функционирования государственного сектора экономики написано достаточное количество работ, в которых, в частности, рассматриваются особенности функционирования предприятий госсектора и предлагаются инструмен-

2 Звороно А. Ф. Проблемы трансформации имущественного комплекса государственных унитарных предприятий // Аудит и финансовый анализ. 2008. № 3. С. 249.

3 Старченко Н. В. Анализ итогов «малой» приватизации 2010-2013 годов. Доклад на конференции «Актуальные проблемы управления государственной собственностью». М.: Торгово-промышленная палата, 14 ию-

ня 2013 г.

ты оценки и анализа их эффективности4. Однако решения задач управления эффективностью таких предприятий с точки зрения стоимостного подхода до сих пор не было, несмотря на многолетнюю историю приватизации государственной собственности.

Анализируя эффективность деятельности предприятий государственного сектора с помощью традиционных показателей рентабельности, можно отметить их низкие пока-

4 Например, Смирнова М. Ю. Управление предпринимательской деятельностью федеральных государственных унитарных предприятий: автореф. дис.... канд. экон. наук: 08.00.05 / С.-Петерб. гос. инженер.-эконом. ун-т, Санкт-Петербург, 2003; Ломадзе В. Б. Совершенствование управления государственной собственностью в современной российской экономике: на примере государственных предприятий: автореф. дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 / Рос. заоч. ин-т текстил. и лег. пром-сти, М., 2005; Сатаев С. Б. Развитие региональной системы управления предприятиями государственного сектора экономики: на примере Республики Калмыкия: автореф. дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 / Гос. ун-т упр., М., 2005, и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2

Рентабельности собственного капитала предприятий с государственной собственностью

по отраслям в 2006-2011 гг.

Отрасль Форма собственности 2006 2007 2008 2009 2010 2011 среднее

Промышленность Государственная 0,206 0,089 0,053 -0,018 -0,111 0,028 0,041

Частная 0,276 0,23 0,204 0,156 0,281 0,202 0,225

Отклонение 0,07 0,141 0,151 0,174 0,392 0,174 0,184

Сельское хозяйство Государственная 0,019 -0,04 -0,115 -0,247 -0,107 0,076 -0,069

Частная 0,159 0,133 0,133 0,121 0,147 0,041 0,122

Отклонение 0,14 0,173 0,248 0,368 0,254 -0,035 0,191

Строительство Государственная 0,082 0,093 -0,271 -0,185 0,026 0,068 -0,031

Частная 0,285 0,347 0,275 0,193 0,164 0,211 0,246

Отклонение 0,203 0,254 0,546 0,378 0,138 0,143 0,277

Торговля и общепит Государственная 0,28 0,221 0,042 0,225 0,123 0,064 0,159

Частная 0,211 0,297 0,326 0,213 0,237 0,24 0,254

Отклонение -0,069 0,076 0,284 -0,012 0,114 0,176 0,095

Транспорт и связь Государственная -0,09 0,035 -0,016 -0,021 -0,038 0,028 -0,017

Частная 0,164 0,233 0,109 0,191 0,036 0,149 0,147

Отклонение 0,254 0,198 0,125 0,212 0,074 0,121 0,164

Источник: расчеты автора приведены по данным системы комплексного раскрытия информации НАУФОР об эмитентах «СКРИН» (www.skrin.ru).

затели по сравнению с предприятиями тех же отраслей, но с частной собственностью, по всем анализируемым отраслям и периодам за несколькими исключениями (табл. 2).

При этом показатели рентабельности государственных предприятий также существенно отличаются и от среднеотраслевых показателей по данным Росстата и ФНС (табл. 3 и 4).

Таким образом, традиционные показатели, используемые для анализа эффективности деятельности хозяйствующего субъекта, свидетельствуют о низкой конкурентоспособности деятельности предприятий государственного сектора.

Особенности формирования стоимости государственных предприятий

Рассмотрим особенности формирования стоимости государственных предприятий и факторы, влияющие с точки зрения стои-

мостно-ориентированного подхода на эффективность деятельности таких организаций.

Для начала решим, какие особенности определяют отличия формирования стоимости государственных предприятий.

Первой особенностью является наличие такой задачи оценки, как приватизация5. И в зависимости от организационно-правовой

5 В соответствии с распоряжениями Правительства РФ от 27 ноября 2010 г. № 2102-р «Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основные направления приватизации федерального имущества на 2011-2013 годы» и от 1 июля 2013 г. № 1111 -р «Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2014-2016 годы» на 2011-2013 гг. числится на приватизацию 114 унитарных предприятий и 809 открытых акционерных обществ, а на 2014-2016 г., соответственно, 514 унитарных предприятий и 436 открытых акционерных обществ. Ожидаемый доход от приватизации имущества (без учета стоимости акций крупнейших компаний) в 2014-2016 гг. составит 3 млрд руб. (ежегодно).

Таблица 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

« ГО

о о

09 "О CD

5

CD

О X

я

■о

CD

Сравнение показателей рентабельности предприятий по отраслям и формам собственности в 2006-2011 гг.

Отрасль Форма собственности Число предприятии 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Ракт* Рпр** Ракт* Рпр** Ракт* Рпр** Ракт* Рпр** Ракт* Рпр** Ракт* Рпр**

Промышленность Государстве н н ая 84 0,061 -0,067 0,081 0,022 0,027 -0,009 -0,015 -0,005 -0,083 -0,018 -0,026 -0,039

Частная 6598 0,114 0,030 0,124 0,045 0,099 0,043 0,045 0,024 0,016 0,024 0,072 0,027

По данным Росстата1' 0,156 0,166 0,148 0,183 0,086 0,171 0,061 0,134 0,082 0,148 0,084 0,132

По данным приказа ФНС2) 0,151 0,159 0,143 0,184 0,111 0,177 0,056 0,125 0,078 0,143 0,082 0,132

Торговля и общепит Государствен ная 93 0,154 0,020 0,152 0,022 0,170 0,042 0,150 0,033 0,102 -0,014 -0,024 -0,023

Частная 10000 0,100 0,038 0,132 0,040 0,081 0,048 0,057 0,038 0,057 0,032 0,079 0,038

По данным Росстата 0,115 0,101 0,09 0,088 0,053 0,108 0,078 0,071 0,071 0,083 0,098 0,089

По данным приказа ФНС 0,099 0,115 0,086 0,095 0,041 0,117 0,079 0,083 0,069 0,092 0102 0,105

Строительство Государственная 71 0,026 0,035 0,061 0,060 0,043 0,034 -0,015 0,006 -0,025 -0,045 0,009 -0,009

Частная 5357 0,097 0,043 0,126 0,055 0,100 0,051 0,018 0,023 -0,001 0,016 0,048 0,018

По данным Росстата 0,045 0,051 0,046 0,058 0,031 0,056 0,026 0,05 0,031 0,045 0,021 0,043

По данным приказа ФНС 0,04 0,056 0,044 0,063 0,038 0,069 0,029 0,066 0,022 0,057 0,026 0,068

Транспорт и связь Государственная 58 -0,050 -0,082 -0,025 -0,034 -0,029 -0,180 -0,051 -0,120 -0,033 -0,126 0,004 -0,058

Частная 1447 0,141 0,057 0,133 0,070 0,088 0,065 0,039 0,040 0,029 0,035 0,077 0,043

По данным Росстата 0,063 0,151 0,08 0,157 0,054 0,142 0,044 0,134 0,053 0,135 0,049 0,114

По данным приказа ФНС 0,05 0,143 0,068 0,163 0,052 0,137 0,045 0,141 0,05 0,138 0,047 0,128

Сельское хозяйство Государственная 105 0,002 -0,067 0,006 -0,071 -0,023 -0,127 -0,033 -0,126 -0,061 -0,126 -0,042 -0,041

Частная 1058 0,051 0,020 0,086 0,079 0,058 0,065 0,018 0,021 0,002 0,018 0,045 0,050

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По данным Росстата 0,04 0,082 0,064 0,143 0,048 0,10 0,029 0,078 0,029 0,091 0,039 0,091

По данным приказа ФНС 0,04 0,09 0,065 0,145 0,051 0,108 0,031 0,084 0,034 0,103 0,042 0,103

Примечания:

* Ракт — рентабельность активов. ** Рпр — рентабельность предприятия. Источники:

1) Российский статистический ежегодник. 2012: стат. сб. /Росстат.

2) Приказ ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333® «Об (ред. от 10 мая 2012 г.).

М., 2012. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b12_13/Main.htm.

утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»

о

о о э о о о о\

X

о о

о\ S

ы

X CD

о 0>

го о

со сл

Таблица ■

Отклонения показателей рентабельности предприятий с государственной собственностью по отраслям в 2006-2011 гг.

Отрасль Рентабельность активов Рентабельность продаж

2006 2007 2008 2009 2010 2011 среднее 2006 2007 2008 2009 2010 2011 среднее

Промышленность Откл 1* 0,053 0,043 0,072 0,06 0,099 0,098 0,071 0,097 0,023 0,052 0,029 0,042 0,066 0,052

Откл 2** 0,095 0,067 0,059 0,076 0,165 0,11 0,095 0,233 0,161 0,18 0,139 0,166 0,171 0,175

Откл 3*** 0,09 0,062 0,084 0,071 0,161 0,108 0,096 0,226 0,162 0,186 0,13 0,161 0,171 0,173

Торговля и общепит Откл 1 -0,054 -0,02 -0,089 -0,093 -0,045 0,103 -0,033 0,018 0,018 0,006 0,005 0,046 0,061 0,026

Откл 2 -0,039 -0,062 -0,117 -0,072 -0,031 0,122 -0,033 0,081 0,066 0,066 0,038 0,097 0,112 0,077

Откл 3 -0,055 -0,066 -0,129 -0,071 -0,033 0,126 -0,038 0,095 0,073 0,075 0,05 0,106 0,128 0,088

Строительство Откл 1 0,071 0,065 0,057 0,033 0,024 0,039 0,048 0,008 -0,005 0,017 0,017 0,061 0,027 0,021

Откл 2 0,019 -0,015 -0,012 0,041 0,056 0,012 0,017 0,016 -0,002 0,022 0,044 0,044 0,052 0,037

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Откл 3 0,014 -0,017 -0,005 0,044 0,047 0,017 0,017 0,021 0,003 0,035 0,06 0,06 0,077 0,050

Транспорт и связь Откл 1 0,191 0,158 0,117 0,09 0,062 0,073 0,115 0,139 0,104 0,245 0,16 0,161 0,101 0,152

Откл 2 0,113 0,105 0,083 0,095 0,086 0,045 0,088 0,233 0,191 0,322 0,254 0,261 0,172 0,239

Откл 3 0,1 0,093 0,081 0,096 0,083 0,043 0,083 0,225 0,197 0,317 0,261 0,264 0,186 0,242

Сельское хозяйство Откл 1 0,049 0,080 0,081 0,051 0,063 0,087 0,069 0,087 0,150 0,192 0,147 0,144 0,091 0,135

Откл 2 0,038 0,058 0,071 0,062 0,09 0,081 0,067 0,149 0,214 0,227 0,204 0,217 0,132 0,191

Откл 3 0,038 0,059 0,074 0,064 0,095 0,084 0,069 0,157 0,216 0,235 0,210 0,229 0,144 0,199

о

о о

Примечания:

* Отклонение рентабельности предприятий с государственной собственностью от рентабельности предприятий с частной собственностью («+» — превышение среднеотраслевых данных; «-» — превышение данных государственных предприятий).

** Отклонение рентабельности предприятий с государственной собственностью от среднеотраслевой по данным Росстата («+» — превышение среднеотраслевых данных; «-» — превышение данных государственных предприятий).

*** Отклонение рентабельности предприятий с государственной собственностью от среднеотраслевой по данным ФНС России (« + » —превышение среднеотраслевых данных; «-» — превышение данных государственных предприятий).

U О

Таблица 5

Идентификация объекта оценки при приватизации государственного предприятия по организационно-правовым формам

Организационно-правовая форма государственного предприятия Идентификация объекта оценки

Бизнес Имущественный комплекс

Унитарное предприятие — Имущественный комплекс унитарного предприятия или его часть

Акционерное общество (АО) Право собственности на ценные бумаги в виде (категория, тип) акций в количестве_штук, что составляет _% уставного капитала Часть имущественного комплекса

формы государственного предприятия, а также от того, что позволяет оценить действующее гражданское законодательство (бизнес или имущественный комплекс предприятия6) идентификация объекта оценки будет разной (табл. 5), и это вторая особенность оценки стоимости государственного предприятия, которая существенно снижает доходы бюджета от продажи таких объектов вследствие невозможности их оценки и некорректности поставленной задачи приватизации. Если бы ставилась задача получить максимальную выгоду от продажи государственных предприятий в рамках приватизации, то необходимо было бы проводить анализ стоимости бизнеса и имущественного комплекса предприятия на предмет большей стоимости одного из вариантов продажи объекта.

Как видим, для целей приватизации оценка бизнеса государственных предприятий возможна только для акционерных об-ществ7. При этом для акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственно-

6 Разницу в понятиях «бизнес» и «имущественный комплекс предприятия» как объектов оценки с точки зрения специфики оценочной деятельности см., например: Косорукова И. В. Бизнес и имущественный комплекс как объекты гражданских прав и объекты оценки // Аудит и финансовый анализ. 2011. № 5. С. 337-341.

7 Статьей 13 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества») определены способы приватизации государственного и муниципального имущества, среди которых не предусмотрена приватизация имущества и долей обществ

стью с государственным участием может осуществляться оценка их стоимости и для других задач (отличных от приватизации). В этой ситуации унитарные предприятия уже не смогут являться объектами оценки ни в рамках бизнеса, ни в рамках имущественного комплекса, так как право хозяйственного ведения и оперативного управления не имеет рынка, и ни один из видов стоимости, указанных в ФСО № 2, не может быть определен по отношению к данным вещным правам. Идентификация объектов оценки государственных предприятий в этой ситуации отражена в табл. 6.

В настоящее время (по состоянию на начало сентября 2013 г.), согласно официальному сайту Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее — Росимущество)8, в собственности Российской Федерации (в управлении Росимущества) находится 2227 акционерных обществ и 111 обществ с ограниченной ответственностью с государственным участием9.

с ограниченной ответственностью, а также имуществен-

ного комплекса целиком акционерного общества.

8 Сайт Росимущества: http://www.rosim.ru/.

9 Российская Федерация по состоянию на 1 января 2013 г. являлась собственником имущества 1795 федеральных государственных унитарных предприятий, акционером 2337 акционерных обществ (распоряжение Правительства РФ от 1 июля 2013 г. № 1111 -р «Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 20142016 годы»).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 6

Идентификация объекта оценки при задачах отличных от приватизации государственного предприятия по организационно-правовым формам

Организационно-правовая форма государственного предприятия Идентификация объекта оценки

Бизнес Имущественный комплекс

Унитарное предприятие — —

Акционерное общество (АО) Право собственности на ценные бумаги в виде (категория, тип) акций в количестве_штук, что составляет_% уставного капитала Имущественный комплекс унитарного предприятия или его часть

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) Право собственности на долю в уставном капитале Имущественный комплекс унитарного предприятия или его часть

В соответствии с Постановлениями Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 462 «Об утверждении положения о федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» и от 16 июля 2007 г. № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества» Росимущество осуществляет полномочия собственника и мероприятия по нормативно-правовому регулированию деятельности и учету федерального имущества и ведению реестра. В этой связи возникает третья особенность, влияющая как на принятие решений, так и на оценку стоимости акционерного общества. Она состоит в том, что Росимущество контролирует определение величины стоимости голосующих акций, а также оказывает существенное влияние на принятие решений от имени собственника (что определяет уровень корпоративного управления в бизнесе государственного предприятия).

В соответствии с требованиями ст. 76, 77 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» определение рыночной стоимости имущества общества осуществляется в рамках определения цены размещения либо цены выкупа эмиссионных ценных бумаг общества, для определения цены выкупа обществом у акционеров принадлежащих им акций. В этих и других случаях для определения рыночной стоимости приглашается независимый оценщик.

В соответствии все с той же статьей 77 Федерального закона «Об акционерных обществах» в случае, если владельцем от 2 до 50% включительно голосующих акций общества являются государство и (или) муниципальное образование и определение цены (денежной оценки) имущества, цены размещения эмиссионных ценных бумаг общества, цены выкупа акций общества (далее — цена объектов) осуществляется советом директоров (наблюдательным советом) общества, обязательным является уведомление Росимущества10 об определении цены объектов.

Четвертая особенность оценки предприятий с государственным участием связана с требованиями ст. 31 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», которая определяет следующие обременения приватизируемого государственного или муниципального имущества:

• обязанность использовать приобретенное в порядке приватизации имущество по определенному назначению;

• обязанность содержать имущество, не включенное в состав приватизированного имущественного комплекса унитарного предприятия;

10 Постановление Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 462 «О федеральном агентстве по управлению государственным имуществом».

• иные обязанности, предусмотренные федеральным законом или в установленном им порядке.

Еще одной особенностью (пятой) является выполнение требований статьи 37 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества». Здесь рассматриваются особенности создания открытого акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью путем преобразования унитарного предприятия. Законом предусмотрено, что для обществ с ограниченной ответственностью не применяются положения абзаца третьего п. 2 ст. 15 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», т. е. для кредиторов ООО в этом случае возрастают риски финасово-хозяйственной деятельности в ближайшие 3 года существования такого общества.

Шестая особенность связана с правовым положением открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации унитарных предприятий или при принятии решения об исключении открытого акционерного общества из перечня стратегических акционерных обществ независимо от количества акций, находящихся в государственной собственности. Статьей 38 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусмотрено использование Правительством РФ и органами государственной власти субъектов Российской Федерации специального права на участие, соответственно, Российской Федерации и ее субъектов в управлении открытыми акционерными обществами. Это право носит название специального права «золотая акция».

Представители Российской Федерации, ее субъектов, представляющие указанное специальное право, имеют право вносить предложения в повестку дня годового общего собрания акционеров и требовать созыва внеочередного общего собрания акционеров.

Представители Российской Федерации, ее субъектов, назначенные в совет директоров (наблюдательный совет) открытого акционерного общества (ОАО), участвуют в общем собрании акционеров с правом вето при принятии общим собранием акционеров решений:

• о внесении изменений и дополнений в устав открытого акционерного общества или об утверждении устава открытого акционерного общества в новой редакции;

• реорганизации открытого акционерного общества;

• ликвидации открытого акционерного общества, назначении ликвидационной комиссии и об утверждении промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;

• об изменении уставного капитала открытого акционерного общества;

• о совершении открытым акционерным обществом указанных в главах X и XI Федерального закона «Об акционерных обществах» крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность11.

Более подробно сущность специального права «золотая акция» рассматривается Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. № 738 «Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении акционерными обществами («золотой акции»)».

Седьмая особенность связана со следующими ограничениями по проведению дивидендной политики акционерного общества, акции которого находятся в федеральной собственности12:

• направление на выплату дивидендов не менее 25% чистой прибыли акционерно-

11 П. 3 ст. 38 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества».

12 Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2006 г. № 774-р; распоряжение Правительства РФ от 12 ноября 2012 г. № 2083-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2006 г. № 774-р».

го общества (без учета доходов, полученных от переоценки финансовых вложений);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• направление чистой прибыли, не распределенной на финансирование инвестиционных проектов и иные цели, на выплату дивидендов;

• соответствие инвестиционных проектов установленным в акционерном обществе требованиям доходности.

При этом по вопросам распределения чистой прибыли необходимо исходить из принятия решений на основе анализа:

• плановых финансовых показателей акционерного общества, в том числе прибыли, на среднесрочный период (не менее 3 лет);

• экономической эффективности направления чистой прибыли акционерного общества на финансирование инвестиционных проектов и иные цели;

• зависимости доли чистой прибыли, направляемой на выплату дивидендов, от соотношения фактического значения прибыли акционерного общества к ее плановому значению.

Остановимся далее на требованиях Положения «Об управлении находящимися в собственности Российской Федерации долями в обществах с ограниченной ответственностью, созданных в процессе приватизации», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27 января 2012 г. № 34 «Об управлении находящимися в собственности Российской Федерации долями в обществах с ограниченной ответственностью, созданных в процессе приватизации».

Права участника общества с ограниченной ответственностью, доля в уставном капитале которого находится в собственности Российской Федерации (далее — участник), от имени Российской Федерации осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Министерство обороны Российской Федерации, если иное не установлено Правительством РФ, осуществляет от имени Российской Федерации права участника в отношении об-

ществ, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий.

В приказе Минэкономразвития от 25 июня 2012 г. № 347 «Об утверждении примерного устава общества с ограниченной ответственностью, доля в уставном капитале которого находится в собственности РФ» приводится примерный устав указанного общества с ограниченной ответственностью, где рассматриваются распорядительные функции долей. Проведем сравнительный анализ функций долей, указанных в Федеральном законе от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и указанном приказе (табл. 7).

Первым отличием является учредительный документ. В соответствии с п. 3.11 вышеуказанного приказа учредительный документ общества — устав, тогда как ст. 11 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» таким документом указывает решение об учреждении общества.

Результаты анализа показывают, что для обществ с ограниченной ответственностью с государственным участием решения по увеличению уставного капитала за счет имущества, дополнительных вкладов в уставной капитал; изменению устава общества, в том числе размер уставного капитала общества; создания филиалов и открытия представительства принимаются 3/4 голосов, тогда как в Федеральном законе «Об обществах с ограниченной ответственностью» — 2/3 голосов. Это восьмая особенность оценки предприятий с государственным участием.

Резюмируя вышесказанное, можно выделить факторы, влияющие на формирование стоимости и уровень конкурентоспособности унитарных предприятий, открытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, акции, доли в уставных капиталах которых находятся

Таблица 7

Сравнительный анализ распорядительных функций долей в ООО в соответствии с ФЗ «Об ООО» и приказом Минэкономразвития России от 25 июня 2012 г. № 347

Размер доли от голосов всех участников общества Права участника в соответствии с ФЗ «Об ООО» Права участника в соответствии с приказом Минэкономразвития России

Менее 1% голосов (любой участник общества) Требовать проведения аудиторской проверки (за свой счет) (ст. 48); требовать представления информации по документации (п. 4 ст. 50); предлагать добровольную ликвидацию и назначение ликвидационной комиссии (п. 2 ст. 57) Вносить предложения о включении в повестку дня общего собрания участников общества дополнительных вопросов не позднее чем за 15 дней до его проведения (пп. 7.11); предлагать добровольную ликвидацию и назначение ликвидационной комиссии (пп. 12.4)

10% (1/10) голосов Требовать в судебном порядке исключения из общества участника, который грубо нарушает свои обязанности либо своими действиями (бездействием) делает невозможной деятельность общества или существенно ее затрудняет (ст. 10); требовать созыва внеочередного собрания общества (п. 2 ст. 35) Требовать проведения голосования на общем собрании участников общества закрыто (тайно) (пп. 7.6.); требовать созыва внеочередного собрания общества (пп. 7.12)

20% голосов Обязанность доводить до сведения общего собрания участников общества информацию об аффилированности (п. 2 ст. 45)

более 1/4 (25%) голосов Блокировать решения об избрании органов управления общества, образование ревизионной комиссии или избрание ревизора общества и утверждение аудитора общества

Более 1/3 голосов Блокировать решения: • о создании филиалов и представительств; • возложении дополнительных обязанностей на определенного участника общества; • об увеличении уставного капитала за счет имущества и дополнительных вкладов; • исключении из устава общества положений, устанавливающих преимущественное право покупки доли или части доли в уставном капитале общества по заранее определенной уставом цене; • о внесении изменений в устав об изменении срока выкупа доли на общество, отличного от требований ст. 23; • внесении вкладов в имущество общества и внесении изменений в устав, устанавливающих порядок определения размеров вкладов в имущество общества; • об изменении устава общества, в том числе размера уставного капитала общества

Продолжение табл. 7

Размер доли от голосов всех участников общества Права участника в соответствии с ФЗ «Об ООО» Права участника в соответствии с приказом Минэкономразвития России

Более 50% голосов Соглашаться на залог доли или части доли в уставном капитале общества (п. 1 ст. 22); определять основные направления деятельности общества, а также принимать решения об участии в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций, образовывать исполнительные органы общества и досрочно прекращать их полномочия, избирать и досрочно прекращать полномочия ревизионной комиссии (ревизора) общества, утверждать годовые отчеты и годовые бухгалтерские балансы, принимать решения о распределении чистой прибыли общества между участниками общества, утверждать (принимать) документы, регулирующие внутреннюю деятельность общества (внутренние документы общества), принимать решения о размещении обществом облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, назначать ликвидационную комиссию и утверждать ликвидационные балансы (п. 8 ст. 37); одобрять сделки, в которых имеется заинтересованность (п. 3 ст. 45) Определять основные направления деятельности общества, а также принимать решения об участии в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций, утверждать годовые отчеты и годовые бухгалтерские балансы, принимать решения о распределении чистой прибыли общества между участниками общества, утверждать (принимать) документы, регулирующие внутреннюю деятельность общества (внутренние документы общества), принимать решения о размещении обществом облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, назначать ликвидационную комиссию и утверждать ликвидационные балансы, избрание генерального директора и досрочное прекращение его полномочий, установление размеров выплачиваемых ему вознаграждения и компенсаций, а также принятие решения о передаче полномочий генерального директора управляющему, утверждение такого управляющего и условий договора с ним, назначение аудиторской проверки; утверждение аудитора и определение размера оплаты его услуг, утверждение денежной оценки имущества, вносимого для оплаты долей в уставном капитале общества, решение об одобрении обществом сделки, связанной с отчуждением (обременением) недвижимого имущества общества, включая заключение договора аренды на срок более чем один год, решение иных вопросов, отнесенных Федеральным законом к компетенции общего собрания участников общества (пп. 7.3)

2/3 голосов Создавать филиалы и открывать представительства (п. 1 ст. 5); прекращать или ограничивать дополнительные права, если участник общества, которому принадлежат такие дополнительные права, голосовал за принятие такого решения или дал письменное согласие (п. 2 ст. 8); возлагать дополнительные обязанности на определенного участника общества при условии, если участник общества, на которого возлагаются такие дополнительные обязанности, голосовал за принятие этого решения или дал письменное согласие (п. 2 ст. 9); увеличивать уставной капитал за счет имущества (п. 1 ст. 18) и дополнительных вкладов в уставной капитал (п. 1 ст. 19); Возлагать дополнительные обязанности на определенного участника общества при условии, если участник общества, на которого они возлагаются, голосовал за принятие такого решения или дал письменное согласие (пп. 5.1.6)

Продолжение табл. 7

Размер доли от голосов всех участников общества Права участника в соответствии с ФЗ «Об ООО» Права участника в соответствии с приказом Минэкономразвития России

исключать из устава общества положения, устанавливающие преимущественное право покупки доли или части доли в уставном капитале общества по заранее определенной уставом цене (п. 4 ст. 21); вносить изменения в устав об изменении срока выкупа доли на общество, отличного от требований ст. 23 (п. 2 ст. 23,); принимать решения о внесении вкладов в имущество общества (п. 1 ст. 27) и внесении в устав изменений, устанавливающих порядок определения размеров вкладов в имущество общества при согласии участника общества, относительно которого установлены ограничения (п. 2 ст. 27); изменять устав общества, в том числе изменять размер уставного капитала общества (п. 8 ст. 37)

75% (3/4) голосов Избирать органы управления общества, образовывать ревизионную комиссию или избирать ревизора общества и утверждать аудитора общества (п. 4 ст. 11) Увеличивать уставной капитал за счет имущества (пп. 4.4), дополнительных вкладов в уставной капитал (пп. 4.5); изменять устав общества, в том числе размер уставного капитала общества (пп. 7.3); создавать филиалы и открывать представительства (пп. 7.3)

100% голосов Принимать решение о дополнительных правах (п. 2 ст. 8) и обязанностях участника общества (п. 2 ст. 9); прекращать и ограничивать дополнительные права (п. 2 ст. 8,) и обязанности (п. 2 ст. 9); иметь преимущественное право покупки доли или части доли в уставном капитале участниками общества или обществом по заранее определенной уставом цене, в том числе изменять размер такой цены или порядок ее определения (п. 4 ст. 21); вносить изменения в устав о сроке выкупа доли на общество (п. 2 ст. 23); принимать решение о продаже доли или части доли участникам общества, в результате которой изменяются размеры долей его участников, а также продавать долю или часть доли третьим лицам и определять иную цену на продаваемую долю (п. 4 ст. 24); принимать решение о выплате кредиторам действительной стоимости доли остальными участниками общества пропорционально их долям (п. 2 ст. 25); принимать решение о праве участника общества на выход из общества путем отчуждения доли обществу независимо от согласия Принимать решение о внесении дополнительного вклада участником общества (участниками общества) или третьим лицом (третьими лицами) (пп. 4.6.); принимать решение о дополнительных обязанностях участника общества (пп. 5.1.6) и правах (пп. 5.3.7); принимать решение о реорганизации или ликвидации общества (пп. 7.3)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Окончание табл. 7

Размер доли от голосов всех участников общества Права участника в соответствии с ФЗ «Об ООО» Права участника в соответствии с приказом Минэкономразвития России

других его участников или общества (п. 1 ст. 26); принимать решение о внесении в устав изменений о внесении вкладов в имущество общества (п. 1 ст. 27) и внесении в устав изменений, устанавливающих порядок определения размеров вкладов в имущество общества (п. 2 ст. 27); устанавливать порядок распределения прибыли между участниками общества и вносить изменения в устав относительно этого порядка (п. 2 ст. 28); устанавливать порядок определения числа голосов участников общества на общем собрании участников общества и изменять этот порядок в уставе (п. 1 ст. 32); принимать решение о реорганизации или ликвидации общества (п. 8 ст. 37)

в государственной или муниципальной собственности:

• наличие такой задачи оценки, как приватизация;

• наличие отличий при идентификации объекта оценки в зависимости от организационно-правовой формы государственного предприятия и задач оценки;

• контроль со стороны Росимущества при определении величины стоимости государственного имущества;

• наличие обременений приватизируемого государственного или муниципального имущества (ст. 31 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»);

• наличие дополнительных рисков для кредиторов и финансово-хозяйственной деятельности ООО в ближайшие 3 года после приватизации (ст. 37 Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества»);

• наличие специального права («золотая акция») для открытых акционерных обществ (ст. 38 Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества»);

• наличие ограничений по проведению дивидендной политики акционерного общества, акции которого находятся в федеральной собственности;

• наличие отличий в учредительном документе, правах участника при принятии решений в государственном ООО.

Кроме перечисленных особенностей, А. В. Федотов выделяет отличия государственных предприятий от частных, выражающиеся:

• в получении от государства в определенных условиях финансовой поддержки (дополнительные льготы в кредитовании, налогообложении);

• директивном планировании и административном контроле над ценами (наличие государственного заказа, сбыт по государственным твердым ценам);

• необходимости решения социальных проблем и удовлетворения нужд общества;

• отсутствии тесной связи между поведением членов трудового коллектива, менеджмента и конечными результатами использования государственной собственности (издержки принятых решений в конечном счете ложатся на государство);

• возможности реализации собственных интересов государственных предприятий, которые проявляются в отклонении от целевых установок общества13.

Делаем вывод о возможности роста тран-сакционных издержек государственных предприятий.

Заключение.

Результаты стоимостного анализа конкурентоспособности государственных предприятий

Таким образом, можно утверждать, что количество «минусов» деятельности государственных предприятий и предприятий, образовавшихся из государственных, превышает количество «плюсов», что явно негативно влияет на их конкурентоспособность. Существующие законодательные рамки явно ущемляют права собственников предприятий, образовавшихся на базе государственных и самих государственных предприятий, правда, в интересах государства, но это увеличивает риски такого бизнеса и снижает его стоимость.

Список литературы

1. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

2. Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

3. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

4. Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. № 738 «Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении акционерными обществами («золотой акции»).

13 Федотов А. В. Институциональные особенности государственных предприятий: автореф. дис.... канд. экон. наук: 08.00.01 / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, М., 2005.

5. Постановление Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 462 «О федеральном агентстве по управлению государственным имуществом».

6. Постановление Правительства РФ от 27 января 2012 г. № 34 «Об управлении находящимися в собственности Российской Федерации долями в обществах с ограниченной ответственностью, созданных в процессе приватизации».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Приказ Минэкономразвития от 25 июня 2012 г. № 347 «Об утверждении примерного устава общества с ограниченной ответственностью, доля в уставном капитале которого находится в собственности РФ».

8. Приказ ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» (ред. от 10.05.2012).

9. Распоряжение Правительства РФ от 27 ноября 2010 г. № 2102-р «Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основные направления приватизации федерального имущества на 2011 — 2013 годы».

10. Распоряжение Правительства РФ от 1 июля 2013 г. № 1111-р «Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2014— 2016 годы».

11. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2006 г. № 774-р.

12. Распоряжение Правительства РФ от 12 ноября 2012 г. № 2083-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2006 г. № 774-р».

13. Звороно А. Ф. Проблемы трансформации имущественного комплекса государственных унитарных предприятий // Аудит и финансовый анализ. 2008. № 3.

14. Косорукова И. В. Бизнес и имущественный комплекс как объекты гражданских прав и объекты оценки // Аудит и финансовый анализ. 2011. № 5.

15. Косорукова И. В. Влияние управления стоимостью бизнеса на его конкурентоспособность // Современная конкуренция. 2007. № 2 (2).

16. Косорукова И. В. Стоимостно-ориентированный подход к анализу конкурентоспособности бизнеса // Современная конкуренция. 2013. № 2 (38).

17. Ломадзе В. Б. Совершенствование управления государственной собственностью в современной российской экономике: на примере государственных предприятий: автореф. дис.... канд. экон. наук: 08.00.05 / Рос. заоч. ин-т тек-стил. и лег. пром-сти. М., 2005.

18. Российский статистический ежегодник. 2012: стат. сб. / Росстат. М., 2012. URL: http://www.gks. ru/bgd/regl/b12_13/Main.htm.

19. Рубин Ю. Б. Дискуссионные вопросы современной теории конкуренции // Современная конкуренция. 2010. № 3 (21). С. 38-67.

20. Сайт Росимущества: http://www.rosim.ru/.

21. Сатаев С. Б. Развитие региональной системы управления предприятиями государственно-

го сектора экономики: на примере Республики Калмыкия: автореф. дис.... канд. экон. наук: 08.00.05 / Гос. ун-т упр. М., 2005.

22. Смирнова М. Ю. Управление предпринимательской деятельностью федеральных государственных унитарных предприятий: автореф. дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 / С.-Петерб. гос. инженер.-эконом. ун-т. СПб., 2003.

23. Старченко Н. В. Анализ итогов «малой» приватизации 2010-2013 годов. Доклад на конференции «Актуальные проблемы управления государственной собственностью». М., Торгово-промышленная палата, 14 июня 2013 года.

24. Федотов А. В. Институциональные особенности государственных предприятий: автореф. дис.... канд. экон. наук: 08.00.01 / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. М., 2005.

I. Kosorukova, PhD (economics), Assistant Professor, director of the chair of valuation activity, fund market, and taxation in the MUIF «Synergy», Moscow, iKosorukova@mfpa.ru

value of state enterprises and their competitiveness

In the article the author examines the problems of the analysis of competitiveness of business of state enterprises on the basis of the monetary approach to decision-making. The author defines the features and factors affecting the cost and competitiveness of national unitary enterprises and stakes in the authorized capital of economic societies belonging to the state, and to elaborate proposals for the criteria of evaluation of the competitiveness of enterprises with the state share.

Keywords: value, state enterprise (company with the state share), competition.