Научная статья на тему 'Реорганизация унитарных предприятий в форме преобразования'

Реорганизация унитарных предприятий в форме преобразования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2725
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / РЕОРГАНИЗАЦИЯ / РЕШЕНИЕ УЧРЕДИТЕЛЕЙ / ПРЕОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Авдеев В. В.

Рассмотрены принципы и методы реорганизации унитарных предприятий в форме преобразования, предусмотренного ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации, отмечено, что реорганизация может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реорганизация унитарных предприятий в форме преобразования»

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

РЕОРГАНИЗАЦИЯ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ФОРМЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

В. В. АВДЕЕВ,

консультант по налогам и сборам

Правовую основу норм, посвященных реорганизации унитарных предприятий в форме преобразования, составляет определенный пласт нормативно-правовых актов Российской Федерации. Большинство правовых норм, регулирующих эти вопросы, закрепляют следующие документы:

• Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ);

• Федеральный закон от 14.11.2002 N° 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее - Закон № 161-ФЗ);

• Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее - Закон № 178-ФЗ),

• Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В соответствии со ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

В случаях, установленных законами, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

Согласно п. 5 ст. 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами (ст. 59 ГК РФ).

Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Особое внимание при реорганизации унитарного предприятия в форме преобразования следует уделять передаточному акту, ведь в случае неправильного его составления новому юридическому лицу могут быть нанесены существенные убытки. Исходя из анализа требований законодательства, а также из экономического содержания хозяйственной операции, в этот документ целесообразно включить, например, следующее:

• сведения об имуществе и обо всех обязательствах в отношении каждого должника и кредитора, в том числе использование прибыли;

• бухгалтерскую отчетность на последнюю отчетную дату (дату реорганизации);

• исчерпывающий перечень прав и обязанностей: указываются не только те права, которые могут быть реализованы, но и те, срок по которым еще не наступил;

• обязательства, которые оспариваются третьими лицами;

• налоговые расчеты отчетного периода;

• результаты инвентаризации и др. Согласно ст. 2 Закона № 161-ФЗ унитарным

предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на

имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Согласно п. 1 ст. 29 Закона № 161-ФЗ унитарное предприятие может быть реорганизовано по решению собственника его имущества в порядке, предусмотренном ГК РФ, данным законом и иными федеральными законами.

В соответствии с п. 5 ст. 29 Закона № 161-ФЗ при преобразовании казенного предприятия в государственное или муниципальное предприятие собственник имущества казенного предприятия в течение 6 мес. несет субсидиарную ответственность по обязательствам, перешедшим к государственному или муниципальному предприятию (см., например, постановление ФАС ВосточноСибирского округа от 17.06.2008 № А78-4951/07-Ф02-2514/08 по делу № А78-4951/07).

В соответствии со ст. 34 Закона № 161-ФЗ унитарное предприятие может быть преобразовано по решению собственника его имущества в государственное или муниципальное учреждение (см., например, постановление ФАС СевероЗападного округа от 23.03.2009 по делу № А56-3872/2008).

Согласно положениям Федерального закона от 18.07.2011 № 220-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 02.08.2011 федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП) может быть преобразовано в автономную некоммерческую организацию.

Следует отметить, что такая возможность будет рассматриваться в отношении ФГУП, ориентированных на выполнение работ и оказание услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки, права, спорта и т. д. В силу специфики своей деятельности такие предприятия, по сути, являются некоммерческими организациями.

Организационно-правовая форма автономной некоммерческой организации позволит ФГУП, оказывающим социально ориентированные услуги гражданам, наиболее гибко осуществлять свою деятельность, а также сократить государственный сектор в экономике.

Законом предусматривается, что в каждом отдельном случае решение о преобразовании будет приниматься Правительством РФ, которым также будут определяться основные цели деятельности

создаваемой организации, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия учредителя такой организации, а также необходимые мероприятия по преобразованию ФГУП.

Кроме того, Правительством РФ могут быть установлены дополнительные условия преобразования ФГУП в автономные некоммерческие организации.

Преобразование унитарного предприятия в организации иной организационно-правовой формы осуществляется в соответствии с Законом № 178-ФЗ.

В соответствии со ст. 1 Закона № 178-ФЗ под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности РФ (федеральное имущество), субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Согласно п. 1 ст. 13 Закона № 178-ФЗ способами приватизации, в частности, являются преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество (ОАО) или общество с ограниченной ответственностью (ООО).

При этом в соответствии с п. 2 ст. 13 Закона № 178-ФЗ приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия в случае, если определенный в соответствии со ст. 11 данного закона размер уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого в процессе приватизации, равен минимальному размеру уставного капитала ОАО, установленному ст. 26 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее - Закон № 208-ФЗ), или превышает его, осуществляется путем преобразования унитарного предприятия в ОАО.

В случае если один из таких показателей деятельности этого унитарного предприятия, как средняя численность работников или выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость, определенные за предшествующие приватизации 3 календарных года, либо сумма остаточной стоимости его основных средств и нематериальных активов на последнюю отчетную дату, не превышает предельного значения, установленного в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» для субъектов малого предпринимательства, приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия может быть осуществлена также путем его преобразования в ООО.

Если же определенный размер уставного капитала хозяйственного общества, создаваемого в

процессе приватизации, ниже минимального размера уставного капитала открытого акционерного общества, установленного ст. 26 Закона № 208-ФЗ, то приватизация имущественного комплекса унитарного предприятия осуществляется путем преобразования унитарного предприятия в ООО.

Подготовительным этапом приватизации является подготовка прогнозного плана (программы) приватизации федерального (муниципального) имущества. На его основе собственник имущества (публично-правовое образование) как юридическое лицо принимает решение о приватизации. В нем согласно п. 2 ст. 14 Закона № 178-ФЗ указываются:

• состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия;

• перечень объектов (в том числе исключительных прав), не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса унитарного предприятия;

• размер уставного капитала ОАО или ООО, создаваемых посредством преобразования унитарного предприятия;

• количество, категории и номинальная стоимость акций ОАО или номинальная стоимость доли участника ООО - Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

В пункте 3 ст. 14 Закона №178-ФЗ закреплено, что со дня утверждения прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и до дня государственной регистрации созданного хозяйственного общества унитарное предприятие без согласия собственника его имущества не вправе:

• сокращать численность работников указанного унитарного предприятия;

• совершать сделки (несколько взаимосвязанных сделок), цена которых превышает 5 % балансовой стоимости активов указанного унитарного предприятия на дату утверждения его последнего балансового отчета или более чем в 50 000 раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда, а также сделки, связанные с возможностью отчуждения прямо или косвенно имущества, стоимость которого превышает 5 % балансовой стоимости активов указанного унитарного предприятия на дату утверждения его последнего балансового отчета или более чем в 50 000 раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда;

• получать кредиты;

• осуществлять выпуск ценных бумаг;

• выступать учредителем хозяйственных товариществ или обществ, а также приобретать и отчуждать акции (доли) в уставном (складочном) капитале хозяйственных товариществ или обществ.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества (п. 4 ст. 14 Закона № 178-ФЗ).

Унитарное предприятие считается реорганизованным (за исключением случаев реорганизации в форме присоединения) с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (п. 6 ст. 29 Закона № 161-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 37 Закона № 178-ФЗ хозяйственное общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится правопреемником этого унитарного предприятия в соответствии с передаточным актом, а также со всеми изменениями состава и стоимости имущественного комплекса унитарного предприятия, произошедшими после принятия решения об условиях приватизации имущественного комплекса этого унитарного предприятия.

В уставах, созданных путем преобразования унитарного предприятия (ОАО, ООО) должны быть учтены требования Закона № 208-ФЗ, Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и определенные Законом № 178-ФЗ особенности.

Уставами созданных ОАО, ООО определяются в обязательном порядке цели и предмет деятельности этих обществ. Размеры уставных капиталов созданных путем преобразования унитарного предприятия открытого акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью, определяются в порядке, установленном ст. 11 Закона № 178-ФЗ.

Согласно п. 5 ст. 37 Закона № 178-ФЗ до первого общего собрания акционеров ОАО или общего собрания участников ООО руководитель государственного или муниципального унитарного предприятия, преобразованного в ОАО или ООО, назначается директором (генеральным директором) ОАО или ООО.

При этом одновременно с утверждением устава ОАО, устава ООО определяется количественный состав совета директоров (наблюдательного совета), и назначаются члены совета директоров

(наблюдательного совета) и его председатель. Также образуется ревизионная комиссия, или назначается ревизор общества на период до первого общего собрания акционеров ОАО, общего собрания участников ООО, если образование совета директоров (наблюдательного совета) и (или) ревизионной комиссии или назначение ревизора предусмотрены уставом ООО.

Уставом ООО, 100 % уставного капитала которого принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, не может быть предусмотрено преимущественное право общества на приобретение доли, продаваемой его участником.

Список литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон: от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 06.04.2011).

2. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ.

3. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях: Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ.

4. О приватизации государственного и муниципального имущества: Федеральный закон от 21.12.2001 № 178-ФЗ.

5. Об обществах с ограниченной ответственностью: Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.