Наука г>
_и статье обосновывается необходимость формирования новой технологии управления государственной собственностью, совершенствования системы контроля за государственными унитарными предприятиями и акционерными обществами, в уставных капиталах которых есть доля государства. Показана важность ежеквартального мониторинга их деятельности на основе современных методов финансового анализа и оценки бизнеса. Это позволит отслеживать в оперативном режиме текущее состояние компании, эффективность принимаемых управленческих решений, своевременно выявлять наиболее перспективные направления развития бизнеса.
государственное имущество, комплексная система индикаторов, мониторинг деятельности государственных унитарных предприятий и акционерных обществ, имеющих долю государства, технология управления государственной собственностью
Развитие
технологии
управления
предприятиями и хозяйственными обществами государственного сектора
Е.В. ГАВРИЛИН
Доктор экон. наук, заслуженный экономист Российской Федерации, замруководителя Росимущества. Автор более 60 научных работ, в том числе четырех монографий по проблемам управления госуд арственным имуществом.
E-mail:
Gavrilin_E_V_Sl @rosim. ru
В процессе реформирования российской экономики управляемость основным звеном -производством была в значительной степени снижена. Главными причинами, повлиявшими на этот процесс, являлись:
• отсутствие государственной стратегии и новой технологии управления государственной собственностью;
• отсутствие системы действенного контроля и финансово-экономического мониторинга со стороны органов исполнительной власти за управлением имуществом, а также за работой акционерных обществ с участием государства, которые обеспечивали бы более полное и достоверное представление о текущих показателях финансово-экономической деятельности и пер-
2012 ■№ 1 (70)
спективных планах развития государственных предприятий и акционерных обществ с учетом интересов государства.
Во многом произошедшее объясняется несовершенством системы информационного обеспечения процесса управления государственной собственностью и учета федерального имущества. «Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 09.09.1999 № 1024 [1], стала программным документом нового этапа управления государственной собственностью и ее приватизации. В указанном документе были сформулированы основные цели, задачи и принципы государственной политики в сфере управления собственностью. Среди провозглашенных в документе целей следует особо выделить увеличение доходов федерального бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью, вовлечение максимального количества объектов в процесс совершенствования управления, повышение конкурентоспособности коммерческих организаций, улучшение финансово-экономических показателей их деятельности. Для реализации поставленных целей необходимо было решить следующие задачи:
• проведение полной инвентаризации объектов государственной собственности;
• разработку и реализацию системы учета и оформления прав владения;
• повышение эффективности управления государственным имуществом с использованием всех современных методов и финансовых инструментов; определение цели государственного управления каждым объектом;
• переход к пообъектному управлению, то есть по каждому объекту государственной собственности;
• обеспечение контроля за использованием и сохранностью государственного имущества.
В качестве основных принципов управления унитарными предприятиями и учреждениями, находящимися в федеральной собственности, акциями и долями в уставных капиталах хозяйственных обществ и товариществ были названы:
• оценка текущего состояния;
• постановка целей и задач управления;
• предлагаемый механизм управления, то есть алгоритм достижения целей и решения поставленных задач;
• контроль эффективности управления.
Вместе с тем если поставленные в концепции
цели, задачи и принципы управления представляются правильными и сомнений не вызывают, то способ достижения целей не является обосно-
ванным как с практической, так и с научной точки зрения. Оперативная обработка необходимой для принятия управленческих решений информации о состоянии объектов управления признается невозможной. В настоящее время государство не может и не должно определять детальные планы конкретных мероприятий в отношении объекта управления, что не является, на наш взгляд, обоснованным как с практической, так и с научной точки зрения. Правильно определив цели и задачи, государство устранилось от конкретных методов контроля за управлением государственной собственностью, возлагая определение способов достижения стратегических целей на отобранных на конкурсной основе управляющих. Итак, утвержденная концепция управления государственной собственностью отражает подход, основанный на недооценке возможностей создания действенной и эффективной системы государственного контроля за принятием управленческих решений в акционерных обществах с участием государства.
В январе 2000 года было принято постановление Правительства Российской Федерации №23 «О реестре показателей экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности» [2]. Оно предусматривало организацию ведения федеральной информационной системы - реестра утверждаемых и фактически достигнутых показателей экономической эффективности деятельности унитарных предприятий и акционерных обществ. Совместным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерства имущественных отношений РФ и Министерства по налогам и сборам РФ от 18.09.2001 №320/208/БГ-3-21/355-а [4] был утвержден перечень утверждаемых и фактически достигнутых показателей, в который вошли выручка от продажи, чистая прибыль, дивиденды или часть чистой прибыли, подлежащие уплате в федеральный бюджет, и чистые активы.
В основу системного подхода к оценке деятельности государственных унитарных предприятий и акционерных обществ, имеющих в уставных капиталах долю государства, должны быть положены современные методы финансового анализа. Вместе с тем указанные акты не учитывают того, что без такого подхода невозможно оценить эффективность деятельности предприятий по отдельным показателям. Отсутствие анализа ежегодных показателей не позволяет установить величину утверждаемых индикативных показателей на будущий период времени.
_гффективное Антикризисное травление
С нашей точки зрения, необходимо создание современной технологии государственного управления, позволяющей осуществлять ежеквартальный мониторинг деятельности акционерных обществ в течение всего периода их функционирования. Для мониторинга следует использовать систему показателей эффективности, позволяющих оценить текущее состояние бизнеса компании и эффективность принимаемых управленческих решений, а также выявить наиболее эффективные направления развития производства.
Внедрение системы мониторинга потребует обработки большого массива информации, в связи с чем в технологии необходимо предусмотреть использование, прежде всего, структурированных информационных источников, а также экономию-математических моделей. Указанная технология должна стать действенным инструментом государственных органов по управлению акционерным капиталом.
Исследование западных ученых, посвященное оценке значимости целей компании ее менеджерами, показало, что созидание выступает превалирующей составляющей философии современного зарубежного бизнеса, а не «дележ» и перераспределение экономических ресурсов. Таким образом, важной функцией государственного управления в рыночных условиях хозяйствования должен стать процесс формирования бизнес-среды, основанный на философии созидания и развития.
Поскольку целью любого акционерного общества как коммерческой организации является получение максимального дохода, государственный акционерный капитал должен быть рентабельным, причем в рыночной экономике важно, чтобы компании ориентировались на получение прибыли в долгосрочном, а не краткосрочном периоде. Поэтому в процессе управления хозяйственной деятельностью следует исходить из длительной перспективы развития, в том числе учитывать не только коммерческие интересы бизнеса, но и ориентироваться на решение социально-экономических и политических задач государства. В процессе управления необходимо принимать в расчет задачи, связанные с выполнением государственных заказов, решением демографических проблем в регионе, формированием региональных бюджетов.
Хозяйственная система управления, соответствующая современным рыночным условиям, должна базироваться на годовых и перспективных бизнес-планах, в то же время оставляя менеджерам предприятий достаточно свободы экономического маневра. Государственный орган по управлению имуществом обязан создать
механизм оценки предлагаемых в бизнес-пла-нах направлений развития производства, а также установить контроль за экономическими результатами текущей деятельности, в зависимости от достигнутых результатов будут приниматься решения о продлении дальнейших контрактов, связанных с управлением объектом государственной собственности. Соответственно, возникает теоретическая и методическая проблема разработки механизма и критериев выбора проектов развития производственной деятельности, формирования системы оценки эффективности управления.
Понятие управления находящимися в государственной собственности унитарными предприятиями и акциями акционерных обществ имеет узкую и расширенную трактовки. В узком смысле под управлением понимают процесс организации представления интересов государства в органах управления акционерных обществ и назначение руководителей унитарных предприятий. В широком смысле управление трактуют как комплексный процесс учета государственной собственности и контроля за ее использованием, организацию хозяйственной деятельности, мониторинг финансово-экономического состояния и оценку стоимости бизнеса, анализ бизнес-пла-нов и выбор направлений развития производства, реструктурирование и организацию процесса приватизации. Все элементы управления должны быть согласованы между собой в рамках единой технологии.
Современная система управления предприятиями, находящимися в государственной собственности, должна строиться на следующих подходах:
• завершение инвентаризации государственной собственности и внесение сведений о федеральном имуществе в реестр федерального имущества, формируемый в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ №447 [3];
• создание технологии, позволяющей обеспечить информационные потоки, характеризующие каждый объект государственной собственности, в том числе содержащие сведения о текущем финансово-экономическом состоянии, изменениях в составе акционеров акционерных обществ с участием государства, ведении реестра акционеров, обо всех операциях с недвижимым имуществом и изменениях государственной доли, об участии в капитале других компаний и т. п.;
• организация мониторинга финансово-экономических результатов деятельности государственных предприятий и акционерных обществ, имеющих долю государства, в специальном шсу-
дарственном органе по управлению имуществом на основе обработки полученных информационных потоков;
• организация хозяйственной деятельности акционерных обществ и предприятий с государственным участием на основе годовых и перспективных бизнес-планов;
• формирование и применение критерия выбора наиболее экономически эффективных направлений развития производства, определенных в бизнес-планах;
• внедрение в практику критерия эффективности принимаемых менеджерами компаний управленческих решений, о результативности которых можно судить на основе анализа финансово-экономического состояния хозяйствующего субъекта.
Главными целями управления акционерным капиталом, находящимся в собственности государства, являются обеспечение эффективного ведения хозяйственной деятельности, максимизация финансовых результатов и прибыльности производства.
Основой эффективной реализации государственной функции по управлению акционерным капиталом должен стать мониторинг финансовохозяйственной деятельности, в том числе анализа активов и пассивов в бухгалтерском балансе и анализа итогов финансово-экономической деятельности по отчету о прибылях и убытках. Анализ активов и пассивов предполагает постоянное отслеживание в текущем режиме ликвидности баланса, оборачиваемости оборотных средств, потоков денежных средств, источников финансирования хозяйственной деятельности, показателей рентабельности и т. д. В процессе анализа необходимо рассмотреть состав, структуру, в том числе динамику, каждого показателя. Полученные результаты полагается сравнивать с нормативными значениями и на основе отклонений делать выводы о структуре баланса и о корректировке стратегии и тактики хозяйствования.
В процессе рассмотрения активов следует проанализировать состав и структуру основного капитала, в том числе материальные и нематериальные активы, оборотные активы, запасы, денежные средства, средства в расчетах (дебиторскую задолженность), а также безнадежную дебиторскую задолженность, поскольку своевременная смена дебиторов может предотвратить дальнейшие финансовые потери. В процессе анализа активов особое внимание необходимо уделить долгосрочным финансовым вложениям, так как вложения средств должны быть надлежащим образом обоснованы и оценены с точки зрения экономической эффективности.
2012
Важной составляющей мониторинга финан-сово-хозяйственной деятельности является анализ состава и структуры пассивов - собственного ' капитала и обязательств как источников финансирования экономической деятельности, в том числе дальнейшего простого или расширенного развития бизнеса. Поскольку собственный капитал используется для финансирования как основных, так и оборотных средств, краткосрочные обязательства направляются на финансирование оборотных активов, долгосрочные обязательства -основных средств.
На следующем этапе мониторинга финансово-экономической деятельности необходимо проанализировать ликвидность баланса, которая характеризует способность предприятия в полном объеме и в надлежащие сроки погашать текущие долги. Для этого оборотные средства предприятия должны иметь необходимый объем и структуру, чтобы с наступлением срока платежа из оборота можно было высвободить необходимую сумму средств без ущерба для текущей деятельности предприятия.
Особое внимание необходимо уделить показателю вероятности банкротства акционерного общества или унитарного предприятия {Ъ-счету или модели Альтмана), который отражает взаимосвязь важнейших показателей деятельности предприятия (дохода от основной деятельности, нераспределенной прибыли, оборотного капитала, рыночной стоимости обычных и привилегированных акций, объема продаж), взятых с определенными весовыми коэффициентами. Кроме того, следует рассмотреть потоки денежных средств, чтобы выяснить, формируется ли чистый приток от текущей деятельности и достаточно ли этих денежных средств для осуществления долгосрочных инвестиций в основные средства и покрытие ссуд, процентов банкам, уплату налогов, выплату дивидендов ИТ. д.
Важной составной частью финансово-экономического анализа является определение источников финансирования хозяйственной деятельности. Главная проблема выбора источников финансирования состоит в оптимизации соотношения собственного капитала и заемных, привлекаемых средств.
Особое место при мониторинге финансовохозяйственной деятельности следует отвести показателям рентабельности. Обычно их подразделяют на две группы: показатели, которые отражают эффективность текущей деятельности, и показатели, свидетельствующие об эффективности не только текущей деятельности, но и использования всех активов.
Важное место в мониторинге финансово-экономической деятельности принадлежит анализу темпов роста отдельных групп финансовых результатов и сопоставлению их между собой, а также с базовой моделью, которая отражает объективные закономерности развития деятельности. Это дает возможность не только оценить динамику финансовых результатов, но и выявить влияние основных групп факторов на их формирование.
Для проведения вышеперечисленной работы необходимо собрать и обработать огромный массив информации. Главная проблема состоит в организации потоков достоверной информации о финансово-хозяйственной деятельности в государственный орган по управлению имуществом. Для этого необходимо структурировать как потоки информации, так и источники ее получения, создать систему контроля ее полноты и достоверности.
Собираемую и направляемую на хранение и обработку информацию об унитарных предприятиях и акционерных обществах условно можно разделить на постоянную, условнопостоянную и переменную:
• Постоянная информация не меняется с течением времени или меняется крайне редко. Она включает в себя сведения о местонахождении акционерного общества, сведения из плана приватизации, данные о регистрации ценных бумаг и т. п.
• Условнопостоянная информация меняется редко, но значительно чаще, нежели постоянная. К ней относятся сведения о генеральном директоре, регистраторе ценных бумаг и т. п.
• Переменная информация меняется один или несколько раз за год, и ее обновление необходимо практически ежеквартально. Это сведения о результатах финансово-хозяйственной деятельности, продажах акций и т. п.
Соответственно, переменную информацию необходимо собирать с периодичностью один раз в квартал, условнопостоянную и постоянную -по мере изменения и обновлять в массовом порядке один-два раза в год. Состав запрашиваемой информации зависит от количества акций, находящихся в федеральной собственности, и степени участия государства в управлении, а также от видов деятельности акционерных обществ или унитарных предприятий.
Источники информации можно условно разделить на внутренние и внешние. Внутренние источники - это информация и базы данных государственного органа по управлению имуществом, накопленные им в период осуществления функций по управлению имуществом. Данная
информация может включать в себя общие сведения об унитарных предприятиях и акционерных обществах, владельцем акций которых является государство, сведения о движении акций, находящихся в государственной собственности, сведения о регистрации ценных бумаг, о регистраторах и т. п. К внешним источникам информации относятся акционерные общества (эмитенты), федеральные органы исполнительной власти, другие сторонние организации, а также внешние информационные базы данных.
Основной объем информации должен поступать от эмитентов, однако во многих случаях эта информация бывает неполной. Для получения недостающей информации, контроля и выверки уже поступившей информации, а также для ее более оперативного получения следует проработать вопросы взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и другими организациями, в функции которых входит сбор информации:
• для получения документов бухгалтерской отчетности акционерных обществ - с Федеральной службой государственной статистики (Госкомстат России);
• для получения документов бухгалтерской отчетности кредитных организаций - с Центробанком России;
• для получения документов бухгалтерской отчетности обществ и информации из Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра налогоплательщиков - с Федеральной налоговой службой;
• для получения сведений о земельном участке и недвижимом имуществе акционерных обществ и государственных унитарных предприятий - с Федеральным агентством по земельному кадастру и недвижимости и ФГУП «Ростехин-вентаризация».
Важными источниками информации должны служить базы данных различных информационных агентств, сведения, находящиеся на сайте Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР России), и система комплексного раскрытия информации. Всю поступающую информацию обязательно подвергают обработке, систематизации и анализу. Необходимо организовать хранение информации в документарной форме, на магнитных или электронных носителях.
Государственное управление должно основываться на следующих принципах:
• Система управления крупными государственными унитарными предприятиями должна соответствовать принципам корпоративного управления, они должны быть преобразованы
2012 ■№ 1 (70)
в акционерные общества, акции которых находятся в государственной собственности.
• Необходимо определить размеры пакетов акций, которые целесообразно сохранить в государственной собственности. Они должны составлять 100%, 75% или 50% плюс одна акция, что позволит обеспечить разные степени контроля, а при приватизации вызовет интерес у инвесторов. Таким образом, появится возможность создать акционерные общества с контрольным пакетом у государства и участием частных владельцев, которым государственная собственность может передаваться в доверительное управление. В случае, если частный капитал обеспечит эффективную систему функционирования компании и создаст интегрированную в рыночные отношения структуру, государство сможет уменьшать степень контроля в уставном капитале вплоть до полной приватизации по результатам доверительного управления. Как правило, меньшие, чем блокирующий, пакеты акций нецелесообразно сохранять в собственности государства. В отдельных случаях допустимо вводить специальное право («золотую акцию») с целью предотвратить возможные случаи нежелательной ликвидации или недружественного поглощения или слияния.
• На уровне государственных курирующих органов следует выработать методы ежеквартального мониторинга хода выполнения бизнес-планов и эффективности ведения финансовохозяйственной деятельности с использованием критерия оценки эффективности управления.
• Финансово-хозяйственную деятельность полагается вести на основе годовых бизнес-пла-нов, являющихся детализацией среднесрочных и долгосрочных перспективных планов. Их целесообразно принимать на советах директоров, согласовывать в отраслевых министерствах и ведомствах, утверждать в Росимуществе, а по особо крупным и стратегически значимым акционерным обществам - в Минэкономразвития России и Правительстве Российской Федерации. Бизнес-планы предприятий должны включать в себя планы краткосрочного и долгосрочного реструктурирования предприятия, а также варианты развития производства, направленные на создание успешно функционирующих рыночных структур.
Необходимо предусмотреть меры, направленные на повышение конкурентоспособности предприятия и улучшение текущего состояния по всем направлениям деятельности, к которым относятся:
• производство: повышение производительности труда, эффективности и качества про-
дукции, включая изменение производственных методов и технологических схем использования оборудования, улучшение производственного планирования, внедрение новой техники, снижение объемов товарно-материальных запасов;
• снабжение: снижение расходов на факторы производства, улучшение качества закупок и поставок, диверсификация поставщиков;
• маркетинг и сбыт: пересмотр маркетинговой стратегии, увеличение сбыта, доли рынка, изменение ассортимента продукции и цен, рост числа клиентов, запуск новой продукции и улучшение дизайна, реорганизация распределительных каналов, улучшение сервиса и обслуживания клиентов;
• персонал: снижение занятости, повышение квалификации, изменение системы вознаграждения и стимулирования менеджмента, повышение трудовой дисциплины;
• финансы: улучшение финансовых показателей, повышение эффективности управления финансами, включающее внедрение отчетности по денежным потокам и планирования, составление бюджета капитальных вложений, снижение процентов по кредитам, реструктурирование выплат, снижение дивидендов и требуемой нормы прибыли и т. п.;
• корпоративное управление: изменение
структуры управления акционерным обществом, слияние, поглощение и приобретение предприятия и активов, подготовка направляемых в Росимущество предложений о включении пакетов акций в ежегодные прогнозные планы (программы) приватизации с целью изменить структуру собственности и владение контрольным пакетом.
Главной целью описанной работы должно стать создание успешно функционирующих рыночных бизнес-структур. В дальнейшем приватизация не должна носить ни массовый, ни компанейский характер. Необходима кропотливая работа по предпродажной подготовке с привлечением финансовых консультантов к поиску инвесторов, имеющих перспективные планы дальнейшего корпоративного развития.
• Первым шагом на пути восстановления реального государственного управления на предприятиях, где есть доля государства, должно стать внедрение текущего мониторинга финансо-во-хозяйственной деятельности и оценки эффективности действий менеджеров компании по ее управлению.
Эффективность управленческих решений, относящихся к организации производства, использованию основных факторов производства, обеспечению финансирования текущей деятельности и т.п., может быть определена частными
_гффективное Антикризисное травление
экономическими и финансовыми показателями эффективности на основе данных ежеквартального мониторинга финансово-экономической деятельности. Вместе с тем до настоящего времени не определен обобщающий показатель эффективности управления, хотя эффект управления является нематериальным активом предприятия и должен иметь свою стоимостную оценку.
Главными задачами текущего мониторинга финансово-хозяйственной деятельности должны стать:
• противодействие «ползучей» приватизации через вывод ликвидных активов;
• своевременное противодействие возможному фиктивному банкротству;
• анализ деловой активности менеджмента предприятия и качества управления предприятием;
• анализ правильности определения налогооблагаемой базы и уплаты налогов;
• анализ эффективности финансово-хозяй-ственной деятельности;
• анализ инвестиционной привлекательности предприятия.
Мониторинг финансово-экономической деятельности и оценка стоимости бизнеса предназначены для регулярного определения финансово-экономического состояния компаний, оценки уровня и качества управленческих решений, принимаемых менеджерами, выработки рекомендаций представителям государства в органах управления о необходимости изменения организации финансово-хозяйственной деятельности, а в случае необходимости - замены руководства акционерных обществ.
В технологии мониторинга финансово-экономической деятельности и оценки стоимости бизнеса акционерных обществ следует предусмотреть использование взаимосвязанных экономию-математических моделей, соответствующих методам финансового анализа, реализуемых в автоматизированном режиме, с использованием стандартных программных продуктов.
Это позволяет осуществлять:
• оценку и непрерывный (ежеквартальный) мониторинг финансово-экономической деятельности акционерных обществ;
• оценку стоимости бизнеса акционерных обществ с использованием современных методов и подходов, принятых в международной практике.
Автоматизированная технология мониторинга финансово-экономической деятельности и оценки стоимости бизнеса может быть использована как в государственных структурах, выполняющих функции по управлению государствен-
ным сектором, так и в холдинговых компаниях, имеющих большое количество дочерних акционерных обществ.
Важное место в системе управления государственной собственностью занимает проблема экономической оценки эффективности управления. В соответствии с правилами оценки, если все расчеты произведены корректно, величины стоимости бизнеса, полученные в соответствии с доходным подходом (методом дисконтированного денежного потока) и затратным подходом (методом чистых активов), должны быть равны. В этом случае можно говорить о нормальном уровне управления, который позволяет обеспечивать доход, соответствующий рыночной стоимости чистых активов. Превышение рыночной стоимости чистых активов над дисконтированным денежным потоком свидетельствует о том, что управление не обеспечивает соответствующего уровня доходности на овеществленный в чистых активах капитал, поэтому может быть оценено как не соответствующее нормальному уровню.
Если стоимость, полученная методом дисконтированного денежного потока, превышает стоимость чистых активов, это свидетельствует о наличии не учтенного в балансовом отчете нематериального актива. С нашей точки зрения, этот нематериальный актив характеризует репутацию и доверие к фирме (гудвил), а также эффект управления, который обеспечивает за счет денежного потока стоимость предприятия выше, нежели рыночная стоимость активов. Вместе с тем репутация и доверие к фирме также являются нематериальными эффектами управления. Поэтому полагаем обоснованным считать разность между стоимостью предприятия, определенную методом дисконтированного денежного потока, и затратным методом чистых активов, стоимостной оценкой абсолютного экономического эффекта управления. Эффект управления, рассчитанный на основании дисконтированного денежного потока путем экстраполяции ретроспективных значений показателей, предлагается считать текущим или достигнутым абсолютным эффектом, а эффект управления, рассчитанный на основании дисконтированного денежного потока и показателей перспективного бизнес-пла-на, - перспективным абсолютным эффектом.
По нашему мнению, относительный показатель эффективности управления может быть определен двумя способами. В первом случае абсолютный эффект должен соотноситься с затратами на управление, включая затраты на оплату труда управленческого персонала в себестоимости продукции, управленческие и коммерческие расходы в валовой прибыли и дополнительную
2012 ■№ 1 (70)
оплату из чистой прибыли или затраты на оплату управляющей компании. В этом случае текущая или достигнутая эффективность управления будет представлять собой соотношение достигнутого абсолютного эффекта к затратам на управление, тогда как перспективная эффективность -соотношение перспективного абсолютного эффекта к затратам на управление.
Во втором случае абсолютный эффект должен соотноситься с рыночной стоимостью, определенной методом чистых активов, и показывать долю дополнительной стоимости, полученной за счет эффективного управления, в рыночной стоимости чистых активов. Текущая (пер-
спективная) эффективность управления будет представлять собой соотношение достигнутого (перспективного) абсолютного эффекта к нормализованным чистым активам.
На современном этапе развития экономики актуальной задачей является повышение эффективности управления государственной собственностью. Необходимо совершенствовать формы учета объектов государственной собственности, методы регулирования и контроля за их управлением, информационную базу, необходимую для оперативного контроля и текущего мониторинга за состоянием каждого предприятия, где государство выступает в качестве собственника.
_гффективное Антикризисное травление
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 09.09.1999 № 1024 «О концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 27.09.1999. №39. Ст. 4626.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.01.2000 №23 «О реестре показателей экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности» // Собрание законодательства РФ. 17.01.2001. №3. Ст. 274.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г №447 «О совершенствовании учета федерального имущества» (в ред. постановлений Правительства от 22.04.2009 №352, от 12.08.2010 №614).
4. Совместный приказ Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства имущественных отношений РФ, Министерства РФ по налогам и сборам от 18.09.01 №320/208/БГ-321/355-а «Об утверждении порядка определения и перечня показателей экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности» // Новости Минюста России. 2001. 31 окт.