Научная статья на тему 'Использование методов финансового анализа при мониторинге деятельности хозяйствующих субъектов государственного сектора'

Использование методов финансового анализа при мониторинге деятельности хозяйствующих субъектов государственного сектора Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
760
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / МОНИТОРИНГ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ / УСТОЙЧИВОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ / PERFORMANCE INDICES / FINANCIAL AND ECONOMIC ACTIVITY MONITORING / STATE PROPERTY MANAGEMENT / BUSINESS STABILITY / ASSET MANAGEMENT TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гаврилин Евгений Васильевич

В статье анализируются утвержденные нормативными документами показатели мониторинга финансово-хозяйственной деятельности унитарных предприятий и акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности. Реализация государственной функции управления и контроля эффективности работы требует системного подхода к проведению ежеквартального мониторинга финансово-хозяйственной деятельности, который должен включать более полный и системный анализ итогов финансово-экономической деятельности и эффективности использования государственного имущества. В статье сделаны предложения по проведению более эффективного мониторинга деятельности хозяйственных обществ и предприятий с государственным участием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING THE FINANCIAL ANALYSIS METHODS FOR THE BUSINESS MONITORING OF ECONOMIC ENTITIES IN THE PUBLIC SECTOR

The paper analyzes the indices of the financial and economic activity monitoring of unitary enterprises and joint-stock companies with federally owned shares approved by normative documents. The implementation of the state management and performance monitoring functions requires a system approach to quarterly monitorings of financial and economic activities including a more comprehensive and system-based analysis of the results of the above activities and the efficient use of the state assets. Proposals to ensure more effective monitoring of business corporations and government-sponsored enterprises are made.

Текст научной работы на тему «Использование методов финансового анализа при мониторинге деятельности хозяйствующих субъектов государственного сектора»

УДК 336.5

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА ПРИ МОНИТОРИНГЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА

ГАВРИЛИН ЕВГЕНИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ, д-р экон. наук, заместитель руководителя Росимущества E-mail: [email protected]

В статье анализируются утвержденные нормативными документами показатели мониторинга финансово-хозяйственной деятельности унитарных предприятий и акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности. Реализация государственной функции управления и контроля эффективности работы требует системного подхода к проведению ежеквартального мониторинга финансово-хозяйственной деятельности, который должен включать более полный и системный анализ итогов финансово-экономической деятельности и эффективности использования государственного имущества. В статье сделаны предложения по проведению более эффективного мониторинга деятельности хозяйственных обществ и предприятий с государственным участием. Ключевые слова: показатели эффективности; мониторинг финансово-хозяйственной деятельности; управление государственным имуществом; устойчивость деятельности; технология управления имуществом.

Using the Financial Analysis Methods for the Business Monitoring of Economic Entities in the Public Sector

EVGENY V. GAVRILIN, ScD (Economics), Deputy Head of the Federal Property Management Agency

The paper analyzes the indices of the financial and economic activity monitoring of unitary enterprises and joint-stock companies with federally owned shares approved by normative documents. The implementation of the state management and performance monitoring functions requires a system approach to quarterly monitorings of financial and economic activities including a more comprehensive and system-based analysis of the results of the above activities and the efficient use of the state assets. Proposals to ensure more effective monitoring of business corporations and government-sponsored enterprises are made.

Keywords: performance indices; financial and economic activity monitoring; state property management; business stability; asset management technology.

Развитие технологии государственного управления имуществом

В процессе реформирования российской экономики в значительной степени было потеряно системное управление хозяйственной деятельностью государственного сектора экономики. Основной причиной этого стало отсутствие стратегии и новой технологии управления государственной собственностью, а также системы действенного контроля и финансово-эко-

номического мониторинга со стороны органов исполнительной власти за управлением имуществом, работой хозяйствующих субъектов, позволяющего обеспечивать по всем объектам полное и достоверное представление о текущих показателях финансово-экономической деятельности и перспективных планах развития.

Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, утвержденная постановлением Правительства РФ от 09.09.1999 № 1024, стала программным

документом нового этапа управления государственным имуществом и ее приватизации. В указанном документе были сформулированы основные цели, задачи и принципы государственной политики в сфере управления собственностью.

Вместе с тем оперативная обработка необходимой для принятия управленческих решений информации о состоянии объектов управления признавалась невозможной, на основании чего делался вывод о том, что государство не может и не должно определять детальные планы и предусматривать конкретные мероприятия в отношении объектов управления. Подобный подход, с нашей точки зрения, не является достаточно обоснованными, поскольку основывается на недооценке возможности создания действенной и эффективной системы государственного мониторинга эффективности хозяйственной деятельности объектов государственного сектора.

Представляется необходимым создание технологии государственного управления, позволяющей осуществлять мониторинг хозяйственной деятельности объектов государственного сектора, который должен базироваться на современных методах финансового анализа и оценки бизнеса с использованием показателей эффективности, позволяющих оценивать текущее состояние бизнеса компании, эффективность принимаемых управленческих решений и направлений развития производства. Опыт рыночных преобразований в бывших социалистических странах свидетельствует об активной роли государства в реструктурировании государственных предприятий, их адаптации к рыночным условиям и дальнейшей приватизации.

Соответствующая рыночным условиям хозяйствования технология управления государственным сектором экономики должна базироваться на годовых и перспективных бизнес-планах, мониторинге со стороны государства финансово-экономической деятельности, но в то же время оставлять менеджерам предприятий и организаций достаточно свободы для экономического маневра. Внедрение системы мониторинга потребует обработки большого массива информации, для чего потребуются структуризация информационных потоков, упорядочение их источников, широкое

использование методов экономико-математического моделирования.

Важными элементами системы управления являются экономическая оценка направлений развития производства с использованием методов оценки предлагаемых проектов, а также контроль экономических результатов ежегодной деятельности с использованием критериев оценки эффективности управления, в зависимости от которых должны приниматься решения о продлении дальнейших контрактов с менеджерами на управление государственной собственностью.

В целом построение системы управления государственным имуществом, отвечающей требованиям современного экономического развития, должно базироваться на следующих подходах:

• поддержание в актуальном состоянии учета государственного имущества с использованием современных методов и средств;

• создание технологии, позволяющей обеспечивать информационные потоки, характеризующие каждый объект государственной собственности, в том числе содержащие сведения о текущем финансово-экономическом состоянии, изменениях в составе акционеров акционерных обществ с участием государства, месте ведения реестра акционеров, операциях с недвижимым имуществом, изменении государственной доли, участии в капитале других компаний и т.п.;

• организация хозяйственной деятельности хозяйственных обществ и предприятий с государственным участием на основе годовых и перспективных бизнес-планов;

• применение методов имитационного экономико-математического моделирования и критериев экономической эффективности при выборе направлений развития производства на долгосрочную перспективу, управления хозяйственной деятельностью и работы менеджмента;

• организация мониторинга финансово-экономических результатов деятельности государственных предприятий и хозяйственных обществ на основе обработки полученных информационных потоков.

Установление финансовых показателей деятельности предприятий

Главной целью управления государственным имуществом является обеспечение его сохранности, эффективного ведения хозяйственной деятельности, максимизации финансовых результатов и прибыльности производства. Поэтому центральное место в государственном управлении занимает мониторинг хозяйственной деятельности.

В этих целях постановлением Правительства РФ от 11.01.2000 № 23 предусмотрена организация федеральной информационной системы — реестра утверждаемых и фактически достигнутых показателей экономической эффективности деятельности унитарных предприятий и акционерных обществ.

Совместным приказом Минэкономразвития России, Минимущества России и ФНС России от 18.09.2001 № 320/208/ БГ-3-21/355-а утвержден Перечень показателей, в который вошли выручка от продажи, чистая прибыль, дивиденды или часть чистой прибыли, подлежащие уплате в федеральный бюджет, и чистые активы.

Приказом Росимущества от 30.12.2014 № 530 «Об утверждении Методических рекомендаций по ежеквартальному мониторингу деятельности управляющих компаний, которым переданы функции единоличных исполнительных органов акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности и которые не включены в специальный перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 23.01.2003 № 91-р» (далее — Приказ Росимущества) оценку деятельности управляющих компаний с государственным участием (при отсутствии утвержденных советами директоров ключевых показателей эффективности) надлежит осуществлять в том числе по таким финансовым показателям, как прирост чистой прибыли (сокращение убытков), коэффициенты автономии, текущей и абсолютной ликвидности, обеспеченности собственными оборотными средствами, а также показателю вероятности банкротства, рассчитанным согласно модели Альтмана.

Коэффициент автономии или финансовой независимости показывает, какая часть активов

финансируется за счет собственных средств. Коэффициент текущей ликвидности или коэффициент покрытия удостоверяет, во сколько раз оборотные активы превышают текущие обязательства. При анализе неплатежеспособности этот коэффициент является одним из критериев оценки неудовлетворительной структуры баланса. На тех предприятиях, на которых значение этого коэффициента меньше двух и он имеет тенденцию к снижению, рассчитывается дополнительный коэффициент утраты платежеспособности на ближайшие три месяца. Если значение этого коэффициента меньше единицы, это означает, что предприятие или организация в течение трех месяцев утратит платежеспособность.

Коэффициент абсолютной ликвидности характеризует соотношение денежных средств и краткосрочных финансовых вложений (т.е. активов первого класса ликвидности) к текущим обязательствам. Нормальным считается значение коэффициента в пределах 15-20%, но не менее.

Важность определения коэффициента обеспеченности оборотных средств собственным оборотным капиталом объясняется тем, что в соответствии с законодательством о банкротстве в случае, если значение этого коэффициента менее 0,1, структура баланса считается неудовлетворительной, а предприятие или организация (за исключением торгово-посреднических) не в состоянии в прежнем объеме финансировать текущую деятельность.

Показатель вероятности банкротства акционерного общества или унитарного предприятия (7-счет Альтмана) представляет собой сумму важнейших показателей деятельности предприятия или организации (доход от основной деятельности, нераспределенную прибыль, оборотный капитал, рыночную стоимость обычных и привилегированных акций, объем продаж), взятых с весовыми коэффициентами. При значении 7-счета, равном 1,8 ед. и менее, вероятность банкротства предприятия или организации расценивается как очень высокая. При значении 7-счета 3,0 и выше вероятность банкротства считается очень низкой.

Несомненно, использование упомянутых показателей позволит иметь более полное

представление о финансово-хозяйственной деятельности. Вместе с тем реализация государственной функции управления и контроля эффективности работы хозяйственных обществ с государственным участием и унитарных предприятий требует системного подхода к проведению ежеквартального мониторинга финансово-хозяйственной деятельности, который должен включать комплексный анализ активов и пассивов в бухгалтерском балансе и анализ итогов финансово-экономической деятельности по отчету о прибылях и убытках. При этом особое внимание должно уделяться эффективному использованию государственного имущества, переданного на праве хозяйственного ведения государственным унитарным предприятиям.

Рассмотрение состава и структуры активов

Анализ активов и пассивов предполагает рассмотрение ликвидности баланса, оборачиваемости оборотных средств, потоков денежных средств, источников финансирования хозяйственной деятельности, показателей рентабельности и т.д. При этом анализируются состав, структура, в том числе удельный вес, каждого показателя. Полученные результаты сравниваются с нормативными значениями и на основе отклонений делаются выводы о структуре баланса и выдвигаются предложения о корректировке стратегии и тактики хозяйствования.

В процессе рассмотрения состава и структуры активов должны быть проанализированы основной капитал, в том числе материальные и нематериальные активы, оборотные активы, включая запасы, средства в расчетах (дебиторская задолженность), денежные средства. При анализе активов особое внимание должно обращаться на долгосрочные финансовые вложения, поскольку вложения средств должны быть обоснованы и оценены с точки зрения экономической эффективности и наличия безнадежной дебиторской задолженности, поскольку своевременная смена дебиторов может предотвратить дальнейшие финансовые потери.

Устойчивость финансово-хозяйственной деятельности во многом определяется структурой активов с позиции их ликвидности. Необходимо установить наиболее ликвидные

активы — денежные средства и краткосрочные вложения, менее ликвидные активы — краткосрочная, реальная к взысканию дебиторская задолженность. Наименее ликвидные активы — это запасы, НДС, часть дебиторской задолженности. Дебиторская задолженность длительностью более 12 месяцев должна сигнализировать о необходимости прекращения поставок в целях предотвращения наращивания убытков.

Важной составляющей мониторинга является анализ состава и структуры пассивов — собственного капитала и обязательств как источников финансирования экономической деятельности, в том числе дальнейшего простого или расширенного развития бизнеса, поскольку собственный капитал используется для финансирования как основных, так и оборотных средств, краткосрочные обязательства направляются на финансирование оборотных активов, а долгосрочные обязательства — на финансирование основных средств.

Для оценки обеспеченности производства собственными средствами важно, наряду с установлением коэффициента обеспеченности собственным оборотным капиталом оборотных активов и запасов, определять величину собственного оборотного капитала (СОК), идущую на финансирование оборотных активов, устанавливать коэффициент маневренности, показывающий, какая часть собственного оборотного капитала находится в наиболее маневренном виде, т.е. используется на финансирование оборотных активов.

Установление деловой активности и ликвидности баланса

На следующем этапе мониторинга финансово-экономической деятельности необходимо проанализировать ликвидность баланса, которая характеризует способность предприятия или организации в полном объеме и в надлежащие сроки погашать текущие обязательства. Для этого предприятие должно располагать необходимым объемом и структурой оборотных средств, чтобы с наступлением срока платежа из оборота можно было высвободить нужную сумму средств без ущерба для текущей деятельности. Наряду с коэффициентами абсолютной и текущей ликвидности, следует определять ко-

эффициент ликвидности второго порядка или быстрой ликвидности.

Этот коэффициент характеризует соотношение активов первого и второго классов ликвидности и текущих обязательств. Его значение должно стремиться к единице. Необходимо определить коэффициент абсолютной финансовой устойчивости, который представляет собой соотношение собственного капитала и долгосрочной задолженности к внеоборотным активам и наименее ликвидным активам.

Деловая активность и ликвидность предприятия определяются с помощью показателей оборачиваемости оборотных средств. Эффективность использования оборотных средств характеризуется скоростью их движения по стадиям производственного цикла. Ускорение оборачиваемости оборотных средств является одним из основных факторов роста объемов реализации и роста рентабельности активов. Ускорение оборачиваемости снижает потребность производства в оборотных активах при том же объеме продаж.

Существуют обобщающие и частные показатели оборачиваемости оборотных средств или деловой активности. Обобщающие показатели отражают эффективность использования всех оборотных средств. К ним относятся коэффициент оборачиваемости оборотных средств и продолжительность одного оборота в днях. Первый показатель должен иметь постоянную тенденцию к росту, а второй — к уменьшению, поскольку это приводит к снижению потребности в оборотных средствах.

Эффективность использования отдельных элементов активов характеризуется частными показателями оборачиваемости оборотных средств. Среди них наиболее часто применяются коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности, период ее погашения, коэффициент оборачиваемости запасов, их оборачиваемость в днях, коэффициент использования собственного оборотного капитала, продолжительность его одного оборота. Медленная оборачиваемость свидетельствует о возможном наличии устаревших и просроченных запасов. Более быстрая оборачиваемость может привести к возрастанию вероятности остановки производства из-за нехватки тех или иных материалов.

Коэффициент использования собственного оборотного капитала (СОК) характеризует соотношение реализации продукции к среднегодовой стоимости собственного оборотного капитала. Высокое значение этого показателя свидетельствует об эффективном использовании собственных оборотных средств на финансирование текущей деятельности. Большой период оборота СОК может свидетельствовать о возможной нехватке собственных оборотных средств на финансирование текущей деятельности.

Основными путями ускорения оборачиваемости оборотных средств являются снижение материалоемкости продукции, предотвращение накопления излишков запасов товарно-материальных ценностей, улучшение снабжения.

Анализ потоков денежных средств

На следующем этапе проведения финансового анализа необходимо проанализировать потоки денежных средств в целях выяснения, формируется ли чистый приток от текущей деятельности и достаточно ли этих денежных средств для осуществления долгосрочных инвестиций в основные средства и покрытие ссуд и процентов банкам, а также для уплаты налогов, выплаты дивидендов.

Обычно потоки денежных средств изучаются в разрезе трех сфер деятельности: текущей, инвестиционной и финансовой. Увеличение денежного потока от текущей деятельности происходит за счет погашения дебиторской задолженности, оплаты счетов за отгруженную продукцию, получения предоплаты. Денежный поток уменьшается вследствие денежных затрат на производство и реализацию продукции.

Увеличение денежного потока от инвестиционной деятельности происходит за счет выручки от реализации основных средств и материальных активов, а уменьшение — благодаря приобретению основных средств, нематериальных активов и акций других предприятий.

Рост денежного потока от финансовой деятельности происходит за счет увеличения уставного капитала, эмиссионного дохода от продажи акций, увеличения ссуд банков, доходов от участия в виде дивидендов, а

уменьшение — за счет выплаты дивидендов, погашения ссуд банков и других аналогичных платежей. В результате проведенного анализа могут быть определены индивидуальные оптимальные доли чистой прибыли или размеры дивидендов, которые могут быть выплачены, в том числе в бюджет.

Важной составной частью финансово-экономического анализа является определение источников финансирования хозяйственной деятельности, которые отражаются в пассиве баланса.

Источниками финансирования служат собственный капитал (средства акционеров и часть прибыли, остающаяся у предприятия или организации), долгосрочные кредиты и займы, краткосрочные кредиты и займы и кредиторская задолженность (поставщикам, персоналу и по налогам).

Для оценки структуры источников финансирования применяется утвержденный Приказом Росимущества коэффициент автономии. Наряду с ним должны рассчитываться коэффициент концентрации привлеченного капитала, финансового рычага и финансовой устойчивости.

Коэффициент концентрации привлеченного капитала показывает, какая часть активов финансируется за счет привлеченных средств. Коэффициент финансового рычага удостоверяет, сколько заемных средств приходится на один рубль собственного капитала. Коэффициент финансовой устойчивости свидетельствует о том, в какой доле активы финансируются за счет долгосрочных источников средств. Существует понятие «эффективность финансового рычага», которое выражается в получении дополнительной прибыли на собственный капитал за счет привлечения более дешевых источников финансирования.

Главная проблема выбора источников финансирования состоит в оптимизации соотношения собственного капитала и кредитов. Эта задача решается посредством оптимизации средней цены капитала, которая представляет собой сумму взвешенных по удельному весу в стоимости активов рентабельности собственного капитала, среднего процента за долгосрочный кредит, среднего процента за краткосрочный кредит. При этом необходимо

максимизировать соотношение собственного и заемного капитала, при котором прибыль обеспечивает максимальную рентабельность собственного капитала.

Установление показателей рентабельности

Особое место при мониторинге финансово-хозяйственной деятельности отводится показателям рентабельности. Обычно они подразделяются на две группы. К первой группе относятся показатели, которые отражают эффективность текущей деятельности, ко второй группе — показатели рентабельности капитала, которые исчисляются как отношение прибыли к средней стоимости всего капитала или его частей. Показатели этой группы отражают эффективность не только текущей деятельности, но и эффективность использования всех активов. Основными показателями второй группы являются рентабельность активов и рентабельность собственного капитала.

Рентабельность активов отражает эффективность деятельности предприятия или организации в целом вне зависимости от того, из каких источников финансируется эта деятельность. Рентабельность собственного капитала характеризует эффективность использования собственных средств.

Основными факторами, влияющими на изменение рентабельности активов, являются изменения рентабельности продаж и оборачиваемости активов или капиталоотдачи. При этом должно рассчитываться влияние каждого фактора на рентабельность активов.

На основании полученных результатов можно анализировать влияние на рентабельность активов эффективности использования основных средств (фондоотдачи), оборачиваемости оборотных средств, изменения структуры активов. При этом считается положительной тенденция роста доли оборотных средств, так как она позволяет на тех же мощностях увеличивать производство продукции за счет более быстрого оборота оборотных средств.

Наряду с капиталоотдачей, рентабельность активов напрямую зависит от соотношения прибыли от продаж к реализации, т.е. рентабельности продаж. Рентабельность продаж тем

выше, чем больше величина валовой прибыли. На рентабельность продаж влияют удельные расходы на рубль продукции управленческих и коммерческих расходов, материальных затрат (материалоемкость), амортизации, оплаты труда (трудоемкость).

В итоге получаем, что на рентабельность активов влияют фондоотдача, оборачиваемость оборотных средств, изменение структуры активов, удельные расходы на рубль продукции управленческих и коммерческих расходов, материальных затрат (материалоемкость), амортизации, оплаты труда (трудоемкость).

Рентабельность собственного капитала зависит от рентабельности активов и, следовательно, от тех же факторов, что и рентабельность активов. Кроме того, рентабельность собственного капитала зависит от структуры прибыли и структуры активов.

Ко второй группе относятся показатели рентабельности продукции. Они подразделяются на обобщающие, исчисляемые по всей произведенной или реализованной продукции, и частные, определяемые по отдельным видам производств, работ, услуг. К обобщающим показателям относятся рентабельность по валовой прибыли, рентабельность продаж, рентабельность по прибыли до налогообложения. Эти показатели отличаются числителями, в которых стоят разные виды прибыли, поэтому анализ сводится к рассмотрению факторов, влияющих на размеры прибыли по отчету о прибылях и убытках.

На рентабельность по валовой прибыли оказывают влияние факторы формирования себестоимости продукции, т.е. материальные затраты, оплата труда, амортизация или прямые и переменные затраты. Чем меньше эти затраты, тем меньше себестоимость, тем выше рентабельность по валовой прибыли.

Рентабельность продаж, помимо перечисленных выше факторов, зависит от величины коммерческих и управленческих расходов. Чем их величина меньше, тем выше рентабельность продаж.

Рентабельность по прибыли до налогообложения зависит от перечисленных выше факторов, а также от сальдо операционных доходов и расходов и внереализационных доходов

и расходов. Операционные доходы и расходы связаны с движением имущества и не зависят от основной деятельности, внереализационные доходы и расходы — это прочие финансовые результаты (штрафы, безнадежная дебиторская задолженность и т.п.).

Обычно положительно оценивается, если в общей сумме полученной прибыли растет доля прибыли от продаж, поскольку, во-первых, прибыль от продаж постоянно возобновляема, во-вторых, результаты продаж должны быть стабильными.

Анализ результатов производства согласно отчету о прибылях и убытках

Важное место в мониторинге финансово-экономической деятельности принадлежит анализу результатов производства согласно отчету о прибылях и убытках: выручке, себестоимости, валовой прибыли, прибыли от продаж, прибыли до налогов, чистой прибыли. Обычно рассчитывают темпы роста отдельных групп финансовых результатов и сопоставляют их между собой, а также с базовой моделью, которая отражает объективные закономерности деятельности. Это дает возможность не только оценивать динамику финансовых результатов, но и выявлять влияние основных групп факторов на их формирование.

Целью любого производства является получение прибыли. На изменение валовой прибыли влияют уровень роста производства продукции, уровень снижения себестоимости, изменение рентабельности отдельных видов продукции, изменение структуры реализованной продукции. На изменение прибыли от продаж влияют следующие факторы: изменение объемов реализации, изменение уровня валовой прибыли, изменение уровня административно-управленческих и коммерческих расходов. На прибыль до налогов влияют как все вышеперечисленные факторы, так и уровень сальдо прочих финансовых результатов. На чистую прибыль дополнительно влияет уровень налогов.

Анализ и нормализация финансовой отчетности создают возможность проведения рыночной оценки стоимости бизнеса государствен-

ных унитарных предприятий и акционерных обществ.

Выводы

Процесс государственного управления имуществом должен включать ежеквартальный мониторинг хозяйственной деятельности объектов государственного сектора. Мониторинг должен базироваться на современных методах финансового анализа и оценки бизнеса с использованием показателей эффективности, позволяющих оценить текущее состояние биз-

неса компании, эффективность принимаемых управленческих решений и направлений развития производства.

Проведение полного мониторинга финансово-хозяйственной деятельности послужит делу развития финансовой системы России. При этом трудоемкость процесса управления существенно не увеличится, поскольку наиболее трудоемким является процедура сбора необходимой отчетности, а расчеты как утвержденных, так и предлагаемых показателей осуществляются на основе стандартных форм бухгалтерской отчетности.

Литература

1. Гаврилин Е. В. Управление государственными активами (акциями и долями) в хозяйственных обществах (теория, методологи, практика). М.: ОАО «Институт микроэкономики», 2006, 288 с. («Экономика современной России»).

2. Гаврилин Е.В., Лавренов Н.А. Развитие управления государственными активами. Сегодня и завтра российской экономики. Научно-аналитический сборник. М.: Издательство «Экономическое образование». 2012. № 50. С. 15-18.

3. Ряховская А.Н., Кован С.Е., Коцюба Н.В. Системные проблемы банкротства в России. Эффективное антикризисное управление. 2014. № 4 (85). С. 56-64.

4. Алферов В.Н. Совершенствование анализа финансового состояния организаций с целью профилактики их неплатежеспособности // МИР». Модернизация. Инновации. Развитие. 2013. № 1 (13).

5. Кочетков Е.П. Финансово-экономический анализ промышленной организации в системе антикризисного управления: сущность и особенности // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 25. С. 50-63.

References

1. Gavrilín E.V. Management of the state assets (actions and shares) in economic societies (the theory, methodologists, practice) [Upravlenie gosudarstvennymi aktivami (akcijami i doljami) v hozjajstvennyh obshhestvah (teorija, metodologi, praktika)]. Mjscow, JSC Institute of Microeconomics, (Economy of Modern Russia series), 2006, 288 p.

2. Gavrilin E.V., Lavrenov N.A. Development of management of the state assets. Today and tomorrow Russian economy. Scientific and analytical collection [Razvitie upravlenija gosudarstvennymi aktivami. Segodnja i zavtra rossijskoj jekonomiki. Nauchno-analiticheskij sbornik]. Economic education publishing house, 2012, No. 50, pp. 15-18.

3. Ryakhovskaya A. N., Kovan S. E., Kotsyuba N.V.. System problems of bankruptcy in Russia [Sistemnye problem bankrotstva v Rossii]. Effective crisis management, 2014, No. 4 (85), pp. 56-64.

4. Alferov V. N. Improvement of the analysis of a financial condition of the organizations for the purpose of prevention of their insolvency [Sovershenstvovanie analiza finansovogo sostojani jaorganizacij s cel'ju profilaktiki ih neplatezhesposobnosti]. MIR. Modernization. Innovations. Development, 2013, No. 1 (13).

5. Kochetkov E. P. Finansovo-ekonomichesky the analysis of the industrial organization in system of crisis management: essence and features [Finansovo-jekonomicheskij analiz promyshlennoj organizacii v sisteme antikrizisnogo upravlenija: sushhnost' i osobennosti]. Financial analytics: problems and decisions, 2014, No. 25, pp. 50-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.