Научная статья на тему 'Методические подходы к организации управления государственной собственностью в условиях рыночных преобразований'

Методические подходы к организации управления государственной собственностью в условиях рыночных преобразований Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
159
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гаврилин Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические подходы к организации управления государственной собственностью в условиях рыночных преобразований»

УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

Е.В. ГАВРИЛИН, кандидат экономических наук Российская академия государственной службы

Одним из ключевых вопросов рыночных преобразований является определение степени участия государства в процессах создания новой экономической системы. С одной стороны, без активной роли государства хозяйствующим субъектам, ранее полностью ориентированным на условия командно-административной экономики, решить проблемы адаптации к рынку весьма непросто. С другой стороны, рыночные условия хозяйствования предполагают минимальное участие государства в хозяйственной деятельности, поскольку чрезмерное государственное администрирование может оказаться тормозом к внедрению и развитию рыночных отношений.

Новая система управления государственной собственностью начала создаваться после выхода Указа Президента РФ от 01.07.1992 N9 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества». Государственные предприятия преобразовывались в акционерные общества, в уставный капитал которых вносилось государственное имущество, ранее находившееся на балансе государственных предприятий, а в собственность государства переходили акции вновь созданных обществ.

Если целью деятельности государственных предприятий было обеспечение общественных потребностей в продукции, работах и услугах, а также обеспечение социальной защищенности работников, а иногда и целых территориальных образо-

ваний, то основной целью акционерных обществ было провозглашено получение прибыли.

Процесс акционирования государственных предприятий способствовал переходу на отвечающие потребностям рыночной экономики корпоративные принципы управления. Владение государственной собственностью требовало создания соответствующей рыночным условиям хозяйствования системы управления. Защита интересов Российской Федерации в органах управления акционерных обществ в соответствии с Указом Президента РФ от 10.06.1994 № 1200 «О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой» возлагалось на представителей государства в органах управления, которыми могли назначаться государственные служащие и иные граждане, действующие на основании заключаемых договоров. Голосование на собраниях акционеров и советах директоров осуществлялось на основе директив государственного органа по управлению федеральным имуществом или Российского фонда федерального имущества, а по особо важным объектам — Правительства РФ.

«Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации» (далее — Концепция), утвержденная постановлением Правительства РФ от 09.09.1999 № 1024, стала программным документом нового этапа управления государственной собственностью и ее приватизации. В указанном документе были сформулированы основные цели, задачи и

принципы государственной политики в сфере управления собственностью.

Среди провозглашенных Концепцией целей следует особо выделить увеличение доходов федерального бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью, вовлечение максимального количества объектов в процесс совершенствования управления, повышение конкурентоспособности коммерческих организаций, улучшение финансово-экономических показателей их деятельности. Для реализации поставленных целей необходимо было решить следующие задачи: полная инвентаризация объектов государственной собственности, разработка и реализация системы учета и оформления прав владения, повышение эффективности управления государственным имуществом с использованием всех современных методов и финансовых инструментов, определение цели государственного управления по каждому объекту и переход к пообъектному управлению, обеспечение контроля за использованием и сохранностью государственного имущества.

В качестве основных принципов управления унитарными предприятиями и учреждениями, находящимися в федеральной собственности акциями и долями в уставных капиталах хозяйственных обществ и товариществ были названы: оценка текущего состояния, постановка целей и задач управления, предлагаемый механизм управления, т.е. алгоритм достижения целей и решения поставленных задач, контроль эффективности управления. Вместе с тем признавалось, что оперативная обработка необходимой для принятия управленческих решений информации о состоянии объектов управления невозможна. На основании этого был сделан вывод о том, что государство не может и не должно определять детальных планов конкретных мероприятий в отношении объекта управления. Поставив правильные цели и задачи, государство устранилось от конкретных методов контроля за управлением собственностью, возлагая определение способов достижения стратегических целей на отобранных на конкурсной основе управляющих, что не является обоснованным как с практической, так и с научной точек зрения. Таким образом, Концепция отражает подход, основанный на недооценке возможности создания действенной и эффективной системы государственного контроля за принятием управленческих решений.

В развитие положений Концепции был разработан ряд важных документов, направленных на развитие системы государственного управления. В

2000-2003 гг. были приняты нормативные акты, регламентирующие процедуру назначения представителей государства в органы управления акционерных обществ. Однако без системы целей, задач, а также применения современных рыночных методов и способов государственного управления институт представителей государства не мог эффективно реализовывать возлагаемые на него функции даже при стройной процедуре их назначения, порядка рассмотрения и голосования по вопросам, входящим в компетенцию собрания акционеров и совета директоров.

Постановлением Правительства РФ от 04.10.1999 № 1116 был утвержден Порядок отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и представителей Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ (далее — Порядок). Указанный Порядок устанавливает процедуру отчетности руководителей государственных унитарных предприятий и представителей государства в акционерных обществах. В структуре отчетности предусмотрены пять разделов: общие сведения (о предприятии, руководителе предприятия и представителях государства), основные показатели деятельности (данные о прибыли (убытках), кредиторской и дебиторской задолженности, рентабельности хозяйственной деятельности, ликвидности, финансовой устойчивости, деловой активности, основных средствах, стоимости акций, стоимости чистых активов, взаимозачетах), сведения об использовании прибыли, сведения о недвижимом имуществе предприятия, не используемом в производственных целях, сведения о наличии признаков банкротства.

Состав показателей отчетности, предусмотренный Порядком, позволит сделать вывод о том, что анализ деятельности предприятий, по сути, возлагался на руководителей предприятий и представителей государства, в основном не имеющих соответствующей подготовки и навыков для проведения качественного финансово-экономического анализа и не заинтересованных в его проведении. Таким образом, ввиду отсутствия механизмов практической реализации, на практике Порядок не работает.

В январе 2000 г. было принято постановление Правительства РФ № 23 «О реестре показателей экономической эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности».

Указанное постановление предусматривало организацию ведения федеральной информационной системы — реестра утверждаемых и фактически достигнутых показателей экономической эффективности деятельности унитарных предприятий и акционерных обществ.

Совместным приказом Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства имущественных отношений РФ и Министерства по налогам и сборам РФ от 18.09.2001 № 320/208/ БГ-3-21/355-абыл утвержден перечень утверждаемых и фактически достигнутых показателей, в который вошли выручка от продажи, чистая прибыль, дивиденды или часть чистой прибыли, подлежащие уплате в федеральный бюджет, чистые активы.

Вместе с тем без системного подхода к оценке деятельности государственных унитарных предприятий и акционерных обществ, имеющих в уставных капиталах долю государства, базирующегося на современных методах финансового анализа, невозможно оценить эффективность их деятельность по отдельным показателям. Без анализа ежегодных и перспективных бизнес-планов невозможно установить величину индикативно утверждаемых показателей на будущий период времени.

Нормативные акты, принятые в последнее время, вносили изменения в порядок владения находящимися в федеральной собственности акциями и долями в уставных капиталах акционерных обществ, а также процедуру представления интересов государства, принципиально не затрагивая технологии государственного управления.

Так, постановлением Правительства РФ от 23.01.2003 № 44 было утверждено Положение о порядке управления находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использования специального права Российской Федерации на участие в управлении открытыми акционерными обществами («золотой акции»). Положение устанавливало, что права акционера в отношении акционерных обществ, вошедших в прогнозный план (программу) приватизации, осуществляет Российский фонд федерального имущества, а в отношении остальных находящихся в федеральной собственности объектов -Минимущество России.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.12.2004 № 738 «Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерны-

ми обществами («золотой акции»)» полномочия по осуществлению прав акционера находящимися в федеральной собственности акциями были переданы Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом.

Как уже было сказано выше, участие представителей государства в собраниях акционеров и советах директоров акционерных обществ, как правило, осуществляется без учета финансово-экономического состояния обществ, их отраслевых особенностей и без представления о перспективах их развития. Система управления построена так, что сам государственный орган, выдающий директивы для голосования представителям государства, не имеет механизма, позволяющего обеспечивать по всем объектам полное и достоверное представление о текущих показателях финансово-экономической деятельности, не говоря уже о перспективных планах развития акционерных обществ с учетом интересов государства.

Подобный подход к управлению государственной собственностью, основанный на неполных и недостоверных данных, ведет к нарушению государственных интересов, в частности к размыванию государственной доли, отчуждению ликвидных активов, а также преднамеренному введению процедур банкротства в акционерных обществах, акции которых внесены в Прогнозный план (программу) приватизации на соответствующий год. Отсутствие постоянного мониторинга финансово-экономической деятельности государственных предприятий и акционерных обществ, имеющих долю государства, не позволяет своевременно распознать негативных процессов и предотвратить нарушение государственных интересов.

Становится все более очевидным, что существующая система управления государственной собственностью нуждается в серьезном усовершенствовании. Безусловно, в рыночных условиях хозяйствования управление государственной собственностью не может базироваться на директивном централизованном управлении. В то же время нельзя полностью отказываться от системы управления находящейся у государства собственностью, оставляя эту функцию назначаемым руководителям и представителям государства, не обладающим современными методами менеджмента в условиях рыночных отношений, а порой не имеющим необходимого опыта и навыков. Функционирование в рыночных условиях хозяйствования унитарных предприятий и акционерных обществ с долей государства в уставных капиталах и управление ими

государственными органами должно базироваться на принципах превалирования экономических и политических интересов государства, с одной стороны, и на принципах, обеспечивающих свободу предпринимательства и исключающих возможности необоснованного чиновничьего субъективизма, - с другой.

Понятие «управление государственной собственностью» имеет узкую и расширенную трактовки. В узком смысле под управлением государственной собственностью понимают процесс организации представления интересов государства в органах управления акционерных обществ и назначение руководителей унитарных предприятий. В широком смысле дополнительно под управлением понимается комплексный процесс инвентаризации и учета государственной собственности, организации хозяйственной деятельности, мониторинга финансово-экономического состояния и оценки стоимости бизнеса, анализа бизнес-планов и выбора направлений развития производства, реструктурирования и организации процесса приватизации. Все элементы управления государственной собственностью должны быть взаимоувязаны в единую технологию.

Современная система управления государственной собственностью должна строиться на следующих подходах:

проведение полной инвентаризации государственной собственности; создание технологии, позволяющей обеспечить информационные потоки, характеризующие каждый объект государственной собственности, в том числе содержащие сведения о текущем финансово-экономическом состоянии, об изменениях в составе акционеров акционерных обществ с участием государства и месте ведения реестра акционеров, обо всех операциях с недвижимым имуществом и изменении государственной доли, об участии в капитале других компаний и т.п.; организация ежеквартального мониторинга финансово-экономических результатов деятельности государственных предприятий и акционерных обществ, имеющих долю государства, в государственном органе по управлению имуществом на основе обработки полученных информационных потоков; организация хозяйственной деятельности акционерных обществ и предприятий с государственным участием на основе годовых и перспективных бизнес-планов;

формирование и применение критерия выбора наиболее экономически эффективных направлений развития производства, определенных в бизнес-планах;

внедрение в практику критерия оценки эффективности принимаемых менеджерами компаний управленческих решений, о результативности которых можно судить на основе анализа финансово-экономического состояния хозяйствующего субъекта.

Организация государственного управления требует точной информации о составе и структуре собственности. Поэтому представляется целесообразным проведение инвентаризации государственной собственности, которая должна проводиться государственным органом по управлению имуществом и его территориальными подразделениями с привлечением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и ФГУП «Ростехинвента-ризация», а также Федеральной службы по финансовым рынкам и Федеральной регистрационной службы (Росрегистрации).

В процессе инвентаризации по каждому объекту необходимо выверить долю государства в уставных капиталах, определить объекты недвижимости, границы занимаемого земельного участка, характер прав владения на него (аренда, собственность, бессрочное пользование), выявить дочерние, зависимые общества и другие объекты, проходящие по статье бухгалтерского баланса «долгосрочные финансовые вложения», характер прав собственности на них, проверить ведение реестра акционеров, регистрацию выпусков акций и проспекта ценных бумаг.

Полученной информацией необходимо дополнить систему учета государственной собственности, осуществляемую в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 03.07.1998 № 696 «Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества».

Организация учета находящихся в государственной собственности акций должна быть систематизирована и упорядочена. Учет прав владения находящимися в государственной собственности акциями целесообразно осуществлять по следующим направлениям: документарный, бездокументарный, депозитарный учет.

Документарная форма учета представляет собой выписки из реестров акционеров акционерных обществ, подготовленные и направленные регистраторами в соответствии с требованиями Поло-

жения о ведении реестров владельцев именных ценных бумаг, утвержденного постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 02.10.1997 № 27, подтверждающие зачисление акций на лицевой счет государственного органа по управлению имуществом, копии передаточных распоряжений, подготовленные по форме и с учетом требований Положения, подтверждающих передачу акций.

Организация документарного учета акций должна включать в себя ведение реестров акционерных обществ, в которые вносятся сведения об акционерных обществах и размерах пакетов акций.

По мере поступления информации в реестры акционерных обществ должны вноситься дополнения и изменения, происходящие с акционерными обществами и их акциями в процессе приватизации.

Бездокументарный учет акций необходимо осуществлять на магнитных или электронных носителях в виде постоянно обновляемой и редактируемой базы данных, содержащей информацию об акциях акционерных обществ, находящихся в государственной собственности. База данных должна представлять собой ступенчатую структуру, позволяющую от общих сведений об объекте учета в пошаговом режиме переходить к более детальной информации, в том числе содержащейся в других базах данных.

Параллельное ведение учета на бумажных и электронных носителях позволяет документально подтвердить сведения из базы данных, а также исключить возможные потери информации.

Все акции, подлежащие приватизации в соответствии с прогнозными планами (программами) приватизации, в начале года должны передаваться в номинальное держание специализированным депозитариям. Это позволит при передаче акций провести дополнительную выверку всех акций, находящихся в государственной собственности, непосредственно в период предпродажной подготовки. Как показывает практика, это необходимо, во-первых, для уточнения размера пакета акций, который мог измениться как в количестве акций, так и подоле в уставном капитале в процессе проведения дополнительных эмиссий или консолидации акций. Во-вторых, для восстановления количества акций, которые могли быть утрачены при передаче реестров акционеров от одного регистратора другому, или в случае недобросовестного самостоятельного ведения реестра акционерным обществом. Это позволит избежать судебных разбирательств, которые могут возникнуть в случае не-

возможности передачи покупателям акций в обозначенный законодательством срок.

Переход на депозитарный учет пакетов акций позволит интегрироваться в программные технологии обширной сети профессиональных депозитариев, вести учет ценных бумаг в соответствии со стандартами, принятыми у профессиональных участников рынка ценных бумаг, при необходимости обеспечивать переводы ценных бумаг в безналичной форме, а также использовать каналы связи депозитариев для распространения иной информации через региональные филиальные сети.

Соответствующая рыночным условиям хозяйствования система управления государственной собственностью должна базироваться на годовых и перспективных бизнес-планах, в то же время оставлять менеджерам предприятий достаточно свободы для экономического маневра. Государственным органом по управлению имуществом должен быть создан механизм оценки предлагаемых в бизнес-планах направлений развития производства, а также установлен контроль за экономическими результатами ежегодной деятельности, в зависимости от которых должны приниматься решения о продлении дальнейших контрактов на управление государственной собственностью. Соответственно возникает теоретическая и методическая проблема разработки механизма и критериев выбора проектов развития производственной деятельности и формирования критерия оценки эффективности управления.

Важным элементом технологии управления государственной собственностью должен стать ежеквартальный мониторинг деятельности акционерных обществ, начиная с момента создания и до их полной приватизации. Мониторинг должен базироваться на современных методах финансового анализа и оценки бизнеса с использованием показателей эффективности, позволяющих оценить, во-первых, текущее состояние бизнеса компании, во-вторых, эффективность принимаемых управленческих решений, в-третьих, наиболее эффективные направления развития производства.

Главными задачами текущего мониторинга финансово-хозяйственной деятельности должны стать:

противодействие «ползучей приватизации» через вывод ликвидных активов; своевременное противодействие возможному фиктивному банкротству; анализ деловой активности менеджмента предприятия и качества управления предприятием;

анализ правильности определения налогооблагаемой базы и уплаты налогов; анализ эффективности финансово-хозяйственной деятельности; анализ инвестиционной привлекательности предприятия.

Анализ финансово-экономических результатов деятельности должен включать изучение активов и пассивов в бухгалтерском балансе, итогов финансово-экономической деятельности по отчету о прибылях и убытках. Эта работа должна проводиться государственным органом по управлению имуществом с привлечением своих территориальных подразделений, Федеральной службы государственной статистики (Росстата России), Центробанка России, Федеральной налоговой службы.

Внедрение системы мониторинга потребует обработки большого массива информации, в связи с чем технология должна основываться на структурированных информационных источниках, а обработка информации происходить с использованием современных средств экономико-математического моделирования.

Финансовая отчетность хозяйствующих субъектов представляется в стандартных формах, поэтому, несмотря на большое количество показателей и расчетов, ежеквартальная обработка документации по нескольким тысячам государственных унитарных предприятий и акционерных обществ, имеющих в уставных капиталах долю государства, осуществима с использованием стандартного программного обеспечения, применяемого во всех аудиторских компаниях. Более сложной является проблема информационного обеспечения инвентаризации, учета и проведения финансово-экономического анализа.

Для проведения вышеперечисленной работы необходимо собрать и обработать огромный массив информации. Главная проблема заключается в организации потоков достоверной информации о финансово-хозяйственной деятельности, содержащейся в бухгалтерской отчетности, и другой информации в государственный орган по управлению имуществом. Для этого необходимо структурировать как потоки информации, так и источники ее получения, а также создать систему контроля за ее достоверностью и хранением.

Собираемую и направляемую на хранение и обработку информацию об унитарных предприятиях и акционерных обществах условно можно раз-делить на постоянную, условно-постоянную и переменную.

К постоянной относится информация, не меняющаяся с течением времени или меняющаяся крайне редко. Она включает в себя сведения о местонахождении акционерного общества, сведения из плана приватизации, данные о регистрации ценных бумаг и т.п.

К условно-постоянной относится информация, меняющаяся редко, но значительно чаще, чем постоянная. Она включает в себя сведения о генеральном директоре, регистраторе ценных бумаг и т.п.

К переменной относится информация, меняющаяся один или несколько раз за год, и ее обновление необходимо практически ежеквартально. Она включает в себя сведения о результатах финансово-хозяйственной деятельности, продажах акций и т.п.

Соответственно переменную информацию необходимо собирать с периодичностью один раз в квартал, условно-постоянная и постоянная могут собираться по мере изменения и обновляться в массовом порядке один-два раза в год. Состав запрашиваемой информации зависит от количества акций, находящихся в федеральной собственности, и соответственно степени участия государства в управлении, а также от видов деятельности акционерных обществ или унитарных предприятий.

Источники информации можно условно разделить на внутренние и внешние. Внутренние источники включают в себя информацию и базы данных государственного органа по управлению имуществом, накопленную в период осуществления своих функций по управлению имуществом. Эта информация может включать общие сведения об унитарных предприятиях и акционерных обществах, владельцем акций которых является государство, сведения о движении акций, находящихся в государственной собственности, сведения о регистрации ценных бумаг, о регистраторах и т.п.

К внешним источникам информации относятся акционерные общества (эмитенты), федеральные органы исполнительной власти, другие сторонние организации, а также внешние информационные базы данных.

Основной объем информации должен поступать от эмитентов, однако во многих случаях эта информация бывает неполной. Для восполнения недостающей информации, для контроля и выверки уже поступившей информации, а также для более оперативного ее получения должны быть проработаны вопросы взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и другими организациями, в функции которых входит сбор информации:

• Федеральной службой государственной статистики — для получения документов бухгалтерской отчетности акционерных обществ;

• Центробанком России — для получения документов бухгалтерской отчетности кредитных организаций;

• Федеральной налоговой службой — по получению документов бухгалтерской отчетности обществ и информации из Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра налогоплательщиков;

• Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и ФГУП «Ростехинвентариза-ция» — для получения сведений о земельном участке и недвижимом имуществе акционерных обществ и государственных унитарных предприятий.

Важным источником информации должны служить базы данных различных информационных агентств, сведения, находящиеся на сайте раскрытия информации Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР России) и системы комплексного раскрытия информации «СКРИН» Российской торговой системы.

Вся поступающая информация должна проходить обработку, систематизацию и анализ. Необходимо организовать хранение информации в документарной форме, на магнитных или электронных носителях.

На основе результатов инвентаризации и анализа финансово-экономического состояния все государственные унитарные предприятия и акционерные общества, имеющие в уставных капиталах долю государства, должны быть разбиты на три группы. К первой группе отнесены объекты, находящиеся на стадии конкурсного производства, которые будут подвергнуты банкротству. Ко второй группе — в зависимости от размера бизнеса — мелкие и средние объекты, а также акционерные общества, в уставных капиталах которых доля государства составляет менее контрольного пакета (50% от уставного капитала и менее). К третьей группе - средние и крупные предприятия и акционерные общества, имеющие контрольные пакеты акций в государственной собственности.

Предприятия первой группы должны подвергнуться неизбежной процедуре банкротства и ликвидации. При выявлении случаев преднамеренного банкротства должны приниматься меры по прекращению конкурсного производства и восстановлению доли государства.

Акционерные общества и унитарные предприятия, отнесенные ко второй группе, должны быть внесены в ежегодные прогнозные планы (программы) приватизации и подлежать продаже. Долгосрочное реструктурирование целесообразно возложить на частных собственников. Государству целесообразно взять на себя работу по краткосрочному реструктурированию в процессе предпродажной подготовки в целях повышения их инвестиционной привлекательности, включающую проведение финансового анализа, внутреннего аудита, восстановление или приведение в порядок бухгалтерской отчетности и финансовых документов, реструктурирование дебиторской, краткосрочной и долгосрочной кредиторской задолженности, в случае необходимости — возврат выведенных активов и восстановление доли государства в уставном капитале. Реструктурирование и предпродажная подготовка должны заканчиваться оценкой стоимости бизнеса компании, определением размера и способа приватизации акций.

На предприятиях третьей группы должно быть восстановлено соответствующее рыночным принципам государственное управление. Под этим понимается следующее. Во-первых, система управления государственными унитарными предприятиями отвечает принципам корпоративного управления, другими словами, все государственные предприятия целесообразно преобразовать в акционерные общества, акции которых находятся в государственной собственности.

Во-вторых, необходимо определить размеры пакетов акций, которые целесообразно сохранить в государственной собственности. Они должны составлять 100, 75 или 50% плюс одна акция, что позволит обеспечить разные степени контроля, а при приватизации вызовет интерес у инвесторов. Это позволит создать акционерные общества с кон-трольным пакетом у государства и участием частных владельцев, которым государственная собственность может передаваться в доверительное управление. В случае если частный капитал обеспечит эффективную систему функционирования компании и создаст интегрированную в рыночные отношения структуру, государство сможет уменьшить степень контроля в уставном капитале, вплоть до полной приватизации по результатам доверительного управления.

Пакеты акций менее контрольного, как правило, сохранять в собственности государства нецелесообразно. В отдельных случаях может вводиться специальное право («золотая акция») в це-

лях предотвращения возможных случаев нежелательной ликвидации или недружественного поглощения или слияния.

В-третьих, на уровне государственных курирующих органов должны быть выработаны методы ежеквартального мониторинга хода выполнения бизнес-планов и эффективности ведения финансово-хозяйственной деятельности, критерии оценки управленческих решений, принимаемых менеджерами компаний.

В-четвертых, ежегодная финансово-хозяй-ственная деятельность должна строиться на основе годовых бизнес-планов, являющихся детализацией среднесрочных и долгосрочных перспективных планов. Они должны приниматься на советах директоров, согласовываться в отраслевых министерствах и ведомствах, утверждаться в Росимуще-стве, а по особо крупным и стратегически значимым акционерным обществам — в Минэкономразвития России.

Необходимо предусмотреть меры, направленные на повышение конкурентоспособности предприятия и улучшение текущего состояния по всем направлениям деятельности:

производство — повышение производительности труда, эффективности и качества продукции, включая изменение производственных методов и технологических схем использования оборудования, улучшение производственного планирования, внедрение новой техники, снижение объемов то-варно-материальных запасов;

снабжение — снижение расходов на факторы производства, улучшение качества закупок и поставок, диверсификация поставщиков;

маркетинг и сбыт — пересмотр маркетинговой

стратегии, увеличение сбыта, доли рынка, изменение ассортимента продукции и цен, рост числа клиентов, запуск новой продукции и улучшение дизайна, реорганизация распределительных каналов, улучшение сервиса и обслуживания клиентов;

персонал — снижение занятости, повышение квалификации, изменение системы вознаграждения и стимулирования менеджмента, повышение трудовой дисциплины;

финансы — улучшение финансовых показателей, повышение эффективности управления финансами, включающее внедрение отчетности по денежным потокам и планирования, составление бюджета капитальных вложений, снижение процентов по кредитам, реструктурирование выплат, снижение дивидендов и требуемой нормы прибыли и т.п.;

корпоративное управление — изменение структуры управления акционерным обществом, слияние, поглощение и приобретение предприятия и активов, подготовка предложений в Росиму-щество по включению пакетов акций в ежегодные прогнозные планы (программы) приватизации в целях изменения структуры собственности и владения контрольным пакетом.

Главной целью системы государственного управления должно стать создание успешно функционирующих рыночных бизнес-структур. Дальнейшая их приватизация не должна носить ни массового, ни кампанейского характера. Необходима кропотливая работа государственных органов по предпродажной подготовке с привлечением финансовых консультантов по поиску инвесторов, имеющих перспективные планы дальнейшего корпоративного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.