Научная статья на тему 'Реструктурирование и приватизация государственных предприятий в процессе проведения экономических реформ'

Реструктурирование и приватизация государственных предприятий в процессе проведения экономических реформ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
111
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реструктурирование и приватизация государственных предприятий в процессе проведения экономических реформ»

РЕСТРУКТУРИРОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ

РЕСТРУКТУРИРОВАНИЕ И ПРИВАТИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ

РЕФОРМ

Е.В. ГАВРИЛИН, кандидат экономических наук Российская академия государственной службы при Президенте РФ

Плановая организация экономики бывших социалистических стран предполагала осуществление предприятиями своей деятельности на основе централизованного распределения ресурсов и финансовых средств, с увязкой производителей и потребителей продукции. Главными планируемыми показателями были объемы производства товаров и услуг, ввод дополнительных производственных мощностей. Показателям эффективности уделялось значительно меньше внимания, несмотря на то, что шел непрерывный поиск как частных показателей, направленных на повышение эффективности использования сырья, материалов, основных фондов и трудовых ресурсов, так и интегрированного показателя эффективности общественного производства.

В качестве основной причины неразвитости экономических систем бывших социалистических стран обычно называют отсутствие конкуренции и закрытость от экономик развитых стран. «Недостаток конкуренции на всех уровнях экономики оказывал неблагоприятное воздействие на промышленные секторы в странах Центральной и Восточной Европы. С началом рыночного реформирования менеджеры предприятий оказались полностью не подготовлены к возникающим в процессе конкуренции трудностям и необходимой дисциплине. Многие предприятия оказались неконкурентоспособны по международным стандартам»1.

1 Restructuring of Enterprises in Eastern and Central Europe, by Ira W. Liberman / Privatization through restructuring / edited by Andreja Bohmand Uros Korze. - Ljubljana: CEEPN, 1994, p.183-184.

С позиции рыночной экономики для социалистических предприятий характерно неэффективное использование основных факторов производства - сырья и материалов, основных фондов и труда. В производстве задействованы избыточное количество персонала, устаревшие технологии, машины и оборудование. Расточительно используются топливно-энергетические ресурсы. Практически отсутствует охрана окружающей среды. Предприятия плохо структурированы и организованы в части маркетинговых исследований, проектирования новых продуктов, продвижения их на рынок и сбыта. Неэффективно построены системы ведения бухгалтерского учета и отчетности. Крупные и средние предприятия несут на себе огромный груз объектов социальной сферы. Это приводит к значительному удорожанию продукции, делая ее неконкурентоспособной.

Неприемлемые с точки зрения рыночных отношений характерные черты социалистической экономики имеют логическое объяснение. Привязка производимой продукции к конкретным потребителям в рамках централизованного планирования приводила к отсутствию необходимости проведения маркетинговых исследований и организации сбытовой стратегии. Следствием государственной политики обеспечения полной занятости населения становились раздутые штаты и неэффективное использование рабочей силы. Низкие цены на энергоносители в России (при ценообразовании природная рента не учитывалась, а принимались во внимание только затраты на производство и добычу), их поставки по ценам ниже

мировых в страны социалистического лагеря были причиной отсутствия побудительных мотивов к их экономии. Условия тотального дефицита, социальная направленность экономики, а также желание привлечь дополнительные трудовые ресурсы толкали предприятия на строительство собственной социальной инфраструктуры.

Рыночные преобразования во всех бывших социалистических странах Центральной и Восточной Европы основывались на политических решениях и воле руководства, сопровождались ломкой идеологии, либерализацией экономики, верой в то, что переход к рынку за короткий промежуток времени обеспечит быстрый экономический рост.

Обычно выделяют следующие этапы рыночного реформирования. Первый — коренные политические и идеологические изменения, сопровождающиеся конституционной реформой. Второй — либерализация экономики, включающая свободное ценообразование, приватизацию государственных предприятий, изменение тарифов, импортного контроля и пошлин, унификацию рынка обмена валют, реформу налоговой системы, снятие барьеров и запретов в регулировании свободного предпринимательства, либерализацию иностранных инвестиций и фондового рынка. Третий — принятие мер по настройке экономики — взятие под контроль инфляции, наведение бюджетного порядка, обеспечение экономического роста, реструктуризация внешнего и внутреннего долгов, увеличение прибыльности и экономический рост действующих предприятий. Четвертый — этап устойчивого экономического роста.

Свободное ценообразование и упразднение планового регулирования привели ктому, что предприятия лишились как традиционных поставщиков сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих, так и потребителей продукции по причине резкого сокращения объемов производства, растущей неплатежеспособности и замещения потребляемой или поставляемой продукции импортной, чему способствовала либерализация импорта.

Падение производства для многих стран оказалось настолько глубоким, что до сих пор не достигнут докризисный уровень. По имеющимся оценкам, в Польше, Венгрии, Словакии, Словении и Чехии валовой национальный продукт сократился на 20%, промышленное производство на 30-35%. В других странах Восточной Европы, в том числе государствах СНГ, эти показатели сократились более чем в 2 раза.

В этих условиях в меньшей степени кризис затронул те отрасли, которые мало зависели от поставщиков комплектующих и полуфабрикатов, а также производящие продукцию или услуги массового потребления. Прежде всего, это добывающие отрасли, производство электроэнергии, отрасли первого передела (черная и цветная металлургия, нефтепереработка), связи, химии и т.п.

Ожидания либеральных экономистов на быстрый переход к рыночной системе хозяйствования не оправдались нив одной социалистической стране. Напротив, резко сократился объем производимого валового национального продукта, на несколько порядков выросли цены. Это привело к гиперинфляции, массовой остановке и банкротству предприятий, увеличению безработицы, снижению доходов и обнищанию населения. Как следствие произошло абсолютное падение всех экономических показателей, увеличение социальной напряженности и обострение политической обстановки.

Многие эксперты сходятся во мнении, что другого результата ожидать было трудно, поскольку экономические реформы проводились без изучения социально-экономических предпосылок, без глубокого анализа текущего состояния экономики и возможных последствий ее либерализации, не говоря уже о детально проработанной программе социально-экономических преобразований.

Излишнее доверие оказывалось рекомендациям Международного валютного фонда и других экспертов и советников, имеющих опыт рыночных преобразований в Венесуэле, Бразилии, Перу, Колумбии, Аргентине, Чили и Мексике, экономика которых коренным образом отличалась от плановой социалистической.

Сторонники проведения «шоковой» реформы объясняют критическое падение производства неспособностью социалистических предприятий гибко реагировать на изменившиеся потребности и условия рынка. Главными причинами этого падения является гиперинфляция, приведшая к очень высоким процентным ставкам по кредитам и невозможности спланировать возврат средств, несоответствие требованиям рынка форм корпоративного управления и не готовый приспособиться к новым условиям менеджмент. В качестве выхода из сложившейся ситуации предлагалось проведение как можно в более сжатые сроки приватизации.

При претворении в жизнь центральной составляющей всей экономической реформы — приватизации перед всеми странами встал выбор возмож-

ных путей ее проведения. Основной составляющей этого выбора было либо сохранение участия государства в управлении предприятиями в целях проведения их реструктурирования, под которым принято понимать действия по отношению к компаниям по преодолению различий между характеристиками их текущей деятельности и характеристиками, необходимыми в случае, если они становятся конкурентоспособными на международном уровне, либо немедленная массовая приватизация без дополнительных вложений в повышение капитализации предприятия. Реструктурирование предприятия в этом случае полностью остается на усмотрение нового собственника.

Представляется, что оба подхода для разных видов производств являются правильными, поскольку большинство небольших предприятий сферы потребительского рынка, местного потребления и другие могут быть реструктурированы только частными собственниками, более гибко ощущающими конъюнктуру рынка. Крупным предприятиям на этапе перехода к рынку необходима помощь государства в преобразовании системы управления производством и финансовом реструктурировании, в том числе по государственным кредитам.

На начальных этапах проведения экономических реформ все бывшие социалистические страны пошли по пути проведения ускоренной приватизации в целях привлечения стратегических инвесторов, способных провести реструктурирование производств и превратить государственные предприятия в процветающие конкурентоспособные рыночные структуры, использующие современные технологии и интегрированные в мировое разделение труда. Предприятия, не способные вписаться в новые рыночные условия, должны были пройти процедуру банкротства и быть ликвидированы.

Предполагалось, что наряду со стратегическими собственниками появятся портфельные инвесторы, получившие акции предприятий во время проведения массовой приватизации в обмен на приватизационные чеки или за счет средств специально открытых вкладов. Соответственно будет решена проблема социальной направленности реформ, поскольку население, будучи акционером бывших социалистических предприятий, получит часть общенародной собственности и ежегодный дополнительный доход в виде выплачиваемых дивидендов.

2CEEPN Academy, Macroeconomics of Transition, by Joze Mencinger, Lecture, Slovenia, CEEPN 1996.

Подавляющее количество государственных предприятий в бывших социалистических странах было приватизировано в два этапа. На первом этапе происходило создание акционерного общества, в уставный капитал которого вносилось имущество бывшего государственного предприятия. Таким образом, имущество переходило в частную собственность открытого акционерного общества, а государство становилось владельцем акций вновь созданного хозяйствующего субъекта. На втором этапе находящиеся в государственной собственности акции реализовывались членам трудовых коллективов, частным инвесторам и населению через системы ваучеров или специально открываемых приватизационных счетов.

На практике оказалось, что стратегические инвесторы заинтересованы в приобретении структур, легко интегрируемых в рыночные отношения, не требующих больших капитальных затрат на реструктурирование и пуск производства. Предприятия с морально и физически устаревшим оборудованием, требующие перестройки производства, инвесторов не интересуют. Покупатели готовы вкладывать средства в высокодоходные и ликвидные активы, но не готовы делить собственность с населением и брать на себя длительную, кропотливую работу по реструктурированию предприятий.

К реформаторам в бывших социалистических странах быстро пришло понимание, что положительное влияние приватизации на автоматическое построение рыночной экономики и экономическую эффективность общественного производства несколько переоценивалось. Частная собственность является необходимой предпосылкой для экономической эффективности, но недостаточной. Только передача государственной собственности в руки формально приватизированных обществ, которые созданы государством, и раздача акций этих обществ является административной операцией, которая отражает распределение политической власти и идеи произвольно выбранных западных «приватизаторов». Первый раунд приватизации в Центральной и Восточной Европе не создаст систему действенных импульсов в экономике, не создаст владельцев, которые будут отвечать за надлежащее использование и сохранение материальных ценностей2.

До полной приватизации государственной собственности и построения рыночной экономики необходима работа по реструктурированию предприятий и определению их места на рынке, в том числе в мировом разделении труда. Без актив-

ной роли государства вновь созданным хозяйствующим субъектам решить эти проблемы весьма непросто или просто невозможно.

В бывших социалистических странах Центральной и Восточной Европы это поняли значительно раньше, чем в России, где реструктурирование акционерных обществ оставлено будущим частным собственникам и до приватизации практически не проводится. Государственное управление в акционерных обществах, имеющих в уставных капиталах долю Российской Федерации, сводится к участию представителей государства в собраниях акционеров и советах директоров, как правило, без глубокого представления о финансово-экономическом состоянии общества. Главной заботой становится противодействие размыванию доли государства до ее приватизации.

В зависимости от характера и глубины преобразований на предприятии, обычно выделяют краткосрочное, или пассивное, и долгосрочное, или активное, реструктурирование3.

Краткосрочное (пассивное) реструктурирование направлено на улучшение конкурентоспособности предприятия без значительных затрат на преобразования и включает в себя проведение финансового анализа, внутреннего аудита, восстановление или приведение в порядок бухгалтерской отчетности и финансовых документов; реструктурирование краткосрочной и долгосрочной кредиторской задолженности, собственного капитала и состава активов компании; реструктурирование дебиторской задолженности и незавершенного строительства; избавление от излишних объектов, подразделений и активов; изменение структуры занятых и т.п.

Долгосрочное (активное) реструктурирование предполагает проведение капиталоемких работ, связанных с перестройкой производства, и включает в себя выработку долгосрочной стратегии развития предприятия, определение видов продукции, которые будут продвигаться на рынок, источников и направлений капитальных вложений, разработку направлений реконструкции и обновления производства, настройку и отладку системы производства, маркетинг и продвижение продукции на рынок.

В зависимости от объекта выделяют реструктурирование управления, включающее реоргани-

3 Restructuring of Enterprises in Eastern and Central Europe, by Ira W. Liberman/ Privatization through restructuring/ edited byAndreja Böhm and Uros Korze. - Ljubljana: CEEPN, 1994, p. 184.

4 CEEPN Academy, Business Valuation and Enterprise Restructuring, by Andrej Hartman, Lecture, Slovenia, CEEPN 1999.

зацию системы управления, маркетинга и сбыта, изменение организации системы бухгалтерского учета и финансового менеджмента, системы набора, подготовки персонала и другое, а также финансовое реструктурирование, включающее набор методов реорганизации кредиторской и дебиторской задолженности.

Наряду с традиционной классификацией реструктурирования присутствует точка зрения, выделяющая операционное, корпоративное и финансовое реструктурирование.

Операционное реструктурирование предусматривает меры по усовершенствованию работы компании в области производства, снабжения, маркетинга и сбыта продукции, финансов и работы с персоналом. Корпоративное — предполагает изменение структуры акционерного капитала, продажу части активов, слияние и поглощение. Финансовое — включает элементы, связанные с изменением структуры собственности путем уменьшения или увеличения задолженности, а также изменение стоимости собственного и заемного капитала через снижение процентов по кредитам, реструктурирование выплат, снижение дивидендов и требуемой нормы прибыли и др.4.

Опыт проведения экономических преобразований в бывших социалистических странах Центральной и Восточной Европы показал, что ожидания либеральных экономистов о возможности перевода социалистических плановых экономик на рыночные отношения и обеспечения быстрого экономического роста за короткий промежуток времени не оправдались.

Реформаторы в бывших социалистических странах Центральной и Восточной Европы поняли, что если государство не возьмет на себя функции по управлению государственными предприятиями, по их реструктурированию и интеграции в рыночные отношения, это может закончиться массовыми банкротствами и ликвидацией предприятий. При этом, несмотря на то, что банкротство и ликвидация также являются инструментами рыночного преобразования предприятий, выделяют несколько причин, по которым они считаются крайне нежелательными. Во-первых, стоимость реструктурированного предприятия значительно выше подлежащего ликвидации, во-вторых, массовые банкротства предприятий приведут к сокращению рабочих мест и обострению социальной напряженности.

Обобщая опыт бывших социалистических стран, можно сделать следующие выводы. Все го-

сударственные предприятия и акционерные общества, имеющие в уставных капиталах долю государства, условно можно разделить на три группы. К первой группе можно отнести предприятия, находящиеся на стадии конкурсного производства, которые будут подвергнуты банкротству. Ко второй — мелкие и средние предприятия, а также акционерные общества, в уставных капиталах которых доля государства составляет менее контрольного пакета. К третьей — акционерные общества, контрольные пакеты акций которых находятся в государственной собственности, средние и крупные государственные предприятия.

Предприятия и общества первой группы должны подвергнуться неизбежной процедуре банкротства и ликвидации. При выявлении случаев преднамеренного банкротства должны приниматься меры по прекращению конкурсного производства и восстановлению доли государства.

Акционерные общества и унитарные предприятия, отнесенные ко второй группе, должны вноситься в ежегодные прогнозные планы (программы) приватизации и подлежать продаже. Долгосрочное реструктурирование в этом случае возлагается на новых собственников. В целях повышения инвестиционной привлекательности продаваемых объектов в процессе предпродажной подготовки возможно проведение краткосрочного реструктурирования. Эта работа предполагает проведение финансового анализа, внутреннего аудита, восстановление или приведение в порядок бухгалтерской отчетности и финансовых документов, реструктурирование дебиторской, краткосрочной и долгосрочной кредиторской задолженности, в случае необходимости — возврат выведенных активов и восстановление доли государства в уставном капитале. Реструктурирование и предпродажная подготовка должны закончиться оценкой стоимости бизнеса компании, определением размера и способа приватизации пакета акций.

На предприятиях и в акционерных обществах третьей группы должно осуществляться соответствующее рыночным принципам государственное управление. Система управления подлежащими коммерциализации государственными унитарными предприятиями должна соответствовать принципам корпоративного управления, характерным для акционерных обществ. Поэтому государственные предприятия неизбежно должны пройти путь акционирования, при котором государство становится собственником акций вновь созданных акционерных обществ.

В государственной собственности целесообразно сохранить пакеты акций, позволяющие обеспечить разные степени контроля управления (от полного контроля до блокирующего пакета), а при их приватизации вызовут интерес у инвесторов. Пакеты акций менее блокирующего сохранять в собственности государства нецелесообразно, за исключением крупных предприятий, имеющих рыночные котировки акций. В отдельных случаях может вводиться специальное право («золотая акция») в целях предотвращения возможных случаев нежелательной ликвидации или недружественного поглощения или слияния.

Ежегодная финансово-хозяйственная деятельность должна строиться на основе годовых бизнес-планов, являющихся детализацией среднесрочных и перспективных планов, принимаемых на советах директоров, согласовываемых в отраслевых министерствах и ведомствах, утверждаемых федеральным органом по управлению имуществом, а по особо крупным и стратегически значимым акционерным обществам и предприятиям - министерством экономического развития и торговли или правительством.

Бизнес-планы предприятий должны включать в себя программы краткосрочного и долгосрочного реструктурирования предприятия, направленные на создание успешно функционирующих рыночных структур, предусматривать меры, направленные на повышение конкурентоспособности, по улучшению текущего состояния по всем направлениям деятельности. В производстве это повышение производительности труда, эффективности и качества продукции, включая изменение производственных методов и технологических схем использования оборудования, улучшение производственного планирования, внедрение новой техники, снижение объемов товарно-материальных запасов. В снабжении — снижение расходов на факторы производства, улучшение качества закупок и поставок, диверсификация поставщиков. В маркетинге и сбыте — пересмотр маркетинговой стратегии, увеличение сбыта, доли рынка, изменение ассортимента продукции и цен, рост числа клиентов, пуск новой продукции и улучшение дизайна, реорганизация распределительных каналов, улучшение сервиса и обслуживания клиентов. В работе с персоналом — снижение занятости, повышение квалификации, изменение системы вознаграждения и стимулирования менеджмента, повышение трудовой дисциплины. В области финансов — улучшение финан-

совых показателей, повышение эффективности управления финансами, включающее внедрение отчетности по денежным потокам и планирования, составление бюджета капитальных вложений, снижение процентов по кредитам, реструктурирование выплат и т.п. В корпоративном управлении - изменение структуры управления акционерным обществом, слияние, поглощение и приобретение предприятий и активов, подготовка предложений по включению пакетов акций в ежегодные прогнозные планы (программы) приватизации в целях изменения структуры собственности и владения контрольным пакетом.

На уровне государственных курирующих органов должны быть выработаны методы ежеквартального мониторинга хода выполнения бизнес-планов и эффективности ведения финансово-хозяйственной деятельности, критерии оценки направлений развития производства и управленческих решений, принимаемых менеджерами компаний. Главной целью этой работы должно стать создание успешно функционирующих рыночных бизнес-структур, имеющих высокую капитализацию, приватизация которых вызовет интерес у инвесторов, имеющих перспективные планы дальнейшего корпоративного развития.

Ф.СП-1 АБОНЕМЕНТ Финансы и кред "л журнал 71222 11шд1 кс издания;

ит Количество 1

На 2005 год пс ) месяцам:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

X X Y X X

Куда

(почювыи пндг.м. ) '.-vll'l о

Кому

(фамилия. инициал!.!'

Д ОСТА ВОЧ Н АЯ К А РТОЧ К А

71222

пв место .гн i- тер на- пп1д1 'кс издания) журнал

Финансы и кредит

¡плимш01ш1ш. шдлпия)

Стоимость подписки |____Руб.__ ___ко 11. Количество комплектов 1

пере/у1ресоц1ш| Руб. коп.

На 2005 год по месяцам:

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

X w X X X

Куда

глди.о

Кому

(фамилия.ш1и1(илл1>п

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.