Научная статья на тему 'Стимулы в налоговом праве: понятие и признаки'

Стимулы в налоговом праве: понятие и признаки Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
373
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ ПРАВО / СТИМУЛЫ / ПООЩРЕНИЯ / ЛЬГОТЫ / ПОНЯТИЕ / КВАЛИФИКАЦИЯ / TAX LAW / INCENTIVES / PRIVILEGES / CONCEPT / QUALIFICATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ушатов Максим Викторович

В статье рассматривается понятие стимулов в налоговом праве на основе общетеоретических представлений о правовом стимулировании, формулируются признаки стимулов в налоговом праве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стимулы в налоговом праве: понятие и признаки»

Стимулы в налоговом праве: понятие и признаки Ушатов М. В.

Ушатов Максим Викторович / Ushatov Maxim Viktorovich - магистрант, кафедра теории и истории государства и права,

Институт права,

Самарский государственный экономический университет, г. Самара

Аннотация: в статье рассматривается понятие стимулов в налоговом праве на основе

общетеоретических представлений о правовом стимулировании, формулируются признаки стимулов в налоговом праве.

Abstract: this article discusses the concept of incentives in the tax law on the basis of general theoretical concepts of legal incentives, incentives are formulated signs in the tax law.

Ключевые слова: налоговое право, стимулы, поощрения, льготы, понятие, квалификация.

Keywords: tax law, incentives, incentives, privileges, concept, qualification.

Переход российской экономической системы к рыночным принципам осуществления деятельности, вызванный к жизни реформами 90-ых годов, обозначил тенденцию к расширению сферы действия правовых норм, побуждающих субъектов к общественным изменениям. Одним из видов таких норм являются нормы, осуществляющие стимулирование определённой деятельности. В рамках рыночной экономики правовое стимулирование распространяется на мотивацию поведения субъектов. Социальная ценность таких норм состоит в том, что индивиду предоставляется свобода, возможность выбора для удовлетворения разнообразных интересов и потребностей.

Публично-правовое регулирование, одним из составляющих которого выступает налоговое право, традиционно отождествляется с принудительным воздействием на участников общественных отношений, с реализацией императивных приказов, мало зависящих от реализации воли подвластных участников общественных отношений. Но изменение общих подходов к воздействию на участников общественных отношений, развитие принципа сочетания принуждения и убеждения в праве приводит к необходимости выработки полноценной теории стимулирующего воздействия в публичном праве.

Словарь иностранных слов дает следующее определение понятия «стимул» (лат. Stimulus - стрекало, погонялка) - побуждать к действию, толчок, побудительная причина. Стимул определяется как побудительная причина, толчок, заинтересованность в совершении чего-нибудь. Новейший психологический словарь под общей редакцией В. Б. Шапаря дает следующее определение понятия «стимул»: «побуждение, эффект которого опосредован психикой человека, его взглядами, чувствами, настроениями, интересами, стремлениями, пр. Причем стимул не отождествляется с мотивом, но иногда может превращаться в него». Современный толковый словарь русского языка определяет стимул как «заинтересованность в совершении чего-либо, как побуждение к действию; как побудительную причину. Стимулировать - создавать стимул либо служить стимулом к чему-либо».

Эти и другие родовые формулировки используются и в теории налогового права для характеристики признаков и специфических черт стимулирования в налоговом праве.

Также в основе формирования понятия стимула в налоговом праве лежит общая теория правового стимулирования, которая в последние годы разрабатывается достаточно активно. А. В. Малько определяет правовой стимул как правовое побуждение к законопослушному деянию, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования [5, с. 60]. В трактовке Н. М. Конина правовые стимулы - методы государственного управления [4, с. 109-112]. В. В. Глазырин рассматривает норму как правовой стимул, если она предусматривает «разные меры социальных благ, направленные на удовлетворение интересов индивида, коллектива в зависимости от выбора ими варианта поведения, в большей или меньшей степени отвечающего интересам государства, потребностям общества» [3, с. 20]. Авторы Общего курса теории государства и права полагают, что правовой стимул представляет собой правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои потребности и интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей [7, с. 648].

Однако в теории налогового права понятие налогового стимула разработано недостаточно. Большинство авторов определяют это понятие стимула в налоговом праве через механическое перечисление разновидностей стимулов без одновременного выделения признаков данного явления или формулирования.

Одним из немногих исключений является работа С. В. Мирошник. Автор полагает, что «в налоговом праве правовой стимул - это сложное правовое явление, представляющее собой особый способ взаимосвязи норм права, регулирующих осуществление налогового контроля, предоставление налоговых льгот, норм, закрепляющих научно обоснованное налоговое бремя, которые создают правовой режим, побуждающий к активной положительной деятельности в интересах самого индивида, общества, государства» [6, с. 17].

Представляется, что это определение нуждается в уточнении с учетом признаков правовых стимулов, выделенных в теории.

Во-первых, стимулы в налоговом праве имеют нормативный характер: только при условии закрепления данного института в законодательстве налогоплательщики могут воспользоваться данными явлениями. Не можем согласиться с теми авторами, которые отождествляют нормы права и правовые стимулы. Представляется, что стимул как средство воздействия на общественные отношения может выражаться в комплексе правовых предписаний. Одновременно, полагаем, что есть основания рассматривать налоговый стимул как элемент правового статуса определенных законом субъектов права.

Во-вторых, стимулы в налоговом праве выражают в себе побуждение к законопослушному деянию в сфере налогового права, общественно полезной, экономически значимой деятельности. И в этом смысле стимулы в налоговом праве - специфическая форма удовлетворения и защиты публичного экономического интереса [1; 2].

В-третьих, стимулы в налоговом праве одновременно создают для удовлетворения интересов налогоплательщика режим благоприятствования, создают положительную мотивацию, правомерно облегчают положение налогоплательщика, позволяют ему полнее удовлетворить свои потребности и интересы, и выражающееся как в предоставлении или обещании предоставления дополнительных, особых прав, преимуществ, благ, так и в освобождении от обязанностей. Важно, что это предоставление благ и облегчение положения налогоплательщика обязательно должно осуществляться в рамках публичных интересов. Процесс удовлетворения потребностей носит взаимовыгодный характер: блага предоставляются и для налогоплательщика, и для общества. Стимулирование сочетает различные интересы, гармонизирует их, удовлетворяя благоприятными последствиями. При этом стимулы в налоговом праве представляют собой специфические исключения из общих правил, выступают способом юридической дифференциации (льготы - это элемент, прежде всего, специального правового статуса лица, механизм дополнения основных прав и свобод субъекта возможностями юридического характера).

В-четвертых, стимулы в налоговом праве - способ регулировать поведение налогоплательщика.

Таким образом, стимул в налоговом праве - это правовое явление, представляющее способ правового воздействия на налогоплательщика в целях побуждения к правомерным действиям как в области налогообложения, так и в иных сферах жизнедеятельности (экономической, производственной, инвестиционной, социальной и т. д.).

Литература

1. Болгова В. В., Коновалова Е. В. Публичные экономические интересы: некоторые проблемы

конкретизации // Право и государство: теория и практика. 2013. № 9 (105). С. 13-17.

2. Болгова В. В., Чураков А. Н. К вопросу о соотношении мер защиты и мер ответственности в праве // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. 2000. № 11.

3. Глазырин В. В. Хозрасчет. Стимулы. Труд. М., 1989.

4. Конин Н. М.Стимулирование в системе методов государственного хозяйственного управления // Актуальные вопросы современной юридической науки, Саратов, 1978. Ч. 1.

5. Малько А. В. Стимулы и поощрения в праве. М., 2003.

6. Мирошник С. В. Теория правового стимулирования: Дис. ... докт. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2003.

7. Теория государства и права / Отв. ред. Н. И. Матузов, А. В. Малько. М., 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.