ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Цели налогообложения и стимулы в налоговом праве: некоторые проблемы соотношения Ушатов М. В.
Ушатов Максим Викторович / Ushatov Maxim Viktorovich - магистрант, кафедра теории и истории государства и права, Институт права, Самарский государственный экономический университет, г. Самара
Аннотация: в статье рассматриваются различные теоретические подходы к определению понятия и раскрытию содержания понятия «стимул в налоговом праве». На основе анализа Основных направления налоговой политики в РФ делается вывод о соотношении природы правового средства, рассматриваемого в качестве стимула, и целей правового регулирования, предлагаются возможные параметры оценки правового средства как стимула в праве, делается вывод о возможных основаниях разграничения льгот и стимулов в налоговом праве.
Ключевые слова: налог, стимул, налоговое право, правовое регулирование, цели, средства, льготы, правовой режим.
Современная правовая и экономическая теория выделяет несколько функций налогов, среди которых не последнее место занимает стимулирующая. Налогообложение рассматривается как средство воздействия на экономические отношения, применение которого может, как активизировать тот или иной вид деятельности, так и создать для него препятствия. При этом многие исследователи отмечают, что стимулирование в налоговом праве способно не только воздействовать на тот или иной вид деятельности, но может иметь и более глубокий эффект, пробуждая творческие, интеллектуальные силы участников социальных процессов [9].
По справедливому замечанию Н. Н. Лайченковой «установление и применение налоговых стимулов, несомненно, должно привести к повышению позитивной активности налогоплательщика, к созиданию важных для государства процессов посредством заинтересовывания граждан в конечном результате - получении выгодных для них последствий» [5]. А С. В. Мирошник рассматривает стимулы как стратегическое направление развития системы правового регулирования: «За стимулами вообще, а за правовыми в частности, будущее развитие всего общества. Изучение стимулов (правовых в том числе) ведет к выявлению более гуманных и демократических средств управления обществом» [8].
Говоря о стимулах в налоговом праве, как правило, к ним относят налоговые льготы, налоговые поощрения и налоговые иммунитеты [6]. Определяя соответствующие правовые средства, исследователи, как правило, придерживаются сходных позиций. Так, под налоговой льготой понимают установленное нормами налогового законодательства облегчение положения налогоплательщика, выражающееся в предоставлении ему дополнительных, особых прав (преимуществ) и (или) в освобождении от обязанностей. Налоговое поощрение - позитивная реакция государства, выражающаяся в поддержке или одобрении правомерных действий, деятельности субъекта налогового права в какой-либо сфере путем применения к нему мер материального характера. Налоговый иммунитет - правовой режим, при котором субъект финансового права освобождается от выполнения обязанностей, предусмотренных налоговым законодательством в установленном порядке в целях обеспечения выполнения публичных функций.
Сформулированные в теории определения налоговых стимулов, льгот и иммунитетов не вызывают каких-либо возражений, однако, думается, что при оценке того или иного правового средства именно как стимула, необходимо, в первую очередь, иметь в виду, что «правовой стимул» - это не конкретный вид правовых средств, а, по сути, оценка функционального назначения того или иного правового средства в системе правового регулирования. Правовой стимул побуждает к законопослушному поведению, путем создания для субъекта правового режима благоприятствования.
В целом, все правовое регулирование, так или иначе направлено на формирование законопослушного поведения, которые выступает основной целевой установкой в процессе государственного регулирования. Но в общей системе правовых средств стимулы воздействуют на поведение субъектов через побуждение, в качестве которого выступает льготный правовой режим. То есть правовой стимул обозначает возможность получить поощрение за законопослушное поведение в форме правового режима, содержание которого более благоприятно, нежели содержание общего правового режима.
Специфика правового стимулирования в той или иной области правового регулирования должна, на наш взгляд, оцениваться в увязке со спецификой самой системы правового регулирования. То есть, квалифицируя то или иное правовое средство как правовой стимул, мы должны оценить, направлен ли соответствующий благоприятный правовой режим на стимулирование поведения, служащего достижению базовых целей правового регулирования в соответствующей области или нет [2; 3].
Представляется, что применительно к оценке стимулов в налоговом праве, необходимо учитывать общие параметры налоговой политики, определенные в государстве на соответствующий период.
Так, согласно Основным направлениям налоговой политики на 2016-2018 годы, налоговое стимулирование рассматривается как элемент антикризисного плана Правительства РФ и к числу налоговых стимулов относят те меры, которые не только позволят предпринимателям и юридическим лицам по возможности минимизировать индивидуальные последствия мирового финансового кризиса, но и создадут возможность для развития новых типов производств, форм предпринимательства, необходимых в современных социально-экономических условиях. Так, в 2016-2018 году планируется применение таких налоговых стимулов, как применение льгот по налогу на прибыль для новых производств, увеличение первоначальной стоимости амортизируемого имущества, применение специальных налоговых режимов для субъектов малого предпринимательства, расширение возможности применения авансовых платежей по налогу на прибыль, упрощение порядка возмещения НДС при экспорте, изменение порядка применения НДС к авансовым платежей, учет процентных платежей для целей налогообложения.
Говоря о природе правовых институтов, с помощью которых осуществляются те или иные формы налогового стимулирования, то, помимо собственно налоговых льгот и налоговых иммунитетов, к ним можно отнести и нормы, устанавливающие систему прав и обязанностей налогоплательщика. Например, налоговым стимулом являются нормы, определяющие пороговую стоимость амортизируемого имущества, нормы о специальных налоговых режимах, нормы о порядке уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль.
В общем виде, в качестве стимула в налоговом праве, на наш взгляд, необходимо рассматривать правовые средства, реализация которых приводит к формированию добросовестного и необходимого для достижения целей налогообложения поведения налогоплательщика через предоставление возможности улучшить положение налогоплательщика по сравнению с общим налоговым режимом.
То есть налоговый стимул, на наш взгляд, - не любое улучшение положение налогоплательщика, а только то, целью которого выступает стимулирование поведения, необходимого для достижения целей налогообложения [7]. Определение указанных целей на конкретный период должно осуществляться с учетом содержания основных направлений налоговой политики, установленных Министерством финансов РФ.
Поводя некий итог изложенному, хотелось бы обозначить в общем виде нашу позицию относительно объема понятия «стимулы в налоговом праве»:
1. Стимулом в налоговом праве является правовое средство, применение которого создает режим благоприятствования для налогоплательщика (по отношению к общему налоговому режиму) с целью стимулирования такой деятельности налогоплательщика, которая необходима для достижения целей налогообложения и с учетом приоритетов развития государства.
2. Стимул - это качественная оценка правового средства с точки зрения возможности его побудительного воздействия на поведение субъектов налогового права и достижения публичного интереса [4].
3. Не любое изменение общего режима налогового права можно рассматривать в качестве стимула. В частности, не являются налоговыми стимулами социальные налоговые льготы [1], так как их использование в системе правового регулирования не связано непосредственно с целями налогообложения.
Литература
1. Беликов Е. Г. Налоговые стимулы социальной направленности // Налоги. 2014. № 1. С. 12 - 13.
2. Болгова В. В. Принцип равенства в публичном и частном праве: теоретические проблемы. Самара, 2004.
3. Болгова В. В. Публичное право (проблемы теории, методологии, практики): Дис. ... д.ю.н. Самара, 2009.
4. Болгова В. В., Коновалова Е. В. Публичные экономические интересы: некоторые проблемы конкретизации // Право и государство: теория и практика. 2013. № 9 (105). С. 13-17.
5. Лайченкова Н. Н. Стимулы в налоговом праве: Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2007.
6. Малько А. В. Стимулы и ограничения в праве // Правоведение. 1998. № 3. С. 134 - 147.
7. Милова И. Е., Милова Е. А. К вопросу о понятии принципов права // Вопросы экономики и права. 2009. №8. С. 39-42.
8. Мирошник С. В. Теория правового стимулирования. Ростов-на-Дону, 2003.
9. Новопавловская Е. Е. Защита основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации посредством конституционного судопроизводства. Белгород, 2015.