Научная статья на тему 'Экономические факторы формирования идетерминации принципов налогового права России'

Экономические факторы формирования идетерминации принципов налогового права России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
109
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / ECONOMIC FACTORS / ПРИНЦИПЫ НАЛОГОВОГО ПРАВА / TAX LAW PRINCIPLES / НАЛОГОВОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ / НАЛОГОВАЯ ЛЬГОТА / НАЛОГОВОЕ ПООЩРЕНИЕ / TAX STIMULATION / TAX PRIVILEGE / TAX ENCOURAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Смирнов Д.А.

В данной статье раскрываются основные моменты влияния экономических факторов на формирование и детерминацию принципов налогового права. Автор предлагает внести дополнения в Налоговый кодекс РФ, позволяющие стимулировать экономическое развитие хозяйствующих субъектов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic Factors of Forming and Determination of Tax Law Principles in Russia

The article deals with the main aspects of economic factors influence on forming and determination of Tax Law principles. The author offers to supplement Tax Code of Russian Federation with the articles stimulating economic development of subject management.

Текст научной работы на тему «Экономические факторы формирования идетерминации принципов налогового права России»

Экономические факторы формирования и детерминации принципов налогового

права России

Смирнов Д.А. *

The article deals with the main aspects of economic factors influence on forming and determination of Tax Law principles.

The author offers to supplement Tax Code of Russian Federation with the articles stimulating economic development of subject management.

Важнейшее значение для формирования и детерминации принципов налогового права имеют экономические отношения. Уровень развития производственных отношений, соответствующих данной ступени развития производительных сил общества, оказывает непосредственное влияние на развитие принципов налогового права. Последние являются правовым показателем состояния налогообложения в государстве. Именно они отличают налоговые системы государств, отображают уровень их развития.

Налоговая система России зависима от уровня экономического развития (развития производительных сил); общественно-экономического устройства общества (сочетание рынка и государства); господствующей в обществе экономической доктрины (нейтральность налоговой системы или активное вмешательство в экономику страны)1. Экономическая конъюнктура существенно обусловливает выбор налоговой системы. Поэтому в индустриально развитых странах значительное место занимают налоги с доходов физических лиц и организаций2, там развито налоговое законодательство и его основные правила — принципы. В развивающихся государствах налоговые поступления остаются пока слабыми, что можно констатировать и относительно принципов налогового права, поскольку необходимости в четком правовом регулировании относительно взимания и уплаты налогов, свойственной развитым государствам, не существует.

Все народы в принципе развиваются одинаково и рано или поздно проходят одни и те же стадии общественно-экономического развития: первобытно-общинную (от возникновения человека до IV

тысячелетия до н.э.); рабовладельческую (IV тысячелетие до н.э. — V в. н.э.); феодальную (V—XVII вв.); капиталистическую (с середины XVII в. по настоящее время в ведущих странах), социалистическую, коммунистическую. Эти стадии получили название «общественно-экономические формации». В основе перехода от одной формации к другой лежит эволюция производительных сил и производственных отношений. Таким образом, экономическая история человеческого общества предстает как процесс возникновения, развития и смены способов производства (как единства производительных сил и производственных отноше-ний)3, а вместе с ними налогового права и его принципов.

На заре человеческой цивилизации не существовало понятия «частная собственность», как равно и «общественная собственность». Первичное обобществление (теория общего котла) было условием выживания рода, при котором добытое становилось мерой участия в общественном устройстве, удовлетворении родовых (общинных) потребностей. Мерой участия становились и определенное умение, навык. При этом сам «вкладчик», отдав, может быть, все добытое, получал часть общего. Решение иных общих дел, не связанных с собственно потреблением, потребовало определенных, соответствующих уровню естественно-исторического развития человеческого общества форм участия (жертвоприношение, кроме насильственного, приношение, взнос, отработки, дар и др.), когда «вкладчик» делился частью своих сил, иного добытого.

Появление налогообложения связано с переходом от присваивающей к производящей экономике, разложением ро-

Доцент кафедры финансового, банковского и таможенного права Саратовской государственной академии права, кандидат юридических наук.

О

О

CJ •

о о о

Q.

ce

со

ш

s

I-

о

0

1

о я с о m ф VO >5

о *

о ф

У

s

s

0

1

о *

о

s

ф

ч

я *

< s

I H

о ф

со

О О

сч

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ш

У S

2

0

1

о *

о

2 ф d

л <

S I

н

о ф

со

доплеменных сообществ первобытного мира, переходом к соседской общине, зарождением протогосударств и, главное, постепенной индивидуализацией труда и потребления, приводящей к становлению частной собственности4.

Развитие частной собственности, собственнических отношений привело к развитию права. Наиболее древним и оказавшим свое влияние на право Руси выступило римское право, зародившееся в VIII в. до н.э. в средней части Италии, Лациуме, когда на берегу Тибра возник Рим. Римское право развивалось и действовало в течение 13 столетий — до эпохи императора Юстиниана (527—565 гг.). За это время формализованное право небольшого полиса, проходившего ступень от скотоводства к земледелию, превратилось в высокоразвитую правовую систему общества, основанного на товарном производстве, и оказало огромное влияние на юридическую практику и правовую культуру последних эпох. Частное право отграничивалось от публичного и выражалось в следующем: публичное есть то, что относится к положению государства, частное — которое относится к пользе отдельных лиц.

В России разграничение публичного и частного в практике взимания и уплаты налогов всегда имело место с наложением определенных особенностей — например, сословности и религиозности налогообложения. Историческое развитие частно-собственнических отношений и уровня развития производительных сил меняло и суть принципов налогово-пра-вового регулирования. Каждая историческая эпоха имела свои особенности в формировании и детерминации принципов налогового права. От отсутствия единых и обоснованных критериев в налогообложении, а также справедливых налоговых правил историко-экономическое формирование и детерминация привели к становлению ряда принципов современного налогового права, в числе которых приоритет фискальной цели налогов и публичных начал налогообложения, равноправие налогоплательщиков, единство налоговой политики и др.

НК РФ содержит непосредственное указание на взаимосвязь экономических факторов и принципов налогового права. Так, п. 3 ст. 3 указывает, что «налоги и сборы должны иметь экономическое основание5 и не могут быть произвольными», а в п. 4 говорится: «Не допускается

устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций». Тем самым законодатель прямо подтверждает связь экономических условий с налогообложением. Налоговое право также может оказывать влияние на развитие производственных отношений, то есть на экономические факторы. Это удостоверяют пп. 3 и 4 НК РФ.

В действительности различные виды налоговых доходов государства могут быть использованы для воздействия на экономическую структуру и конъюнктуру. Здесь следует говорить о налоговой стратегии6, то есть об использовании распоряжения налогами и иными обязательными платежами для достижения экономических целей. Налоговая стратегия позволяет опосредованным воздействием — в частности, с использованием механизмов налогового стимулирования — воздействовать на волю участников экономических отношений, побуждая их к поведению, способствующему реализации экономических целей, желательных для правительства7. В этом случае действие, совершаемое по принуждению, заменяется действием, совершаемым по убеждению8. Налогоплательщик под влиянием силы аргументов налогово-стиму-лирующего характера стремится добросовестно, своевременно и в полном объеме исполнить свои налоговые обязательства перед государством9, не подозревая о за-вуалированности экономических целей государственного характера, достигаемых при этом.

Принципы налогового права, сформированные под влиянием экономических факторов, не могут быть направлены во вред экономике российского государства. Наоборот, они должны стимулировать создание условий для благоприятного экономического развития России. В настоящее время создаются и развиваются новые экономические факторы, которые не могут не оказать воздействия на развитие налогового законодательства и его принципов. В Послании Федеральному собранию Российской Федерации

Президент России Д.А. Медведев отметил: «Вместо примитивного сырьевого хозяйства мы создадим умную экономику, производящую уникальные знания, новые вещи и технологии, вещи и технологии, полезные людям»10. Основной задачей, стоящей перед Россией, выступает осуществление модернизации экономики, формирование нового наукоемкого инновационного производства, внедрение новых технологий. Достижение указанного постулата возможно и при эффективном реформировании налогового законодательства: «Под задачи модернизации должна быть настроена и наша налоговая система, а также законодательство об обязательных страховых взносах. Правительство должно в I квартале следующего года представить законопроекты, предусматривающие создание благоприятных условий для инновационной деятельности в том числе, но не ограничиваясь, конечно, этим, установление пятилетнего переходного периода в отношении увеличения обязательных взносов на социальное страхование. Нужно при этом четко определить, кому будут даны такие преференции. Очевидно в целом, что наша налоговая система нуждается в совершенствовании. Дискуссия о том, какие налоги и по каким ставкам должны взиматься в нашей стране, не закрыта. Кризис, конечно, затруднил принятие решений по снижению налоговой нагрузки. Но к этим вопросам надо будет в ближайшее время вернуться, и мы обязательно это сделаем» 11.

Бесспорно, что НК РФ должен быть дополнен рядом норм, которые бы соответствовали экономическому курсу государства. Необходимость в этом уже назрела. Современные принципы налогового права России нуждаются в совершенствовании и дополнении, отвечающем тенденциям историко-экономического развития. Модернизация экономики требует перемен, в том числе налоговых, прежде всего проявляющихся в формировании и детерминации новых принципов налогового права. Д.А. Медведев совершенно справедливо указывает: «Современность», конечно, не является каким-то застывшим понятием, конечной остановкой прогресса, по прибытии на которую можно «расслабиться и отдохнуть». Как раз наоборот. По-настоящему современным может считаться только общество, настроенное на непрерывное обновление, на постоянные эволюционные пре-

образования социальных практик, демократических институтов, представлений о будущем, оценок настоящего, на постепенные, но необратимые перемены в технологической, экономической, культурной областях, на неуклонное повышение качества жизни»12.

Так в чем же должны быть изменены или дополнены принципы налогового права, как это найдет свое отражение в налоговом законодательстве России? Необходимо разобраться в данном вопросе и дать объективный ответ.

В настоящий момент в процессе на-логово-правового регулирования используются три основных способа воздействия, в соответствии с которыми формулируются принципы налогового права: обязывание, дозволение и запрет. Поскольку по своей природе принципы налогового права представляют собой «требования», то основную их совокупность можно представить в виде запретов или обязываний. Запрет как способ правового регулирования корреспондирует с обязы-ванием. Запрет — это то же обязывание, но обязывание пассивного типа, или, как еще говорят, негативного характера. Нормативное свойство запрета состоит в том, что в нем содержится предписание воздерживаться от поведения, которое возможно при тех или иных обстоятельствах, но является нежелательным в интересах общества либо чуждым и вредным для него. Иначе говоря, запрет указывает на то, как нельзя себя вести, как недопустимо поступать; тем самым определяется негативное отношение к такому поведению13. Запреты в правовом, в том числе налогово-правовом, регулировании призваны защитить как частных лиц, так и само государство от опасных действий (бездействия) со стороны различных членов общества и способствуют охране сложившегося порядка. Таким образом, налоговые запреты служат поддержанию стабильности налоговых правоотношений.

Значительная часть принципов налогового права представляет общие запреты, имеющие базовый, фундаментальный характер. Например:

> запрет установления и введения налогов, имеющих дискриминационный характер и применяющихся исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Кроме того, законодатель не допускает установления дифференцированных ставок налогов, налоговых

о

о

сч •

о о о о.

с[ со Ш

5

I-О

0

1

о я с о

п ф

ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

О О

см

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2 ф d

л <

S I

н

о ф

со

льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (ст. 3 НК РФ). Нетрудно заметить, что указанный налогово-право-вой запрет представляет собой не что иное, как развитие принципа равенства налогообложения, то есть частный случай закрепления общеправового принципа равенства граждан перед законом и судом;

> запрет на установление и введение произвольных налогов (ст. 3 НК РФ). Через этот запрет реализуется принцип экономической обоснованности (соразмерности), предполагающий, что условия возникновения налоговой обязанности у налогоплательщика и объем данной обязанности строго предопределены его индивидуальной экономической ситуацией и в полной мере ей соответствуют 14;

> запрет на установление и введение налогов, препятствующих реализации гражданами их конституционных прав (ст. 3 НК РФ). Указанный запрет составляет содержание принципа минимально необходимого ограничения прав частных субъектов налогового права;

> запрет налогов, нарушающих единое экономическое пространство России и, в частности, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах государственной территории товаров, работ, услуг или финансовых средств (ст. 3 НК РФ). В теории налогового права указанный запрет, как правило, именуют принципом единства системы налогов и сборов и связывают с недопустимостью разрушения единого налогового пространства государства15;

> группа запретов, связанных с принципом законодательного установления налогов. В эту группу входят: запрет на взимание налогов, хотя и обладающих формальными признаками налога, однако не предусмотренных НК РФ либо установленных в ином порядке, чем это определено НК РФ (ст. 3 НК РФ); запрет на установление федеральных, региональных или местных налогов, не предусмотренных НК РФ (ст. 12 НК РФ); запрет органам исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов и в области таможенного дела, осуществлять нор-

мотворческую деятельность по вопросам налогов и сборов (ст. 4 НК РФ), а также запрет на изменение или дополнение законодательства о налогах и сборах правительством и иными исполнительными органами различных уровней власти (ст. 4 НК РФ). Указанные запреты призваны защитить интересы частных лиц и не допустить произвольного подзаконного регулирования налоговых правоотношений16. Можно продолжать перечень примеров принципов налогового права, которые будут являться запретами или обязы-ваниями, но при этом следует заметить, что они не развивают налоговое право в русле стратегических экономических задач, стоящих перед российским государством. Подобное состояние принципов налогового права соответствовало прошлому, начальному пути формирования налоговой системы России. Новые направления развития экономики требуют активного стимулирования в налоговой сфере. В этом заключается правовой прогресс, представляющий естественно-исторический, поступательный процесс усовершенствования правового развития общества, повышения уровня его правовой жизни, а также характеризующийся достижением качественно новой цели17.

К сожалению, стимулирование посредством налогов отдельных видов деятельности на практике практически не осуществляется, что приводит к чрезвычайно высокому уровню роста организаций, занятых в определенных высокодоходных секторах экономики, как правило, связанных с добычей различного рода сырья, ресурсов или полезных ископаемых ввиду своей простоты и минимальности затрат, что довольно быстро приводит к полной зависимости экономики государства от динамики стоимости конкретного вида ресурса. Последствия указанного негативного явления в настоящий момент проявляются в Российской Федерации, когда наблюдается картина все большей зависимости экономики от результатов деятельности предприятий, занятых в сфере добычи нефти, колебания стоимости которой существенно отражаются на экономической стабильности. И, наоборот, фактическое недоведение льгот до конечного потребителя — предприятия, например, занятого в сфере НИОКР, делает данную деятельность крайне невыгодной, что приводит к существенному сокращению количества

организаций этой направленности и в конечном итоге к все большей технологической отсталости государства18. Подобная ситуация обусловлена прежде всего отсутствием принципов налогового права, направляющих налоговое правотворчество в сторону реализации задач налогового стимулирования.

Действительно, на данный момент налоговое законодательство не содержит норм-принципов, которые бы устанавливали основы налогового стимулирования, в том числе в сфере инновационного развития производства. Но законодатель не должен забывать, что «стимулирование есть важнейшая составная часть правовой системы» 19. Новые экономические факторы, их формирование и развитие требуют активного внедрения в практику налогообложения новых принципов, поскольку страна, которая имеет плохую экономическую политику, но простую, ясную, прочную систему правил, развивается значительно лучше, чем страна, где замечательное правительство проводит очень мудрую экономическую политику, но нет ясной системы правил20. Экономические исследования подтверждают указанный

факт21.

Основная задача законодателя — умело закрепить систему норм налогового права, в том числе и принципов, которые позволяли бы при их обоснованном и умелом комплексном применении работать в едином направлении, обеспечивающем эффективность налогообложения. В этом случае эффект воздействия стимулов на поведение налогоплательщиков увеличит социально полезный результат, снизит налоговую преступность и уровень налоговых правонарушений. По мнению Н.И. Мату-зова и А.В. Малько, «оздоровление экономики возможно лишь через активизацию и заинтересованность тех, кто к ней причас-тен, — производителей и потребителей... правовое стимулирование. просто незаменимо. Особенно это касается налоговых льгот, стимулирующих производство»22. Использование преимущественно налоговых стимулов, а не субсидий можно объяснить экономическими причинами: экономятся средства на обслуживание, то есть такой способ «самофинансирования» экономнее. Государству остается лишь установить надежный контроль за правомерным использованием стимулов 23.

Проводя политику применения стимулов в налогообложении, государство должно учитывать интересы трех субъектов:

> государства, чтобы налоговые стимулы не снизили доходность бюджета и способствовали активной инвестиционной деятельности;

> организаций, чтобы подобного рода стимулирование лишь положительно влияло на темпы экономического роста;

> физических лиц, чтобы налоговые стимулы не привели к социальным конфликтам ввиду неравномерности их распределения.

Налоговое стимулирование — действие само по себе крайне сложное, так как налогообложение по своей сути — «это единение и противостояние экономических интересов»24. Как часть государственного регулирования налоговое стимулирование должно обеспечить государственные интересы в бюджетно-налоговой сфере, которые сводятся к максимальному финансовому обеспечению общественных потребностей. Но не следует забывать, что большинство податных систем мира, являясь основным источником формирования доходов государства, несут в себе некую долю экономической полезности для производства. Оптимальной налоговая система будет считаться в случае наличия в ней реальной возможности способствовать приросту корпоративного, частно-хозяйственного капитала и доходов граждан. Конечной целью налогового стимулирования можно считать достижение равновесия между общественными, корпоративными и личными экономическими интересами25.

Большинство теоретиков в области налогового права, говоря о стимулировании, используют категорию «налоговая льгота». Налоговый иммунитет, или иммунитет фискальный, упоминается в трудах, посвященных вопросам международного права. А вот такие понятия, как «налоговые поощрения», «налоговые привилегии», учеными практически не употребляются. Иногда термин «налоговое поощрение» ученые используют в качестве общего понятия, включающего в себя и льготы, и привилегии, и налоговые каникулы, и т.д.26 А между тем в качестве основных стимулов, используемых в налоговом праве, следует считать налоговые льготы, налоговые иммунитеты, налоговые поощрения. Остальные стимулы в налоговом праве являются развитием указанных разновидностей.

В практике применения налогового права самым используемым является та-

о

о

сч •

о о о о.

с[ со Ш

5

I-О

0

1

о я с о

п ф

ю

О *

О ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

■а

я <

I I-

О ф

со

О О

см

кой стимул, как налоговая льгота. Ее понятие (единственное из всего арсенала правовых стимулов) закреплено законодателем в ч. 1 Налогового кодекса РФ. Иные виды стимулов там не упоминаются. Анализ налогового законодательства России в целом также подтверждает вышесказанное. Некоторые международные правовые акты, как правило, касающиеся вопросов налогообложения дипломатов, консулов и международных организаций, содержат категорию «налоговый иммунитет», механизм которого используется отечественным правоприменителем только в том случае, когда Российская Федерация применяет международное законодательство27.

Очевидно, что законодатель должен исправить ситуацию правового вакуума в сфере налогового стимулирования. Необходимо внести ясность в правовое понятие «инструменты налогового стимулирования», то есть доработать и законодательно закрепить понятия «налоговые льготы»28, «налоговые иммунитеты» и «налоговые поощрения», а также установить общие принципы налогового стимулирования приоритетного направления развития экономики Российской Федерации 29.

В числе подобных принципов налогового права можно предложить следующую формулировку, соответствующую

стратегическим задачам развития экономики России.

«Взимание налогов и сборов на территории Российской Федерации строится на основе налогового стимулирования, ориентированного на сохранение и повышение качества жизни, сохранение человеческих и трудовых ресурсов, национального богатства, а также общегосударственных ценностей.

Основные виды налогового стимулирования представляют налоговые льготы, налоговые иммунитеты и налоговые поощрения, которые не должны наносить ущерб доходам Российской Федерации и ее субъектам, также нарушать интересы налогоплательщиков. Использование налоговых стимулов строится на основе добровольности и отсутствии принуждения при их применении.

Приоритетными направлениями налогового стимулирования выступают развитие производства, инновационная деятельность, новые технологии, экономические программы общегосударственной значимости».

Подобная трактовка принципа налогового стимулирования установит основы для внесения конкретных норм в налоговое законодательство и определит курс развития налоговых отношений, обеспечивающий эффективность экономики в различных отраслях народного хозяйства.

о о о

Q.

СС

СО

s н

о

0

1

о я с о т ф vo

>5

О *

О ф

У S

2

0

1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о *

о

2 ф d

я *

<

*

S I

н

о ф

со

Литература и примечания

1. Борисов А.М. «Краеугольный камень» истории налогообложения // Налоги. № 2. 2009.

2. Годме П.М. Финансовое право. М.: Прогресс, 1978. С. 149.

3. История мировой экономики: учебник для вузов / под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. М.: ЮНИТИ, 1999. С. 29.

4. Демин А.В. Налоговое право России: учебное пособие. Красноярск: РУМЦ ЮО, 2006. С. 10.

5. Критерий экономического основания имеет непосредственное значение при выборе объектов налогообложения, поскольку именно экономические явления и процессы определяют появление обязанности уплаты налога. Однако в НК РФ не существует положений, определенно раскрывающих содержание и значение указанного понятия. В научной литературе также отсутствует однозначное толкование экономического основания налога. Одни авторы считают, что экономическое основание налога должно базироваться на разумной достаточности удовлетворения государственных и общественных потребностей и соразмерности ставок налога (сбора) реальной ценности облагаемой базы, другие в данное понятие вкладывают признаки эффективности налогов с точки зрения «самоокупаемости», учета макро- и микроэкономических последствий как для бюджета или определенной отрасли экономики, так и конкретного налогоплательщика (то есть уровень налогового бремени), третьи утверждают, что экономическое основание — это такие экономические состояния и экономические процессы, которые предполагают образование источника налога. Подробнее см.: Чуркин А.В. Объект налогообложения: правовые характеристики: учебное пособие. М.: Юристъ, 2003. С. 29—35; Юденков А.П. Новый закон — новые проблемы // Налоговый вестник. № 8. 1999. С. 16; Комментарий к части первой Налогового кодекса / под ред. В.И. Слома. М.: Статут, 1998. С. 18.

6. Подробнее см.: Титов А.С. Понятие, сущность и основные направления развития налоговой политики Российской Федерации // Финансовое право. № 5. 2005. С. 16—20.

7. Далее вопросы налоговой стратегии будут рассмотрены подробнее.

8. Годме П.М. Указ. соч. С. 104.

9. Лайченкова Н.Н. Стимулы в налоговом праве. Саратов: Саратовский государственный социально-экономический университет, 2009. С. 14.

10. Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 г. // Российская газета. 13 ноября 2009 г. № 214.

11. Там же.

12. Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 г.

13. Горшенев В.М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. М.: Юридическая литература, 1972. С. 50.

14. Финансовое право: учебник / отв. ред. М.В. Карасева. М.: Юристъ, 2006. С. 298.

15. Налоговое право России: учебник для вузов / отв. ред. Ю.А. Крохина. М.: Норма, 2005. С. 65.

16. Варийчук Е.К. Место запретов в налогово-правовом регулировании // Финансовое право. № 12. 2008. С. 14-17.

17. Барсуков А.Ю. Правовой прогресс как юридическая категория: учебное пособие / под ред. А.В. Малько. Саратов: издательство ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2006. С. 41.

18. Шередеко Е.В., Симин В.Н. Уклонение от уплаты налогов: причины, способы и средства пресечения // Финансовое право. № 1. 2009. С. 12-19

19. Фридмэн Л. Введение в американское право. М.: Прогресс-Универс, 1992. С. 172.

20. Аузан А.А. Три публичные лекции о гражданском обществе. М.: ОГИ, 2006. С. 108-109.

21. Согласно исследованию, законченному в 1994 г., большая группа экономистов, которыми руководили Кифер и Ширли (финансирование осуществлял Всемирный банк), обследовали 84 страны. Цель исследования - выяснить, какие факторы больше всего влияют на развитие страны в смысле доли валового дохода на душу населения. Получилось, что такие факторы, которые обычно относят к экономической политике: уровень инфляции, собираемость налогов, открытость для внешней торговли, - влияют очень мало. Гораздо сильнее влияют правила, которые действуют в стране: власть закона, риск экспроприации, угроза дефолта и несоблюдение правительством своих контрактных обязательств, уровень коррупции, качество бюрократии. То, что связано с правилами, влияет в 2 раза сильнее, чем то, что связано с хорошей экономической политикой. Подробнее см.: Щекин Д.М. Налоговые риски и тенденции развития налогового права / под ред. С.Г. Пепеляева. М.: Статут, 2007. С. 126-127.

22. Матузов Н.И., Малько А.В. Правовое стимулирование в условиях становления рыночных отношений // Государство и право. № 4.1995. С.16.

23. Кузнеченкова В.Е. Стимулы в налоговом праве // Российское правовое государство: итоги формирования и перспективы развития: в 5 ч. Ч. 4: Финансовое право: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Воронеж, 14-15 ноября 2003 г. / под ред. Ю.Н. Старилова. Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2004. С. 67.

24. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: учебник. М.: ИНФРА-М, 2003. С. 265.

25. Лайченкова Н.Н. Стимулы в налоговом праве. С. 20.

26. Гущина Н.А. Поощрения в праве: теоретико-правовое исследование: автореф. дисс. ... д.ю.н. СПб., 2004. С. 28-29.

27. Лайченкова Н.Н. Указ. соч. С. 15.

28. Законодатель не совсем верно дает определение налоговых льгот, которое содержится в п. 1 ст. 56 НК РФ: «Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере». Следует согласиться с В.М. Зари-повым, утверждающим, что в данном случае ключевым в определении является слово «преимущества», не имеющее никакого квалифицирующего значения и дающее лишь повод для социальной вражды и дискредитации налоговых льгот как таковых. Поскольку налоговые правоотношения имеют властно-имущественный характер, акцент должен быть сделан не на различиях в экономическом положении хо- ^ зяйствующих субъектов, а на отношениях конкретного налогоплательщика и государства. Подробнее pj см.: Зарипов В.М. Правовое регулирование налоговых льгот: постановка проблемы // Российское пра- • вовое государство: итоги формирования и перспективы развития: в 5 ч. Ч. 4: Финансовое право: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Воронеж, 14-15 ноября 2003 г. / под ред. Ю.Н. 0 Старилова. Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2004. С. 43. о

29. Существуют и другие правовые проблемы налогового стимулирования в Российской Федерации, в чис- О ле которых можно назвать следующие: правовые системы не всех стран оперируют понятиями правовых принципов в налоговом праве, что предопределяет существенные различия в правоприменительной ^ практике; возможна неоднозначность идентификации (формальной и фактической) субъектов налого- ^ вого права и установления действующего права (соответствующей юрисдикции во временном и терри ториальном аспектах) применительно к конкретному случаю и налогу; наличие в налоговом законодательстве значительного количества оценочных понятий и бланкетных норм; наличие в налоговом зако- ^ нодательстве понятий и ссылок на институты других отраслей права, причем им может придаваться i иная, отличная от значений в базовых отраслях трактовка (понятие имущества в налоговом праве); ме- ^ жотраслевые коллизии при использовании юридических понятий; использование терминов, не имеющих законодательного закрепления для описания налогово-значимых характеристик статуса, состояния и активности субъекта налогового права; наличие многих центров правовой регуляции в сфере налого- а)

VO >5 О

гармонизации принципов налогового стимулирования в условиях кризиса // Финансовое право. № 6.

вого права на различных уровнях законодательной власти, действующих независимо друг от друга и одновременно; процессуальные различия и различия в правоприменительной практике; наличие различных специальных налоговых режимов, имеющих разные критерии сферы действия (по территории, по 2 сфере деятельности, по кругу лиц); точная идентификация правового статуса субъекта-налогоплатель- ^ щика (в определенный момент времени, применительно к конкретной операции); динамика статуса; ус- у тановление критериев, позволяющих однозначно разграничить территорию потребления для налогов на потребление; учет динамически изменяемых и социально (а зачастую и политически) обуславливаемых целей и задач налоговой политики. Подробнее см.: Журавлева О.О., Исмаилова Л.Ю. Проблемы I

0

2009. С. 23-27. О

s s

2

ф

d

я *

<

*

S

1

н

о ф

со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.