Научная статья на тему 'Стимулирование стратегических секторов экономики страны. Перспективы развития железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона'

Стимулирование стратегических секторов экономики страны. Перспективы развития железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
285
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЙКАЛО-АМУРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ (БАМ) / ТРАНССИБИРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ (ТРАНССИБ) / ВОСТОЧНЫЙ ПОЛИГОН / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / THE BAIKAL-AMUR MAINLINE (BAM) / THE TRANS-SIBERIAN RAILWAY (TRANSSIB) / THE EASTERN SITE / A RAIL INFRASTRUCTURE / AN INVESTMENT STRATEGY / FINANCIAL RESOURCES / GOVERNMENT SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михайлов Вадим Валерьевич

Рассмотрены проблемы стимулирования стратегических секторов экономики страны (на примере железных дорог), связанные с реализацией важнейших инфраструктурных проектов, ориентированные на развитие регионов Сибири и Дальнего Востока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STIMULATION OF STRATEGIC SECTORS OF THE COUNTRY’S ECONOMY. PROSPECTS FOR THE DEVEPOPMENT OF THE EASTERN SEGMENT RAIL INFRASTRUCTURE

The problems of developing strategic sectors of the country’s economy (evidence from railways) that are related to the execution of the most important infrastructure projects and focused on the development of the regions of Siberia and Far East are considered

Текст научной работы на тему «Стимулирование стратегических секторов экономики страны. Перспективы развития железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона»

СТРАТЕГИЯ ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

УДК 656

В.В. Михайлов

Стимулирование стратегических секторов экономики страны. Перспективы развития железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона

Рассмотрены проблемы стимулирования стратегических секторов экономики страны (на примере железных дорог), связанные с реализацией важнейших инфраструктурных проектов, ориентированные на развитие регионов Сибири и Дальнего Востока .

Ключевые слова: Байкало-Амурская магистраль (БАМ), Транссибирская магистраль (Транссиб), Восточный полигон, железнодорожная инфраструктура, инвестиционная стратегия, финансовые ресурсы, государственная поддержка

На XVII Международном экономическом форуме, прошедшем в июне этого года в Санкт-Петербурге, Президентом Российской Федерации В. В. Путиным была поставлена задача по реализации крупных инвестиционных проектов развития железнодорожной инфраструктуры . Одним из них является проект по развитию Восточного полигона с модернизацией Байкало-Амурской магистрали (БАМ) и Транссибирской магистрали (Транссиб) .

Существенная часть «узких мест» на железных дорогах сегодня сосредоточена именно на участках Восточного полигона железнодорожной сети — Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей, которые не только связывают Сибирь и Дальний Восток с другими регионами страны, но и обеспечивают перевозки внешнеторговых грузов в сообщении с дальневосточными морскими портами и пограничными станциями на границе России с Монголией, Китаем, КНДР.

По состоянию на 2012 год протяженность «узких мест» в пропускной способности участков железных дорог ОАО «Российские железные дороги» составила примерно 7,6 тысячи километров, или почти 9% от общей эксплуатационной длины, из них на Восточном полигоне — 3,2 тысячи километров, или 28% от общей протяженности участков Восточного полигона

© Михайлов В . В . , 2013

46

Стимулирование стратегических секторов экономики страны...

В текущем году ОАО «РЖД» была завершена актуализация Генеральной схемы развития сети железных дорог на период до 2020 года, при разработке которой выполнен анализ потенциальной грузовой базы и сформирована оценка перспективных грузопотоков на железнодорожном транспорте

Формированию Генеральной схемы предшествовала большая работа, которую ОАО «РЖД» провело для качественного формирования прогнозов . Компания одна из первых в России построила свои прогнозы грузопотоков на основе разработанных межотраслевых и межрегиональных балансов производства и распределения продукции . Этот инструмент анализа и планирования структуры общественного производства позволил учесть комплексные взаимосвязи отраслей производственной сферы, источники формирования ресурсов и прогнозы потребления отдельных видов продукции Поскольку проекты развития железных дорог, в том числе на Восточном полигоне, реализуются в первую очередь в интересах грузоотправителей, при расчетах учитывались планы основных игроков рынка, осуществляющих свою деятельность в Сибирском и Дальневосточном регионах. Это крупные компании, которые сегодня формируют валовой национальный и региональный продукты страны — ОАО «Мечел», ОАО «СУЭК», ОАО «Тувинская энергетическая промышленная корпорация», ОАО «ГМК «Норникель», ОАО «Байкальская горная компания», ОАО «Евраз», ОАО «УК «Колмар», ОАО «ГМК «Тимир»

На основе планов грузоотправителей и ресурсных ограничений ОАО «РЖД» проработаны возможные сценарии развития инфраструктуры для удовлетворения потребностей клиентов в перевозках

Первоначально для обеспечения всех заявляемых объемов перевозок грузов общий объем инвестиций на обновление и развитие железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона на период до 2020 года был оценен в размере 1,1 трлн рублей в ценах 2011 года или 1,6 трлн рублей в прогнозных ценах.

Однако, учитывая дефицит средств и необходимость обеспечения максимального эффекта при минимальных инвестициях, компания пошла по пути поэтапного развития отдельных участков в увязке с первоочередными потребностями грузоперевозчиков, с одной стороны, и возможностями привлечения финансирования — с другой

В результате проделанной работы был выбран оптимальный вариант развития железнодорожной инфраструктуры, предусматривающий набор первоочередных мероприятий

В соответствии с данным вариантом Генеральной схемы объемы вывоза продукции с основных месторождений полезных ископаемых Восточного полигона на 2020 год определены в размере 113,2 млн тонн (при заявках компаний — разработчиков месторождений 157 млн тонн), с ростом на 55,3 млн тонн по сравнению с показателями вывоза продукции в прошлом году. Из указанного прироста 45 млн тонн будут идти прямым назначением в порты и на погранпереходы региона

47

Стимулирование стратегических секторов экономики страны...

Для реализации первоочередных проектов развития и обновления железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона на БАМе и на Транссибе требуется 562 млрд рублей . Это колоссальные средства необходимые в соответствии с инвестиционной стратегией ОАО «РЖД». Из них сама компания может профинансировать только 302 млрд рублей . Это проекты по обновлению основных фондов, реализуемые за счет амортизации, а также проекты, срок окупаемости которых составляет до 30 лет, которые могут быть приняты к реализации при условии сохранения долговой нагрузки не более чем 2,5 по соотношению чистого долга к EBITDA. Причем эти проекты, несмотря на то что ОАО «РЖД» привлекает заемное финансирование на рынке на самых лучших условиях в стране (за исключением Минфина России), еще недавно не могли быть профинансированы компанией, так как на рынке отсутствовали заемные средства такой срочности Однако благодаря Правительству Российской Федерации компания получила возможность их реализации при помощи нового инструмента — инфраструктурных облигаций (100 + 50 млрд рублей в 2013 году и по 100 млрд рублей ежегодно в 2014 и 2015 годах).

За счет данных средств планируется, в частности, реализовать проект по развитию восточной части БАМа (увеличение пропускной и провозной способности участка Тында — Комсомольск-на-Амуре) стоимостью 41,1 млрд рублей .

Роль государства в рассматриваемой программе развития железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона мы видим в финансировании проектов, не окупаемых для компании на горизонте до 30 лет. На это необходимо 260,2 млрд рублей . Средства государственной поддержки необходимо направить на реализацию мероприятий по развитию железнодорожной инфраструктуры западной части БАМа — 176,5 млрд рублей; по расшивке «барьерных» мест Транссибирской магистрали — 83,7 млрд рублей Такие вложения бюджетных средств позволяют достичь окупаемости инвестиций для бюджетной системы Российской Федерации за 17 лет.

Важно подчеркнуть, что для ОАО «РЖД» дисконтированный срок окупаемости мероприятий, предполагаемых к реализации за счет средств государственной поддержки (в объеме 260 млрд рублей), составляет около 58 лет

Решение о предоставлении государственной поддержки принято и на уровне Правительства Российской Федерации, и на уровне правительства На совещании у первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И . И . Шувалова 22 июля этого года необходимые средства государственной поддержки в размере 260 млрд рублей на развитие Восточного полигона предложено определить из двух источников:

— 150 млрд рублей — за счет средств Фонда национального благосостояния;

— 110 млрд рублей — за счет средств федерального бюджета Российской Федерации

48

Стимулирование стратегических секторов экономики страны...

Привлечение средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) предлагается осуществить путем взноса средств в уставный капитал ОАО «РЖД» через выпуск компанией привилегированных акции . Возвратность средств может быть обеспечена за счет ежегодного перечисления дивидендов в размере до 25% от чистой прибыли компании .

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что компанией разработана финансовая модель, которая предполагает реализацию мероприятий по развитию и обновлению железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона с учетом ежегодной индексации тарифов на уровне 6% на период 5 лет.

Утверждение параметров концепции долгосрочного тарифного регулирования необходимо для формирования у компании источников по обслуживанию средств ФНБ

Кроме того, ОАО «Российские железные дороги» проведена работа по сокращению расходов на сумму 81 млрд рублей в 2013 году и 46 млрд рублей в 2014 году. Дальнейшее сокращение расходов без нарушения технологической устойчивости и безопасности перевозок невозможно

Решение об установлении нулевой индексации тарифов на грузовые железнодорожные перевозки в следующем году не позволит обеспечить планируемую возвратность средств не только предоставляемых из ФНБ, но также и привлекаемых за счет размещения инфраструктурных облигаций компании В результате обнуления индексации тарифов на грузовые железнодорожные перевозки общее снижение доходов компании с учетом прогнозируемого Минэкономразвития России замедления роста в промышленности может составить 93,2 млрд рублей .

Кроме того, возможное снижение взносов на накопительную часть трудовой пенсии с 2014 года может повлечь сокращение планируемого объема выкупа инфраструктурных облигаций

Эти обстоятельства ставят под угрозу срыва выполнение обязательств ОАО «РЖД» по развитию железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона

Для обеспечения своевременной реализации проекта, поступления в компанию средств ФНБ и обеспечения их возвратности необходимо до конца текущего года внести изменения в нормативную базу и обеспечить реализацию модели долгосрочного тарифного регулирования

В соответствии с поручениями Президента и Правительства Российской Федерации Минтрансом России совместно с ОАО «РЖД» подготовлен проект сетевого плана-графика проведения работ по определению основных параметров, направлений и механизмов реализации проекта реконструкции и модернизации Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей .

В соответствии с проектом сетевого плана-графика до конца года планируется:

— провести технологический аудит схемы развития железнодорожных магистралей Восточного полигона;

49

Стимулирование стратегических секторов экономики страны...

— совместно с независимым финансовым консультантом верифицировать финансовую модель реализации проекта;

— организовать на базе структурных подразделений компании проектный офис для управления и координации реализации проекта .

Данный график в сентябре текущего года рассмотрен и в целом согласован со всеми заинтересованными министерствами и ведомствами на заседании межведомственной рабочей группы по развитию железнодорожного транспорта

Реализация проекта по развитию железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона сети железных дорог внесет существенный вклад в развитие экономики страны . Его реализация не только позволит ежегодно дополнительно вывозить 55 млн тонн грузов крупнейших российских компаний, но и будет способствовать развитию промышленных предприятий региона, созданию там рабочих мест, предотвращению миграции населения в другие регионы и формированию необходимых экономических условий для эффективного и устойчивого развития Сибири и Дальнего Востока

Литература

1 . Выступление В . В . Путина на пленарном заседании XVII Петербургско-

го международного экономического форума. 21 июня 2013 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.forumspb . com .

2 . Якунин В.И. Железнодорожный транспорт и экономическое развитие

России // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2011 . № 3 .

3 . Якунин В.И. Формирование геостратегий России . Транспортная состав-

ляющая . М . : ОАО «Издательство мысль», 2005 .

References

1 . Vystuplenie VV. Putina na plenarnom zasedanii XVII Peterburgskogo me-

zhdunarodnogo ekonomicheskogo foruma. 21.06.2013. N. pag . Web. <http:// www. forumspb ,com>. In Russian.

2 . Yakunin V. I. "Railway Transport and Economic Development of Russia”.

Problemnyi analiz i gosudarstvenno-upravlencheskoe proektirovanie [Problem analysis and the Governance] (3) (2011) . In Russian .

3 . Yakunin V. I . Formation of Russian Geo-strategy. Transport Component. Moscow:

Izdatel’stvo mysl’, 2005. In Russian.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.