Научная статья на тему 'Оценка эффективности инвестиционного развития Транссибирской магистрали'

Оценка эффективности инвестиционного развития Транссибирской магистрали Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
586
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / ТРАНССИБИРСКАЯ МАГИСТРАЛЬ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / INFRASTRUCTURE / INVESTMENT PROJECT / TRANS-SIBERIAN RAILWAYS / RAILWAY TRANSPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бахарев Е.В.

В данной статье рассмотрены некоторые мероприятия по модернизации Транссибирской магистрали. Приведены и проанализированы основные показатели инвестиционного проекта по модернизации Транссиба. Проведен анализ преимуществ и угроз со стороны конкурентных видов транспорта и предложены некоторые меры по повышению эффективности развития Восточного полигона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATING THE EFFECTIVENESS OF INVESTMENT DEVELOPMENT OF THE TRANS-SIBERIAN RAILWAY

This article describes the development and modernization issues of the Trans-Siberian Railway. The main indicators of the investment project to modernize the Trans-Siberian Railway are presented and analyzed. The analysis of advantages and threats from competitive projects was made, and proposed several measures to improve the efficiency of the Eastern Polygon development.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности инвестиционного развития Транссибирской магистрали»

УДК: 339.7(571.5):656.2.003

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ТРАНССИБИРСКОЙ МАГИСТРАЛИ

Бахарев Е.В., аспирант кафедры «Финансы и кредит», ФГОБУ ВО «Московский государственный университет путей сообщения

Императора Николая II» (МГУПС (МИИТ)

В данной статье рассмотрены некоторые мероприятия по модернизации Транссибирской магистрали. Приведены и проанализированы основные показатели инвестиционного проекта по модернизации Транссиба. Проведен анализ преимуществ и угроз со стороны конкурентных видов транспорта и предложены некоторые меры по повышению эффективности развития Восточного полигона.

Ключевые слова: инфраструктура, инвестиционный проект, Транссибирская магистраль, железнодорожный транспорт.

EVALUATING THE EFFECTIVENESS OF INVESTMENT DEVELOPMENT OF THE

TRANS-SIBERIAN RAILWAY

Bakharev E., the post-graduate student, Finance and credit chair, FSEIHE «Moscow State University of Railway Engineering under the

name of Emperor Nikolay II» (MGUPS (MIIT)

This article describes the development and modernization issues of the Trans-Siberian Railway. The main indicators of the investment project to modernize the Trans-Siberian Railway are presented and analyzed. The analysis of advantages and threats from competitive projects was made, and proposed several measures to improve the efficiency of the Eastern Polygon development.

Keywords: infrastructure, investment project, Trans-Siberian Railways, railway transport.

Улучшение методов управления инвестиционной деятельностью в направлении сбалансированности стратегических целей развития компании и инвестиционных программ, обоснование их проектного содержания и ресурсного обеспечения являются актуальными и представляют серьезную значимость для повышения эффективности и конкурентоспособности железнодорожного транспорта в современных условиях.

К ключевым проблемам в сфере железнодорожного транспорта относятся необходимость обновления основных фондов, ускоренное развитие инфраструктуры, особенно, в регионах, развитие пропускных способностей железнодорожных линий [2], а также повышение уровня как транспортной, так и экономической безопасности.

В соответствии со Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года (далее - Стратегия) были сформированы задачи по повышению эффективности функционирования всех составляющих транспортной системы. Некоторые из них, а именно, увеличение инвестиционного потенциала железнодорожного транспорта, его интеграция в международные транспортные системы должны сыграть огромную роль в обеспечении транспортной целостности и национальной экономической безопасности России [3].

Основные положения Стратегии закреплены, в частности, в бизнес-блоке «Инфраструктура» Холдинга РЖД. Он предполагает осуществление ряда мероприятий на средне- и долгосрочную перспективу, в частности, развитие за счет модернизации существующей и строительства новой инфраструктуры для обеспечения прогнозируемого объема перевозок грузов и пассажиров; ускоренное развитие инфраструктуры с целью перехода на тяжеловесное движение с весовыми нормами 9 тысяч тонн и более (в том числе на участке Тайшет - Тында - Комсомольск); повышение безопасности перевозок и снижение рисков, связанных с влиянием «человеческого фактора» на производственный процесс. Отдельно отмечена задача поступательного сокращения негативного воздействия инфраструктуры и тяги на окружающую среду, сокращение вредных выбросов.

Устойчивое экономическое развитие прямо коррелирует с экономической безопасностью хозяйствующего субъекта. Это позволяет всем жизненно важным сферам деятельности мобилизироваться в условиях внешних и внутренних рисков и угроз. Сохранение и повышение конкурентоспособности на железнодорожном транспорте не может быть осуществлено без обновления и совершенствования перевозочного процесса, управления качеством перевозок [4].

ОАО «РЖД» в настоящий момент осуществляет ряд мероприятий, направленных на модернизацию железнодорожной инфраструктуры международных транспортных коридоров

(МТК). Они обусловлены необходимостью повышения конкурентоспособности отечественных железных дорог и интеграции в глобальную транспортную систему. Одним из направлений МТК является коридор «Восток-Запад», который позволяет получать прямой доступ к портам и пограничным переходам, расположенным в Восточной Сибири и Дальнем Востоке России, по границе с Китаем, Монголией и возможностью транспортировки грузов в Японию. В восточной части данный коридор совпадает с главной транспортной артерией региона - Транссибирской Магистралью.

В октябре 2014 года Правительством РФ был утвержден паспорт инвестиционного проекта "Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей" (далее - Проект). Целевыми показателями Проекта предполагается расширение пропускных и провозных способностей (табл. 1).

Несмотря на нестабильность и неопределенность в экономике на Дальнем Востоке обеспечивается стабильный рост перевозок. В частности, за первое полугодие 2015 года произошло увеличение почти на 90% объема транзитных контейнерных перевозок по Транссибу в сообщении с Китаем. При этом за аналогичный период 2014 года данный показатель достиг 98%, что соответствует 55 тысячам контейнеров.

На Восточно-Сибирской Дороге прогнозируется рост объема грузопотока на 21% к 2020 году, на 32% к 2025 году по сравнению с уровнем 2015 года. В течение ближайших лет планируется увеличение объемов погрузки угля и целлюлозы, запуск Тайшетского алюминиевого завода, что вместе дает не менее 10 млн. тонн грузов в год. Растущие производственные мощности предприятий в Иркутской области создают серьезную нагрузку на станцию Тайшет, осложняют эксплуатационную работу всего участка Тайшет - Петровский завод.

Всего по итогам 2015 года эксплуатационный грузооборот Транссиба составил 182 млрд. тонно-километров, по сравнению с 2014 годом - на 3,3% больше.

Проект предполагает подготовку и формирование необходимых условий устойчивого социально-экономического развития Сибири и Дальнего Востока. В 2015 году был проведен масштабный объем ремонтно-путевых работ на участке общей протяженностью 465 км, а также капитальный ремонт и модернизация контактной сети и линий связи на участке в 211 км. В 2016 году планируется завершение работ по модернизации и инфраструктурному развитию станции Тайшет - реконструкции нечетных парков прибытия и отправления и строительству двухпутного подхода с Красноярской железной дороги.

Реализация Проекта в части увеличения провозной способ-

Таблица 1 - Целевые показатели реализации Проекта

Дммй у|аитка 1 ||И™СКН|" с ПГ^ГЧ1ККТЬ гцч>[ыч поста. пар поездив суш Сржпил способиостын.ш тонн'гси в ШЬД! Шцйи. скин [ «С ГрАЦЖЩ пкпа в. гктевоч тпрысит, тш Учкппвн скорость, кч^

Наиннйвщ|1в]пегп л» ретлгш ш №Н реппю»и ИН « тысюнс. ли рсзлнтаи ш ШЕЛ! иплши ш ЛМШН1£лы1 и внннк, % И[ ■рнп IIK.1L ртппн»^ NN <l1WCHriJ.ll. тнит. ЗЛ (ИПЧИЦ ш ■щи 111 11« шиенгн», г.

ТраввснЛарщ ТаГшл -

кеганщфганв! ыагшгпгалъ ИЬсилии-Ся&прскт ^с.и'нич ,[щнта| Слкоанка 7К.А 70 76 4.57 щ 9Е.5 ]5Л7 «ИМ 71® 13,33 3? 43 10,26

Слюдпша -Ппрошой Зев ощ 473 1п 'Л М 121Л 125,7 3^7 6ЭК)

1 "к т | V н и к 11Н Завод- Чта 1 410.4 Ь5 III 70,77 8М 146 63.98

Грш^нЛарикйн жекэшщхкюал Чита 1 -Чсрныиевск 391,В М 81 22.73 110 23.21

(Мйопъски 'Милан .Юрош Чирны1и:ЬиК - ¿36.il 5] 86 4^3 № 114,8 7&_1В

Вмогогс* М 110 ш 1*7 «ил

жыеншфоеанв! Хлйчиеек йзл.е Н 3538 125,7 38,13

иянстрхъ (Дишетстсчны железная лорога№ ЧлГирш:! - Ниади 902 % 7155 71_5 125,1 5»Л1

ности будет проводиться, в том числе, за счет оптимизации пассажирских перевозок. Это говорит о возможности возникновения рисков, связанных с изменением графика движения поездов, сокращением пассажиропотока, что в совокупности может привести помимо экономических затруднений к ухудшению социальной обстановки, мобильности населения.

Осуществление мероприятий по ремонту и обновлению объектов инфраструктуры потребует, в соответствии с данной программой, финансирования в объеме 562 млрд. рублей. Предполагается, что порядка 53% от общей суммы будет профинансировано за счет средств ОАО «РЖД».

На развитие и модернизацию инфраструктуры Транссиба и БАМа в 2015 году планировалось направить порядка 21,5 млрд. рублей средств федерального бюджета, однако эта цифра была пересмотрена в сторону уменьшения и составила 16,85 млрд. рублей. С учетом роста эксплуатационных затрат и подорожания закупаемых ОАО «РЖД» материалов в среднем на 60% можно предположить, что произойдет дальнейшее снижение эффективности инвестиций. Вместе с тем серьезно возрастет риск снижения конкурентоспособности магистрали по сравнению с проектами «Шелкового пути», реализуемых Китаем.

В таблице 2 представлен SWOT-анализ Транссибирской магистрали, отмечающий возможности и риски, возникающие при осуществлении проекта по ее модернизации.

Стратегией развития холдинга РЖД до 2030 года предусмотрены риски, связанные с экономическим обеспечением инфраструктурных проектов. Это, в частности, недостижение заявленных качественных параметров работы инфраструктуры и

снижение, привлекательности услуг по грузоперевозкам, а также недостаточные инвестиции в обновление и развитие инфраструктуры, влекущее снижение темпов роста перевозок.

В современных условиях государству целесообразно способствовать привлечению финансирования к обновлению Транссиба, расширению его пропускных способностей (заявленное в Транспортной Стратегии увеличение до 130 млн. т. в год) и установке гибкой тарифной политики.

При этом стоит отметить, что значительная часть грузов коридора «Запад - Восток» перевозится морским путем. Доминирующее положение морского транспорта в регионе связано, в первую очередь, с его меньшей стоимостью по сравнению с железной дорогой (почти в 2,5 раза дешевле). Текущая тарифная политика и экономическая ситуация не позволяют говорить об удешевлении перевозок железнодорожным транспортом в ближайшее время.

В то же время, очевидны и преимущества перевозок по Транссибу. Во-первых, это время осуществления перевозки -путь по морю займет в 2,5 раза больше времени [5]. Во-вторых, это минимальное количество перевалок грузов: по сравнению с морским транспортом ниже риск повреждения при перевалке, а, следовательно, ниже расходы грузовладельцев.

Ориентация на использование преимуществ Транссибирского маршрута, а именно, необходимости пересекать всего 2 таможенных режима, в отличие от «Шелкового пути», отсутствие паромных переправ и связанных с этим издержек, относительно короткое время в пути - все это должно стать основой для конкурентного преимущества транспортной артерии в регионе

Таблица 2 - SWOT-анализ Транссибирской магистрали

Сильные стороны Слабые стороны

- Время прохождения контейнерного - Слабая пропуск! 1ая способность,

поезда наличие «узких мест»

- Длина контейнерного поезда - Высокий износ инфраструктуры

- Низкий уровень политического

риска в РФ

Возможности Угрозы

Расширение пропускной - Высокая конкуренция со стороны

способности практически вдвое морского транспорта

- Реконструкция участка Карымекая Создание альтернативных

- Забайкальек транспортных маршрутов в обход

- Снижение тарифных ставок из-за территории РФ

слабого рубля

ТКАШРОКТ BUSINESS Ш RUSSIA | №2 2016 | 179

и в мире в целом.

В настоящее время разработан и реализовывается комплекс мер по дальнейшему развитию и совершенствованию потенциала всей транспортной системы Восточной Сибири и Дальнего Востока. Проводится ремонт и модернизация железнодорожных станций на границах с Китаем и Монголией, контейнерных терминалов и подходов к портам, создается система логистических комплексов.

На Дальневосточной железной дороге, как и на других участках магистрали также планируется увеличение грузопотока, загрузки подъездов к морским портам, что потребует своевременных действий по модернизации и расширению отдельных участков железной дороги, задействованию неэлектрифициро-ванных участков дороги, строительству разъездов, станций, вторых путей. Инвестиционная программа по развитию Дальневосточной железной дороги в 2015 году предусматривает выделение 51 млрд. рублей, из которых почти 42 млрд. рублей направлены непосредственно на модернизацию инфраструктуры.

В первом полугодии 2015 года морские порты Дальневосточного бассейна увеличили грузооборот почти на 6%, до 45,4 миллиона тонн, перевалка экспортных грузов возросла на 12,7%, выросли объемы перевалки нефти и сжиженного газа.

Инвестиционные и инфраструктурные проекты по развитию Восточного полигона должны увеличить пропускную способность основной транспортной магистрали России на Дальнем Востоке, развить возможности существующей транспортной инфраструктуры, увеличить грузооборот и объем перевозок. Масштабные проекты предусматривают привлечение 245 млрд. рублей на обновление инфраструктуры и для модернизации «узких мест», снятия ограничений по скорости и весу поездов, и включают в себя проект по повышению пропускной способности с целью дальнейшего увеличения грузооборота стоимостью 317,4 млрд. рублей. По словам начальника дирекции развития железных дорог Восточного полигона ОАО «РЖД» Вячеслава Рыбкина:

«Целевыми показателями определено увеличение пропускной, провозной способности, предельного и среднего веса поезда на 23 участках дорог Восточного полигона. В рамках реализации проекта планируется построить и реконструировать порядка 92 станции, 47 разъездов, более 460 км вторых путей, порядка 680 км автоблокировки, порядка 19 тяговых подстанций,

более 350 км контактной сети. Всего мероприятия по развитию и модернизации в рамках проекта планируется осуществить на 1400 объектах.» [6]

Протяженность и густота транспортной сети в различных частях РФ неодинаковы. Интересы безопасности страны, особенно на Дальнем Востоке требуют повышение роли государства в управлении транспортом, объекты которого размещены на огромных территориях, пространственно разобщены, что усложняет контроль за его развитием и деятельностью [1]. Только сохранив единство транспортной системы, можно создать условия для эффективного инвестиционного развития на транспорте, национальную экономическую безопасность и территориальную целостность Российского государства.

Литература:

1. Бахарев, Е. В. Оценка развития инвестиционного климата Забайкальского края как фактор повышения эффективности железнодорожной отрасли региона [Текст] / Е. В. Бахарев // Транспортное дело России. - 2015. - № 6. - С. 18-19.

2. Галабурда, В. Г. Соколов, Ю. И. Стратегическое планирование или проекция будущего на настоящее [Текст] / В. Г. Галабурда, Ю. И. Соколов // Мир транспорта. - 2003. - №1. - С. 90-95.

3. Кожевников, Р. А. Дедова, И. Н. Государственная инновационная политика и ее финансовое обеспечение [Текст] / Р. А. Кожевников, И. Н. Дедова // Вопросы экономики. - 2011. - № 1. - С. 87.

4. Соколов, Ю. И. Управление качеством продукции на железнодорожном транспорте: учеб. пособие / Ю. И. Соколов. - М., 2008. - С. 65.

5. Официальный сайт ОАО «Российские железные дороги» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://rzd.ru.

6. Рыбкин, Вячеслав. «БАМ и Транссиб работают на пределе пропускной способности». Интервью Марии Малиновской. Евразийский коммуникационный центр, eurasiancenter.ru, 2015. Web. 22 мая 2016.

7. Распоряжение Правительства РФ от 24.10.2014 N 2116-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 05.11.2013 N 2044-р и утверждении паспорта инвестиционного проекта» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www. consultant.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.