Научная статья на тему 'Стимулирование спроса в условиях рыночной экономики c использованием инструментария латерального маркетинга'

Стимулирование спроса в условиях рыночной экономики c использованием инструментария латерального маркетинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
563
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТНЫЕ СТРАТЕГИИ / УВЕЛИЧЕНИЕ СПРОСА / ЛАТЕРАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ / ЛАТЕРАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ГЕНЕРИРОВАНИЕ ИДЕЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каспарян А. Э.

В статье дается определение сущности понятия латеральный маркетинг, проводится сравнительный анализ вертикального и латерального маркетинга. Данная концепция представляется как одна из наиболее эффективных инструментов стимулирования спроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стимулирование спроса в условиях рыночной экономики c использованием инструментария латерального маркетинга»

Список литературы:

1. Брыкалова А.А., Библя Г.Н., Котова Т.Н. Роль интеллектуальной собственности в повышении конкурентоспособности и инновационной активности субъектов экономических отношений // Вестник СевКавГТИ. - 2013. - № 14. - С. 106-110.

2. Гладилин А.В., Шуваев А.В., Дронова А.Н. Механизм оценки эффективности государственного регулирования предприятий АПК: экономические и социальные аспекты: монография / А.В. Гладилин, А.В. Шуваев, А.Н. Дронова. - Ставрополь, 2004. - 147 с.

3. Молчаненко С.А. Методология статистического учета и анализа рынка труда // Актуальные вопросы экономических наук. - 2014. - № 41-1. -С. 153-157.

4. Молчаненко С.А. Факторный анализ социально-экономической эффективности совместного предпринимательства // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. - 2015. - № 17. - С. 177-181.

5. Шуваев А.В. Информационность как основное свойство региональной социально-экономической системы // В сборнике: Моделирование производственных процессов и развитие информационных систем. - 2012. -С. 118-121.

6. Шуваев А.В. Регулирование сельской занятости как фактор развития аграрного сектора // Аграрная наука. - 2006. - № 10. - С. 2-4.

7. Шуваев А.В. Управление рынком труда в экономическом пространстве региона // В сборнике: Моделирование производственных процессов и развитие информационных систем. - 2012. - С. 251-255.

8. Шуваева С.А. Создание новых рабочих мест на селе в условиях трансформации аграрных отношений // Актуальные вопросы экономических наук. - 2011. - № 19. - С. 371-375.

СТИМУЛИРОВАНИЕ СПРОСА В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ C ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНСТРУМЕНТАРИЯ ЛАТЕРАЛЬНОГО МАРКЕТИНГА

© Каспарян А.Э.*

Кубанский государственный университет, г. Краснодар

В статье дается определение сущности понятия латеральный маркетинг, проводится сравнительный анализ вертикального и латерального маркетинга. Данная концепция представляется как одна из наиболее эффективных инструментов стимулирования спроса.

Ключевые слова: конкурентные стратегии; увеличение спроса; латеральный маркетинг; латеральное мышление; генерирование идей.

* Студент кафедры Экономического анализа, статистики и финансов.

В современном мире не являются редкостью случаи, когда полки магазинов буквально переполнены разнообразными товарами, удовлетворяющих, по сути, одинаковые потребности, например, при покупке печенья перед покупателем стоит огромный выбор: печенья с шоколадом, изюмом, хлопьями, печенья для завтрака, для легкого перекуса и т.д. Спрос более чем насыщен - он пресыщен. В такой ситуации очень сложно конкурировать, не говоря уже о появлении новых компаний на рынке. Большинство рынков подвержено чрезмерной фрагментации, от этого падает прибыльность, уменьшается спрос. В этой связи эффективной методикой стимулирования спроса является латеральный маркетинг. Это способ поиска нестандартных решений на рынке, позволяющий разрабатывать новые продукты, идеи их продвижения, находить новые рыночные ниши и в конечном итоге совершать прорыв в бизнесе.

Традиционный вертикальный маркетинговый процесс представляет собой совокупность последовательных действий: идентификация потребностей, определение потенциального рынка. После того как определен рынок, применяются стратегические решения, такие как сегментирование, выбор целевой аудитории, позиционирование.

Сегментирование представляет собой разделение рынка с целью увеличения продаж. Эта стратегия, несомненно, имеет ряд преимуществ: при выходе на рынок без выделения сегмента удается занять незначительную долю рынка, то при сегментировании предоставляется возможность получить большую долю своего сегмента. Позиционирование предполагает выбор среди множества особенностей товара единственную специфическую его характеристику, благодаря которой потребители должны узнавать товары, и специализации исключительно на них.

Сегментирование, позиционирование, определение целевой группы являются основным тактическим инструментарием маркетинга. Операции этого инструментария занимают 90 % всей деятельности в рамках управления маркетингом. Однако мышление исключительно в категориях данного инструментария является ограниченным и несет в себе долгосрочные отрицательные последствия. Так, например, многократное сегментирование приводит к чрезмерному дроблению рынка, уменьшение сегментов, как следствие - снижение прибыльности. Эта ситуация распространена на многих зрелых европейских рынках. Отрицательными долгосрочными эффектами позиционирования является то, что маркетологи зачастую концентрируются на логически обоснованных и рациональных характеристиках товара, не уделяя достаточного внимания возможностям перспективных, идущих вразрез с логикой концепций.

Однако не следует считать латеральный маркетинг равноценной заменой традиционного маркетинга. Это два разных, но взаимодополняющих процесса. Для успешного поиска и выбора инновационных идей требуется грамотное сочетание обоих процессов.

В отличие от вертикального, латеральный маркетинг подразумевает под собой применение творческого, креативного, исследовательского, рискованного процесса мышления, предполагает изменение существующей информации и движение от частного к общему.

Латеральный маркетинг предполагает серьезную трансформацию товара или услуги. Результат этой трансформации менее предсказуем, чем в случае с вертикальным мышлением. Возможно появление идеи, преобразующую рынок, каналы распределения и даже миссию компании. В результате реструктуризации рынков становится возможным создавать новые рынки, категории и подкатегории.

На ранней стадии развития рынка вертикальный маркетинг позволяет развивать рынок и превращать потенциальных клиентов в реальных. На этой же стадии применение латерального маркетинга позволяет создавать новые рынки, категории и подкатегории, охватывать клиентов (ситуации), охват которых не обеспечивается имеющимися продуктами. На более поздней стадии развития рынка вертикальный маркетинг позволяет создавать новые продукты, обеспечивающие небольшой, но легко достижимый рост, а латеральный открывает возможности добиваться высоких показателей роста, но ценой большего риска. Вертикальный маркетинг обеспечивает рост объема продаж за счет доли рынка, отобранной у конкурентов, и превращения потенциальных клиентов в реальных; латеральный же позволяет увеличивать объем продаж путем удовлетворения совершенно новых потребностей или долей рынка сразу в нескольких смежных категориях.

Сравнивая вертикальный и латеральный маркетинг, можно выделить следующие отличия, которые представлены в таблице.

Таблица 1

Сравнительный анализ вертикального и латерального маркетинга

Критерии сравнения Вертикальный маркетинг Латеральный маркетинг

Этап развития рынка, на котором применение методики эффективно Для новых, недавно образовавшихся рынков, на ранних ступенях развития Для зрелых рынков, рост которых прекратился

Цель Развитие и расширение существующих рынков Создание совершенно новых рынков или категориислияния разных типов бизнеса

Отношение к риску При ориентации на минимизацию рисков В ситуациях, когда определенный риск допускается

Доступ к ресурсам При ограниченных ресурсах При наличии свободных ресурсов

Планы относительно развития Стабильный, но небольшой рост Стремление к значительному росту

Стратегия Защита рынка путем увеличения числа брендов Для атаки на смежные рынки извне, с помощью замещающих продуктов

Границы инноваций Для инноваций в пределах существующей миссии Для переопределения миссии и поиска новых рынков

Латеральный маркетинг - это рабочий процесс, который превращает существующие объекты (товары или услуги) в инновации - товары или услуги, нацеленные на потребности, группы клиентов или способы / ситуации использования, не охваченные в настоящее время; таким образом, этот процесс с высокой вероятностью приводит к созданию новых категорий или рынков, а потому применение его на практике во многом необходимо для успешной хозяйственной деятельности предприятий, а также решения текущих проблем с прибыльностью, стимулированием спроса.

Список литературы:

1. Котлер Ф., Триас де Бес Ф. Латеральный маркетинг: технология поиска революционных идей. Пер. с англ. - М.: Альпина Паблишерз, 2010.

2. Котлер Ф. Основы маркетинга. Пер. с англ. - М.: «Прогресс», 1990.

3. Боно Э. Латеральное мышление. - СПб.: Питер, 1997.

4. Козырь Н.С. Реструктуризация бизнеса и оценка его стоимости // Наука и экономика. - 2010. - № 2. - С. 95-99.

5. Козырь Н.С. Теоретические основы и практические примеры процессов реструктуризации предприятий парфюмерно-косметической промышленности // Terra Economicus. - 2008. - Т. 6, № 3-2. - С. 317-320.

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ В РОССИИ

© Курамшин Л.А.*

Елабужский институт

Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Елабуга

Ценообразование в строительстве - это процесс установления цены на услуги и материалы на строительном рынке. Этот механизм актуален тем, что разумное образование стоимости и адекватное ценовое планирование влияют на успешную деятельность организации. Ценообразование подвержено влиянию кризисных ситуаций в стране, что приводит к негативным последствиям.

Ключевые слова ценообразование, строительство.

Переход России на рыночные отношения существенно повлиял на все составные части экономической политики, в том числе и на политику в области ценообразования. Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что правильная методика установления цены, разумная ценовая тактика, последовательная реализация обновленной ценовой стратегии составляют необходимые компоненты любого коммерческого предприятия в жестких

* Студент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.