Научная статья на тему 'Маркетинговые аспекты управления рынком труда'

Маркетинговые аспекты управления рынком труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
93
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ / УПРАВЛЕНИЕ / РЫНОК ТРУДА / ЗАНЯТОСТЬ / РЕГИОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Библя Г. Н.

Содержатся сведения о маркетинговых аспектах развития регионального рынка труда и основных факторах повышения занятости населения в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Маркетинговые аспекты управления рынком труда»

- увеличение пассажиропотока на данных направлениях;

- повышение рентабельности деятельности Компании;

- внедрение новых информационных технологий;

- качественное изменение имиджа и узнаваемости бренда Холдинга

«РЖД» на международном рынке [3].

Список литературы:

1. Экономика пассажирского транспорта: учебное пособие / под общей ред. проф. В.А. Персианова. - М.: КНОРУС, 2012. - 400 с.

2. Годовые отчеты ОАО «ФПК» за 2011 г., 2012 г., 2013 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rzd.ш/enterprise/puЫic/rzd?STRUCTURE_ ГО=5010&1ауег_1а=5040<&еегегЬауегЫ =5039<Ш=3264.

3. Официальный сайт ОАО «РЖД» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rzd.ru/.

МАРКЕТИНГОВЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ РЫНКОМ ТРУДА

© Библя Г.Н.*

Академия маркетинга и социально-информационных технологий,

г. Краснодар

Содержатся сведения о маркетинговых аспектах развития регионального рынка труда и основных факторах повышения занятости населения в регионе.

Ключевые слова: маркетинг, управление, рынок труда, занятость, регион.

Разработка стратегии социально-экономического развития региона как объекта управления является наиболее актуальной в условиях преодоления финансово-экономического кризиса и модернизации кадровой политики. Поэтому решение проблем реформирования и обеспечения региональной занятости населения, тесно связана, с одной стороны, с эффективным функционированием регионального рынка, а, с другой, - с государственным регулированием рынка рабочей силы, в том числе посредством маркетингового механизма воздействия на реформируемые процессы.

В контексте исследования данной проблемы, рынок труда представляет собой систему социально-экономических отношений между экономическими агентами территории, усилия которых направлены на реформирование системы занятости в регионе, а также регулирование процессов формирования, распределения, перераспределения и использования трудовых ресурсов [5, с. 118].

* Доцент кафедры Информационных технологий, кандидат экономических наук.

Это предопределяет устойчивый механизм взаимодействия между продавцами и покупателями услуг труда, предполагающий эффективное использование трудового потенциала и позитивное развитие человеческого капитала в условиях развития региона, обусловленных процессами системных трансформаций и факторами системного эволюционирования социально-трудовой сферы.

Данная концепция предполагает разработку, совершенствование и эффективное использование на практике теоретических, методологических, методических и прикладных аспектов регулирования занятости с учетом мониторинга социально-трудовой сферы и маркетинговых исследований рынка трудовых услуг.

В настоящее время среди множества научных подходов к регулированию рынка труда в научной литературе выделяются: процессный, воспроизводственный, функциональный, матричный, маркетинговый, комплексный, а также разновидности системного подхода [1, с. 106; 3, с. 153].

Особое место в условиях рыночной трансформации занимает маркетинговый подход, который является одним из приоритетных механизмов исследования процессов регулирования занятости [6, с. 2]. Он должен предусматривать мониторинговые исследования динамики спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, его сегментирование и дифференцирование соответственно в зависимости от уровня притязаний покупателя трудовых услуг (работодателя) и профессиональной квалификации продавца услуг труда (наемного работника). Использование принципов данного подхода позволяет принять оптимальное управленческое решение, позиционировать товар «трудовые услуги», уменьшить информационную неопределенность о конъюнктурных процессах на рынке рабочей силы, повысить степень управляемости и регулируемости занятости.

Данный подход реализует в себе объединение принципов системологии и закономерностей теории рыночной трансформации по отношению к формированию, распределению и использованию рабочей силы на регулируем рынке труда [4, с. 177]. Тем более что реформа занятости представляет собой системные трансформации в области: принципиального изменения трудового права и законодательства, институциональной реорганизации рынка труда, рыночного механизма регулирования занятости, содействия развитию бизнеса и малого предпринимательства, обеспечения социальной защиты от безработицы. Указанные трансформации обеспечивают стратегию и тактику реализации основных направлений политики занятости.

Процесс регулирования занятости необходимо рассматривать с нескольких научных точек зрения:

Во-первых, с точки зрения теории управления, регулирование занятости является одной из функций управления рынком труда. Между тем в условиях преодоления финансово-экономического кризиса данная функция становится

основной, поскольку все стадии управления подвержены регулированию: планирование, организация, координирование, мотивация, контроль [7, с. 251]. В этом смысле регулирование занятости выступает в качестве механизма гибкого управления процессами воспроизводства рабочей силы.

Во-вторых, с точки зрения реформирования социально-экономической системы, регулирование рынка труда следует понимать как процесс постоянного развития системы занятости, предусматривающий высокий уровень формирования и эволюционирования рыночных трудовых отношений.

В-третьих, процесс регулирования занятости следует рассматривать, идентифицировать и исследовать с точки зрения различных научных подходов: системного и комплексного, структурно-функционального и матричного, воспроизводственного и процессного, при ведущей роли маркетингового [2, с. 23-24].

В-четвертых, с точки зрения теории и практики маркетинга, регулирование процессов занятости предусматривает исследование следующих проблем:

- анализ позиционирования товара «рабочая сила» на рынке услуг труда;

- моделирование жизненного цикла товара «рабочая сила»;

- выявление основных факторов конкуренции на рынке рабочей силы и конкурентоспособности кадров;

- изучение закономерностей ценовой политики в маркетинге рабочей силы;

- характеристика основных черт и признаков рабочей силы как маркетингового объекта;

- изучение механизма занятости как регулятора спроса и предложения на труд;

- проведение процедуры сегментации и дифференциации рынка труда;

- мониторинг конъюнктуры и емкости рынка трудовых ресурсов в регионе;

- отражение системы маркетинговых исследований рынка труда;

- мониторинг и оценка эффективности маркетинга трудовых услуг.

Стратегические приоритеты повышения занятости в регионе могут

быть представлены следующими основными направлениями:

- разработкой и реализацией целевой комплексной маркетинговой программы управления занятостью, включая создание и сохранение перспективных рабочих мест;

- развитием менеджмента и маркетинга, предусматривающих согласование интересов рынка образовательных услуг и рынка труда;

- целенаправленным развитием разнообразных форм занятости, в том числе распространением занятости сельским туристическим, а в перспективе - спортивным бизнесом;

- финансовой государственной поддержкой предприятий, участвующих преимущественно в правительственных программах социально-экономического развития региона;

- приоритетным развитием крупных и средних по своему размеру организаций и объединений как наиболее эффективных по использованию человеческого капитала;

- совершенствованием организационных и правовых основ функционирования государственной системы содействия занятости населения, трудоустройства и переподготовки безработных на основе маркетинговых исследований рынка труда.

Таким образом, стратегия регулирования занятости и развития социально-трудовой сферы региона, с одной стороны, является комплексным, а с другой - необходимым условием дальнейшего реформирования трудовых отношений. При этом основным элементом системных преобразований должно стать маркетинговое решение проблем повышения позитивной занятости населения, предупреждение вынужденной незанятости и снижение уровня безработицы (включая скрытую ее форму), создание условий для повышения доходов занятого населения.

Список литературы:

1.Брыкалова А.А., Библя Г.Н., Котова Т.Н. Роль интеллектуальной собственности в повышении конкурентоспособности и инновационной активности субъектов экономических отношений // Вестник СевКавГТИ. - 2013. - № 14. - С. 106-110.

2. Гладилин А.В., Шуваев А.В., Дронова А.Н. Механизм оценки эффективности государственного регулирования предприятий АПК: экономические и социальные аспекты: монография / А.В. Гладилин, А.В. Шуваев, А.Н. Дронова. - Ставрополь, 2004. - 147 с.

3. Молчаненко С.А. Методология статистического учета и анализа рынка труда // Актуальные вопросы экономических наук. - 2014. - № 41-1. -С. 153-157.

4. Молчаненко С.А. Факторный анализ социально-экономической эффективности совместного предпринимательства // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. - 2015. - № 17. -С. 177-181.

5. Шуваев А.В. Информационность как основное свойство региональной социально-экономической системы // В сборнике: Моделирование производственных процессов и развитие информационных систем. - 2012. -С. 118-121.

6. Шуваев А.В. Регулирование сельской занятости как фактор развития аграрного сектора // Аграрная наука. - 2006. - № 10. - С. 2-4.

7. Шуваев А.В. Управление рынком труда в экономическом пространстве региона // В сборнике: Моделирование производственных процессов и развитие информационных систем. - 2012. - С. 251-255.

8. Шуваева С.А. Создание новых рабочих мест на селе в условиях трансформации аграрных отношений // Актуальные вопросы экономических наук. - 2011. - № 19. - С. 371-375.

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ МОБИЛЬНОСТИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ

© Глаз О.В.*

Белгородский университет кооперации, экономики и права, г. Белгород

В статье рассматривается рыночный аспект формирования мобильности рабочей силы, исследуется влияние предложения рабочей силы в отдельных секторах экономики на ее мобильность.

Ключевые слова рабочая сила, мобильность, рынок труда, занятость населения, предложение рабочей силы.

Не требует доказательств положение, что рынок труда сбалансирован тем лучше, чем больше мобильность рабочей силы, имеющаяся в стране, регионе.

Отличительной особенностью мобильности рабочей силы является ее существование как в условиях безработицы или полной занятости на рынке труда, так и при наличии относительного равновесия между спросом и предложением [1].

Мобильность рабочей силы подвержена влиянию совокупности разнородных факторов, которые достаточно широко освещаются в литературе по экономике труда.

К примеру, А.И. Маскаева и Д.Р. Амирова к факторам мобильности рабочей силы, проявляющимся на мезо- и макроуровне, относят уровень безработицы, дифференциацию оплаты труда, предложение рабочей силы в отдельных секторах экономики, спрос на рабочую силу, дискриминацию на рынке труда, качество жизни населения, развитие малого бизнеса, развитость рынка жилья, демографический потенциал [3].

В нашем исследовании остановимся на изучении влияния предложения рабочей силы в отдельных секторах экономики на ее мобильность.

О предложении рабочей силы на рынке труда принято судить по показателям динамики экономической активности населения [2].

* Аспирант кафедры Экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.