Научная статья на тему 'Управленческие аспекты трудоустройства социально незащищенных категорий населения'

Управленческие аспекты трудоустройства социально незащищенных категорий населения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
492
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / МЕНЕДЖМЕНТ / РЫНОК ТРУДА / ЗАНЯТЫЕ / БЕЗРАБОТНЫЕ / СЛАБО ЗАЩИЩЕННЫЕ КАТЕГОРИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каратеев Ю.П.

Рассмотрены теоретические и прикладные аспекты управления трудоустройством лиц с ограниченными возможностями, в том числе: инвалидов, а также уволенных с военной службы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управленческие аспекты трудоустройства социально незащищенных категорий населения»

Список литературы:

1. Рощин С.Ю., Разумова Т.О. Теория рынка труда. - М.: ТЭИС, 2000.

2. Спивак В.А. Организационное поведение. - М.: Эксмо, 2009.

3. Экономическая энциклопедия / Гл. ред. Л.И. Абалкин. - М.: Экономика, 2009.

4. Schultz T.W. Investing in People: The Economics of Population Quality. -Berkley, Calif.: University of California, 1981.

5. Thurow L. Investments in human capital. - Belmont, 1970.

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА СОЦИАЛЬНО НЕЗАЩИЩЕННЫХ КАТЕГОРИЙ НАСЕЛЕНИЯ

© Каратеев Ю.П.*

Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

Рассмотрены теоретические и прикладные аспекты управления трудоустройством лиц с ограниченными возможностями, в том числе: инвалидов, а также уволенных с военной службы.

Ключевые слова управление, менеджмент, рынок труда, занятые, безработные, слабо защищенные категории.

Ситуация, складывающая на региональном рынке труда, показывает, что наибольшие сложности с трудоустройством возникают у социально незащищенных категорий населения. Это: лица с ограниченной трудоспособностью; уволенные с военной службы и члены их семей; длительно безработные граждане; молодежь в т. ч. подростки; выпускники учебных заведений; женщины, имеющие малолетних детей и выходящие на работу из отпуска по уходу за ребенком; жены военнослужащих, проживающих в военных городках. Особую категорию составляют освобожденные из учреждений, исполняющих наказание; вынужденные беженцы и переселенцы. Указанные категории, как правило, становятся основными кандидатами на увольнение и постоянным источником пополнения рынка труда.

В этой связи принятие наиболее оптимального управленческого решения по оказанию содействия занятости и обеспечению социальной защиты этих категорий являются одним из важнейших приоритетов региональной политики занятости. Особенно актуальна проблема занятости и социальной поддержки населения с ограниченной трудоспособностью. По данным Рос-стата, в настоящее время количество работающих инвалидов по отношению к общей их численности не превышает 10 процентов. Особенно тяжелое

* Доцент кафедры Менеджмента, кандидат экономических наук.

положение складывается с занятостью инвалидов 1 и 2 групп, среди которых удельный вес работающих составляет около 6 %.

Определенная социально-экономическая, демографическая, экологическая ситуация, возникшие трудности в медицинском обслуживании, лекарственном обеспечении населения, нерешенные проблемы в охране труда и технике безопасности могут создавать предпосылки для дальнейшего увеличения числа инвалидов и регионе, и, соответственно, увеличение в перспективе рабочей силы, нуждающейся в трудоустройстве и социальной защите [1, с. 107, 7, с. 252].

Поэтому основными целями и задачами региональной политики занятости инвалидов следует считать создание необходимых условий для реализации потенциальных возможностей лиц с ограниченной трудоспособностью, которые повысят уровень их занятости, расширят возможности трудоустройства, обеспечат конкурентоспособность инвалидов на рынке труда и окажут им социальную защиту в области профессиональной реабилитации и занятости.

Для реализации основных направлений обеспечения занятости инвалидов в регионах целесообразно через координационный комитет по делам инвалидов при губернаторе совершенствовать управление государственными и общественными структурами в области содействия занятости инвалидов. Для этого необходимо подготовить и внести на рассмотрение в Государственную Думу региона нормативные и законодательные документы по стимулированию работодателей по сохранению действующих и созданию дополнительных рабочих мест для инвалидов, включая содействие в организации специализированных рабочих мест на договорной основе, а также по проведению льготной финансово-кредитной политики, способствующей созданию и эффективному функционированию предприятий, использующих труд инвалидов [3, с. 154].

Управленческий аспект решения этого направления предполагает, что программой содействия занятости населения и постановлениями губернатора и глав районных администраций будут установлены соответствующие квоты рабочих мест для приема на работу инвалидов. В этом плане необходимо оказывать помощь в развитии самозанятости инвалидов со стороны общественных структур, в том числе в области содействия занятости инвалидов, обеспечении их занятости на временных, в том числе общественных работах, в содействии профессиональной подготовки и переподготовки лиц с ограниченной способностью. Все эти организации должны стремиться к повышению эффективности расходования бюджетных средств на социальную поддержку инвалидов путем проведения конкурсов и контроля за их расходованием [5, с. 119].

Районные службы занятости, оказывая содействие развитию предпринимательства и самозанятости инвалидов, должны ежегодно выделять субсидии на открытие собственного дела, направлять желающих на обучение основам предпринимательства. Профессиональная реабилитация безработных инвалидов, организуемая службой занятости населения, должна быть

направлена, в основном, на удовлетворение их потребности в обучении специальностям или профессиям, пользующимся спросом на рынке труда, с учетом медицинских показаний.

Для решения этой задачи следует предусмотреть реализацию таких направлений управленческой деятельности, как:

- во-первых, отбор учебных заведений с наиболее эффективными программами обучения и способными учесть особенности данной категории населения; выявление перспективных профессий, необходимых на рынке труда и пользующихся спросом у инвалидов [2, с. 147];

- во-вторых, организация обучения по профессиям (специальностям), обеспечивающим самозанятость, с учетом возможности работать в домашних условиях; совершенствование системы постоянного информирования инвалидов о возможности профессионального обучения, дальнейшего трудоустройства, самозанятости через средства массовой информации, встречи со специалистами службы занятости и органов соцзащиты, специальные выпуски памяток, буклетов, листовок и т.д.;

- в-третьих, систематическое отслеживание эффективности профессионального обучения инвалидов, обобщение и анализ результатов работы; вовлечение инвалидов в активные формы общения - проведение «ярмарок» вакансий и учебных мест, «Круглых столов», встреч с работодателями, участие в «Клубах ищущих работу» и т.д.

Поскольку безработные инвалиды являются особой категорией клиентов органов службы занятости, то работа с инвалидами должна проводиться, в основном, в индивидуальной форме. Консультирование с целью подбора вариантов трудоустройства или профобучения данной категории граждан обычно сопровождается оказанием психологической поддержки [6, с. 3]. Вместе с тем осуществление психологической поддержки инвалидов в практике работы профконсультантов службы занятости - сложная задача, требующая специальных знаний и соответствующего образования специалистов центров занятости.

Кроме того, с целью создания необходимых условий для реализации потенциальных возможностей лиц с ограниченной трудоспособностью следует предусмотреть: с одной стороны, создание системы взаимной информации между органами службы занятости, медико-социальной экспертизы труда и соцзащиты населения и общественными организациями инвалидов по вопросам профессиональной реабилитации и обеспечения занятости инвалидов; с другой стороны, обучение и повышение квалификации специалистов, занимающихся профориентационной работой с инвалидами.

Основные мероприятия по поддержке граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей должны проводиться службой занятости населения края (области) совместно с военными комиссариатами, общественными организациями по работе с офицерами, прапорщиками (мичманами) запаса и членами их семей.

В целях смягчения социальной напряженности и предотвращения критической ситуации на рынке труда, которые могут возникнуть при высвобождении этой категории населения, совместная деятельность органов службы занятости населения региона, военных комиссариатов, общественных организаций по работе с офицерами, прапорщиками (мичманами) запаса и членами их семей должна быть направлена на социальную защиту уволенных с военной службы граждан и членов их семей на этапе их интеграции в гражданскую деятельность

Для этого региональными департаментами федеральной государственной службы занятости населения необходимо запланировать проведение мероприятий на всех уровнях управления по следующим основным направлениям:

- трудоустройство путем подбора военнослужащим запаса подходящих вакансий с учетом их профессиональной подготовки, психологических и моральных качеств, помощь гражданам, уволенным с военной службы, в том числе финансовая, в организации собственного дела, малых и средних предприятий [4, с. 178];

- предоставление услуг по профессиональному обучению, основной целью которого является создание условий для адаптации к гражданской жизни уволенных с военной службы и членов их семей, обеспечения их конкурентоспособности в условиях рыночной экономики.

Поэтому региональные службы занятости в тесном контакте с органами исполнительной власти, работодателями, военными комиссариатами должны строить свою работу по принципу, когда первичным является обеспечение занятости увольняемых с военной службы, т.е. трудоустройство без дополнительной профессиональной подготовки на основании использования военных специальностей граждан, уволенных с военной службы, а вторичным - переподготовка по выбранным гражданским профессиям.

В приоритетном порядке должно осуществляться профессиональное обучение за счет бюджета граждан, уволенных с военной службы без права на пенсионное обеспечение и зарегистрированных в качестве безработных. При этом необходимой частью данного мероприятия будет служить переподготовка (без выплаты стипендии) граждан, уволенных с военной службы в возрасте до 45 лет, имеющих право на пенсионное обеспечение.

Основным направлением профориентационной работы с гражданами, уволенными с военной службы, должны быть превентивные профконсуль-тационные услуги военнослужащим перед увольнением их с военной службы. С этой целью, по согласованию с командирами воинских частей, следует планировать выезды специалистов службы занятости в воинские части, а также участвовать в проведении необходимой практической работы по созданию профконсультационных пунктов.

Указанные мероприятия позволят, по нашему мнению, повысить эффективность регионального управления трудоустройством незащищенных категорий населения.

Список литературы:

1. Брыкалова А.А., Библя Г.Н., Котова Т.Н. Роль интеллектуальной собственности в повышении конкурентоспособности и инновационной активности субъектов экономических отношений // Вестник СевКавГТИ. - 2013. - № 14. - С. 106-110.

2. Гладилин А.В., Шуваев А.В., Дронова А.Н. Механизм оценки эффективности государственного регулирования предприятий АПК: экономические и социальные аспекты: монография / А.В. Гладилин, А.В. Шуваев, А.Н. Дронова. - Ставрополь, 2004. - 147 с.

3. Молчаненко С.А. Методология статистического учета и анализа рынка труда // Актуальные вопросы экономических наук. - 2014. - № 41-1. -С. 153-157.

4. Молчаненко С.А. Факторный анализ социально-экономической эффективности совместного предпринимательства // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. - 2015. - № 17. - С. 177-181.

5. Шуваев А.В. Информационность как основное свойство региональной социально-экономической системы // В сборнике: Моделирование производственных процессов и развитие информационных систем. - 2012. -С. 118-121.

6. Шуваев А.В. Регулирование сельской занятости как фактор развития аграрного сектора // Аграрная наука. - 2006. - № 10. - С. 2-4.

7. Шуваев А.В. Управление рынком труда в экономическом пространстве региона // В сборнике: Моделирование производственных процессов и развитие информационных систем. - 2012. - С. 251-255.

8. Шуваева С.А. Создание новых рабочих мест на селе в условиях трансформации аграрных отношений // Актуальные вопросы экономических наук. - 2011. - № 19. - С. 371-375.

СТИМУЛИРОВАНИЕ СПРОСА В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ C ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНСТРУМЕНТАРИЯ ЛАТЕРАЛЬНОГО МАРКЕТИНГА

© Каспарян А.Э.*

Кубанский государственный университет, г. Краснодар

В статье дается определение сущности понятия латеральный маркетинг, проводится сравнительный анализ вертикального и латерального маркетинга. Данная концепция представляется как одна из наиболее эффективных инструментов стимулирования спроса.

Ключевые слова: конкурентные стратегии; увеличение спроса; латеральный маркетинг; латеральное мышление; генерирование идей.

* Студент кафедры Экономического анализа, статистики и финансов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.