Научная статья на тему 'Методология статистического учета и анализа рынка труда'

Методология статистического учета и анализа рынка труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
205
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАТИСТИКА / СТАТИСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ / УЧЕТ И АНАЛИЗ РЫНКА ТРУДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Молчаненко С. А.

Раскрыты методологические основы статистики рынка труда и занятости, включая постоянно совершенствуемый статистический инструментарий по оценке трудовых процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Молчаненко С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методология статистического учета и анализа рынка труда»

7. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.president.kremlin.ru (дата обращения: 22.10.2014).

8. Корнев А.К. Производственный потенциал России: необходимость ускоренного обновления и перспективы // Проблемы прогнозирования. -2013. - № 8.

9. Машкова А.Л.Технологии агентного моделирования и поиска данных в мониторинге и прогнозировании явлений социальной напряженности // Информационные системы и технологии - 2014. - № 4. - С. 45-50.

10. Машкова А.Л., Савина О.А. Принятие решений и экономическое поведение // Управленческий учет. - 2014. - № 8 (270). - С. 29-38.

11. Рабин М. Интеграция ограниченной рациональности в экономическую науку // Вопросы экономики. - 2014. - № 5. - С. 45-65.

12. РИА-Новости. Официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ria.ru/analytics/20110914/437392189.html (дата обращения: 25.11.2014).

13. Репьев Ю.Г. Модернизация высшего образования в России: мифы и реальность // Высшее образование сегодня. - 2007. - № 4. - С. 24-29.

14. Савина (Машкова) А.Л. Математическая модель принятия решений агентами в имитационной модели миграционных потоков // Информационные системы и технологии. - 2011. - № 6. - С. 66-72.

15. Стасишина Р. А. Совершенствование стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования// Проблемы современной экономики. - 2010. - № 2 (34).

МЕТОДОЛОГИЯ СТАТИСТИЧЕСКОГО УЧЕТА И АНАЛИЗА РЫНКА ТРУДА

© Молчаненко С.А.*

Ставропольский государственный аграрный университет, г. Ставрополь

Раскрыты методологические основы статистики рынка труда и занятости, включая постоянно совершенствуемый статистический инструментарий по оценке трудовых процессов.

Ключевые слова статистика, статистический инструментарий, учет и анализ рынка труда.

* Старший преподаватель кафедры Статистики и эконометрики, кандидат экономических наук.

Наряду с важными для конъюнктурного анализа данными статистики о числе безработных, вакантных мест и занятости, в состав статистики рынка труда входят данные о мероприятиях по повышению квалификации, переобучению, трудоустройству, статистика вынужденно работающих неполную рабочую неделю, статистика забастовок, выплаты пособий на детей, статистика надомников, временно привлеченных работников.

В настоящее время постоянно совершенствуется статистический инструментарий для организации статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой на рынке труда [2].

На данном этапе утверждены следующие основные формы федерального статистического наблюдения:

1. квартальная, полугодовая и годовая форма N 2-Т (трудоустройство) «Сведения о предоставлении государственных услуг в области содействия занятости населения»;

2. месячные N 1-Т (трудоустройство) срочная «Сведения о содействии занятости граждан» и N 1-КТС (срочная) «Сведения о коллективных трудовых спорах»;

3. периодическая 2 раза в год: N 1-АГС «Сведения о численности граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу».

Среди них, основной, учитывающей положение на рынке труда, является форма N 2-Т (трудоустройство). Ее представляют:

- государственные учреждения службы занятости населения ежеквартально, 7 числа месяца, следующего за отчетным периодом, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим переданные на основании законодательства Российской Федерации полномочия в области содействия занятости населения; территориальным органам Росстата в субъектах Российской Федерации по установленному им адресу;

- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные на основании законодательства Российской Федерации полномочия в области содействия занятости населения, ежеквартально, 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, Роструду;

- территориальному органу Росстата в субъекте Российской Федерации по установленному им адресу;

- Роструд ежеквартально, 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом, Росстату по согласованной программе.

По форме N 2-Т (трудоустройство) наблюдение ведется за предоставлением государственных услуг в области содействия занятости населения гражданам и работодателям, обратившимся в государственные учреждения службы занятости населения.

Форма 2-Т состоит из 14 различных разделов, учитывающих функционирование регионального и федерального рынков труда. При этом выделяются следующие составляющие статистического наблюдения: I. «Состав граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы»; II. «Динамика численности безработных граждан»; III. «Распределение безработных граждан по продолжительности периода безработицы по состоянию на конец отчетного периода»; IV «Состав безработных граждан»; V «Сведения о заявленной работодателями потребности в работниках»; VI. «Сведения о предоставлении государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан»; VII. «Сведения о предоставлении государственной услуги по психологической поддержке безработных граждан»; VIII. «Сведения о предоставлении государственной услуги по профессиональной подготовке, переподготовке, повышению квалификации безработных граждан (профессиональному обучению)»; IX. «Сведения о предоставлении государственной услуги по организации проведения оплачиваемых общественных работ»; X. «Сведения о предоставлении государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время»; XI. «Сведения о предоставлении государственной услуги по организации временного трудоустройства безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы»; XII. «Сведения о предоставлении государственной услуги по организации временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые»; XIII. «Сведения о предоставлении государственной услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда»; XIV «Сведения о предоставлении государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан».

В каждом указанном разделе сосредоточено от 18 до 35 различных показателей, характеризующих состояние регионального рынка труда. В то же время их наличие не дает полного представления о направлениях развития и совершенствовании рынка труда, его организационном устройстве, эффективности и оперативности деятельности специалистов служб занятости. В этом плане требуется дальнейшая доработка используемых групп показателей, устранение дублирующих элементов статистического наблюдения, пересмотр классификационных подходов к их объединению и подразделению [3].

Помимо формы № 2-Т применяется другая, дополняющая ее форма федерального статистического наблюдения - № 1-Т, о которой сообщалось выше. Как показывает статистический анализ, форму № 1-Т (трудоустройство) срочная «Сведения о содействии занятости граждан» (далее - форма № 1-Т (трудоустройство)) представляют:

- государственные учреждения службы занятости населения ежемесячно, 2 числа месяца, следующего за отчетным периодом, органам

исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим переданные на основании законодательства Российской Федерации полномочия в области содействия занятости населения; территориальным органам Росстата в субъектах Российской Федерации по установленному им адресу;

- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные на основании законодательства Российской Федерации полномочия в области содействия занятости населения, ежемесячно, 7 числа месяца, следующего за отчетным периодом, Роструду; территориальному органу Росстата в субъекте Российской Федерации по установленному им адресу;

- Роструд ежемесячно, 12 числа месяца, следующего за отчетным периодом, Росстату по согласованной программе.

По форме № 1-Т (трудоустройство) наблюдение ведется за предоставлением гражданам, обратившимся в государственные учреждения службы занятости населения, государственных услуг в области содействия занятости населения.

Одновременно в форме № 1-Т (трудоустройство) приводятся данные о потребности работодателей в работниках, а также о численности работодателей, обратившихся за информацией о положении на рынке труда.

Что касается указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 1-КТС (срочная), то ее представляют: юридические лица всех видов экономической деятельности при наличии коллективных трудовых споров в отчетном периоде; организации, представлявшие отчет в предыдущем периоде по форме N 1-КТС (срочная) о возникших и неурегулированных коллективных трудовых спорах, перешедших на отчетный месяц (в отчете заполняют только показатели по строке 05 и (или) по строке 06).

На основании представленных данных, размещенных в приведенных статистических формах, могут быть рассчитаны необходимые показатели, характеризующие воспроизводственный процесс на рынке труда, а именно: основные тенденции его формирования [4], распределение рабочей силы, перераспределение трудовых ресурсов и их использование с учетом предоставления соответствующих услуг по трудоустройству и профессиональной подготовке, смягчению уровня безработицы [5].

Вместе с тем новая экономическая ситуация на рынке труда требует других инновационных подходов по учету и анализу уровня занятости и безработицы в регионе [1], что предполагает использование новых более совершенных методик расчета конкретных групп показателей, адекватно характеризующих рынок рабочей силы и предоставляемых трудовых услуг.

Список литературы:

1. Молчаненко С. А. Принципы кластеризации сельских территорий по уровню занятости и устойчивости развития // Информационные системы и

технологии как фактор развития экономики региона. - Ставрополь, 2013. -С. 138-140.

2. Шуваев А.В. Стратегия регулирования занятости на селе // Аграрная наука. - 2006. - № 3. - С. 12-13.

3. Шуваев А. В. Детерминанты сельской занятости // Человек и труд. -2003. - № 11. - С. 67.

4. Шуваева С.А. Стратегические направления повышения занятости сельского населения // Актуальные вопросы экономических наук. - 2010. -№ 17-1. - С. 262-267.

5. Шуваева С.А. Проблемы занятости и доходов сельского населения // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2011. -№ 24. - С. 249-250.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.