Научная статья на тему 'СТИМУЛИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЬЮТОРСКОГО ДЕЙСТВИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕДИАРЕСУРСОВ'

СТИМУЛИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЬЮТОРСКОГО ДЕЙСТВИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕДИАРЕСУРСОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
292
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
младшие подростки / познавательный интерес / стимулирование познавательного интереса / медиаресурсы / тьюторское действие / younger adolescents / cognitive interest / stimulation of cognitive interest / media resources / tutorial action

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Косолапова Лариса Александровна, Трухина Елена Викторовна, Францкевич Алена Романовна

Обосновывается необходимость выявления новых способов педагогического стимулирования познавательного интереса младших подростков, проанализированы результаты экспериментальной проверки модели педагогического процесса, направленного на стимулирование познавательного интереса младших подростков посредством тьюторского действия с применением медиаресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Косолапова Лариса Александровна, Трухина Елена Викторовна, Францкевич Алена Романовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STIMULATION OF THE COGNITIVE INTEREST OF YOUNGER TEENAGERS BY TUTORIAL ACTION USING MEDIA RESOURCES

The article substantiates the need to identify new methods of pedagogical stimulation of the cognitive interest of younger adolescents, analyzes the results of an experimental verification of the model of the pedagogical process aimed at stimulating the cognitive interest of young adolescents through tutorial action using media resources.

Текст научной работы на тему «СТИМУЛИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЬЮТОРСКОГО ДЕЙСТВИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕДИАРЕСУРСОВ»

УДК 37.026

DOI: 10.24411/2308-7218-2019-10231

Косолапова Лариса Александровна

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики Пермского государственного национального исследовательского университета, профессор кафедры педагогии и психологии Пермского гуманитарно -

педагогического университета

ФГБОУ «Пермский государственный национальный исследовательский

университет», Пермь, Россия 614068, г. Пермь, ул. Генкеля, д. 8, (342) 239-64-66 e-mail: la_kossolapova@list. ru

Трухина Елена Викторовна

магистрант кафедры педагогии и психологии e-mail: linatr@yandex. ru

Францкевич Алена Романовна

руководитель тьюторского центра «Выбор будущего» ассистент кафедры культурологи, музыковедения и музыкального образования

e-mail: leviy803@yandex.ru

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, г. Пермь, ул. Сибирская, 24

СТИМУЛИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТЬЮТОРСКОГО ДЕЙСТВИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ МЕДИАРЕСУРСОВ

Larisa А. Kosolapova

PhD, Professor, Head of the Department of Pedagogy of the Perm State National

Research University,

Professor of the Department of Pedagogy and Psychology of the Perm Humanitarian-

Pedagogical University

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Perm State

National Research University» 8, Genkel, Perm, Russia, 614068, e-mail: la_kossolapova@list.ru

Elena V. Trukhina

Master Student of the Department of Pedagogy and Psychology

e-mail: linatr@yandex. ru

© Косолапова Л.А., Трухина Е.В., Францкевич А.Р., 2019

Alena R. Frantskevich

Head of the Tutorial Center «Choice of the Future» Assistant, Department of Cultural Studies, Musicology and Music Education

e-mail: leviy803@yandex.ru

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia

STIMULATION OF THE COGNITIVE INTEREST OF YOUNGER TEENAGERS BY TUTORIAL ACTION USING MEDIA RESOURCES

Аннотация. Обосновывается необходимость выявления новых способов педагогического стимулирования познавательного интереса младших подростков, проанализированы результаты экспериментальной проверки модели педагогического процесса, направленного на стимулирование познавательного интереса младших подростков посредством тьюторского действия с применением медиаресурсов.

Ключевые слова: младшие подростки, познавательный интерес, стимулирование познавательного интереса, медиаресурсы, тьюторское действие.

Abstract. The article substantiates the need to identify new methods of pedagogical stimulation of the cognitive interest of younger adolescents, analyzes the results of an experimental verification of the model of the pedagogical process aimed at stimulating the cognitive interest of young adolescents through tutorial action using media resources.

Key words: younger adolescents, cognitive interest, stimulation of cognitive interest, media resources, tutorial action.

Младший подростковый возраст является решающим в формировании готовности самостоятельно приобретать знания, оперировать ими.

Подростковый возраст как этап психического развития характеризуется выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, связанную с поиском собственного места в обществе, которая реализуется в сообществе сверстников. вместе с тем учителя традиционно фиксируют снижение познавательного интереса у учащихся 5-6-х классов.

Основное противоречие подросткового периода - настойчивое стремление ребенка к признанию своей личности взрослыми при отсутствии реальной возможности утвердить себя среди них [9]. В период наступления взрослости у подростка проявляется стремление преобразовать знания и опыт в какую-то схему, помогающую ориентироваться в жизни, в мире, в самом себе [8].

Проблемами познавательного интереса (его сущности, структуры, условий формирования) занимались ряд педагогов: Г.И. Щукина,

Л.С. Выготский, А.К. Дусавицкий, В.Н. Мясищева, Н.Г. Морозова, А.И. Сорокина, Э.А. Баранова, Ю.Н. Кулюткин; психологов: А.Н. Леонтьев, М.Ф. Беляев, Л.И. Божович и др. Возрастные особенности младших подростков подробно исследованы Л.И Божович и Л.В. Благонадежиной, Д.А. Леонтьевым, И.Ф. Харламовым, Д.Б. Элькониным и др.

Вместе с тем необходимо признать, подростки изменились, сегодня это цифровое поколение. Информацию в основном они черпают из сети Интернет, играют в онлайн-игры, общаться предпочитают в соцсетях или при помощи мессенджеров. Требуются новые подходы для стимулирования их познавательного интереса.

В условиях динамично меняющегося мира, доступности (избыточности) информации каждому ребенку в школьные годы важно научиться обучаться: ставить цели своего личного образования, выстраивать индивидуальный образовательный маршрут, выбирать (привлекать) необходимые образовательные ресурсы, учитывая возможности не только школы, анализировать достигнутые результаты. Набирает популярность идея открытого образовании. Несмотря на это, школьное образование, по сути, остается закрытым, так как не предоставляется возможность ученикам стать субъектами собственного образования: выбрать преподавателя, место и способ проведения урока, привлечь для освоения учебного материала ресурсы среды, не запланированные учителем.

Реализации субъектной позиции, разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута может способствовать относительно новая фигура в отечественном образовании - тьютор, чей функционал вместе с тем осмыслен и зафиксирован в профессиональном стандарте. Тьюторское действие исследовано в работах Т.М. Ковалевой, П.Г. Щедровицкого, Б.Д. Эльконина, Н.В. Рыбалкиной, Г.М. Беспаловой.

Несмотря на разнообразие исследований, стимулирование познавательного интереса посредством тьюторского действия с применением медиаресурсов не стало предметом педагогического исследования.

Проведенный теоретический анализ позволил выявить противоречия:

- подростковый возраст благоприятен для развития (углубления) познавательного интереса как стимула саморазвития личности, но в педагогической практике познавательный интерес рассматривают часто лишь как внешний стимул, инструмент учителя, позволяющий ему сделать учебный процесс привлекательным;

- несмотря на внимание ученых к проблеме стимулирования познавательного интереса подростков, отсутствует научное обоснование возможности использования с данной целью тьюторского действия с применением медиаресурсов;

- постепенно нарастающая «взрослость» подростка делает неприемлемыми для него как старые формы и методы обучения, так и приемы стимулирования интереса к предмету, но в образовательной среде учителя нацелены на реализацию учебной программы, зачастую не владеют методиками, адекватными вызовам времени, оставляя в стороне интересные факты и детали своего предмета.

Совокупность данных проблем определила цель исследования: разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель тьюторского действия, направленного на стимулирование познавательного интереса младших подростков с применением медиаресурсов.

В качестве объекта исследования выбран процесс педагогического стимулирования познавательного интереса младших подростков, а именно, мы исследовали тьюторское действие, направленное на стимулирование познавательного интереса младших подростков с применением медиаресурсов

В качестве гипотезы исследования рассмотрено следующее предположение: стимулирование познавательного интереса младших подростков будет успешно, если:

- будет происходить с опорой на принцип индивидуализации;

- в качестве основного способа стимулирования будет использована адаптированная к данной педагогической задаче модель тьюторского действия, которая будет учитывать особенности современных школьников, и при этом будут использованы возможности медиаресурсов.

Исследование проводилось в период с 2017 по 2019 г. и включало следующие этапы:

- Первый этап (2017-2018 гг.) - констатирующий - включал изучение научных источников по исследуемой проблеме; анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования; формулировалась рабочая гипотеза; проводилась первичная психолого -педагогическая диагностика.

- Второй этап (2018-2019 гг.) - формирующий - экспериментально проверялась модель тьюторского действия, направленного на стимулирование познавательного интереса младших подростков с применением медиаресурсов; осуществлялся анализ и описание полученных результатов исследования.

- Третий этап (2019 г.) - апробационно-аналитический - разработанная модель была представлена профессиональному сообществу (тьюторы, студенты магистратуры и бакалавриата) для распространения имеющегося опыта в других образовательных организациях; были проанализированы и оформлены результаты исследования.

В исследовании экспериментальной базой выступили МАОУ «Гимназия № 5» и МАОУ СОШ № 118 г. Перми. В исследовании приняли участие 59 учащихся двух 5-х классов и 14 учителей-предметников и классных руководителей, работающих в данных классах. На формирующем этапе исследования в экспериментальную группу вошли 7 человек (ученики 5 «В» класса), в контрольную группу - 8 человек (ученики 5 «А» класса) МАОУ «Гимназия № 5» г. Перми.

«Познавательный интерес», как отмечала Г.И. Щукина, это глубоко личностное образование, не сводимое к отдельным свойствам и проявлениям. Его психологическую природу составляет нерасторжимый комплекс жизненно важных для личности процессов [12]. Г.И. Щукина выделяла компоненты и показатели познавательного интереса, опираясь на психологическую структуру личности (табл. 1).

Таблица 1

Компоненты познавательного интереса (Г.И. Щукина)_

Компоненты Характеристика компонентов

Эмоциональный Характеризуется положительным отношением к деятельности, к процессу деятельности и наиболее ярко проявляется во время взаимодействия с другим человеком

Интеллектуальный Выражается в направленности на познание объекта, стремлении постичь его сущность; проявляется активным поиском, исследовательским подходом, готовностью к решению задач

Волевой Проявляется в сосредоточенности на данном объекте, применении усилий для достижения поставленной цели и отражается в устойчивости интереса

В случае достижения единства всех компонентов познавательного интереса познавательная деятельность становится стабильной, результативной.

Важно, что познавательный интерес возникает у обучающихся, когда обучение соответствует процессу познания [4]. Важно, чтобы в процессе обучения были реализованы роли, значимость которых была обоснована сторонниками системы развивающего обучения: ученик - учащийСЯ, исследователь, а учитель - помощник, сопровождающий, наставник, обеспечивающий поддержку ученику - субъекту познавательной деятельности.

Поддержка, благодаря которой осуществляется воздействие на активность человека, характеризуется понятием стимулирование. Педагогическое стимулирование (от слова «стимул» - побудительная причина) - побуждение к действию, заинтересованность в совершении чего -нибудь.

Медиаобразование в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники [10].

Для того чтобы стимулировать познавательный интерес младших подростков посредством тьюторского действия с применением медиаресурсов, была построена модель данного процесса (рисунок).

Модель реализуется с опорой на ряд принципов; первый из них -принцип открытости образования. Открытость образования - это прежде всего такой взгляд и такой тип рассуждения, при котором не только традиционные и специально организованные институты (детский сад, школа, вуз и т.п.) могут нести на себе образовательные функции и отвечать за конкретные образовательные результаты, но и любой элемент социальной и культурной среды, если его использовать соответствующим для этого образом [1, 7].

В ситуации открытости младший подросток сам реализует познавательный интерес, выбирает желаемое из многообразия всего, что для него на данный момент существует.

Ведущий принцип тьюторского действия был учтен и при построении нашей тьюторской модели, это принцип индивидуализации. Суть его в том, что каждый ученик проходит собственный путь к освоению того знания, которое именно для него сейчас является наиболее важным [2]. Данный принцип нацелен на индивидуализацию в области познания, с учетом интереса.

Тьюторская модель стимулирования познавательного интереса младших подростков выявляет и фиксирует полноту тьюторского действия и включает этапы, которые соответствуют основному содержанию деятельности тьютора: диагностико-мотивационный; проектировочный; реализационный;

аналитический (см. рисунок).

На диагностико-мотивационном этапе младший подросток представляет тьютору свой познавательный интерес, рассказывая о себе, об истории возникновения познавательной потребности.

Тьютор фиксирует первичный образовательный запрос ученика, его интересы, склонности, показывает значимость данного интереса и перспективы совместной работы в этом направлении, выясняет планы учащегося и образ желаемого будущего.

На этом этапе важно создать благоприятную атмосферу, психологически расположить к себе младших подростков. Работа тьютора на начальной ступени направлена на развитие и стимулирование у школьника мотивации к дальнейшей образовательной деятельности.

На данном этапе тьютор обращается к медиаресурсам, показывая мотивационное кино, с дальнейшим обсуждением с младшими подростками. Таким образом, роль медиаресурсов на этом этапе - помочь донести до младших подростков важность познавательной деятельности.

Также младшие подростки обращаются к медиаресурсам, когда тьютор дает задание найти фильм, связанный с их познавательной деятельностью. Здесь роль медиаресурсов - стимулирование поиска и развитие критического мышления, поскольку среди многообразия необходимо найти нужный фильм. Когда тьютор задает вопрос: «Какие ресурсы, наиболее близки и приемлемы в реализации познавательного интереса?» - младшие подростки утверждают, что уже пользовались медиаресурсами, например, смотрели видеоролики на You Tube.

На проектировочном этапе происходит сбор информации относительно зафиксированного познавательного интереса. Тьютор помогает младшим подросткам составить план мероприятий по реализации познавательного интереса.

Тьютор, обращаясь к медиаресурсам, предлагает младшим подросткам на выбор обучающие видео, фильмы, сайты, онлайн-журналы, онлайн-книги, а младшие подростки, делают выбор в пользу того или иного медиаресурса, зная его или желая освоить новый.

Цель: научить младших подростков пользоваться медиаресурсами, стимулировать их к познавательной деятельности

2. Проектировочный

3. Реализационный

4. Рефлексивный

Этапы тьюторско-го действия

1. Диагно-стико-

мотивацион-ный

Деятельность тьютора

С целью диагностирования: анкетирование, фиксация познавательного интереса, пояснение логики и способов создания личностной карты, карты интересов - с последующей рефлексией. С целью мотивации: создает проблемную ситуацию, рабо тает методом эвристической I беседы, мотивирует посредством кино с рефлексией Составление совместно с тьюторантом последовательности действий, выстраивание приоритетов Поддержка тьюторанта. консультация

Организует процесс рефлексии, мотивирует к новому образовательному маршруту

Деятельность младшего подростка

Рассказывает о своем интересе, выполняет задания тьютора, отвечает на вопросы тьютора: какой я? Что мне интересно? Зачем?

Планируемый результат тьютора

- Саморазвитие

- Устойчивый познавательный интерес тьюторанта

Составление совместно с тьютором последовательных действий, выстраивание приоритетов Самостоятельный

оиск интересующих фактов

Заполняет рефлексивный дневник, анализи-ует себя, свою дея-ельность, отвечает на вопрос: все ли удалось узнать. Планирует новую познавательную деятельность, делится ею с тьютором

Планируемый результат тьюторанта

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Умение понять, реализовать свой познавательный интерес

- Умение отрефлексировать познавательную деятельность

Рис. Модель тьюторского действия, направленного на стимулирование познавательного интереса младших подростков средствами медиаресурсов

На реализационном этапе младшие подростки осуществляют самостоятельный поиск, затем представляют полученные ими результаты этого поиска. Этот этап самостоятельных действий, но регулярно проходят встречи ученика с тьютором консультационного, поддерживающего, корректирующего характера по оказанию помощи в преодолении проблем самообразования.

На этом этапе роль медиаресурсов информационно-обучающая, направлена на получение младшим подростком новых знаний и умений, удовлетворение познавательного интереса. Младшие подростки на реализационном этапе постоянно обращаются к медиаресурсам. Тьютор же обращается к медиаресурсам в ходе консультации или при необходимости корректировки действий тьюторанта.

На рефлексивном этапе организуются тьюторская консультация по итогам всего процесса работы и презентация, на которой представлены результаты работы учащихся. Этот этап направлен на рефлексию младшими подростками пройденного ими пути, достигнутых на данном этапе результатов, а также на определение перспективы поиска по той же или новой теме.

Рефлексивный этап объединяет тьютора и младших подростков в совместном обращении к медиаресурсам, например, можно посмотреть отрывок фильма или видео для рефлексии, либо необходимо посетить какой-либо сайт с целью определения перспективы, ориентирования на будущий образовательный запрос.

Таким образом, результатом нашей тьюторской модели должно стать: умение младших подростков понять и реализовать свой познавательный интерес, работать с медиаресурсами, рефлексировать познавательную деятельность и в целом - устойчивый познавательный интерес.

Для реализации данной тьюторской модели необходимо использовать следующие методы, приемы, технологии стимулирования познавательного интереса.

- Проблемная ситуация - состояние умственного затруднения, вызванного объективной недостаточностью ранее усвоенных учащимися знаний и способов умственной или практической деятельности для решения возникшей познавательной задачи (И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин и др.).

Педагогический словарь (Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров) дает следующее определение: «проблемная ситуация» - психологическая модель условий порождения мышления на основе ситуативно возникающей познавательной потребности, форма связи субъекта с объектом познания [ 3]. Объективация неизвестного в проблемной ситуации осуществляется в форме вопроса, заданного самому себе и являющегося начальным звеном мыслительного взаимодействия субъекта с объектом. В ходе такого взаимодействия происходит поиск ответа на вопрос о новом знании относительно предмета, способа или условия действия и продуктивное развитие самого субъекта. Поэтому проблемная ситуация считается одним из активаторов развития познавательных навыков учащихся.

- Эвристическая беседа - вопросно-ответная форма организации обучения, когда учитель вместо сообщения ученикам готовых знаний заставляет их прийти к новым понятиям и выводам.

Эвристическая беседа - это взаимосвязанная серия вопросов, большая или меньшая часть которых является небольшими проблемами, в совокупности ведущих к решению поставленной учителем проблемы, отмечал И.Я. Лернер. Характерной особенностью такой беседы является выдвижение проблемы, которая требует решения. Заметим, что тьютор работает вопросом, следовательно, эвристическая беседа является сквозным элементом на протяжении всего тьюторского действия.

- Картирование - вид моделирования, основанного на принципе подобия, может выступать как частный метод познания в геонауках, так и общенаучный метод, используемый в различных сферах научной и технической деятельности даже вне пространственно-территориального контекста. Поэтому его объектом может стать любая абстрактная или реальная сущность, явления в их статическом или динамическом отображении.

Карта как пространственная модель является упрощенной и идеальной и выполняет сразу целый комплекс функций по отношению к отражаемому на ней объекту: структурирующую, когнитивную (информационно -познавательную), обобщающую (концентрирующую), визуализирующую, навигационную.

- Метод проекции как способ обучения самопознанию и пониманию других людей.

Проекция (лат. рщвеИо - «бросание вперед») - психологический процесс и механизм психологической защиты, в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне. Человек приписывает кому-то или чему-то собственные мысли, чувства, мотивы, черты характера и пр., полагая, что он воспринял что-то приходящее извне, а не изнутри самого себя. Например, человек, время от времени испытывающий вспышки жестокости, видит и в других людях жестокость; лжец думает, что все его вокруг обманывают. Это происходит оттого, что человек не приемлет в себе этих качеств, не может реально оценить себя как бы со стороны, однако этот постоянный конфликт с самим собой приводит к тому, что он бессознательно прибегает к проекции, которая выполняет роль психологической защиты.

Позитивной проекцией является сопереживание, которое может повысить степень взаимопонимания между людьми, - эмпатия. В ее основе лежит все тот же механизм проекции, когда человек, сопереживая другому, проектирует на себя его чувства. В результате он способен лучше понимать состояние этого «другого».

- Тьюториал - форма активного группового обучения, направленного на развитие мыслительных, коммуникативных и рефлексивных способностей студентов и школьников. Это открытое учебное занятие с применением методов интерактивного и интенсивного обучения, направленное на приобретение опыта использования модельных и нестандартных ситуаций в построении индивидуальных образовательных программ [7].

Тьюториалы способствуют овладению школьниками навыками индивидуальной и групповой рефлексии; выработке критериев оценки результатов эффективности групповой работы в целом.

- Ранжирование - метод, который, в нашем случае, рассчитан на выявление индивидуального мнения каждого учащегося [5]. Ранжирование можно использовать не только применительно к личности, но и для выяснения ценностных ориентаций, расставления приоритетов, что позволяет наиболее точно определить истинный мотив к познанию у учащихся.

- Ведение рефлексивного дневника для организации осмысления тьюторантом своей образовательной деятельности через фиксацию этапов, результатов, способов анализа и планирования образовательной деятельности.

С помощью рефлексии достигается соотнесение своего сознания, ценностей, мнений с ценностями, мнениями, отношениями других людей, группы, общества, наконец, с общечеловеческими. Рефлексивный дневник как специфическое средство при организации тьюторского действия позволяет отрефлексировать - «пережить», «пропустить через свой внутренний мир», «оценить» - познавательную деятельность младших подростков.

Отличительной особенностью в разработанной модели (см. рисунок) является применение медиаресурсов.

В данном исследовании мы акцентируем внимание на таких медиаресурсах, как кино, видеоролики, электронные журналы.

- Кино - способствует развитию фрагментарного восприятия фильма по сюжетной канве с выделением героических характеров, важных особенностей, с дальнейшим осознанием. Также посредством кино формируются оценочные критерии, выделение в структуре кинопроизведения отдельных композиционных элементов, установление связей между ними.

- Видеоролики - тренируют память и дают много полезной и интересной информации, обеспечивают процесс познания.

- Электронные книги, журналы - позволяют отбирать и использовать интересующую информацию.

- Интернет-источники - обеспечивают обмен ресурсами [6]. В нашей работе имеет место использование информационных сайтов Интернета с целью познания, научения, узнавания.

Обращение к медиаресурсам - объективная необходимость в работе с младшими подростками, поскольку их можно отнести к «интернет-поколению», обладающему неограниченными возможностями получения и переработки информации [11] .

Ввиду того, что усвоение знаний, связанных с большим объемом информации посредством Интернета, кино, более эффективно и интересно для подростка, чем изучение скучных страниц учебника, мы высказали и в дальнейшем проверили предположение, что применение медиаресурсов станет способом стимулирования познавательного интереса младших подростков.

Для осмысления имеющихся условий для осуществления подростком собственной познавательной деятельности в общеобразовательной школе было

проведено анкетирование среди учеников 5 «А» и 5 «В» классов МАОУ «Гимназия № 5» г. Перми (30 и 29 учащихся соответственно), разработанное исходя из выбранного нами определения понятия «познавательный интерес».

По результатам анкетирования было выявлено, что в целом ученики без интереса и желания посещают школу, 84 % опрошенных учеников не нравится учиться. В связи с небольшим количеством предложенных школой кружков и секций 100 % учеников не смогли выбрать, где им реализовать свой познавательный интерес. На вопрос о том, пытаются ли учителя узнать интерес по их предмету, ученики на 100 % ответили, что нет.

Преимущество выбрать научно-исследовательскую работу высказало 27 % учеников. По мнению 66 % учеников, нет возможности написать исследовательскую работу по своему интересу. Ученики привели пример, что по такому предмету, как технология, нельзя выбрать тему по интересу, нужно строго следовать школьной программе. В свою очередь 7 % учеников высказались, что иногда им дается возможность проявить свой научный интерес.

При составлении дополнительных курсов 60 % учеников констатировали, что их интерес не учитывается. Сорок процентов пятиклассников считают, что интерес учитывается лишь при подготовке к выпускной проверочной работе, где заинтересованными являются больше учителя и родители. Тем ни менее при выборе дополнительных курсов большая часть учеников (87 %) высказалась, что право выбора остается за ними, лишь 13 % учеников подметили, что им не всегда разрешается выбирать.

Тринадцать процентов учеников высказались, что открытые мероприятия в школе проводятся, но они не всегда связаны с новым опытом, 20 % учеников считают, что в школе иногда проходят открытые мероприятия для других людей, а оставшиеся 67 %, что нет. О посещении встреч с приглашенными гостями 27 % учащихся высказались, что такие мероприятия происходят лишь иногда, раз в год; 73 % учащихся высказались, что таких мероприятий в школе нет, но инициативные родители по возможности организуют данные мероприятия вне школы (100 %).

Последний вопрос анкеты предлагал обозначить наиболее актуальные для учащегося возможности, которыми хотелось бы пользоваться (выбирать) в школе; ответы можно ранжировать следующим образом: выбор учебных тем -7 %, форм работы на уроке - 27 %, педагога - 33 %, дополнительных занятий, с учетом вашего интереса, - 60 %, предметов - 73 %.

Для выявления ресурсов, используемых в познавательной деятельности учеников в общеобразовательной школе, были выбраны МАОУ «Гимназия № 5» г. Перми и МАОУ «СОШ № 118» г. Перми, где было проведено анкетирование среди учителей-предметников, разработанное исходя из выбранного нами определения стимулирования познавательного интереса. Были опрошены 14 учителей.

Ситуация выявлена неоднозначная. С одной стороны, 100 % опрошенных учителей считают важным наличие у школьников интереса к своему предмету, 93 % учителей отмечают свою педагогической цель - научить своему предмету

и 7 % считают немаловажным успеваемость класса в целом. Также 43 % учителей подмечают, что дополнительную информацию по своему предмету должны давать учителя.

С другой стороны, было выявлено, что интерес учеников к предметам не берется во внимание, 100 % опрошенных учителей не учитывают интерес учащихся, обосновывая это тем, что придерживаются школьной программы при подготовке к своему предмету. В этой же связи 93 % учителей не считают нужным спрашивать у учеников, что бы они хотели узнать по их предмету.

По результатам анкетирования 79 % опрошенных утверждают, что уроки проводятся исключительно в стенах школы. К 93 % учителей ученики не обращаются за дополнительной информацией по предмету; 57 % учителей склонны считать, что ученик сам должен добывать интересующую его информацию. Немалая часть учителей (64 %) считает, что повышать интерес к предмету должны родители, так как они лучше знают своего ребенка и могут на него повлиять, но все же 36 % учителей считают это своей задачей.

Таким образом, чаще всего учитель не интересуется тем, что интересно ученику в его предмете, не расширяет образовательную среду, ограничиваясь рамками школы, тем самым не считает нужным стимулировать познавательный интерес учеников, отводя эту роль ученику. Медиаресурсы в учебном процессе не используются, лишь 7 % опрошенных высказались, что бывает, когда используют на уроке кино. Обращение к медиаресурсам со стороны учителей носит лишь рекомендательный характер и лишь у 14 % опрошенных.

Для организации опытно-экспериментальной работы, нацеленной на стимулирование познавательного интереса младших подростков посредством тьюторского действия, была использована методика исследования познавательного интереса, предложенная Е.А. Кувалдиной. Вопросы методики адекватны компонентам структуры познавательного интереса, предложенной Г.И. Щукиной. Предложенные варианты ответов на вопросы позволяют оценить уровень сформированности познавательного интереса учащихся (низкий, средний, высокий).

Низкий уровень характеризуется равнодушием к учению, ученики не задают вопросов, их интеллект не тревожат нерешенные вопросы, во время звонка эти учащиеся сразу перестают слушать, оставляют неоконченным начатое задание, закрывают книги и первыми выбегают на перемену.

Средний уровень характеризуется интересом к новым фактам, к занимательным явлениям, но такой интерес может быстро исчезнуть, он требует постоянного подкрепления извне, наслоения новых и новых исключительных впечатлений. В структуре личности он не оставляет особого следа, так как интерес ее все время побуждается внешними средствами, сам ученик остается к познанию нейтральным.

Высокий уровень характеризуется проявлением интереса к познанию. Учащиеся активно ищут знания, извлекают их из различных источников, стремятся по собственному побуждению участвовать в деятельности. Познавательный интерес достаточно устойчив, внутренняя мотивация преобладает.

Единство трех компонентов познавательного интереса и их достаточная развитость как раз и является показателем высокого уровня развития познавательного интереса младшего подростка.

Классными руководителями МАОУ «Гимназия № 5» было проведено наблюдение за учениками, в результате которого были выделены группы школьников, у которых не сформирована познавательная мотивация - это 8 учащихся 5 «А» класса и 7 учащихся 5 «В» класса. В качестве экспериментальной была взята более слабая группа - ученики 5 «В» класса. Контрольная группа - ученики 5 «А» класса.

Была проведена диагностика выявления уровня познавательного интереса экспериментальной и контрольной групп по методике Е.А. Кувалдиной. Была предложена анкета, состоящая из 7 вопросов. В анкете за основу берется интересный младшему подростку учебный предмет; при помощи вопросов на примере данного предмета конкретизируется, как в школьной и внешкольной среде происходит процесс познания. Результаты, полученные на начальном этапе в экспериментальной и контрольной группах, представлены в табл. 2.

В дальнейшем нами была экспериментально проверена модель тьюторского действия, направленного на стимулирование младших подростков.

На диагностико-мотивационном этапе тьютор проводил упражнение «Поиск интересов: в чем я хочу добиться успеха?». В результате рефлексии стало понятно, что у всех участников имеет место интерес к компьютеру, компьютерным играм и всему тому, что связано с компьютером.

С целью стимулирования мотивации к познавательной деятельности тьютор предложил просмотреть фильм «Хакеры». Анализируя фильм-мотиватор, младшие подростки осознали важность учения, поняли, что им важно заниматься самообразованием. Анализируя среду в ходе беседы, тьюторант и тьютор выявили, что младшим подросткам ближе по духу просмотр обучающих видеороликов, интересно находить информацию в Интернете, а это не что иное, как медиаресурсы.

На проектировочном этапе младшие подростки и тьютор анализировали выбранные ресурсы и обговаривали сроки их освоения. Составили индивидуальный образовательный маршрут, который осуществлялся младшими подростками на реализационном этапе.

Тьютор создал и предложил тьюторантам авторский вариант рефлексивного дневника с заданиями для младшего подростка.

На рефлексивном этапе младшие подростки в форме беседы делились мнениями по поводу пройденного образовательного маршрута: что узнали, чему научились, какие навыки и технологии приобрели.

Анализируя проделанную в ходе исследования работу, хочется отметить, что младшие подростки хорошо поработали над собой и на себя.

Участник экспериментальной группы Ваня после первого задания (это был просмотр обучающего видеоролика «Программирование для начинающих») долго не мог перейти к следующему этапу разработанной им вместе с тьютором индивидуальной образовательной программы. Тогда тьютор совместно с Ваней провел рефлексию по итогам выполненного задания,

и младший подросток стал двигаться дальше: смотрел ряд видеороликов «Уроки программирования для начинающих», начал применять новые технологии программирования.

Другой участник экспериментальной группы, Влад, в одном из заданий совместил два медиаресурса. Как выяснилось на рефлексивном этапе, у него была проблема с компьютером, вернее, с правовой системой Windows. Он выполнял задание, выбрав задание найти познавательную информацию в онлайн-журнале «Мой друг компьютер», нашел полезную для себя статью «Как самостоятельно переустановить Windows». Дополнительно он нашел еще видео на You Tube по этой проблеме. Анализ проделанной работы отражен в рефлексивном дневнике.

Участник экспериментальной группы Дима проходил обучение программированию через видеоролики на You Tube. Для начала он посмотрел основы программирования, учился писать на языке Python, составил игру «Лотерея», далее смотрел ряд видеороликов «Программирование на языке Python». По итогам очередного пройденного видеоролика тьютор, проводя рефлексию, задал вопросы: что ты понял? Какие предметы важны в программировании? Участник Дима осознал, что необходимо углубленное изучение информатики и знание математики.

Другие участники экспериментальной группы также планомерно двигались вперед, каждый по своей «лестнице» к цели.

На вопрос: смог ли ты добиться поставленной цели?, младшие подростки отвечали да. Также они отметили, что понимают, чтобы стать профессиональным программистом нужно все время двигаться вперед, самообразовываться и практиковаться, а у них это все впереди!

Проведение повторного диагностического среза с использованием методики Е.А. Кувалдиной показало результаты, представленные в табл. 2.

Проявление высокого уровня познавательного интереса в экспериментальной группе зафиксировано у 42,9 % участников исследования, у них познавательный интерес достаточно устойчив.

Заметно увеличилось количество учащихся, демонстрирующих средний уровень познавательного интереса, с 14,3 до 57,1 %. Полученные изменения свидетельствуют как о положительной динамике познавательного интереса у младших подростков благодаря реализации разработанной модели, так и о том, что познавательный интерес у данных детей необходимо поддерживать, чтобы не допустить его падения до низкого уровня.

Проявление низкого уровня познавательного интереса уменьшилось с 85,7 % учащихся до 0 %. Следовательно, можем утверждать, что младшими подростками благодаря проведенной работе возник и был отрефлексирован познавательный интерес, и появилось желание реализовать свой интерес.

Полученные в экспериментальной группе данные явились следствием проявления осознанного выбора младшими подростками учебного предмета.

На заключительном этапе участники экспериментальной группы важным/любимым учебным предметом указывали математику или информатику. Аргументировали интерес к предмету тем, что он пригодится им

в жизни для будущей профессии либо тем, что им нравится добиваться результата. На вопрос: как проявляете интерес?, младшие подростки отвечали, что изучают дополнительную литературу.

Таблица 2

Уровень развития познавательного интереса участников экспериментальной и контрольной групп на начальном и заключительном

этапах

Уровень познавательного интереса Кол-во, чел. / % Эксперимента 5 «В» 1льная группа 7 чел.) Контроль! 5 «А» тя группа ;8 чел.)

Начальный этап Заключительный этап Начальный этап Заключительный этап

Высокий чел. 0 3 0 0

% - 42,9 - -

Средний чел 1 4 2 2

% 14,3 57,1 25 25

Низкий чел 6 0 6 6

% 85,7 - 75 75

В контрольной группе работа с тьютором не была организована.

Повторное анкетирование показало, что результаты не изменились (см. табл. 2), по итогам входной диагностики и на заключительном этапе исследования были зафиксированы аналогичные результаты: высокий уровень познавательного интереса не зафиксирован - 0 % участвующих, средний уровень познавательного интереса характерен для 25 % учеников, низкий уровень - для 75 %.

Дополнительным инструментом для диагностирования результатов опытно-экспериментальной работы стало интервьюирование.

Интервьюирование еще раз подтвердило, что младшие подростки пересмотрели свои взгляды на процесс и способы познавательной деятельности. Сто процентов тьюторантов высказались, что предпочитают процесс узнавания осуществлять самостоятельно, до 85 % стали использовать кино, видеоролики в своем образовании, 100 % считают медиаресурс лучшим ресурсом в познавательной деятельности и самообразовании. Младшие подростки отмечают, что и не знали, как можно использовать возможности медиаресурсов, что есть такой специалист, как тьютор, к которому можно обратиться за помощью и узнать много нового о себе и понять, что познавательный интерес можно реализовать с работай «на себя».

На завершающем этапе опытно-экспериментальной работы учителям было предложено оценить в баллах заинтересованность в учебной деятельности участников экспериментальной группы (табл. 3).

По результатам экспертной оценки учителей литературы и географии очень высокий уровень познавательного интереса на уроках проявляется у 3 человек из 7 и высокий уровень - у 4 человек из 7. Учителя истории и биологии отмечают высокий уровень познавательного интереса у большинства подростков. Очень высокий уровень познавательного интереса на уроке отмечает учитель информатики, у 6 человек из 7

Таблица 3

Результаты наблюдений учителей за уровнем познавательного интереса _младших подростков в экспериментальной группе_

Уровень* познавательного интереса на уроке Учитель по предмету

Литература География История Биология Информатика

0 0 чел. 0 чел. 0 чел. 0 чел. 0 чел.

1 0 чел. 0 чел. 1 чел. 1 чел. 0 чел.

2 4 чел. 4 чел. 6 чел. 5 чел. 1 чел.

3 3 чел. 3 чел. 0 чел. 1 чел. 6 чел.

Примечание: *Значение показателя уровня познавательного интереса на уроке в баллах: 0 - низкий; 1 - средний; 2- высокий; 3 - очень высокий.

Для большей наглядности полученные результаты были переведены в баллы на основе общематематического метода нормировки, где каждому ученику с низким уровнем познавательного интереса присваивается 0 баллов, ученику со средним уровнем - 1 балл, а ученику с высоким уровнем познавательного интереса - 2 балла. Таким образом, проведя математические преобразования, мы наблюдаем стремительный рост в экспериментальной группе после проведения опытно-экспериментальной работы (табл. 4).

Таблица 4

Результаты нормирования показателей уровня познавательного интереса

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в экспериментальной и контрольной группах

Уровень познава- Кол- во, Экспериментальная группа 5 «В» (7 чел.) Контрольная группа 5 «А» (8 чел.)

тельного

интереса чел. Начальный Заключи- Начальный Заключи-

этап тельный этап этап тельный этап

2 чел. 0 3 0 0

1 чел. 1 4 2 2

0 чел. 6 0 6 6

Итого в баллах* 1 балл 10 баллов 2 балла 2 балла

Примечание: *Значение показателя уровня познавательного интереса в баллах: 0 - низкий; 1 - средний; 2 - высокий.

На начальном этапе мы получили 1 балл в экспериментальной группе. При повторном диагностировании результативность составила 10 баллов из возможных 14: значительное повышение уровня познавательного интереса (в баллах) по сравнению с начальным этапом.

Анализируя показатели познавательного интереса в контрольной группе с использованием общематематического метода нормировки (см. табл. 4), мы отмечаем, что на начальном этапе полученные показатели в данной группе немного выше и составляют 2 балла, но ввиду отсутствия тьюторского действия показатели в контрольной группе остались неизменными на заключительном этапе и составили также 2 балла.

Опытно-экспериментальная работа позволила существенно повысить уровень познавательного интереса учащихся экспериментальной группы.

Таким образом, тьюторское действие с использованием медиаресурсов послужило стимулом в формировании устойчивого познавательного интереса и обеспечило выход младших подростков на уровень самообразования и саморазвития.

Список литературы

1. Волошина Е.А. Исторические и теоретические основы тьюторства // Основы тьюторского сопровождения в общем образовании. - М.: Пед. ун-т «Первое сентября», 2010. - С. 4-14.

2. Ковалева Т.М., Колосова Е.Б. Путеводитель по тьюторскому сопровождению: учеб.-метод. пособие. - М.: МПГУ, 2016. - 28 с.

3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь [Электронный ресурс]. - URL: http://slovo.yaxy.ru>87/html (дата обращения: 26.04.2019).

4. Кучина К.В. Педагогические условия активизации познавательного интереса подростков при обучении // Грани познания: электрон. науч.-образоват. журн. ВГПУ. - 2009. - № 4 (5) (ноябрь). - С. 43-46.

5. Кушнер Ю.З. Методология и методы педагогического исследования: учеб.-метод. пособие. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2001. - 66 с.

6. Пивоварова Е.Ф., Ермолович Е.В. Социальные сети как средство эффективной коммуникации в реализации тьюторской поддержки студентов вуза // Концепт: науч.-метод. электрон. журн. - 2016. - Т. 11. - С. 1021-1025.

7. Профессия «тьютор» / Т.М. Ковалева, Е.И. Кобыща, С.Ю. Попова (Смолик) и др. - М.; Тверь: СФК-офис, 2012. - 246 с.

8. Хелус З. Понимаете ли вы ученика?: кн. для учителя: пер. с чеш. - М.: Просвещение, 1987. - 159 с.

9. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). - М.: Гардарики, 2005. - 349 с.

10. Шариков А.В. О необходимости реконцептуализации медиаобразования // Медиаобразование как фактор оптимизации Российского медиапространства: коллектив. моногр. / РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова. - М., 2014. - С. 8-27.

11. Шахмартова О.М. Подросток и компьютер // Известия ПНПУ им. В.Г. Белинского. - 2012. - № 28. - С. 1339-1347.

12. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в психологии. - М.: Просвещение, 2006. - 382 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.