Научная статья на тему 'СТИМУЛИРОВАНИЕ НАУЧНОГО ИНТЕРЕСА У НАЧИНАЮЩИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ'

СТИМУЛИРОВАНИЕ НАУЧНОГО ИНТЕРЕСА У НАЧИНАЮЩИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
531
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВООБРАЖЕНИЕ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛЮБОПЫТСТВО / НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / НАУКОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / НАУЧНАЯ МЕЧТА / НАУЧНАЯ ШКОЛА / НАУЧНЫЙ ИНТЕРЕС / НОВИЗНА / СТИМУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тетерский Сергей Владимирович

Научный интерес студентов бакалавриата, магистрантов и аспирантов к проведению исследования рассмотрен как показатель их работоспособности, результативности и эффективности научной деятельности, а также как индикатор динамики становления ученого и развития науки в целом. Выявлено пять взаимосвязанных и взаимообусловленных наукометрических характеристик научного интереса, классифицированных в соответствии с выделенными объектами и субъектами научного взаимодействия начинающего исследователя: интерес к самому себе как к ученому; интерес к науке как системе объективных знаний и как деятельности, направленной на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности; интерес к научному руководителю и научной школе кафедры, факультета, университета; интерес к научному окружению, формируемому в студенческой группе, университете, регионе. В соответствии с представленной классификацией научного интереса обоснованы пять основных направлений стимулирования научного интереса у начинающих исследователей: создание привлекательного образа ученого; акцентирование внимания на непознанном, неоднозначном, стремительно меняющемся будущем, на новизне во всех методологических, содержательных, структурных и оформительских элементах процесса и результатов исследования; содействие в организации эксперимента, основанном на научной мечте начинающего ученого; помощь в определении зоны ближайшего развития начинающего ученого и выборе научных наставников; организация поддерживающей научной среды, атмосферы созидания и взаимоподдержки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STIMULATION OF SCIENTIFIC INTEREST AMONG NOVICE RESEARCHERS

The scientific interest of undergraduate, graduate and postgraduate students in conducting research is considered as an indicator of their efficiency, effectiveness, and efficiency of scientific activity and as an indicator of the dynamics of the formation of a scientist and the development of science in general. Five interrelated and mutually dependent scientometric characteristics of scientific interest are identified, classified according to the selected objects and subjects of scientific interaction of a novice researcher: interest in oneself as a scientist; interest in science as a system of objective knowledge and as an activity aimed at developing and systematizing objective knowledge about reality; interest in the scientific supervisor and the scientific school of the department, faculty, university; interest in the scientific environment formed in the student group, university, region. In accordance with the presented classification of scientific interest, five main directions of stimulating scientific interest among novice researchers are justified: creating an attractive image of a scientist; focusing on the unknown, ambiguous, rapidly changing future, on the novelty in all methodological, content, structural and design elements of the research process and results; assisting in the organization of an experiment based on the scientific dream of a novice scientist; assistance in determining the area of immediate development of a novice scientiand selecting scientific mentors; organization of a supportive scientific environment, an atmosphere of creativity and mutual support.

Текст научной работы на тему «СТИМУЛИРОВАНИЕ НАУЧНОГО ИНТЕРЕСА У НАЧИНАЮЩИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ»

Педагогические исследования. 2021. Выпуск 1

УДК 378.061.62

Стимулирование научного интереса у начинающих исследователей

Тетерский Сергей Владимирович

доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет»

Аннотация:

Научный интерес студентов бакалавриата, магистрантов и аспирантов к проведению исследования рассмотрен как показатель их работоспособности, результативности и эффективности научной деятельности, а также как индикатор динамики становления ученого и развития науки в целом.

Выявлено пять взаимосвязанных и взаимообусловленных наукометрических характеристик научного интереса, классифицированных в соответствии с выделенными объектами и субъектами научного взаимодействия начинающего исследователя: интерес к самому себе как к ученому; интерес к науке как системе объективных знаний и как деятельности, направленной на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности; интерес к научному руководителю и научной школе кафедры, факультета, университета; интерес к научному окружению, формируемому в студенческой группе, университете, регионе.

В соответствии с представленной классификацией научного интереса обоснованы пять основных направлений стимулирования научного интереса у начинающих исследователей: создание привлекательного образа ученого; акцентирование внимания на непознанном, неоднозначном, стремительно меняющемся будущем, на новизне во всех методологических, содержательных, структурных и оформительских элементах процесса и результатов исследования; содействие в организации эксперимента, основанном на научной

Педагогические исследования. 2021. Выпуск 1

мечте начинающего ученого; помощь в определении зоны ближайшего развития

начинающего ученого и выборе научных наставников; организация поддерживающей научной среды, атмосферы созидания и взаимоподдержки.

Ключевые слова:

воображение, исследователь, исследовательская деятельность, любопытство, научное исследование, наукометрические характеристики, научная мечта, научная школа, научный интерес, новизна, стимулирование.

Stimulation of scientific interest among novice researchers

Teterskiy Sergey Vladimirovich

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of social pedagogy and psychology, FSBEI HE «Astrakhan State University»

Abstract:

The scientific interest of undergraduate, graduate and postgraduate students in conducting research is considered as an indicator of their efficiency, effectiveness, and efficiency of scientific activity and as an indicator of the dynamics of the formation of a scientist and the development of science in general.

Five interrelated and mutually dependent scientometric characteristics of scientific interest are identified, classified according to the selected objects and subjects of scientific interaction of a novice researcher: interest in oneself as a scientist; interest in science as a system of objective knowledge and as an activity aimed at developing and systematizing objective knowledge about reality; interest in the scientific supervisor and the scientific school of the department, faculty, university; interest in the scientific environment formed in the student group, university, region.

In accordance with the presented classification of scientific interest, five main directions of stimulating scientific interest among novice researchers are justified: creating an attractive image of a scientist; focusing on the unknown, ambiguous,

Педагогические исследования. 2021. Выпуск 1

rapidly changing future, on the novelty in all methodological, content, structural and

design elements of the research process and results; assisting in the organization of an experiment based on the scientific dream of a novice scientist; assistance in determining the area of immediate development of a novice scientiand selecting scientific mentors; organization of a supportive scientific environment, an atmosphere of creativity and mutual support.

Keywords:

imagination, researcher, research activity, curiosity, scientific research, scientometric characteristics, scientific dream, scientific school, scientific interest, novelty, stimulation.

Мотивация к научному исследованию - сознательный выбор студентом того или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних и внутренних факторов.

Внешними факторами мотивации к научному исследованию выступают стимулы, внутренними - мотивы [1, с. 101].

Стимулы носят деятельностный характер, побуждая начинающего исследователя к научному творчеству в конкретный промежуток времени.

Мотивы формируют ценностный характер исследователя, ведя к поиску смысла науки как системе знаний и как движению к истине.

Мотивы - это свойства и ценностные ориентации личности, которыми она руководствуется, совершая тот или иной поступок или действия.

Стимулы - это то, что ориентирует личность на достижение лучших результатов в своей деятельности и справедливую оценку таких результатов (оценки, премии, моральное поощрение, материальное вознаграждение и т. п.). Главная цель вознаграждения - удовлетворение студента оценкой его роли, адекватность оценки ожиданиям, ее восприятие как сигнала к дальнейшей, более эффективной научной деятельности [2, с. 12].

В психолого-педагогических исследованиях выделяют два

Педагогические исследования. 2021. Выпуск 1

взаимосвязанных класса мотивов: мотивы-цели (терминальные,

смыслообразующие, ценностные мотивы) и мотивы-средства (инструментальные, выражающие предпочтения тому или иному образу действий, идущие от переживаемых потребностей) [3].

Мотивы-цели подчинены ценностным ориентациям человека.

Мотивы-средства проявляются через интерес - избирательное сосредоточение внимания на том или ином предмете.

Интерес или затухает, или перерастает в склонность - осознанное стремление к деятельности, удовлетворяющей определенную потребность.

Научный интерес как особый познавательный интерес, побуждающий к исследовательской деятельности, представляет собой внимание и любопытство, проявляемые к процессу и результату своего исследования, преимущественную направленность мысли на исследуемый объект.

В науке к критериям научности знания отнесены: доказательность (рациональность), непротиворечивость, эмпирическая проверяемость, воспроизводимость эмпирического материала, общезначимость, системность (когерентность), эссенциальность, однозначность терминов, способность к развитию [4].

Традиционно способами оценки эффективности научной деятельности (наукометрическими методами) являются публикационная активность (количество публикаций и их цитирование), заявки на выполнение НИР, отчеты о деятельности или реализации конкретных научных проектов.

Совершенно иные подходы применяются к критериям и способам оценки научной деятельности студентов. В университетах качественно выполненная выпускная квалификационная работа должна свидетельствовать об умении студента:

четко формулировать проблему и оценивать степень ее актуальности;

обосновывать выбранные методы решения поставленных задач;

самостоятельно работать с необходимым количеством отечественной и зарубежной литературы и другими информационно-справочными материалами;

Педагогические исследования. 2021. Выпуск 1

отбирать нужные сведения, анализировать их, интерпретировать и представлять в графической или иной иллюстративной форме; делать обоснованные выводы. Оценка «отлично» ставится, если:

работа глубоко и полно освещает заявленную тему, т. е. в работе представлены все исследования по проблематике, приведены теоретические обоснования выводов и обобщений, обозначенных в теме выпускной квалификационной работы;

работа содержит логичное, последовательно изложение материала с обоснованными выводами;

работа выполнена самостоятельно;

оформление работы соответствует предъявляемым требованиям; имеются положительные отзывы научного руководителя и рецензента; устная защита проведена на высоком уровне [5].

Таким образом, главное внимание в подготовке ученого уделяется процессу проведения исследования (причем самостоятельного), а не научности его результата и коллективному взаимодействию и тем более не проявлению любопытства и воображения, которое, по утверждению Альберта Эйнштейна, важнее, чем знания: «Знания ограничены, тогда как воображение охватывает целый мир, стимулируя прогресс, порождая эволюцию» [6, с. 113].

Соблюдение формальных требований к проведению и оформлению своего университетского научного исследования может оказаться простым заданием для продвинутых студентов и сложным для занятых и немотивированных. Когда что-то слишком просто - это неинтересно, когда очень сложно - тоже неинтересно. Излишняя простота и излишняя сложность ведут к отсутствию внимания и интереса, а значит, проведенная работа будет бесцельной.

Интерес в этом случае является показателем гармоничного включения студента в поиск истины и выявления закономерностей, причем его измерение возможно не только в финале (когда происходит защита выпускной

Педагогические исследования. 2021. Выпуск 1

квалификационной работы), но и на промежуточных этапах ее выполнения.

Научный интерес возможно рассмотреть с позиции взаимодействия студента с объектами и субъектами проводимого им в университете исследования: с самим собой как идеальным ученым, с наукой как системой знаний и как целенаправленной деятельности, с научной школой и молодыми учеными-единомышленниками.

Интерес к самому себе как к ученому

Выявить научный интерес к исследованию помогает упражнение «Шкала силы желания»: придумайте шкалу, по которой можно измерять уровень силы вашего желания быть ученым. Что способно продолжительное время удерживать вашу мечту? Популярность? Востребованность? Гордость? Любовь учителей или последователей? Благодарность? Радость? Миссия? Оригинальность? Близкие? Перспективы? Деньги? Что? И как вы можете ранжировать эту свою мотивационную силу?

Есть существенная разница между славой в научном мире и общественно -политической славой: для большинства исследователей главная цель - открытие, а не его (и уж тем более собственная) популяризация.

В современном мире медиаслава принадлежит политикам, актерам и писателям. А в науке широко известны случаи, когда великие ученые так глубоко погружались в поиск истины, что забывали даже патентовать свои открытия.

Получение Нобелевской или другой подобной премии помогает стать мировой звездой. Ведь любая премия - это торжественное, красивое и любимое СМИ мероприятие.

Важным аспектом научного интереса является также умение исследователя выступать сторонним наблюдателем. В самом начале организации своего исследования студент осваивает методику «взгляд со стороны» -отключение от действительности, взгляд на объект и предмет сверху, как будто из окна: «Наблюдая за собой со стороны, я восхитился: как же здорово я наблюдаю за собой со стороны» [7].

Педагогические исследования. 2021. Выпуск 1

Образование традиционно определяется как создание человека по определенному образу и подобию. В этом определении содержится смысл и религиозный (Высшая Истина как религиозный образ, достигаемый каждым человеком), и светский, культурно-исторический (способ создания своего образа, соотносимый с образом ближнего и образом человечества в целом).

Образ является важнейшей компонентой действий субъекта, выполняет регулирующую, познавательную и эмоциональную функции, как ориентируя человека в конкретной ситуации, так и направляя его на достижение поставленной цели и разворачивая действие в пространстве и времени. Полнота и качество образа определяют степень совершенства действия [8].

Интерес к достижению заданного образа идеального ученого подкрепляется грамотным распределением сил и времени, позволяющим наслаждаться достигаемыми результатами и радоваться им.

Во-первых, признание поиска истины своей ценностью, приобщение к этому членов своей семьи, друзей, начальников и подчиненных. Стать первооткрывателем - эта большая и светлая мечта становится маяком в жизни семьи, получающей удовольствие от полной жизни здесь и сейчас.

Во-вторых, отведение научной работе достаточно времени: не слишком много - это отнимает ресурсы, но и не слишком мало - чтобы не сделать поиск истины скучным. Оптимальное для научной работы время - быстрое достижение результата с минимальными затратами усилии" и ресурсов. При этом в эксперименте приветствуется осторожность, в оформлении текста - смелость с опережением.

В-третьих, импульсивность и спонтанность: живой импульс, не сдерживаемый правилами, ограничениями и предписаниями, приводит к удивительным открытиям.

В-четвертых, готовность к жизненным «горкам»: когда сильное желание сделать открытие сменяется разочарованием, нежеланием продолжать начатую работу, сомнением, непризнанием окружающих, которые, в свою очередь,

Педагогические исследования. 2021. Выпуск 1

опять сменяются сильной личной активностью, а в итоге - бурными

аплодисментами на защите работы.

В-пятых, четкое разделение своей научной и практической деятельности. В науке занимаются поиском истины. В практике пытаются сделать жизньлучше. Результат научного исследования - истинный факт. Результат практической деятельности - повышение качества жизни. Критерии" научного исследования - истинность (доказательная). Критерии" практики -качественность.

Если пытаться сознательно думать о двух разных вещах, то может показаться, что одновременно уделяешь внимание каждой из них. Но это не так, потому что человек либо прыгает от одного дела к другому, либо оставляет одно из двух дел в бессознательном автоматическом режиме функционирования. Смешанный поток мыслей является основной причиной затягивания процесса представления диссертации к защите.

В-шестых, соблюдение правила «Ни дня без страницы», что позволяет сосредоточить внимание на научной работе, иметь запас для обязательных публикации" и приблизить дату защиты.

Интерес к науке как системе объективных знаний Общий объект для науки - истина. Все происходящее в обществе взаимосвязано, имеет свои причинно-следственные связи, а любая случайность является по факту непознанной закономерностью.

В отличие от образовательной организации, где важное место занимает раздробление целого на мелкие детали (предметы, разделы, главы, параграфы, абзацы, предложения, домашние задания, готовые ответы в ЕГЭ), в науке все собирается в единую конструкцию - Вселенная приобретает осмысленность и интерес.

Если в общеобразовательной школе учитель вещает на аудиторию, а потом периодически устраивает проверки (насколько ученики отклонились от его мыслей), то научный руководитель на самом старте расписывается в своем невежестве относительно нового предмета, предлагая начинающему ученому

Педагогические исследования. 2021. Выпуск 1

совместно разгадывать Вселенную, готовя своего ученика к непознаваемому, неоднозначному, стремительно меняющемуся будущему.

«Я не знаю» - есть разрешение последователям узнавать, задавать вопросы, на которые нет ответа... создавать новые способы смотреть на мир... рисковать... и все решать самим» [9, с. 25].

Наука требует вопросов. Задача научного руководителя - объяснить ученикам процессы постановки научного вопроса и получения правильного ответа. Чтобы осваивать новые области знания, обновлять науку, отбрасывать старые идеи, нужно задавать вопросы, а не запоминать известные ответы. Только вопросы способствуют открытию, потому что провоцируют, воодушевляют и разрывают рамки стандартных решении".

Если образование - это ваяние человеком образа, то наука - это обращение к истине с вопросом.

Современная наука возвращается к правилам диалогов Сократа, когда его знаменитые ученики-последователи в своих многочисленных вопросах ставили под сомнение тривиальное и великое, приобретая уникальный опыт познания и роста.

Одним из показателей научного интереса является действенный интерес студента к результатам исследования и публикациям своего наставника (научного консультанта, научного руководителя и т. п.), прошлому,настоящему и будущему научной школы кафедры, факультета и университета вцелом.

Наука - это очерченная стена непонимания Вселенной, разрушая которую ученый производит новые для себя знания.

Сделанное открытие может не восприняться современниками как новое, если является предвидением, доступным только изобретателю, Вселенной и потомкам. Более того, открытие может разрушить сложившуюся научную традицию.

Поэтому для подтверждения новизны исследования и его результатов важно доказать, что благодаря ученому в традиционной науке произошло

Педагогические исследования. 2021. Выпуск 1

дополнение чего-то качественно нового (интенсивное приращение) или количественно нового (экстенсивное приращение).

Это качественно или количественно новое доказывается двумя известными способами: формулой и формулировкой. Цифрами и словами.

Существует игра слов: «новое» и «инновационное». По идее, новое для науки - новизна, новое для практики - инновации, т. е. внедренные новые научные разработки. С другой стороны, часто говорят «инновации в науке», предполагая творчество в научной деятельности, генерацию новых идеи, научных открытии, изобретении, также внедренных в практику, бизнес, производство, образование.

Говорят и про «новизну изобретения», имея в виду острую потребность в нем, нетрадиционность, прогрессивность, поразительный (неожиданный) результат, постановку задачи изобретательского уровня, преодоление технических трудностей, некопирование, осуществимость, полезность и применимость изобретения, его коммерческий успех.

И все-таки новизна - это приращенное новое знание, инновации -внедрение нового научного знания в практику.

Все новые открытия часто тесно связаны с инновациями, т.е. с внедрением научных достижении" в практику. Это можно воспринимать как большой прогресс, а можно и как регресс человечества, потому что техногенные приоритеты, рационализация мира приводят к: а) опустошению души, духовной катастрофе, б) отрицанию того, что нарушает сложившиеся научные традиции, например, перемещения во времени, в космическом пространстве, чтения мыслей, предсказании", разумности небелковых тел и многих других «загадок».

Новизна исследования не сводится только к новому ответу на оригинальный научный вопрос. Новизна исследования может присутствовать во всем - во всех методологических, содержательных, структурных и оформительских элементах процесса и результатов исследования.

Педагогические исследования. 2021. Выпуск 1

Новизна в названии, в постановке проблемы, в разработке научного

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

аппарата, авторской методологии, теории, в программе исследования, критериях оценки, привлекаемых для решения теоретических задач классических зарубежных и отечественных концепции". В оформлении работы, даже в цвете обложки.

Новизна во всем, новизна всякая: методологическая, теоретическая, технологическая, практическая.

Более того, научная новизна - главное требование при внешней оценке диссертации: «диссертация должна содержать новое решение научной задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знании, расширяя ее границы, или новые научно обоснованные разработки, обеспечивающие решение важных прикладных задач экономики» [10].

Все новое - это перевод давно существующих вселенских закономерностей на понятный людям язык. И чем меньше мы ограничиваем себя какими-то проблемами и противоречиями, тем проще и быстрее нам будет понять Вселенную и найти с ней общий язык.

Ведь вообще наука (как поиск истины) представляет собой единое целое. В истории известны имена величайших ученых, каждого из которых позднее считали «своим» философы, педагоги, психологи, химики, физики, математики и т. п.: Аристотель, Леонардо да Винчи, Менделеев, Ломоносов...

Интерес к науке как деятельности

Представляется важным организовать эксперимент с учетом мечты исследователя, а не только выявленной проблемы. Достижение научной мечты - это постоянное нахождение в состоянии озарения, легкости и простоты любого решения. Логично, что лучше, проще и продуктивней иметь сильное желание достичь чего-то нового, чем изменить что-то плохое.

Научная мечта, ее достижение позволяют воспринимать эксперимент не как обязанность, а как подарок. Рассуждение «хочешь - не хочешь, а надо» не располагает к творчеству. Эксперимент помогает навести в жизни порядок, очистить, освободить пространство вокруг себя и упорядочить учебную и

Педагогические исследования. 2021. Выпуск 1

профессиональную деятельность. Такая внешняя уборка наполняет сердце радостью и благодарностью [11].

Интерес к эксперименту усиливается, когда в его программу включено то, что нравится, а делается все тогда, когда хочется. Например, быть связанным с местом работы студента или, благодаря современным средствам коммуникации, быть организованным в разных уголках мира.

Эксперимент - это проектная работа в детских садах, школах, СМИ, домах творчества, музеях, библиотеках, торгово-развлекательных и спортивно-оздоровительных центрах, где студент получает реальный опыт работы с воспитанниками, имея четкие задания и требования публичной презентации их выполнения.

Эксперимент - это творчество. А в творчестве главное - похвала. Чем больше хвалят, тем интенсивней экспериментирование.

Эксперимент - это тренировка учености, требующая усилии, повторении, исправлении, корректировок.

С точки зрения компетентности, любое развитие знания или навыка начинается со стадии неосознанной некомпетентности. Мы даже не знаем, что мы этого не знаем. Когда мы узнаем об этом (неожиданное личное открытие или «пинок» от окружающих), то переходим на стадию осознанной некомпетентности. Для большинства людей это мучительная стадия. Многие вообще не в состоянии спокойно ее пережить. И в итоге так и не дают себе возможность достигнуть мастерства. Но тот, кто решил испытать дискомфорт, поднимается на уровень осознанной компетентности. Когда это знание входит в привычку, то превращается в неосознанную компетентность.

Интерес к эксперименту поддерживается отказом от слов «неудача», «неожиданность», «неуспех»: что полезного я могу вынести? Что еще может помочь мне достичь цели эксперимента? Что именно повлияло на получение конкретного результата?

Эксперимент позволяет постоянно улучшать крупное путем мелких элементарных изменении". Каждый раз, когда получаемый результат не

Педагогические исследования. 2021. Выпуск 1

соответствовал ожидаемому, появлялась уникальная возможность найти что -то

новое в себе и окружающих. Это позволяло отладить процессы, выявив причины и факторы, которые мешают в достижении мечты.

Эксперимент требует гибких установок, менее определенного подхода, сомнений, искании, проб и ошибок, игры с идеями и замыслами, терпимости к неопределенности и т. д. Эксперимент придает силы для создания и изобретения нового.

Эксперимент является наиболее важным, сложным, длительным и комплексным методом научно-исследовательской работы, с помощью которого осуществляется проверка гипотезы.

Под эксперимент разрабатывается специальная программа, которая включает в себя весь перечень необходимых работ по его подготовке и проведению:

постановка вопроса (вопросов), определение цели и основных задач экспериментальной работы;

разработка инструментария (анкеты, опросники, бланки-интервью,бланки опросных листов и экспертиз, бланки самооценки и т. д.);

разработка методик эксперимента;

определение техники регистрации текущих событии" и конечных результатов;

определение методов обработки полученных результатов;

определение базы опытно-экспериментальной работы (детские сады, школы, колледжи, лицеи, техникумы, вузы и т. д.);

проведение эксперимента (создание экспериментальных ситуации, наблюдение, анкетирование, диагностирование, тестирование, управление экспериментальной работой);

обработка полученных результатов экспериментальной работы и их интерпретация.

Главная мотивация на поиск истины: истина позволяет дополнить просвещенность просветленностью. Движение к совершенству - это чистые

Педагогические исследования. 2021. Выпуск 1

устремления, которые превращают исследователя в альтруиста, доброго и милосердного ученого.

Сделать открытие - это здорово. Но для закрепления авторства, популяризации и повышения научного рейтинга (индекса цитируемости) приходится много, часто и качественно публиковаться и выступать, находить интересные предложения от вузов и НИИ, которые регулярно проводят научно -практические мероприятия, участвовать в грантовых конкурсах по поддержке талантливых и начинающих ученых. Это обеспечивает внимание экспертов, влиятельных ученых и чиновников, а также журналистов, позволяет завести новые полезные знакомства.

Интерес к научным наставникам

Исследователь - это идущий за кем-то или за чем-то по следам, по уже проложенному пути к истине. Исследование - процесс и результат движения по следам других к истине. Результат осязаемый, который можно продемонстрировать другим.

Автор культурно-исторической теории в психологии, педолог Л.С. Выготский в результате многолетних исследований доказал: человек способен понять и усвоить только то, что находится в «зоне ближайшего развития». Поступательное развитие любой личности происходит благодаря наличию другого человека, способного объяснить, поддержать, вдохновить, т. е. совместно пройти зону ближайшего развития.

Если что-то превышает способности человека (и он не может выполнить это в одиночку), развивается тревожность. Если он вынужден делать то, что не требует от него ни малейшего напряжения сил, его одолевает скука. Но когда задачи соответствуют способностям, можно получить великолепные результаты [12].

В этом суть индивидуального педагогического подхода - в определении зоны ближайшего развития каждого, с кем наставник вступает во взаимодействие.

Научный наставник поддерживает в своем ученике научный интерес,

Педагогические исследования. 2021. Выпуск 1

поэтому определить зону ближайшего научного развития воспитанника - важная

задача.

Но есть и другая сторона эффективного взаимодействия, когда студент знает зону ближайшего развития своего научного руководителя: это взаимное глубинное познание друг друга позволит достичь невероятных научных успехов. Как узнать зону ближайшего научного развития друг друга? Можно это сделать, получив ответы на вопросы об их счастливом научном будущем, например:

Что бы самое главное вы сделали сегодня, если бы узнали, что завтра вам нужно навсегда улететь на другую планету?

Какое бы открытие вы сделали для мира, если бы у вас были не ограничены ресурсы?

Какие чувства вы бы хотели испытать?

Свидетелями каких моментов (из прошлого и будущего) вы бы хотели стать?

Какому ремеслу вы бы хотели обучиться? С кем из великих ученых хотели бы познакомиться лично? Существуют специальные упражнения по выявлению зоны ближайшего развития человека.

Например, научному наставнику и студенту предлагается заполнить матрицу из четырех квадратов, указав в них научные задачи или работы, которые он выполняет или мечтает выполнять. Наверху - «хочу», внизу - «не хочу», слева - «не умею», справа - «умею».

Хочу, но не умею Хочу и умею

Не хочу и не умею Не хочу, но умею

«Хочу, но не умею» (левый верхний квадрат) - зона развития, эти способности можно формировать на тренингах, курсах, семинарах. Студент

Педагогические исследования. 2021. Выпуск 1

будет развивать их с удовольствием.

«Не хочу и не умею» (левый нижний квадрат) - это мертвая зона, заниматься развитием у воспитанников этих способностей нельзя.

«Хочу и умею» (правый верхний квадрат) - это зона экспертизы, это та деятельность, в которой человек, независимо от возраста и социального статуса, может сам стать наставником, воспитателем, мастером, тренером. Передаче другим этих способностей нужно посвятить максимальное количество своего времени.

«Не хочу, но умею» (правый нижний квадрат) - зона демотивации. Если человек записал сюда какие-то способности, значит, он может затормозиться в своем развитии.

Для того чтобы начинающий исследователь влюбился в процесс поиска истины, принял на себя ответственность за будущее науки, наставнику нужно влюбить его в самоидентификацию, самопознание, самореализацию.

Великие воспитатели достигают результатов благодаря выявлению всего лучшего, что есть в их воспитанниках. Они должны увлекать, вдохновлять и внушать энтузиазм путем создания условий, побуждающих других стремиться к познаниям и преобразованиям. Если воспитателю это удается, воспитанники всегда превышают и собственные ожидания, и ожидания окружающих.

Эффективность процесса воспитания прямо пропорциональна степени симпатии к воспитателю. При высокой мотивации эффект от воспитания очень велик. Поэтому чем выше степень лояльности к воспитателю, тем эффективнее процесс воспитания. В будущем это станет самым важным фактором: воспитываться и учиться только у того, кого ты любишь.

Ключом к эффективному воспитанию является тесный контакт между наставником и учеником. Учитель всякий раз дает воспитаннику понять, что тот ему действительно небезразличен и что он в него верит.

Каждому человеку важно состояться как духовному и полезному члену общества, и помочь в этом может только воспитатель.

Педагогические исследования. 2021. Выпуск 1

Лидерство будущего - это возможность не только в настоящем найти

идеального воспитателя, но и быть радом с ним, наполняться его опытоми интеллектом, образом мыслей и действий.

Знания можно бесконечно получать из разных источников. Навыки можно развивать всю жизнь. Но передать основы мышления и лидерства будущего, почувствовать себя полезным и нужным обществу человеком может помочь только другой человек. Поэтому значимо в жизни - найти своего наставника-учителя-воспитателя и стать наставником-учителем-воспитателемдля другого.

Все известные в истории и современности великие учителя всегда были и остаются великими учениками. Они учатся вместе со своими последователями, вселяя в них уверенность, свойственную первооткрывателям: «Избегайте тех, кто пытается подорвать вашу веру в себя. Эта черта свойственна мелким людям. Великий человек, наоборот, внушает вам чувство, что и вы можетестать великим» [13, с. 55].

Личная причастность к судьбе каждого из своих учителей и учеников, постоянная забота о них - все это является неисчерпаемым источником для самоутверждения, общественного признания, вдохновения, приближения к мечте. Не зря ведь в народе ученых считают самыми умными и благородными людьми.

Интерес к научному окружению

Партнерство в научной школе - уникальное явление, потому чтопозволяет через совместное обучение (почти всегда магистрант-аспирант глубже научного руководителя разбирается в предмете своего исследования) организовать исследование, способствующее научным открытиям, а также профессиональному и личностному росту каждого его из участников.

Ошибочно считается, что наиболее эффективное образование, воспитание и обучение происходит «с глазу на глаз» - когда у воспитателя есть один единственный ученик-воспитанник, которому он передает весь накопленный человечеством опыт. Воспитание в группе - эффективнее.

Педагогические исследования. 2021. Выпуск 1

Точно представляя образ идеального воспитанника, воспитатель может

позволить себе фокусироваться на группе, а не на одном человеке, при этом направляя внимание всех и каждого на заданный идеал.

Главный секрет психолого-педагогического успеха в массовом образовании состоит в том, что педагог (родитель-учитель-воспитатель-тренер-вожатый), взаимодействуя с группой, превращает ее в коллективный субъект образования, способный в разы усилить его педагогические требования.

Движущими силами сплочения членов команды выступают механизмы групповой интеграции: «заражение», подражание, внушение, убеждение, принуждение, доверие, подкуп, показное дружелюбие, насмешки, розыгрыши. Нередко объединению молодых ученых способствуют конформизм, мода, активная пропаганда в СМИ.

В образовательной организации необходимо создать рабочую среду, подобную той, что существует в мире науки, - среду «место», где ученые могли бы заниматься интересующими их исследованиями, приниматьв лабораториях посетителей и беспрепятственно публиковать результаты своих изысканий в научных журналах.

Для того чтобы как можно больше увеличить количество научных контактов между студентами, необходимо разместить самых ценных в центре помещения: тогда в их орбиту попадет максимальное количество коллег.

Еще лучше разместить в центре те зоны, где люди собираются вместе (зоны общего пользования). Неудивительно, что креативные компании часто отдают предпочтение зданиям с большими, не разделенными на части помещениями, где можно правильно использовать центральную зону.

Научный интерес поддерживается созданием в университете деятельной среды педагогического образования (упрощающую процесс применения полученных теоретических знаний в реальных педагогических условиях), в которой преподаются, усваиваются и применяются на практике системно-технологические знания и практические навыки командной работы для получения добавочной стоимости в реальных организациях и учреждениях.

Педагогические исследования. 2021. Выпуск 1

Именно в такой комфортной научной среде формируется педагогическая

элита - исследователи педагогической практики, изобретатели новых гуманитарных технологий, создатели инновационных педагогических систем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.

2. Шаховой В.А., Шапиро С.А. Мотивация трудовой деятельности: учебно-методическое пособие. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Альфа-Пресс, 2006. 329 с.

3. Асмолов А.Г. Мотивация // Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. С. 190-191.

4. Губанов Н.И., Губанов Н.Н., Третьяков Н.Г. Критерии некоторых аспектов научного знания // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. 2016. № 1. С. 25-35.

5. Методические рекомендации по организации выполнения и защиты выпускной квалификационной работы в образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.07.2015 № 06846 «О направлении Методических рекомендации»» [Электронный ресурс]. URL: http ://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_252250/ (дата обращения: 2.03.2021).

6. Эйнштейн А. What Life Means to Einstein // Saturday Evening Post. 26 октября 1929. С. 109-117.

7. Тетерский С.В. Как ответно полюбить свою диссертацию: научно-методическое пособие. Серия «Форсайт: известное будущее для счастливого настоящего». М.: Мотиватор24, 2013. 133 с.

Педагогические исследования. 2021. Выпуск 1

8. Тетерский С.В. Воспитание образами, или Образный подход к воспитанию: Научно-методическое пособие: Электронное периодическое издание «Воспитание школьников». 2019. № 2. 145 с.

9. Karl E. Weick. Sensemaking in Organizations // Thousand Oaks. CA: Sage Publications, 1995. 231 p.

10. Постановление Правительства РФ от 24.09.2013 N 842 (ред. от 01.10.2018, с изм. от 26.05.2020) «О порядке присуждения ученых степеней» (вместе с «Положением о присуждении ученых степеней») [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_152458/ (дата обращения: 2.03.2021).

11. Тетерский С.В. Благодарность как ресурс научного исследования [Электронный ресурс] // Педагогические исследования. 2020. № 3. С. 12-19. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44432700 (дата обращения: 2.03.2021).

12. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.

480 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Марк Твен. Афоризмы и шутки. М.: Эксмо, 2000. 235 с.

REFERENCES

1. Leontiev A.H. Activity. Consciousness. Personality. M.: Politizdat, 1975.

304 p.

2. Shakhovoy V. A., Shapiro S. A. Motivation of labor activity: an educational and methodological manual. 2nd ed., add. M.: Alfa-Press, 2006. 329 p.

3. Asmolov A.G. Motivation/ Brief psychological glossary / Edited by A.V. Petrovsky, M.G. Yaroshevsky. M.: Politizdat, 1985. pp. 190-191.

4. Gubanov N.I., Gubanov N.N., Tretyakov N.G. Criteria of some aspects of scientific knowledge // Bulletin of the North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov. Series: Pedagogy. Psychology. Philosophy. 2016. No. 1. pp. 25-35.

5. Methodological recommendations for the organization of the implementation and protection of the final qualification work in educational organizations that implement educational programs of secondary vocational

Педагогические исследования. 2021. Выпуск 1

education according to training programs for middle-level specialists / Letter of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated 20.07.2015 No. 06846 «On the direction of Methodological recommendations» [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_252250/ (date of request: 2.03.2021).

6. Einstein A. What Life Means to Einstein / / Saturday Evening Post. October 26, 1929. pp. 109-117.

7. Teterskiy S.V. How to respond to love your dissertation: a scientific and methodological manual. Series «Foresight: a known future for a happy present». Moscow: Motivator24, 2013. 133 p.

8. Teterskiy S.V. Education by images, or an imaginative approach to education: A scientific and methodological manual: Electronic periodical «Education of schoolchildren». 2019. № 2. 145 c.

9. Karl E. Weick. Sensemaking in Organizations // Thousand Oaks. CA: Sage Publications, 1995. 231 p.

10. Resolution of the Government of the Russian Federation of 24.09.2013 N 842 (ed. of 01.10.2018, with amendments. of 26.05.2020) «On the procedure for awarding academic degrees» (together with the «Regulations on the award of Scientists) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_152458/

11. Teterskiy S.V. Gratitude as a resource of scientific research [Electronic resource] // Pedagogical research. 2020. No. 3. pp. 12-19. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44432700 (date of request: 2.03.2021).

12. Vygotsky L.S. Pedagogical psychology. Moscow: Pedagogy, 1991. 480 p.

13. Mark Twain. Aphorisms and jokes. Moscow: Eksmo, 2000. 235 p.

Дата размещения: 10.05.2021 г. © 2020-2021 Педагогические исследования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.