Педагогические исследования. 2021. Вып. 4. С. 1-14. Pedagogical Research. 2021. Vol. 4. P. 1-14.
Методология и технология профессионального образования
Научная статья УДК 37.09
КОНСТРУИРОВАНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ КАК УНИКАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО
ПРОДУКТА
Сергей Владимирович Тетерский1' 2
1Автономная некоммерческая организация «Детские и молодежные социальные инициативы», Москва, Россия, teterski@list.ru, orcid 0000-0002-0171-756X 2Астраханский государственный университет, Астрахань, Россия
Аннотация. Курсовые и выпускные квалификационные работы студентов могут стать уникальным интеллектуальным продуктом, если процесс исследования представляет собой конструктор, разбитый на детали - элементы исследования, в каждом из которых отражен результат последовательных действий субъектов научного сотрудничества (самостоятельная работа, работа с научным руководителем, групповая работа): 1) определение направления, темы, значимости исследования и экспериментальной группы; 2) соблюдение требований к оформлению курсовой и выпускной квалификационной работы; 3) формулировка аппарата исследования: научная мечта, научный вопрос и гипотеза (как креативные на него ответы), актуальность, объект, предмет, цель, задачи, этапы; 4) раскрытие используемых понятий и проведение критического анализа источников; 5) выбор методов исследования и разработка программы «домашнего» эксперимента; 6) оформление и публикация результатов исследования; 7) проведение защиты и рефлексии. © Тетерский С. В., 2021
Педагогические исследования. 2021. Вып. 4. С. 1-14. Pedagogical Research. 2021. Vol. 4. P. 1-14.
Скрепляющими звеньями этих деталей исследования являются, во-
первых, новизна в каждом элементе процесса исследования, во-вторых, мотивация как ответ на вопрос «Как ответно влюбиться в свое исследование и лучше узнать самого себя?». Именно понимание истинной мотивации и ее поддержка позволяют студенту избавиться от формализма и плагиата, сделать свои ежегодные научные исследования системными, продолжительными, влюбиться в науку как в процесс поиска и нахождения истины.
Благодаря такому конструированию приоритетное внимание в подготовке ученого уделяется не только процессу проведения самостоятельного исследования, но и научности его результата, коллективному взаимодействию, проявлению любопытства и воображения, давая возможность научному руководителю использовать инструменты текущей (промежуточной) оценки становления молодого ученого.
Ключевые слова: воображение, интеллектуальный продукт, интерес, исследование, истина, конструирование, конструкт, мотивация, наука, научное сотрудничество
Для цитирования: Тетерский С. В. Конструирование научной работы молодых исследователей как уникального интеллектуального продукта // Педагогические исследования. 2021. Вып. 4. С. 1-14.
Methods and techniques of professional education
Original article
CONSTRUCTING SCIENTIFIC WORK OF YOUNG RESEARCHERS AS A UNIQUE INTELLECTUAL PRODUCT
Sergey V. Teterskii1' 2
Педагогические исследования. 2021. Вып. 4. С. 1-14. Pedagogical Research. 2021. Vol. 4. P. 1-14.
Autonomous Non-profit organization «Children's and Youth Social Initiatives», Moscow, Russia, teterski@list.ru, orcid 0000-0002-0171-756X 2Astrakhan State University, Astrakhan, Russia
Abstract. Students' term papers and final qualification papers can become a unique intellectual product if the research process becomes a constructor set divided into parts resembling the components of the research. Each component reveals the result of successive actions of the subjects of scientific cooperation (independent work, work with a supervisor, group work): 1) determining the field, topic, significance of the study and of the experimental group; 2) complying with the requirements for the format of the term paper and final qualifying work paper; 3) formulating the research apparatus: scientific dream, scientific question and hypothesis (as creative answers to it), relevance, object, subject, aim, objectives, stages; 4) disclosing the concepts used and conducting a critical analysis of the sources; 5) selecting research methods and developing a «home» experiment program; 6) registering and publishing research results; 7) defending the research and self-reflecting.
The binding links between these research components are, firstly, the novelty of each part of the research process. And secondly, a motivation as the answer to the question «How to fall in a two-way love with your research and to get to know yourself better?». It is the understanding of true motivation and supporting it that allow the student to get rid of formalism and plagiarism, make his annual scientific researches systematic and long-lasting, as well as to allow him to fall in love with science as a process of searching for and finding the truth.
Thanks to this construction process, the main attention during the training of a scientist is paid not only to conducting independent researches, but also to the scientific nature of their results, collective interaction, curiosity and imagination, allowing the supervisor to use the tools of current (interim) assessment of a young scientist development. © Тетерский С. В., 2021
Педагогические исследования. 2021. Вып. 4. С. 1-14. Pedagogical Research. 2021. Vol. 4. P. 1-14.
Keywords: imagination, intellectual product, interest, research, truth,
construction, construct, motivation, science, scientific cooperation
For citation: Teterskii S. V. Constructing scientific work of young researchers as a unique intellectual product. Pedagogicheskie issledovaniya = Pedagogical Research. 2021;(4):1-14. (In Russ.).
Согласно «Экономическому словарю», интеллектуальный продукт - это продукт, созданный интеллектуальным трудом: мысль (идея), информация, новая технология, открытия, изобретения, алгоритмы и программы для ЭВМ, ноу-хау в различных отраслях, произведения искусства, литературы и т. д. [1].
Уникальность такого продукта связана, с одной стороны, с его новизной и влиянием на научно-технический прогресс, а с другой, с существующей возможностью его продать, приобрести, получить от него прибыль.
Много ли научных работ (курсовых, выпускных квалификационных работ и диссертаций) в современных вузах могут быть отнесены к уникальным интеллектуальным продуктам? Какие существуют препятствия у университетов стимулировать оригинальность и воображение молодых исследователей?
Систематизация требований университетов к оценке курсовых и выпускных работ студентов демонстрирует внимание к подготовке ученого к процессу проведения исследования (причем самостоятельного), а не научности его результата и коллективному взаимодействию и тем более не новизне, проявлению любопытства и воображения [2; 3].
Конструирование, упорядочивающее содержание, материальные средства и деятельность могут помочь избавиться от формализма и плагиата, влюбиться в науку как в процесс поиска и нахождения истины.
В методологии науки конструирование [от лат. constructio построение] рассматривается во многих аспектах.
Педагогические исследования. 2021. Вып. 4. С. 1-14. Pedagogical Research. 2021. Vol. 4. P. 1-14.
Во-первых, как вид инженерной работы, включающей анализ и синтез
конструкции, расчеты, выполнение чертежей, с главным результатом -техническим изделием или готовой конструкцией.
Во-вторых, в логике проекта конструирование - это стадия проектирования, включающая в себя декомпозицию, агрегирование, исследование условий и построение программ [4].
В-третьих, в художественно-эстетической культуре конструирование рассматривается как феномен виртуализации, связанный с созданием новой (виртуальной) реальности и предполагающий высокую степень абстракции и натуралистичности [5].
Конструирование, являясь одним из важных условий успешности психологического образования, в психологии рассматривается как двухуровневая деятельность педагога, который вначале разрабатывает план (перспективный уровень), а затем, в соответствии с ним, осуществляет педагогический процесс.
В педагогике конструирование - это единство содержания, средств и деятельности, а в каждом этом элементе происходит оценка и диагностика ситуации (аналитический этап); постановка целей и учет условий с нахождением путей достижения целей (прогностический этап); оформление решения педагогических задач (проектировочный этап) [6, с. 347-352].
Если научную работу студента разбить на детали, то в каждой из них будет представлен результат последовательных действий субъектов научного сотрудничества (самостоятельная работа, работа с научным руководителем, групповая работа), возможно научение молодого человека конструированию собственных алгоритмов познавательного поиска, новым способам действий.
Специфика конструирования научной работы студента - в описании процесса взаимодействия как операций, составных частей создания интеллектуального продукта [7; 8].
Педагогические исследования. 2021. Вып. 4. С. 1-14. Pedagogical Research. 2021. Vol. 4. P. 1-14.
Уникальность конструирования научной работы - в возможности
студента становиться первооткрывателем поэтапно, объединяя
методологические основания с теоретическими концепциями, креативными
гипотетическими предположениями, исследовательскими методами,
экспериментальными и контрольными группами, научными и практическими
результатами, способами их популяризации и тиражирования.
Основная цель научного руководителя состоит в помощи молодым
исследователям создать интеллектуальный продукт как результат их умения
регулировать потоки информации и рефлексировать по поводу непрерывного
познавательного поиска.
При конструировании весь процесс научной работы студента разбивается
на элементы, в каждом из которых задается планка методологической,
теоретической, технологической, практической новизны и отображается
последовательность действий субъектов созидания интеллектуального
продукта. Причем эти элементы не зависят от профессионального опыта
научного наставника, его педагогических предпочтений и возможностей, типа и
вида взаимодействия и от содержания гуманитарного исследования, что важно
для начинающих и малоэффективных научных руководителей-консультантов.
Конструирование исследовательской деятельности студента и его
руководителя представлено в виде алгоритма, включающего семь
последовательных шагов, которые являются завершенным и измеримым этапом
научного роста и новизны, с играми, тестами, творческими заданиями и
предполагают три вида активности - самостоятельную работу, работу с
научным руководителем, групповую работу:
определение направления, темы, значимости исследования и
экспериментальной группы;
соблюдение требований к оформлению выпускной квалификационной и
курсовой работы;
Педагогические исследования. 2021. Вып. 4. С. 1-14. Pedagogical Research. 2021. Vol. 4. P. 1-14.
формулировка аппарата исследования (научная мечта, научный вопрос и
гипотеза (как креативные на него ответы), актуальность, объект, предмет, цель, задачи, этапы);
раскрытие используемых понятий и проведение критического анализа источников;
выбор методов исследования и разработка программы «домашнего» эксперимента;
оформление и публикация результатов исследования;
проведение защиты и рефлексии.
Самостоятельная работа во всех этих элементах начинается с занимательных упражнений, позволяющих по-иному взглянуть на себя как ученого, на науку и свой вклад в ее развитие.
Например, задание по формулировке темы научного исследования предполагает завершение незаконченных предложений, из которых выбираются ключевые слова, с помощью научного руководителя переставляемые в логическом порядке:
Первое предложение (нацелено на междисциплинарность исследования).
В этих областях знаний я совершу научные открытия: искусствоведении, культурологии, литературе, педагогике, психологии, религиоведении, филологии, философии, экономике, юриспруденции, другой (укажите).
Второе предложение (выявляющее научную проблему-мечту).
В выбранных областях знаний я решу следующую актуальную, крупную, значимую и комплексную задачу...
Третье предложение (нацелено на доказуемость результатов).
Вот названия книг (диссертаций) пяти ведущих специалистов (докторов наук) в моей области, которые бы могли подтвердить, что мое исследование -уникально и реально...
Четвертое предложение (нацелено на практическую значимость).
Педагогические исследования. 2021. Вып. 4. С. 1-14. Pedagogical Research. 2021. Vol. 4. P. 1-14.
Вот полученный мной результат, который сэкономит бюджетные
средства и принесет России дополнительные доходы...
Пятое предложение (нацелено на теоретическую значимость).
Вот такую пользу мое исследование принесет выбранной области знаний и науке в целом...
Шестое предложение (нацелено на уникальность исследования).
Вот пять слов, которые ассоциируются в мире с моими научными открытиями в выбранном направлении.
Седьмое предложение (акцентирующее внимание на целевой группе).
Определите, кто (приоритетно - из вашего близкого окружения) будет входить в вашу экспериментальную группу: бывшие одноклассники, бюджетные работники, влиятельные блогеры/журналисты, военнослужащие, глава муниципалитета, глава учреждения, деятели культуры, друзья, исследователи, историки, товарищи по работе/учебе/лечению/отдыху, люди творческих профессий, младшие родственники, мои наставники (педагог, тренер, руководитель, духовник), моя команда, нуждающиеся родственники, общественники, одногруппники, осужденные, политики, пользователи социальных сетей, предприниматели, производители техники, соседи по дому, старшие родственники, техники, инженеры, чиновники, другие (укажите кто).
Восьмое предложение (нацелено на мотивацию к исследованию).
Самым любопытным в моем исследовании будет.
Работа научного руководителя во всех элементах конструирования предполагает демонстрацию им приемов самопознания, самостоятельной работы, самоконтроля и взаимоконтроля.
Например, на вводном занятии научный руководитель, предлагая студентам принять на себя роль ученого-исследователя, просит ответить на четыре вопроса: «Зачем мне НАДО любить себя?», «Почему я МОГУ любить себя?», «Почему я ХОЧУ любить себя?», «Почему я ДОСТОИН любить себя?».
Педагогические исследования. 2021. Вып. 4. С. 1-14. Pedagogical Research. 2021. Vol. 4. P. 1-14.
В качестве самоанализа и рефлексии этой работы научный руководитель
просит каждого для себя ответить на следующие вопросы: «Как отличались и менялись внутренние ощущения при ответе на каждый вопрос?», «Как менялось желание любить себя?», «Какие новые выводы о себе сделаны?», «Что теперь необходимо ежедневно делать для усиления уверенности в себе и доверия другим людям?»
Групповое взаимодействие предполагает работу в микрогруппах, коллективные мозговые штурмы и рефлексию, взаимооценку и взаимоконтроль за результатами разработки интеллектуальных продуктов [9].
Например, значимым и показательным результатом конструирования исследовательских работ студентов становится подготовка и выпуск монографического сборника, в который включаются все курсовые работы студентов, выполненные в рамках изучаемой дисциплины. Так, в 2021 году студенты третьего курса направления подготовки «Организация работы с молодежью» Астраханского государственного университета подготовили к изданию монографию «Конструирование курсовых работ: Молодежь, находящаяся в трудной жизненной ситуации».
Работа над максимальной автоматизацией прохождения данных элементов конструктора - это не столько про упрощение жизни молодого исследователя, сколько про его честную включенность в процесс поиска истины, избавление от плагиата и формализма, а также про приоритет воображения перед знаниями.
Конструирование позволяет спланировать все виды и режимы деятельности студентов в научной работе: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль преподавателя.
Конструирование способствует индивидуальной и групповой поисковой работе в теории и практике, дает возможность объединить теоретические знания и решение практических задач, чтобы предложить уникальный интеллектуальный продукт, выступить в роли не только исследователя, но и © Тетерский С. В., 2021
Педагогические исследования. 2021. Вып. 4. С. 1-14. Pedagogical Research. 2021. Vol. 4. P. 1-14. созидателя.
Конструирование способствует нахождению и применению новых знаний в динамических условиях, развивает воображение, любознательность и гибкость мышления. Научный руководитель задает «научно-нормативный скелет», чтобы знания молодого исследователя были нанизаны на сложившуюся в гуманитарных науках методологическую систему [10].
При этом конструирование предполагает множество решений и альтернативных путей, выступая одновременно техническим заданием и стимулом для креативных решений и инноваций.
Конструирование позволяет студенту вместе с научным руководителем и одногруппниками диагностировать ситуацию, предоставив убедительные статистические данные, оценить общественное мнение, определить проблему, указав многообразные пути ее решения с анализом практических и научных ресурсов.
Актуальность внедрения конструирования в исследовательскую деятельность студента, его научного руководителя и студенческой группы обусловлена несколькими тенденциями:
ориентацией современного образования не на получение конкретных знаний, а на формирование надпрофессиональных и профессиональных компетенций устойчивой позитивной мотивации к исследовательской деятельности, рост познавательной активности, поддержку студента в его непрерывном образовании и поиску полезной ему и обществу информации;
акцент современного образования на поддержке интереса обучающихся к научно-исследовательской деятельности, создание интеллектуальных продуктов, сотворчество студентов друг с другом и преподавателями;
изменение требований к качеству специалиста, отличающегося системностью и эффективностью действий, обладающего способностью оптимального поведения в ситуациях выбора.
Конструирование научной работы несет несомненную пользу: © Тетерский С. В., 2021
Педагогические исследования. 2021. Вып. 4. С. 1-14. Pedagogical Research. 2021. Vol. 4. P. 1-14.
студенту, поскольку способствует профессионализации, взрослению,
формированию интереса и позитивной мотивации к научно-исследовательской
деятельности, непрерывному образованию, усилению понимания психолого-
педагогических закономерностей;
студенческой группе, поскольку с первых дней обучения в университете
позволяет превратить ее в научно-экспериментальную лабораторию, в которой
развиваются система ценностей студентов, их профессиональные позиции,
профессиональное мироощущение и миропреобразование, коммуникативные
способности, коллективные оценочные навыки, обсуждаются реальные
актуальные ситуации;
преподавателю, поскольку позволяет ему по-иному думать и действовать,
обновлять свой творческо-научный потенциал, создавать обстановку
сотрудничества и сотворчества, делегировать студенту и студенческой группе
механизм принятия решений в организации и проведении научных работ: от
замысла до коллективной публикации; влюбить студента в науку, сделать
поиск истины интересным;
университету, поскольку предоставляет преподавателю инструменты
текущей (промежуточной) оценки становления молодого ученого, расширяет
пространство научного творчества каждой студенческой группы, охватывая
родственников и партнеров обучающихся, вовлекая каждого студента в
разработку интеллектуальных продуктов, демонстрирующих научные
достижения коллектива образовательной организации.
Каждый элемент конструктора написан простым и доходчивым языком с
акцентом на интересе обучающихся к исследовательской деятельности.
Каждый элемент отличается управляемым эмоциональным напряжением,
положительными и дискуссионными примерами, предполагает постоянное
присутствие в этом процессе коллективной генерации идей.
Педагогические исследования. 2021. Вып. 4. С. 1-14. Pedagogical Research. 2021. Vol. 4. P. 1-14.
Список источников
1. Экономический словарь. URL: http ://abc. informbureau.com/html/eioaeeaeooaeuiue_idiaoeo. html.
2. Тетерский С. В. Стимулирование научного интереса у начинающих исследователей // Педагогические исследования. 2021. № 1 (5). С. 37-57.
3. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология: словарь системы основных понятий. М.: Либроком, 2013. 208 с.
4. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века / под ред. В. В. Бычкова. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2003. 607 с.
5. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. М.: Академия, 2002. 576 с.
6. Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. № 2620-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70191846.
7. Технологическая карта урока как инструмент проектирования современного урока в начальной общеобразовательной школе: методическое пособие / Автор-составитель С. С. Пичугин. Уфа: РИОРУНМЦ МО РБ, 2013. 50 с.
8. Хомлюк Т. А. Технологическая карта урока как современная форма проектирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся. URL: https://multiurok.ru/files/tekhnologicheskaia-karta-uroka-kak-sovremennaia-fo.html.
9. Осипова С. И., Гафурова Н. В. О реализации психолого-педагогических целей обучения в информационной образовательной среде // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 1. С. 117-124.
10. Комарова З. И. Методология, метод, методика и технология научных исследований в лингвистике. М.: Флинта, Наука, 2013. 832 с.
Педагогические исследования. 2021. Вып. 4. С. 1-14. Pedagogical Research. 2021. Vol. 4. P. 1-14.
References
1. Economic Dictionary. URL: http://abc.informbureau.com/html/eioaeeaeooaeuiue_idiaoeo.html. (In Russ.).
2. Teterskii S. V. Stimulating scientific interest among novice researchers. Pedagogicheskie issledovaniya = Pedagogical Research. 2021;(1(5)):37-57. ISSN 2782-2346. (In Russ.).
3. Novikov A. M., Novikov D. A. Methodology: dictionary of the system of basic concepts. Moscow: Librokom; 2013. 208 р. (In Russ.).
4. Lexicon of nonclassics. Artistic and aesthetic culture of the XX century. Edited by V.V. Bychkov. Moscow: Russian Political Encyclopedia (ROSSPEN); 2003. 607 p. (In Russ.).
5. Slastenin V. A., Isaev I. F., Shiyanov E.N. Pedagogy: Textbook for students. higher. ped. studies. Institutions. Edited by V. A. Slastenin. Moscow: Academy; 2002. 576 p. (In Russ.).
6. Decree of the Government of the Russian Federation No. 2620-r dated December 30, 2012 «On approval of the action plan («roadmap») «Changes in social sectors aimed at improving the effectiveness of education and science». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70191846. (In Russ.).
7. Technological map of the lesson as a tool for designing a modern lesson in primary school. Methodical manual. Author-compiler S. S. Pichugin. Ufa: RIORUNMC MO RB; 2013. 50 p. (In Russ.).
8. Khomlyuk T. A. Technological map of the lesson as a modern form of designing pedagogical interaction between teachers and students. URL: https://multiurok.ru/files/tekhnologicheskaia-karta-u. (In Russ.).
9. Osipova S. I., Gafurova N. V. On the realization of psychological and pedagogical goals of learning in the information educational environment. Sibirskii pedagogicheskii zhurnal = Siberian Pedagogical Journal. 2010;(1):117-124. (In Russ.).
Педагогические исследования. 2021. Вып. 4. С. 1-14. Pedagogical Research. 2021. Vol. 4. P. 1-14.
10. Komarova Z. I. Methodology, method, technique and technology of
scientific research in linguistics. Moscow: Flinta, Nauka; 2013. 832 р. (In Russ.).
Информация об авторе С. В. Тетерский - доктор педагогических наук.
Information about the author S. V. Teterskii - Doctor of Science in Pedagogics.
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 24.10.2021; одобрена после рецензирования 29.11.2021; принята к публикации 15.12.2021.
The article was published 24.10.2021; approved after reviewing 29.11.2021; accepted for publication 15.12.2021.