Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. co m/ 2017, Том 5, номер 5 (сентябрь - октябрь) https://mir-nauki.com/vol5-5.htmI URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/01PDMN517.pdf Статья опубликована 25.09.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:
Ипполитова Н.В., Разливинских И.Н., Стерхова Н.С. Характеристика выпускной квалификационной работы бакалавра в формате портфолио // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 5 https://mir-nauki.com/PDF/01PDMN517.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
Внутривузовский грант «Выпуская квалификационная работа студентов вуза: типы, форматы, методика подготовки»
УДК 378.016:51
Ипполитова Наталья Викторовна
ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», Россия, Шадринск1
Доктор педагогических наук, профессор E-mail: [email protected]
Разливинских Ирина Николаевна
ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», Россия, Шадринск
Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected]
Стерхова Наталья Сергеевна
ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», Россия, Шадринск
Кандидат педагогических наук, профессор E-mail: [email protected]
Характеристика выпускной квалификационной работы бакалавра в формате портфолио
Аннотация. Постоянное усложнение требований к выполнению выпускных квалификационных работ в вузах Российской Федерации обусловило появление новых видов и форматов ВКР.
В настоящее время сложилась следующая классификация видов ВКР, выполняемых студентами вузов: теоретическая, опытно-практическая, опытно-экспериментальная и проектная.
Результаты проведенного нами исследования показывают, что каждый из перечисленных видов ВКР возможно представить в формате портфолио.
Портфолио как формат различных видов выпускной квалификационной работы может рассматриваться как досье результатов исследовательской деятельности студента, включающее комплекс материалов, доказывающих сформированность общепрофессиональных и профессиональных компетенций выпускника. Портфолио смешанного вида позволяет максимально полно представить результаты исследовательской деятельности студентов и соответствует современным требованиям.
1 641876, Курганская обл., г. Шадринск, ул. Фабричная, д. 38
Структура портфолио как формата различных видов выпускной квалификационной работы складывается из таких элементов как: титульный лист, Содержание, Аннотация, Опубликованные и неопубликованные результаты исследовательской деятельности студента, полученные в ходе выполнения ВКР, Результаты практической (или опытно-практической, опытно-экспериментальной, проектной) деятельности, Внедрение результатов исследовательской деятельности студента и Наградные материалы.
Структура и содержание портфолио как формата выпускной квалификационной работы зависят от вида выпускной квалификационной работы.
Ключевые слова: выпускная квалификационная работа; виды ВКР (теоретическая; опытно-практическая; опытно-экспериментальная и проектная); портфолио; ВКР в формате портфолио; структура ВКР в формате портфолио; содержание портфолио
Внедрение в образовательный процесс вузов новых образовательных стандартов требует от бакалавров развития готовности к осуществлению различных видов деятельности (учебно -профессиональной, научно-исследовательской, образовательно-проектировочной,
организационно-технологической и др.). Одним из путей развития готовности выпускника вуза к исследовательской деятельности является выполнение выпускной квалификационной работы (ВКР).
ВКР бакалавра - вид аттестационной учебно-исследовательской работы, выполняемой студентом самостоятельно с использованием потенциала учебно-профессиональной, научно-исследовательской, образовательно-проектировочной, организационно-технологической и других видов деятельности.
В отличие от магистерских диссертаций, которые являются исследовательскими работами более высокого уровня, ВКР бакалавра квалифицируется как учебно-исследовательская работа, в основу которой заложено моделирование более или менее известных решений. Ее тематика и уровень должны соответствовать требованиям образовательно-профессиональной программы обучения. Выполнение указанной работы должно не столько решать научные проблемы или задачи, сколько свидетельствовать о том, что ее автор способен надлежащим образом вести научный поиск, распознавать профессиональные проблемы, знать общие методы и приемы их решения [1].
Постоянное усложнение требований к выполнению выпускных квалификационных работ в вузах Российской Федерации обусловило появление новых видов и форматов ВКР [2; 3; 4; 9].
Так, в настоящее время сложилась следующая классификация видов ВКР, выполняемых студентами вузов: теоретический, опытно-практический, опытно-экспериментальный и проектный виды (характеры).
ВКР теоретического характера представляет собой вид ВКР, характеризующий исследовательскую деятельность, осуществляемую на основе теоретического анализа четко обозначенной проблемы без проведения эксперимента [3; 4].
Отличительными признаками ВКР теоретического характера являются:
• наличие четко обозначенной проблемы исследования;
научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. com
• изучение объекта, недоступного для непосредственного исследования;
• выявление общих закономерностей, принципов, особенностей изучаемого явления путем обработки и интерпретации теоретического материала;
• возможность экстраполяции результатов исследования на ряд подобных объектов;
• использование теоретических методов исследования (анализа -ретроспективного, эмпирического, методического и пр., синтеза, сравнения, моделирования и т. д.);
• результатом исследования является выявление общих закономерностей, принципов, особенностей изучаемого явления путем обработки и интерпретации теоретического материала [3; 6].
ВКР опытно-практического характера - вид ВКР, предполагающий поиск путей решения проблемы на основе анализа и обобщения имеющегося опыта ученых, специалистов-практиков и собственного опыта [3].
Данный вид ВКР обладает такими отличительными признаками, как:
1. нацеленность на решение практико-ориентированных задач;
2. выявление возможностей использования конкретных приемов, методов, средств и форм, технологий обучения, воспитания и развития обучающихся;
3. изучение и обобщение опыта практической работы (отдельного педагога, системы обучения, воспитания конкретного образовательного учреждения и т. п.);
4. обязательное наличие практического результата, полученного в ходе опытно-поисковой работы, который может быть представлен в виде: разработки методических рекомендаций; разработки программ различных типов, предназначенных для реализации исследуемого процесса, отдельных дисциплин, учебных предметов и т.д.; составления, дополнения или разработки комплексного дидактического, учебно-методического, информационно-технического и др. видов обеспечения изучаемого процесса; разработки учебных и учебно-методических пособий (в том числе, электронных) и т. д. [3].
Выпускная квалификационная работа опытно-экспериментального характера - это
вид ВКР, основанный на выдвижении гипотезы и ее проверке в ходе организации и проведения эксперимента, направленного на получение конкретного конечного результата [3].
Признаками данного вида ВКР являются:
1. наличие гипотезы, требующей проверки в процессе экспериментальной работы;
2. проведение экспериментальной работы;
3. описание и анализ результатов проведенного исследования;
4. анализ влияния внесенных изменений на изучаемое явление;
5. получение в качестве результата исследования нового знания, позволяющего усовершенствовать осуществляемую деятельность [3].
Выпускная квалификационная работа проектного характера - это вид ВКР, основывающийся на создании объекта интеллектуальной творческой деятельности студента, представляющий собой готовый продукт деятельности (изделие, система мероприятий, модель,
устройство, услуга и т. п.), который имеет уникальный, неповторяющийся характер и демонстрирует компетентность выпускника в некоторой профессиональной области [3; 4].
Выпускная квалификационная работа проектного характера обладает следующими признаками:
1. Уникальность, неповторимость условий, инновационность результата или продукта.
2. Четкая и конкретная цель, достигаемая с помощью выбора оптимальной стратегии и ее структуризации в виде комплекса определенных работ.
3. Постепенное уточнение (на каждом этапе реализации проекта может происходить уточнение имеющейся информации и содержания предстоящих затрат и работ).
4. Фиксированная длительность, фиксированное начало или окончание проекта, логическая последовательность работ.
5. Ограниченность ресурсов [3].
Допустимыми форматами для указанных видов ВКР являются: исследовательская работа, исследовательская работа в форме кейса, проектная работа и портфолио [2; 3; 4].
Результаты проведенного нами исследования показывают, что каждый из перечисленных видов ВКР возможно представить в формате портфолио.
Портфолио в переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка специалиста» [10, с. 84].
В образовательной практике портфолио активно применяется уже достаточно долгое время и представляет собой коллекцию работ и результатов студента, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. Являясь способом фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений студента в определенный период его обучения, портфолио выступает важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию [8]. Это своеобразный отчет по процессу обучения, позволяющий увидеть картину конкретных образовательных результатов, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса студента в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения [5].
В зависимости от назначения портфолио бывают разных видов (таблица 1).
Таблица 1
Виды портфолио в зависимости от назначения (составлено авторами)
Название вида портфолио Характеристика вида портфолио
Документальное портфолио Вид портфолио, предназначенный для фиксации, накопления и хранения документов (копий документов), получаемых и необходимых обучающемуся в разные периоды жизни и деятельности (свидетельства, аттестаты, дипломы, удостоверения о присвоении квалификации категории или разряда, сертификаты, зачетные книжки, получении дополнительного образования и т. п.).
Мир Науки
Мир Науки
Название вида портфолио Характеристика вида портфолио
Папка достижений Вид портфолио, демонстрирующий образовательные, научные, творческие достижения личности. Данный вид портфолио может быть предъявлен и как результат работы по каким-либо учебным предметам, и как квалификационный результат образовательного, научного и творческого развития, предъявляемый на госэкзамене, защите выпускной квалификационной работы, отборе к участию в конкурсах профессионального мастерства и т. д.
Портфель отзывов Вид портфолио, включающий характеристики личностного аспекта и разных видов деятельности бакалавра (учебно-профессиональной, научно-исследовательской, образовательно-проектировочной, организационно-технологической и др.), данные профессорско-преподавательским составом, социальными партнерами вуза, кураторами, другими студентами, а также самоанализ студента своей деятельности и ее результатов. Данный вид портфолио может включать следующие виды документов: заключения (различные заключения кафедры, экспертное заключение на различные виды учебно-исследовательских работ студента, например, предоставляемые на конкурсы исследовательских работ и др.), отзывы (о выполнении курсовой и ВК работы, о статье, о работе или участии в жизни группы и т. д.), резюме (для прохождения зарубежных стажировок, трудоустройства и карьерного продвижения и др.), рекомендательные письма (для участия в конкурсах профессионального мастерства, трудоустройства студента, при отборе на дальнейшее обучение в вузе на льготных условиях и т. д.), рецензии (на статьи, курсовые и выпускные квалификационные работы, пособия и др.), характеристики студента (о прохождении студентом практики; для предоставления в образовательные организации, военкомат, трудоустройства и т. д.) и прочее.
Проблемно -исследовательское портфолио Вид портфолио, содержащий материалы, характеризующие процесс работы студента над каким-либо видом работ проблемно-исследовательского характера (кейсы; комплекты материалов решения разноплановых проблемных ситуаций -конфликтных, профессионально-педагогических, психологических и др.; результаты прорешивания задач повышенной сложности, подборки материалов по решению головоломок и др.), материалы подготовки к участию в дискуссиях, круглых столах, интерактивах, дебатах, конференциях и т. д.
Рефлексивное портфолио Вид портфолио, раскрывающий динамику личностного развития студента, помогающее отследить результативность его деятельности как в количественном, так и качественном плане. В эту папку собираются материалы по оценке и самооценке достижения целей, особенностей хода и качества результатов своей учебной работы; по анализу особенностей работы с различными источниками информации; ощущений, размышлений, впечатлений и т. д.
Тематическое портфолио Вид портфолио, включающий различные виды информации, необходимые для использования при изучении какой-либо темы (темы исследования; учебной дисциплины, блока, модуля, междисциплинарного курса), систематизированной и оформленной в соответствии с основными направлениями, разделами данной темы (блока, модуля, дисциплины, МДК). Аналогом тематического портфолио является банк информационной поддержки, подготовленный по принципу банковских депозитариев.
Смешанный вид портфолио Вид портфолио, включающий элементы всех перечисленных выше видов портфолио.
Из таблицы 1 видно, что для защиты ВКР студентом может быть представлено портфолио смешанного вида. Данный вид портфолио позволяет максимально полно представить результаты исследовательской деятельности студентов и соответствует современным требованиям.
ВКР в формате портфолио - это коллекция работ и результатов исследовательской деятельности студента, включающее комплекс материалов, демонстрирующих их достижения в поиске путей решения выявленной проблемы и доказывающих сформированность общепрофессиональных и профессиональных компетенций выпускника.
научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. com
ВКР в формате портфолио выполняет следующие функции:
• выявление склонностей и способностей студента и обеспечение бакалавру правильного выбора в сфере дальнейшей профессионализации: практической или научно-исследовательской направленности деятельности;
• презентация образовательных и профессиональных достижений, образовательных характеристик, ценностных ориентаций, общей и профессиональной компетентности студента;
• развитие у бакалавров навыков самостоятельной работы и саморефлексии;
• расширение применения интерактивных и коммуникативных форм работы;
• усиление дифференциации, индивидуализации и инструментальной направленности получаемого образования: достижения оптимального сочетания фундаментальных и практических знаний;
• фиксация, накопление и оценка индивидуальных образовательных и профессиональных достижений студента, их динамики в процессе освоения профессиональной образовательной программы;
• формирование индивидуальной траектории подготовки к поступлению в магистратуру бакалавров, имеющих повышенные образовательные потребности;
• формирование личной ответственности за результаты учебнопрофессиональной деятельности, профессионально-личностного самосовершенствования, мотивации и интереса.
Выпускная квалификационная работа, выполненная в данном формате, имеет ряд преимуществ:
• выполняется студентом не в период преддипломной практики, а в течение всего периода обучения в вузе, что дает студенту возможности более детально и качественно изучить какую-либо проблему;
• внедрение результатов исследовательской деятельности студента имеет большую «географию»;
• спектр результатов исследовательской деятельности отличается разноплановостью и принадлежностью к различным видам осваиваемых в процессе обучения в вузе видов деятельности (учебно-профессиональной, научно-исследовательской, образовательно-проектировочной, организационно-технологической и др.) и пр.
Архитектоника портфолио как формата различных видов выпускной квалификационной работы выглядит следующим образом (рис. 1).
Рисунок 1. Архитектоника портфолио как формата выпускной квалификационной работы (составлено авторами)
Обратимся к краткой характеристике каждого из перечисленных компонентов портфолио.
Первым элементом ВКР в формате портфолио является титульный лист. Он оформляется в соответствии с общеустановленными требованиями вуза. Обязательным требованием к оформлению титульного листа является указание вида и формата работы.
Второй элемент - «Содержание» - включает перечень всех разделов портфолио с указанием их соответствующего положения в портфолио: «Аннотация», «Опубликованные и неопубликованные результаты исследовательской деятельности студента, полученные в ходе выполнения ВКР», «Результаты практической исследовательской деятельности студента» и «Материалы, демонстрирующие достижения студента».
В аннотации необходимо указать: автора, тему, направление подготовки, ключевые слова (3-5 слов), цель и задачи ВКР, результат и объем работы.
Раздел «Опубликованные и неопубликованные результаты исследовательской деятельности студента, полученные в ходе выполнения ВКР» содержит материалы, характеризующие данные виды результатов исследовательской деятельности (иначе их можно назвать квалификационными и научно-исследовательскими [2; 7].
К неопубликованным (квалификационным) результатам исследования относят рукописные работы (то есть, распечатанные тиражом в 1-5 экземпляров), которые должны подтвердить определенную квалификацию исследователя: реферативные, исследовательские
Мир Науки
научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. com
работы; курсовые работы; отчеты о проделанной исследовательской работе и т. д. Требования к таким работам, способу их оформления и представления результатов изложены в положениях, принятых соответствующими официальными организациями.
Научно-исследовательские (опубликованные) результаты представляются в соответствии с определёнными стандартами и в различных формах: брошюры, тезисы докладов и выступлений, статьи, рефераты (как самостоятельные научные исследования), учебники, учебные пособия, методические рекомендации и программы учебных курсов и т. д. В каждом из стандартов определены характер языка, объем, структура той или иной формы опубликованного результата исследования [1; 2; 7].
Раздел «Опубликованные и неопубликованные результаты исследовательской деятельности студента, полученные в ходе выполнения ВКР» оформляется в двух частях:
Обязательная часть включает:
• автореферат ВКР;
• статьи и тезисы, опубликованные в изданиях, имеющих ИЦ - минимум 3 публикации;
• опубликованные и неопубликованные доклады выступлений на НПК разных уровней - минимум 2 публикации (неопубликованные - подтверждающими документами) и др.;
• опубликованное и прошедшее внутривузовскую или внешнюю экспертизу учебно-методическое пособие (авторская программа урочной или внеурочной деятельности, дополнительного образования и т. д.);
• список используемых в ходе выполнения работы студента источников (не менее 50, включая 2-3 иностранных источника).
Необязательная, но возможная часть будет отражать специфику выбранного студентом вида выпускной квалификационной работы.
Раздел портфолио «Результаты практической (или опытно-практической, опытно-экспериментальной, проектной) деятельности» также формируется в зависимости от особенностей выбранного бакалавром вида выпускной квалификационной работы.
Раздел «Внедрениерезультатов исследовательской деятельности студента» содержит систематизированную информацию о внедрении результатов исследовательской деятельности студента и включает перечень научных мероприятий, социальных сетей, научных проектов, научно-образовательных платформ и т. д.), где внедрялись материалы ВКР).
Раздел «Наградные материалы» наглядно демонстрирует наиболее значимые достижения студента и включает: дипломы, грамоты, охранные документы (грамоты, патенты, лицензии, пакеты документов на грантовые исследования и т. д.).
Как показывает сравнительный анализ, в зависимости от вида выпускной квалификационной работы, структура и содержание портфолио может быть различным.
Таблица 2
Сравнительный анализ структуры и содержания портфолио как формата различных видов выпускной квалификационной работы (составлено авторами)
Раздел портфолио Вид (характер) ВКР
ВКР теоретического характера ВКР опытно практического характера ВКР опытно-экспериментального характера ВКР проектного характера
Титульный лист - первый элемент портфолио, оформляющийся в соответствии с общеустановленными требованиями вуза.
Раздел «Содержание» (перечень всех разделов портфолио с указанием их расположения) - аннотация.
- опубликованные и неопубликованные результаты исследовательской деятельности студента, полученные в ходе выполнения ВКР.
- - результаты практической (опытно-практической, опытно-экспериментальной, проектной) деятельности студента.
- материалы, демонстрирующие достижения студента.
Раздел «Аннотация» - данный раздел содержит краткую информацию о представленной работе: автор, тема, направление подготовки, ключевые слова (3-5 слов), цель и задачи ВКР, результат и объем работы.
Раздел «Опубликованные и неопубликованные результаты исследовательской деятельности студента, полученные в ходе выполнения ВКР» Обязательная часть: - автореферат ВКР; - статьи и тезисы, опубликованные в изданиях, имеющих ИЦ (минимум 3 публикации); - опубликованные и неопубликованные доклады выступлений на НПК разных уровней (минимум 2 публикации (неопубликованные - подтверждающими документами) и др.; - опубликованное и прошедшее внутривузовскую или внешнюю экспертизу учебно -методическое пособие (или авторская программа урочной или внеурочной деятельности, или дополнительного образования и т. д.); - список используемых в ходе выполнения работы студента источников (не менее 50, включая 2-3 иностранных источника).
Необязательная, но возможная часть:
- материалы саморефлексии (записи о ходе формирования портфолио, трудностях, связанных со сбором материала); - конспекты лекций и первоисточников, рефераты, эссе, курсовые работы по теме портфолио. - препринты научных и публицистических трудов по теме ВКР; - материалы научных разработок (грантовых исследований, запатентованных материалов НИОКР.
Мир Науки
Раздел портфолио
ВКР
теоретического характера
Вид (характер) ВКР
ВКР опытно пр актического характера
ВКР опытно-экспериментального _характера_
ВКР проектного характера
Раздел «Результаты практической (опытно-практической, опытно-экспериментальной, проектной) деятельности»
а) проекты материалов учебно-методических пособий и авторских программ (урочной и внеурочной деятельности, дополнительного образования и т. д.), не прошедших экспертизу;
б) технические, технологические, конструкторско-технологические изобретения (детали машин, модели одежды, кулинарные изделия и т. д.); авторские компьютерные программы и др.;
в) авторские коллекции (моделей одежды, картин, чертежей и др.), визуальные ряды фотографий и изображений авторских коллекций.
в) и др.
- готовый материальный объект;
художественные произведения; модели, чертежи схемы, графики диаграммы;
- серии наглядных пособий; системы мероприятий с подробными разработками;
- информационные системы; web-приложения;
- презентации и компьютерные программы и т. п.
Раздел «Внедрение
результатов исследовательской деятельности студента»
содержит систематизированную информацию о внедрении результатов исследовательской деятельности студента и включает перечень научных мероприятий, социальных сетей, научных проектов, научно-образовательных платформ и т. д.), где внедрялись материалы ВКР)._
Раздел «Материалы, демонстрирующие достижения студента»
наглядно демонстрирует наиболее значимые достижения студента и включает: дипломы, грамоты, охранные документы (грамоты, патенты, лицензии, пакеты документов на грантовые исследования и т. д.)._
Ряд элементов портфолио в каждом виде ВКР наполняются идентично (титульный лист, «Содержание», аннотация, обязательная часть раздела «Опубликованные и неопубликованные результаты исследовательской деятельности студента, полученные в ходе выполнения ВКР», а также разделы «Внедрение результатов исследовательской деятельности студента» и «Материалы, демонстрирующие достижения студента»).
Существенные отличия имеет содержание портфолио необязательной части раздела «Опубликованные и неопубликованные результаты исследовательской деятельности студента, полученные в ходе выполнения ВКР» и раздела «Результаты практической (опытно-практической, опытно-экспериментальной, проектной) деятельности».
Каждый из рассмотренных в таблице видов ВКР, выполненный в формате портфолио будет иметь свои особенности.
Таким образом, портфолио как формат различных видов выпускной квалификационной работы может рассматриваться как коллекция работ и результатов исследовательской деятельности студента, включающее комплекс материалов, демонстрирующих их достижения в поиске путей решения выявленной проблемы и доказывающих сформированность общепрофессиональных и профессиональных компетенций выпускника.
Смешанный вид портфолио позволяет максимально полно представить результаты исследовательской деятельности студентов и соответствующему современным требованиям.
Структура портфолио как формата выпускной квалификационной работы складывается из таких элементов как: титульный лист, Содержание, Аннотация, Опубликованные и неопубликованные результаты исследовательской деятельности студента, полученные в ходе
выполнения ВКР, Результаты практической (или опытно-практической, опытно-экспериментальной, проектной) деятельности, Внедрение результатов исследовательской деятельности студента и Наградные материалы.
Структура и содержание портфолио как формата выпускной квалификационной работы зависят от выбранного бакалавром вида выпускной квалификационной работы.
Мир Науки
ЛИТЕРАТУРА
1. Ипполитова, Н. В. Методика работы над магистерской диссертацией [Текст]: учеб.-метод. пособие / Н. В. Ипполитова, Н. С. Стерхова; Шадр. гос. пед. ин-т. -Шадринск: ОГУП «Шадринский Дом Печати», Каргапольский филиал, 2012. -95 с.
2. Ипполитова, Н. В. Методология и методы научного исследования [Текст]: учеб. пособие / Н. В. Ипполитова, Н. С. Стерхова; Шадр. гос. пед. ун-т, Центр «Непрерыв. пед. образование». - Москва: Университетская книга, 2017. - 195 с.
3. Ипполитова, Н. В. Система подготовки студентов ВУЗа к исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС нового поколения: монография [Текст] / Н. В. Ипполитова, Н. С. Стерхова; Междунар. акад. наук. пед. образования. - Ставрополь: Центр научного знания «Логос», 2016. - 142 с.
4. Магистерская программа «Доказательная образовательная политика» [Текст]: справочник слушателя. - Москва: Высшая школа экономики; Институт образования, 2016. - 49 с.
5. Научное исследование в педагогике [Текст]: словарь-справочник / сост. Н. В. Ипполитова, Л. В. Парунина, Н. С. Стерхова; Шадр. гос. пед. ин-т. - Шадринск: Изд-во ОГУП «Шадринский Дом Печати», Каргапольский филиал, 2011. - 185 с.
6. Научно-исследовательская работа студентов [Текст] : учеб.-метод. пособие / Д. В. Туманов, С. К. Шайхитдинова, Р. П. Баканов и др.; под ред. Д. В. Туманова. -Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2007. - 140 с.
7. Нинбург, Е. А. Технология научного исследования [Текст]: метод. рекомендации / Е. А. Нинбург. - Москва: Лев Толстой, 2006. - 28 с.
8. Прутченков, А. Портфолио: типичные ошибки и затруднения [Текст] / А. Прутченков // Народное образование. - 2005. - № 2. - С. 71-80.
9. Рекомендации по организации научно-исследовательской деятельности студентов [Текст] / сост. В. А. Семёнова. - Екатеринбург: ПРЦ ППТ и МП, 2012. - 14 с.
10. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины [Текст] / авт.-сост. М. Ю. Олешков, В. М. Уваров. - Москва: Компания Спутник+, 2006. -191 с.
Ippolitova Natalya Viktorovna
Shadrinsk state pedagogical university, Russia, Shadrinsk
E-mail: [email protected]
Razlivinskikh Irina Nikolaevna
Shadrinsk state pedagogical university, Russia, Shadrinsk E-mail: [email protected]
Sterkhova Natalya Sergeevna
Shadrinsk state pedagogical university, Russia, Shadrinsk
E-mail: [email protected]
Characteristics of bachelor' graduate qualification work in portfolio format
Abstract. The continuous complication of the requirements to the graduate qualification work quality in the Russian Federation universities preconditioned the appearance of their new types and formats.
Nowadays the following classification of the graduate qualification work types exists: theoretical, practical, experimental and project-based.
The results four research show that each type can be presented in the portfolio format.
Portfolio as a format of the graduate qualification work may be considered as a composite of students' research work results including a complex of different materials proving the maturity level of common and professional competences of graduates. The mixed type portfolio makes it possible to show the students' research work results more clearly, and it measures up to modern standards.
The graduate qualification work structure in cul-de-sac elements as the front sheet, content, Aabstract, Published and un published the students' research work results, Results of the students' practical, experimental and project work, Students' research work results implementation.
The portfolio structure and content depend largely on the graduate qualification work type.
Keywords: graduate qualification work; graduate qualification work types (theoretical, practical, experimental, project-based); portfolio; graduate qualification work of the portfolio format; the graduate qualification work of the portfolio format structure; the portfolio content