Научная статья на тему 'БЛАГОДАРНОСТЬ КАК РЕСУРС НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ'

БЛАГОДАРНОСТЬ КАК РЕСУРС НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
342
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЯ / БЛАГОДАРНОСТЬ / ИССЛЕДОВАНИЕ / НАУКА / НАУЧНЫЕ ПОМОЩНИКИ / НАУЧНЫЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛИ / НАУЧНЫЕ ПРЕДШЕСТВЕННИКИ / РЕСУРСЫ / ЭСТЕТИКА / ЭТИКА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тетерский Сергей Владимирович

Процесс получения и применения научных истин, нейтральных в морально-этическом плане, опирается на нравственные оценки, а стремление исследователя достичь объективности знания через наблюдение, классификацию, описание, эксперимент и объяснение изучаемых естественных явлений подвергается эмпирической проверке с использованием чувственного субъективного восприятия. Акцентируя внимание на требованиях к оформлению и на процедурах проведения научного исследования, его автор и руководитель-консультант нередко достаточно поверхностно относятся к благодарности, являющейся достоянием духовной жизни, одним из итогов познания чувственного мира, основой прогноза для познания, созидательного действия в достижении истины и для будущего, в котором главенствует благосостояние каждого человека и общества в целом. В статье представлены различные подходы к категории «благодарность» как основной аксиологической категории, этическому стандарту, основанию нравственного авторитета, предмету медико-психологических исследований, оценке эстетической стороны окружающей обстановки человека, речевому жанру, дарованной человеку способности встретиться с приносящим благо будущим. Раскрывается специфика благодарности для исследователя, выбирающего из многообразия источников истинного знания (авторитета, интуиции, разума, чувственного опыта) основополагающий для всех остальных. Рассматривается ресурсный потенциал благодарности исходя из поддерживающих исследователя трех субъектов его научного взаимодействия: предшественников, помощников (научного руководителя-консультанта-наставника, представителей научной школы, включая соавторов и поддерживающих сотрудников), последователей. В соответствии с предложенной классификацией и спецификой благодарности обосновываются новые подходы к организации научного исследования с акцентом на развитии благодарно-критического мышления (в отношении предшественников), обоснованности права быть благодарным (в отношении помощников), благодарности как внешней оценке исследователя и его вклада в добрую память о себе (в отношении последователей).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GRATITUDE AS A RESOURCE OF RESEARCH

The process of obtaining and applying scientific truth, neutral from the point of view of morality and ethics is based on moral assessments. The researcher's goal to achieve objectivity of knowledge through observation, classification, description, experiment and explanation of the studied natural phenomena is subjected to empirical testing using sensory subjective perception. Focusing on the requirements for the design and procedures for conducting scientific research, its author and supervisor-consultant often quite superficially relate to gratitude, which is the property of spiritual life, one of the results of knowledge of the sensory world, the basis of the forecast for knowledge, creative action in achieving the truth and for the future, which is dominated by the well-being of each person and society as a whole. The article deals with various approaches to the category of «gratitude» as the main axiological category, an ethical standard, the basis of moral authority, the subject of medical and psychological research, the assessment of the aesthetic side of the human environment, the speech genre, the ability to meet a person with a good future. The author reveals the specifics of gratitude for the researcher who chooses from a variety of sources of true knowledge (authority, intuition, reason, sensory experience) that is fundamental for all others. The resource potential of gratitude is considered based on the three subjects of scientific interaction that support the researcher: predecessors, assistants (scientific supervisor-consultant-mentor, representatives of the scientific school, including co-authors and supporting staff), and followers. In accordance with the proposed classification and the specifics of gratitude, developing of new approaches to research focuses on: the development of the thankfully-critical thinking (in relation to precursors); the validity of the right to be grateful (in relation assistants); of gratitude as external evaluation researcher and his contribution to the good memory of me (in terms of followers).

Текст научной работы на тему «БЛАГОДАРНОСТЬ КАК РЕСУРС НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

УДК 001.891

Тетерский Сергей Владимирович

доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет»

БЛАГОДАРНОСТЬ КАК РЕСУРС НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация:

Процесс получения и применения научных истин, нейтральных в морально-этическом плане, опирается на нравственные оценки, а стремление исследователя достичь объективности знания через наблюдение, классификацию, описание, эксперимент и объяснение изучаемых естественных явлений подвергается эмпирической проверке с использованием чувственного субъективного восприятия. Акцентируя внимание на требованиях к оформлению и на процедурах проведения научного исследования, его автор и руководитель-консультант нередко достаточно поверхностно относятся к благодарности, являющейся достоянием духовной жизни, одним из итогов познания чувственного мира, основой прогноза для познания, созидательного действия в достижении истины и для будущего, в котором главенствует благосостояние каждого человека и общества в целом. В статье представлены различные подходы к категории «благодарность» как основной аксиологической категории, этическому стандарту, основанию нравственного авторитета, предмету медико-психологических исследований, оценке эстетической стороны окружающей обстановки человека, речевому жанру, дарованной человеку способности встретиться с приносящим благо будущим. Раскрывается специфика благодарности для исследователя, выбирающего из

многообразия источников истинного знания (авторитета, интуиции, разума, чувственного опыта) основополагающий для всех остальных. Рассматривается ресурсный потенциал благодарности исходя из поддерживающих исследователя трех субъектов его научного взаимодействия: предшественников, помощников (научного руководителя-консультанта-наставника, представителей научной школы, включая соавторов и поддерживающих сотрудников), последователей. В соответствии с предложенной классификацией и спецификой благодарности обосновываются новые подходы к организации научного исследования с акцентом на развитии благодарно-критического мышления (в отношении предшественников), обоснованности права быть благодарным (в отношении помощников), благодарности как внешней оценке исследователя и его вклада в добрую память о себе (в отношении последователей).

Ключевые слова:

аксиология, благодарность, исследование, наука, научные помощники, научные последователи, научные предшественники, ресурсы, эстетика, этика.

Teterskiy Sergey Vladimorovich

Doctor of Pedagogy, Professor of the Department of Social Pedagogy and Psychology FSBEI HE «Astrakhan State University»

GRATITUDE AS A RESOURCE OF RESEARCH

Summary:

The process of obtaining and applying scientific truth, neutral from the point of view of morality and ethics is based on moral assessments. The researcher's goal

to achieve objectivity of knowledge through observation, classification, description, experiment and explanation of the studied natural phenomena is subjected to empirical testing using sensory subjective perception. Focusing on the requirements for the design and procedures for conducting scientific research, its author and supervisor-consultant often quite superficially relate to gratitude, which is the property of spiritual life, one of the results of knowledge of the sensory world, the basis of the forecast for knowledge, creative action in achieving the truth and for the future, which is dominated by the well-being of each person and society as a whole. The article deals with various approaches to the category of «gratitude» as the main axiological category, an ethical standard, the basis of moral authority, the subject of medical and psychological research, the assessment of the aesthetic side of the human environment, the speech genre, the ability to meet a person with a good future. The author reveals the specifics of gratitude for the researcher who chooses from a variety of sources of true knowledge (authority, intuition, reason, sensory experience) that is fundamental for all others. The resource potential of gratitude is considered based on the three subjects of scientific interaction that support the researcher: predecessors, assistants (scientific supervisor-consultant-mentor, representatives of the scientific school, including co-authors and supporting staff), and followers. In accordance with the proposed classification and the specifics of gratitude, developing of new approaches to research focuses on: the development of the thankfully-critical thinking (in relation to precursors); the validity of the right to be grateful (in relation assistants); of gratitude as external evaluation researcher and his contribution to the good memory of me (in terms of followers).

Keywords: axiology, gratitude, research, resources, science, ethics, aesthetics, scientific predecessors, scientific followers, scientific assistants.

Ресурсы научного исследования, объективного и с результатами, направленными на будущее, можно условно разделить на две группы -внутренние и внешние.

К внутренним ресурсам научного исследования можно отнести совокупность взглядов, знаний, инстинктов, норм, образов, способностей, убеждении, ценностей, чувств, интеллектуальной честности и мужества, опыта отношении, интересов, успехов/неуспехов, переживании, присущих конкретному человеку в процессе его поиска истины.

Внешние ресурсы научного исследования включают нормы, правила, развитие электронных технологии, свободу слова, традиции, гражданские объединения, элиты, общественные организации, союзы, производственные и иные коллективы, многоуровневую и многофункциональную систему научных организаций (социальный институт науки), доступность информации, образования, социального обеспечения, медицинского обслуживания, повышения социального статуса, прибыли.

Способность человека действовать, переживать, радоваться, сострадать, испытывать чувства благодарности, дружбы, любви, патриотизма, совести, товарищества представляет суть человеческого взаимодействия, направленного на получение истинных знаний.

Благодарность - одна из основных аксиологических категорий, являющаяся действенной ценностью, которая определяет повседневную жизнь каждого человека и цивилизации в целом.

С этической точки зрения благодарность выступает основанием для правильных (нравственных) действий и помогает найти ответы на вопросы: «Как благодарность позволяет жить с пользой для всех людей?» и «Какое место занимает благодарность в правильном поведении?».

В этом аспекте представляют интерес исследования, в которых благодарность рассматривается как:

показатель духовности, обязанность религиозного человека [1]; дарованная способность [2];

мать всех других добродетелей [3]; священный, моральный долг [4];

взаимная любовь, основа круговорота даров и взаимоподдержки [5] и др. Благодарность является одним из этических стандартов и основанием нравственного авторитета. С эстетической точки зрения благодарность выступает принципом создания и оценки красоты и искусства, связана с интеллектуальным знанием и эмоциональной сферой (чувствами и эмоциями), рассматривается как показатель нравственной чувствительности личности, предпосылка доброжелательности, доверия, сострадания, способ удержания от зависти, жадности и ревности [6].

В начале нового века благодарность стала предметом таких медицинских и психологических исследований [7] как:

способ нормализации кровяного давления, укрепления иммунной системы, снижения риска сердечно-сосудистых заболеваний, уменьшения симптомов заболеваний, повышения болевого порога, ускорения выздоровления;

поведенческий навык, способствующий преодолению негативных убеждений, и клинический инструмент, понижающий уровень стресса и депрессии, повышающий уровень социальной поддержки, усилитель эмпатии, снижающей агрессию;

ресурс для улучшения показателей счастья и удовлетворенности жизнью. Благодарность позволяет оценивать эстетическую сторону окружающей обстановки человека: реальных или абстрактных объектов, других людей, зданий, улиц, помещений, транспорта, одежды, социальных сетей и т. д.

Материалом для образа благодарности служат не только пространственно-временные представления (вестибулярные, вкусовые, зрительные, мышечные, обонятельные, слуховые, тактильные), но и внутренняя речь в виде названия абстрактного понятия, его описания ключевыми словами.

В этой связи интересным представляется исследование когнитивного и семантико-прагматического аспектов благодарности как речевого жанра [8].

Результаты этимологического исследования слова «благодарность» как соединения слов «благо» и «дар» усиливают эффект предстоящего, ожидаемого в этом понятии.

«Благо» выражает встречу с будущим, в котором главенствует благосостояние каждого человека и общества в целом.

«Дар» - это подношение, приношение, пожертвование, следствием чего являются способности, таланты.

При таком рассмотрении благодарность - это дарованная человеку способность встретиться с приносящим благо будущим, что представляется актуальным в аспекте рассмотрения ее научного потенциала.

Благодарность поддерживает желание жить, развиваться, совершать открытия, тогда как неблагодарность может навредить человеку и его ближайшему окружению.

Благодарность в метафизическом смысле представляет интерес для космологов, изучающих происхождение и развитие Вселенной, которая возникла случайно или была сотворена кем-то или чем-то. Для теологов, исследующих происхождение и развитие существующего или выдуманного Бога. Для антропологов, изучающих случайное или сотворенное происхождение и развитие человека, взаимодействие разума и тела. Рожден ли человек благодарным, неблагодарным или нейтральным? Оказывают ли влияние на благодарность окружение и наследственность? В каком соотношении?

Благодарность играет важнейшую роль в организации и проведении научного исследования, причем она специфична для каждого исследователя, выбирающего из многообразия источников истинного знания (авторитета, интуиции, разума, чувственного опыта) основополагающий для всех остальных.

Наибольшим ресурсным потенциалом благодарность обладает при выборе основополагающим источником знания авторитет, исходящий от учителя-наставника, исследователя, первоисточника, словаря, справочника,

интернета, радио, телевидения. Благодарное отношение к авторитету, предполагающее добровольное подчинение и безусловное доверие источнику, расширяет фундаментальную базу и экономит время на проведении исследования.

Благодарное восприятие и выполнение задач, ведущих к неожиданным и удивительным озарениям и открытиям, оказывают влияние на развитие интуиции как способности исследователя понимать происходящее мгновенно и вне сознательного контроля, не прибегая к осознанным рассуждениям и умозаключениям. Являясь индивидуальным путем познания и сопровождаясь уверенностью (что найдено то, что требовалось найти), интуиция (мистическая и рациональная), подкрепленная благодарностью, способствует преодолению ограниченности человеческого опыта.

В наименьшем почете благодарность оказывается в рационализме, где главную роль в познании истины играет разум, а ощущения и опыт, получаемые через органы чувств, выступают сырьем для формальной логики. Но и в этом случае веру в то, что только разум способен обеспечить человека достоверными и согласованными между собой суждениями, поддерживают учителя и единомышленники, благодарность к которым может привести к новым открытиям, выявить недостоверные или оторванные от реальности элементы логических систем.

Повторяемость и проверяемость экспериментов другими людьми в эмпиризме, где главным источником познания истины выступают органы чувств (вкус, зрение, обоняние, осязание, слух), делают благодарность незаменимым инструментом всеобщих и доказательных открытий.

Рассмотрение благодарности в аспекте научного познания представляет интерес еще и с позиции взаимодействия обучающегося с поддерживающими (явно или косвенно) его субъектами исследования: предшественниками; помощниками; последователями.

Предшественники

Обучающийся, испытывающий благодарность к своим предшественникам, которые внесли наибольший вклад в изучение предмета исследования, перестает концентрироваться на себе и только на собственных достижениях, при этом попадает под действие «закона подлости/закона Мерфи»: «чем больше работаешь над своей идеей, тем больше убеждаешься в том, что она - чужая».

С самого начала работы с текстами предшественников исследователь предупрежден, что в случае доказательства использования заимствованного материала без ссылки на автора и источник научная работа будет снята с рассмотрения, вне зависимости от стадии прохождения и без права ее повторной защиты. Более того, даже после присвоения искомой степени это решение может быть отозвано, если будет доказано обвинение в плагиате.

Несмотря на то что большая часть научного текста - это критический анализ различных, иногда противоположных оценок выбранного предмета исследования и используемой литературы, автору, особенно начинающему, важно научиться выражать благодарность предшественникам, даже в критике демонстрируя уважение, ясность восприятия мира, терпимость и искреннюю заинтересованность в поиске истины.

Благодарно-критическое мышление исследователя - это предпосылка: позитивных размышлений и выводов о познании сущности явлений; открытий закономерностей, способствующих созидательному преобразованию действительности;

контроля над своими возможными негативными эмоциями и необъективностью.

Результаты сформированного благодарно-критического мышления могут быть визуализированы в «цитатной тетради», в которой информационная часть - это данные об авторе, его труде (оформлены по всем требованиям), цитата и страница, откуда была взята цитата; благодарная часть - краткие данные об успехах и достижениях специалиста, его научной школе и учениках -

последователях; критическая часть - обоснование положительных и спорных, эмоциональных и рациональных оценок предмета исследования, позволяющее представить адекватные доказательства и убедительные объяснения авторской позиции.

Чтобы объективно оценить путь предшественника к истине, важно научиться различать субъективный и объективный материал, идеологию и факты, догматические утверждения и хорошо обоснованные доводы: сопоставлять написанное со своим опытом (правда/неправда); предугадывать, как автор раскроет тему, что использует; находить ответ на вопрос: «Почему именно такой материал и в такой форме подается автором?» [9]. Помощники

Каждый исследователь, помимо списка использованной литературы, должен иметь список тех, кого следует отблагодарить за свой исследовательский опыт, и знать, как это сделать. При этом необходимо обращать внимание на индивидуальность, своевременность, неожиданность и публичность дарения благ. Разумеется, список может включать не только конкретные имена, но и группы людей.

Научный руководитель (консультант, наставник) выступает персонифицированным посредником между исследователем и истиной. Это уникальное и ответственное посредничество особенно эффективно, когда педагог - уважаемый человек, авторитетный как в собственных глазах, так и в глазах своих коллег, наставников и последователей.

В каждой образовательной организации разработаны нормативно-правовые акты, регулирующие взаимоотношения научного руководителя и обучающегося. Там указываются их права и обязанности, акцентируется внимание на приоритете контрольно-проверочно-оценочной функции наставника, ответственности самого студента за теоретико-методологические основания, качество содержания и оформления научной работы.

Нередко в такие официальные положения включена рекомендация по

критическому отношению студента к замечаниям представителя профессорско-преподавательского состава, но практически никогда - по порядку и правилам благодарности руководителю и научной школы в целом, которая позволила бы выразить чувство признательности за сделанное добро, оказанное внимание и проявленную заботу.

Лучшей благодарностью для научного руководителя станут действия обучающегося, поступающего так, как его учат, но в случае корректировки официальных документов университета важно обратить внимание на право обучающегося благодарить свою научную школу, а не на обязанность это делать. Обязанность быть благодарным учителю, научному руководителю, научному консультанту (тем более авторитарного или патерналистского типов) может переживаться обучающимся как необоснованное чувство.

Важна и взаимность благодарности между учителем и учеником, чтобы принимаемое благо не стало бременем.

Чаще всего проявление благодарности в научной среде представляет собой ритуал с композиционными и стилистическими особенностями речи. Обязательно-ритуальный характер благодарности проявляется в упоминании на титульном листе образовательной организации (наряду с ее учредителями) научного руководителя-консультанта, соавторов, иногда рецензентов, редакторов, спонсоров, административного персонала - всех, кто внес существенный вклад в научную работу, принимал участие в анализе данных, критическом пересмотре содержания, отвечал за правильность работы.

Эффект благодарности к людям и организациям, поддерживающим исследователя, проявляется в том, что она:

позволяет партнерам получить удовлетворение без ориентации только на материальную выгоду;

мотивирует партнеров вкладывать больше ресурсов;

снижает напряженность и конфликтность, излишний критицизм, самоуничижение и агрессивность;

поощряет самовыражение, экспериментирование и инновации;

стимулирует к дальнейшему сотрудничеству [10].

Многообразны возможности отблагодарить представителей научной школы, соавторов, поддерживающих сотрудников: сказать «спасибо»; пожать руку или обнять; послать благодарное сообщение; познакомить со своими родными и друзьями; подарить футболку, значок, книгу, фотографию и т. д.; дать какую-то эксклюзивную информацию о людях или событиях; нарисовать портрет или сфотографироваться с ним; написать красивое письмо, открытку, грамоту;

написать пост в своем блоге, на сайте, подготовить статью для газеты, репортаж для радио- или телепередачи;

наградить перед группой специально приглашенных людей или индивидуально;

добиться заслуженной награды от официальных лиц; сфотографировать с известными людьми;

сделать официальную запись в личное дело, трудовую книжку, книжку волонтера;

содействовать в трудоустройстве, учебе или повышении квалификации;

устроить торжественный прием или обед;

направить на интересное мероприятие;

провести мастер-класс или тренинг;

подарить билеты в кино, театр, музей, парк;

учредить именную стипендию, премию, приз;

сделать приятный сюрприз и т. д.

Последователи

Научная преемственность, поступательный поиск истин Вселенной - в продолжении научной школы, созданной учителями.

Известные в истории и современности великие учителя были и остаются великими учениками. Они учатся вместе со своими последователями, вселяя в них уверенность, свойственную первооткрывателям.

Благодарность, личная причастность к судьбе каждого из своих учителей и учеников, постоянная забота о них - все это является неисчерпаемым источником для самоутверждения, общественного признания, вдохновения, приближения к мечте.

Научная школа, в отличие от школы традиционной, предполагает не столько обучение, сколько продолжение развития науки. Возможно предложить сущностное наименование такого последовательного вклада в поиск истины - «научная лаборатория», «научная студия» или «научный завод», поскольку подобные сообщества создают уникальный научный продукт, не поддающийся критерию эффективности. Эффективность непознанного неизмерима, зато с критерием превосходства, научное исследование становится увлекательным благодарным путешествием со своей особой скоростью прохождения и часто непредсказуемым расстоянием до результата.

Партнерство в научной школе - уникальное явление, потому что позволяет через совместное движение к истине, при котором почти всегда обучающийся глубже научного руководителя разбирается в предмете своего исследования, организовать процесс, способствующий научным открытиям, профессиональному и личностному росту каждого его из участников.

Современная наука возвращается к правилам диалогов Сократа, когда его знаменитые ученики-последователи в своих многочисленных вопросах ставили под сомнение тривиальное и великое, благодаря учителям приобретая уникальный опыт познания и роста.

Восторг, радость и благодарность - важные характеристики научного познания. Как альпинисты, покоряющие горы, как серфингисты, «седлающие» волны, как священники, видящие святых, ученые в восхищении и предвкушении ждут встречи с открытием. Наука вдохновляет, а благодарность

к учителям и ученикам становится внешней оценкой исследователя и его вклада в добрую память о себе, позволяя получить ответы на вопросы: «Двигаюсь ли я к истине так, как хочется мне, моим учителям, коллегам и последователям?», «Мое научное исследование полезно другим?», «Кто и зачем останется после меня?».

Благодарность не только позволяет укрепить чувство собственного достоинства и усилить приверженность своих последователей к командой работе, но и дает возможность заглянуть в вечность и остаться там.

Благодарность - это неисчерпаемый ресурс любого исследователя, актуализирующийся особенно в моменты возникновения научных препятствий, преград, испытаний, неудач, когда для их преодоления человек бесконечно и безвозмездно дарит блага другим, усиливая эффект планомерной общественной полезности, наполняемой оптимистической душевной энергией. Благодарность за возможность оставить свой след в науке усиливает желание быть полезным, ценным, наслаждаться новизной и привлекательностью жизни.

Ссылки:

1. Витгенштейн Л. Культура и Благо // Философские работы. М., 1994. Ч. 1. 612 с.; Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: ПЕТРОПОЛИС, 1997. 205 с.; Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. № 4. С. 15-26; Лосский Н.О. Ценность и бытие. Бог и Царство Божие как основа ценностей. Париж, 1931. 133 с.; Розов Н.С. Ценности в проблемном мире. Новосибирск, 1998. 194 с.; Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина: очерк истории эстетической аксиологии. М., 1994. 464 с.

2. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб., 2009. 351 с.

3. Цицерон. О пределах блага и зла. Парадоксы стоиков / пер. Н.А. Федорова, комм. Б.М. Никольского, вступ. ст. Н.П. Гринцер. (Серия «Памятники мировой культуры»). М.: РГГУ, 2000. 480 с.; Римские стоики. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М.: Республика, 1995. 463 с.; Сенека.

Нравственные письма к Луцилию [ЬХХХ1]. М.: Наука, 1977. 384 с.; Шохин В.К. Классическая философия ценностей: предыстория, проблемы, результаты // Альфа и Омега. 1998. № 18 (3). С. 283-308.

4. Кант И. Лекции по этике. М.: Республика, 2000. 431 с.; Ключевский Василий Осипович // Большая советская энциклопедия в 30 т. / под ред. А.М.Прохорова. 3-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1969. Т. 4. С. 245-258.

5. Фишер К. История новой философии: Бенедикт Спиноза. М.: АСТ, Транзиткнига, 2005. 557 с.; Спиноза Б. Этика [IV, 41] // Спиноза Б. Избранные произведения. Т. 1. М.: Госполитиздат, 1957. С. 720.

6. Кляйн М. Зависть и благодарность: исследование бессознательных источников. СПб.: Б.С.К., 1997. 329 с.

7. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2013. № 1.

56 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Бердникова А.Г. Речевой жанр благодарности: Когнитивный и семантико-прагматический аспекты: дисс. ... кандидата филологических наук: 10.02.01. Новосибирск, 2005. 224 с.

9. Тетерский С.В. Как ответно полюбить свою диссертацию: научно-методическое пособие. Серия «Форсайт: известное будущее для счастливого настоящего». М.: Мотиватор24, 2013. 133 с.

10. Тетерский С.В. Воспитание кадров современной России: Научно -методическое пособие для педагогов, специалистов по работе с молодежью и родителей. М.: Издательский отдел Управления делами Аппарата СФ ФС РФ, 2017. 226 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.