Научная статья на тему 'ЛЮБОВЬ И ВЕРА КАК МОТИВЫ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ'

ЛЮБОВЬ И ВЕРА КАК МОТИВЫ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
142
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕРА / ИДЕАЛ / ИССЛЕДОВАНИЕ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬ / ЛЮБОВЬ / МОТИВ / НАУКА / ОБРАЗ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тетерский Сергей Владимирович

Любовь и вера являются побудительными причинами (мотивами) активной научной деятельности исследователей и их научных руководителей. «Элементами» любви к науке, помимо особого отношения к методологическим основаниям исследования (объекту, предмету, актуальности, цели, задачам, научному вопросу, гипотезе, новизне, значимости), является любовь к: пониманию науки и к овладению научной грамотностью; новым открытиям и изобретениям; получению, анализу и распространению научной информации; научной школе (своим учителям и ученикам). Именно такое комплексное движение к любимому открытию, а не накопление и даже анализ научных сведений отличают настоящего исследователя. Систематизация результатов гносеологических исследований, направленных на изучение науки как последовательности передачи знаний от одного индивида к другому, позволяет рассмотреть образы идеальности первоисточника знаний. Данные образы оказывают влияние на выбор методик подготовки ученых и определение роли преподавателя в научном поиске начинающих исследователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Тетерский Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOVE AND FAITH AS MOTIVES OF SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL RESEARCH

Love and faith are the motivating reasons (motives) of intensive scientific activity of researchers and their scientific supervisors. The "elements" of love for science, in addition to a special attitude to the methodological foundations of research (object, subject, relevance, goals, objectives, scientific question, hypothesis, novelty, significance), is love for: science understanding and mastering scientific literacy; new discoveries and inventions; obtaining, analyzing and distributing scientific information; scientific school (teachers and students). The sign of a true researcher is this complex movement towards a beloved discovery, rather than the accumulation and even analysis of scientific information. Systematization of the results of epistemological research aimed at studying science as a sequence of knowledge transfer from one individual to another allows us to study the images of the ideality of the primary source of knowledge. These images influence the choice of methods for training scientists and determining the role of the teacher in the scientific search for early career researchers.

Текст научной работы на тему «ЛЮБОВЬ И ВЕРА КАК МОТИВЫ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ»

УДК 113

Тетерский Сергей Владимирович

доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет»

ЛЮБОВЬ И ВЕРА КАК МОТИВЫ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

ИССЛЕДОВАНИЙ

Аннотация:

Любовь и вера являются побудительными причинами (мотивами) активной научной деятельности исследователей и их научных руководителей. «Элементами» любви к науке, помимо особого отношения к методологическим основаниям исследования (объекту, предмету, актуальности, цели, задачам, научному вопросу, гипотезе, новизне, значимости), является любовь к: пониманию науки и к овладению научной грамотностью; новым открытиям и изобретениям; получению, анализу и распространению научной информации; научной школе (своим учителям и ученикам). Именно такое комплексное движение к любимому открытию, а не накопление и даже анализ научных сведений отличают настоящего исследователя. Систематизация результатов гносеологических исследований, направленных на изучение науки как последовательности передачи знаний от одного индивида к другому, позволяет рассмотреть образы идеальности первоисточника знаний. Данные образы оказывают влияние на выбор методик подготовки ученых и определение роли преподавателя в научном поиске начинающих исследователей.

Ключевые слова:

вера, идеал, исследование, исследователь, любовь, мотив, наука, образ.

Teterskiy Sergey Vladimorovich

Doctor of Pedagogy, Professor of the Department of Social Pedagogy and Psychology FSBEI HE «Astrakhan State University»

LOVE AND FAITH AS MOTIVES OF SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL RESEARCH

Summary:

Love and faith are the motivating reasons (motives) of intensive scientific activity of researchers and their scientific supervisors. The "elements" of love for science, in addition to a special attitude to the methodological foundations of research (object, subject, relevance, goals, objectives, scientific question, hypothesis, novelty, significance), is love for: science understanding and mastering scientific literacy; new discoveries and inventions; obtaining, analyzing and distributing scientific information; scientific school (teachers and students). The sign of a true researcher is this complex movement towards a beloved discovery, rather than the accumulation and even analysis of scientific information. Systematization of the results of epistemological research aimed at studying science as a sequence of knowledge transfer from one individual to another allows us to study the images of the ideality of the primary source of knowledge. These images influence the choice of methods for training scientists and determining the role of the teacher in the scientific search for early career researchers.

Keywords:

faith, ideal, research, researcher, love, motive, science, image.

Систематизация результатов исследования различных подходов к понятиям «любовь» и «вера» позволяет рассмотреть эти научные категории в

каждой из позиций цепочки деятельности «потребность - цель - мотив» [1; 2].

Действительно, любовь и вера могут выступать потребностями для устранения дискомфорта, одиночества и тревожности.

Их же можно рассмотреть в качестве цели человеческой деятельности, при которой желания любить, быть любимым, верить выступают субъективными образами конечного результата, регулирующими процесс деятельности.

С позиций мотивов, любовь и вера часто рассматриваются исследователями как чувства или эмоции: положительные (когда реальность соответствует ожиданиям) или отрицательные (при их рассогласовании).

Насколько любовь и вера являются побудителями к активной научной деятельности для исследователя и его наставников?

Любовь, по Э. Фромму, - это способ преодоления одиночества, созидательная и творческая сила, проявляющаяся главным образом в заботе, ответственности, уважении и знании [3, с. 33].

А если объект любви не другая личность, а наука, то кто или что выступает объектом заботы, ответственности и уважения?

Удивление - по Аристотелю, назвавшему его главным стимулом познания мира.

Объективное знание, полученное в результате решения выявленных проблем, используемых научных методов - с позиции материалистической науки.

Бог - с точки зрения религии, потому что любовь к Богу и к решению Его загадок - истинный путь последователя-свидетеля-исследователя.

Гормоны (дофамин, адреналин, серотонин, эндорфин, окситоцин, вазопрессин и др.) - с точки зрения физиологии, поскольку в основе любви к исследованию - химико-физические процессы и состояния, влияющие на мозговые реакции и психику.

Любопытство, поощрения, вдохновение - с психологической точки зрения, при которой любовь к науке может являться личностным и карьерным

стимулом.

Предшественники, наставники, научная школа, последователи, стремление быть полезным, почитание идеалов - с педагогической точки зрения, при которой любовь - мощный источник энергетического взаимодействия между людьми.

Все эти и другие объекты заботы учёного делают любовь к открытию временным или постоянным смыслом жизни, выводят на первый план умение человека абстрагироваться от реальности, смотреть на всё как будто со стороны

[4; 5].

Исследователь становится сторонним наблюдателем, влюбленным в изучаемые объект, предмет, актуальность, цель, задачи, научный вопрос, гипотезу, новизну, значимость исследования.

Согласно А.Ф. Лосеву, знания есть любовь: «Если знания не есть любовь, а любовь не пробуждает стремления разрешить эту творческую тайну, вы получили плохие знания, и такой ученик не может считать себя знающим» [6, с. 324], каждый ученик-исследователь радуется познанию, терзается от несовершенства собственных знаний, целиком и полностью отдает себя учению.

Таким образом, именно благодаря любви человек ощущает радость от исследования, эмоциональную наполненность, придает своей жизни осмысленность и целенаправленность.

Более того, любовь может выступать показателем позитивного отношения человека к самому себе, миру и науке. Именно любовь:

- выступает энергетическим источником, элементом, скрепляющим интеллект, волю, интуицию, эмоции, органы чувств, закрепляя интерес к познанию и преобразованию действительности;

- повышает продуктивность познания, позволяя увидеть предмет исследования в его безграничной перспективе, в его развитии как элемента (основы) научной школы с её учителями и учениками.

Как развивать любовь к науке?

Чтобы полюбить науку, вначале нужно познать любовь к себе, свое отношение к себе и к другим, проявить ответственную заботу о своих предшественниках, наставниках и будущих последователях.

Я люблю себя, значит, я люблю другого, значит, люблю людей, значит, люблю мир и его познание.

Полноценная, настоящая, искренняя, честная любовь предполагает, что человек любит и себя. Если человек способен любить только других, отрекаясь от любви к себе, его любовь неполноценная, ненастоящая, неискренняя, лживая. Опасна и другая крайность - влюбленность только в себя -нарциссизм, неумение видеть в других свое истинное отражение, неспособность раздавать любовь как дар саморазвития.

Как только человек научится любить себя, он в любых обстоятельствах будет находиться в лучшем времени, лучшем месте, с лучшими людьми, все у него будет происходить в нужный момент, он станет уверенным, верным, доверяющим другим.

Повышение самомотивации и подготовка к эффективному взаимодействию с другими - это ответ на вопрос «За что я люблю себя?». Жизнь со смыслом, с позитивной целью и с любовью намного интереснее и насыщеннее, чем постоянная гонка за успехом, вещами и удовольствиями.

Парадоксально, но каждый человек стремится к науке для того, чтобы лучше узнать самого себя.

В каждом здоровом теле заложен огромный потенциал, который человек должен обязательно совершенствовать: двигаться, чтобы не заплыли жиром и не атрофировались мышцы; читать, писать, мыслить, чтобы развивать мозг; петь, говорить, кричать, чтобы держать в тонусе связки.

Любовь как важный дар требует такого же внимания и заботы, как движение, чтение и пение.

Любовь к науке проходит определенные этапы:

- эмоциональный заряд, запускающий механизмы желания, интереса, познания и действий по отношению к объекту любви;

- нахождение смысла - выявление полезной исключительности (прикладной значимости, необыкновенности, оригинальности) объекта для меня или тех, кого я люблю;

- веру в эту исключительность, отношение к этой исключительности как уникальному дару;

- поддержку в себе желания познавать, исследовать, размышлять о «любовном» взаимодействии и объекте любви, развитие умения формулировать и задавать вопросы, требующие развернутых ответов; нахождение практической пользы от познания и исследования;

- постоянную корректировку своих действий по совершенствованию объекта любви или (если это человек) помощь в его поисках смыслов, веры, познания, желании проявить заботу о тех, кого он любит;

- активный поиск людей, которые поддержат желание полюбить, общение и сотрудничество с ними;

- постоянная благодарность тем, кто поддерживает любовь к исследованию.

Логическая цепочка: «эмоции - смысл - вера - познание - действие -поддерживающие люди - благодарность», подкрепленная серией упражнений, может стать важным дополнением в системе подготовки магистрантов, аспирантов, докторантов и их научных руководителей-консультантов.

Как отдельному человеку, так и человечеству в целом для развития науки необходимы ученые-исследователи. Образ какого исследователя является идеальным - лучшим из тех, что известны человечеству? К чему стремиться научным коллективам, научным руководителям и их ученикам?

С точки зрения источников знания [7], возможна следующая классификация идеальных образов исследователя:

1) Идеальный авторитет - исследователь, чьи достижения принимаются за истину, поскольку подтверждены экспертами, стали классическими, традиционными. Авторитет порождает доверие к учителям, учебникам, справочникам как надежным источникам информации. При этом исходящее от

авторитета знание, построенное на неверных посылках, может оказаться искаженным;

2) Идеальный связной с Богом - исследователь сверхъестественной реальности, которая вмешивается в естественный порядок вещей через откровение. Верит во всезнающий источник абсолютной истины, которая не нуждается в эмпирическом подтверждении или опровержении;

3) Идеальный эмпирик - исследователь, доверяющий чувствам и ощущениям. Эмпирик доверяет только чувственному восприятию и тому, что эксперименты, основанные на этом, смогут пройти проверку научным сообществом;

4) Идеальный рационалист - исследователь, ищущий и находящий истину благодаря разуму, основанному или независимому от чувственного восприятия. Данный образ предполагает веру в организованный разум и осмысленные логические системы;

5) Идеальный озаренный - исследователь, выходящий за рамки чувственного восприятия и осознанного размышления. Верит в интуицию как источник достоверности, выводящей за рамки человеческого опыта.

Каждый из представленных образов идеального исследователя претендует на ведущий ориентир для развития науки. При этом различные образы являются взаимодополняющими, а не противоречащими друг другу.

В то же время каждая научная школа и научный руководитель выбирают один из образов как основной, исходный по отношению к другим, позволяющий оценить иные образы.

Образ (англ. image) - чувственная форма психического явления, имеющая в идеальном плане пространственную организацию и временную динамику. Будучи всегда чувственным по своей форме, образ по своему содержанию может быть как чувственным (образ восприятия, образ представления, последовательный образ), так и рациональным (образ атома, образ мира, образ войны и т. п.) [8].

Образ выполняет регулирующую, познавательную и эмоциональную

функции, как ориентируя человека в конкретной ситуации, так и направляя его на достижение поставленной цели и разворачивая действие в пространстве и времени. Полнота и качество образа определяют степень совершенства действия.

Образ - это сигнал, определяющий реакцию, траекторию, силу, скорость, пространственную локализацию ухода или сближения с раздражителем. Он вызывает познавательно-эстетическую потребность, развивающую личность умственно и эстетически, отражающую полноту мира [9].

Образ идеального исследователя не дан человеку осязаемо и до его визуализации выступает лишь в виде возможностей. Эмоционально представить образ как существующее в действительности, начав движение к его достижению, позволяет вера. Именно благодаря вере человек воспринимает невидимое как видимое, желаемое как достигнутое.

Вера - субъективное, непреложное, устойчивое убеждение [10] исследователя в возможности достижения идеального образа при неполноте имеющихся для этого знаний и доказательств. Верю - то есть не нуждаюсь для обоснования своего убеждения в доказательствах.

Ошибочно относить веру только к религиозной категории.

Вера присутствует в физико-математических науках, например, не предоставляется возможным зафиксировать все простые числа из-за их бесконечной множественности. Или, несмотря на то, что темную энергию еще не обнаружили, ученые склоняются к гипотезе, что из нее состоит 74 % нашей Вселенной и что именно темная энергия ответственна за движение галактик и расширение Вселенной.

Вера присутствует в любом производстве (промышленном, сельскохозяйственном), когда его участники несут совместные затраты, веря в результат, доверяя коллегам. Вера присутствует в любой услуге, когда человек выражает материальное или моральное доверие профессионалу.

Исследователь, вступая во взаимодействие с наукой, выдвигает гипотезы, веря в их подтверждение или опровержение.

Вера - производная психики. Человек безоговорочно принимает явления, тексты, сведения, собственные умозаключения, а это в последствии выступает основой самоидентификации, определяет поступки, суждения и нормы поведения [10].

Вера, проникая во все элементы жизни, во многом определяет мировоззрение личности.

Верю в Бога, верю в науку, уверен в будущем, доверяю интуиции, доверяю коллективу - эти и другие образы с верой мотивируют человека, делают его существование осмысленным.

Сложность размышлений о вере и ее оценке состоит в том, что наблюдение за поведением человека не позволяет определить, во что он по -настоящему верит. Стороннее воздействие на веру возможно только при осознанной и искренней просьбе об этом. Человеку необходимо понимать, что происходит с его верой, находить причины ее отсутствия (недостаточности), пути и способы ее достижения.

Вера, как диагноз психически здорового человека, тесно связана с физическим здоровьем: физические нагрузки, спортивные занятия на свежем воздухе, отсутствие склонности к курению, употреблению алкоголя, беспорядочным половым связям и других пагубных привычек - всё это характеристики человека, уверенного в себе и своем будущем [11].

С точки зрения веры, любой коллектив (тем более научный) - это объединение людей, глубоко верящих в образы.

Объединение (через согласование) бездоказательных субъективных убеждений каждого участника взаимодействия способствует формированию коллективного представления о желаемом будущем. Такая общая вера позволяет бесконфликтно обмениваться опытом в ходе совместного ожидания отсроченных результатов труда, эффективно обобщать накапливаемый опыт, проводить исследования.

Общая вера порождает доверие: к прошлому (традиции), настоящему и будущему. Вера - это воссоединение человека с человеком в прошлом,

настоящем, будущем. Общая вера в научном коллективе создает особый эмоциональный настрой, фон - уверенный и доверительный, где каждый верит в другого, ободряет и поддерживает, развивая и пропагандируя науку.

Ссылки:

1. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // Избранные психологические произведения. В 2-х т. Т. 2. М.: Изд-во «Педагогика», 1983. С. 94-231.

2. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлении" материального мира. М.: Изд-во АН СССР, 1957. 288 с.

3. Фромм Э. Искусство любить. Исследование природы любви / Переводчики Л. Трубицына, А. Ярхо, А. Соловейчик. E. Fromm. The Art of loving: An Enquiry into the Nature of Love (1956). СПб.: ИД «Азбука-классика», 2007. 221 с.

4. Что такое любовь с философской точки зрения [Электронный ресурс]. URL: http://www.microarticles.ru/article/ljubov.html (дата обращения: 01.09.2020).

5. Афоризмы и цитаты о науке [Электронный ресурс]. URL: http://www.detskiysad.ru/aforizm/citaty_o_nauke.html (дата обращения: 01.09.2020).

6. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М.: Изд-во «Политиздат», 1989. 368 с.

7. Джордж Р. Найт. Философия образования [Электронный ресурс]. URL: http://svobd.ru/2010-11-15-06-59-54/351.html (дата обращения: 01.09.2020).

8. Образ: Большая психологическая энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.academic.ru/1381/образ (дата обращения: 01.09.2020).

9. Психология образа. Структура и функции психического образа [Электронный ресурс]. URL: http://webkonspect.ru (дата обращения: 01.09.2020).

10. Вера: Большая психологическая энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://www.philosophydic.ru/vera (дата обращения: 01.09.2020).

11. Головин С.Ю. Словарь практического психолога [Электронный ресурс]. URL: http://lib.ysu.am/disciplines bkf6f83fb2c733a8e6983d71cc7a26cba5.pdf (дата обращения: 01.09.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.