Научная статья на тему '«Любовь словами героев кино»: анализ понятия «Любовь» в популярных фильмах'

«Любовь словами героев кино»: анализ понятия «Любовь» в популярных фильмах Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2528
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
анализ высказываний киногероев / любовь / определение любви / метод лингвистического исследо-вания / КиноПоиск / the analysis of the expressions of film characters / love / the definition of love / the method of linguistic investigation / KinoPoisk

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Обжорин Алексей Михайлович, Осокина Елизавета Алексеевна

В статье описано исследование понятия «любовь» в популярных фильмах, входящих в топ-250 сайта Кино-Поиск. Приведены точки зрения различных ученых на феномен любви (философия, психология, химия, биология и др.). Представлен оригинальный метод обработки лингвистического материала, с помощью которого возможен по-иск слов и форм по огромному массиву информации в Интернет и их автоматический анализ. На основе высказы-ваний персонажей кинокартин сформулировано обобщенное, универсальное понятие «любовь», которое является, по мнению авторов, отражением массового сознания современного кинозрителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Love in the phrases of film characters”: analysis of the notion “love” in popular movies

In the article the investigation of the idea of «love» in popular films included in the top-250 of the website «KinoPoisk» is described The points of views of different scientists (philosophy, psychology, chemistry, biology etc.) on the phenomenon of love are given. An unusual method of analysis of the linguistic material is represented; with its help the search of words and forms through the Internet and their automatic analysis is possible. A common universal notion «love» is formulated based on the expressions of film characters; in the opinion of the authors, this notion is the reflection of mass consciousness of a modern spectator.

Текст научной работы на тему ««Любовь словами героев кино»: анализ понятия «Любовь» в популярных фильмах»

ОБЩЕНИЕ

АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ ОБЖОРИН

кандидат филологических наук, учредитель научно-популярного журнала Метеор-Сити, г. Челябинск, Россия

ЕЛИЗАВЕТА АЛЕКСЕЕВНА ОСОКИНА

Контент-менеджер научно-популярного журнала Метеор-Сити, г. Челябинск, Россия

«ЛЮБОВЬ СЛОВАМИ ГЕРОЕВ КИНО»:

АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ЛЮБОВЬ» В ПОПУЛЯРНЫХ ФИЛЬМАХ

Аннотация. В статье описано исследование понятия «любовь» в популярных фильмах, входящих в топ-250 сайта КиноПоиск. Приведены точки зрения различных ученых на феномен любви (философия, психология, химия, биология и др.). Представлен оригинальный метод обработки лингвистического материала, с помощью которого возможен поиск слов и форм по огромному массиву информации в Интернет и их автоматический анализ. На основе высказываний персонажей кинокартин сформулировано обобщенное, универсальное понятие «любовь», которое является, по мнению авторов, отражением массового сознания современного кинозрителя.

Ключевые слова: анализ высказываний киногероев, любовь, определение любви, метод лингвистического исследования, КиноПоиск.

Каждому человеку, независимо от расы, национальности, социокультурной среды, к которой он принадлежит, веры, которую он исповедует, необходима любовь.

Многие исследователи посвятили свои труды этому эмоциональному состоянию, чувству. Тысячи художников, музыкантов, поэтов и писателей пытались и пытаются передать, описать, нарисовать это чувство, остановить и запечатлеть его любыми доступными человеку средствами. Не говоря о жизни, в прямом смысле отданной людьми во имя этого чувства на протяжении всей истории человечества.

ИСТОРИЯ ПОИСКА

НАУЧНОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЛЮБВИ

В науке, религии, искусстве в разные исторические периоды существовали разные взгляды на проблему любви, на определение того, что есть любовь.

Древнегреческий философ Платон в труде «Пир» пишет о таком понятии, как «Эрос», который означает бога половой любви и становится движущей силой мироздания. Смысл любви состоит в единении, человек ищет свою «половину». Аристотель различает два противоположных вида любви: «Эрос» (слово связано со страстью) и «Фи-лия» (любовь к ближнему). Платон и Аристотель полагают, что Эрос играет огромную роль в жизни человека; он делает людей счастливыми и побуждает к всестороннему развитию.

Сократ считает, что в любви люди всегда стремятся к бессмертию. Рожденные дети могут быть смертными или бессмертными. К последним философ относит произведения искусства, через них творец увековечивает свое имя.

В Средневековье представления о любви меняются, во главу угла ставится любовь к Богу и любовь к ближнему. К примеру, христианский теолог Августин Аврелий превозносит любовь к Богу, а плотскую любовь объявляет недостойной, сравнивая ее с «похотью» или «вожделением».

Ученые в эпоху Возрождения и в Новое время вновь обращаются к античному представлению о любви.

Мыслитель Фрэнсис Бэкон различает христианскую и земную любовь. В своих рассуждениях Бэкон придерживается «принципа золотой середины»: любовь, по его мнению, может быть счастливой и несчастной, она приносит людям как зло, так и благо.

Р. Декарт дает научное объяснение любви: ученый проводит границу между любовью-благожелательностью и любовью-вожделением. Первая заключается в добром отношении к любимому человеку, вторая подразумевает обладание любимым человеком, естественное стремление одного к другому, она вдохновляет на подвиги.

И. Кант говорит о том, что соединение мужчины и женщины — это цель природы. Человек принадлежит к двум мирам: к миру природы и миру разума, оба мира сосуществуют. Чувственные влечения относятся к сфере природы, в то время как разум учит людей любить и уважать друг друга.

О любви также пишет философ А. Шопенгауэр. По его убеждению, в основе любви лежит половой инстинкт. Но любовь от простого влечения, которое присуще и животным, отличает то, что людям свойственно искать свое дополнение в другом человеке; мужчина и женщина становятся «половинами» одного целого.

Э. Фромм определяет любовь как акт. Философ разделяет две противоположные стороны любви: плодотворную и неплодотворную любовь. Если любовь плодотворна, то человек будет заботиться о благе другого, помогать ему, слушать и понимать его. Эта любовь несет счастье и радость. Неплодотворная подразумевает контроль, в этом случае один человек подавляет свободу другого. Такая любовь не является полноценной. Искусство любви предполагает самосовершенствование. Фромм утверждает, что само слово «любовь» очень неоднозначно. Им обозначается все, что не связано с ненавистью и отвращением — от

любви к мороженому или легкой симпатии до любви к симфонии. Однако, любовь, по его мнению, это труд, это активность «в жизни и в развитии того, к кому мы испытываем это чувство» [6].

З. Фрейд связывает между собой такие понятия, как «любовь» и «сексуальность». Любовь имеет прямое отношение к либидо. Как и Платон, Фрейд считает Эрос источником развития.

Сегодня чаще других любовь исследуют, конечно, психологи.

Например, итальянец Р. Стенберг создал трехкомпонентную теорию — формулу любви. По его словам, это чувство должно состоять из страсти, которая является моти-вационным компонентом (заставляет действовать), преданности (познавательный компонент, формирующий взаимные обязательства влюбленных) и интимности (эмоциональный компонент, выражающийся в желании делиться самыми сокровенными чувствами, переживаниями с партнером). Идеальная (совершенная) любовь должна обладать всеми тремя компонентами, при ослаблении одного или нескольких чувство становится другим (пустая любовь, дружба, товарищество, романтическая любовь, страсть — увлечение, нелюбовь) [16].

Другой исследователь Ф. Альберони, занимающийся психологией любви, полагает, что мы влюбляемся в том случае, когда у нас, во-первых, «достаточно жизненных сил» для новых впечатлений и опыта, активных действий и изменений в жизни, а во-вторых, когда мы не удовлетворены существующим положением вещей (т.е. нам необходимы какие-то изменения) [12].

Сравнительно недавнее совместное исследование Китая и США (март 2015) показало влияние любви на активность мозга. В эксперименте с применением МРТ было выяснено, что у влюбленных людей «более

(*<Ы Метеор-Сити ы°з /2 о 16

НАУКА РАЗВИТИЯ

активно работали участки мозга, связанные с системой вознаграждения, мотивацией и управлением эмоциями, а также социальным познанием», чем у тех, кто не испытывал этого чувства в момент эксперимента [18].

Английские ученые (март 2016) выдвинули гипотезу, согласно которой моногамия — забота самца о своем потомстве, воспитание — позволила нашему мозгу эволюционировать, т.е. фактически чувство «любви» способствовало развитию серого вещества людей [1].

Некоторые факты говорят о том, что это чувство наоборот «выключает» мозг (т.к. все сознание и подсознание фокусируется на объекте вожделения), или действует как наркотик, концентрируясь в тех же участках мозга, где локализованы вредные привычки и зависимости [10, 18].

Было проведено еще одно интересное исследование в области психологии. В нем приняли участие две тысячи испытуемых. В ходе исследования был сделан вывод о том, что человек способен любить (по-настоящему!) всего два раза в жизни [2]. Выяснилось также, что каждый девятый находится в отношениях без любви.

Сегодня существует множество описаний этого феномена и с точки зрения химико-биологических процессов.

Л. Янг и Б. Александер в своей книге «Химия любви. Научный взгляд на любовь, секс и влечение» проводят параллели между отношениями животных (в частности, мышей — степных полевок) и людей. Ученые признают, что любовь — это «слишком сложное и слишком загадочное» чувство для человека и при этом фиксируют внимание на романтических отношениях животных, на наличие одинаковых с человеком генов, гормонов, социальной памяти — всего, что участвует в «механизме» любви [24].

шиш

LOVE

C43HG6N12°12S2 OXYTOCIN isible for romantic attachment etween sexual partners & even

В своем труде Янг и Александер пишут о веществе «окситоцин», которое играет ключевую роль в возникновении загадочного чувства у животных и у людей. Кстати, швейцарские ученые создали спрей с оксито-цином, который помогает лечить людей от тревог, депрессий и других заболеваний [12]. Существует даже визуализация химической формулы любви (источник: hotuser.ru/images/stories/68/formula3.jpg).

Наш современник — антрополог Х. Фишер (университет Рутгерс, США) (блог ученого: http://helenfisher.typepad.com/), изучающая феномен любви на протяжении всей своей исследовательской карьеры (около 30 лет), также придерживается мнения о том, что любовь — это химико-биологический процесс, и в конечном счете это выброс допамина в кровь человека. Ученый, констатируя химическую природу этого явления, признает его духовно-психологическую сущность, огромную силу и власть над людьми.

Профессор психологии и неврологии С. Ортиг (Сиракузы) в 2010 г. обнародовала результаты своих исследований, согласно которым мозг и сердце работают «в тан-

деме», когда мы испытываем чувство любви (восходящие и нисходящие импульсы от сердца к мозгу и наоборот). Двенадцать областей мозга направлены на выработку допамина, окситоцина, адреналина и ва-зопрессина [11].

В науке подтверждается то, что люди могут любить друг друга при наличии у них генетических сходств [17], однако теорию «ослабляет» наличие браков у представителей разных рас или этнических групп, поэтому исследования не завершены. Известно даже, какой именно ген отвечает за любовь — это ген 5-НТ1А [15].

Предпринимались попытки создания математических моделей цикличности любви (Gragnani at al., 1997; Sprott, 2004) [6].

Среди отечественных ученых, уделявших значительное внимание этой теме, можно назвать В. Соловьева, В. Розанова, Н. Бердяева и Е. Ильина. Религиозный философ Н. Бердяев превозносит духовную любовь и отвергает любовь физическую, считая ее греховной. Мыслитель В. Розанов отождествляет понятия «религия» и «пол». По его мнению, рождение мира началось с Эроса. Бог и половая любовь сосуществуют.

В своей книге «Смысл любви» ученый В. Соловьев рассматривает любовь с христианской точки зрения. Он убежден в том, что истинная любовь коренится на вере. Им опровергается тот факт, что половая любовь служит только для продолжения рода. Философ отмечает превосходство любви между мужчиной и женщиной над всеми остальными видами любви (любовью детей к родителям, любовью к Родине) и пишет о том, что она преодолевает эгоизм. Человек интересуется другим, его энергия направлена на другого человека. Проблемы и переживания другого становятся его собственными. Любовь — слишком личное чувство, но при этом оно имеет смысл для общества в целом и служит во благо человечества, когда один бескорыстно помогает другому.

Болгарский философ К. Василев в книге «Любовь» (1982) анализирует отношение

человечества к любви в разное время — исследует Ветхий и Новый Завет, труды И.В. Гёте, Д. Дидро и Л.Н. Толстого, Ренессанс и современность. Один из его главных, на наш взгляд, выводов состоит в том, что естественная любовь не может быть платонической, духовные и телесные отношения людей находятся в равновесии. Все скрываемые (или подавляемые извне церковью и светским обществом) порывы рано или поздно находят физическое выражение [3].

По словам доктора психологических наук Е.П. Ильина (РГПУ им. А.И. Герцена), психологи относятся без энтузиазма к любви как предмету отдельного изучения; ученый подтверждает сказанное, цитируя К. Штайне-ра: «Любовь — это тема поэтов и философов. Мы, ученые, не можем изучать любовь». Интересна позиция испанского философа Х. Ортега-и-Гассета — сложность в научном подходе к изучению любви свя-

(*<Ы Метеор-Сити ы°з /2 о 16

НАУКА РАЗВИТИЯ

зана с тем, что каждый считает себя в этом вопросе экспертом и в любом случае прибегает к собственному опыту, а это уже субъективные ненаучные методы. Сам Е.П. Ильин подробно исследует психологию любви в одноименной книге, ее виды, стадии, феномен влюбленности, проявление любви в переживаниях, такие эмоции, как нежность, умиление, любовное томление, ревность и другое [6].

Данная работа посвящена поиску и описанию определения любви в ракурсе линг-вокультурологии. Для сравнения приведем несколько отрывков из существующих на данный момент трактовок этого понятия в лексикографических источниках. Отметим, что здесь и далее рассматривается выражение любви одного человека к другому, любви романтической. Уточним: не направленной на предмет, какое-либо занятие, не являющейся выражением патриотизма, любви к родителям и т.д.

- Интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность;

- порыв и воля к постоянству, оформляющиеся в этическом требовании верности;

- пересекаются противоположности биологического и духовного, личностного и социального, интимного и общезначимого.

- Высокая степень эмоционально положительного отношения, выделяющего объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта;

- интенсивное, напряженное и устойчивое чувство субъекта, обусловленное сексуальными потребностями;

- стремление быть своими личностно значимыми чертами представленным в жизнедеятельности другого так, чтобы пробуждать у него потребность в ответном чувстве.

- Влечение одушевленного существа к другому для соединения с ним и взаимного восполнения жизни.

Философия: Энциклопедический словарь, 2004.

Краткий психологический словарь, 1998.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, 1890-1907.

- Универсалия культуры, фиксирующая глубокое индивидуально-избирательное интимное чувство, направленное на свой предмет, выражается в стремлении к нему;

- детерминанта жизненной стратегии;

- особый эмоциональный ореол носителя — душевный подъем и радостная окрашенность мировосприятия.

- Общественно-исторически обусловленное чувство, отражающее социальные отношения и особенности культуры;

- нравственная основа отношений в браке.

История Философии: Энциклопедия, 2002.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике, 2013.

- Символ единства космоса, силы, объединяющей разнородные и нередко противоположные его элементы,

- творческая сила, дающая человеку возможность прикоснуться к Вечности,

- мистическое таинство, передающееся через образы розы, цветка лотоса, сердца, светящейся точки,

- преодоление двойственности и разъединенности, объединение в мистическом центре или в некой «неизменной середине» (традиционные амбивалентные символы — инь - ян, крест),

- христианский идеал любви олицетворяется фигурой Милосердия, а страсти, наоборот, персонифицируются Распутством (религиозное искусство),

- сочетание рая, ада и земного чувства, пронизанного космическим эросом, и страдание, и наслаждение (русская традиция).

- Чувство устремленности к единению, пониманию, близости с другим человеком, вплоть до желания слиться с ним, раствориться в нем, пожертвовать собой во имя предмета своей любви,

- основывается на общности интересов людей, их потребностей, целей, ценностей и сопровождается сильными эмоциями, отличающимися постоянством.

- Доброжелательная любовь, стремящаяся к благу другого человека (моральная ценность),

- вожделеющая любовь, ищущая лишь обладания другим. В переводе:

- глубоко нежная, страстная привязанность к другому человеку,

- сексуальная страсть или желание,

- упорная склонность, энтузиазм или пристрастие.

Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия, 2005.

Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь, 2002.

Философский словарь, 2000.

Dictionary.com Unabridged, 2016.

ЦЕЛЬ И ПРОЦЕСС ИССЛЕДОВАНИЯ

Можно согласиться с А.Б. Орловым в том, что «тема любви — самая непроясненная, непонятная, загадочная в человеческих взаимоотношениях. Какими бы ни были определения любви — «Бог» (Евангелие), «чувство» (обыденное сознание), «сублимированное сексуальное влечение» (Фрейд), «инвазия архетипического содержания» (Юнг), «способность и искусство» (Фромм) и т.д., — все они делают ее лишь частью того или иного мифа» [13]. Однако, согласившись, добавим, что любое новое знание в какой-либо области не будет лишним, т.к. является дополнением к конкретным уже существующим предположениям и теориям. В конечном счете верной (наиболее близкой к истине) окажется та теория, на стороне которой находится большее количество подтвержденных фактов.

Цель данной работы — сформулировать определение понятия «любовь» (романтическая любовь) на основе высказываний героев популярных фильмов.

Кроме оригинальной постановки вопроса, в своей работе мы использовали объект, который не встречали в других исследованиях, и уникальный способ его анализа.

Объект — это кинокартины, входящие в топ-250 сайта КиноПоиск (kinopoisk.ru) — крупнейшего русскоязычного сервиса о кино, который входит в 20 самых посещаемых площадок Рунета (по данным Т№, апрель 2016). Месячная аудитория ресурса — более 15 млн. человек (преимущественно жители крупных городов в возрасте от 25 до 34 лет, 54% — мужчины) [8].

Для исследования требовались самые различные фильмы, которые считаются общепризнанными и популярными, т.е. нравятся большому количеству людей. Высказывания из таких картин стали бы отражением мнения большинства людей о явлении, которое мы анализировали. Отбор фильмов не должен был быть субъективным, в противном случае мы невольно отбирали бы фильмы о любви, в которых взгляд на нее мог быть «однобоко-

романтичным». Но задачей было составить многогранное представление, универсальное определение, каким его видят романтики и прагматики, мужчины и женщины, люди разного возраста, положительные и отрицательные герои.

Всем критериям к материалу, которые мы определили, соответствует рейтинг КиноПоиска, при расчете которого использовались такие показатели, как количество голосов зрителей, среднее значение рейтинга всех фильмов, порог голосов, необходимый фильму для того, чтобы попасть в список, и среднее арифметическое всех голосов за фильм. Кроме того, по словам авторов сайта, «в топе используются специальные механизмы, препятствующие накрутке рейтинга недобросовестными пользователями» (www.kinopoisk.ru/top/).

В процессе поиска высказываний о любви, кроме случаев, когда мы знали анализируемые фильмы (помнили, что в них есть нужные нам высказывания), применялся автоматический поиск информации, ранее не встречавшийся нам в лингвистических исследованиях.

Процесс поиска был следующим: мы находили полный текст сценария фильма (например, «Матрица»: http://vvord.ru/tekst-filma/Matrica/), затем искали по нему упоминания ключевых слов (любовь, любить, люблю, влюблен и т.д.) с помощью специальной команды поисковой машины Google — site: (например, влюблен site:http://vvord.ru/tekst-filma/Matrica/), в ответ получали только те страницы сценария, на которых встречаются эти слова.

Способом, описанным выше, нам удалось максимально точно проанализировать тексты сценариев 250 фильмов и собрать высказывания о любви. Для дальнейшего анализа высказываний мы также применяли автоматический инструмент — SEO-анализ сайта text.ru. С его помощью мы проанализировали частотность ключевых слов (и их форм) во всех собранных высказываниях.

МНОГООБРАЗИЕ ПРОЯВЛЕНИЙ ЛЮБВИ В КИНОФИЛЬМАХ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кинокартины, вошедшие в топ-250 сайта КиноПоиск и ставшие объектом нашего анализа, очень разнородны по жанру, времени их съемки, контингенту авторов (режиссеров) и по многим другим характеристикам. Также и чувство, описание которого мы искали в речах героев, прозвучавших в этих лентах, звучит в каждом фильме по-разному — так проявляется его многогранность, комплексный характер. Ниже мы перечислили, какая именно любовь встречается в этих фильмах, с каких разных точек зрения ее характеризуют герои фильмов.

1) Чувство, основанное на взаимопонимании, взаимоуважении, взаимном интересе и полном доверии, включающее в себя заботу друг о друге и предполагающее жертвенность, умение слушать, понимать другого человека и принимать его точку зрения. Любовь, в которой важно приходить к обоюдному согласию и прощать того, кого любишь («Казино», «Знакомьтесь, Джо Блэк», «Ромео и Джульетта», «Вам и не снилось», «Андрей Рублев», «Пока не сыграл в ящик», «Догвилль»).

2) Биохимическое проявление, фиксируемое на физиологическом уровне (сходное с психосоматическими отклонениями, помешательством), физическое ощущение теплоты, сосредоточенность мыслей на объекте страсти («Знакомьтесь, Джо Блэк», «Леон», «Амели», «Матрица», «Король Лев», «Летят журавли», «Адвокат дьявола», «Любовь и голуби»).

3) Сильное чувство, преодолевающее время, расстояние, предполагающее не только ощущение счастья, но и соединение в решении проблем и преодолении препятствий («Интерстеллар», «Дневник памяти», «Ромео и Джульетта», «Умница Уилл Хантинг», «Аты-баты шли солдаты»).

1 Метеор-Сити

НАУКА РАЗВИТИЯ

ВЛАС

Р1Т1

„ \ ANTHONY

\ HOPKINS

V

[Sgl

г

Meet Ioe Black

SOONER OR LATER EVERYONE DOES

Источник: Ь11оз://'^'М'мЛ1скг.сот/оЬо1оз/ктсг/2635847015

собность любить и жертвовать собой («Ин-терстеллар», «Тот самый Мюнхгаузен», «Пятый элемент», «Ромео и Джульетта», «Знакомьтесь, Джо Блэк»).

4) Ощущение вечности (бесконечности), существующее даже после смерти («Знакомьтесь, Джо Блэк», «Интерстел-лар», «Игры разума», «Привидение», «Загадочная история Бенджамина Баттона»).

5) Молчание, как коммуникативный знак, который нельзя спутать с другим выражением эмоций и чувств («Матрица», «Король Лев», «Привидение»).

6) Выражение чувств, необъяснимое, загадочное притяжение, не только тайна двух людей, но и тайна жизни («Интер-стеллар», «Служебный роман»).

7) Приносящее боль, разочарование, горечь, обиду, ведущее к психологической травме, даже трагедии («Бойцовский клуб», «Ромео и Джульетта», «Жестокий романс», «Покровские ворота», «Доживем до понедельника»).

8) Чувство, благодаря которому человек способен преображаться, совершенствоваться, духовно возрождаться, проявлять мужество и героизм («Дневник памяти», «Вам и снилось», «Амели», «Пока не сыграл в ящик», «Рапунцель»).

9) Психофизиологическое выражение одиночества и пустоты в отсутствии любимого человека (ощущение нехватки воздуха, беспокойства, тревоги, неравновесности, даже невозможности продолжать жить) («Общество мертвых поэтов», «Завтра была война», «Жестокий романс», «Загадочная история Бенджамина Баттона», «Покровские ворота», «Трасса 60»).

10) Чувство, которое необходимо беречь, спасать, связанное с самопожертвованием («Пятый элемент»).

11) Понимание и осознание смысла жизни посредством любви (любовь — это судьба, залог счастья, возможность полноценно жить) («Умница Уилл Хантинг», «Начало»).

12) Проявление чувства, связанное более с активными действиями, чем со словами («Тот самый Мюнхгаузен»).

13) Чувство, рождающееся как ответная реакция, эмоциональный резонанс, спо-

СЛОВА, КОТОРЫМИ ВЫРАЖАЮТ ЛЮБОВЬ ГЕРОИ ФИЛЬМОВ

Анализ частотности слов показал, что наиболее употребительным словом является «ты» (46 употреблений), что свидетельствует о полной фокусировке говорящего о любви человека на объекте своего чувства.

Вторым по частоте стало слово «знать» и его формы (14). Если учесть употребляемость слов «разум» (6) и «думать» (5), «причины» (4), можно констатировать, что в описываемом явлении силен компонент уверенности (уверенности в этом чувстве), знания чего-то конкретного об этом состоянии (основанного на опыте), осознанности действий, связанных с ним. Либо говорящий задумывается над логикой, пытается найти разумные доводы в сфере любви. Сравним количе-

ство употреблений слов с семантикой «разум» и количество употреблений слов «чувство» (4), «чувствовать» (5) и их формами (3) и увидим, что, оказывается, в анализируемых высказываниях слова с семантикой рационального преобладают над словами с семантикой эмоционального.

Следующие по частоте слова и их формы

— «человек» (11), «счастье» (10), «жизнь» (8), «значить», «иметь значение» — связывают явления в высказываниях о нем с важнейшими для людей понятиями, с тем, что делает человека счастливым.

Об активности субъекта может свидетельствовать частота слов «видеть», «говорить» (сказать), «слово», «делать», «забирать» (по 4 употребления). И, наконец, анализ количества употреблений слов — «долг» (4), «должно» (5), «правда» (4), «настоящий» (4)

— показал еще одну важную характерную для описываемого явления черту — веру или желание верить (в чувство или во взаимность возлюбленного).

Наиболее очевидными качествами явления, описываемого героями фильмов, стали его сила (воздействующая, побуждающая) и значимость (ценность). Они не только подчеркиваются в высказываниях прямо («это сила», «сильней разлук», «причина из причин», «нет ничего невозможного») но и проявляются в наличии отдельных «сильных» слов, лексем, в значение которых входит сема интенсивности («удивительное», «воспламеняет», «ангел», «бессмертна», «стремиться», «клянутся»).

Сила и значимость любви видна в высказываниях в целом, т.к. говорящий о ней использует яркие метафоры («ангел, который спасет из глубин ада», «измерение, которое мы не в состоянии постичь», «святая обязанность», «вещь, которую стоит спасти» [речь о конце света]), часто сравнивает со вселенной и миром (причем эти сравнения усиливаются словом «всё» — «весь мир», «вся вселенная», «все вокруг») и по ценности сравнивает с жизнью («не любил ... не жил», «то, для чего живем», «разгадке жизни равносилен»).

Вторым важным качеством, найденным в процессе исследования лексического состава высказываний, является долгая продолжительность любви, а именно «вечность», «мир вокруг вдруг замер в тишине», «бессмертна, ты берешь ее с собой», «никогда не перестанет, хотя и пророчества прекратятся и языки умолкнут, а незнания упразднятся», «длится вечно» и др. Мы видим, что она характеризуется как нечто вечное, то, что остается даже после смерти человека.

ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОВЬ?

Специфика материала выражается в том, что ответы на вопрос «что такое любовь» содержат большой уровень абстракции, в каждом из найденных примеров это понятие — метафора (развернутая метафора). Для того, чтобы прояснить смысл высказываний, мы интерпретировали метафорические образы, трансформировали их до однозначных понятий. На последнем этапе работы все понятия были объединены в 7 групп — эмоционально-психические состояния и ощущения, физические ощущения и явления, качества характера человека, когнитивные (логические) понятия, действия, предметы и явления, абстрактные понятия. Мы посчитали количество понятий в основе образов, с помощью которых описывается любовь, и сравнили группы друг с другом. Результат оказался следующим:

1. Эмоционально-психические состояния и ощущения (19 понятий) — группа включает в себя как положительные понятия: «притяжение», «счастье», «отрада», радость — «обманываться рад», отсутствие страха — «.но это все равно. ведь вы будете вместе», восхищение — «как будто Бог послал ангела»), так и отрицательные («стыд», грусть — «никогда не бывает без грусти»), как побуждение к действиям («пробуждает душу», «воспламеняет наши сердца», «заставляет стремиться к большему»), так и эмоциональное состояние спокойствия, умиротворения («хорошо», «усмиряет наш разум»).

2. Качества характера человека — 18 понятий, среди которых качества, которые про-

ецируются у возлюбленных друг на друга («взаимное уважение», «преданность», «умение прощать и признавать ошибки», «жертвенность», щедрость — «Чем больше я тебе даю, тем больше остается!»), а также те, которые проецируются на обществе в целом («святая обязанность женщины», «созидает», «общественная польза»). Заметное место занимают качества, которые вне этого чувства воспринимаются отрицательно, однако в контексте любви, оказываются положительными — «всему верит», «несчастная глупость», уязвимость, слабость («Смотрел на женщину и был полностью уязвим»).

3. Действия — третья группа по количеству понятий (16). Высказывания описывают действия влюбленных, например, «клянутся исполнить большее, чем могут», «причиняем боль, тем кого любим, но часто бывает наоборот», «назовут меня любимой», «желаю сказать (люблю)», «пройти с ней через все», «труд напрасный», и действия самой любви, олицетворяя ее, — «она решается на все, на все дерзать готова», «заставляет стремиться к большему», «для нее нет ничего невозможного».

4. 11 понятий, с помощью которых говорящие описывают любовь через физические ощущения и явления, включают в себя такие примеры, как «чувствую в животе горячо»,

Мётёор-Ситй

И Л У К А РАЗВИТИЯ

«чувствуешь это всей кожей», тепло — «своим теплом любовь нас обняла», нехватка воздуха и жар — «воздуху мне не хватат», «а в груди прям жгет!», ощущения прикосновения — «осязаемая величина», ускорение сердцебиения — «ускорив сердца стук». У описываемого чувства нет определенной физической локализации, оно сравнивается с различными приятными ощущениями по всему телу (приятный вкус — «это как съесть большое количество шоколада», «взаимное головокружение») и реже с неприятными («остра, как шип», тяжесть — «тяжелый крест»).

5. В найденных высказываниях содержится 10 абстрактных понятий, с помощью которых описывается любовь, например, вечность, тишина, вселенная («велика вселенная... то же самое касается любви»), тень («словно тень, притворна»), «большие расходы» и др.

6. В группу вошло 8 предметов и явлений — артефакт, крест («тяжелый крест»), шут («дурацкая любовь похожа на шута, который кружится со своею погремушкой»), ангел, страна (волшебная, обманная, прекрасная, неверная, весенняя), «теорема, которую нужно каждый день доказывать», слово («слишком серьезное слово»), вещь («прекрасная вещь, которую стоит спасти» [речь о конце света]).

7. И самая немногочисленная по количеству примеров группа — когнитивные (логические) понятия (6) — знание, осознание («ты просто знаешь это», «что мы не в силах пока осознать», «не знаешь о настоящей потере потому, что такое можно понять, лишь когда любишь кого-то»), «причина из причин», «логические причины... могут быть найдены только в таинственных уравнениях любви», данные («все существующие данные говорят об этом»).

Группировка понятий весьма условна, т.к. некоторые из них отнесены одновременно к нескольким группам, например, «тяжелый крест» (физическое ощущение тяжести и предмет), вещь (абстрактное и конкретное понятие "thing"), «причина из причин» (абстрактное и логическое понятие), нужда (из контекста не ясно, о психологической потребности человека идет речь или физической) и др.

Таким образом, можно заключить, что, говоря о любви, герои фильмов имеют в виду сильное, продолжительное и значимое для людей чувство (эмоционально-психическое, духовное чаще, чем физическое), сфокусированное на объекте любви, в котором важны положительные черты характера

(*<Ы МЁТЁОР-СЙТЙ №3/2016

НАУКА РАЗБИТИЯ

(уважение, жертвенность, преданность, забота, верность, терпение). Чувство, выражаемое в активных действиях, направленных на соединение с возлюбленным (-ой), на совместное преодоление трудностей и сознательное обоснование и подтверждения истинности этого чувства. Это явление внутреннего мира, совершенствующее внешний мир.

Мы видим, что любовь вызывает интерес множества ученых — представителей разных наук. Это психическое и физическое чувство, ощущение и состояние, химический процесс, генетическое сходство и даже математическая модель... Все исследователи без исключения сходятся во мнении, что это феномен, затрагивающий человека в физическом и духовном измерении, чувство, в котором часто проявляются амбивалентные характеристики — воодушевление и умиротворение, радость и страдание, активное действие и замирание, желание остановить мгновение. Все испытавшие это состояние, сходятся во мнении, что любовь не обязательно должна быть проанализирована и расшифрована, и ее очарование чаще всего скрывается в тайне происхождения и существования.

Библиографический список

1. Английские ученые установили, как появилась любовь [Электронный ресурс] / ТРК Терра. URL: http://www.trkterra.ru/news/news_world/angliyskie-uchenye-ustanovili-kak-poyavilas-lyubov/09032016-1536 (дата обращения: 26.05.2016).

2. Большой облом: человек может любить лишь два раза в жизни [Электронный ресурс]. URL: http://hochu.ua/cat-sex/we-and-men/article-64708-bolshoy-oblom-chelovek-mozhet-lyubit-lish-dva-raza-v-zhizni/ (дата обращения: 26.05.2016).

3. Василев К. Любовь. М.: Прогресс, 1982. 384 с.

4. Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь. Алматы: Создк-Словарь. В.И. Зорин. 2002.

5. Жюлиа Д. Философский словарь. М.: Международные отношения, 2000.

6. Ильин Е.П. Психология любви. СПб.: Питер, 2013. 336 с.

7. История Философии: Энциклопедия. Минск: Книжный Дом. А.А. Грицанов, Т.Г. Румянцева, М.А. Можейко, 2002.

8. КиноПоиск: рекламные продукты Яндекс [Электронный ресурс]. URL: https://yandex.ru/adv/products/display/kinopoiskmedia (дата обращения: 26.05.2016).

9. Краткий психологический словарь; под ред. Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. Ростов-н/Д.: ФЕНИКС, 1998.

10. Любовь выключает мозги. Доказано на морских свинках [Электронный ресурс]. URL: http://combucha.ru/lyubov_vyiklyuchaet_mozgi._dokazano_na_morskih_svinkah.html (дата обращения: 26.05.2016).

11. Любовь объяснима с научной точки зрения [Электронный ресурс] / GlobalScience.ru: научно-популярные новости и статьи. URL: http://globalscience.ru/article/read/18843/ (дата обращения: 26.05.2016).

12. Любовь с первого взгляда: от Шекспира до наших дней [Электронный ресурс] / Новости медицины. URL: http://kms24.ru/psyho/lubov-s-pervogo-vzgliada-ot-shekspira-do-nashih-dnei.html (дата обращения: 26.05.2016).

13. Орлов А. Демистификация любви // Московский психотерапевтический журнал, 2004, № 2. С. 26-37.

14. Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия; под ред. В.Л. Телицын, В.Э. Багдасарян, И.Б. Орлов, М.: ЛОКИД-ПРЕСС; РИПОЛ классик, 2005.

(ТЫ MËfËOP-СЙТЙ №3/2016

НАУКА РАЗВИТИЯ

15. Ученые расшифровали генетический код романтических отношений [Электронный ресурс] / Вебмединфо.ру. URL: http://www.webmedinfo.ru/uchenye-rasshifrovali-geneticheskij-kod-romanticheskih-otnoshenij.html (дата обращения: 26.05.2016).

16. Ученые составили формулу любви [Электронный ресурс] / E-news. URL: http://e-news.com.ua/show/204096.html (дата обращения: 26.05.2016).

17. Ученые убеждены, что ДНК вам «выбирает любовь на всю жизнь» [Электронный ресурс]. URL: http://uapress.info/ru/news/show/42365 (дата обращения: 26.05.2016).

18. Ученые: любовь — это привыкание, как наркотики [Электронный ресурс] / Журнал о политике. URL: http://europexxi.kiev.ua/ychenye-lubov-eto-privykanie-kak-narkotiki (дата обращения: 26.05.2016).

19. Ученые: любовь влияет на активность мозга [Электронный ресурс] / Информационный портал newsler.ru. URL: http://www.newsler.ru/science/2015/03/17/uchenyie:-lyubov-vliyaet-na-aktivnost-mozga (дата обращения: 26.05.2016).

20. Философия: Энциклопедический словарь; под ред. А.А. Ивина, М.: Гардарики, 2004.

21. Эксперты выяснили, почему любовь делает нас легкомысленными [Электронный ресурс]. URL: http://narmed.ru/articles/news/eksperty_vyyasnili_pochemu_ljubov_delaet_nas_legkomyslennymi (дата обращения: 26.05.2016).

22. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике, 2013.

23. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1890-1907.

24. Янг Л., Александер Б. Химия любви. Научный взгляд на любовь, секс и влечение; пер. с англ. А. Давыдова. М.: Синдбад, 2014. 360 с.

25. Dictionary.com Unabridged. Based on the Random House Dictionary, Random House, Inc. 2016.

"Love in the phrases of film characters": analysis of the notion "love" in popular movies

Summary. In the article the investigation of the idea of «love» in popular films included in the top-250 of the website «KinoPoisk» is described The points of views of different scientists (philosophy, psychology, chemistry, biology etc.) on the phenomenon of love are given. An unusual method of analysis of the linguistic material is represented; with its help the search of words and forms through the Internet and their automatic analysis is possible. A common universal notion «love» is formulated based on the expressions of film characters; in the opinion of the authors, this notion is the reflection of mass consciousness of a modern spectator.

Key words: the analysis of the expressions of film characters, love, the definition of love, the method of linguistic investigation, KinoPoisk.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.