Время науки
The Times of Science
Горбачева Мария Сергеевна
Тульский государственный педагогический университет
им. Л.Н. Толстого
факультет иностранных языков (магистратура, 1 год обучения)
ВЕРБАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПТА «ЛЮБОВЬ» В ТЕКСТЕ АНГЛОЯЗЫЧНОГО РОМАНА-АНТИУТОПИИ
Научный руководитель: В.Н. Андреев, канд. филол. наук, доцент
Аннотация:
Данная статья посвящена вербализации концепта «любовь» в тексте англоязычного романа - антиутопии. В начале статьи идет речь о когнитивной лингвистике, автор рассматривает понятие «концепт». Далее следует детальный анализ концепта «любовь», который присутствует в романе - антиутопии Л. Лоури «Дающий».
Ключевые слова:
концепт, когнитивная лингвистика, антиутопия, Л. Лоури.
Annotation:
This article is devoted to the verbalization of the concept “love” in dystopia texts. The author makes use of the theory of cognitive linguistics. The article goes on to a detailed analysis of the concept “love” in the dystopia “The Giver” by L. Lowry.
Keywords:
concept, cognitive linguistics, dystopia, Lowry L.
^^огнитивная лингвистика как наука зародилась в конце ХХ века и по сей день не только играет важную роль в современном языкознании, но и активно развивается. Становление современной когнитивной лингвистики связывают с трудами американских ученых Дж. Лакоффа и М. Джонсона. В работах отечественного когнитолога Е.С. Кубряковой детальным образом охарактеризована проблематика современной когнитивной лингвистики. Е.С. Кубрякова приводит следующее определение: «когнитивная лингвистика изучает язык как когнитивный механизм, играющий роль в кодировании и трансформировании информации» [4, с. 53].
В когнитивной семантике основным понятием является «концепт». В.А. Маслова характеризует концепт как «оперативную содержательную единицу памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и всей
2015
33
Gorbacheva M.S. М.С. Горбачева
картины мира, отраженной в человеческой психике» [5, с. 46]. В кратком словаре когнитивных терминов можно найти следующее определение: «Концепт - оперативная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга. Самые важные концепты выражены в языке» [4, с. 90]. Согласно Л.Г. Бабенко и Ю.В. Казарину концепту присуща определенная структура: ядро, приядерная зона, ближайшая периферия и дальнейшая периферия [3, с. 61].
Одним из наиболее значимых концептов в литературе, культуре и жизни людей является концепт «любовь». Авторы антиутопических произведений, помимо описания общества, постоянно обращаются к теме любви. Антиутопия как жанр рождается на основе жанра утопии (eu - благо и topos - место, т.е. благословенное место) - литературно-художественного произведения, содержащего картину идеального общества, населенного абсолютно счастливыми людьми, живущими в условиях совершенного государственного устройства [7, с. 426].
Лоис Лоури в романе «Дающий» (Lois Lowry «The Giver») создала, на первый взгляд, идеальное общество. Роман был написан в 1993 году. Все члены общества в этом романе абсолютно счастливы, живут в мире и согласии. Но детям и взрослым совсем незнакомы такие чувства, как любовь, нежность, страсть. Население превратилось в роботов с безликими семейными ячейками. В разговоре слово «love» взрослые требуют заменить
На «enjoy» («Do you love me?» «Our community can t function smoothly if people dont use precise language. You could ask, Do you enjoy me ?») [1, с.
127]. Но главный герой романа, двенадцатилетний подросток Джонас, вынужден познакомиться как с понятием «любовь», так и с самим чувством. Он был выбран на должность принимающего память («the Receiver»). В коммуне, где живет главный герой, только один человек хранил в себе все воспоминания и знания предыдущих поколений - «дающий» («the Giver»). Он и должен был передать свой опыт главному герою. Интересным является тот факт, что и дающий, и принимающий использовали само слово «концепт», когда говорили о любви: ««Love». I t was a word and concept new to him» [1, с. 125] .
34
№2
Время науки
The Times of Science
В онлайн версии словаря Oxford dictionaries можно найти следующее
определение слова «Love»: 1) A strong feeling of deep affection for somebody /
something, especially a member of your family or a friend.
2) A strong feeling of affection for somebody that you are sexually attracted
3) The strong feeling of enjoyment that something gives you.
4) A person, a thing or an activity that you like very much [2].
На основе анализа текста романа «The Giver» было выявлено, что в семантическое поле «любовь» в романе входят следующие лексические единицы: love (21), family (41), feel (24) , warmth (15), happy (14), stirri ng(11), happiness (8) , wanting (3).
to ,
Лексическим репрезентантом данного текстового концепта является слово «love». Автор использует это слово для описания подлинного чувства любви, а не формального (для этого случая автор выбирает слово «enjoy»,
что означает «to get pleasure from something»). МОЖНО ПрИйТИ К ВЫВОДУ, ЧТО
автор сравнивает людей, которые не способны любить, с неживыми предметами.
Для выполнения концептуального анализа художественного текста Л.Г. Бабенко и Ю.В. Казарин рекомендуют моделировать структуру концептосферы [3, с. 61]. По методике ученых, нами был произведён анализ: ядром концептосферы «любовь» в тексте романа «The Giver», по нашему мнению, является обобщенная когнитивно-пропозициональная структура: субъект любви - предикат любви - объект любви - внешнее проявление любви. В данном романе субъектами любви являются Джонас и Дающий.
«Т he Giver hugged him: « I love you, Jonas », — he said». « I le felt such
love for Asher and for Fiona». - В данном примере субъектом является Джонас, а объектами - Эшер и Фиона. Позиция предикатов любви реализуется предикатным словом «love». Внешним проявлением любви является забота членов семьи друг о друге, совместное
времяпрепровождение: ««A nd love», Jonas added, remembering the family
scene that had so affected him». В этом примере снова идет речь не о семейной ячейке, а о настоящей полноценной семье, о которой мальчик узнал из воспоминаний.
2015
35
Gorbacheva
M.S
М.С. Горбачева
Приядерной зоной концепта «любовь» является чувство счастья:
««But I
never
knew about your daughter». The Gi
ver sm
led, and nodded. For the
first time in their long months together, Jonas saw him look truly happy».
Вспоминая о дочери, которую он любит, Дающий выглядит счастливым. В романе «Дающий» автор использует набор устойчивых образов любви. Ближайшая периферия формируется следующими ассоциациями:
1. «Любовь - чувство глубокой привязанности к особи
противоположного пола» («J onas liked Fiona. She was a good student, quiet
and
polite, but she had a sense of fun
as well»,
«J
onas
thought
of
hi s fa vorite
female, Fiona, and shivered».). В ДаННЫХ ПрИМераХ КОНЦеПТ «ЛЮбОВЬ»
вербализуется с помощью глагола «to like» и «a favorite female», так как главный герой уже смог ощутить в себе зарождение прекрасного чувства, но с концептом «любовь» еще не был знаком и даже не знал такого слова.
2. «Любовь - искренняя привязанность к друзьям» («He felt such love
for
A
sher and for
F
ona
»)
3. «Любовь - чувство склонности, привязанности к кому-либо, вытекающее из отношений близкого родства» («But he began, suddenly, to
feel
happy.
I le remembered
his parents and
his sister.
Ie remembered
his
friends, Asher and Fiona. Ie remembered The Giver».) Все эти люди были
близки Джонасу, воспоминания о них вызывали в нем ощущение счастья, потому что он любил их.
4. «ЛюбОВЬ — СЛеДСТВИе желания» (««There could be love», — Jonas
whispered. The next morning, for the first time, Jonas did not take his p
ii»). В
коммуне все взрослые принимали таблетки, которые помогали избавиться от влечения. Главный герой решает, что отказавшись от таблеток, он сможет приблизиться к истинному чувству любви. В этом примере можно проследить семантические изменения: в тексте романа «The Giver» любовь является следствием физического влечения человека, когда в культуре считается, что чувство любви сопровождается эмоциями нежности, восторга, ревности, а также физическим влечением. В словаре Ожегова слово «любовь», в одном из значений, приравнивается к интимной связи (просторечие) [6], в данном же тексте мы не можем проследить этой зависимости.
36
№2
Время науки
The Times of Science
Мы полагаем, что наше исследование поможет понять сущность вербализации концепта «любовь» в антиутопическом романе «The Giver». Во многом понятие любви в романе схоже со сложившимся понятием в культуре. Однако наблюдаются семантические изменения. Кроме того, выяснилось, что в антиутопическом обществе присутствует отрицание концепта «любовь».
Таким образом, в данной статье мы рассмотрели концепт «любовь» как индивидуально-авторский художественный концепт и, в то же время, как базовый культурный концепт, который выражает духовные сущности.
Литература:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
L
L. The Gi
owry
Oxford advanced le dictionaries [СЯИТ] .
New York City! Harper Collins Publishers, 1993. 182p.
aner's dictionary. [ЭлеКТрОННЫй ресурс]: Oxford
URL : htt p ://goo.gi/^Vfglto (дата обрятцения -
30.06.2015) .
Бабенко Л.Г. Лингвистический анализ художественного текста. Теория и практика. М.: Флинта: Наука, 2005. 496с.
Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г., Лузина Л.Г. Краткий словарь когнитивных терминов. М.: Филол. ф-т МГУ им.
М.В. Ломоносова, 1997. 245 с.
Маслова В.А. Введение в когнитивную лингвистику. Учебное пособие. М.: Флинта: Наука, 2011. 296 с.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. [Электронный ресурс]: URL: http://goo.qi/nG21pz (дата обращения -
30.06.2015) .
Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Словарь литературоведческих терминов. М.: Просвещение. 1974. 208с.
2015
37