УДК 372.882.111.1 ББК 4426.839-058.0
O.A. Данилова
Екатеринбург, Россия
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ ПО РОМАНУ ЛОИС ЛОУРИ «ДАЮЩИЙ»
Аннотация: Роман Лоис Лоури «Дающий», несомненно, заинтересует читателей. Ведь в нем американской писательницей поднимаются извечные «российские» вопросы: «Как быть? 4то делать?». Лоури ненавязчиво провозглашает: «Да, наш мир несовершенен, но в нем есть свет, тепло, семья, любовь». Ее размышления о настоящем и будущем, убеждают в том, что эти простые, общечеловеческие ценности значимы для всех нас, они не имеют национальных преград. И о том, что мы, жители Земли, в ответе за все происходящее в нашем общем доме...
4тобы диалог между читателями состоялся уточним подходы к организации и проведению школьной читательской конференции.
Ключевые слова: школьная читательская конференция; универсальные учебные действия; личностные учебные действия; метапредметные учебные действия; предметные учебные действия; ценностные личностные установки; научный тип мышления; учебный диалог; коммуникативные способности школьников.
O.A. Danilova
Yekaterinburg, Russia
SCHOOL READER’S CONFERENCE FOR THE LOUIS LOURY’S NOVEL “GIVING”
Abstract: The novel by Lois Lowry “Thinking” written in the genre of antiutopia is likely to be interesting for readers. An American writer raises the eternal “Russian” questions: Who is guilty? What to do? Lowry has her own opinion on the problems. She unobtrusively proclaims: “Yes, our world is not perfect, but still there is light, warmth, family and love in it”. Her thoughts about the present and the future convince that these simple human values are significant for all of us, they don't depend on the place of our living and the language we are speaking. The author asserts: “We are citizens of the Earth and we are responsible for everything what is happening in our ‘common home” and our future is in our hands”.
Keywords: school reader’s conference, universal school actions, personal school actions, metasubject school actions, subject school actions, valuable personal orientation, scientific way of thinking, educational dialogue, communicative abilities of school children.
Школьная читательская конференция
Введение в штатный режим в школах новых образовательных стандартов предполагает принципиально новые подходы к моделированию, организации и проведению самого образовательного процесса, использование инновационных технологий. Неужели те методы, приемы, способы взаимодействия с обучающимися, которыми владеет современный педагог, утратили актуальность, устарели? Пристальный, критический взгляд на традиционные формы обучения позволяет увидеть в привычном, хорошо знакомом, отработанном то рациональное, эффективное, что обеспечит развитие универсальных учебных действий, определенных новыми образовательными стандартами.
ФГОС предъявляют особые требования к учителю, его деятельности. Каковы ожидания? Создание условий, обеспечивающих развитие универсальных учебных действий, а именно: личностных, метапредметных и предметных.
Обратимся к такой образовательной форме как читательская конференция. Ее можно рассматривать и как вид учебного, и внеурочного взаимодействия.
Уточним, личностные универсальные учебные действия включают «готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых ус-
тановок...» [ФГОСООО: 4-5]. Читательская конференция и предполагает развитие такой способности, потому что побуждает осознанно относиться к предлагаемой для чтения литературе и осуществлять дальнейший самостоятельный выбор книг для разного вида чтения. Она и непосредственно, и опосредованно влияет на формирование или коррекцию ценностных личностных установок благодаря диалогу между читателем и автором, между самими участниками конференции (как правило, участниками конференции являются представители разных возрастных и социальных групп: педагоги и ученики, родители школьников и выпускники, работники библиотеки и представители сферы культуры).
Несомненно, читательская конференция обеспечивает развитие предметных УУД, потому что в процессе такого общения отрабатываются специфические для данной предметной области виды деятельности: анализ художественного текста, устное словесное рисование, выразительное чтение, сопоставление, сравнение, обобщение и т.д. Обогащается активный словарный запас школьников литературоведческой терминологией, ключевыми понятиями. Таким образом, обеспечивается формирование научного типа мышления.
Важно, что такая форма работы способствует развитию метапредметных УУД. Их значимость велика, так как они включают в себя «освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их
использования в учебной, познавательной и социальной практике.» [ФГОСООО: 5].
Обратимся к каждому виду метапредметных УУД.
Целеполагание и планирование, прогнозирование и контроль, коррекция и оценка - основные виды регулятивных УУД. Обучение и учение - это всегда управляемые, регулируемые процессы. Понятно, что процесс управления конференцией осуществляется учителем. Но если такая форма работы является традиционной, то, естественно, формируется определенный опыт работы и у учащихся. Постепенно школьники становятся помощниками в организации и проведении таких интересных мероприятий.
Что предполагает учебный диалог (точнее, полилог) как основной метод читательской конференции? - Работу с текстом, поиск необходимой информации. Смысловое чтение текста и извлечение информации в соответствии с поставленной целью. Структурирование знания путем дедукции или индукции (в данном случае это зависит от позиции учителя, организующего диалог). Произвольное и осознанное построение устного высказывания. Оценка чужой позиции, чужого (устного / письменного) высказывания. Все выше сказанное представляет собой перечень важнейших общеучебныш познавательных действий.
Проникновение в созданный авторским воображением художественный мир, постижение авторского замысла, осмысление проблематики, путей решения заявленных автором проблем невозможно без выдвижения гипотез, их обоснования, анализа художественного текста в единстве его формы и содержания, выделения присущих ему значимых признаков, построения логической цепи рассуждения для доказательства собственной позиции читателя, установления причинно-следственных связей. Перечисленные универсальные действия классифицируются как логические познавательные УУД.
Учебная конференция - это всегда дискуссия и с автором, и с читателями, и, зачастую, с самим собой. Открытие нового имени, новой книги, нового взгляда на окружающий мир - это всегда со-бытие. Оно предполагает со-трудничество, со-творчество. Совместное постижение значимых для окружающих и самого себя явлений, совместный поиск ответов на животрепещущие вопросы. Это основа основ коммуникации. Так осуществляется диалог поколений, диалог культур. Что и способствует развитию коммуникативных способностей школьников.
Закономерен вывод: понятие «новые» образовательные стандарты - явление относительное. Относительно того опыта работы, того профессионального багажа, которым владеет учитель мобильный, способный адаптироваться к новым требованиям, новым условиям.
Структура и содержание читательской конференции
Тема: «Ничто не заставило бы его вернуться к миру, в котором нет чувств...».
Участники: учащиеся 8-10 классов, родители обучающихся, педагоги.
Цель: привлечь внимание школьников к книге и чтению как важному фактору сохранения и развития отечественной и мировой культуры.
Задачи:
1. сформировать представление о художественном своеобразии рассматриваемого произведения;
2. продолжить работу над освоением таких теоретических понятий, как «жанр антиутопии», «герой», «тема», «проблематика», «идея», «авторская позиция»;
3. развивать умения аналитического характера и умения, связанные с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью ученика;
4. использовать различные формы общения с искусством слова для совершенствования устной и письменной речи учащихся.
Оборудование: медиа презентация, выставка плакатов, рисунков, афоризмов, соответствующих теме и идее произведения, выставка новинок современной литературы.
Структура читательской конференции
Этапы Формы, методы Ожидаемые результаты
Организацион-но-мотиваци-онный этап 1. Упражнение «Комплиментарий». Создание положительного эмоционального настроя.
2. Определение темы конференции, целеполагание, распределение ролей. Выбор вида деятельности.
Деятельностно -содержательный Выразительное чтение учащимися фрагментов романа, обсуждение поставленных вопросов, дискуссия. Коллективная и индивидуальная деятельность участников конференции, связанная с анализом, осмыслением романа.
Подведение итогов 1. Выступление творческой группы, группы экспертов. 2. Рефлексия. Заключительное слово участников конферен-ции,учителя Оценка деятельности участников конференции.
Содержание конференции Организационно-мотивационный этап Упражнение «Комплиментарий» - пожелание успеха участникам конференции.
Слово учителя. Прежде чем мы приступим к обсуждению произведения, договоримся о правилах. Вы можете работать и индивидуально, и в группах (участники групповой работы - все присутствующие на конференции). Если необходимо время для подготовки ответа, лидер группы заявляет об этом. Время определяется по согласованию с участниками конференции.
Творческая группа в течение конференции готовит плакат, отражающий самые интересные суждения участников конференции, создает иллюстрации к роману.
Группа экспертов определяет номинантов:
• «Знаток содержания романа «Дающий»,
• «Эрудит»,
• «Философ»,
• «Самый толерантный»,
• «Самый красноречивый».
Деятельностно-содержательный этап
(вся работа сопровождается слайдовой презентацией)
- Кто я такой? Зачем я живу? Каков наш мир? Почему он такой? Эти и другие вопросы мы задаем, вновь и вновь открывая для себя произведения классической и современной литературы.
- Обратимся к стихотворениям уральского поэта Ксении Александровны Некрасовой.
Ролик «Стихотворения Ксении Некрасовой», автор - А. С. Рязанова
- Какие сочные краски, выразительные образы, какое удивительное сочетание простоты и ясности языка. Не правда ли, мир, созданный поэтическим воображением Ксении Некрасовой, прекрасен. Это наш мир, такой привычный, хорошо знакомый. Но он может быть и другим. Об этом, другом, мире повествуется в романе-антиутопии Лоис Лоури «Дающий» (1993г.).
- Сам автор так презентует произведение: «Я сделала так, чтобыг уютныш и безопасныгй мир Джонаса понравился читателю. Я выгбросила из него всё, что не любила сама: насилие, бедность, предрассудки и несправедливость. Все мои персонажи вежливы и обходительны - ведь мне так нравятся эти качества в людях. Прекрасным мир! В этом мире даже не нужно мыть за собой посуду. Ах, как бы мне хотелось остановиться на этом!» [Лоури 2011: 4].
- Но хорош ли идеальный мир? Может ли человек быть в нем по-настоящему счастлив? Задумаемся над вопросами вместе, обратившись к главам романа.
- Кто является главным героем романа? Каким вы его представляете?
- Каков мир, в котором живут Джонас и его сверстники? Опишите его, используйте цитаты романа.
• «Это быгл один из ритуалов - делиться чувствами. Иногда Джонас и Лили спорили, кто будет первыгм. Их родители, конечно, тоже принимали участие в ритуале, они тоже делились своими чувствами каждый вечер».
• «Церемония Годовалыгх - всегда шумная и веселая. Каждыш декабрь Младенцыг, рожденныге в течение года, становятся Годовалыми. По очереди - детей ровно пятьдесят, если никого не удалили, - их выгносят на сцену Воспитатели, которыге заботились о них с рождения».
• «Велосипедыг получали Девятилетние, до этого возраста ездить запрещалось. Но почти всегда старшие братья и сестры учили младших кататься, Джонас и сам уже подумывал, не пора ли заняться этим с Лили. Шли разговорыг о том, чтобы поменять Правила и выдавать велосипеды в более раннем возрасте. Комитет изучал этот вопрос.
Когда Комитет изучал что-нибуды, люди всегда шутили, что членыг Комитета раныше станут Старейшинами, чем поменяют Правила».
• «Поменяты Правила быгло невероятно сложно».
• «Любой член коммуныг мог попроситы лекарство - даже ребенок. Когда Джонас прищемил палец дверыю, он сразу же сообщил об этом Матери по громкоговорителю, она потребовала обезболивающее и его тут же доставили прямо к дому».
• «Церемония Двенадцатилетних быгла последней Церемонией. Самой важной. Это быгла церемония Назначения. Узнаты про Назначение заранее совершенно невозможно. Распределение быгло секретным, им занималисы лидеры коммуны - Ста-рейшиныг».
Материал для обобщения. Все в этом мире коммуны продумано, рационально, разумно организовано, предопределено. Всеми соблюдается порядок, все живут в мире и согласии. Обратим внимание на некоторые детали:
• «Каждыш носил идентификационныгй значок на своей форме».
• «Зеркал в коммуне почти не быгло - не то чтобы они были запрещены , просто никто в них не нуждался, и Джонасу часто и в голову не приходило посмотреты на свое отражение, когда он оказыг-вался рядом с зеркалом».
• «После Двенадцати возраст уже неважен. Болышинство из нас со временем просто забышают, сколыко им лет».
- Как вы думаете, почему жители коммуны, одновременно являются носителями и идентификационного знака, и имени, но не имеют ни фамилии, ни отчества?
- Почему ни дети, ни взрослые не пользовались зеркалами?
- Почему забывали о своем возрасте?
Материал для обобщения. Мир, изображенный в романе, совсем не похож на наш мир. Его законы предельно просты. Каждый год должно появиться на свет от женщин, чье назначение - быть в течение трех лет роженицей, 50 младенцев. Лишних удаляли. Идентификационный номер указывал на очередность рождения человека, а чтобы не было путаницы, каждому назначалось еще и имя. Никто не знал, кто его родители, потому что их, в принципе не было. Все одевались одинаково, ели одну и ту же пищу, вели себя одинаково.
Не было необходимости в зеркалах, потому что они предназначены для того, чтобы человек проявлял индивидуальность, был непохожим на других. А в этом мире отличаться нельзя. Одинаковость во всем - основной закон жизни.
Для каждого обитателя коммуны был предопределен и срок жизни. В указанный день ему назначалось удаление. Процесс удаления тоже прост. Одна инъекция, один укол - и человека нет.
- Джонасу, как и всем его сверстникам, при достижении 12 лет надлежало получить назначение. Старейшины решали, кому кем следует быть, какова его дальнейшая роль - основная роль всей жизни. Каждый получал папку с правилами. Напомним инструкции, данные Джонасу:
«...ДЖОНА С, ПРИНИМАЮЩИЙ ВОСПОМИНАНИЯ
1. Сразу после уроков иди в Пристройку к Дому Старых, там подойди к Служителю.
2. Сразу после Обучения иди домой.
3. С этого момента ты1 можешы не соблюдать Правило о грубости. Ты1 можешы задаты любой вопрос любому члену коммуныг и получиты ответ.
4. Запрещается обсуждаты Обучение с любыим членом коммуныг, включая родителей и Старейшин.
5. Запрещается Пересказ Снов.
6. Запрещается приниматы лекарства при травмах и болезнях, связанныгх с Обучением.
7. Запрещается подаваты прошение об Удалении.
8. Разрешается лгаты».
- Что нового вносят в характеристику мира коммуны «запреты - разрешения» инструкции.
Материал для обобщения. Этот мир построен на лжи, все в нем фальшивое. Понятия «равенство», «справедливость», «честность», «порядок» относительны, правила существуют не для всех, многое значимое для обычного человека запрещено.
- Почему именно Джонаса назначили Принимающим Воспоминания?
Материал для обобщения.
«Он продемонстрировал наличие всех необходимых для Принимающего качеств...
- Ум... Джонас всегда быгл лучшим учеником в классе.
- Честность. Джонас, как и все мы, допускал промахи. Но мы всегда надеялисы, что он сразу же явится для наказания, и он всегда так и делал.
- Мужество...
- Четвертое важнейшее качество - это мудрость. Джонас пока им не обладает. Мудросты придет в процессе Обучения.
- Принимающий должен иметы еще одно качество, и его я могу толыко назваты, но не опи-саты. Я не понимаю, что это. И вы, членыг коммуны, не поймете тоже... Это Способность Видеть Дальше».
- Как, при каких обстоятельствах впервые проявилась Способность мальчика Видеть Дальше?
- Обратимся к тексту (чтение текста одним из учащихся):
«Вдруг, следя глазами за летящим яблоком, Джонас заметил, что оно - вот как раз этого он и не мог объясниты словами - оно изменилосы. На одно мгновение. Он помнил, что это произошло, когда яблоко быгло в воздухе. Джонас поймал его и внима-телыно осмотрел, но это быгло то же самое яблоко. Никаких изменений - тот же размер, та же иде-
ально круглая форма. Того же неопределенного оттенка, что и его одежда.
Не быгло в этом яблоке ничего особенного. Он повертел его в руках и бросил обратно Эшеру. И опять - в воздухе, всего на одну секунду - оно изменилось.
И так четыгре раза».
- Как вы понимаете, в чем, прежде всего, проявилась эта Способность?
Материал для обобщения. Мир, изображенный в романе, во многом не похож на наш. Но одним из важных его отличий является отсутствие цвета. Все в этом правильном мире бесцветное.
«Когда-то, во времена воспоминаний, у всего были форма и размер, как и сейчас, но еще был признак, который назывался цветом. Цветов было много... Наш народ сделал выгбор. Выгбор в пользу Одинаковости. До меня и до того, кто был до меня, и еще и еще раньше. Мы отказались от цвета тогда же, когда отказались от солнечного света и вообще различий».
Джонас, прежде всего, отличался от других тем, что он смог различать цвета.
- Мы живём в мире цвета и совершенно не задумываемся о том, какова его роль. Мы устраиваем своё жилище, едим пищу, носим одежду и, окружая себя всевозможными вещами, совершенно не принимаем во внимание влияние цвета на нашу жизнь. Как цвет влияет на жизнь человека? Какую роль играет цветовая гамма?
- В произведениях каких поэтов, писателей подчеркивается значимость цвета в жизни человека? (М.Ю. Лермонтов «Белеет парус одинокий», «Тучи», А.С. Пушкин «Осень», Стендаль «Красное и черное», символика цвета играет важную роль в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», Л.Н. Толстого «Война и мир», в рассказе А.П. Чехова «Человек в футляре», в лирике поэтов-символистов).
Материал для обобщения. Символика цвета имеет давнюю историю. Люди с незапамятных времен придавали особое значение чтению «языка красок», что нашло отражение в древних мифах, народных преданиях, сказках, различных религиозных и мистических учениях. При этом краски символизировали и социальное положение людей, и их различные психологические состояния. Это проявлялось в подборе одежды определенных цветов, народных поговорках, обрядах. У разных народов сложилась определенная символика красок, дошедшая до наших дней. Цвет свидетельствует о многообразии, богатстве мира, о полноценности жизни.
- Какой цвет прежде всего смог различать Джонас? Почему?
Материал для обобщения. (Возможно чтение по ролям.)
«- Посмотри на тот книжный стеллаж, позади стола. Видишь книги на верхней полке?
Джонас нашел их глазами. Он посмотрел на них, и они изменились. Но ненадолго. Всего на пару секунд.
- Это случилось с книгами тоже. Но опять ушло.
- Выгходит, я прав. Ты1 начинаешь видеть крас-ныш цвет.
- Что?
Дающий вздохнул.
- Как это объяснить? Когда-то, во времена воспоминаний, у всего были форма и размер, как и сейчас, но еще был признак, который назывался цветом. Цветов быгло много, и один из них назыгвал-ся красныгм. Тот самыгй, которыгй ты1 начинаешь видеть. У твоей подруги Фионыг рыгжие, отливающие красным волосы - очень редкий цвет, я давно уже ее заметил. Когда ты упомянул волосы Фионы , я сразу подумал, что ты1 начал видеть красныгй».
Красный издавна имеет определенную символику. Во многих языках слово «красный» обозначает и цвет, и вообще все красивое, прекрасное. У полинезийцев оно является синонимом слова «возлюбленный». В Китае об искреннем, откровенном человеке говорят «красное сердце», тогда как сердце дурного, коварного человека черно. Символические значения этого цвета очень многообразны и, порой, противоречивы. Красное символизирует радость, красоту, любовь и полноту жизни, а с другой стороны - вражду, месть, войну. Красный является основным геральдическим цветом. На знамени он символизирует бунт, революцию, борьбу. Интересно, что у многих племен Африки, Америки и Австралии воины, готовясь к схватке, раскрашивали тело и лицо в красный цвет. Карфагенцы и спартанцы носили во время войны красную одежду. В древнем Китае повстанцы называли себя «красные воины», «красные копья», «красные брови». Красное обозначает также власть, величие. В Византии только императрица имела право носить красные сапожки. Император подписывался пурпурными чернилами, восседал на пурпурном троне. У многих народов красный цвет символизирует юг, пламя и жару.
Так, красный - цвет, свидетельствующий о полноценной жизни, жизни в разных ее проявлениях».
- Почему автор лишил мир коммуны красок?
Материал для обобщения. (Возможно чтение
по ролям.)
«- А почему все не могут их видеть? Почему цвет пропал?
Дающий пожал плечами.
- Наш народ сделал выгбор. Выгбор в пользу Одинаковости. До меня и до того, кто был до меня, и еще и еще раньше. Мы отказались от цвета тогда же, когда отказались от солнечного света и вообще различий. - Он задумался. - Мы научились контролировать многие вещи. Но вынуждены были от многого отказаться.
- Не надо быто! - яростно крикнул Джонас...
. - Понимаете. - Джонас замолчал, чтобы
подумать. - Если все одинаковое, то нет никакого выбора!.. »
Отсутствие цвета соотносится с пустотой, бес-телесностью. Мир рационально организованный, упорядоченный, одинаковый лишен контрастов, жизни, в конечном итоге бесцветный мир ассоциируется со смертью. Так автор выражает свое отношение к изображенному миру.
- Обратимся к тексту (чтение по ролям):
«- Сэр? - робко начал Джонас.
- Да? Ты1 хочешь что-то спросить?
- Ну, просто я не знаю, как вас зовут. Я думал, вы Принимающий, но вы сказали, что теперь Принимающий я. Так что я не знаю, как мне вас назыгвать.
Старик опустился в мягкое кресло. Он повел плечами, словно пытаясь избавиться от неприятного ощущения. Он выгглядел очень усталыгм.
- Зови меня Дающий, - сказал он Джонасу».
- Как называется художественный прием, используемый автором в именовании героев «Принимающий», «Дающий»? (говорящие имена).
- Какова роль этого художественного приема? (говорящие имена - это средство характеристики персонажей, этот прием позволяет автору выразить свое отношение к героям, помогает раскрыть идею произведения).
- Почему автор именует Джонаса Принимающий?
Материал для обобщения. «У тебя есть Способность Видеть Дальше. А еще ты обретешь мудрость. И цвета тоже. И многое другое». Автор подчеркивает способность мальчика принять иной взгляд на окружающий мир, увидеть его достоинства и недостатки, готовность поступать вопреки принятым нормам.
- Учитель Джонаса замечает: «У всех в комму -не есть воспоминания в пределах одного поколения. А ты можешь уходить дальше». Как раскрывается тема памяти в романе?
Материал для обобщения. Память - основа человеческой личности. Наша память бережно хранит многое: детали, лица, события - все то, что делает нашу жизнь объемной, глубокой, осмысленной. Наша память хранит тепло отчего дома, она наполняет сердце радостью, когда вспоминаются счастливые моменты жизни, она напоминает нам и том, что жизнь несет в себе и боль страданий, боль утраты.
Мы во многом похожи, но наши воспоминания помогают нам осознавать себя индивидуальностью в огромном мире людей. Человек не может состояться как личность без воспоминаний о семье, предках, своем роде, своей Родине. Благодаря памяти человек осознает себя частью народа, его истории, так он обретает мудрость.
- Почему роман называется «Дающий»?
Материал для обобщения. Способность
Джонаса Видеть Дальше развивается благодаря мудрости Учителя, который дал ему возможность обрести память, а вместе с ней способность чувствовать, любить, страдать. Учитель не случайно назван автором Дающий. Он дал своему ученику самое главное - живую, трепетную душу. По мнению автора, учитель - наиболее важный человек в общест-
ве, поскольку именно он занимается воспитанием будущего поколения. Будущее народа во многом зависит от того, какой фундамент заложат учителя, каким взрастят молодое поколение. Учитель должен быть духовно богатой личностью, подвижнически служащей людям. Только такой учитель заслужит уважение, сможет повести за собой. Таким представлен Дающий в романе. Так автор решает еще одну важную проблему - проблему роли учителя в общественной жизни.
- Роман «Дающий» - антиутопия. Как бы вы объяснили, что такое антиутопия?
Материал для справки.
«Антиутопия (англ.dystopia) - направление в художественной литературе и кино, в узком смысле - описание тоталитарного государства, в широком смысле - любого общества, в котором возобладали негативные тенденции развития. Впервые слово “антиутопист” (dystopian) как противоположность “утописта” (utopian) употребил английский философ и экономист Джон Стюарт Милль в 1868 году. Сам же термин “антиутопия” как название литературного жанра ввели Гленн Негли и Макс Патрик в составленной ими антологии утопий «В поисках утопии».
В середине 1960-х термин “антиутопия” (antiutopia) появляется в отечественной, а позднее - и в англоязычной критике. Есть мнение, что англ. antiutopia и англ. dystopia - синонимы. Существует также точка зрения (как в России, так и за рубежом), различающая антиутопию и дистопию. Согласно ей, в то время как дистопия - это “победа сил разума над силами добра”, абсолютная антитеза утопии, антиутопия - это лишь отрицание принципа утопии, представляющее больше степеней свободы. Тем не менее, термин антиутопия распространён гораздо шире и обычно подразумевается в значении dystopia» [Википедия].
Материал для обобщения. Любая антиутопия - это предупреждение нам, живущим, напоминание об ответственности за настоящее и будущее. Какой будет наша жизнь? Простой, предсказуемой, безболезненной, как в коммуне? Или наполненной чувствами, воспоминаниями, любовью? Все зависит от нашего выбора.
Чтение по ролям:
«Джонас наконец решился открыться.
- Я подумал... Это, конечно, быгло не самое ра-
зумное устройство жизни. Старыге там же, где и все остальныге, а не в специальном месте, где за ними ухаживают, как сейчас, да и вообще сейчас все гораздо лучше продумано. И все-таки мне кажется, что это быгло здорово. И что быгло быг здорово, если быг и сейчас все так быгло и выг быгли быг моим дедушкой. Эта семья в воспоминании казалась немного более. - Джонас запнулся, пытаясь по-
добрать нужное слово.
- Немного более полной? - предложил Дающий.
Джонас кивнул.
- Мне понравилось чувство любви, - признался он...
- Я быг хотел, чтобыг все и сейчас быгло так, -прошептал Джонас. - Конечно, - торопливо доба-
вил он, - я понимаю, что это не очены разумно. И сейчас все гораздо лучше организовано. Я понимаю, что это быгло очены опасно - так житы.
- Опасно?
Джонас задумался. Он сам не до конца понимал, что имеет в виду. Но чувствовал, что угроза есты.
- Ну, - ему показалосы, он нащупал объяснение, - у них огоны горел прямо в комнате. В очаге. И свечки на столе тоже горели. Отлично понимаю, почему все это запретили. И все же, - подумав, заключил он, - мне нравился свет, которыгй они излучали. И тепло...
. Он чувствовал себя немного виноватым, но ничто не заставило быг его вернутыся к миру, в котором нет чувств. Миру, где он жил так долго...»
- Как вы понимает смысл финала произведения:
«Он заставил себя открыгты глаза. Санки не-слисы вниз, и вдруг он увидел огни. Он сразу их узнал. Он знал, что они светят через окна, что это те красные, желтые и синие огоныки, что горят на деревыях в домах, где семыи создают и хранят воспоминания, где люди славят любовы» ?
Материал для обобщения. Джонас многому научился у своего Учителя. Он понял самое главное: важны не только чувства, но и поступки. Он смог сделать свой выбор. Правильный выбор. Он выбрал мир, в котором есть любовь.
- Лоис Лоури предваряет свой роман посвящением: «Детям, в чьих руках наше будущее». Как вы думаете, почему?
- Произведения каких писателей также можно было бы сопроводить словами Лоис Лоури?
Материал для обобщения. Роман не случайно включен в образовательную программу школ США, Канады, Австралии, заинтересовал читателей России. Мысли нашей современницы Лоис Лоури созвучны мыслям Пушкина и Лермонтова, Толстого и Чехова. Мир наш таков, каковы мы, наше отношение к нему. Наше будущее зависит от всех нас, от нашей памяти, способности выбирать между добром и злом, между созиданием или разрушением. Основа всей нашей жизни - любовь, ибо без любви человек пуст.
Два чувства дивно близки нам -В них обретает сердце пищу -Любовы к родному пепелищу,
Любовы к отеческим гробам.
На них основано от века.
По воле бога самого,
Самостояные человека -Залог величия его.
А. С. Пушкин
Этап подведения итогов
1. Выступление творческой группы.
2. Выступление экспертов.
«Комплиментарий» - устно и письменно (по
желанию): заключительное слово участников конференции, учителя.
Википедия / свободная общедоступная мультиязыч-ная универсальная интернет-энциклопедия / интернет-сайт http://www.wikipedia.org.
Лоури Л. Дающий. - М.: Розовый жираф, 2011.
ЛИТЕРАТУРА
Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования. - Приложение к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г.
№ 1897.
Данные об авторе:
Ольга Александровна Данилова - учитель русского языка и литературы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения № 142, методист информационно-методического центра Чкаловского района г. Екатеринбурга.
Адрес: 620902, г. Екатеринбург, ул. Ленина, 15А.
E-mail: [email protected]
About the author:
Olga Alexandrovna Danilova is a teacher of the Russian language and Literature of a Municipal bud jet comprehensive school № 142, a methodologist of the information-methodical centre of Chkalovsk district of Yekaterinburg.