СЛОВО ПРАКТИКАМ
Е. Кузьмина, М. Платонова
НОВАЯ ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: ВЗГЛЯД БИБЛИОТЕКАРЯ
В одной из своих статей американской исследователь детской литературы Дж. Зайпс замечает: «Сегодня мы имеем дело с фактом создания поражающе огромного количества экспериментальных и экстраординарных текстов и иллюстраций в области детской и юношеской литературы <...>, поэтому вы должны были бы превратиться в каких-то фантастических, компьютеризированных роботов, чтобы успеть прочесть и запомнить все работы, представляющие собой ценными и значимыми для юных читателей»1. В кратком обзоре, представленном сотрудницами Ленинградской областной детской библиотеки Екатериной Кузьминой и Марией Платоновой рассматриваются книги, входящие, с точки зрения библиотечных специалистов, в круг «новой детской литературы», характеризуется их тематика и проблематика. Публикация библиографического списка, рубрифицированного по тематическому принципу, отражает наиболее распространенные читательские запросы и дополняет обзор.
Современная детская литература представляет собой огромный поток произведений, затрагивающий широкий спектр различных тем и проблем. Некоторые из них традиционны для детской литературы, а появление других стало возможно только сейчас.
Так, традиционной для детской литературы является тема семьи, переживающая сегодня новый взлет популярности. В «новой прозе» для детей и подростков современные семьи, представлены в своих самых разнообразных формах: многочисленные и маленькие, семьи, где сосуществую представители нескольких поколений и семьи, состоящие из одного родителя и ребенка.
В книге «Вафельное сердце» шведской писательницы Марии Парр читатель видит и то и другое: у главного героя, мальчика по имени Трилле, есть мама и папа, братья и сестры (одна из них — удочеренная), дедушка и дедушкина сестра. Все любят и готовы поддерживать друг друга, взрослые — всегда на стороне детей и пр. У соседки Трилле — девочки Лены есть только мама и Лена часто спрашивает Трилле — а зачем вообще нужны папы? Тем не менее, папа у Лены все-таки появляется, и описание этой коллизии является важной частью книги. Однако в большей степени она рас-
сказывает о дружбе, и, на наш взгляд, это одна из самых светлых детских книг, которая попала в поле зрения библиотекарей за последние время. Еще одна книга Марии Парр под названием «Тоня Глиммердалл» также посвящена взаимоотношениям детей и родителей. Десятилетней Тоне удалось помирить своего крестного с его дочерью, а ведь они не общались друг с другом уже много лет, не в силах просить обиду. Тоне важно, чтобы рядом были взрослые, на которых можно положиться, которые надежны, делая этот мир основательным и настоящим.
В семье Пендервиков, описанной американской писательницей Джинн Бердселл, не хватает мамы. Зато папа, его четыре дочки и большая собака, вечно влипающие во всякие истории, не дадут читателю скучать. Эти истории непосредственны, как сама жизнь, хотя и подводят нас к выводу несколько тривиальному — дети, если им не мешать, всегда сами найдут, чем заняться.
Такая же семейная идиллия описана в книгах нашей соотечественницы Маши Вайсман «Тоска по лобзику» и «Правда, весело?». Хотя, заметим, что идиллия там представлена со скидкой на некую странность и чудаковатость, обязательную в последнее время для героев детской литературы: «В нашей семье все ненормальные. Папа болен чтением... Мама больна очками и танцами... Сестра больна тетрадками и записками... Верунчик (бабушка) больна едой и оценками... а дедушка болен железной дорогой».
Даже в таком жанре, как роман ужасов, звучит семейная тема. Подросток Наиль, герой романа Наиля Измайлова «Убыр» противостоит страшному монстру, прежде всего движимый желанием спасти своих родителей и маленькую сестру.
В повести Юлии Кузнецовой «Где папа?», получившей вторую премию конкурса КНИГУРУ, описывается ситуация, к которой современная детская литература обращается нечасто — отец девочки Лизы арестован и героине кажется, что рушится мир. Поддержка, дружба и взаимопонимание, существующее между Лизой и ее родителями помогает семье выстоять в беде и преодолеть ее.
У мальчика Цацики, героя книги шведской писательницы Мони Нильсон-Брэнстон «Цацики и его семья» есть только мама, но какая! Его мама играет в рок-группе, умеет стоять на голове и шевелить пальцами ног, а еще — очень, очень любит своего сына. И всегда — на его стороне. Потому что помнит, какой сама была в детстве. Папа Цацики — где-то в Греции, он Ловец Каракатиц. Цацики с мамой едут к нему в гости в книге. Потом мама Цацики выходит замуж
за соседа Свена. Мир мальчика расширяется, обрастает новыми родственниками из Греции и новым папой. Папа родной может приехать в гости, с ним можно ловить каракатиц и отдыхать в Греции, и это — хорошо.
Зарубежные авторы часто описывают странных, эксцентричных взрослых. Стоит вспомнить маму-рокершу («Разрисованная мама» Жаклин Уилсон), чудачку-маму Симоны Ульфа Старка («Чудаки и зануды»), папу и дедушку у Барбру Линдгрен («Лоранга, Мазарин и Дартаньян»).
В современной детской литературе представлено много «кризисных» семейных ситуаций, когда, например, родители героев расстались или находятся на грани развода. Ситуация решается авторами по-разному, но видна основная тенденция — ободрить и поддержать героя-ребенка. Зачастую описываются случаи, когда взрослым приходиться поступиться своими желаниями ради детей. В повести «Само собой и вообще», принадлежащей перу классика австрийской детской литературы Кристин Нестлингер, расставание родителей дети переживают очень тяжело, но в итоге ради детей взрослые объединяются в дружбе «на четверых». В повести Юлии Кузнецовой «Помощница ангела» дочь становится примером для матери и помогает той противостоять деспотичному главе семьи.
Ульф Старк благополучно «разводит» родителей своего героя («Когда танцуют белые медведи»), отстаивая право ребенка выбирать, с кем ему оставаться жить. Но другой герой Старка идет на разные ухищрения, чтоб найти жену для отца, остро ощущая неприкаянность отца и неполноту семьи (повесть «Сикстен»).
Даже при беглом знакомстве с современной детской литературой можно заметить, что несмотря на нарекания части родителей и критиков о том, что «новая детская литература» расшатывает семейные устои, большинство авторов высоко ставят семейные ценности и стремятся привить свои взгляды юному читателю.
Правда, есть одна книга, которая в данном случае стоит особняком. Речь идет о книге молодой немецкой писательницы Беаты Терезы Ханики «Скажи, Красная Шапочка», где описывается странная и страшная для детской литературы ситуация: девочке Мальвине тринадцать лет, и на протяжении половины своей короткой жизни она подвергается «извращенной любви» со стороны своего дедушки, а бабушка и родители девочки как будто ничего не замечают, или искусно делают вид... Несмотря на такую провокационную тему, книга написана тонко и без излишнего натурализма.
Сравнительно новый сюжет в сфере семейной тематики для детей — это истории усыновления. Зачинателем этой темы среди отечественных писателей можно считать Дину Сабитова с ее «Сказками про Марту», повестями «Где нет зимы», «Три твоих имени». Об этом же — книга Тамары Михеевой «Легкие горы»: о том, как важно и сложно ребенку остаться самим собой и в то же время стать членом новой семьи, как не чувствовать себя чужим и ненужным, как семье принимать нового, «другого» человека, смиряясь с его особенностями, как сохранять доверие друг к другу и стать «одним целым». В зарубежной литературе эту тему раскрывают Жаклин Уилсон в повестях «Дневник Трейси Бикер», «Девочка-находка» и «Полночь», и Кэтрин Паттерсон («Великолепная Гилли Хопкинс»).
Кроме семьи, в жизни ребенка есть еще и школа. Сейчас школьная тема возвращается на станицы детской литературы и вновь становится популярной. Интересно отметить, что основные проблемы и сюжеты школьной прозы остались теми же, что и раньше: появление в классе «новенького», борьба за лидерство, поиск друзей, первая любовь, конфликты с учителями и одноклассниками. Повседневную школьную жизнь обычного седьмого класса, со всеми ее реалиями и перипетиями, описывают Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак в повести «Типа смотри короче». Повесть этих же авторов «Хочу в школу!» рассказывает о том, как школьники творчески применили на практике полученные в «необычной школе» знания, как они защищали родную школу и осваивались среди «обычных» людей.
«Освоиться» в новом коллективе нужно и герою «Шоколадной войны» американского писателя Роберта Кормье. В закрытой школе свои законы, а в «клубе» учеников они еще строже, и все испытания надо пройти не дрогнув — например, дерзить самому страшному учителю и не участвовать в благотворительной продаже конфет.
На сюжете школьного конфликта основывается и повесть известной шведской писательницы Анники Тор «Правда или последствия». Чтоб завоевать дружбу «лидера» Норе приходится на многое пойти, в том числе и на предательство, воровство и подлость. Она плывет по течению, ругается с матерью, она не хочет ни с кем разговаривать, потому что внутренне ощущает свою неправоту. В книге открытый финал, что оставляет простор для размышлений читателя-подростка.
Школьная жестокость — классическая тема литературы для подростков — легла в основу повести английского писателя Евгения Тривизаса «Потерянные имена». Возвращается и популярная
некогда форма школьной повести — дневник школьника. Повести и рассказы Евгении Ярцевой в сборнике «Апельсиновый зонтик» представлены в виде дневника ее героини-подростка.
К жанру школьной повести можно отнести книгу известной петербургской писательницы Екатерины Мурашовой «Гвардия тревоги». Кажется, здесь собраны все типажи — «новенькая», «отличник», «хулиган», «хороший учитель» и проч. Основной конфликт повести, правда, пролегает вне школьной жизни. Перед читателями предстает современная история «тимуровцев», с погонями, тайнами, убийством, яркими характерами героев и на фоне пронзительных видов Петербурга.
В школу солнечной Италии 1950-х гг. можно попасть, читая книгу Бьянки Питцорно «Послушай мое сердце». Прекрасно описывая характеры итальянцев, автор рассказывает историю двух подруг, которые учатся в школе для девочек, проказничают и борются с самодуршей-учительницей, придирающейся к бедным ученицам.
Проблема социального неравенства затрагивается во многих современных отечественных книгах для подростков.
Повести Илги Понорницкой, вошедшие в сборник «Эй, рыбка!» описывают героиню-подростка, которая выбивается из грубой окружающей действительности, где взрослые гоняться лишь за деньгами, торжествует преступность, а окружающие глухи ко всему, кроме себя.
Герой повести Эдуарда Веркина «Друг-апрель» живет в условиях такой нищеты, что его история может показаться фантастической. Но в книге описывается не только борьба за существование и преодоление препятствий, но и чувство первой любви, которое пеживают герои
В повести Аи эН «Библия в ЗМЗках» перед читателем предстают две крайности: жизнь девочки Евы, растущей в среде столичных богачей и жизнь мальчика из глубинки Салима. Темы первой любви, подросткового самоопределения, конфликтов со взрослыми разворачиваются на фоне напряженного социального противостояния.
Предметом детской литературы сегодня становится не только тема социального неравенства. «Другие» герои — инвалиды, представители разных национальностей и пр. появляются сейчас на страницах книг для детей и подростков все чаще и чаще.
Книги для самых маленьких — «Обнимите меня, пожалуйста!» и «Хорошо, что я такой!» англичанина Джона Роу, «Иван Иванович не такой, как все» норвежца Хенрика Ховланда, «Маленький кро-
кодил и большая любовь» немки Даниелы Кулот, равно как и произведения еще многих атворов, прямо говорят, что «другие» — не значит «плохие», и если у каждого из нас есть свои особенности, то это хорошо.
Для подростков проблемы толерантности освещаются не в таком прямолинейном и однозначном ключе. Актуальной, например, продолжает оставаться сложная и болезненная тема межнациональных конфликтов.
Одна из заметных книг на эту тему — тетралогия Анники Тор, стоящая из книг «Остров в море», «Пруд белых лилий», «Глубина Моря», «Открытое море» и истории Джин Литтл «Неуклюжая Анна» и «Ты слышишь пение?». Это едва ли не единственная попытка в детской литературе рассказать о трагедии Холокоста, что, в то же время, не мешает автору описывать мир девочки со всеми его радостями, горестями и заботами. Анника Тор говорит о взаимоотношениях девочки-подростка со сверстниками и взрослыми, о первой любови, взрослении, поисках идентичности и пр. не отказываясь, однако, от коллизий, связанных с «еврейством» героини.
Издательство «Компас-Гид» начало выпуск серии книг для юношества, посвященных особенностям жизни в странах, где сосуществуют разные культуры. Первая в выпуске книга — повесть «Фотография на память» Марии Мартиросовой рассказывает об армяно-азербайджанском конфликте. Иносказательно тема этнических конфликтов поднимается в фэнтэзийных книгах Сильваны де Мари «Последний эльф» и Евгениоса Тривизаса «Последний черный кот».
Но люди могут выделяться среди себе подобных не только национальной принадлежностью, но еще и личными особенностями, странностями, болезнями и пр. Теме инвалидов и их жизни в обществе посвящено в последнее время множество подростковых книг.
В современной отечественной литературе первопроходцем, пожалуй, стала Екатерина Мурашова с повестью «Класс коррекции», где рассказывается о мальчике с тяжелыми симптомами ДЦП. Он смог вписаться в новый класс, в том числе и потому, что умел смеяться над собой, хотел обрести друзей и ладить с людьми. Эта повесть вызвала нарекания у многих взрослых читателей и критиков, оставшихся недовольными тем, что реальные проблемы детей-инвалидов и изгоев решаются в фантастическом мире.
Жизнь одиннадцатилетней Мелоди, героини повести американской писательницы Шэрон Дрейпер «Привет, давай поговорим» протекает исключительно в реальном мире. Мелоди — девочка из инвалидной коляски, которая не может себя обслуживать, и не может
сказать ни одного слова, и общается с окружающими при помощи нескольких слов на планшете. Все считают Мелоди умственно отсталой. Но на самом деле — внутри нее существует богатый мир мыслей и фантазий, она знает множество слов и фактов, но только не имеет возможности сказать об этом...
Маленькому герою книги американской писательницы Синтии Лорд «Правила: не снимай штаны в аквариуме» точно не удастся стать таким, как все. Дэвид — аутист, ребенок, который живет по своим законам. Чтоб приблизить его к жизни в обществе, его сестра Кэтрин составляет для него правила этой жизни. Дэвид «достал» Кэтрин своими особенностями, но она очень любит его, хотя и стесняется. В центре, куда она его водит, Кэтрин знакомится с мальчиком-ровесником в инвалидном кресле, который, к тому же не может говорить. Ей удается с ним подружиться, но как ей сказать новой подруге, что ее друг — инвалид, как пригласить его на школьную вечеринку? Героиня повести Бетси Байерс «Лебединое лето» тоже переживает из-за особенностей младшего брата, из-за проблем в семье, из-за самой себя. Она начинает видеть выход из сложного лабиринта негативных чувств, когда, потеряв заблудившегося брата, понимает, что на самом деле любит его.
Особый взгляд на мир иногда может помогать замечать всякие мелочи и разгадывать детективы — как, например, герою романа Марка Хэддона «Загадочное ночное убийство собаки» или героям повести Андреаса Штайнхефеля «Рико, Оскар и тени темнее темного».
В отечественной литературе тоже есть место «особым людям». Правда, они чаще выступают второстепенными персонажами повествования, как, например, в одном из рассказов Дарьи Вильке из сборника «Грибной дождь для героя» или в ее же повести «Тысяча лиц тишины». Основные темы прозы Вильке, где фигруриуют «особые герои», — ответственность, милосердие, способность понять и услышать другого человека.
Отдельно стоит выделить книги, рассматривающие проблемы, которые можно было бы назвать общефилософскими. К таковым относится, например, фантастическая повесть «Вечный Тук», написанная классиком американской литературы Натали Бэббит в 1975 г. и переведенная на русский почти сорок лет спустя, роман-фэнтези известной российской писательницы Марины Аромштам «Легенде об Ураульфе», антиутопия американского автора Лоис Лоури «Дающий».
Попадают в поле зрения библиотекарей и книги, которые можно было охарактеризовать как христианские, хотя они принадлежат
к разным литературным традициям. «Маленький герцог Ришар Бесстрашный» английской писательницы XIX в. Шарлотты Янг — классическая воспитательная книга девятнадцатого века в хорошем смысле слова. Новой ее можно назвать лишь потому, что по-русски она была издана только в 2012 г. Ришар становится герцогом после гибели своего отца, хотя он еще совсем ребенок. И Ришару приходится учиться быть храбрым, милосердным, мудрым, словом, всему, что необходимо христианину. Совсем другого рода история происходит в книге испанского автора Х. М. Санчеса-Сильва «Марселино Хлеб-и-Вино». Марселино — подкидыш, который воспитывается в монастыре. Однажды он находит на чердаке большое распятие и начинает с ним говорить. Марселино не вполне понимает, что происходит, и разговаривает не с Богом, а с Человеком. И не только разговаривает, а даже кормит, таская с кухни еду. Заканчивается книга крайне нетипично для привычной нам детской литературы: Марселино умирает, отправляется на небо, чтобы встретится там со своей умершей матерью, и это — не трагедия, это — радость.
Смерть главного героя — мотив для детской литературы нетипичный, однако в списке новой литературы есть еще одна книга, которая так и называется — «История моей смерти», написанная молодым автором Антоном Дубининым. Это произведение, обозначенное автором как «повесть-сказка», скорее напоминает современный рыцарский роман, где рассказывается история подростка, живущего и взрослеющего в мире, похожем на европейское Средневековье. Темы те же, что и в реалистических произведениях: любовь, ответственность, отношения с другом, но раскрыты они в необычном ключе. Отношения со временем, вечностью и историческими эпохами — тема сложная, но современные смело авторы предпринимают попытки поговорить со своим читателем о подобных вещах. «Время всегда хорошее» — так назвали свою книгу Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак. В ней мальчик из прошлого и девочка из будущего меняются местами и каждый находит себя в чужом времени, понимая при этом, что нет хороших и плохих времен и все времена по-своему хороши. В книге этих же авторов «Москвест» герои попадают в IX в., и, постепенно двигаются вперед до времени настоящего. О связи прошлого с настоящим говорит в своей фантастической повести «Ямы» американский автор Луис Сашар. Предок главного героя не выполнил данное обещание и всю его семью преследуют неудачи. А когда герой, сам того не зная, исполняет давний долг, судьба поворачивается к нему лицом. Героиня книги американской писательницы Ребекки Стед «Когда мы встретимся», написанной на
стыке жанров фэнтизи и школьного романа оказывается в еще более сложной ситуации: ее преследует странный человек из будущего, один из ее знакомых, который вернулся в прошлое, чтобы спасти самого себя от смерти. На фоне этих таинственных перемещений во времени разворачивается история взаимоотношений героини с родными, история ее дружбы, школьная жизнь и т. д.
Разумеется, современная детская литература отнюдь не исчерпывается перечисленными выше темами и книгами, в ней есть и другие произведения, заслуживающие внимания. Но в любом случае можно сказать, что современная детская и подростковая литература существует, развивается и далека от упадка.
Примечание
1 Zipes, Jack The Multicultural Contradictions of International Children's Literature: Three Complaints and Three Wishes // Relentless Progress: The Reconfiguration of Children's Literature, Fairy Tales, and Storytelling. N. Y.: Routledge, 2009. P. 69-77.
НОВАЯ ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: КНИГИ ИЗ ФОНДОВ ЛОДБ
Тема: Взаимоотношения в семье
1. Бердселл, Джинн. Пендервики : Летняя история про четырех сестер, двух кроликов и одного мальчика, с которым было не скучно: пер. с англ. / Д. Бердселл; пер. Н. Калошина ; худож. Н. Салиенко. — Москва : Розовый жираф, 2011. — 293 [2] c. : ил. — В 2005 г. книга получила премию Национального книжного фонда — Ассоциации издателей, писателей и критиков США — 7000 экз.
2. Вайсман, Мария Евгеньевна. Тоска по лобзику: рассказы / М. Е. Вайсман ; худож. П. Ю. Перевезенцев. — Москва: Август, 2009. — 143 c. : ил. — (Рассказы русских писателей). — 3000 экз.
3. Измайлов, Наиль. Убыр : [роман] / Н. Измайлов ; худож. И. Кучма. — Санкт-Петербург : Азбука, 2012. — 320 c. : ил. — Книга - номинант на премию Национальный бестселлер (2012), победитель (3-е место) Международного детского литературного конкурса им. В.П. Крапивина (2012). — С автографом автора (Ленинградская областная детская библиотека) — 10 000 экз.
4. Кузнецова, Юлия. Где папа? — М.: ИД Мещерякова, 2013. — 248 с. — (NET. NA.KARTE)
5. Нестлингер, Кристине. Само собой и вообще : семейный роман. где есть о чем поразмыслить и над чем посмеяться : пер. с нем. / К. Нестлингер ; пер. В. В. Комарова ; ил. З. М. Сурова, Ф. Л. Суров. — Москва : Самокат, 2008. — 189 [2] c. : ил. — (Лучшая новая книжка). — 5000 экз.
6. Нильсон, Мони. Цацики и его семья : пер. со швед. / М. Нильсон ; худож. П. Линденбаум ; пер. М. Людковская. — Москва : Самокат, 2011. — 150 [1] c. : ил. — (Лучшая новая книжка). — 5000 экз.
7. Парр, Мария. Вафельное сердце : пер. с норв. / М. Парр ; пер. О. Дробот ; худож. С. Касьян. — Москва : Самокат, 2008. — 203 [4] c. : ил. — (Лучшая новая книжка). — 5000 экз.
8. Парр, Мария. Тоня Глиммердал : пер. с норв. / М. Парр ; пер. О. Дробот ; ил. О. Бухаров. — 2-е изд. — Москва : Самокат, 2011. — 280 c. : ил. — (Лучшая новая книжка). — 7000 экз.
9. Патерсон, Кэтрин. Странствие Парка : пер. с англ. / К. Патерсон ; пер. О. Антонова ; худож. А. Власова ; авт. послеслов. О. Бухина. — Москва : Центр Нарния, 2009. — 201 [2] с. : ил. — (Тропа Пилигрима). — Указ. в конце кн. — 3000 экз.
10. Петрова, Анастасия Дмитриевна. Волки на парашютах : маленькая повесть в рассказах / А. Д. Петрова ; худож. Е. Болгова. — Санкт-Петербург : Гриф : Детгиз, 2012. — 107 [4] с. : ил. 3000 экз
11. Старк, Ульф. Пусть танцуют белые медведи : пер. со швед. / У Старк ; пер. О. Мяэотс ; худож. А. Вронская. — Москва : Самокат, 2008. — 173 [3] с. : ил. — (Лучшая новая книжка). — 5000 экз.
12. Старк, Ульф. Умеешь ли ты свистеть, йоханна?; Сикстен : пер. со шв. / У Старк ; Пер. О. Мяэотс; Илл. Я. Хорева. — Москва : Самокат, 2005. — 122 с. : ил. — (Лучшая новая книжка)
13. Файн, Энн. Пучеглазый : пер. с англ. / Э. Файн ; пер. О. Н. Мяэотс; худож. С. Касьян. — Москва : Самокат, 2011. — 205 [1] с. : ил. — (Лучшая новая книжка). — Автор - офицер ордена Британской империи, член Королевского лит. общества, лауреат британской лит. премии British Book Awards и обладатель престижной премии Guardian Award, двукратный обладатель Медали Карнеги. 3000 экз.
14. Ханика, Беате Тереза. Скажи, Красная Шапочка : [роман] : пер. с нем. / Б. Т. Ханика ; Пер. В. Комарова. — Москва : КомпасГид, 2011. — 191 с. — Книга - лауреат 12 премий, в т.ч. вошла в Почетный список IBBY(2012), «Белые вороны»(2010). — 3000 экз.
Тема: Приемные дети
1. Михеева, Тамара Витальевна. Легкие горы / Т. В. Михеева ; худож. В. Ермолаев. — Москва : Изд. дом Мещерякова, 2012. — 224 с. : ил. — Автор - лауреат Национальной премии по детской литературе «Заветная мечта» (2007), лауреат Международного конкурса им. С. Михалкова за лучшее произведение для подростков (2008). — 1500 экз.
2. Патерсон, Кэтрин. Великолепная Гилли Хопкинс : пер. с англ. / К. Патерсон ; Пер. Ф. А. Лурье ; Илл. А. Власова. — М. : Центр Нарния, 2003. — 212 С. — (Тропа Пилигрима)
3. Сабитова, Диана Рафисовна. Где нет зимы / Д. Р. Сабитова. — Москва : Самокат, 2011. — 173 [2] с. : ил. — (Встречное движение), 5000 экз.
4. Сабитова, Диана Рафисовна (1969—). Три твоих имени / Д.Р. Сабитова. — Москва: Розовый жираф, 2012. — 185 [4] с. : ил. — (Вот это книга! : от 12 до 15) — 7000 экз.
5. Уилсон, Жаклин. Девочка-находка: [повесть] : пер. с англ. / Ж. Уилсон ; Пер. И. Изотова; Худож. Н. Шэррат. — Москва : РОСМЭН-ПРЕСС, 2006. — 175 с. : ил. — 7000 экз.
Тема: Школьная жизнь
1. Аромштам, Марина Семеновна. Когда отдыхают ангелы : для сред. и ст. шк. возраста / М.С. Аромштам ; ил. И. А. Донец, М. С. Щетинская. — 2-е изд. — Москва: КомпасГид, 2011. — 206 с. : ил. — (Дети vs взрослые). — Книга — лауреат Большой премии конкурса «Заветная мечта» (2008), список «Нравится детям Ленинградской области» (2010), список книг мира «Белые вороны» (2011), приз детской признательности «Размышления о Маленьком принце» (2011), список «7 детских книг, которые нравятся взрослым» журнала «Сноб» (2011), каталог «100 новых книг для детей и юношества, которые должны быть в каждой библиотеке» (2011). — 7000 экз.
2. Жвалевский, Андрей Валентинович. Типа смотри короче / А. В. Жвалевский, Е. Б. Пастернак ; худож. В. Коротаева. — Москва : Время, 2013. — 172 [3] с. :
ил. — (Время-детство!). — Рассказы из сборника - победители конкурса «Книгуру» (2012). — 5000 экз.
3. Жвалевский, Андрей Валентинович. Я хочу в школу! / А. В. Жвалевский, Е. Б. Пастернак ; худож. В. Коротаева. — Москва : Время, 2012. — 320 с. : ил. — (Время-детство) — 5000 экз.
4. Кормье, Роберт. Шоколадная война : роман : пер. с англ. / Р. Кормье ; пер. В. Бабков. — Москва : Розовый жираф, 2012. — 243 с. — (Вот это книга! : от 14 до 17). — 7000 экз.
5. Мурашова, Екатерина Вадимовна. Гвардия тревоги / Е. В. Мурашова. — Москва : Самокат, 2008. — 368 с. — (Встречное движение). — Книга — лауреат Национальной детской литературной премии «Заветная мечта». — 5000 экз.
6. Тассиес, Жозе Антонио. Украденные имена : пер. с исп. / авт. и худож. Ж. А. Тассиес ; пер. М. Кадетова. — Москва : КомпасГид, 2011. — 32 с. : ил. — (Открытый диалог). — Автор — обладатель Большой премии Биеннале иллюстраторов в Братиславе. — 3000 экз.
7. Тор, Анника. Правда или последствия : пер. со швед. / А. Тор ; худож. Т. Кор-мер; пер. И. Матыциной. — Москва : Самокат, 2011. — 148 [1] с. : ил. — (Встречное движение), 5000 экз.
8. Ярцева, Евгения. Апельсиновый зонтик: истории, рассказанные восьмиклассницей / Е. Ярцева ; худож. И. Гаврилова. — Москва : Априори-Пресс, 2012. — 144 с.: ил. — Автор — лауреат премий в области детской литературы, в том числе «Заветная мечта» (2008, 2009), «Золотая перо Руси» (2008, 2009), «Книгуру». — 3000 экз.
9. Питцорно, Бьянка. Послушай мое сердце : пер. с итал. / Б. Питцорно ; худож. К. Блейк ; пер. К. Тименчик. — Москва : Самокат, 2011. — 363 [2] с. : ил. — (Лучшая новая книжка). — Автор — номинант на премию Г.Х. Андерсена (2012), иллюстратор — лауреат премии герцога Эдинбургского, самой почетной для дизайнеров в Великобритании (2012). — 5000 экз.
Тема: Социальные проблемы: «Богатые и бедные»
1. Ая эН. Библия в 8М8ках / Ая эН ; худож. В. Калныньш. — Москва : Время, 2012. — 301 [2] с. : ил. — (Самое время). — Книга — лауреат Первого всероссийского конкурса литературы для подростков «Книгуру» (2011). — 3000 экз.
2. Веркин, Эдуард Николаевич. Друг-апрель / Э. Н. Веркин. — Москва : ЭКС-МО, 2010. — 350 с. — (Первый опыт любви). — Книга заняла 2-е место на конкурсе С. Михалкова в номинации «Лучшее художественное произведение для подростков». — 6000 экз.
3. Гроссман, Давид. С кем бы побегать : пер. с ивр. / Д. Гроссман ; пер. Гали-Дана, Н. Зингер. — Москва : Розовый жираф, 2011. — 425 [1] с. : ил. — (Вот это книга!). 7000 экз.
4. Понорницкая, Илга (Басова Евгения Владимировна). Эй, Рыбка! / И. Понор-ницкая. — Москва : Самокат, 2011. — 182 [1] с. : ил. — (Встречное движение). — Автор — финалист конкурса «Книгуру» (2011). — 5000 экз.
5. Раин, Олег. Отроки до потопа : [роман] / О. Раин ; худож. С. Прокопенко. — Екатеринбург : Сократ, 2009. — 309 [2] с. : ил. — (До пятнадцати и старше...). — 3000 экз.
Тема: Толерантность
а) о детях-инвалидах
1. Байерс, Бетси. Лебединое лето : пер. с англ. / Б. Байерс ; Пер. А. Дубинина ; Авт. предислов. О. Бухина ; Худож. А. Власова. — Москва : Центр Нарния, 2007. — 164 [12] с. : ил. — (Тропа Пилигрима)
2. Вильке, Дарья. Грибной дождь для героя / Д. Вильке ; худож. Д. Горелышев. — Москва : Самокат, 2011. — 200 с. : ил. — (Лучшая новая книжка)
3. Дрейпер, Шэрон. Привет, давай поговорим : пер. с англ. / Ш. Дрейпер ; пер. О. Москаленко. — Москва : Розовый жираф, 2012. — 281 [4] с. : ил. — (Вот это книга! : от 10 до 14). — 5000 экз.
4. Каста, Стефан. Лето Мари-Лу : пер. со швед. / С. Каста ; пер. М. Конобее-ва. — Москва : КомпасГид, 2012. — 254 [1] с. : ил. — (Поколение www). — Роман отмечен премией «Серебряный грифель» (2001) и номинирован на премию им. Бернарда Шоу (2006).
5. Кузнецова, Юлия. Выдуманный Жучок : рассказы о больничной жизни / Ю. Н. Кузнецова ; худож. М. Патрушева. — Москва : Центр Нарния, 2011. — 160 с. : ил. — (Наш ковчег : детям и подросткам). — Автор — лауреат детской литературной премии «Заветная мечта» (2009 г), премии В. Крапивина (2011); Книга включена в список «Книги, помогающие жить» ЦГДБ им. А. П. Гайдара (Москва). — 3000 экз.
6. Лорд, Синтия. Правила. Не снимай штаны в аквариуме! : пер. с англ. / С. Лорд; пер. В. Летунова. — Москва : Мир Детства Медиа, 2011. — 219 [1] с. — (Ход зеброй) . — Книга удостоена Медали Джона Ньюбери — американской ежегодной литературной премии за выдающийся вклад в развитие литературы для детей. — 5000 экз.
7. Мурашова, Екатерина Вадимовна. Класс коррекции : повесть / Е. В. Мурашова; авт. послеслов. К. Молдавская. — 3-е изд. — Москва : Самокат, 2008. — 188 [3] с. — (Встречное движение). — 5000 экз.
8. Назаркин, Николай. Изумрудная рыбка : палатные рассказы / Н. Назаркин ; авт. предисл. и послесл. М. Е. Порядина ; худож. Н. Ю. Петрова. — Москва : Самарское кн.изд-во, 2007. — 109 [3] с. : ил. — (Лучшая новая книжка). — 5000 экз.
9. Петросян, Мариам. Дом, в котором. / М. Петросян. — Москва : Livebook : Гаятри, 2012. — 960 с. — 7000 экз.
10. Хэддон, Марк. Загадочное ночное убийство собаки : роман : пер. с англ. / М. Хэддон ; Пер. А. Куклей; Худож. А. С.Чернова. — М. : Росмэн, 2004. — 301 С. : ил. — (Премия Букера: избранное).
11. Штайнхефель, Андреас. Рико, Оскар и тени темнее темного : пер. с нем. / А. Штайнхефель ; пер. В. Комарова ; ил. Т. Кормер. — Москва : Самокат, 2012. — 206с.: ил. — (Лучшая новая книжка). — Автор — лауреат многих международных и национальных литературных премий, в том числе премии Э. Кестнера. — 4000 экз.
б) национальная дискриминация
1. Литтл, Джин. Неуклюжая Анна : пер. с англ. / Дж. Литтл ; Пер. О. Бухина; Илл. М. Патрушева. — М. : Центр Нарния, 2005. — 239 С. : ил. — (Тропа Пилигрима)
2. Мари, Сильвана Де. Последний эльф : пер. с ит. / С. Де Мари ; пер. Л. Крип-па. — Москва : Изд. дом Мещерякова, 2011. — 367 с. : ил. — 3100 экз.
3. Мартиросова, Мария Альбертовна. Фотографии на память / М. А. Мартиросова; авт. предислов. О. Н. Мяэотс. — Москва: КомпасГид, 2012. — 80 с. : ил. — (Гражданин мира). — Повесть получила премию им. А. Гайдара от журнала «Пионер» и вошла в шорт-лист премии «Заветная мечта». — 3000 экз.
4. Нильсон, Мони. Цацики и вселенная : пер. со швед. / М. Нильсон ; худож. П. Линденбаум ; пер. М. Людковская. — Москва : Самокат, 2012. — 152 с. : ил. — (Лучшая новая книжка). —, 7000 экз.
5. Тор, Анника. Глубина моря : пер. со швед. / А. Тор ; пер. М. Конобеева. — Москва : Самокат, 2009. — 221 [1] с. : ил. — (Встречное движение). — 5000 экз.
7. Тор, Анника. Остров в Море : [повесть : для среднего и старшего школьного возраста] : пер. со швед. / А. Тор ; Пер. М. Конобеева; Худож. Е. Андреева. — Москва: Самокат, 2006. — 283, [1] с. : ил — 5000 экз
8. Тор, Анника. Открытое море : пер. со швед. / А. Тор ; пер. М. С. Конобеева ; худож. Е.В. Андреева. — Москва : Самокат, 2011. — 262 [1] с. : ил. — (Встречное движение). — 5000 экз.
9. Тор, Анника. Пруд белых лилий : пер. со швед. / А. Тор ; пер. М. Конобеева ; худож. Е. Андреева. — Москва : Самокат, 2008. — 224 с. : ил. — 5000 экз.
10. Тривизас, Евгениос. Последний черный кот : пер. с греч. / Е. Тривизас ; худож. С. Уэст ; пер. Т. Артюхова. — Москва : Самокат, 2011. — 222 [1] с. : ил. — (Лучшая новая книжка). — Автор - номинант на премию Андерсена в 2006 г. — 5000 экз.
тема: историческая эпоха, время, вечность
1. Жвалевский, Андрей. Время всегда хорошее / А. В. Жвалевский, Е. Б. Пастернак ; худож. В. Коротаева. — Москва : Время, 2009. — 253 [2] с. : ил. — (Время — детство). — 5000 экз.
2. Жвалевский, Андрей. Москвест : роман-сказка / А. В. Жвалевский, Е. Б. Пастернак ; худож. В. Калныньш, Е. Петяева. — Москва : Время, 2011. — 424 [3] с. : ил. — Для замечательной библиотеки от авторов! (Подписи) Ленинградская областная детская библиотека — 5000 экз.
3. Ленковская, Елена. Повелители времени. Две кругосветки / Е. Ленковская. — Москва ; Санкт-Петербург ; Владимир : Астрель : Астрель-СПб : ВКТ, 2012. — 282с. : ил. — 3500 экз.
4. Сашар, Луис. Ямы : пер. с англ. / Л. Сашар ; пер. Т. Иванова. — Москва : Розовый жираф, 2011. — 280 с. : ил. — (Вот это книга!). — 7000 экз.
5. Стед, Ребекка. Когда мы встретимся : пер. с англ. / Р. Стед ; пер. Е. Канищева; худож. В. Тентлер. — Москва : Розовый жираф, 2012. — 223 с. : ил. — Книга - лауреат премии Ньюбери за выдающийся вклад в американскую литературу для детей (2010) 7000 экз.
Тема: философские проблемы
1. Аромштам, Марина. Легенда об Ураульфе, или Три части Белого / М. С. Аромштам. — Москва : КомпасГид, 2011. — 464 с. — 5000 экз.
2. Бэббит, Натали. Вечный Тук : пер. с англ. / Н. Бэббит ; пер. О. Блейз ; худож. П. Бахтина. — Москва : Розовый жираф, 2012. — 191с. : ил. —5000 экз.
3. Дубинин, Антон. История моей смерти : повесть-сказка / А. Дубинин ; худож. Л. Винарова. — Москва : Центр Нарния, 2011. — 251 [2] с. : ил. — (Мир для всех: полеты нашей фантазии). — 2000 экз.
4. Лоури, Лоис. Дающий : пер. с англ. / Л. Лоури ; пер. А. Шур. — Москва : Розовый жираф, 2011. — 251 [2] с. : ил. — Автор - дважды обладательница медали Джона Ньюбери, за выдающийся вклад в американскую литературу для детей. — 7000 экз.
5. Мурлева, Жан-Клод. Зимняя битва: пер. с фр. / Ж.-К. Мурлева ; Пер. Н. Д. Шаховская. — Москва : Самокат, 2007. — 358 [2] с. — 5000 экз.
5. Риэль, йорн. Мальчик, который хотел стать человеком : пер. с дат. / Й. Риэль; худож. Л.Г. Горлина ; пер. П.Ю. Перевезенцев. — Москва : Самокат, 2011. — 196 [3] с. : ил. — (Точка отсчета). — , 3000 экз.
6. Санчес-Сильва, Хосе Мария. Марселино Хлеб-и-Вино; Большое путешествие Марселино : пер. с исп. / Х. М. Санчес-Сильва ; пер. А. Розенблюм ; худож. М. Патрушева. — Москва : Центр Нарния, 2009. — 176 [2] с. : ил. — (Тропа Пилигрима). — 3000 экз.
7. Янг, Шарлотта Мэри. Маленький герцог Ришар Бесстрашный : пер. с англ. / Ш. М. Янг ; пер. Л. Б. Сумм ; худож. Ю. С. Сметанина. — Москва : Самокат, 2012. — 179 [3] с. : ил. — (Точка отсчета). — 5000 экз.