Научная статья на тему 'Разработка системы организации избирательного распределения информации для руководителей научных школ вуза'

Разработка системы организации избирательного распределения информации для руководителей научных школ вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ / НАУЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ / НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ / НАПРАВЛЕНИЕ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ / СИСТЕМА ИЗБИРАТЕЛЬНОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ / SELECTIVE DISTRIBUTION OF INFORMATION / SCIENTIFIC INFORMATION / SCIENTIFIC SCHOOLS / SCIENCE SCHOOLS IN HIGHER EDUCATION / RESEARCH DIRECTION / A SYSTEM OF SELECTIVE DISTRIBUTION OF INFORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бородина Елена Сергеевна, Мохов Андрей Игоревич

Избирательное распределение информации известный метод работы научно-технических библиотек НИИ и КБ. Предлагается метод организации такой работы в ВУЗе при существовании в них научных школ и наличии требования к развитию этих школ. Важной функцией научной школы является забота о научной смене, о подготовке кандидатов и докторов наук, применяющих характерные для научной школы средства исследования. При этом ученый-руководитель и его коллеги стремятся сформировать из числа начинающих исследователей (студентов, аспирантов, докторантов) адептов школы. Под наблюдением старших товарищей начинающие исследователи обучаются применению характерных для научной школы средств исследования в решении различных задач. В этом заключается функционирование научной школы, обеспеченное реализацией ее внутреннего ресурса. Развитие научных школ предполагает расширение сферы применения средств исследования, освоение разных предметных областей. Использование средств исследования по новому назначению может привести к рождению новой научной школы. Обоснование изменения в назначении средств формируется за счет внешнего ресурса. Наиболее простым вариантом изменения в назначении средств исследования может стать избирательное (целевое) распределение информации. Такие данные, полученные начинающими исследователями в составе потока знаний для обучения, дают примеры нового использования средств исследования, снимают ограничения на типовое применение этих средств. Показано, что для развития деятельности научных школ требуется создание службы избирательного распределения информации в ВУЗе, реализующей постоянный мониторинг литературных источников в направлении этого развития и подтверждающей актуальность проводимых исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бородина Елена Сергеевна, Мохов Андрей Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of a system of organization of the electoral distribution information for the heads of academic schools of the University

Selective distribution of information known method of scientific-technical libraries of research institutions. Proposed method of organization of such work in the University with the existence of scientific schools and availability requirements for the development of these schools. An important feature of the research school is to take care of scientific change, the training of candidates and doctors of science, applying scientific school at the expense of research. The scientist-Director and his colleagues sought to develop a number of young researchers (students, postgraduates, doctoral students) adherents of the school. Under the supervision of senior companions novice researchers are studying the application of scientific schools of research tools in solving various problems. This is the functioning of the scientific school, obespechenie implementation of its internal resource. The development of scientific schools involves the expansion of the use of research tools, development of different subject areas. The use of research funds for a new purpose can lead to the birth of a new scientific school. The rationale for the assignment means is formed by an external resource. The most simple option the assignment of research tools can be selective (targeted) distribution of information. Such data, obtained by novice researchers in the composition of the flow of knowledge for learning, provide examples of the new usage of research tools, removes restrictions on the model the use of these funds. It is shown that for the development of the activities of the scientific schools require the creation of a selective distribution of information at the University implements a continuous monitoring of the literature in the direction of this development and confirming the relevance of the research.

Текст научной работы на тему «Разработка системы организации избирательного распределения информации для руководителей научных школ вуза»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 7, №3 (2015) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol7-3 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/192TVN315.pdf DOI: 10.15862/192TVN315 (http://dx.doi.org/10.15862/192TVN315)

Бородина Елена Сергеевна

НОУ ВПО «РосНОУ» Студентка 2 курса Факультет ИСиКТ E-mail: BESENKA8@yandex.ru

Мохов Андрей Игоревич

НОУ ВПО «Институт государственного управления, права и инновационных технологий»

Проректор Профессор Доктор технических наук E-mail: anmokhov@mail.ru

Разработка системы организации избирательного распределения информации для руководителей

научных школ ВУЗа

Аннотация. Избирательное распределение информации - известный метод работы научно-технических библиотек НИИ и КБ. Предлагается метод организации такой работы в ВУЗе при существовании в них научных школ и наличии требования к развитию этих школ. Важной функцией научной школы является забота о научной смене, о подготовке кандидатов и докторов наук, применяющих характерные для научной школы средства исследования. При этом ученый-руководитель и его коллеги стремятся сформировать из числа начинающих исследователей (студентов, аспирантов, докторантов) адептов школы. Под наблюдением старших товарищей начинающие исследователи обучаются применению характерных для научной школы средств исследования в решении различных задач. В этом заключается функционирование научной школы, обеспеченное реализацией ее внутреннего ресурса.

Развитие научных школ предполагает расширение сферы применения средств исследования, освоение разных предметных областей. Использование средств исследования по новому назначению может привести к рождению новой научной школы. Обоснование изменения в назначении средств формируется за счет внешнего ресурса. Наиболее простым вариантом изменения в назначении средств исследования может стать избирательное (целевое) распределение информации. Такие данные, полученные начинающими исследователями в составе потока знаний для обучения, дают примеры нового использования средств исследования, снимают ограничения на типовое применение этих средств.

Показано, что для развития деятельности научных школ требуется создание службы избирательного распределения информации в ВУЗе, реализующей постоянный мониторинг литературных источников в направлении этого развития и подтверждающей актуальность проводимых исследований.

Ключевые слова: избирательное распределение информации; научная информация; научные школы; научные школы в высшем учебном заведении; направление научного исследования; система избирательного распределения информации.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Бородина Е.С., Мохов А.И. Разработка системы организации избирательного распределения информации для руководителей научных школ ВУЗа // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №3 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/192TVN315.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/192TVN315

Активность в оформлении ведущих научных школ России, возникшая в конце прошлого века, была связана с их государственной поддержкой [1]. Если исходить из определения, что научная школа (НШ) — это объединенные в группу соратники и ученики руководителя школы, которые разделяют научные идеи, общие теоретические принципы [2], методологию исследования, то поддержание функционирования и развитие НШ, требуют постоянной активизации ее научной работы. В ходе выполнения научной работы в НШ идет интенсивный обмен мнениями и результатами, т.е. одновременно с решением определенной научной задачи ученые обмениваются научной информацией, повышают свою квалификационную эрудицию.

Важной функцией подобной школы является забота о научной смене, о подготовке кандидатов и докторов наук. Ученый-руководитель и его коллеги стремятся сформировать из числа начинающих исследователей (студентов, аспирантов, докторантов) научных, а во многом и мировоззренческих единомышленников [3].

Выстраивание работы в научных школах включает несколько составляющих. Одна из современных составляющих - повышение индекса цитирования членов школы. Такая задача решается обычно применением перекрестных ссылок в журнальных статьях. Для придания содержательности такой организационной инициативе, должна быть обеспечена генерация постановок задач в направлении исследования и соответственно новых решений этих задач, признанных научным сообществом.

Известно [4], что в построении диссертационных исследований может быть применен системный и комплексный подходы.

Системный подход сосредотачивает внимание исследователей на объекте, исключая из рассмотрения изменения объектов, возникающие за счет взаимодействия с исследователем (исследователями). Комплексный подход включает в состав объекта «субъектную» составляющую всех исследователей, изменяющих параметры объекта в процессе исследования. Такая разница в подходах позволяет получить существенно разные результаты решения задач исследования [5-7].

Системный подход к исследованию заложен в паспорте специальности, в котором определена область исследования данной специальности за счет введения границ со смежными областями исследования других специальностей. Тем самым, в паспорте специальности сформирован стык наук, и диссертанту предлагается определиться, к какой области исследования он относит свою работу.

Применение комплексного подхода дает возможность описания объекта исследования с учетом опыта исследований всех областей, на пересечении которых объект находится, что, в свою очередь, позволяет получить набор актуальностей и набор пунктов новизны для широкого спектра потребителей. При этом методологические средства, разработанные в смежной области исследования, могут быть использованы для решения задач основной области исследования. Примером такого подхода может служить диссертационное исследование [8], реализованное на пересечении известных областей, но имеющее потенциал превращения в отдельную область исследования. Местоположение такой области приведено на рис. 1.

Системы автоматизированного проектирования объектов строительства (САПР ОС)

САПР интеграции функциональных зон строений (САПР ФЗС)

Системы обработки данных и документации (СОДД)

Рис. 1. Местоположение области исследования работы [5]

Создание «собственных» направлений в исследовании представляется важным для развития каждой НШ, для чего проводится постоянный мониторинг литературных источников в направлении этого развития и для подтверждения актуальности проводимых исследований. При этом обеспечение такой деятельности требует от самого руководителя активного анализа результатов новейших научных исследований, в том числе, и в смежных областях.

Чтобы проводить мониторинг новых поступлений, руководитель НШ должен большую часть времени проводить в хранилище научной информации, будь то Интернет или научная библиотека. Адепты НШ в данном случае не могут быть привлечены к мониторингу, поскольку принадлежность к НШ порождает научный «патриотизм», что ограничивает области поиска известных публикаций.

Было бы крайне выгодно, если бы поиск и подготовка (обработка) информации реализовалась на аутсорсинге, чтобы ее проводил другой, но заинтересованный в оказании такой услуги, специалист или даже отдельная служба.

Для решения подобных задач есть известный метод работы научно-технических библиотек НИИ и КБ - избирательное распределение информации (ИРИ).

ИРИ представляет собой некоторое видоизменение ретроспективного пакетного поиска. Поисковые запросы для ИРИ формулируются так же, как и для пакетного поиска, но они постоянно хранятся в системе в специальном файле. По содержанию запросы представляют собой постоянную информационную потребность пользователя, поэтому их называют профилями пользователя. Периодически с помощью профилей пользователя осуществляется поиск новых сведений, поступающих в систему. Таким образом, пользователь получает новую информацию по своей тематике.

В настоящее время ИРИ, в «интернетном» его виде получило значительное развитие. Так, в работе Соколова И.А. [9] были исследованы и разработаны алгоритмы

информационного поиска и индексирования, обладающие различными смысловыражающими характеристиками (от простейшего языка ключевых слов без базисных отношений до ИПЯ, построенного на принципе неоднородных семантических сетей) с точки зрения применимости в процессе принятия решений в системе ИРИ. Им же предложен новый принцип отбора информационных ресурсов для индексирования путем использования информационных моделей Денисова в развитие существующих статистических методов (Ципфа, Мандельброта, Брэдфорда и др.).

Поиск информации в семантических сетях, по сравнению с традиционными методами, улучшает качество информационного обслуживания в 1,3-5-1,7 раза при увеличении периода выдачи списка адресов релевантных документов с 2-3 сек. до 4-5 сек. , что является несущественным в связи с развитием вычислительной техники. Реализация же идеи управления информационным поиском, основанной на последовательном ослаблении семантической силы ИПЯ улучшает качество обслуживания еще на 5ч-15% с увеличением времени ответа на доли секунды.

При этом время выдачи адресов релевантных документов во всех случаях увеличивается примерно одинаково - на 10-15%.

Приведенное выше описание подхода к организации ИРИ характерно для специалистов-исследователей, не имеющих НШ. Для случая, когда ИРИ обслуживает руководителя НШ в вузе, задача разработки системы организации ИРИ в настоящее время не решена [10].

Рассмотрим алгоритм ИРИ, который может быть предложен для руководителя научной школы в ВУЗе (показано на рис. 2).

Руководитель научной школы

I

Запрос на поиск литературы

Сбор информации о научных школах вуза

I

Исследование названия и содержания материала

I

Запись ключевых слов и распределение их по научным школам

I

Далее действие выполняется для каждой НШ в отдельности

I

Производится пакетный поиск:

1. Электронные библиотечные системы (Например, ЭБС IPRbooks);

2. Крупные книжные интернет-магазины;

3. Списки новых книг по нужным направлениям исследования.

I

Перенос найденной литературы в текстовый редактор

Изучение исправлений и подготовка к поиску по

новым ключевым словам и выделенным руководителем

областям исследований

I

Удаление повторяющейся и неподходящей по годам литературы

Изменение записи литературы по ГОСТ 7.1 - 2003, ГОСТ Р 7.0.5 -

2008.

I

Передача материала руководителю научной школы на проверку

I

Материал нуждается в дополнении и доработке

Материал готов и передается руководителю

Рис. 2. Алгоритм ИРИ для руководителя научной школы в ВУЗе

По ключевым словам проводят поиск для каждой НШ в отдельности. После чего запрос переходит в цикл поиска литературы. С его помощью количество литературы и качество содержания запроса увеличиваются. Как работает цикл? Сначала выполняется пакетный поиск для каждой научной школы в отдельности. Удобней всего производить поиск в электронно-библиотечных системах (например, ЭБС IPRbooks), крупных книжных интернет магазинах, списках новых книг по нужным направлениям исследования. Далее, найденный материал редактируется по ГОСТу и годам. Исходная версия списка литературы передается на проверку руководителю научной школы. Тот, в свою очередь, решает - нуждается ли материал в дополнении необходимой литературой или доработке. Если нет, то запрос выходит из цикла, и поиск завершается. Если да, то анализируются выделенные руководителем области исследований, и цикл продолжается до тех пор, пока материал перестанет нуждаться в доработке и дополнении.

Заметим, что при наличии в ВУЗе нескольких научных школ, каждый из руководителей может проводить поиск научных источников «за другого», определяя свой научный интерес в новой области исследования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Левин, А.С. Итоги семилетнего функционирования программы поддержки ведущих научных школ и туманные перспективы ее дальнейшего существования. Акустика неоднородных сред. Сборник трудов семинара научной школы проф. С.А. Рыбака / А.С. Левин. - М.: Изд-во Российское акустическое общество, 2002. - 151 с.

2. Ведущие научные школы России. - М.: Изд-во Янус-К, 1998. - 624 с.

3. Ваганов, А. Неформальное объединение ученых. Ведущие научные школы как инкубаторы новых кадров для науки // Независимая газета - наука, 14 мая 2008г. http://www.ng.ru/printed/210407.

4. Мохова, Л.А. Комплексный подход к формированию методологической схемы исследования в диссертационной работе магистранта (аспиранта) // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» 2014, №6, http://naukovedenie.ru/PDF/60PVN614.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. Рус., англ. DOI 10/15862/60Р^614.

5. Мохов, А.И. Отличие в подходе системотехники и комплексотехники к созданию технических систем // Электротехнические и информационные комплексы и системы. 2011. №1. т. 7.

6. Мохов, А.И. Моделирование исследований в естественных науках на основе комплексотехники // Вестник Российской академии естественных наук. - 2015. -Т.15, №1. С. 67-72.

7. Мисаилов, А.Ю., Роганов, А.А., Теодорович, Н.Н., Мохов, А.И. Педагогические инновации в современном высшем профессиональном образовании // Интернет-журнал «Науковедение». 2014. №6(25) [Электронный ресурс]. - М., 2014 - Ид. Номер статьи в журнале 67Р"У№14. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/67PVN614.pdf , свободный - Загл. с экрана.

8. Промохов, Ю.Н. Автореф. дисс. ... канд. техн. наук. - М., 2004.

9. Соколов, И.А. Управление в системах избирательного распределения информации на базе ресурсов сети Интернет / И.А. Соколов. Автореф. дисс. . канд. техн. наук. - М.: 2000.

10. Павлов, А.П., Иванова, Н.В., Иванова, Н.Ю., Иванов, КВ., Мастуров, И.Я., Сафронов, В.М., Мохов, А.И. От бакалавра к магистру через повышение компетентности специалистов // Интернет-журнал «Науковедение», М. - №1(1) 2009 г. - 0421100136.

Рецензент: Статья рецензирована членами редколлегии журнала.

Borodina Elena Sergeevna

Russian New University Russia, Moscow E-mail: BESENKA8@yandex.ru

Mokhov Andrey Igorevich

Institute of Government, Right and Innovative Technologies

Russia, Moscow E-mail: anmokhov@mail.ru

Development of a system of organization of the electoral distribution information for the heads of academic schools of the University

Abstract. Selective distribution of information - known method of scientific-technical libraries of research institutions. Proposed method of organization of such work in the University with the existence of scientific schools and availability requirements for the development of these schools. An important feature of the research school is to take care of scientific change, the training of candidates and doctors of science, applying scientific school at the expense of research. The scientist-Director and his colleagues sought to develop a number of young researchers (students, postgraduates, doctoral students) adherents of the school. Under the supervision of senior companions novice researchers are studying the application of scientific schools of research tools in solving various problems. This is the functioning of the scientific school, obespechenie implementation of its internal resource.

The development of scientific schools involves the expansion of the use of research tools, development of different subject areas. The use of research funds for a new purpose can lead to the birth of a new scientific school. The rationale for the assignment means is formed by an external resource. The most simple option the assignment of research tools can be selective (targeted) distribution of information. Such data, obtained by novice researchers in the composition of the flow of knowledge for learning, provide examples of the new usage of research tools, removes restrictions on the model the use of these funds.

It is shown that for the development of the activities of the scientific schools require the creation of a selective distribution of information at the University implements a continuous monitoring of the literature in the direction of this development and confirming the relevance of the research.

Keywords: selective distribution of information; scientific information; scientific schools; science schools in higher education; research direction; a system of selective distribution of information.

REFERENCES

1. Levin, A.S. Itogi semiletnego funktsionirovaniya programmy podderzhki vedushchikh nauchnykh shkol i tumannye perspektivy ee dal'neyshego sushchestvovaniya. Akustika neodnorodnykh sred. Sbornik trudov seminara nauchnoy shkoly prof. S.A. Rybaka / A.S. Levin. - M.: Izd-vo Rossiyskoe akusticheskoe obshchestvo, 2002. - 151 s.

2. Vedushchie nauchnye shkoly Rossii. - M.: Izd-vo Yanus-K, 1998. - 624 s.

3. Vaganov, A. Neformal'noe ob"edinenie uchenykh. Vedushchie nauchnye shkoly kak inkubatory novykh kadrov dlya nauki // Nezavisimaya gazeta - nauka, 14 maya 2008g. http://www.ng.ru/printed/210407.

4. Mokhova, L.A. Kompleksnyy podkhod k formirovaniyu metodologicheskoy skhemy issledovaniya v dissertatsionnoy rabote magistranta (aspiranta) // Internet-zhurnal «NAUKOVEDENIE» 2014, №6, http://naukovedenie.ru/PDF/60PVN614.pdf (dostup svobodnyy). Zagl. s ekrana. Yaz. Rus., angl. DOI 10/15862/60PVN614.

5. Mokhov, A.I. Otlichie v podkhode sistemotekhniki i kompleksotekhniki k sozdaniyu tekhnicheskikh sistem // Elektrotekhnicheskie i informatsionnye kompleksy i sistemy. 2011. №1. t. 7.

6. Mokhov, A.I. Modelirovanie issledovaniy v estestvennykh naukakh na osnove kompleksotekhniki // Vestnik Rossiyskoy akademii estestvennykh nauk. - 2015. -T.15, №1. S. 67-72.

7. Misailov, A.Yu., Roganov, A.A., Teodorovich, N.N., Mokhov, A.I. Pedagogicheskie innovatsii v sovremennom vysshem professional'nom obrazovanii // Internet-zhurnal «Naukovedenie». 2014. №6(25) [Elektronnyy resurs]. - M., 2014 - Id. Nomer stat'i v zhurnale 67PVN614. - Rezhim dostupa: http://naukovedenie.ru/PDF/67PVN614.pdf , svobodnyy - Zagl. s ekrana.

8. Promokhov, Yu.N. Avtoref. diss. ... kand. tekhn. nauk. - M., 2004.

9. Sokolov, I.A. Upravlenie v sistemakh izbiratel'nogo raspredeleniya informatsii na baze resursov seti Internet / I.A. Sokolov. Avtoref. diss. ... kand. tekhn. nauk. - M.: 2000.

10. Pavlov, A.P., Ivanova, N.V., Ivanova, N.Yu., Ivanov, K.V., Masturov, I.Ya., Safronov, V.M., Mokhov, A.I. Ot bakalavra k magistru cherez povyshenie kompetentnosti spetsialistov // Internet-zhurnal «Naukovedenie», M. - №1(1) 2009 g. - 0421100136.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.