Научная статья на тему 'Стимулирование инновационной деятельности организаций посредством налога на прибыль'

Стимулирование инновационной деятельности организаций посредством налога на прибыль Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
101
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Королева Л. П.

В статье исследуются современные преференции по налогу на прибыль для организаций, занимающихся инновационной деятельностью и даются рекомендации по силению их стимулирующей роли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стимулирование инновационной деятельности организаций посредством налога на прибыль»

ЙОЁ1ОЁЁВI ДА Г ЁА Ё Г Г IААОЁ I Г Г I Ё ААВОАЁимЙОЁ I ВАА Г ЁдАОЁЁ I I ЙвААЙОА II ГАЁ I АА I А ТвЁАиЁи Ё. I. ЁТбТёааа

А поаоиа еппёаао^опу пТаЭаТаТТйа УЭабаЭаТоёё УТ ТаёТао Та УЭёайёи аёу ТЭааТёдаоёё, даТёТа^иёопу ёТТТааоёТТТТе аауоаёиТ Тпои^ ё аа^опу ЭаёТТаТааоёё УТ опёёаТё^ ёо поёЮёёЭо^йае ЭТёё.

Одной из задач, поставленных в Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г., является модернизация экономики на основе технологических инноваций. Среди основных мер по ее реализации второе место занимает налоговое стимулирование научно-технической деятельности и спроса на ее результаты. В рамках воплощения данной меры уполномоченными в области инновационной политики органами государственной власти планируется проведение:

1) анализа результативности существующих налоговых инструментов стимулирования научно-технической деятельности и спроса на ее результаты, в том числе вступивших в действие в 2006 г.;

2) разработки и реализации комплекса мер по снижению налоговой нагрузки на научную и инновационную деятельность, стимулированию вовлечения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности;

3) разработки и внедрения комплекса инструментов налогового стимулирования спроса на инновации в реальном секторе экономики [2].

Ведущую стимулирующую роль в налоговой системе любого современного государства выполняют налоги на прибыль, поскольку именно прибыль в краткосрочном периоде является

основной целью деятельности коммерческих организаций. Исследуем современное состояние налоговых инструментов по налогу на прибыль организаций, стимулирующих инновационную деятельность.

Налоговую базу по налогу на прибыль в общем виде можно представить в виде формулы:

НП = Д + Д - Р - Р ,

^реал ^внер реал внер;

где НП — налогооблагаемая прибыль;

Д — доходы от реализации товаров (ра-

бот и услуг) и имущественных прав;

Д — внереализационные доходы;

внер

Рреал — расходы, связанные с производством и реализацией;

Рвнер — внереализационные расходы.

Таким образом, сокращение налоговой базы по данному налогу возможно путем невключения части доходов налогоплательщика в перечень облагаемых либо путем увеличения статей расходов, разрешенных к изъятию из налоговой базы.

В ст. 251 Налогового кодекса предусмотрен ряд видов доходов, не учитываемых при определении налогооблагаемой прибыли и тем самым стимулирующих инновационную деятельность (табл. 1).

Оааёёоа 1

АТбТаи, Та б^ёоиаааТиа У5ё и'ЗаааёаТёё ТаёТаТТаёааааIТё УЗёаиёё ТЭааТёдаоёё [1]

А|о1ай а аёаа ёТойапоаа, У I ёо-аТ Т|а1 Таёш Уёаоаёийёё I Т аЭаТёао оаёааТаТ бёТаТпёЭТааТёу Оаёаайа УТпооУёаТёу

1 2 3 4

АЭаТой Та УЭТааааТёа етТеааоТйо Тао-нйо ёппёааТааТёе УТёо-аТТйа Та аадаТдТадаТТё ё аадаТд-аЭаоТТё ТпТТаа То ЭТппёё-пеёо бёдё-апёёо ёёо ё ТаёТТТаЭ-апёёо ТЭааТёдаоёё, а оаёжа ё Т ТпоЭа Т-Тйо ё ТажаоТаЭТаТйо ТЭааТёдаоёё ё ТашаёТа-Тёё УТ УаЭа-н|э оаеёо ТЭааТёдаоёё, ооааЭжааа-ТТТо 1ЭааёоаёипоаТТ ВО ЫЭаапоаа, УТёо-аТ Тйа ёд ВТппёёпёТаТ бТТаа боТ-ааТаТоаёиТйо ёппёааТ-ааТёё, ВТппёёпеТаТ бТТаа оаоТТёТаё-апеТаТ Эадаёоёу, ВТппёёпеТаТ аоТа-ТёоаЭТТаТ Тао-ТТаТ бТТаа, ОТТаа пТааёпоаёу Эадаёоё|э Таёйо бТЭТ УЭааУЭёуоёёа Тао-ТТ- оаоТё-апеТё пбаэа, Оааа- ЭаёиТТаТ бТТаа УЭТёдаТа-поааТ Тйо ёТ ТТааоёё ЫЭаапоаа, УТпооУёа0ёа Та бТЭТёЭТааТёа ВТппёёпеТаТ бТТаа оаоТТёТаё-а-пеТаТ Эадаёоёу, а оаёжа ёТйо ТоЭапёаайо ё Таж-ТоЭапёаайо бТТаТа бёТаТпёЭТааТёу Г Ё 1 КВ, а оаёжа ёд ёТйо бТТаТа УТаааЭжёё Тао-ТТё ё (ёёё) Тао-ТТ-оао Т ё-апеТё аауоаёиТТпоё УТ УаЭа-н|э, ооааЭжаааТТТо 1Эааё-оаёипоаТТ ВО Г а бТЭТёЭТааТёа ВТппёёпеТаТ бТТаа оаоТТёТаё-апеТаТ Эадаёоёу, а оаежа ёТйо ТоЭапёаайо ё Т ажТоЭапёаайо бТТаТа бёТаТпёЭТааТёу Г Ё1 КВ

© Ё. I. Е|01ёааа, 2009

137

1 2 3 4

I Эё опёТаёё ЭааёпоЭаоёё бТТаТа а УТЭуаеа, УЭааопТТоЭаТТТТ О£ То23аааопоа 1996а. 1 127-О£ «Т Таоеа ё аТпоааЭпоааТТТё Тао-ТТ-оаоТё-апеТё УТёёоёеа»

1 I Эё опё1аёё ааааТёу ЭадааёиТ 1 а 1 о-аоа а1о1а1а (Эапо 1а1а), У|ёо-аТ Тйо (УЭ|ёдааааТ Тйо) а ЭаТеао оаёааТаТ бёТаТпёЭТааТёу (оаёаайо УТпооУёаТёё)

Таким образом, перечень поступлений, используемых на ведение инновационной деятельности и научных исследований, не признаваемых доходами в целях налогообложения, очень не велик. Кроме того, в ст. 251 необоснованно сужен перечень фондов, денежные средства которых, будучи переданными в рамках целевого финансирования, не считаются доходами.

Среди статей расходов, связанных с производством и реализацией большое значение в стимулировании инновационной деятельности имеют затраты на амортизацию. Федеральный закон от 19 июля 2007 г. № 195-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности» разрешил в отношении амортизируемых основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности, к основной норме амортизации применять специальный коэффициент, но не более 3.

Приобретение нового инновационного или специального оборудования, необходимого для проведения НИОКР, стимулирует и амортизационная премия. До 2009 г., согласно п. 1.1. ст. 259, налогоплательщик имел право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 % первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно) и (или) расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств. Федеральный закон № 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ» от 26 ноября 2008 г. увеличил размер амортизационной премии до 30 % в отношении основных средств, относящихся к 3—7 амортизационным группам. Однако, введена и мера, направленная на ограничение возможностей организаций получить данную премию многократно по одним и тем же основным средствам путем их перепродажи между взаимозависимыми организациями. С 1 января 2009 г. в случае реализации основных средств ранее чем по истечении пяти лет с момента введения в эксплуатацию суммы аморти-

зационных начислений, включенных в состав расходов очередного (налогового) периода, подлежат восстановлению и включению в налоговую базу по налогу на прибыль.

В основных направлениях налоговой политики на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг. в отношении совершенствования амортизационной политики, направленной на создание стимулов для увеличения капитальных вложений в основные средства, планируются:

— изменение состава амортизационных групп таким образом, чтобы сократить сроки полезного использования отдельных видов амортизируемых основных средств;

— ввод ограничения по использованию амортизационной премии в случае, если основное средство получено дочерней компанией от материнской и наоборот;

— сокращение возможности применения ускоренного коэффициента амортизации при лизинге, если этот коэффициент используется только при первичном приобретении основного средства у лизинговой компании. В случае передачи основного средства в новый лизинг или сублизинг ускоряющий коэффициент применяться не должен;

— переход к начислению амортизации методом убывающего остатка по укрупненным амортизационным группам (пулам).

Таким образом, введения дополнительных прямых налоговых стимулов к приобретению инновационного оборудования законодатель в ближайшие три года не планирует, хотя, по нашему мнению, для построения инновационноориентированной экономики это необходимо. В частности, можно предложить: принятие законодательного акта, определяющего понятие и критерии инновационного и специального оборудования для НИОКР; сокращение сроков его амортизации; введение по отношению к такому оборудованию повышенной амортизационной премии; применение плательщиками гибкого графика амортизации в отношении оборудования инновационного типа.

Налоговым кодексом также установлен довольно действенный стимул для инновационной деятельности организаций, работающих в области информационных технологий. Они имеют право не применять установленный ст. 259 НК РФ

порядок амортизации в отношении электронновычислительной техники. В этом случае затраты указанных организаций на приобретение электронно-вычислительной техники признаются материальными расходами налогоплательщика в порядке, установленном подпунктом 3 п. 1 ст. 254 НК РФ, т. е. включаются в состав расходов в полной сумме по мере ввода в эксплуатацию. Для использования данного преимущества налогоплательщиком должен быть получен документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий. Порядок установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2007 г. № 758. Кроме того, в п. 7—8 ст. 241 НК РФ обозначены довольно жесткие требования к организациям, претендующим на льготу. К ним отнесены:

— осуществляющие разработку и реализацию программ для ЭВМ, баз данных на материальном носителе или в электронном виде по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывающие услуги (выполняющие работы) по разработке, адаптации и модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, баз данных;

— обладающие документом о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных

технологий, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

— имеющие долю доходов от основного вида деятельности по итогам отчетного (налогового) периода не менее 90 % от суммы всех доходов организации за указанный период, в том числе от иностранных лиц, — не менее 70 %;

— предприятия со среднесписочной численностью работников за отчетный (налоговый) период не менее 50 чел.

Все вышеперечисленные условия значительно снижают стимулирующую силу данного налогового преимущества. Многие организации, работающие в области информационных технологий, не соответствуют установленным НК РФ требованиям. Дополнительные сложности бюрократического характера возникают из-за необходимости получения государственной аккредитации. В этой связи практика применения вышеназванных положений незначительна. Нам представляется вполне очевидной необходимость дополнительных мер по стимулированию деятельности в области информационных технологий при снижении количества критериев отнесения организаций к группе осуществляющих деятельность в области информационных технологий. Расходы на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, установлены ст. 262 НК РФ, расходы по организационным инновациям включены в ст. 264 НК РФ (табл. 2).

Оааёёоа 2

Вапб1аи, бТаТииа^йёа Таё I а I I аёаааа 1 б|э УЗёаиёи [1]

Аёа Эапо1а1а У| ёТТ| ааоё |ТТ1ё аауоаёиТ Тпоё IТЭуаТё УЭёдТаТёу; УТЭуаТё, УаЭёТа ёЭадУаЭ аёё|э-аТёу даоЭао а пТпоаа ЭапоТаТа ТаёТаТУёаоаёийёёа ОпёТаёу аёё|э-аТёу а пТпоаа ЭапоТаТа ТаёТаТУёаоаёийёёа

1 2 3

ВапоТай ТаёТаТУёаоаёийёёа Та ГЁТ КВ, ТоТТпуйёапу ё пТдаа-Тё|э ТТаТё ёёё опТааЭяаТпоаТаа-Тё|э УЭТёдаТаё! Тё УЭТаоёоёё (оТааЭТа, ЭааТо, опёоа), а -апо-ТТпоёЭапоТай Та ёдТаЭаоаоаёи-поаТ, ТпойапоаёаТТйа ё! па!Т-поТуоаёиТТ ёёё пТаУапоТТ п аЭоаё-!ё ТЭааТёдаоёу! ё, ёаё ё Та ТпТТ-ааТёё аТаТаТЭТа, УТёТоТЭй! ТТ айпооУаао а ёа-апоаа даёад-ёёа оаёёо ёппёааТааТёё ёёё ЭадЭааТоТё (по. 262) 1ЭёдТа|эопу УТпёа даааЭ0аТёу ГЁТКВ (ТоааёиТйо уоаУТа ЭааТо) ё УТаУёпаТёу поТЭТТаУё аёоа паа-ё-УЭёа1ёё. Аёё|э-а|эопу ЭааТПаЭТТ а оа-аТёа ТаТТаТ аТаа п УаЭаТаТ -ёпёа Уапуоа, пёаао|э-йааТ да 1апуоа1, аёТоТЭТ! даааЭ-0аТй ГЁТКВ (тоааёиТйа уоаУй ёппёааТааТёё) а ЭадУаЭа баёоё--апёё ТпойапоаёаТ Тйо ЭапоТаТа ёёё а ЭадУаЭа, пТТоааопоао|эйа1 аТёа ЭапоТаТа ТаёТаТУёаоаёийёёа, УЭё ТпойапоаёаТёё ГЁТ КВ пТа! апоТТ п аЭоаё! ё ТЭааТёда-оёу! ЁпУТёидТааТёа ёппёааТааТёё ё ЭадЭааТоТё а УЭТёдаТапоаа ё (ёёё) УЭё Эааёёдаоёё оТааЭТа (айУТёТаТёё ЭааТо, ТёадаТёё опёоа); айУТёТаТёа ТЭааТёдаоёаё Тао-Тйо ёппёааТааТёё ё (ёёё) ТУйоТТ-ёТТпоЭоёоТЭпёёо ЭадЭааТоТё Та а ёа-апоаа ёпУТёТёоаёу (УТаЭуа-ёёа ёёё поаУТаЭуа-ё-ёа); Эадоёиоаой ёТоаёёаёооаёи-ТТё аауоаёиТТпоё Та УЭёдТа|эопу ТаУаоаЭёаёиТй! ё аёоёааУё а пТТоааопоаёё п У. 3 по. 257 Г К, ёТоТЭйа УТаёажао аУТЭоёдаоёё а пТТоааопоаёё п У. 2 по. 258 Г К ВО

ВапоТай Та ГЁТКВ (а оТ! -ёпёа Та ааа0ёа УТёТжёоаёиТТаТ Эадоёиоаоа) (по. 262) 1ЭёдТа|эопу а оТ! То-аоТТ! (Та-ёТаТаТ!) УаЭёТаа, а ёТоТЭТ! ай-ёё ТпойапоаёаТй; аёё|э-а|эопу ааёТТаЭаУаТТТ а ЭадУаЭа баёоё--апёёо даоЭао ТТё УЭТёдааааТй Уёаоаёийёёа-! ё—ТЭаа Т ёдаоёу! ё, даЭааёпоЭё-ЭТааТТй!ёё ЭааТоа|эйё1 ё Та оаЭЭёоТЭёуо ТпТайо уёТТТ! ё-а-пёёо дТТ, пТдааТТйо а пТТоааопоаёё п даёТТТааоаёипоаТ! ВО

1 2 3

ВапоТай ТаёТаТУёаоаёийёёа Та Тао-Тйа ёппёааТааТёу ё (ёёё) ТУйоТТ-ёТТпоЭоёоТЭпёёа ЭадЭа-аТоёё, ТпойапоаёаТ Тйа а бТЭ!а То-ёпёаТёё Та бТЭУёЭТааТёа ВТппёёпёТаТ бТТаа оаоТТёТаё--апёТаТ Эадаёоёу, а оаёжа ёТйо ТоЭапёаайо ё УажТоЭапёаайо бТТаТа бёТаТпёЭТааТёу Тао-ТТ-ёппёааТааоаёипёёо ё ТУйоТТ-ёТТпоЭоёоТЭпёёо ЭааТо (по. 262) ТЭёдТа^опу а оТ! То-аоТТ! (ТаёТаТаТ!) УаЭёТаа, а ёТоТЭТ! айёё ТпойапоаёаТй; аёё^-а^опу ааёТТаЭаУаТ ТТ а УЭаааёао 1,5% аТоТаТа (ааёТаТё айЭо-ёё) ТаёТаТУёаоаёийёёа ВааёпоЭаоёу бТТаТа а УТЭуаёа, УЭааоМТоЭаТТи О£«Т Таоёа ё аТпоааЭпоааТТТё Тао-ТТ-оаоТё-апёТё УТёёоёёа» УоТ Та ЭапоТай ТоЭапёаайо ё УажТоЭапёаайо бТТаТа бёТаТпёЭТааТёу ГЁТКВ, ТпойапоаёаТ Тйа а бТЭ!а То-ёпёаТёё Та бТЭУёЭТааТёа ВТппёёпёТаТ бТТаа оаоТТёТаё-а-пёТаТ Эадаёоёу

ВапоТай Та УТааТоТаёо ё ТпаТаТёа ТТайо УЭТёдаТапоа, оаоТа ёааЭаааоТа (по. 264) ТЭёдТа^опу а оТ! То-аоТТ! (Та-ёТаТаТ!) УаЭёТаа, а ёТоТЭТ! айёё ТпойапоаёаТй; аёё^-а^опу ааёТТаЭаУаТ ТТа Эад!аЭа баёоё--апёёо даоЭао АадопёТаТТ

ВапоТай ТаёаУёоаёиТТаТ оаЭаёоаЭа, паудаТ Тйа п пТааЭяаТпоаТааТёа! оаоТТёТаёё, ТЭааТёдаоёё УЭТёдаТапоаа ё оУЭааёаТёу (по. 264)

Следует подчеркнуть, что законодатель разрешает исключать из налогооблагаемой прибыли расходы налогоплательщика на НИОКР, осуществленные в целях создания новых или совершенствования применяемых технологий, создания новых видов сырья или материалов, которые не дали положительного результата. Кроме того, организации имеют право относить к расходам затраты на НИОКР после завершения отдельных этапов исследований. По нашему мнению, для активизации инновационной деятельности вполне рационально увеличить срок отнесения затрат на НИОКР, не давшие положительного результата.

В статьи НК РФ, регулирующие данные расходы, последние изменения вносились Федеральным законом от 19 июля 2007 г. № 195-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности». В частности, был увеличен процент включения в расходы налогоплательщика затрат на НИОКР, осуществленных в форме отчислений на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с 0,5 до 1,5 % доходов (валовой выручки) налогоплательщика. Хотя в 2006—2007 гг. планировался к разработке и принятию с целью стимулирования инновационной деятельности и внедрения в производство наукоемких технологий законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, направ-

ленных на стимулирование инновационной деятельности», ФЗ № 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ» от 26

ноября 2008 г. никаких изменений применительно к налоговым стимулам инновационной деятельности не предусматривает.

В стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г. применительно к налогу на прибыль организаций законодатель планирует:

1) внести дополнения в ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации и освободить от налогообложения прибыль организаций:

— полученную банками по договорам о предоставлении кредита малым инновационным предприятиям;

— полученную страховыми организациями, осуществляющими страхование предпринимательских рисков малых инновационных предприятий;

2) дополнить гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации статьей об освобождении от исполнения обязанностей налогоплательщика малых инновационных предприятий в первые два года независимо от размера годового оборота;

3) в ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации расширить перечень фондов, денежные средства которых, будучи переданными в рамках целевого финансирования, не считаются доходами;

4) в ст. 254, 264, 266 Налогового кодекса Российской Федерации внести дополнения, предусматривающие в числе расходов затраты на

приобретение спецоборудования для научных (экспериментальных) работ и т. п. [2].

Теоретически все вышеперечисленные мероприятия прямо или косвенно должны привести к активизации инновационной деятельности. Однако некоторые из них, по нашему мнению, следует принимать с оговорками. Так, освобождение от налогообложения прибыли банков и страховых организаций, полученной от сотрудничества с малыми инновационными предприятиями, скорее будет стимулировать банковскую и страховую деятельность, чем инновационную, и способствовать росту уклонений от налогообложения путем заключения фиктивных договоров, создания фиктивных фирм по схемам, давно известным практикам-финансистам. Поэтому при введении данной поправки следует указать ряд условий освобождения указанной части прибыли (например, договор кредита с малыми инновационными предприятиями заключен по льготной процентной ставке), заложив в текст кодекса и формулу ее расчета. Эффективно было бы определить и цели кредитования. Например, предоставление кредита с целью приобретения права на использование программ для ЭВМ, баз данных по договорам с правообладателем, дорогостоящих информационных технологий, спецоборудования. Иначе льготные кредиты могут финансировать совсем не инновационную деятельность малого предприятия, а быть, например, переданы в займ третьим лицам. Следует предусмотреть и то, что при досрочном расторжении договора кредитования (страхования) суммы уже полученной прибыли подлежат включению в налоговую базу по налогу на прибыль.

Введение в НК РФ статьи об освобождении от исполнения обязанностей налогоплательщика малых инновационных предприятий в первые два года независимо от размера годового оборота может привести к тому, что в среднем срок существования малых инновационных фирм и составит данные два года, после чего они будут ликвидироваться или реорганизовываться. Это простимулирует инновационную деятельность, но приведет к негативным последствиям прежде всего для региональных бюджетов, куда зачисляется большая часть налога на прибыль. По нашему мнению, данная поправка была бы более эффективна при условии, что в случае прекращения деятельности малого инновационного предприятия, использовавшего данную льготу, ранее чем через четыре года (как минимум) с момента регистрации суммы налога, начисленные за период, когда фирма была освобождена от исполнения обязанностей налогоплательщика, будут с нее взысканы в полном объеме. Хотя данное ограничение полностью и не исключит возможности злоупотреблений, дополнительные

трудности в применении схем ухода от налогообложения внесет, по причине чего ряд налогоплательщиков откажется от их использования.

Наиболее эффективными, на наш взгляд, являются поправки, расширяющие перечень расходов на инновационную деятельность, уменьшающих налогооблагаемую базу, например, планируемые к принятию поправки к ст. 254, 264, 266. Возможность уменьшить налогооблагаемую прибыль при приобретении инновационного или специального оборудования либо осуществлении прочих затрат на ведение инновационной деятельности, как правило, склоняет налогоплательщика к решению осуществить планируемые затраты. Поэтому рационально предусмотреть увеличение ряда статей расходов, вычитаемых из налогооблагаемой прибыли, для инновационных малых предприятий. Возможно:

— разрешить малым инновационным предприятиям независимо от вида экономической деятельности расходы на приобретение электронно-вычислительной техники признавать материальными расходами налогоплательщика в порядке, установленном подпунктом 3 п. 1 ст. 254 НК РФ;

— увеличить нормы, в пределах которых принимаются к вычету из налогооблагаемой прибыли расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов (малое предприятие чаще всего не может себе позволить приобретение служебного транспорта);

— увеличить предельную величину процентов по долговым обязательствам, признаваемых расходом, при оформлении долгового обязательства как в рублях, так и в иностранной валюте.

Оптимальным же вариантом стимулирования инновационной деятельности путем увеличения статей расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, по нашему мнению, является использование в российском налоговом законодательстве применяемых в некоторых зарубежных странах повышающих коэффициентов в целях ускоренного учета текущих затрат на научные исследования и разработки. Данная мера отмечена и в Основных направлениях налоговой политики на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг. В этом же документе указано, что реализация требует закрепления приоритетных направлений в исследованиях и разработках, в отношении которых повышающие коэффициенты могут быть использованы. Если такой инструмент будет применяться в Российской Федерации, он должен носить точечный, исключительный характер в отношении действительно приоритетных исследований и разработок.

Российское налоговое законодательство применительно к инновационной деятельности

не предусматривает льгот, предоставленных путем уменьшения налоговой ставки. В условиях стремления к унификации налоговых ставок, повышения эффективности и нейтральности налоговой системы за счет внедрения современных подходов к налоговому администрированию, оптимизации применяемых налоговых льгот и освобождений, интеграции российской налоговой системы в международные налоговые отношения не рационально прямое стимулирование отдельных субъектов или видов деятельности путем установления индивидуальных, сниженных налоговых ставок. Данная мера значительно сократит доходы региональных бюджетов, увеличит случаи получения необоснованной налоговой выгоды, усложнит порядок ведения налогового учета. При этом освобожденная от налогообложения прибыль не обязательно будет ориентирована на расширение инновационной деятельности, поскольку налогоплательщик самостоятельно определяет направления расходования чистой прибыли.

Таким образом, законодательство, определяющее механизм исчисления и уплаты налога на прибыль, в его современном состоянии содер-

жит должное количество налоговых стимулов для достижения заданной властями цели построения инновационно-ориентированной экономики. Не все существующие налоговые преимущества работают максимально эффективно. Однако налоговое стимулирование инновационной деятельности рассматривается как одна из первоочередных мер как налоговой, так и инновационной политики государства. Законодатель планирует и довольно поступательно вводит ряд изменений в гл. 25 НК РФ. При этом совершенствование законодательства, направленного на формирование благоприятных налоговых условий для финансирования инновационной деятельности, должно, по нашему мнению, осуществляться по принципу приоритетности для развития НТП в стране. Обязательным условием успеха процесса является, во-первых, вовлечение в него всех заинтересованных лиц, т. е. представителей не только власти, но и бизнеса и науки, во-вторых, разработка единого планового сценария введения налоговых преференций как в инновационной, так и в налоговой политике, чего, к сожалению, на данном этапе не наблюдается.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Налоговый кодекс Российской Федерации, часть II от 05.08.2000 № 117-ФЗ [Электронный ресурс] // Консультант : [сайт ФНС РФ]. — [М., 2009]. — Режим доступа: http://www.nalogi.consultant.ru/ cgi/online.cgi. — Загл. с экрана.

2. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года [Электронный ресурс] // Север. филиал РГУИТП: [сайт вуза]. — [М., 2008]. — Режим доступа: http://

www.in-nov.ru/node/72. — Загл. с экрана.

Поступила 06.05.09.

Ё1ЁА^ N I ADA1 А Г Г I A I DOE I А IАЁОАЁВ D.D.Атб^аетаа

A noaoua ЭапёЭйаа^опу ЇТТуоеа «ё!ёаж пТаЗаІаиШ ЭоёТаТаеоаёу», ааТ поЭоёоо-9а. ТоЭажаТй ТпТТаТйа птоааёу^йёа ё!ёажа ЭоёТаТаёоаёу, а оаёжа ТпТТаТйа п'ипТаТтоё 1аТаажа9а.

Личность руководителя играет в бизнесе очень важную роль. Часто именно по личности судят о компании в целом. Поэтому проблема формирования имиджа становится для руководителей все более актуальной. Имидж руководителя способствует решению многих проблем организации, помогая осуществлять эффективный менеджмент. Структура имиджа в упрощенном виде представлена на рисунке.

Слово имидж (от франц. или англ. image) в буквальном переводе на русский язык означает «образ», «облик». Этот термин может распространяться на большое количество объектов и явлений, которые так или иначе воспринимаются людьми и оставляют след в их сознании. Это могут быть отдельные личности, некоторые социальные группы, организации, товары широкого потребления, торговые марки и др. Примени© В. В. АТЭ+аёТаа, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.