Научная статья на тему 'Налоговый контроль: теоретические аспекты и перспективные направления развития'

Налоговый контроль: теоретические аспекты и перспективные направления развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
214
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сорокина И. А.

В работе рассмотрены теоретические аспекты налогового контроля и перспективные направления его развития. Особое внимание уделено налоговому контролю в Республике Мордовия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговый контроль: теоретические аспекты и перспективные направления развития»

ГАЁ I А I АиЁ Е I Г001 ЁО: ОА I ВАСЁхАЙЕЁА АЙТАЕОи Ё ТАвЙТАеОЁА Г и А ГАТоААЁАГЁВ оАдАЁОЁВ

Ё. А. ШбТеёГа

А ЭааТоа ЭапМТоЭаТй оаТЭаое+апёеа апУаёой ТаёТаТаТаТ ёТТоЭТёу ё УаЭпУаёоёаТйа ТаУЭааёаТёу ааТ Эадаёоёу. ТпТаТа аТёТаТёа оааёаТТ ТаёТаТаио ёПо9Тё|э а Вап-1'оаёёёа I ТЭаТаёу.

Приоритетность налогового контроля на современном этапе развития экономики России обусловлена тем, что он пронизывает экономику по вертикали и по горизонтали, обеспечивая соблюдение бухгалтерского и налогового учета, отчетности и законодательных основ налогообложения. Налоговый контроль нацелен на выполнение заданных параметров социально-экономического развития государства в сфере формирования доходных источников бюджета РФ, в частности, налоговых поступлений.

Проанализируем различные подходы исследователей к категории «налоговый контроль», которые можно разделить на две основные группы. К первой отнесем авторов, которые считают, что сущность налогового контроля сводится к осуществлению должностными лицами налоговых органов проверок по выполнению организациями и физическими лицами требований налогового законодательства, связанных с уплатой ими налогов и сборов в бюджеты различных уровней и во внебюджетные фонды (А. В. Брызгалин, Е. Н. Грисимова, А. А. Бастриков, Е. Н. Евстигнеев). Сторонники второго подхода утверждают, что осуществление контроля нацелено не только на исполнение налогоплательщиками и другими участниками налоговых правоотношений обязанностей по уплате всей суммы налогов, причитающихся в бюджеты, но и на совершенствование налоговой системы (И. И. Кучеров, Е. В. Поролло).

Действующее налоговое законодательство рассматривает налоговый контроль как деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах [1]. Именно поэтому налоговый контроль необходимо рассматривать в двух аспектах: во-первых, он представляет собой инструмент налогового администрирования и, следовательно, эффективного управления налоговой системой и экономикой, который способен

повлиять на создание эффективной системы налогообложения, а во-вторых, налоговый контроль — это элемент финансового контроля и налогового механизма, т. е. особая деятельность по исполнению законодательства по налогам и сборам.

Итак, налоговый контроль — это существенная часть налогового администрирования, охватывающая действия налоговых органов по надзору за соблюдением налогоплательщиками и иными обязанными лицами законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, по осуществлению мер для предотвращения и устранения нарушений, а также по привлечению виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

На наш взгляд, в связи с изменением подходов к проведению налоговых мероприятий должны меняться и приоритеты налогового контроля. При этом роль контроля в условиях развития рыночных отношений должна постоянно повышаться, а он должен изменяться содержательно. Высказывая данную точку зрения, мы убеждены, что на этом этапе развития экономики Российской Федерации контроль должен занимать одно из центральных мест в налоговом администрировании и в налоговой системе в целом, необходимо не только контролировать исполнение обязанностей налогоплательщиков перед бюджетом, но и влиять на процесс развития этой системы. Место налогового контроля, как функциональной подсистемы в системе налогового администрирования представлено на рисунке.

Основной формой контроля за полнотой и своевременностью уплаты налогов в инспекции являются налоговые проверки, которые делятся на выездные и камеральные. Получение объяснений налогоплательщиков и налоговых агентов, проверка данных учета и отчетности, осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода,

© Ё. А. ЫТЭТёёТа, 2009

проводятся в процессе непосредственного ляются логическим продолжением последних, осуществления налоговых проверок либо яв- инициируются их результатами.

Вёпопё. 1 апо і Таё1а1а1а1 ё і ТоЭ і ёу ёаё обТёоёТТаёиТ Тё маПёПоаТи ТаёТаТаТаТ аа 1 ё ТёпоЭёЭТаа Тёу [3]

На территории Республики Мордо- ций, а также две инспекции по Ленин-

вия налоговый контроль осуществляют скому и Октябрьскому районам г. Саран-

семь межрайонных налоговых инспек- ска.

Оааёёоа

ЫааааТёу Та ТЭааТёдабёё ё УЭТааааТёё ёаТаЭаёиТиб ё аиадаТиб ТаёТаТаиб УЭТааЭТё ЇТ Ват'баёёёа 1 ТЭаТаёу да 2008 аТа [2]

К і ёё-апоа і Ат і 1ёТёоаёиТі Та-ёпёаТТ Уёаоажа1_ (аёё|э-ау ТаёТаТайа паТёоёё ё УаТё)

1 2 3

АпааТ УЭТааааТТ ёаТаЭаёиТйо УЭТааЭТё 1 ёо Тёо айуаёаиёа ТаЭОоаТёу 257 833,0 15 024,0 2 093 758,0 ООО

Ёд поЭТёё 3010 — ёаТаЭаёиТйа УЭТааЭёё, а УЭТоаппа ёТоТЭйо ёт'ТёидТаа Ти аТУТёТёоаёиТйа аТёОТаТой, ТайуПТаТёу ё ПааааТёу 1 ёо Тёо айуаёаиёа ТаЭОоаТёу 20 923,0 2 053,0 2 036 158,0 ООО

оЭаапоааёаТТ ТаёТаТУёаоаёийёёаТё ОоТ-наТТйО (ёТЭЭаёоёЭо|эйё0) ааёёаЭаоёЬ а УЭТоаппа УЭТааааТёу ёаТаЭаёиТйО УЭТааЭТё УТпёа УТёо--аТёу ё!ё ОЭааТааТёЬ Т УЭаапоааёаТёё аТёОТаТоТа 1 760,0 XXX

Ёд поЭТёё 3050 — УЭаапоааёаТТ ООТ-ТаТТио (ёТЭЭаёоёЭо|эйё0) ааёёаЭаОё1_ ЇТ ТаёТао Та УЭёайёи ТЭааТёдаОё1_ 120,0 XXX

оЭаапоааёаТТ ТаёТаТУёаоаёийёёаТё ОоТ-намОо (ёТЭЭаёоёЭо|эйё0) ааёёаЭаоё1_ а УЭТоаппа УЭТааааТёу ёаТаЭаёиТйО УЭТааЭТё УТпёа УТёО-аТёу ё!ё 0аааПёаТё1_ п оЭааТааТёа! Т УЭааТпоааёаТёё УТупТаТёЬ 9 147,0 XXX

Ёд поЭТёё 3052 — УЭаапоааёаТТ ооТ-напОо (ёТЭЭаёоёЭо|эйёО) ааёёаЭаОё1_ УТ ТаёТао Та УЭёайёи ТЭааТёдаОёЬ 1 083,0 XXX

АиадаТиа УЭТааЭёё ТЭааТёдаОёЬё бёдё-апёёо ёёо 488,0 639 923,0

А оТ1 -ёпёа:

1 ёТТУёаёпТйа 456,0 613 214,0

Тёп+аТёа оааё.

1 2 3

1 ёд Тёо:

1 УЭТааЭёё ТЭааТёдаОёЬ 329,0 530 623,0

1 оатаоё-апёёа 32,0 26 709,0

1 ёд Тёо:

1 УЭТааЭёё ТЭааТёдаОёЬ 32,0 26 709,0

Ёд поЭТёё 3060— УЭТааЭёё ТЭааГёдаОёЬ, ТоТаЭаГГйо аёу УЭТааааГёу айадаТйо УЭТааЭТё а пТТоааопоаёё п оЭааТааТёуТё аа1_поао|эйёо даёТ-ттааоаёитйо ё ттЭтаоёатйо аёота, а оаёжа ТЭааТёдаоё1_, тотаЭаттйо а паудё п айуаёаТёаТ о Тёо УТайоаТ ТТаТ Эёпёа пТааЭоаТёу ТаёТаТаТаТ УЭаатгаЭооагёу 353,0 553074,0

А оТт -ёпёа:

1 і Э і ааЭеё тЭааГёдаОёЬ, ттЭаТТйоаёу і Э і аааа Тёу айадаТйо 1Э1-1 ааЭТё УТ ёЭёоаЭёуТ Эёпёа пТааЭоаТёу ТаёТаТайо УЭааТТаЭооаТёЬ 301,0 493 439,0

1 ёЭо'иа1_0ёо ТаёТаТУёаоаёийёёТа 10,0 182 982,0

1 ТЭааТёдаОёЬ — адаёТТдааёпёТйо ёёОёЭоУТаЬоёо 1 таётатУёаоаёийёёта 2,0 172 335,0

1 ТЭааТёдаоё1_ — тпттатйо ёТтоЭааатота ёЭоУта1_0ёо 1 таётатУёаоаёийёёта 2,0 9 499,0

1 ТЭааТёдаОёЬ УТ УТЭо-аТё|э айоапотуйёо ТаёТаТайо ТЭааТТа 4,0 390,0

|ИтЭааТёдаоё1_ УТ ТаЭайаТёуТ ёТТоЭТёёЭо^йёо ё УЭааТТоЭаТё-ИИоаёиТйо ТЭааТТа 17,0 52 882,0

|ИтЭааТёдаоё1_, УТаёажайёо ёёёаёааОёё 37,0 11 766,0

ЩНёд Тёо: айуаёаоёа ТаЭооаТёу 35,0 ООО

Ёд поЭТёё 3060 — айадаТйа УЭТааЭёё, а УЭТоаппа ёТоТЭйо УЭТааааТй:

■ёгаагоаЭёдаоёу ётойапоаа 27,0 XXX

■штоэ (тапёаатаатёа) УЭТёдатапоааттйо, пёёаапёёо, отЭатайо |Нё ёТйо УТТайаТё1_ ё оаЭЭёоТЭё1_ 82,0 XXX

ЦуЭТёдатапоат айатёё атёотатота ё УЭаатаота 1,0 XXX

ЦуЭёаёа-аТёа .ёпУаЭоТа 1,0 XXX

■апЭтй паёааоаёаь 203,0 XXX

ИИУЭёаёа-аТёа пУаоёаёёпота 3,0 XXX

ЦёпоЭаатаатёа о ёТтоЭааатота ё ёТйо ёёоатёотатота (ёТбТЭТаоёё) 1Нт таётатУёаоаёийёёа 411,0 XXX

ЁпоЭаатаатёа о ёТтоЭааатота ё ёТйо ёёо атёотатота (ёТбТЭТаоёё) т таётатУёаоаёийёёа ут УТЭо-атёут таётатайо ТЭааТТа аЭоаёо Эааёттта 4 033,0 XXX

кттоЭТёитау пот та 314 802,0 7 443 461,0

Контроль на территории Республики Мордовия организован и проводится достаточно эффективно, о чем говорят данные, представленные в таблице. Так, на одну

выездную налоговую проверку приходит ся 1 311,3 тыс. р. дополнительно начислен' ных платежей, что свидетельствует о высо' кой результативности контрольной дея

тельности налоговых органов республики.

В условиях нестабильной экономической ситуации в стране и мире налоговые органы столкнулись с рядом проблем в сфере мобилизации налоговых платежей в бюджетную систему, поэтому актуальной стала задача развития налогового контроля в рамках налогового администрирования.

Совершенствовать работу налоговых органов необходимо в следующих направлениях:

— улучшение информационного и программного обеспечения, в том числе касающегося системы электронной обработки данных;

— упрощение документооборота внутри налоговых инспекций;

— совершенствование аналитической работы, особенно при планировании выездных налоговых проверок [5].

Важнейшим фактором повышения эффективности контрольной работы налоговых органов является улучшение действующих процедур контрольных проверок. Поэтому необходимо уделять особое внимание совершенствованию налогового контроля, определению перспективных форм и методов его проведения, разработке механизма его осуществления. В связи с этим предлагаем выделить приоритетные направления развития налогового контроля:

— разработка долгосрочной кадровой политики;

— улучшение работы по учету и обслуживанию налогоплательщиков;

— обеспечение автоматизированного камерального контроля;

— повышение эффективности выездных проверок;

— согласованное взаимодействие с правоохранительными и контролирующими органами.

Первостепенное значение имеет создание коллектива единомышленников, нацеленных на выполнение задач, поставленных перед инспекцией. Немаловажную роль играет создание атмосферы взаимной поддержки сотрудников. Обучение коллектива должно стать одним из приоритетных направлений в работе с кадрами налоговых органов. Вторым важным звеном является улучшение работы

по информированию налогоплательщиков о том, как правильно исполнить налоговые обязанности. Необходимость этой работы осознали все передовые налоговые службы мира [4]. По сути, налоговая служба на современном этапе развития должна быть нацелена в первую очередь на помощь в исчислении и уплате налогов, а затем уже на недисциплинированных налогоплательщиков.

Кроме того, одним из основных направлений совершенствования налогового контроля должно стать активное использование средств вычислительной техники, компьютерных программ обработки данных по налогоплательщикам, что, несомненно, скажется на эффективности налогового контроля. Переход к информационным технологиям, позволяющим полностью автоматизировать процесс отбора налогоплательщиков с наиболее характерными отклонениями уровней, динамики, соотношений различных отчетных показателей от допустимых для организаций соответствующих отраслей экономики значений, оценить реальный размер налоговых обязательств налогоплательщика.

На основании вышеизложенного можно сделать выводы. В современных условиях развития экономики в качестве основных направлений совершенствования налоговой политики России является повышение эффективности контрольной работы налоговых органов, на которых возложена основная нагрузка по исполнению законодательства о налогах и сборах. В целях обеспечения выполнения контроля за соблюдением налогового законодательства налоговые инспекции целенаправленно и на постоянной основе должны осуществлять мероприятия по усилению налогового контроля в системе налогового администрирования.

По итогам проведенного анализа следует заключить, что только комплексный подход в решении тех или иных проблем в сфере налогового контроля способен дать положительный результат в повышении эффективности налогового администрирования. В ближайшей перспективе необходимо решить обширный комплекс мероприятий, указанных выше. Именно это будет способствовать росту результативности налогового контроля и повышению эффективности деятельности налоговых органов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 18 дек. 2006 г. № 230-ФЗ : принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 18 июля 1998 г. : одобр. Советом Федерации Федер. Собр.

Рос. Федерации 17 июля 1998 г. : ввод. Федер. Законом Рос. № 146-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2006. — №31. — Ст. 3824.

2. Отчетность Федеральной налоговой службы. Отчет о результатах контрольной работы налоговых органов по состоянию на 01.01.2009 года. Форма № 2-НК. Сведения об организации и проведении камеральных и выездных проверок [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.r13.nalog.ru. — Загл. с экрана.

3. Паскачев А. Б. Налоги и налогообложение : учеб. пособие для студентов / А. Б. Паскачев. — М. : Высшее образование, 2008. — 384 с.

4. Сашичев В. В. О контрольной работе налоговых органов и мерах повышения ее эффективности / В. В. Сашичев // Налоговый вестн. — 2008. — № 8. — С. 14—19.

5. Смирнова Е. Е. О совершенствовании контрольной работы налоговых органов / Е. Е. Смирнова // Налоговый вестн. — 2008. — № 2. — С. 3—6.

Поступила 11.05.09.

їв іАЁА1 иJЇвАААЁАГ ев

0А1 і ^А Г Г і Ё N0 і Е 1 і ЙОЁ О і ААв і А

А. А. АжТаа

А аапТ1_ поаоиа ЭаппТаоЭёаа|эопу ТпТТаТйа УЭТаёаТй ТУЭаааёаТёу оаТТжамТ1_ поТ-ёТТпоё оТааЭТа, УаЭаТайааТйо -аЭад оаТТжаио|э аЭаТёоо. Аёу УЭааёёиТТаТ ТУЭа-ааёаГёу оатТжаГГТ1_ поТётТпоё ЭадЭааТоаш оапои ТаоТаТа аа ТУЭаааёаГёу. таптТо-Эу Та оТ -оТ а оаТТжаиТТ даёТ Т Тааоаёипоаа -аоёТ ё аУТёТа ТаТТдТа-нТ УЭТУёпаТй ТаоТай ТУЭаааёаТёу оаТТжаиТ1_ поТёТТпоё, ёо УЭаёоё-апёТа УЭёТаТаТёа айдйааао о аёдТапа ё оаТТжаГГйо ТЭааГТа ТижапоаТ аТУЭТпТа.

Одной из актуальных проблем в работе таможенных органов является контроль за установлением таможенной стоимости товаров. Она определяется декларантом согласно методам, установленным таможенным законодательством, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров. Исходной базой для назначения таможенной стоимости товара является его цена (стоимость), определенная во внешнеторговом контракте (договоре) [2, с. 345].

В соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе»* для установления таможенной стоимости импортируемых в Российскую Федерацию товаров используются шесть основных методов:

1) по цене сделки с ввозимыми товарами;

2) по цене сделки с идентичными товарами;

3) по цене сделки с однородными товарами;

4) вычитания;

5) сложения;

6) резервный.

Каждый последующий метод оценки применяется только тогда, когда таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего [1, с. 80].

Согласно указанному закону основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами — «таможенной стоимостью ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации товара является цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимый товар на момент пересечения им таможенной границы Российской Федерации (до порта или иного места ввоза)» (ст. 19). Когда окончательно установлено, что цена сделки отсутствует, либо не может быть определена, либо не может использоваться для определения таможенной стоимости, следует переходить к последующим методам оценки.

© А. А. АжТаа, 2009

* О таможенном тарифе : Закон РФ от 21.05.1993 № 5003-1 (ред. от 03.12.2007). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.