Научная статья на тему 'Проблемы определения таможенной стоимости товаров'

Проблемы определения таможенной стоимости товаров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3096
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ежова Е. А.

В данной статье рассматриваются основные проблемы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу. Для правильного определения таможенной стоимости разработаны шесть методов ее определения. Несмотря на то что в таможенном законодательстве четко и вполне однозначно прописаны методы определения таможенной стоимости, их практическое применение вызывает у бизнеса и таможенных органов множество вопросов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы определения таможенной стоимости товаров»

Рос. Федерации 17 июля 1998 г. : ввод. Федер. Законом Рос. № 146-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2006. — №31. — Ст. 3824.

2. Отчетность Федеральной налоговой службы. Отчет о результатах контрольной работы налоговых органов по состоянию на 01.01.2009 года. Форма № 2-НК. Сведения об организации и проведении камеральных и выездных проверок [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.r13.nalog.ru. — Загл. с экрана.

3. Паскачев А. Б. Налоги и налогообложение : учеб. пособие для студентов / А. Б. Паскачев. — М. : Высшее образование, 2008. — 384 с.

4. Сашичев В. В. О контрольной работе налоговых органов и мерах повышения ее эффективности / В. В. Сашичев // Налоговый вестн. — 2008. — № 8. — С. 14—19.

5. Смирнова Е. Е. О совершенствовании контрольной работы налоговых органов / Е. Е. Смирнова // Налоговый вестн. — 2008. — № 2. — С. 3—6.

Поступила 11.05.09.

їв іаёА1 иJЇвАААЁАГ ев

ОА1 і ^А Г Г і Ё N0 і Ё 1 і ЙОЁ О і ДАВ і А

А. А. АшТаа

А ааТТТё поаоиа 9апп1ао9еаа|эопу ТпТТаТйа УЭТаёаш ТУЭаааёаТёу оаІТжапТе поТ-ёИпоё оТааЭТа, УаЭаУайаашо +аЭад оа1Тжамб|э аЭаТёоб. Аёу УЭааёёиПаТ ТУЭаааёаТёу оаТТжаГГТё поТёТТпоё ЭадЭааТоаТа 0апои іаоТаТа аа ТУЭаааёаТёу. ГапіТо-Эу Та оТ +оТ а оаУТжаии даёТ Пааоаёипоаа +аоёТ ё аУТёТа ТаТТдТа-нТ УЭТТёпаТи ІаоТай ТУЭаааёаТёу оаИжамТё поТёИпоё, ёо УЭаёоё+апёТа УЭёУаШёа айдйааао б аёдТапа ё оаУТжаТТйо ТЭааТТа иТжапоаТ аТУЭТпТа.

Одной из актуальных проблем в работе таможенных органов является контроль за установлением таможенной стоимости товаров. Она определяется декларантом согласно методам, установленным таможенным законодательством, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров. Исходной базой для назначения таможенной стоимости товара является его цена (стоимость), определенная во внешнеторговом контракте (договоре) [2, с. 345].

В соответствии с Законом РФ «О таможенном тарифе»* для установления таможенной стоимости импортируемых в Российскую Федерацию товаров используются шесть основных методов:

1) по цене сделки с ввозимыми товарами;

2) по цене сделки с идентичными товарами;

3) по цене сделки с однородными товарами;

4) вычитания;

5) сложения;

6) резервный.

Каждый последующий метод оценки применяется только тогда, когда таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего [1, с. 80].

Согласно указанному закону основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами — «таможенной стоимостью ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации товара является цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимый товар на момент пересечения им таможенной границы Российской Федерации (до порта или иного места ввоза)» (ст. 19). Когда окончательно установлено, что цена сделки отсутствует, либо не может быть определена, либо не может использоваться для определения таможенной стоимости, следует переходить к последующим методам оценки.

© А. А. АжТаа, 2009

* О таможенном тарифе : Закон РФ от 21.05.1993 № 5003-1 (ред. от 03.12.2007). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Ййбёу «УеТ м! ёч-йпеёй Гаоеё»

73

Суть метода оценки по цене сделки с идентичными товарами заключается в том, что таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров определяется путем использования в качестве исходной базы стоимости сделки с идентичными им товарами, таможенная стоимость которых была определена по методу 1 и принята таможенными органами. Таким образом, в качестве основы для определения таможенной стоимости ввозимых (оцениваемых) товаров используется стоимость товаров по другой сделке. При этом обязательным требованием является условие, чтобы таможенная стоимость сравниваемых товаров была определена по методу 1. Кроме того, товары, выбранные для сравнения, должны быть ввезены в одно или примерно в одно и то же время, примерно в одинаковых количествах и на том же коммерческом уровне, что и ввозимые (оцениваемые) товары. Если эти характеристики различаются, то цена сделки с идентичными товарами должна быть подвергнута соответствующей корректировке для компенсации (нивелирования) этих различий и приведения сравниваемых условий к сопоставимому виду.

Метод определения таможенной стоимости по цене сделки с однородными товарами вступает в силу, если не выполняются условия применения 1-го и 2-го методов определения таможенной стоимости. Суть метода 3, согласно ст. 21 Закона РФ «О таможенном тарифе», заключается в том, что таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров определяется путем использования в качестве исходной базы стоимости сделки с однородными им товарами, таможенная стоимость которых была определена по методу 1 и принята таможенными органами, т. е. в качестве основы для определения стоимости ввозимых (оцениваемых) товаров используется стоимость товаров по другой сделке. При этом обязательным требованием является условие, чтобы таможенная стоимость сравниваемых товаров была определена по методу 1. Кроме того, закон требует, чтобы товары, выбранные для сравнения, были ввезены в одно или примерно в одно и то же время, примерно в одинаковых количествах и на том же коммерческом уровне, что и ввозимые (оцениваемые) товары. Если эти характеристики различаются, то цена сделки с однородными товарами должна быть подвергнута соответствующей корректировке для компенсации (нивелирования) этих различий и приведения сравниваемых условий в сопоставимый вид.

Рассмотренные выше методы оценки товаров в таможенных целях базировались на цене сделки с ввозимыми товарами (метод 1),

сделок либо с идентичными (метод 2), либо с однородными товарами (метод 3). В случаях, когда невозможно использование имеющейся цены сделок или отсутствуют требуемые сделки, закон предусматривает переход к другим альтернативным методам оценки, разрешая изменение последовательности применения методов сложения и вычитания стоимости.

В основе метода вычитания стоимости лежит выбор цены, по которой товары продаются в России. При использовании метода таможенной оценки на основе сложения стоимости таможенная стоимость оцениваемых товаров определяется на основе издержек производства этих товаров, к которым добавляются суммы прибыли и расходов, характерных для продажи оцениваемых товаров в Россию. Таким образом, для определения таможенной стоимости по данному методу необходима информация об издержках производства оцениваемых товаров, которую можно получить только за пределами страны ввоза. Как правило, в большинстве случаев производитель товаров будет находиться вне юрисдикции властей страны ввоза, т. е. России.

В последнее время существует тенденция к увеличению количества сделок, в которых таможенная стоимость не может быть определена первым методом, и в распоряжении декларанта и сотрудника таможенных органов остается лишь резервный метод, тогда как использование остальных методов достаточно затруднительно и требует соблюдения некоторых условий, которые чаще всего трудноосуществимы [3, с. 82]. Такая ситуация уменьшает возможность наиболее точного определения действительной таможенной стоимости товара, что, соответственно, снижает эффективность деятельности таможенных органов.

Практическое применение методов определения таможенной стоимости нередко вызывает у представителей бизнеса и таможенных органов вопросы, в основном о включении или невключении в таможенную стоимость товаров тех или иных компонентов, а также их документальном подтверждении, например лицензионных платежах (роялти), процентах за пользование коммерческим кредитом, расходах на монтаж и т. д.; об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых по договорам, отличным от договоров международной купли-продажи (договорам аренды, лизинга, консигнации, безвозмездным договорам); трансфертном ценообразовании.

Самый актуальный вопрос, возникающий при контроле таможенной стоимости

74

ААЯОГЕЁ 1 ТЭаТапёТаТ оГёааЭпеоаоа | 2009 | 1 3

товара, — поиск источников ценовой информации для подтверждения суммы сделки. Имеющиеся в распоряжении таможенных органов источники информации не всегда позволяют однозначно определить достоверность контрактной цены, а следовательно, и таможенную стоимость товара. Часто ценовая информация на конкретные товары отсутствует (например, сложно определить правильность заявленной стоимости технологического оборудования, возимого в единичных экземплярах). Не позволяет оценить правомерность принятых при таможенном оформлении решений по таможенной стоимости товаров и отсутствии систематизированной информации о транспортных тарифах, торговых надбавках, величине страховых расходов, обычно применяемых в международной практике, и т. п. Нормы Трудового кодекса Российской Федерации обязывают декларанта предоставлять документы и сведения, подтверждающие заявленную стоимость товаров. Участники внешнеэкономической деятельности должны быть также заинтересованы в наличии у таможенных органов достоверных источников информации, позволяющих быстро и эффективно осуществлять контроль таможенной стоимости [3, с. 33].

Более чем в 60 странах мира, в том числе в России, недостоверное декларирование та-

моженной стоимости является одним из распространенных видов таможенных правонарушений. Таможенные органы нашей страны неоднократно пытались создать механизмы контроля за декларируемой стоимостью. Принят ряд документов, ликвидирующих пробелы в действующем законодательстве, в частности введены комбинированные ставки таможенных пошлин. Таможенники получили право определять величину пошлины не только как процент от продекларированной стоимости, но и как фиксированную сумму за каждую единицу веса, объема или площади импортируемого товара. Следующим шагом стало создание механизма контроля по каждому случаю ввоза в страну товаров, декларируемая стоимость которых заметно отличается от установленной Федеральной таможенной службой России временно-условной оценки, определяемой на основе мировых цен.

Являясь одним из сложных вопросов таможенного дела, таможенная стоимость требует создания самой современной и согласованной с мировой практикой системы ее контроля, проведения постоянного ценового мониторинга, создания информационных баз данных для контроля таможенной стоимости, целевой и комплексной проверки участников внешнеэкономической деятельности, устранения утечки валютной выручки.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гиблов А. А. Порядок расчета таможенной стоимости / А. А. Гиблов // Аудит. ведомости. — 2008. — № 6. — С. 80—82.

2. Таможенный тариф Российской Федерации : ставки ввозных и вывозных таможенных пошлин / Рос. таможенная акад. ; [под общ. ред. В. Б. Бобкова]. — СПб. : Тирекс, 2007. — 816 с. — (Таможня-Логистика-Право).

3. Цинделиани И. А. Споры, связанные с таможенными платежами / И. А. Цинделиани // Закон. — 2008. — № 2. — С. 33—37.

Поступила 18.05.09.

Ййбёу «УеТ м! ёчйпеёй Гаоеё»

75

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.