Научная статья на тему 'СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ЧЕРЕЗ НАЛОГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ'

СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ЧЕРЕЗ НАЛОГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
23
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГИ / СБОРЫ / ИННОВАЦИИ / СТИМУЛИРОВАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Байкардина Татьяна Дмитриевна

В статье автором рассматривается вопрос стимулирования инновационной активности организаций. Установлено, что лучшим способом государственной политики в области мотивации инновационной активности является использование налоговых механизмов. Данная статья будет интересна работникам органов госвласти и практическим работникам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STIMULATION OF INNOVATIVE ACTIVITY OF ORGANIZATIONS THROUGH TAX INSTRUMENTS

In the article the author considers the issue of stimulating the innovative activity of organizations. It has been established that the best way of state policy in the field of motivation of innovative activity is the use of tax mechanisms. This article will be of interest to employees of state authorities and practitioners.

Текст научной работы на тему «СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ЧЕРЕЗ НАЛОГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ»

УДК 33

СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ ЧЕРЕЗ НАЛОГОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Байкардина Татьяна Дмитриевна

Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации,

Республика Беларусь, г. Гомель

Аннотация. В статье автором рассматривается вопрос стимулирования инновационной активности организаций. Установлено, что лучшим способом государственной политики в области мотивации инновационной активности является использование налоговых механизмов. Данная статья будет интересна работникам органов госвласти и практическим работникам.

Ключевые слова: налоги; сборы; инновации; стимулирование; организация.

UDC 33

STIMULATION OF INNOVATIVE ACTIVITY OF ORGANIZATIONS

THROUGH TAX INSTRUMENTS

Baikardina Tatyana Dmitrievna

Belarusian Trade and Economic University of Consumer Cooperatives, Republic of Belarus, Gomel

Abstract. In the article the author considers the issue of stimulating the innovative activity of organizations. It has been established that the best way of state policy in the field of motivation of innovative activity is the use of tax mechanisms. This article will be of interest to employees of state authorities and practitioners. Keywords: taxes; fees; innovation; stimulation; organization.

Налоговое стимулирование инновационной деятельности реализуется посредством установления государством особых условий исчисления и уплаты налогов, взимаемых в бюджет страны, в зависимости от характера и масштабов новаторских мероприятий субъектов хозяйствования, действующих на ее территории. При этом данный системный элемент государственной инновационной политики сам представляет собой систему, элементами которой являются указанные особые условия исчисления и уплаты каждого конкретного налогового платежа, имеющего место в стране и способного определенным образом влиять на масштабы новаторской активности в ней [1]. Налоговое стимулирование инновационной деятельности, играя ведущую роль в создании для субъектов хозяйствования финансовых стимулов ее осуществления, и, как следствие этого, будучи одним из главных элементов инновационной политики, включает в себя следующие основные инструменты:

- выведение из-под налогообложения от-

дельных объектов (например, инновационной продукции применительно к НДС или нового оборудования применительно к налогу на имущество);

- сокращение налогооблагаемой базы (например, на величину прибыли, направленной на НИОКР, применительно к налогу на прибыль);

- предоставление налоговых кредитов (уменьшение ставки налогообложения) для субъектов инновационной сферы;

- полное освобождение от налогообложения (на определенный период времени) отдельных налогооблагаемых объектов либо отдельных субъектов хозяйствования, осуществляющих инновационную деятельность;

- увеличение налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования, не осуществляющие инновационную деятельность, для побуждения их к ее активному осуществлению.

Посредством использования специфических налоговых механизмов государство способно оказывать влияние на величину средств, остающихся в распоряжении субъ-

ектов инновационной деятельности, на их использование по целевому назначению [2]. Таким образом, имеет место стимулирование инновационной активности хозяйствующих субъектов, предприятия побуждаются к внедрению новых технологий, а также к постоянному обновлению и совершенствованию ассортимента выпускаемой ими продукции. Эффективность применения в налоговой политике той или иной формы стимулирования зависит в первую очередь от условий, на которых данная поддержка предоставляется, а также уровня сознательности налогоплательщиков и их готовности направить дополнительно полученные финансовые ресурсы на инновационные или иные определенные государством цели [3]. Не последнюю роль играет и экономическое содержание применяемых форм налогового стимулирования. Поэтому введение той или иной формы налогового стимулирования инновационной деятельности должно строиться на глубоком экономическом анализе и точном расчете.

В первые годы формирования российской налоговой системы (на рубеже 1980-1990-х гг.) использовались различные формы налогового стимулирования инновационной активности, но основной формой все же было предоставление целевых налоговых льгот, и в первую очередь по налогу на прибыль. В частности, инвестиционные расходы, осуществленные организацией за счет прибыли, частично освобождались от обложения данным налогом. Отдельные категории налогоплательщиков могли использовать ускоренную амортизацию, что уменьшало их налоговые обязательства по этому налогу. Организации малого бизнеса в первые годы своей деятельности имели налоговые преференции в форме пониженной, вплоть до нулевой, ставки налога на прибыль [4].

С началом разработки и принятия части второй НК РФ был взят курс на преимущественное использование такой формы налогового стимулирования, как пониженная налоговая ставка. Так, ставка налога на прибыль была снижена с 35 до 24%, НДС - с 20 до 18%, единого социального налога - с 35,6 до 26%. Существенной корректировке в сторону уменьшения были подвергнуты ставки единого налога для организаций малого бизнеса, работающих на специальных налоговых режимах. Применение налоговых льгот,

в том числе и имеющих целевой характер, было признано неэффективным. Начиная с принятия главы 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ основой российской налоговой политики стало сокращение, а по отдель -ным налогам и полная отмена налоговых льгот [5]. Причем изменение налоговой политики государства в этой части произошло без достаточного экономического анализа эффективности ранее действующих целевых налоговых льгот и преференций, а также причин, обусловивших эту недостаточно высокую, а порой и низкую эффективность.

В настоящее время налоговая политика в данной области стала опять меняться: начался постепенный возврат к «смешанной» форме налогового стимулирования инновационной активности. Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрены определенные льготы в отношении субъектов, осуществляющих инновационную деятельность [6]. В частности, на территории России не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость такие операции, как:

1) выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций;

2) выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров;

3) выполнение организациями научно-исследовательских, опытно - конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новых продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий, если в состав указанных работ включаются следующие виды деятельности:

а) разработка конструкции инженерного объекта или технической системы;

б) разработка новых технологий, то есть способов объединения физических, химических, технологических и других процессов с трудовыми процессами в целостную систему, производящую новую продукцию (товары, работы, услуги);

в) создание опытных, то есть не имеющих

!ММ0УАТ!УЕ ЕС01\ЮМУ: !МР0РМЛТ!0М, ЛМЛ1.У8!8, РРООМОБЕБ

сертификата соответствия, образцов машин, оборудования, материалов, обладающих характерными для нововведений принципиальными особенностями и не предназначенных для реализации третьим лицам, их испытание в течение времени, необходимого для получения данных, накопления опыта и отражения их в технической документации [7].

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. При этом к средствам целевого финансирования относится в том числе и имущество, полученное организацией в виде средств из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федерального фонда производственные инноваций, а также из иных фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности [8].

Вместе с тем Налоговым кодексом установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются следующие расходы, так или иначе связанные с инновационной деятельностью:

- расходы по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества, а также расходы, осуществленные в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации технического перевооружения объектов основных средств;

- суммы отчислений в Российский фонд фундаментальных исследований, Российский гуманитарный научный фонд, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федеральный фонд производственных инноваций, Российский фонд технологического развития, а также в иные отраслевые и межотраслевые фонды финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ [9].

В Российской Федерации предусмотрено освобождение от обложения налогом на имущество организаций имущества государственных научных центров. В то же время применительно к указанному налогу не

предусматривается какой-либо льготный порядок обложения им для предприятий, использующих инновационное оборудование. В результате этого субъекты хозяйствования, использующие такое оборудование, вынуждены уплачивать налог на имущество в больших размерах, так как новое оборудование является, как правило, наиболее дорогостоящим [10].

Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрена возможность предоставления налогоплательщикам инвестиционного налогового кредита, который определен как такое изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам. В частности, инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии таких оснований, как:

- проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства;

- осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;

- выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению;

- выполнение организацией государственного заказа;

- осуществление этой организацией инвестиций в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности.

8 июня 2011 г. был официально опубликован Федеральный закон от 7 июля 2011 г. № 132-Ф3 «О внесении изменений в статью 95 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части

формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности и статью 5 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Закон продолжает общую линию на облегчение налогового бремени представителей инновационного сектора экономики [11]. Основная цель пакета «инновационных» поправок - уточнить и дополнить правила налогообложения с учетом специфики инновационной деятельности. Так, много изменений и дополнений посвящено организациям, которые выступают заказчиками научных исследований и опытно-конструкторских разработок. Перечислим основные изменения и дополнения, которые затронут инновационный сектор:

- отменен критерий некапитальности по отношению к расходам, связанным с совершенствованием технологии, организации производства и управления, которые можно учесть в прибыли;

- в течение трех лет не нужно платить налог на имущество с вновь вводимых в эксплуатацию объектов, обладающих высокой энергетической эффективностью либо имеющих высокий класс энергетической эффективности;

- разрешено создавать резерв предстоя-

щих расходов на НИОКР;

- в Налоговый кодекс введена статья 332.1 об особенностях налогового учета расходов на НИОКР;

- введен перечень расходов на НИОКР;

- уточнен порядок амортизации для инновационных производств, заказывающих НИ-ОКР;

- уточнены случаи и порядок применения повышающего коэффициента 1,5 к расходам, которые можно учесть при налогообложении прибыли;

- отменено ограничение на списание расходов на НИОКР, не давших положительного результата;

- уточнены правила применения нулевой ставки налога на прибыль с дохода от реали -зации акций компаний инновационного сектора.

Планы по налоговому стимулированию инновационной деятельности изложены Минэкономразвития России в письме от 6 апреля 2011 г. № Д05-1013. В нем заявлено, что в дальнейшем основным вектором налоговой политики должна стать реализация стимулирующих мер с целью развития новых производств и модернизации уже существующих, а также вообще повышение инновационной активности в экономике. Предлагается большой перечень мер налогового стимулирования (таблица 1).

Таблица 1. - Меры налогового стимулирования инновационной активности в экономике

Стимулирующая мера Статус

Распространить льготную ставку страховых платежей в размере 14 процентов на сектор 1Т (для компаний, прошедших аккредита -цию в Минсвязи), а также на проектные и научные организации, аккредитованные в Минпромторге и Минобрнауки Уже действует

Освободить от налога на имущество энергоэффективное оборудование (по перечню и классам энергоэффективности) в целях стимулирования модернизации компаний Будет действовать с 1 января 2012 года

Освободить от налога на прибыль доход от реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке или включенных в листинг биржевого сектора ММВБ «Рынок инноваций и инвестиций», при условии срока владения такими бумагами не менее 5 лет и размере владения не менее 10 процентов Уже действует (в урезанном виде), но фактически воспользоваться льготой можно с 2016 года

Освободить от налога на прибыль отчисления в пределах 3-5 процентов от выручки в «фонд» предстоящих расходов на НИОКР Будет действовать с 1 января 2012 года (без учета нормы процента)

Оптимизировать механизм администрирования расходов на НИОКР, учитываемых при исчислении налога на прибыль с коэффициентом 1,5 Будет действовать с 1 января 2012 года (в ст. 262 НК РФ теперь есть конкретный перечень расходов на НИОКР и прописаны правила налогового учета таких расходов)

Исследование современного состояния, вывод о различном характере влияния ин-тенденций и закономерностей развития ин- струментов налогового стимулирования на новационной сферы позволяют сделать активизацию инновационной деятельно-

сти [12]. Существующие группировки и признаки налоговых льгот не являются универсальными и отвечают целям и задачам определенных исследований, а также особенностям функционирования отдельных хозяйствующих субъектов. Поэтому возникает необходимость разработать классификацию налоговых льгот, отражающую особенности инновационной деятельности организаций ВСЭ, к числу которых, по нашему мнению, необходимо отнести тип инноваций, фазу жизненного цикла продукции, стадии инновационного процесса.

Определение характера налоговых льгот в зависимости от типа инноваций играет значительную роль, так как разные типы инноваций имеют свои особенности разработки, реализации, распространения и, как следствие, различный объем затрат и уровень коммерческого и финансового риска. В связи с этим, возникает необходимость учета типа инноваций, осуществляемых в организации. Следует отметить, что наибольший стимулирующий эффект имеют инновации с высоким уровнем затрат и значительной долей риска, к числу которых могут быть отнесены продуктовые и технологические инновации [13].

Стимулирующий характер налоговых льгот также зависит и от фазы жизненного цикла продукта. Фазы «внедрение», «ускоренный рост» характеризуются отсутствием или низким объемом производства и, как следствие, низким уровнем рентабельности. Налоговые льготы на этих фазах жизненного цикла продукта, безусловно, носят стимулирующий характер, обеспечивающий рост производства и тем самым рост будущих налоговых поступлений [14]. В фазах «насыщение», «замедленный рост», «упадок» жизненного цикла продукта предоставление налоговых льгот будет носить дотационный характер, и их целесообразно использовать лишь при социальной значимости инновационного проекта.

Вместе с тем необходимо учитывать, что инновационный процесс состоит из ряда последовательно реализуемых стадий. По мере реализации стадий инновационного процесса изменение затрат имеет квадратичную зависимость. При этом вся сумма налогов на предшествующей стадии становится условно-постоянными расходами на последующих стадиях [15]. Поэтому возни-

кает необходимость декомпозировать виды налоговых льгот по стадиям инновационного процесса, так как на каждой стадии уровень налогообложения на предшествующих стадиях увеличивает долю условно-постоянных затрат на последующих стадиях и тем самым увеличивает уровень коммерческого и финансового риска.

Список литературы:

1. Братко И.В., Васильева Л.П., Соколов А.П. Инструменты повышения конкурентоспособности социально-экономических систем. Курск, 2020.

2. Соколов А.П. Способы повышения эффективности управления региональными проектами в условиях государственно-частного партнерства. Финансовая экономика. 2016. № 4. С. 68-74.

3. Соколов А.П., Кузнецов И.С. Инвестиционный проект, бизнес-план, анализ инвестиционных проектов как этапы стратегического планирования на предприятии. Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. № Т13. С. 1176-1180.

4. Матвеенцева А.В., Соколов А.П. Продовольственная безопасность: региональный аспект. Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 6 (16). С. 86-91.

5. Кузнецов, А. А. Использование в системе оценки деятельности органов и подразделений МВД России целевых показателей (индикаторов) состояния национальной безопасности / А. А. Кузнецов // Журнал приклад -ных исследований. - 2020. - № 4-1. - С. 2125. - DOI 10.47576/2712-7516_2020_4_1_21.

6. Коновалов, Ю. В. Модель человека в организационной культуре / Ю. В. Коновалов // Журнал прикладных исследований. -2020. - № 4-1. - С. 26-34. - DOI 10.47576/2712-7516_2020_4_1_26.

7. Головинский, В. В. Экологическая безопасность в системе экономики войскового хозяйства / В. В. Головинский // Журнал прикладных исследований. - 2020. - № 4-1. - С. 35-40,- DOI 10.47576/2712-7516_2020_4_1_35.

8. Кругликов, Л. Л. Учение о составе преступления: генезис и современное состояние / Л. Л. Кругликов // Журнал прикладных исследований. - 2020. - № 4-1. - С. 41-51. -DOI 10.47576/2712-7516_2020_4_1_41.

9. Рыжов, И. В. Влияние Кондратьевских

волн на перспективы развития российской экономики и оборонной сферы государства / И. В. Рыжов // Финансы и кредит. - 2002. - № 19(109). - С. 54-61.

10. Рыжов, И. В. Приоритеты инвестиционной стратегии России на долгосрочную перспективу / И. В. Рыжов, С. П Малыгин // Эконо -мические науки. - 2008. - № 38. - С. 164-166.

11. Голощапов, А. Н. Общая характеристика и алгоритм проведения внутреннего аудита системы менеджмента качества организации / А. Н. Голощапов, И. В. Рыжов // Эко -номика и предпринимательство. - 2012. - № 5(28). - С. 244-248.

12. Кулхард, Г Д. Система разработки, принятия и исполнения управленческих решений на промышленном предприятии / Г Д. Кулхард, И. В. Рыжов // Экономика и предпри -нимательство. - 2013. - № 5(34). - С. 601-608.

13. Рыжов, И. В. Большие циклы в мировом и отечественном хозяйстве (Воздействие на формирование экономических моделей) : специальность 08.00.01 "Экономическая теория" : диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук / Рыжов Игорь Викторович. - Москва, 2002. - 387 с.

14. Рыжов, И. В. Организационно-управленческий инструментарий формирования системы качества бизнес-планирования на промышленном предприятии / И. В. Рыжов, Б. И. Черняховский // Экономика и предпринимательство. - 2018. - № 1(90). - С. 783-790.

15. Роль государства в управлении функционированием и развитием предприятий оборонно-промышленного комплекса / С. С. Чеботарев, В. С. Чеботарев, Б. В. Проскурин, И. В. Рыжов // Экономика и предпринимательство. - 2019. - № 4(105). - С. 41-45.

References

1. Bratko I.V., Vasireva L.P., Sokolov A.P. Instrumenty' povy'sheniya konkurentosposobnosti social'no-e'konomicheskix sistem. Kursk, 2020.

2. Sokolov A.P. Sposoby' povy'sheniya e'ffektivnosti upravleniya regional'ny'mi proektami v usloviyax gosudarstvenno-chastnogo partnerstva. Finansovaya e'konomika. 2016. № 4. S. 68-74.

3. Sokolov A.P., Kuzneczov I.S. Investicionny'j proekt, biznes-plan, analiz investicionny'x proektov kak e'tapy' strategicheskogo planirovaniya na predpriyatii.

Nauchno-metodicheskij e'lektronny'j zhurnal Koncept. 2015. № T13. S. 1176-1180.

4. Matveenceva A.V., Sokolov A.P. Prodovol'stvennaya bezopasnost': regional'ny'j aspekt. Innovacionnaya e'konomika: perspektivy' razvitiya i sovershenstvovaniya. 2016. № 6 (16). S. 86-91.

5. Kuzneczov, A. A. Ispol'zovanie v sisteme ocenki deyaternosti organov i podrazdelenij MVD Rossii celevy'x pokazatelej (indikatorov) sostoyaniya nacional'noj bezopasnosti / A. A. Kuzneczov // Zhurnal prikladny'x issledovanij. 2020. № 4-1. S. 21-25. DOI 10.47576/2712-7516_2020_4_1 _21.

6. Konovalov, Yu. V. Model' cheloveka v organizacionnoj kul'ture / Yu. V. Konovalov // Zhurnal prikladny'x issledovanij. 2020. № 4-1. S. 26-34. DOI 10.47576/2712-7516_2020_4_1_26.

7. Golovinskij, V. V. E'kologicheskaya bezopasnost' v sisteme e'konomiki vojskovogo xozyajstva / V. V. Golovinskij // Zhurnal prikladny'x issledovanij. 2020. № 4-1. S. 35-40. DOI 10.47576/2712-7516_2020_4_1_35.

8. Kruglikov, L. L. Uchenie o sostave prestupleniya: genezis i sovremennoe sostoyanie / L. L. Kruglikov // Zhurnal prikladny'x issledovanij. 2020. № 4-1. S. 41-51. DOI 10.47576/2712-7516_2020_4_1 _41.

9. Ry'zhov, I. V. Vliyanie Kondrat'evskix voln na perspektivy' razvitiya rossijskoj e'konomiki i oboronnoj sfery' gosudarstva / I. V. Ry'zhov // Finansy' i kredit. 2002. № 19(109). S. 54-61.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Ry'zhov, I. V. Prioritety' investicionnoj strategii Rossii na dolgosrochnuyu perspektivu / I. V. Ry'zhov, S. G. Maly'gin // E'konomicheskie nauki. 2008. № 38. S. 164-166.

11. Goloshhapov, A. N. Obshhaya xarakteristika i algoritm provedeniya vnutrennego audita sistemy' menedzhmenta kachestva organizacii // E'konomika i predprinimatel'stvo.

2012. № 5(28). S. 244-248.

12. Kulxard, G. D. Sistema razrabotki, prinyatiya i ispolneniya upravlencheskix reshenij na promy'shlennom predpriyatii / G. D. Kulxard, I. V. Ry'zhov // E'konomika i predprinimatel'stvo.

2013. № 5(34). S. 601-608.

13. Ry'zhov, I. V. Bol'shie cikly' v mirovom i otechestvennom xozyajstve (Vozdejstvie na formirovanie e'konomicheskix modelej) : special'nost' 08.00.01 "E'konomicheskaya teoriya" : dissertaciya na soiskanie uchenoj stepeni doktora e'konomicheskix nauk / Ry'zhov Igor' Viktorovich. Moskva, 2002. 387 s.

14. Ry'zhov, I. V. Organizacionno-upravlencheskij instrumental formirovaniya sistemy' kachestva biznes-planirovaniya na promy'shlennom predpriyatii / I. V. Ry'zhov, B. I. Chernyaxovskij // E'konomika i predprinimatel'stvo. 2018. № 1(90). S. 783-790.

15. Rol' gosudarstva v upravlenii funkcionirovaniem i razvitiem predpriyatij oboronno-promy'shlennogo kompleksa / S. S. Chebotarev, V. S. Chebotarev, B. V. Proskurin, I. V. Ry'zhov // E'konomika i predprinimatel'stvo. 2019. № 4(105). S. 41-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.