Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ АКТИВОВ'

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ АКТИВОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
34
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ АКТИВЫ / ПРЕДПРИЯТИЕ / ОЦЕНКА / ЭФФЕКТ / ПОКАЗАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коробко Михаил Петрович

В статье автор раскрывает основные подходы к коммерциализации интеллектуальных активов. Доказано, что имеющиеся в распоряжении организаций интеллектуальные активы, даже если они не используются, могут быть инструментом для повышения прибыльности и развития предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN APPROACHES TO THE COMMERCIALIZATION OF INTELLECTUAL ASSETS

In the article, the author reveals the main approaches to the commercialization of intellectual assets. It has been proven that the intellectual assets at the disposal of organizations, even if they are not used, can be a tool for increasing profitability and developing the enterprise.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ АКТИВОВ»

УДК 33

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ АКТИВОВ

Коробко Михаил Петрович

Дальневосточный федеральный университет, Россия, г. Благовещенск

Аннотация. В статье автор раскрывает основные подходы к коммерциализации интеллектуальных активов. Доказано, что имеющиеся в распоряжении организаций интеллектуальные активы, даже если они не используются, могут быть инструментом для повышения прибыльности и развития предприятия.

Ключевые слова: интеллектуальные активы; предприятие; оценка; эффект; показатели.

UDC 33

MAIN APPROACHES TO THE COMMERCIALIZATION OF INTELLECTUAL ASSETS

Korobko Mikhail Petrovich

Far Eastern Federal University, Russia, Blagoveshchensk

Abstract. In the article, the author reveals the main approaches to the commercialization of intellectual assets. It has been proven that the intellectual assets at the disposal of organizations, even if they are not used, can be a tool for increasing profitability and developing the enterprise. Keywords: intellectual assets; company; grade; the effect; indicators.

Рассмотрим некоторые аспекты коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности (в частности, интеллектуальной собственности), основные методические подходы к оценке рыночной стоимости и определим основные элементы управления коммерциализацией интеллектуального капитала (ИК).

Сами по себе результаты интеллектуальной деятельности не представляют никакой экономической ценности без надлежащего их использования. Такое использование возможно либо в собственной хозяйственной деятельности, либо в передаче права использования третьим лицам, а также в смешанной форме. Как отмечают многие специалисты, наибольший интерес представляет именно процесс рыночной реализации интеллектуальной собственности, приводящий к формированию рынка ИК и обеспечению дохода предприятия от взаимодействия с ним [1]. Общий экономический и юридический принцип при переходе прав собственника на объект интеллектуальной собственности (ИС) выражается в том, что собственник объ-

екта ИС может передать полный или частичный объем прав любому другому физическому или юридическому лицу. Любое лицо вправе использовать ИС лишь с разрешения его собственника и в соответствии с лицензионным или иным договором.

Однако, наряду с коммерческим, использование результатов интеллектуальной деятельности непосредственно на самом предприятии также является важнейшим условием эффективности бизнеса и, следовательно, объектом управления: планирования, анализа, оценки и т.д. Необходимо отме -тить, что многие отечественные предприятия не используют имеющиеся интеллектуальные ресурсы даже в удовлетворительной степени [2]. Крайне низка скорость их внедрения (длительность этапа от разработки до эксплуатации).

В этой связи, определенный практический интерес представляет системный анализ организационно-правовых проблем коммерциализации интеллектуальных активов при практическом осуществлении инновационной деятельности предприятия (как основ-

ного звена промышленного производства), поскольку эффективное регулирование отношений собственности является основным средством формирования рыночных отношений в промышленности и в конечном итоге определяет результативность инновационной деятельности предприятия [3].

Актуальность решения перечисленных проблем определяется тем, что степень научной разработанности общих вопросов этой комплексной проблематики весьма незначительна, поскольку переход к рыночной эконо -мике не только внес существенные новации в содержание хозяйственных и социальных отношений, но и возродил в нашей стране ряд производственных и гражданско-правовых отношений, которых до этого в социалистической практике хозяйствования фактически не было.

Проблема вовлечения в хозяйственный (коммерческий) оборот результатов интеллектуальной деятельности возникла в конце прошлого века уже на государственном уровне. В частности, это подтверждается Указом Президента Российской Федерации от 22 июля 1998 г. № 863 «О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий» [4]. В соответствии с данным Указом, при вовлечении в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий приоритетными являются направления, обеспечивающие сбалансированность прав и законных интересов субъектов правоотношений, включая государство, а также государственное стимулирование процессов создания, правой охраны и использования интеллектуальной собственности для повышения на этой основе конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей [5].

В условиях развивающихся рыночных отношений интеллектуальная собственность становится одним из важнейших объектов имущества юридического лица (предприятия, организации), посредством которого реализуются имущественные товарно-денежные отношения в сфере создания, правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности (новых

знаний и информации). Это означает, что хозяйственный оборот интеллектуальной собственности на уровне хозяйствующего субъекта (предприятия, организации, предпринимателя) представляет собой экономико-правовую модель общественного рынка интеллектуальной собственности (результатов интеллектуальной деятельности). При этом механизм эффективного хозяйственного оборота интеллектуальной собственности посредством сбалансированности прав и законных интересов субъектов правоотношений способен обеспечить единство спроса и предложения на результаты интеллектуальной деятельности, развитие научно-технических исследований, их промышленную реализацию, производство и потребление новых конкурентоспособных товаров и услуг, стимулируя тем самым процесс научно-технического прогресса и возрождение экономики России [6]. Сложность анализа имущественных гражданско-правовых отношений хозяйственного оборота интеллектуальной собственности в деятельности предприятий и организаций обусловливается также тем обстоятельством, что проблемы введения интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот и ее использования в качестве имущества участников гражданского оборота проявляются в виде сложного комплекса развивающихся во времени правовых, экономических, финансовых, технических и социальных отношений, возникающих в разное время между различными субъектами рыночных отношений, имеющих порой противоположные интересы [7]. В этой связи необходимы выделение отдельных, имеющих собственные интересы, субъектов инновационной деятельности и анализ взаимоотношений между ними для поиска путей их эффективного регулирования в процессе коммерциализации интеллектуальной собственности. Общая схема взаимодействия основных субъектов рыночных отношений при коммерциализации интеллектуальной собственности в процессе инновационной деятельности представлена на рисунке 1.

В соответствии с данной схемой основными субъектами рыночных отношений при коммерциализации интеллектуальной собственности в процессе инновационной деятельности являются:

Органы государственного

управления и контроля

Условные обозначения: НПА - нормативно-правовые акты; ИС - интеллектуальная собственность; Р -финансовые средства; Пр - потребляемая потребителями продукция (услуги); Пр ИС - продукция на основе интеллектуальной собственности; Пр К - продукция конкурентов; Пр Пир - «пиратская» продукция

Рисунок 1. - Схема взаимоотношений субъектов и объектов рыночных отношений при коммерциализации интеллектуальной собственности

- органы государственного управления и контроля;

- предприятие, непосредственно осуществляющее создание и использование новых технологий в инновационной деятельности;

- авторы (создатели) новых технологий в виде результатов интеллектуальной деятельности (объектов авторского права, объектов промышленной собственности, объектов коммерческой тайны);

- инвесторы, участвующий путем финансирования в производственном цикле создания и использования интеллектуальной собственности и в организации промышленного выпуска новой продукции;

- производители-«конкуренты», выпускающие конкурентную продукцию (услуги) на основе собственных разработок или других аналогичных объектов интеллектуальной собственности;

- производители-«пираты», осуществляющие несанкционированное использование объектов интеллектуальной деятельности предприятия и выпускающие поддельную продукцию.

Местом, где возможно практическое столкновение (коллизия) интересов отдельных субъектов инновационной деятельности и осуществление контроля за объектами рыночных отношений, является потребительский рынок продукции (услуг) [8]. Именно на

рынке наиболее ярко и обостренно проявляются проблемы, возникающие во взаимоотношениях субъектов рынка при коммерциализации интеллектуальной собственности, различие и сходство их интересов.

По характеру проявления можно выделить три основных аспекта взаимоотношений: 1) технический, связанный непосредственно с материальными и нематериальными объектами промышленного производства продукции (услуг) на основе интеллектуальной собственности; 2) финансово-экономический, связанный с потреблением продукции инновационной деятельности и соответствующим перераспределением финансовых средств; 3) социально-правовой, связанный с моральными и юридическими нормами (законами) и традициями, которые необходимо учитывать (исполнять) в предпринимательской деятельности.

По виду участвующих субъектов все отношения можно разделить на следующие основные группы взаимоотношений юридических лиц при коммерциализации интеллектуальной собственности: 1) предприятие - органы государственного управления и контроля; 2) предприятие - авторы (создатели) объектов интеллектуальной собственности; 3) предприятие - инвесторы; 4) предприятие - производители-«конкуренты»;

5) предприятие - производители-«пираты»;

6) предприятие - потребители.

При этом каждая из данных групп отношений на практике требует отдельного рассмотрения и разработки специальных мер (подходов) по урегулированию проблем взаимоотношений в соответствии с конкретной рыночной ситуацией, стратегией и тактикой поведения предприятия на рынке [9]. В любой из перечисленных выше групп отношений можно (необходимо) разработать адекватные конкретной рыночной ситуации меры регулирования отношений, обеспечения надежной защиты и эффективного (оптимального) использования интеллектуальной собственности. В состав таких мер могут входить:

- правовые меры - «меры принуждения», то есть защита прав и интересов авторов и их правопреемников (защита «патентной монополии») силой законов государства посредством соответствующего наказания производителей-«пиратов» за несанкционированное использование объектов промышленной собственности;

- экономические меры - «меры экономического расчета», основанные на сознательном и добровольном выборе приемлемых правил индивидуального поведения на основе экономической целесообразности, использовании официальных налоговых льгот и преимуществ санкционированного использования новых технологий [10];

- морально-этические меры, основанные на пропаганде правил «честного бизнеса» и общественного неприятия несанкционированного использования чужой интеллектуальной собственности;

- договорные меры, основанные на тщательной разработке выгодных для предприятия договоров и соглашений и на добровольном принятии на себя договорных обязательств по сотрудничеству и совместной деятельности с партнерами по инновационному бизнесу [11];

- меры по оформлению интеллектуальной собственности в качестве имущества (объектов собственности) предприятия путем инвентаризации, документального оформления, оценки и бухгалтерского учета результатов интеллектуальной деятельности.

Отметим, что при коммерциализации интеллектуальной собственности принципиальным является наличие и правильность оформления документов, подтверждающих

права предприятия на объекты интеллектуальной собственности, так как в учетных документах предприятия отражаются только ценности, принадлежащие предприятию на правах собственности или на правах использования [12].

Таким образом, при практическом осуществлении коммерциализации интеллектуальной собственности в инновационной деятельности необходимо выделять группы отношений между отдельными субъектами рыночных взаимоотношений, формулировать возникающие при этих отношениях в конкретных рыночных условиях организационно-правовые проблемы и искать адекватные и наиболее эффективные (оптимальные) для каждой группы отношений пути (варианты) решения этих проблем [13]. В условиях экономики, ориентированной на инновационное развитие, объекты интеллектуальной собственности не только становятся важнейшими факторами конкурентоспособности наукоемкой продукции, но и выступают объектами сделок «купли-продажи», формируя рынок интеллектуальной собственности [14]. Учитывая коммерческую направленность деятельности хозяйствующих субъектов, руководству и соответствующим специалистам наукоемких предприятий приходиться постоянно сталкиваться с задачей выбора наиболее выгодной формы экономического оборота результатов интеллектуальной деятельности. Для решения этой задачи требуется проводить маркетинговые исследования рынка интеллектуальной собственности, максимально достоверно оценивать рыночную стоимость результатов интеллектуальной деятельности, а также разрабатывать стратегию продвижения интеллектуальной продукции на рынок [15].

Список литературы:

1. Братко И.В., Васильева Л.П., Соколов А.П. Инструменты повышения конкурентоспособности социально-экономических систем. Курск, 2020.

2. Соколов А.П. Способы повышения эффективности управления региональными проектами в условиях государственно-частного партнерства. Финансовая экономика. 2016. № 4. С. 68-74.

3. Соколов А.П., Кузнецов И.С. Инвестиционный проект, бизнес-план, анализ инвести-

ционных проектов как этапы стратегического планирования на предприятии. Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. № T13. С. 1176-1180.

4. Матвеенцева А.В., Соколов А.П. Продовольственная безопасность: региональный аспект. Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2016. № 6 (16). С. 86-91.

5. Козлихин, И. Ю. Отзыв официального оппонента о диссертации Бочкарева Сергея Александровича на тему «теоретикометодо-логическое исследование уголовного права как системы научного знания» (м., 2020 - 539 С.), представленной на соискание ученой степени доктора юридических наук по специальностям 12.00.01 - теория и история права и государства; история учения о праве и государстве и 12.00.08 - уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право / И. Ю. Козлихин // Журнал прикладных исследований. - 2020. - № 4-2. - С. 84-91.

6. Буглак, С. В. Риск-ориентированный подход к управлению финансово-экономической деятельностью Министерства обороны как главного администратора средств федерального бюджета / С. В. Буглак // Журнал прикладных исследований. - 2020. - Т. 3. - № 4. - С. 6-11. - DOI 10.47576/2712-7516_2020_4_3_6.

7. Григорьев, А. В. К вопросу о сущности финансового контроля / А. В. Григорьев, К. К. Голод // Журнал прикладных исследований. - 2020. - Т. 3. - № 4. - С. 12-18. - DOI 10.47576/2712-7516_2020_4_3_12.

8. Мешков, А. Н. Становление контроля за расходованием государственных средств в сфере закупок / А. Н. Мешков, Д. П. Петрий // Журнал прикладных исследований. - 2020. -Т. 3. - № 4. - С. 19-23. - DOI 10.47576/2712-7516_2020_4_3_19.

9. Горелов, Д. В. Общая характеристика алгоритма и принципов оценки качества бизнес-планирования на промышленном предприятии / Д. В. Горелов, И. В. Рыжов // Экономика и предпринимательство. - 2013. - № 5(34). - С. 354-360.

10. Теория управления : Учебное пособие для бакалавров / Н. И. Астахова, Г И. Мо-сквитин, О. В. Барбашина [и др.]. - 1-е изд.. -Москва : Издательство Юрайт, 2013. - 375 с. - (Бакалавр. Академический курс). - ISBN 978-5-9916-2160-1.

11. Рыжов, И. В. Некоторые аспекты проблемы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику / И. В. Рыжов, Е. Д. Сахончик // Финансы и кредит. - 2003. - № 23(137). - С. 7-14.

12. Козин, М. Н. Общая характеристика, виды и особенности практического применения аутсорсинга / М. Н. Козин, И. В. Рыжов // Экономика и предпринимательство. - 2018. -№ 2(91). - С. 1048-1052.

13. Sea ice evolution and internal wave generation due to a tidal jet in a frozen sea / E. G. Morozov, A. V. Marchenko, N. A. Marchenko [et al.] // Applied Ocean Research. - 2019. - Vol. 87. -P. 179-191. - DOI 10.1016/j.apor.2019.03.024.

14. Рыжов, И. В. Ретроспективный анализ взаимосвязи больших циклов конъюнктуры и преобразований в отечественной промышленности и сельском хозяйстве / И. В. Рыжов, А. В. Кучумов // Международные научные исследования. - 2016. - № 1(26). - С. 189-197.

15. Рыжов, И. В. Совершенствование информационного обеспечения формирования бизнес-планов на промышленном предприятии с учетом системного и интегрированного подходов / И. В. Рыжов, А. А. Хачатурян, Б. И. Черняховский // Информационно-экономические аспекты стандартизации и технического регулирования. - 2018. - № 3(43). - С. 11.

References

1. Bratko I.V., Vasil'eva L.P., Sokolov A.P. Instrumenty' povy'sheniya konkurentosposobnosti social'no-e'konomicheskix sistem. Kursk, 2020.

2. Sokolov A.P. Sposoby' povy'sheniya e'ffektivnosti upravleniya regional'ny'mi proektami v usloviyax gosudarstvenno-chastnogo partnerstva. Finansovaya e'konomika. 2016. № 4. S. 68-74.

3. Sokolov A.P., Kuzneczov I.S. Investicionny'j proekt, biznes-plan, analiz investicionny'x proektov kak e'tapy' strategicheskogo planirovaniya na predpriyatii. Nauchno-metodicheskij e'lektronny'j zhurnal Koncept. 2015. № T13. S. 1176-1180.

4. Matveenceva A.V., Sokolov A.P. Prodovol'stvennaya bezopasnost': regional'ny'j aspekt. Innovacionnaya e'konomika: perspektivy' razvitiya i sovershenstvovaniya. 2016. № 6 (16). S. 86-91.

5. Kozlixin, I. Yu. Otzy'v oficial'nogo opponenta o dissertacii Bochkareva

Sergeya Aleksandrovicha na temu "teoretikometodologicheskoe issledovanie ugolovnogo prava kak sistemy' nauchnogo znaniya" (m., 2020 - 539 S.), predstavlennoj na soiskanie uchenoj stepeni doktora yuridicheskix nauk po speciarnostyam 12.00.01 - teoriya i istoriya prava i gosudarstva; istoriya ucheniya o prave i gosudarstve i 12.00.08 - ugolovnoe pravo i kriminologiya; ugolovno-ispolniternoe pravo / I. Yu. Kozlixin // Zhurnal prikladny'x issledovanij. 2020. № 4-2. S. 84-91.

6. Buglak, S. V. Risk-orientirovannyj podxod k upravleniyu finansovo-e'konomicheskoj deyaternosfyu Ministerstva oborony' kak glavnogo administratora sredstv federal'nogo byudzheta / S. V. Buglak // Zhurnal prikladny'x issledovanij. 2020. T. 3. № 4. S. 6-11. DOI 10.47576/2712-7516_2020_4_3_6.

7. Grigor'ev, A. V. K voprosu o sushhnosti finansovogo kontrolya / A. V. Grigor'ev, K. K. Golod // Zhurnal prikladny'x issledovanij. 2020. T. 3. № 4. S. 12-18. DOI 10.47576/2712-7516_2020_4_3_12.

8. Meshkov, A. N. Stanovlenie kontrolya za rasxodovaniem gosudarstvennyx sredstv v sfere zakupok / A. N. Meshkov, D. P. Petrij // Zhurnal prikladnyx issledovanij. 2020. T. 3. № 4. S. 1923. DOI 10.47576/2712-7516_2020_4_3_19.

9. Gorelov, D. V. Obshhaya xarakteristika algoritma i principov ocenki kachestva biznes-planirovaniya na promy'shlennom predpriyatii / D. V. Gorelov, I. V. Ry'zhov // E'konomika i predprinimatel'stvo. 2013. № 5(34). S. 354-360.

10. Teoriya upravleniya : Uchebnoe posobie

dlya bakalavrov / N. I. Astaxova, G. I. Moskvitin, O. V. Barbashina [i dr.]. 1-e izd.. Moskva : Izdatel'stvo Yurajt, 2013. 375 s. (Bakalavr. Akademicheskij kurs). ISBN 978-5-9916-2160-1.

11. Ry'zhov, I. V. Nekotory'e aspekty' problemy' privlecheniya inostranny'x investicij v rossijskuyu e'konomiku / I. V. Ry'zhov, E. D. Saxonchik // Finansy' i kredit. 2003. № 23(137). S. 7-14.

12. Kozin, M. N. Obshhaya xarakteristika, vidy' i osobennosti prakticheskogo primeneniya autsorsinga / M. N. Kozin, I. V. Ry'zhov // E'konomika i predprinimatel'stvo. 2018. № 2(91). S. 1048-1052.

13. Sea ice evolution and internal wave generation due to a tidal jet in a frozen sea / E. G. Morozov, A. V. Marchenko, N. A. Marchenko [et al.] // Applied Ocean Research. 2019. Vol. 87. P. 179-191. DOI 10.1016/j.apor.2019.03.024.

14. Ry'zhov, I. V. Retrospektivny'j analiz vzaimosvyazi bol'shix ciklov kon''yunktury' i preobrazovanij v otechestvennoj promy'shlennosti i sel'skom xozyajstve / I. V. Ry'zhov, A. V. Kuchumov // Mezhdunarodny'e nauchny'e issledovaniya. 2016. № 1(26). S. 189197.

15. Ry'zhov, I. V. Sovershenstvovanie informacionnogo obespecheniya formirovaniya biznes-planov na promy'shlennom predpriyatii s uchetom sistemnogo i integrirovannogo podxodov / I. V. Ry'zhov, A. A. Xachaturyan, B. I. Chernyaxovskij // Informacionno-e'konomicheskie aspekty' standartizacii i texnicheskogo regulirovaniya. 2018. № 3(43). S. 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.