СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЖИВОПИСНЫХ ПОЛОТЕН РАМАЗАНА
УСЕИНОВА
Е.Н. Алексеева, старший преподаватель Р.М. Эмирасанова, студент
Крымский инженерно-педагогический университет (Россия, г. Симферополь)
Аннотация. Статья посвящена изучению творчества крымскотатарского художника Рамазана Усеинова. Рассматриваются тематика, колористика его работ и образная индивидуальность, а так же события, оказавшие влияние на стилистические особенности авторских работ.
Ключевые слова: крымскотатарское искусство, орнаментализм, композиция, колорит.
Долгое время крымскотатарский этнос строился и видоизменялся под влиянием времени и исторических событий, которые повлияли на формирование культурных ценностей и традиций нации. Судьба народа достаточно насыщенная и не простая, нашла своё азительное искусство ХХ века стало закономерным воплощением материальной и духовной культуры крымских татар, сформировавшихся как единый народ на территории Крымского полуострова в средние века и ставших наследниками и продолжателями многовековой истории полиэтнической культуры Крыма.
Длительное проживание крымских татар за пределами Крыма привело к тому, что в их культуру устойчиво входят традиции и среднеазиатский колорит. В их творчестве орнамент играет важную роль, в котором каждый элемент имеет свое символическое значение [1]. Большинство современных крымскотатарских мастеров живописи, графики, скульптуры получили образование в художественных вузах Узбекистана. Среди них - один из ведущих живописцев Крыма Рамазан Усеинов. Родился художник в 1949 году в Самарканде. В 1971 году окончил отделение живописи в Республиканском художественном училище им. П. Бенькова в Ташкенте. По специальности работал в Художественном фонде Самарканда, где на протяжении многих лет занимался монуменьально-декоративной живописью. С 1980-х годов активно участвовал в республиканских, международных и всесоюзных выставках и с 1988 года стал членом Союза худож-
ников СССР. Уже в годы жизни в Узбекистане он добился известности и признания. В 1974 году Рамазан Усеинов впервые побывал в Крыму, после чего его не покидала мысль о том, чтобы вернуться на историческую родину. В 1990 году художник принимает участие в Первой выставке крымскотатарских художников, которая проходила в Симферополе. С 1992 года художник проживает на полуострове.
Созданные в Крыму живописные полотна значительно отличаются от тех, которые он создавал в узбекистанский период творчества. Работы, выполненные в те годы, выдержаны в традиционных рамках соцреализма. Крымские полотна - это мир фантазии, где переплетаются рассказы близких о крымских корнях и глубоко личностное восприятие действительности. Жизнь в родном Крыму дала толчок к поиску нового стиля. Крымский пейзаж настолько заворожил художника своей волшебной феерией красок, что он уже не мог работать в прежней манере.
На его полотнах как сказочные миражи появляются причудливые герои, предметы и животные. Они конкретны, узнаваемы и условны одновременно. Таковы работы «Полёт» (1980), «Суета» (1988), «Обычный день» (1988), «Расколотый пейзаж»
(1988), «Похищение» (1988), «Белое утро»
(1989), «Золотая кукушка» (1990), «Прогулка» (1990), «Рождение» (1990), «Перелет птиц» (1990), «Ай-Серез» (1994), «Новое пространство» (1996).
Картинам присуща аллегоричность, символика и образность. Но главное, что
он стал использовать в своём творчестве -это восточный орнаментализм, который по-своему применяется художником в живописи [2]. Орнаментально-геометрическое начало можно прочитать практически во всех композициях Р.Усеинова. Например, в картине «Полуденный сон» почти все предметы и формы словно берут начало от орнаментальных мотивов: полукруглый горизонт окаймляет композицию, горы, деревья, дома «ложатся» на него контур стилизованными фрагментами орнаментов: центр композиции эллипсоидной формы, другие предметы, тоже закругляясь, напоминают фрагменты орнаментов. Художник в своих работах постоянно обращается к философским размышлениям о жизни, о вечности, но неизменно подчёркивает красоту и много-ликость бытия [3].
В пейзажах, жанровых композициях и натюрмортах мы не увидим прямого следования натуре. Гротесковый рисунок преображает реальные предметы, которые служат для художника лишь отправной точкой для создания композиций. В них причудливые предметы и формы, объединенные художником в заданную логическую систему, выступают в новой роли и вырастают до значения символа, наполняя полотно философским звучанием. Фактура полотен Усеинова необычна, гладкая поверхность нейтрального фона с едва уловимыми жемчужными переливами сочетается с рельефной поверхностью фигур и деталей.
Выдержанный в теплой мягкой тональности колорит полотен местами взрывается многоцветием красок, напоминая текстильную лоскутную технику. Главные герои его картин - сельчане, мужчины и женщины, ведущие друг с другом неспешный разговор и живущие по своим устойчивым законам. Главной тематикой крымских работ художника была тема Родины, символом которой стали встречающиеся почти в каждом полотне нагромождения домов-кубиков, на фоне которых разворачиваются сцены повседневного быта. Тема
депортации обретает философски возвышенное звучание в работе «Караван» (1995), где мы видим неприкаянного путника, ведущего осла, на спине которого нагромождение домов-кубиков - «все свое ношу с собой». Этот же прием обыгрыва-ется в работе «Возвращение» - сидящая на осле женщина держит в руках все те же домики-кубики, словно ростки, которые надо посадить на новом месте. Метаморфизм работ позволяет художнику более емко и глубоко раскрывать волнующие его темы депортации и возвращения. Не случайно мотивами его полотен часто становятся колесо и стая летящих птиц - символы бесконечных странствий.
Важную роль в полотнах художника играет трепетное отношение автора к родной земле, верность традициям и культуре. Каждая работа художника - это дань родному краю, который его вдохновляет и подпитывает жизненной энергией [4].
Таким образом, современное искусство Крыма в конце XX начале XXI получило новый виток развития, благодаря возвращению на историческую родину крымскотатарских художников. Они привнесли в региональную художественную школу элементы орнаментализма, восточный колорит и декоративность, что позволило обогатить импрессионистические традиции, характерные для пленэрной живописи полуострова. Художники, работающие в этом направлении, используют стилевые приемы примитивизма, плоскостного решения и упрощения формы. Это направление позволяет говорить о глобальных темах крымскотатарской истории, избегая повествовательного иллюстрирования (депортация, возвращение, дом, семья, родина). Важную роль в этом процессе сыграл Рамазан Усеинов. Творчество художника повлияло на развитие декоративной живописи в Крыму, которая обрела новую форму, став аллегоричной и образной. Элементы стилизации и включение орнаментальных композиций, позволили создать яркий неповторимый стиль авторских полотен.
Библиографический список
1. Айналов Д.В. Живопись Бахчисарайского дворца // ИТОИАиЭ. 1927. Т. 1 (58-й). -
14 с.
2. Акчурина-Муфтиева, Н.М. Декоративно-прикладное искусство крымских татар XV - первой половины ХХ вв. (Этапы развития, типология, стилистика, художественные особенности). - Симферополь: ОАО «Симфероп. гор. тип.» (СГТ), 2008. - 392 с.
3. Айбабин А.И. Основные проблемы этнической истории Крыма / А.И. Айбабин, А.Г. Герцен, И.Н. Храпунов. - Симферополь: МАИЭТ. Вып. III, 1993. - С. 211-222.
4. Заатов И. Крымскотатарское декоративно-прикладное искусство и живопись. -Симферополь: Изд-во «ТАРПАН», 2003. - 336 с.
STYLISTIC FEATURES OF THE PAINTINGS RAMAZAN USEINOV
E.N. Alekseeva, senior lecturer R.M. Amiraslanova, student Crimean engineer-pedagogical university (Russia, Simferopol)
Abstract. the Article is devoted to the study of the Crimean Tatar artist Ramazan Useinov. The subjects, coloristic of his works and figurative individuality, as well as the events that influenced the stylistic features of the author's works are considered. Keywords: Crimean Tatar art, ornamentalism, composition, color.