Научная статья на тему 'Национальные традиции в работах крымскотатарских художников'

Национальные традиции в работах крымскотатарских художников Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
440
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЫМ / ЖИВОПИСЬ / СОВРЕМЕННЫЕ КРЫМСКОТАТАРСКИЕ ХУДОЖНИКИ / М. ЧУРЛУ / Р. УСЕИНОВ / Р. СТАХУРСКИЙ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Абжелова Ф. А.

В статье охарактеризованы аспекты творчества известных крымскотатарских художников: М. Чурлу, Р. Усеинова и Р. Стахурского, показаны основные особенности их тематики, стилистики, колористики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национальные традиции в работах крымскотатарских художников»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УДК: 7.031.2(=512.19)

Абжелова Ф. А.

Студент ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ В РАБОТАХ КРЫМСКОТАТАРСКИХ ХУДОЖНИКОВ

В статье охарактеризованы аспекты творчества известных крымскотатарских художников: М. Чурлу, Р. Усеинова и Р. Стахурского, показаны основные особенности их тематики, стилистики, колористики.

Ключевые слова: Крым, живопись, современные крымскотатарские художники, М. Чурлу, Р. Усеинов, Р. Стахурский.

Изложение основного материала. У современных крымскотатарских художников XXI в., в отличие от их предшественников, появилась возможность в полной мере раскрыть свое мастерство через самовыражение своего мировоззрения, не скованное древними традициями, так как мусульманская религия запрещала изображать людей, животных. В связи с этим старые мастера передавали свои чувства, эмоции в орнаменте. В творчестве крымских татар орнамент является важной составляющей, в котором каждый элемент имеет свое символическое значение. Современные мастера пытаются восстановить на основе древних традиций крымский стиль через интерпретацию и стилизацию этнических мотивов [15].

В Крыму современное изобразительное искусство — это своеобразное, яркое явление, в котором художники вырабатывают свои стили, формы, композиции, колорит. Они, естественно, опираются на традиции мирового искусства, но создают свой самобытный язык, имеют своё узнаваемое лицо в кругу искусств других народов.

Большой вклад в процесс возрождения и популяризации традиционного крымскотатарского искусства вносит художник Мамут Чурлу. За активную творческую деятельность, участие в многочисленных выставках он был награжден премией им. И. Гаспринского. Тематика работ художника посвящена теме депортации крымскотатарского народа и возвращения их на Родину. Возглавляя Ассоциацию крымскотатарских художников, он принимал участие в возрождении декоративно-прикладного искусства — вышивки, ткачества и керамики, а также был участником организации крымскотатарской галереи. Под его руководством был выпущено учебное пособие для школ «Декоративное рисование по мотивам крымскотатарского орнамента» [14].

Специалисты отзывались о работе М. Чурлу положительно. По их мнению, с 1987 г. по 1995 г. художнику удалось создать летопись своего времени, выразив состояние своих соотечественников. И если его картины начала 1990-х годов, посвященные депортации, по стилю и содержанию выражали протест, то вскоре его стиль изменился. На смену более мрачным и серым произведениям, приходят светлые пейзажи Крыма. Художник не оставляет идеи развития искусства и проводит лекции и практические занятия.

Многочисленные гобелены М. Чурлу хранятся во многих зарубежных музеях. Его работы отличаются изысканностью и непревзойдённым художественным вкусом. Мастер постоянно проводит эксперименты с материалами и техниками, комбинируя разные виды народного искусства. Он впервые использовал традиционный орнамент крымскотатарской вышивки в живописи, монументальной вышивке, килимном ткачестве, постоянно разрабатывал новые эскизы для керамики. Кроме творческой работы Мамут Чурлу занимается научно-исследовательской деятельностью, публикует искусствоведческие

исследования, посвящённые традиционному килимному ткачеству, традиционной вышивке и уникальному языку орнаментов крымских татар [7].

В своих живописных произведениях художник идёт от орнаментализма народного искусства. Его символические композиции создаются как своеобразные формы орнамента, в которых каждый элемент имеет какое-то своё значение и смысл. Одна из картин художника — «Депортация» — полна бесконечного трагизма и боли, и выражены эти чувства предельно скупыми и простыми средствами, почти геометрическими линиями: символически представленные бесконечные железнодорожные пути, товарные вагоны, скользящие по ним, и в проёмах вагонов безмолвно застывшие фигуры женщин. Вдали, очевидно, так же символически обозначенные и стремительно исчезающие горы, и море. Картина потрясающе трагична. И чем она немногословнее и безмолвнее, тем громче «слышишь» стук колёс вагонов и невидимые слёзы женщин, навеки расстающихся с родиной... Прекрасно продумана диагональная композиция картины: из прошлой спокойной жизни поезда вниз по плоскости стремительно увозят людей в неизвестные края. Это небольшое полотно Мамута Чурлу можно отнести к классическим произведениям мирового искусства, в которых так поразительно и глубоко выражена трагедия целого народа, а по глубине боли, выраженной в ней, она близка к «Гернике» Пикассо [11. 24 с.].

Пейзажи и натюрморты художника нужно разгадывать: они представляют эти жанры не в «чистом» виде, а в качестве сложных композиционных и многоплановых произведений. Натюрморты, например, можно назвать натюрмортами в интерьерах, ибо различные предметы находятся внутри комнат: здесь и полки, на которых стоит посуда, кофеварка, тарелка, здесь и вышивки на стене с характерным национальным орнаментом, и стол с чашечками для кофе и разрезанной дыней, стоящий на яркой тканой дорожке с орнаментами.

Дверь, открытая навстречу бесконечной голубой морской дали и небу, уводящая мысль и чувства то ли к мечтам о будущем, то ли к воспоминаниям о прошлом, но неизменно говорящая о вечности, о жизни, о гармонии. Удивляет богатство мыслей, чувств, переживаний, ассоциаций художника, его талантливое умение одинаково ярко и убеждённо, красочно говорить и о радости жизни, и о её трагичности. Ведь действительно в бесконечной череде лет и дней жизни тесно сплетены и счастье, и горе. В работах М. Чурлу присутствует геометрическая чёткость форм предметов, такая же чёткость контуров присуща и народным орнаментам, прежде всего в ткачестве. В его живописных композициях присутствует это народное начало.

Один из художников, произведения которого представлены на многих выставках, — Рамазан Усеинов. Родившись в Самарканде, учась в Ташкенте, мастер с юности проникся духом классического Востока, который выразил в своих картинах — аллегоричных, со сложной символикой образов, вторыми планами их содержаний. Главной особенностью его творчества является восточный орнаментализм, который по-своему используется им в живописи. Образы свои художник окружает некой невидимой линией, контуром орнамента. Все находящиеся внутри «контура» изображения «закрепляются», «притягиваются» к «точке в центре или над ним». Такое решение композиции даёт зрителю почувствовать бесконечность мира, его длящееся и постоянно меняющееся движение. Образы людей, природы, предметы существуют в тесной невидимой связи друг с другом, подчёркивая неразрывность между собой всех проявлений жизни [2].

В композициях Р. Усеинова можно прочитать орнаментально-геометрическое начало. Например, в картине «Полуденный сон» почти все предметы и формы словно берут начало от орнаментов: полукруглый горизонт окаймляет композицию, горы, деревья, дома «ложатся» на его контур стилизованными фрагментами орнаментов: центр композиции эллипсоидной формы, другие предметы, тоже закругляясь, напоминают фрагменты орнаментов. Художник в своих работах постоянно выходит на обобщения, к философским размышлениям о жизни, о вечности, но неизменно подчёркивает красоту и многоликость бытия.

Оба художника — Мамут Чурлу и Рамазан Усеинов — мастера символической передачи действительности, обращающиеся к орнаментальным традициям Востока, умело и ненавязчиво использующие их в своих композициях. Драматические сюжеты их картин сильны внутренней эмоциональной глубиной выражения идей и образов, заложенных в полотнах. Неповторимо прекрасны колористические решения картин Р. Усеинова и М. Чурлу. В них царит то сиреневый свет сумерек, то плотный охристый тон, контрастируя с ослепительной синевой неба и моря, то приводя зрителя в отчаяние, то вселяя в него надежду.

Совсем в ином ключе работает третий представленный художник — Рустем Стахурский. Это художник сравнительно молодого поколения, родившийся и получивший образование в Крыму. Годы его учёбы (конец 1980-х — начало 1990-х годов) пришлись на период глобальных изменений в жизни России и Украины. Р. Стахурский учился в годы, когда было особенно сильно влияние искусства Запада.

Многовековые культурные традиции народа, красота и роскошь орнамента, рождённого от прозрачного душистого воздуха моря и гор, от солнечных лучей, распадающихся на все цвета радуги в лепестках цветов и просвечивающих янтарём в ягодках винограда, — всё это стало душой картин Р. Стахурского. Художник, родившийся на этой земле, став живописцем, не мог не увидеть богатые многоцветные узоры орнамента и по-своему не применить их в своих работах в форме цветов, стволов деревьев, поднявшихся к небу, в треугольных крышах домов, сочетающихся друг с другом как элементы орнамента. Особенно тонкий, нежный, неповторимый, пронизанный сочетанием множества оттенков, звучащих экспрессивно, порывисто, предстает перед зрителем колорит молодого художника

[7].

Все три художника — Р. Стахурский, Р. Усеинов, М. Чурлу — разные. У каждого своя тема, своё представление о мире, свой авторский стиль, свой колорит, но что бы ни изображали мастера в своих картинах, одно великое чувство объединяет их — любовь к своей земле, боль за её страдания, восхищение её красотой.

Выводы. Народное искусство крымских татар получило новый виток развития благодаря усилиям таких энтузиастов, как Мамут Чурлу и его сподвижники. Появились интересные живописцы, графики и мастера декоративно-прикладного искусства. Картины Р. Усеинова и М. Чурлу, яркая керамика Р. Скибина, искусные килимы С. Эюповой и филигрань ювелиров династии Асановых. Работы, авторы которых теперь свободны, в них нет страха за последствия. Живопись превращается в настоящее искусство со свободой мысли. Классическое искусство крымских татар было показано в Казани весной 1993 года в рамках большой совместной экспозиции Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан и Государственного музея Востока — «Исламское искусство Крыма, Кавказа, Поволжья и Приуралья». Сегодня, через двадцать лет, мы вновь возвращаемся к богатому и самобытному творчеству мастеров крымских татар прошлого и настоящего.

Литература

1. Айбабин А. И., Герцен А. Г., Храпунов И. Н. Основные проблемы этнической истории Крыма // МАИЭТ. Вып. III. Симферополь, 1993. — 211222 с.

2. Айналов Д. В. Живопись Бахчисарайского дворца // ИТОИАиЭ. Симферополь, 1927. Т. 1 (58-й). — 14 с.

3. Акчурина-Муфтиева Н. М. Взаимовлияние этнокультур в развитии крымскотатарского искусства // Культура народов Причерноморья. № 52. Т. 2. Симферополь, 2004. — 112115с.

4. Акчурша-Муфтсева Н. М. Полiетнiчний коршь традицшного мистецтва кримських татар та проблеми його сучасного дослщження // Мистецтвознавча украшська культура в контекст св^ових глобалiзацiйних процеав. К., 2006. — 148157с.

5. Акчурша-Муфтсева Н. М. Священш символи 1сламу в мистецта крымських татар // IX Могилянсью читання 2004. Музейне збереження пам'яток сакрального мистецтва. Iсторiя, сучасна практика i майбутне. К., 2005. — 512с .

6. Андриевский А. А. Крым и крымские татары (По поводу столетия присоединения Крыма к России). Киев, 1883. 61 с.

7. Афанасьева Л. А. Описание типов орнамента. Рукопись. Архив ЯМК.

8. Бахрушин С. В. Основные моменты истории Крымского ханства // История в школе. 1936. №3. — 150 с. 29-61 с.

9. Башкиров А. С. Доисторический человек горного Крыма // Забвению не подлежит: (Из истории крымскотатарской государственности и Крыма).

10. Казань: Татарское книжное изд-во, 1992. — 2023 с.

11. Башкиров А. С. Древние и средние века в истории Крыма Симферополь: Крымгосиздат, 1929. — 24 с.

12. Безменова К. В. Советская литография 1920-х годов в собрании Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Каталог выставки / Общая редакция Даниловой И. Е. — М.: Советский художник, 1986. — 56-57 С. - Кат. 1 18 / 1-18.

13. Боданинский У. А. Археологическое и этнографическое изучение татар в Крыму: Реконструкция народного хозяйства в Крыму. Симферополь, 1930.

14. Бонч-Осмоловский Г. А. Крымские татары: Этнографический очерк // Путеводитель по Крыму. М.; Л., 1925.

15. Акчурина-Муфтиева Н. М. Декоративно-прикладное искусство крымских татар / Симферополь: СГТ, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.