Научная статья на тему 'Символика и семантика элементов крымскотатарского орнамента в работах Эльдара Гусейнова'

Символика и семантика элементов крымскотатарского орнамента в работах Эльдара Гусейнова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1485
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / НАРОДНЫЙ ОРНАМЕНТ / CRIMEAN TATARS / ARTS AND CRAFTS / FOLK ORNAMENT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Аблямитова Эдие Заировна

Данная статья посвящена символике и семантике крымскотатарского орнамента, истокам развития народного творчества. Через творчество современного художника-керамиста Эльдара Гусейнова рассматривается развитие традиционных орнаментов крымских татар и их воплощение в декоративно-прикладном искусстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYMBOLIC AND SEMANTICS OF ELEMENTS OF THE CRIMEAN TATAR ORNAMENT IN THE WORKS OF ELDAR HUSEYNOV

This article is devoted to the symbolism and semantics of the Crimean Tatar ornament, the sources of the development of folk art. Through the work of the modern ceramic artist Eldar Huseynov, the development of traditional ornaments of the Crimean Tatars and their embodiment in decorative and applied art are considered.

Текст научной работы на тему «Символика и семантика элементов крымскотатарского орнамента в работах Эльдара Гусейнова»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ / ART STUDIES

УДК: 7.011.26(=512.19)

СИМВОЛИКА И СЕМАНТИКА ЭЛЕМЕНТОВ КРЫМСКОТАТАРСКОГО ОРНАМЕНТА В РАБОТАХ ЭЛЬДАРА ГУСЕЙНОВА

Э. З. Аблямитова1

Данная статья посвящена символике и семантике крымскотатарского орнамента, истокам развития народного творчества. Через творчество современного художника-керамиста Эльдара Гусейнова рассматривается развитие традиционных орнаментов крымских татар и их воплощение в декоративно-прикладном искусстве.

Ключевые слова: крымские татары, декоративно-прикладное искусство, народный орнамент.

За всю историю Крымского полуострова на его территории постоянно происходила миграция племен и народов. Культура и искусство крымских татар начинает свое развитие со второй половины XV века и продолжает свое развитие на протяжении веков.

По словам А. М. Якобсона, крымскотатарское искусство формируется в конце XIV — начале XV в, в период Золотой Орды. С этого периода оно начинает бурно развиваться, приобретая прикладной характер, видоизменяясь по стилистике с течением времени и под влиянием различных традиций, сложившихся в Крыму с древнейших времен и привносимых в Крым иными этносами. Пика развития оно достигает с 1441 по 1783, в период Крымского ханства [8].

В работах Е. Р. Котляр, Е. А. Айбабиной акцентируется внимание на существенном влиянии исламской культуры на развитие крымскотатарского искусства, в связи с принятием ислама в XIV веке и официальным статусом мусульманской религии в Крыму [1; 5].

В статьях, касающихся крымскотатарского декоративно-прикладного искусства Е. Р. Котляр отмечает, что мастера использовали и развивали различные техники декора, разрабатывали орнаменты, в которые закладывалось глубокое смысловое значение, а также прослеживается использование и развитие сложной стилистики произведений крымскотатарского декоративного искусства. Это

1 Аблямитова Эдие Заировна — магистрант 1 курса ГБОУВОРК « Крымский инженерно-педагогический университет»

Научный руководитель: Котляр Елена Романовна — канд. искусствоведения, доцент кафедры Декоративного искусства ГБОУВОРК «Крымский инженерно-педагогический университет»

подтверждают такие виды искусства и техники обработки материалов, как золотое шитье, филигрань, узорное ткачество, резьба и роспись по камню, дереву, керамике [6].

В связи с различными историческими событиями в XVП-XVШ веках культура и искусство крымских татар находились в критическом положении. Было подвержено уничтожению большое количество архитектурных сооружений, таких как мечети, медресе и др. В этот период были утеряны старинные книги и рукописи.

После депортации (1944 г.) значительный пласт культуры был уничтожен, сохранились лишь те предметы, которые люди в спешке успели взять с собой (что со временем впоследствии помогло в развитии современного искусства крымских татар). В связи с трагическими событиями, этническая культура не только остановилась в развитии, но и во многом была позабыта. Однако, как пишет И. Заатов, впоследствии постепенно находятся исследователи, писатели, художники, музыканты, которые собственными силами возрождают крымскотатарскую культуру [4].

В ходе этнографических экспедиций У. Боданинского, им был сделан ряд выводов относительно крымскотатарского искусства, так, он отличает особенное значение орнамента, который, являясь неотъемлемой частью культуры крымских татар, играл большую роль во всех отраслях искусства. В связи с запретом на изображение животных существ в Исламе, крымскотатарские мастера стали передавать их смысл через зашифрованные символы. Орнаменты применялись различные — геометрические, эпиграфические, растительные, зооморфные [3].

Расшифровкой отдельных символов традиционного искусства крымских татар занимался М. Чурлу. Так, согласно его классификации, основными элементами растительного орнамента являются: бадем (крым.тат. — миндаль) — знак девушки, роза — знак женщины, гвоздика — знак пожилой женщины и мудрости жизни, тюльпан — знак юноши или мужчины, цветок источающий свет — символ Божьей мудрости, треугольник — знак земли (основа благосостояния) в основании, пальметта — вершина вертикали. Пальметта — изображение цветка розы в положении профиля. Элементы, которые повторяются в виде цветочков и лепестков — берекет (крым.тат. — изобилие, достаток), гранат — плодородие и достаток [7].

Из геометрических видов росписи чаще использовались ромбы, круги и шестиконечные звезды (Звезда Дауда). Также часто использовался изогнутый спиралеобразный орнамент [6].

Согласно исследованиям Е. Р. Котляр, наиболее распространенным видом росписи был эпиграфический. Арабский язык был государственным в Крыму и сам по себе нес большое сакральное значение, так как являлся языком откровения, на котором была послана священная книга мусульман — Коран. Вследствие археологических раскопок было найдено немало керамических предметов с именно эпиграфической росписью [8].

Зооморфный орнамент нес в себе определенный смысл, каждое изображенное животное что-то означало. Сулюк (крым.тат. пиявка) знак воды (использовался в основном в предметах предназначенных для костюма), черепаха — символ долголетия, мудрости и силы, бараний рог, птичья лапка и пр [5].

На сегодняшний день все крымскотатарское искусство, в большей степени утраченное впоследствии исторических событий, представляет собой синтез различных культур. Наиболее доминирующими являются узбекская и турецкая культура, в особенности узбекская, так как значительная часть крымских татар, до возвращения на территорию Крыма, жила в Узбекистане. где обучались традициям декоративно-прикладного искусства многие современные крымскотатарские мастера. Это влияние сказалось на сегодняшнем представлении об искусстве крымских татар: так, цвета стали использоваться более открытые и яркие, традиционная орнаментика стала комбинироваться с узбекской, запрет на изображение живых существ перестал быть обязательным.

В конце 1970-х годов, мастера, воспитанные на других культурах, начали возрождать крымскотатарское искусство. На сегодняшний день традиции национального ремесла не восстановлены в полной мере. Однако, благодаря научным исследованиям, экспедициям и творчеству современных мастеров культура крымских татар постепенно возрождается. Стоит отметить, что трагические события, связанные с историей народа, отразились на сюжетах работ почти всех видов искусства, так же и в керамике. Одним из наиболее распространенных видов крымскотатарского декоративно-прикладного искусства является художественная керамика.

Относительно керамики, на сегодняшний день представителями являются Мамут Чурлу, Сеитмемет Якубов, Февзи, Сеитхалилов, Шамиль Ильясов, Рустем Якубов, Абдюль Сеит-Аметов, Рустем Скибин, Эльдар Гусейнов [4]. Работы крымскотатарских керамистов пользуются спросом не только на территории Крыма, но и за его пределами. Художники используют одни и те же материалы при создании своих произведений, однако техники и манера исполнения абсолютно разные.

Художник-керамист Эльдар Гусейнов родился в 1985 году в Самарканде. В 1992 году вместе с семьей переехал в Крым. Окончил Таврический Гуманитарно-Экологический институт по специальности «Дизайн. Промышленная графика».

Визитная карточка художника — керамика с крымскотатарским орнаментом. В каждой его работе содержится зашифрованная информация, иносказательно через символику орнамента, отражающая культуру, быт, традиции крымскотатарского народа. Мастер нашел себя в художественной керамике, органично воплощая свой внутренний мир и репрезентуя традиции своего народа в данной технике.

Во время обучения на третьем курсе институте на дизайнера, Эльдар Гусейнов начал разрабатывать фирменный стиль, который основывается на народном орнаменте в крымскотатарском стиле. Ему посчастливилось познакомиться с

известным крымскотатарским художником Мамутом Чурлу. Также Эльдар принимает участие в различных выставках, на одной из которых он познакомился с деятелями народного искусства, художниками-керамистами — Абдюлем Сеит-Аметовым и Рустемом Скибиным. Рустем Скибин пригласил Э. Гусейнова к себе в мастерскую, где молодой художник изучал работы мастера, вызвавшие неподдельный интерес. С этого времени Рустем Скибин становится учителем Эльдара, обучая его в своей мастерской основам орнамента, различным техникам, а также росписи глазурями. В процессе взаимодействия Р. Скибин предложил ему посетить детскую студию «Чёльмекчилер», где он обучал детей работе с глиной. На Эльдара Гусейнова произвел большое впечатление процесс обжига и работа с глиной, тогда же он решил для себя, что он свяжет свою жизнь с этим волшебным материалом [9]. В процессе обучения молодой гончар не единожды был приглашен на семинары, организованные Мамутом Чурлу.

В 2009 г. Эльдар Гусейнов был принят в Ассоциацию крымскотатарских художников. Работы Э. Гусейнова демонстрировались на многочисленных выставках, в том числе в культурном центре Украинского посольства в Париже, они хранятся в частных коллекциях в Крыму, Украине, России, Франции, США, Италии, Канады, Польши.

Сюжеты своих изделий Э. Гусейнов создает при помощи языка крымскотатарского орнамента, он разрабатывает авторские композиции с глубоким философским содержанием. Свои работы мастер комментирует в авторских текстах, в которых расшифровывает примененную символику и используемые орнаменты. Так, например, описывается им работа «Материнская любовь»: «Фигура состоит из следующих элементов: на самой вершине — знак женского детородного органа — символ женщины. С двух сторон располагаются руки — олицетворяющие силу, верность, защиту и мощь. В центральной фигуре расположен, как в лоне матери ребёнок, тюльпан — знак юноши, мужчины. Треугольник — символ земли. Женщина — мать ещё до рождения своего ребёнка проявляет всю свою любовь, терпение, заботу и готова пойти на любые жертвы ради своего чада. В связи с этим у мусульман женщине-матери отведено высокое положение. Полумесяц — «свет в ночи», является одним из основных символов мусульман, означая «божественный свет для людей, пребывающих во тьме». Когда Пророк Мухаммад совершал Хиджру, было начало лунного месяца и поэтому растущий полумесяц стал эмблемой мусульман. Именно с Хиджры, т.е. переселения Мухаммада из Мекки в Медину начинается мусульманское летоисчисление по лунному календарю» [10].

В работе «Продолжение рода» зашифровано пожелание найти свою половинку, вот как об этом говорит автор: «Главными акцентами в этой композиции являются три яйца, по направлению часовой стрелки. Яйцо — символ жизни, возрождения. Каждое из них состоит из гармонично расположенных двух знаков: Миндальное зернышко (Бадем) — знак молодой девушки и Кипарис — символ Мужчины (идеальная совместимость супругов). Число три — это символ высшего синтеза двух

противоположностей. В центре композиции расположен треугольник — знак земли. Пальметта обозначает продолжение рода. Мелкие элементы, заполняющие пространство — Берекет означают труд, духовное, материальное и физическое благополучие. Трудясь и духовно преображаясь, воспроизводить новую жизнь на родной земле» [10].

Выводы. Становление крымскотатарского искусства продолжается с XIV в. по настоящее время. Орнаментальное искусство в исламской культуре несет не только изобразительную, но и смысловую роль, иносказательно выражая смысл запрещенных к изображению людей и животных, события, пожелания, обереги. Керамика является популярным видом крымскотатарского декоративно-прикладного искусства. Среди мастеров-керамистов наиболее известны такие имена, как Мамут Чурлу, Рустем Скибин, Эльдар Гусейнов.

Эльдар Гусейнов пока на старте своего мастерства. Художник готов представить еще не одну сотню своих импровизаций на тему народного орнамента крымских татар, продолжателем традиций которого он является, однако, относясь к этому творчески, привнося свой индивидуальный стиль, характер. Несмотря на свой молодой возраст имя Э. Гусейнова широко известно наряду с другими мастерами.

Литература

1. Айбабина Е. А. Керамика из раскопок золотоордынского поселения близ Феодосии // Историко-культурные связи Причерноморья и Средиземноморья XXVII в. по материалам поливной керамики. Симферополь, 1998

2. Афанасьева Л. А. Описание типов орнамента. Рукопись / Л. А. Афанасьева. — М.: Архив ЯМК

3. Боданинский У. А. Археологическое и этнографическое изучение татар в Крыму: Реконструкция народного хозяйства в Крыму / У. А. Боданинский.-Симферополь: Мысль, 1930.- 318 с.

4. Заатов И. Крымскотатарское декоративно прикладное искусство / И. Заатов. — Б. м.: Тарпан, 2003. — 336с.

5. Котляр Е. Р. Этнокультурные параллели в декоративно-прикладном искусстве Крыма (на примере крымскотатарского, караимского и крымчакского искусства) / Е. Р. Котляр // Культурная жизнь юга России: прошлое, настоящее, будущее. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 50-летию Краснодарского государственного института культуры. — Краснодар, 2016. — С. 122-123.

6. Котляр Е. Р. Традиционные элементы народного искусства этносов Крыма в декоре эпохи модерна / Е. Р. Котляр // Культура и цивилизация, 2016. — № 4. — С. 361-372.

7. Чурлу Мамут. Язык Крым — татарского декоративного искусства // Oasevet. — 2000. — №1(27).

8. Якобсон А. М. Раннесредневековые гончарные печи в Крыму. КСИИМК, вып. 54, 1954.

9. Символика крымскотатарских орнаментов [Электронный ресурс] — URL: https://anaurt.com/ru/simvolika-krymskotatarskih-ornamentov. Дата обращения — 28.09.2017

10. Художник — дизайнер и керамист Эльдар Гусейнов [Электронный ресурс] — URL: https://avdet.org/ru/2009/11/10/hudozhnik-dizajner-i-keramist-eldar-gusenov/ Дата обращения — 29.09.2017

SYMBOLIC AND SEMANTICS OF ELEMENTS OF THE CRIMEAN TATAR ORNAMENT IN THE WORKS OF ELDAR HUSEYNOV

Ablyamitova E.Z.

Ablyamitova Ediye Zairovna — Crimean Engineering Pedagogical University, Simferopol, Russia

Abstract. This article is devoted to the symbolism and semantics of the Crimean Tatar ornament, the sources of the development of folk art. Through the work of the modern ceramic artist Eldar Huseynov, the development of traditional ornaments of the Crimean Tatars and their embodiment in decorative and applied art are considered. Keywords: Crimean Tatars, arts and crafts, folk ornament.

References

1. Ajbabina E. A. Keramika iz raskopok zolotoordynskogo poselenija bliz Feodosii // Istoriko-kul'turnye svjazi Prichernomor'ja i Sredizemnomor'ja X-XVII v. po materialam polivnoj keramiki. Simferopol', 1998

2. Afanas'eva L. A. Opisanie tipov ornamenta. Rukopis' / L. A. Afanas'eva. — M.: Arhiv JaMK

3. Bodaninskij U. A. Arheologicheskoe i jetnograficheskoe izuchenie tatar v Krymu: Rekonstrukcija narodnogo hozjajstva v Krymu / U. A. Bodaninskij.- Simferopol': Mysl', 1930.- 318 s.

4. Zaatov I. Krymskotatarskoe dekorativno prikladnoe iskusstvo / I. Zaatov. — B. m.: Tarpan, 2003. — 336s.

5. Kotljar E. R. Jetnokul'turnye paralleli v dekorativno-prikladnom iskusstve Kryma (na primere krymskotatarskogo, karaimskogo i krymchakskogo iskusstva) / E. R. Kotljar // Kul'turnaja zhizn' juga Rossii: proshloe, nastojashhee, budushhee. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvjashhennoj 50-letiju Krasnodarskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury. — Krasnodar, 2016. — S. 122-123.

6. Kotljar E. R. Tradicionnye jelementy narodnogo iskusstva jetnosov Kryma v dekore jepohi moderna / E. R. Kotljar // Kul'tura i civilizacija, 2016. — № 4. — S. 361-372.

7. Churlu Mamut. Jazyk Krym — tatarskogo dekorativnogo iskusstva // Oasevet. — 2000. — №1(27).

8. Jakobson A. M. Rannesrednevekovye goncharnye pechi v Krymu. KSIIMK, vyp. 54, 1954.

9. Simvolika krymskotatarskih ornamentov [Jelektronnyj resurs] — URL: https://anaurt.com/ru/simvolika-krymskotatarskih-ornamentov. Data obrashhenija — 28.09.2017

10. Hudozhnik — dizajner i keramist Jel'dar Gusejnov [Jelektronnyj resurs] — URL: https://avdet.org/ru/2009/11/10/hudozhnik-dizajner-i-keramist-eldar-gusenov/ Data obrashhenija — 29.09.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.