Научная статья на тему 'Современная крымскотатарская живопись'

Современная крымскотатарская живопись Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
681
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЫМ / ЖИВОПИСЬ / СОВРЕМЕННЫЕ КРЫМСКОТАТАРСКИЕ ХУДОЖНИКИ / Н. ЯКУБОВ / Р. УСЕИНОВ / А. БАРАШ / Р. ЭМИНОВ / И. НАФИЕВ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кадырова А.Я.

В статье рассматривается творчество известных крымскотатарских художников: Н. Якубова, Р. Усеинова, А. Бараша, Р. Эминова, И. Нафиева, раскрываются особенности их тематики и образной индивидуальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современная крымскотатарская живопись»

УДК: 7.031.2(=512.19)

Кадырова А. Я.

Студент ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

СОВРЕМЕННАЯ КРЫМСКОТАТАРСКАЯ ЖИВОПИСЬ

В статье рассматривается творчество известных крымскотатарских художников: Н. Якубова, Р. Усеинова, А. Бараша, Р. Эминова, И. Нафиева, раскрываются особенности их тематики и образной индивидуальности.

Ключевые слова: Крым, живопись, современные крымскотатарские художники, Н. Якубов, Р. Усеинов, А. Бараш, Р. Эминов, И. Нафиев.

Изложение основного материала. В современном обществе сохранение духовной культуры с каждым днем все более и более набирает популярность. Потенциал возрождения традиций присутствует в каждом социуме, который несет этнический характер. У каждого народа и этноса есть определённое культурное наследие, — это может быть как изобразительное искусство, так и декоративно-прикладное творчество. Человечество не способно существовать не имея духовно-культурного фундамента, он является стержнем каждой этнической группы. У каждого народа есть собственные культурные особенности, традиции, обычаи, которые присущи только данному этносу.

Долгое время крымскотатарский этнос строился и видоизменялся под влиянием времени, на протяжении тысячелетий формировались собственные культурные ценности и традиции. Историческая судьба крымских татар достаточно насыщенная и не простая, все трагические события надолго останутся в сознании каждого представителя крымскотатарского этноса.

18 мая 1944 г. народ без оснований обвинили в предательстве и насильственно депортировали в страны Азии и на Урал. Тысячи погибших и обездоленных жертв, крымскотатарский народ был на грани исчезновения. Этот исторический факт долгое время скрывали и не допускали какие-либо обсуждения по этому поводу. Во времена заключения народа за пределами Крыма сохранить культурную самобытность было практически невозможно, безусловно, свое влияние оставили другие соседствующие этносы. Нелегким трудом, благодаря поколению, которое еще проживало в Крыму, удалось сохранить частицы духовной и материальной культуры. Поэтому, во времена развала СССР, когда крымские татары возвратились на родину, постепенно стала оживать материальная культура народа. [1]

В марте - апреле 1990 г. в Симферополе прошла первая Всесоюзная выставка крымскотатарских художников, на основе этой выставки в июле 1992 года была сформирована «Ассоциация крымскотатарских художников», действующая при Координационном центре по возрождению крымскотатарской культуры и которая занималась формированием фондов крымскотатарской национальной галереи. На сегодняшний день председателем ассоциации является представитель современной крымскотатарской живописи — Нафиев Ирфан Аметович [2].

На сегодняшний день крымскотатарская живопись достаточно развита, с каждым годом выпускаются дипломированные специалисты, работающие в крымскотатарской тематике. Для развития культуры и различных направлений искусства работают национальные театры, музеи, специализированные магазины. Для общего представления масштабности и степени развития современной крымскотатарской живописи следует рассмотреть биографии, направления, техники исполнения самых известных представителей крымскотатарского современного искусства.

Одним из представителей реалистичного направления в крымскотатарской живописи является Нури Якубов. Родился художник в 1963 г., в городе Янгиюль, Ташкентской

области. Окончил Республиканское художественное училище им. П. Бенькова, затем Московский государственный художественный институт им. В. Сурикова. В Крым вернулся в 1992 году, где художник окончательно проявил себя как мастера пленэрной живописи [2].

Работы Якубова заключают в себе красоту крымской природы и уютные татарские улочки. Художник в своих работах показывает свое трепетное отношение к Родине, каждый мазок — это слова любви и преданности к Крыму. Нури Якубов с определенной точностью показывает Крым таким, как он представляет: узкие улочки, обрамленные и заросшие зеленью. Каждая работа кишит жизнью, но при этом художник не изображает людей, он передает жизнь состоянием пейзажа, изображая гармонию человека и природы. Автор дает нам представление о Крыме прошлого, то каким была Родина до трагических событий крымскотатарского народа. Каждая работа дает ощущение покоя и одухотворенности, об этом говорит утонченность линий, изящность и плавность мазка, грамотное построение композиции. Художник использует чистые цвета, локальные пятна, четкие границы светотени [5].

Творческое наследие художника безгранично и продолжает пополняться с каждым годом. Автору принадлежат такие известные работы: «Лунная ночь в Кореизе» (1991), «Наследники» (1992), «Источник жизни» (1993), «Миндаль цветет» (1995), «Девушки у фонтана» (1995), «Гурзуф» (1999). Безусловно, творчество Нури Якубова вошло в историю, так как он является представителем современной крымскотатарской живописи [7].

Еще один известный крымскотатарский живописец — Нафиев Ирфан, родился в 1951 г. в городе Мирзачуль Ташкентской области. Окончил Республиканское художественное училище им. П. Бенькова в 1975 году. Долгое время работал в производственных мастерских Художественного фонда, города Самарканда. До возвращения в Крым живопись Ирфана Аметовича была посвящена истории и культуре Средней Азии. Это прослеживается в серии портретов «Ученые-астрономы средних веков» (1976) и произведение «Тайны Каракумов» (1980). В 1992 году художник возвращается на родину в Крым и в 1995 г. становится членом Союза художников Украины [2].

Четко прослеживается социальная направленность в работах художника после возвращения в Крым. Отсутствие жилья, экономическая нестабильность, политические конфликты и отчуждение на родине — все это дает толчок для самовыражения острых авторских переживаний. К таким картинам относятся: «Пробуждение» (1995), «Страшный сон» (1996), «Бисмилля» (1996). В 1999 г. у Нафиева Ирфана состоялась первая персональная выставка, и в 2000-м году вышло учебное пособие на крымскотатарском языке для начальных классов «Тасвирий санат». К известным работам мастера относятся полотна: «На свадьбу» (2001), «Древний Салгир» (1997), «Долина солнца» (1999), «У родника прадеда» (2008), «В ожидании» (1998), «Проводы журавлей» (1977), «Озенбаш» (1999).

Художественная особенность и уникальность живописи Нафиева Ирфана, заключается в своеобразной колористике и в символическом значении каждой работы. Автор в приоритете использует холодные тона и в сопротивление теплыми открытыми цветами выделяет композиционный центр полотна. Художник грамотно и иррационально использует пространство в построении композиции, отсутствие перегруженности и гармония массы с цветом. Также особенностью художника, является динамичность композиции, что создает впечатление полного погружения в произведение. Плавность и отточенность мазков, мягко/сть цвета и присутствие характера каждого персонажа [6].

На данный момент Нафиев Ирфан представляет символическую крымскотатарскую живопись и параллельно является опытным и уважаемым педагогом. «Нам нужно делать ставку на новое поколение! Ведь они сейчас более образованны, амбициозны и современны. Естественно, мы должны вводить молодежь во власть. Она не работала при социалистическом режиме, она выросла в демократической стране.» — говорит Ирфан Аметович, воспитывая и обучая, возможно новых гениев крымскотатарской живописи.

Мастером декоративной крымскотатарской живописи можно считать одного из ведущих живописцев Крыма — Рамазана Усеинова. Родился художник в г. Самарканде в 1949 г. В 1971 году окончил отделение живописи, Республиканского училища им. П. Бенькова в Ташкенте. По распределению работал в Художественном фонде Самарканда, где в течении долгих лет занимался декоративно-монументальной живописью. С 80-х годов стал активным участником республиканских, всесоюзных и международных выставок. В 1988 г. стал членом Союза художников СССР. В 1974 году Рамазан Усеинов впервые приехал в Крым, где осознал, что годы заключения вне родины уже позади и мысль об окончательном возвращении долго не покидала художника. Так в 1992 году мастер вернулся на историческую родину. По возвращению художник принял участие в Первой выставке крымскотатарских художников [2].

На родине художник полностью переосмыслил свое творчество и кардинально поменял идейное направление своих полотен. Если ранее Рамазан Усеинов работал в традиционном реализме, то в Крыму работы приобрели символичность и сказочность, в какой-то степени фантастическую реальность. Основываясь на рассказах близких и на собственном восприятии действительности, художник находил новые образы и силуэты, он придумывал непредсказуемые композиционные решения. В полотнах преобладающими стали теплые цвета и оттенки, на которые вдохновила родная земля. Работы Р. Усеинова отличались, они наполнены духовной теплотой, изысканностью востока и наличием определенного аллегоричного сюжета. К примеру, несколько известных работ: «Расколотый пейзаж» (1988), «Обычный день» (1988), «Суета» (1988), «Похищение» (1988), «Прогулка» (1990), «Золотая кукушка» (1990), «Рождение» (1990), «Новое пространство» (1996) [5].

В работах Р. Усеинова нет прямого изображения натуры, в каждой работе автора прослеживается гротескное значение, присутствие декоративности, силуэтности, применение обратной перспективы как важного композиционного элемента. Каждый элемент в полотнах автора являться самостоятельным, имеющий свою определенную цель. Применение таких смелых композиционных решений и навыков, в очередной раз подтверждает грамотность художника и его профессиональный опыт. Конечно же важную роль в полотнах, играет трепетное отношение автора к родной земле, верность традициям и культуре. Каждая работа Рамазана Усеинова — это дань родному краю, который его вдохновляет и подпитывает жизненной энергией.

Безусловно, нельзя оставить незамеченным творчество Асана Бараша (Сейдаметов). Крымскотатарский художник-авангардист, его работы затрагивают до глубины души. Родился художник в Ташкенте, 2 октября 1962 году. Окончил училище им. П. Бенькова, позже Театрально-художественный институт им. А. Островского, отделение театрально-декорационной живописи. В 1992 году вернулся в Крым, в 1995 году стал Членом Союза художников Украины. [6]

Живопись Бараша достаточно специфическая, она наполненная аллегорией и глубоким философским смыслом. Самое отличительное, что в своих полотнах художник раскрывает крымскотатарскую национальную тему. Автор использует достаточно контрастные цвета, четкую силуэтность. На картинах Бараша на зрителя лицезреют неведомые образы с грустными глазами. Мимо картин художника достаточно сложно пройти мимо, они затрагивают и оставляют глубокий отпечаток в душе. [2]

Следующий художник как никто другой по-мастерски смог передать слезы крымскотатарского народа, он дал понять современному поколению боль и трагедию, пережитую целым народом. Рустем Эминов — крымскотатарский портретист, раскрыл и тонко передал в своих работах тему депортации. Родился художник в 1950 г. и окончил Ташкентский государственный педагогический институт им. Низами, художественно-графическое отделение [5].

В 1990 году Рустем Эминов, принял участие в Первой всесоюзной выставке крымскотатарских художников, где представил публике «Портрет Исмаила Гаспринского»,

входящий в серию портретов выдающихся людей Крыма. Он создавал как групповые, так и индивидуальные портреты известных крымскотатарских личностей и деятелей [2].

Десятилетие Р. Эминов посвятил циклу монументальных работ о жертвах депортации. Полотна, объединенные в триптихи: «Надежда только на Бога», «Люди без Родины», «Дети депортации» (1992-1999 гг.). «Вернувшись в Крым, я решил для себя, что я должен написать то, что в условиях советской цензуры не мог написать отец. Так был задуман цикл полотен из трех частей, посвященный депортации, трагедии крымских татар», — говорит Рустем Эминов. Изображение людей в состоянии отчаянности и потерянности, старики и дети, состояние отрешенности от мирских радостей. В детском взгляде читается абсолютно не детская радость, а больше туманность и серость будущего.

Изучив некоторых из представителей современной крымскотатарской живописи, выявляется общая черта и характер сюжетной линии. Художники этого поколения, рожденные вне Родины, в своих полотнах отмечают особую тоску и болезненную травму души. Это вполне объяснимо и очевидно, тоска заключается в нелегкой судьбе крымскотатарского народа, которая напрямую повлияла на национальное изобразительное искусство. Сейчас вырастает поколение художников с другим мироощущением, они безусловно чтят память жертв страшной трагедии, но параллельно они дают надежду и способствую возрождению утраченного.

Новое поколение живописцев еще находиться на начальном этапе, это воспитанники и ученики представителей крымскотатарской живописи. Но безусловно, с каждым днем направленность крымскотатарской живописи меняется и приобретает новый характер. Меняются идейные замыслы, композиционные решения, сюжетные постановки проблемы, даже цветовая палитра [7].

Выводы. У современной крымскотатарской живописи, безусловно, есть будущее. С каждой секундой в мире что-то происходит, меняется жизнь, меняются эстетические идеалы, меняются культурные ценности и т. д., это нормальный жизненный процесс, которому следует человечество. Поэтому, развитие крымскотатарской живописи подчиняется времени и текучести современной жизни, народ с богатейшей историей и культурой осваивает и рождает своих гениев культуры. Этот процесс происходит не только в сфере изобразительного искусства, но также в сфере музыкального и декоративно-прикладного творчества.

Литература

1. Возгрин В. Е. История крымских татар. Том 1-111. Крымнаучпедгиз, 2013. — 804 с.

2. Заатов Исмет.Крымскотатарское декоративно-прикладное искусство и изобразительное искусство. Тарпан, 2003. — 336 с.

3. Журнал Йылдыз №2 (211) 2013 март-апрель. — Таврида. — 2013-127с.

4. Черкезова Эльмира. В поисках утраченной гармонии. — Симферополь: Тарпан. 2009.- 208 с.

5. Праздник красоты и изысканного вкуса Крымский стиль //Авдет. — 2009. — 9 февр. — С.12

6. Миляра Сеттар. Художник метафоры и аллегории //Авдет — 2009. — 16 нояб. —

С. 12

7. Абдулганиева М. Возрождение истоков // Авдет — 2010. — 5 апр. — С. 4-8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.