УДК 94:304.44(=512.145)-055.2"192/193"
Э.М.Бекмамбетова
КРЫМСКОТАТАРСКИЕ ЖЕНЩИНЫ И КУЛЬТУРА КРЫМА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА - ДО 1941 Г.
Данная статья посвящена поверхностно изученной в современной историографии теме - участию крымскотатарских женщин в культурной жизни Крыма с 1917 года до Великой Отечественной войны. Подробно рассматривает ся участие женщин в музыкальном искусстве, вышивке. Много внимания уделено жизни и творчеству знаменитых вышивальщиц Зулейхи Бекировой и Адавие Эфендиевой, педагогов Зулейхи Чобан-заде и Аббасовой Зейнеп. Автор публикует и анализирует факты, полученные из неопубликованных архивных источников, оценивает степень вовлеченности крымскотатарских женщин того времени в культурно-просвети-тельскую жизнь полуострова.
Ключевые слова: крымские татары, женщины, эмансипация, Крымская АССР, СССР, история культуры.
Elvina Mamutovna Bekmambetova CRIMEAN TATAR WOMEN AND CULTURE OF CRIMEA IN THE FIRST HALF OF 20TH CENTURY UNTIL 1941
The article is devoted to the superficially researched subject in the modern historiography, the involvement of the Crimean Tatar women in the cultural life of Crimea from 1917 to the Great Patriotic war. In the beginning of the article author pays attention to the role of the women in the Crimean cultural life of the second half of the XlXth-beginning of the XXth centuries, - the period directly preceding the studied one,-for in this period the cultural life of the peninsula begins to undergo the positive changes - theatre is being developed, the cinema is being raised up, and the women role in the society is being reviewed for the first time. All those changes created a background for the cultural development in 20th-30th decades of the XXth century. The author pays attention at the women participation in music and fancywork. A lot of attention is dedicated to the life and oeuvre of the famous embroiderers, such as Zuleikha Bekirova and Adaviya Efendirova, pedagogues Zuleikha Choban-zade and Abasova Zeinep. The author analyze the facts selected from the unpublished archives. The level of the involvement of the 20th century Crimean Tatar women is estimated in the cultural and educational life of the peninsula.
Keywords: Crimean Tatars, women emancipation, the Crimean Autonomous Soviet Socialist Republic, Soviet Union, cultural history.
Жизнь женщин в дореволюционной России было наполнено несправедливостью, неравенст-вом и угнетением. Лишенные ранее политических прав, терпящие серьезные ущемления в общественной жизни, лишь после революции 1917 г. они впервые были уравнены в правах с мужчинами. Советская власть, активно проводившая политику эмансипации, предпринимала активные меры для включения женщин в общественно-политическую и культурную жизнь страны.
История нашего полуострова в предвоенные десятилетия богата разнообразными и зачастую противоречивыми событиями. Двадцатые годы прошлого века по праву считаются временем рас-цвета культурной жизни. Такие революционные начинания недавно пришедшей к власти партии большевиков, как ликвидация безграмотности, привлечение к культурной жизни широких народных масс, коренизация, фундаментально изменили облик культурной и просветительской жизни Крыма. Следующее десятилетие привело с собой ужесточение режима, репрессии против некоторых деятелей культуры, но, не смотря на это, сохранило некоторые достижения предыдущих лет, например, равенство мужчин и женщин, и, как следствие, участие последних в культурно-просветитель-ской жизни.
Уравнение в правах мужчин и женщин открыло для последних доселе невиданной широты поприще общественной и культурной деятельности. Бурное развитие системы народного образо-вания нуждалось в новых людях, которые должны были нести знания в массы, и женщины активно включались в просветительскую деятельность.
Охватившие страну перемены не обошли стороной и крымскотатарских женщин. Впервые в истории они столь активно включились в общественную жизнь, и плоды их труда и творчества несомненно должны быть изучены, ибо без понимания роли крымскотатарских женщин невозможно составить полную картину тех революционных преобразований, охвативших культурно-просвети-тельскую жизнь крымскотатарского народа и всего полуострова в данный период. Несмотря на это, в историографии эти вопросы освещены непростительно слабо, что и попытается исправить автор в данной, и последующих своих работах.
Необходимость изучения процесса включения женщин в общественно-политическую и куль-турную жизнь обусловлена тем, что и поныне вопрос о положении женщины в обществе
является темой для многочисленных дискуссий, а чтобы дать ответы на спорные вопросы и понять, как решить современные гендерные проблемы, необходимо обратиться к опыту прошлого.
Период 20-х годов считается «золотым веком» литературы, театра, науки и образования в Крыму. Немалую роль в этом расцвете культуры сыграли и крымские татарки.
Крымскотатарский театр стал бурно развиваться в последней четверти XIX века . Много фактов театральной жизни крымцев начали отображаться в газете «Терджиман» («Переводчик»).
С.Керимов в своем монографическом исследовании указывает, что в 1882 году отдельной книгой на крымскотатарском языке вышла печатью лирическая драма «Бахтияр», которой было начало целой серии пьес. Наиболее ранняя постановка на крымскотатарском языке зафиксирована газетой «Терд-жиман» в 1886 году. Сцена была сыграна в Бахчисарае.
Среди мужчин актеров конца Х1Х-начала ХХ столетий, можно выделить таких, как Джелял Меинов, Сеит Абдулла Озенбашлы, Исмаил Леманов, Сейтжелил Хаттатов, и других.
В 1910 году в Крыму начал давать ростки новый вид искусства - кинематограф. Подобные кинозалы были открыты в Акмечети, Ялте, Алуште. В 1914-1916 годах режиссер В.К. Висковский дважды снимал полнометражную ленту о крымских татарах - фильм «Алим - крымский разбойник».
Процесс привлечения к театральному искусству крымскотатарских актрис был трудным и драматичным. Всё же абсолютное непризнание и неуважение зрителями женщины-мусульманки на сцене в конце XIX века за короткий срок изменились.
В 1910-х годах на сцене крымскотатарского театра выступали такие актрисы, как: Айше Тайганская, Эмине Челебиева, Фатиме Ширинская, Айше Болатукова, Зоре Ширинская, Эмине Болат, Гиса Зак, Эмир-заде Асие и другие.
В 1917 году в Акмечети (Симферополе), смогли организовать отдельную женскую труппу под названием «Ешиль ада» («Зеленый остров»), где попробовать себя в роли драматургов решили А. Тайганская, и в роли режиссеров А. Болатукова и А. Тайганская [1, с. 56].
Известность в музыкальном искусстве крымских татар получили следующие певицы: Сабрие Эреджепова, Зейнеп Люманова, Эдие Топчи. Сабие Эреджепова записала в 1936 году песню "Охотник ли ты, девушка?" Также в 1936 году записана песня «Была я одна у матери», от Эдие Топчи [2, с.48].
Говоря о крымскотатарской вышивке, следует упомянуть известную вышивальщицу Зулейху Абдулхаировну Бекирову, родившуюся в 1913 году, в селе Моллалар Перекопского уезда. Ее творческий путь начался в Евпаторийской художественно-кустарной артели «Эски-Орнек» («Старинный узор»), организованной в 1930 году ПЯЧепуриной. Зулейха Абдулхаировна в короткий срок овладела техникой и орнаментальной композицией крымскотатарской вышивки и ткачества (1930-1932 гг.). [9, с.281]. В марте 1932 г. правление артели командировало ее, как лучшую мастерицу, на учебу в Московский художественно-промышленный техникум. С сентября 1936 года Зулейха Бекирова работала художником по ковровой специальности в научно-исследовательском институте художественной промышленности.
Для всемирной выставки в Нью-Йорке в 1939 году в Ашхабадской экспериментальной ковровой мастерской по эскизу, разработанной Зулейхой-ханым, был соткан ковер «Верблюды». (В настоящее время находится в музее народного искусства в Москве) [7, с.11]. С 1939 года, она является членом Московского Союза художников.
В 1940 году Зулейха Бекирова поступила учиться в Московский институт декоративного и прикладного искусства, по окончании которого в 1948 году ее направили преподавать в Московский художественно-промышленный техникум им.Калинина. В 1950-1953 годах, в период учебы в твор-ческой аспирантуре она занималась декоративным оформлением ковровыми изделиями зрительного зала Ашхабадского драматического театра. После ухода на пенсию основной точкой приложения творческих сил художницы стали гобелены «Весна идет», «Труд», «Озарение», «Осень», [6, с. 7].
Необходимо отметить также Эфендиеву Адавие - (1879-1950), крымскую вышивальщицу, мастера декоративно-прикладного искусств. В 1928 году она приглашена Евпаторийским музеем в качестве специалиста по обучению технике крымскотатарской вышивки [3, с. 236].
Отметим также и других известных представительниц крымскотатарского народа, внесших в этот период свой вклад в дальнейшее развитие культуры и просвещения:
Аббасова Зейнеп Сеитаппазовна - (1906-1998), педагог, поэтесса, которая родилась в квартале Токъал-Джами г. Симферополя. В 20-е годы заведовала детским домом. С конца 30-х до
40-х года преподавала в 12-й и 13-й средних школах г. Симферополя. Писала стихотворения, которые опубликовались в газете «Яш къувет» («Юная сила») и журнале «Илери»(«Вперед») . В 1933 году в журнале «Къадынлык социализм елунда» («Путь женщины к социализму») была опубликована ее поэма «Той» («Свадьба»). В соавторстве подготовила ряд учебников по родному языку. В 1940 году окончила факультет крымскотатарского языка и литературы Крымского пединститута. После депортации проживала в Ферганской области. В 1989 году переехала в Крым в село Бештерек (Донское), затем жила в селе Дубки. Скончалась 14 июля 1998 года [4, с. 2]
Зулейха Чобан-заде - (1904-?), родилась в 1904 году в Карасубазаре (Белогорске), была сестрой поэта и филолога Бекира Чобан-заде. Д.П. Урсу в своей книге, посвященной жизни и деятельности поэта Бекира Чобан-заде [2, с. 172], пишет о ней, что она окончила Симферопольское женское педагогическое училище, проработав учительницей всю жизнь. В списке «социально чуждых» учителей, уволенных в 1933 году значилась и З. Чобан-заде, с мотивацией «не отказавшаяся на деле от своих национальных убеждений». Уволена была из городской школы №9. После ареста Бекира Чобан-заде, в 1937 году на нее поступил донос, был произведен обыск, при котором был обнаружен учебник по грамматике на арабском шрифте, автором которого являлся ее брат. Вскоре она была уволена.
Мулина Райме Сафаевна - (1908-1980), ученый, языковед, педагог.
Умерова Хатидже - (1900-?) , народная сказительница.
Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод: в период между революцией и Великой Отечественной войной крымскотатарские женщины действительно активно принимали участие во многих сферах культурно-просветительской жизни крымского полуострова, о чем говорят приведенные в данной статье факты. Эта статья лишь в общих чертах освещает след, оставленный женщинами - крымскими татарками культуре Крыма. Данная тема лишь поверхностно затронута в историографии, источники, освещающие её, малочисленны, факты приходится собирать по крупицам. Но не смотря на это многие данные ждут своего обнаружения, изучения и публикации.
Литература и источники
1. Керимова С., Заатов И., Велиева А. Кримськотатарський нацюнальний театр. -Омферополь, 2003. 264 с.
2. Я.Я. Шерфеддинов., Омер-оджа. Звуки хайтарма. - Ташкент, 1990 г.
3. Урсу Д.П. Бекир Чобан-заде. Жизнь. Судьба. Эпоха: научное издание. Симферополь: Крымучпедгиз, 2004. - С. 172-173.
4. Урсу Д.П. Деятели крымскотатарской культуры: Библиографический словарь. Симферополь. - 240 с.
5. Усеинова Г. Есть только миг между прошлым и будущим / Усеинова Г. // Голос Крыма. -1998. - 26 июня. - С.2.
6. Чурлу М. Яркий стиль крымских вышивок. Голос Крыма. -2005. - 4 ноября. - С.7.
7. Эминова С. Золотых рук творенье. Зулейха Бекирова и крымскотатарская вышивка (гобелены, керамика, ткани) : Буклет - Симферополь: Крымскотатарский фонд Культуры, 2001 г. 8.Черкесова Э. Декоративно-прикладное искусство крымских татар. Библиографический указатель. -Симферополь, 2009.
9. Акчюрина-Муфтиева Декоративно-прикладное искусство крымских татар XV - первой половины XX вв. (Этапы развития, типология, стилистика, художественные особенности). - Симферополь: ОАО "Симфероп. гор. тип.", 2008. - 392 с.
1. Kerimova S., Zaatov I., Velieva А. Кг^'^а!а^'ку пасюпаГпу teatr. - Simferopol', 2003. 264 s.
2. JaJa. Sherfeddinov., Omer-odzha. Zvuki hajtarma. - Tashkent, 1990 g.
3. игеи D.P. Веки- Choban-zade. Zhizn'. Sud'ba. Jepoha: nauchnoe izdanie. Simferopol': Krymuchpedgiz, 2004. - S. 172-173.
4. игеи D.P. Dejateli krymskotatarskoj киГШту: Bibliograficheskij slovar'. Simferopol'. - 240 s.
5. Useinova G. Est' йГко mig mezhdu proshlym i budushhim / Useinova G. // Golos Kryma. - 1998. - 26 ijunja. - S.2.
6. ЗДийи М. Jarkij stiГ krymskih vyshivok. Golos Kryma. -2005. - 4 nojabrja. - S.7.
7. Jeminova S. Zolotyh тк tvoren'e. Zulejha Bekirova i krymskotatarskaja vyshivka (gobeleny, keramika, tkani) : Вик^ - Simferopol': Krymskotatarskij ЬМ Kul'tury, 2001 g.
8.Cherkesova Je. Dekorativno-prikladnoe iskusstvo krymskih tatar. Bibliograficheskij ukazatel'. -Simferopol', 2009.
9. Akchjurina-Muítieva Dekorativno-prikladnoe iskusstvo krymskih tatar XV - pervoj poloviny XX (Jetapy razvitija, tipologija, stilistika, hudozhestvennye osobennosti). - Simferopol': ОАО "Simferop. gor. tip.", 2008. - 392 s.