СПЕЦИАЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ: МОЛОДЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ
Искусствоведение
УДК: 7.011.26
Турка А. А.
студентка
ГБОУ ВО РК «Крымский Инженерно-Педагогический Университет»
Научный руководитель: Григорьева М. Б.
канд. искусствоведения ГБОУ ВО РК «Крымский Инженерно-Педагогический Университет»
ВЛИЯНИЕ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ НА ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК СОВРЕМЕННОЙ КРЫМСКОЙ КЕРАМИКИ (КОНЕЦ ХХ-ХХ1 В.)
В работе проведен анализ взаимопроникновения и взаимовлияния традиционной аутентичной культуры Крыма на стилистику работ современных мастеров керамического искусства. Рассмотрен исторический аспект развития керамического искусства на территории Крыма, а также современную трактовку аутентичной культуры в современной культуре.
Ключевые слова: традиционная культура, Крым, керамика, художественный язык, современное декоративное искусство.
Традиционной культуре в творчестве современных мастеров изобразительного и декоративного искусства является актуальным направлением, способного отразить самобытность творческого языка мастера. Возрождающаяся культура и искусство Крыма строится как на восстановлении традиционных технологий, так и на создании новаторских форм. Актуальность данного исследования заключается в том, что в теоретических работах редко прослеживается взаимосвязь творчества народных ремесленников прошлых лет и современных мастеров.
Изначально, керамика играла исключительно утилитарные функции. С развитием технологий и открытием новых материалов керамика стала приобретать художественные характеристики — совершенствовалась форма предметов, улучшалось качество самого материала, оттачивалось мастерство ремесленников. Новые материалы позволили мастерам делать изделия уникальными, декорировать их так, что появлялся свой узнаваемый стиль не только самого мастера, но и целого региона.
В Крыму, с ее диапазоном природных недр, керамика играла большую роль в быту людей. Так же, как и во всем мире, возникнув как отрасль утилитарного значения, керамика постепенно приобретала художественный характер. «Посуда становилась украшением интерьеров богатых домов, отделочная декоративная керамика, в частности, изразцы — из простого выразительного средства архитектуры превращалась в монументальное искусство» [5]. Особое внимание керамике, как экономически важной категории уделялось в Османском Крыму, так как он имел важное значение для обеспечения благосостояния всех подданных империи. «Так же во времена Османской империи прослеживается торговля керамическими изделиями с другими государствами, следовательно, осуществлялся импорт и экспорт глиняной продукции» [6]. Важным для нашего исследования является тот факт, что в керамике Крыма на протяжении веков происходила ассимиляция культур, что не могло не отразится на специфике керамических изделий. Многонациональный полуостров можно считать образцом взаимопроникновения традиционных культур. К тому же, Крым являлся частью шелкового пути, что влияло на взаимопроникновение культур всего мира. Так
«декоративные блюда, обнаруженные при раскопках в Алуште, отличаются сложностью и изысканностью рисунка, насыщенностью деталей. В основном блюда были украшены изображениями рыб и птиц. На традиционных изделиях декоративно-прикладного искусства в средневековый период они носили символический и религиозный характер. Привлекает не только форма изделий, разнообразие, техника исполнения, но и орнаменты: геометрические, растительные, цветочные, эпиграфические, зооморфные» [4]. Важным является то, что в отличии от современного периода, аутентичные средневековые вещи украшались орнаментом прагматичным, а декорирование не допускало фантазии. Это связано с обереговой функцией орнамента, который использовался в том числе и в керамике.
Согласно исследованиям И. Заатова, наиболее распространенными типами орнаментики крымской керамики можно считать геометрические формы (изображения круга, ромба, восьми- и шестиконечных звезд), растительные орнаменты (листья, корзины с розами, плодами, ветки цветов, бутоны, лилии, виноградные гроздья, кипарисы). Так как на искусство Крыма всегда большое влияние имела культура Востока, то особое место отводилось эпиграфическим орнаментам. Согласимся с исследованиями В. Э. Вейсовой, что «эпиграфические орнаменты являлись захватывающей картиной шрифта. Арабский язык утвердился во всем мусульманском мире в качестве сакрального, ибо это был язык откровения. Только на нем был написан и всегда читался Коран, только посредствам него отправлялись ежедневные молитвы. Более того, само графическое начертание арабского слова наделялось сакральной силой. Будучи же нанесенной на какой- либо предмет, арабская надпись «освящала» его, выводила из мирского в сакрально значимый ряд» [3]. Несмотря на такой уровень взаимопроникновения и взаимовлияния культур в керамической отрасли, с течение многих веков крымская керамика имела свой художественный язык, узнаваемый во всем мире. «Создавались традиции, и вырабатывалось свободное владение техникой. Широкое распространение получили в быту простые удобные и вместе с тем отличающиеся выразительностью, пластикой форм небольшие сосуды с парными ручкам («къош къулакъ»), молочница («бакрадж»), круглые горшочки («бардах», «чельмек»), керамические кашпо («гуль череп»), а также керамическое завершение на длинных курительных трубках («люле баш»)» [3].
С XIX века в связи с развитием промышленного производства, стали угасать целые ремесленные отрасли. Особо на этом процессе отразились многочисленные войны, во время которых безжалостно уничтожались произведения местных гончаров. Для восстановления традиционной культуры и искусства, например, в 20-х годах в городах и селах Крыма была организована целая сеть мастерских, целью которых было возрождение и популяризация национальных промыслов. Взаимосвязь социальных и политических процессов с историей развития культуры можно проследить на примере крымскотатарской керамики середины XX в. Так, депортация крымскотатарского народа с территории Крыма привела к полному угасанию керамического промысла в этот период.
Начало XXI века в культуре и искусстве Крыма ознаменовано возрождением традиционной народно культуры и народных промыслов. Возникают и развиваются многочисленные мастерские, в том числе и керамические. Наиболее яркими из них можно считать авторскую мастерскую «Е1-^еЬег» Рустема Скибина. Отличительной особенностью работ этой мастерской является восстановление аутентичных крымскотатарских орнаментальных структур. Произведения мастеров данной творческой группы интересны тем, что они несут не только декоративную функцию, но и информативную. В традиционной орнаментике прочитывается своя «история», так как каждый элемент крымскотатарского орнамента несет свое смысловое значение. «Художник активно собирает, анализирует, восстанавливает технологии изготовления разнообразных форм традиционной бытовой гончарной керамики, изучает и восстанавливает профессиональную лексику. Мастер постоянно находит пути применения своего ремесла для расширения ассортимента изделий.
Кроме основного продукта орнаментированных блюд и тарелок производит керамические светильники, фонтаны, музыкальные инструменты, декоративные панно. Его работы популярны далеко за пределами Крыма» [6].
Для изучения крымскотатарской керамики также важно изучить творчество мастеров бахчисарайской артели «Илери». Произведения мастеров этой артели известно не только произведениями бытового характера, но и монументальными работами, украсившими многие общественные здания на территории Крыма.
«В 2005 г. к открытым ранее в этнографическом центре Бахчисарая цехом ювелиров и вышивальщиц прибавился еще один цех гончарного ремесла «Чельмекчилер» (Гончары) при поддержке ТИКА (Турецкое управление сотрудничества и развития). В студии при цехе обучаются дети. Может не все из учеников станут настоящими мастерами, но то что будут знать и любить традиции своего народа, а значит ценить и уважать культуру соседних народов не вызывает сомнения. И самое главное в дальнейшем сумеют сохранить и передать знания последующим поколениям. В своих работах мастера используют традиционные для керамического искусства крымских татар материалы: красная глина, шамот, терракота, фаянс, майолика, соли» [3].
Активное возрождение и развитие традиционных культур этносов Крыма в керамических изделиях ведется в творческой лаборатории Крымского инженерно-педагогического университета (г. Симферополь). На основе научных исследований, которые проводят студенты, магистранты и преподаватели кафедры декоративного искусства восстанавливаются не только утерянные технологии и орнаментика, но и предпринимаются попытки созданию самобытного «крымского стиля» в художественных керамических изделиях. Так, мастера данной творческой группы в 2016г. приняли активное участие в ежегодной выставке мастеров декоративного искусства «Ладога» в г. Москва. Наибольшей популярностью на данной выставке пользовались изделия с выявленным «крымским колоритом», а именно декоративные композиции со стилизованными видами Крыма и внедренными в композицию смысловыми орнаментальными элементами. На базе данной творческой мастерской действует арт-проект «Возрождение», в рамках которого проводятся ежеквартально мероприятия по поляризации народной тематики в творчестве мастеров декоративного искусства. Важно отметить, что на кафедре не только изучаются и восстанавливаются техники и технологии, но и идет поиск самобытного художественного языка, который будет отличать крымскую керамику среди других. Долгое время в рамках проекта творил Ф. Сеитхалилов, который в своих композициях использует метафорические и аллегорические приемы и средства выражения.
Таким образом, можно сделать вывод, что декоративно-прикладное искусство на территории Крыма с начала XXI в. Получает новое звучание. На основе традиционных культур этносов Крыма, орнаментальных языков многочисленных крымских народностей происходит попытка создания самобытного языка, который выведет крымскую керамику на новый стилевой уровень. Важно отметить, что работы всех мастеров данного промысла строятся на изучении и восстановлении технологий аутентичной керамики, что играет важную роль в процессе формирования новаторского, но при этом узнаваемого графического языка.
Литература
1. Мартин, А. Эллинистическая и римская керамика в Северном Причерноморье / Арчер Мартин. — М: Просветление, 1998 — 128 с.
2. Айбабин, А. И. Этническая история ранневизантийского Крыма / А. И. Айбабин. — Симферополь: Доля, 1999. — 150 с.
3. Вейсова, В. Э. Возрождение традиций крымскотатарской керамики на современном этапе / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.nbuv.gov.ua/old_jrn/Soc_Gum/KNP/156/knp156_76-78.pdf
4. Заатов, И. А. Крымско-татарское декоративно-прикладное и изобразительное искусство / И. А. Заатов. — Симферополь: Изд-во «ТАРПАН», 2003. — 331 с.
5. ИНФОкерамика // История крымскотатарской керамики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://info-ceramica.ru/node/260/linkage
6. Современная крымско-татарская керамика / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.el-cheber.com/2010/12/26/kuxonnaya-i-stolovaya-keramika-krymskix-tatar/ (дата обращения: 04.04.2016).
7. Северо-причерноморские глазури XШ-XV вв. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://allrefs.net/c2/26cph/?full (дата обращения: 07.06.2016).