Научная статья на тему 'Анализ существующей современной декоративной керамики Крыма как отражение исторической многонациональной культуры'

Анализ существующей современной декоративной керамики Крыма как отражение исторической многонациональной культуры Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
456
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЕРАМИКА КРЫМА / ДРЕВНИЕ ГОРОДА КРЫМА / КУЛЬТУРА / ДЕКОРАТИВНЫЕ ВАЗЫ / КОМПОЗИЦИОННО-ПЛАСТИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ / ОРНАМЕНТ / СТИЛИЗАЦИЯ / CRIMEAN CERAMICS / ANCIENT CITIES OF CRIMEA / CULTURE / DECORATIVE VASES / COMPOSITION AND PLASTIC DECISIONS / ORNAMENT / STYLIZATION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Зьомко Светлана Владимировна

Изучено влияние культуры древних народов Крымского полуострова на внешний облик керамической посуды и ее дальнейшее развитие и стилизацию. Проанализировано влияние исторических событий на изменение ее формы и декора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF EXISTENT MODERN DECORATIVE CERAMICS OF CRIMEA AS REFLECTION OF HISTORICAL AND MULTINATIONAL CULTURE

Ancient Crimean peoples culture inflict on appearance, developing and further stylization of ceramics is discovered. Historical events impact on changes of pottery shapes and decoration is studied as well.

Текст научной работы на тему «Анализ существующей современной декоративной керамики Крыма как отражение исторической многонациональной культуры»

Я • 7universum.com

^EL UNIVERSUM:

ФИЛОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СОВРЕМЕННОЙ ДЕКОРАТИВНОЙ КЕРАМИКИ КРЫМА КАК ОТРАЖЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Зьомко Светлана Владимировна

преподаватель КИПУ «Крымский инженерно-педагогический университет »,

РФ, г. Симферополь E-mail: bona. [email protected]

ANALYSIS OF EXISTENT MODERN DECORATIVE CERAMICS OF CRIMEA AS REFLECTION OF HISTORICAL AND MULTINATIONAL CULTURE

Zyomko Svetlana

Lecturer, Crimean Engineering Pedagogical University

Russia, Simferopol

АННОТАЦИЯ

Изучено влияние культуры древних народов Крымского полуострова на внешний облик керамической посуды и ее дальнейшее развитие и стилизацию. Проанализировано влияние исторических событий на изменение ее формы и декора.

ABSTRACT

Ancient Crimean peoples culture inflict on appearance, developing and further stylization of ceramics is discovered. Historical events impact on changes of pottery shapes and decoration is studied as well.

Зьомко С.В. Анализ существующей современной декоративной керамики Крыма как отражение исторической многонациональной культуры //

Universum: Филология и искусствоведение : электрон. научн. журн. 2015. № 3-4 (17) . URL: http://7universum.com/ru/philology/archive/item/2087

Ключевые слова: керамика Крыма, древние города Крыма, культура, декоративные вазы, композиционно-пластическое решение, орнамент, стилизация.

Keywords: Crimean ceramics, ancient cities of Crimea, culture, decorative vases, composition and plastic decisions, ornament, stylization.

Представленная работа посвящена анализу существующей современной декоративной керамики как носителя культуры древних цивилизаций Крыма. Проблема данного исследования носит актуальный характер, так как издавна Крым заселяли различные народы, оставившие отпечаток своей культуры, на основе которой зарождалась крымская керамика. У каждого народа, проживавшего на нашей земле, были свои обычаи и ремесло, особенности в искусстве, которые они привезли с собой из других стран, и все это перекрещивалось, смешивалось в процессе переселений, завоеваний, торговли [5].

Определив целью данной работы — изучение точек соприкосновения истории и современности посредством художественной керамики, выбрав современную керамическую посуду как основной объект, а влияние традиций древних цивилизаций Крыма на современную керамику как предмет исследования, я надеюсь этой работой вызвать повышенный интерес и внимание к родной культуре и её истории.

Керамика принадлежит к древнейшим созданиям человека. Рождена она в первобытные времена, тогда ее производство определялось исключительно факторами пользы. Со временем керамические изделия совершенствовались, улучшалось качество черепка, и одновременно росло стремление вырабатывать формы более разнообразные, а декор богаче. Так керамика становится объектом художественного творчества, и начинается ее яркая история.

У каждого сосуда своя история. Многообразие форм порой удивляет. А причина этого проста: необходимость использования в различных сферах жизни. В зависимости от предназначения, особенностей обрядов, традиций,

от образа жизни менялись форма, размеры, элементы декора и т. д. Все это учитывают в своих работах современные крымские мастера-керамисты.

Воспроизводя изящные вазы с античными сюжетами, они по архивным записям вымеряют точные пропорции и форму античных сосудов, а художники расписывают вазы древнегреческим орнаментом и изображением мифических героев того времени. В гончарных мастерских работают по старинке — вручную, сохраняя все древние традиции изготовления керамики.

Большую помощь в этом керамистам оказывают исследования археологов и историков.

В древние времена население Крыма представляло собой сложный этнический состав, в который входили потомки киммерийцев, тавров, скифов, греков, сарматов, аланов, готов. Большое влияние на культуру населения Крыма в свое время оказали Византия и Киевская Русь. Это не могло не отразиться на развитии новых традиций в изготовлении керамических изделий и их декорирования. Слияние культур разных народов, проживающих на одной территории, безусловно, привело к тому, что разные мастера перенимали друг у друга и использовали в своих изделиях лучшие приемы и технологии, существовавшие на тот момент [5].

В частности, на развитие декоративно-прикладного искусства в Крыму оказала огромное влияние расписная керамика Древней Греции. Широко известны разнообразные типы древнегреческих ваз — амфоры, гидрии, килики, кратеры, украшенные искусными цветочными узорами и орнаментом с изображениями животных и фантастических существ. В VI веке до нашей эры возник так называемый чернофигурный стиль, при котором силуэтные изображения наносились черным лаком на желтую или красную глину, детали одежды, орнамента выполнялись белой и пурпуровой красками [1]. Античные вазы, помимо своих художественных и бытовых функций, со временем приобрели еще одно значение — историко-документальное, так как изображения на них расширяют наши представления о греческом

искусстве, интерьере, быте, костюмах людей той эпохи, об особенностях мифологического видения мира.

Чернолаковому греческому стилю росписи керамических изделий можно противопоставить краснолаковые росписи крымско-татарских мастеров. На чернолощеную посуду красным лаком наносились орнаменты, идентичные узорам крымско-татарской вышивки. Это яркий пример того, как, используя технологию других культур, можно сохранить самобытный национальный колорит.

Образцы таких изделий найдены при проведении археологических раскопок древнего Боспора, Херсонеса, у пещеры Кизил-Коба и в других исторических местах Крыма. Нам открылись высокохудожественные остатки керамической посуды — кувшинов, чаш, блюдец, мисок, пифосов. В Восточном Крыму найдены фрагменты и целые предметы кружальной и лепной керамики I—III вв. н. э. Это краснолаковая, чернолощеная посуда, амфоры, маски, светильники [2].

Создавая современную посуду по древним образцам, нынешние мастера строго соблюдают народные традиции, смело используя при этом передовые технологии сегодняшнего дня.

Ярким примером слияния древности и современности являются работы крымского художника-керамиста Рустема Скибина. В его работах используются древние техники и орнаменты, каждый из которых содержит особый замысел. В работах мастера можно встретить и такой древний способ декора, как «золотое шитье», при котором для достижения нужного результата применяются современные технологии [3].

Рисунок 1. Рустем Скибин «Крымский стиль»

Крым, Симферополь, выставочный зал Дома художника. Выставка «Крым с любовью» проекта Мамута Чурлу «Крымский стиль». «Крымский стиль» — это создание современного продукта на основе традиционной крымскотатарской культуры, от сувенира и национальной кухни до интерьеров и архитектурных объектов [4].

Технику «золотое шитье» в декорировании художественной керамики можно смело назвать образцом декора, совместившим в себе знания мастеров разных народов.

Одними из первых орнамент вышивки золотой нитью по ткани перенесли на посуду мастера-чеканщики Древнего Востока. Работая с золотом, медью и латунью методом резьбы и насечек, они создавали волшебную «вышивку» на металле.

Рисунок 2. Кулиев Р. Поднос. Бухара. 1988 г. Медь, чеканка

Русские мастера удивляют своим «золотым шитьем» при декорировании посуды из металла и дерева, используя технику точечной росписи. Техника точечной росписи известна с очень давних времен. Возможно, первыми точечную роспись придумали австралийские аборигены. Но техника характерна и для Индии, и для Персии. Русские народные умельцы добивались поразительного сходства с настоящими вышивками по ткани и даже с Вологодским кружевным плетением [2].

Рисунок 3. Поднос «Золотое кружево»

Теперь мастера возрождают древние традиции использования данной техники при декорировании современных предметов посуды.

Рисунок 4. Поднос. Скифо-сарматская тема

Примером крупного производства художественной керамики может служить Балаклавский завод майолики. Здешние мастерские — это сердце завода, тут везде ощущается атмосфера творческого процесса. Здесь античность переплетается с современностью: на полках вместе с амфорами выстроились

в ряд стильные чайники, этажом выше рядом с кувшинами размещаются декоративные вазы. Можно бесконечно ходить по рядам, рассматривая изделия, которые подсыхают, наблюдать за ловкими руками мастеров: несколько минут, и бесформенная глина превратилась в маленький цветочный горшок. Завод уникален тем, что здесь работают по старинке, не используя современные промышленные методы. Мастера-старожилы трепетно сохраняет традиции балаклавской керамики. Используя классические формы и пропорции, технологи завода каждый раз вносят что-то новое: новые цвета декора, орнаментальную обработку поверхностей. Вместо прежней черно-коричневой керамики, сегодняшние изделия отличаются богатством и разнообразием цветов и оттенков.

Рисунок 5. Продукция Балаклавского завода майолики

Продукция Балаклавского завода майолики продается по всему Крыму и в других регионах России. Летом среди туристов большим спросом пользуется именно мифологическая тематика. О древних городищах Крыма увлекательно рассказывают крымские экскурсоводы, после их историй люди хотят увезти с собой частичку прошлого.

Не зная прошлого, невозможно осмыслить и понять настоящее, заглянуть в будущее. Одним из таких связующих звеньев между традициями

и культурами прошлого и настоящего могут служить образцы современной художественной керамики, ибо современная керамика имеет древние корни и отражает в себе давние традиции.

Список литературы:

1. Айбабин А.И. Этническая история ранневизантийского Крыма. /

A.И. Айбабин. — Симферополь: петит, 1999. — 150 с.

2. Буббико Дж. Декорирование керамики. История. Основные техники. /Дж. Буббико, Х. Кру. — К.: Ниола-пресс, 2009. — 128 с.

3. Заатов И.А. Крымско-татарское декоративно-прикладное и изобразительное искусство. — Симферополь: Изд-во «ТАРПАН», 2003. — 331 с.

4. Современная крымско-татарская керамика / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.el-cheber.com/2010/12/26/kuxonnaya-i-stolovaya-keramika-krymskix-tatar/ (дата обращения: 04.04.2015).

5. Финогеев Б.Л. Этнос в полиэтничном населении Крыма: численность, расселение, трудовой менталитет, самобытность, ремесла. / Б.Л. Финогеев,

B.И. Шостка, В.М. Старчков. — Симферополь: петит, 2009. — 40 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.