Научная статья на тему 'СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОНЦЕРТА № 2 ДЛЯ СКРИПКИ С ОРКЕСТРОМ РЕ МАЖОР В.А. МОЦАРТА'

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОНЦЕРТА № 2 ДЛЯ СКРИПКИ С ОРКЕСТРОМ РЕ МАЖОР В.А. МОЦАРТА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
227
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В.А. МОЦАРТ / СКРИПКА / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ КОНЦЕРТ / СТРУКТУРА ЦИКЛА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЛИСТА И ОРКЕСТРА / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / КАДЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хидирова Д.Ш.

Второй концерт для скрипки с оркестром D-dur В.А. Моцарта рассматривается в контексте классического периода, важнейшего этапа развития жанра скрипичного концерта в XVIII веке. Анализируются такие аспекты эволюции жанра, как особенности композиторского письма и стилистики, структура цикла, взаимодействие солиста и оркестра, исполнительские интерпретации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STYLISTIC FEATURES OF CONCERT № 2 FOR VIOLIN AND ORCHESTRA D DUR BY W.A. MOZART

Mozart's Second Violin Concerto in D-Dur is considered in the context of the classical period, the most important stage in the development of the violin concerto genre in the 18th century. It covers such aspects of the evolution of the genre as features of composition and stylistics, the structure of the cycle, the interaction between the soloist and the orchestra, and performing interpretations.

Текст научной работы на тему «СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОНЦЕРТА № 2 ДЛЯ СКРИПКИ С ОРКЕСТРОМ РЕ МАЖОР В.А. МОЦАРТА»

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОНЦЕРТА № 2 ДЛЯ СКРИПКИ С ОРКЕСТРОМ РЕ МАЖОР В.А. МОЦАРТА Хидирова Д.Ш.

Хидирова Динара Шамильевна - педагог, кафедра струнных инструментов, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: Второй концерт для скрипки с оркестром D-dur В.А. Моцарта рассматривается в контексте классического периода, важнейшего этапа развития жанра скрипичного концерта в XVIII веке. Анализируются такие аспекты эволюции жанра, как особенности композиторского письма и стилистики, структура цикла, взаимодействие солиста и оркестра, исполнительские интерпретации.

Ключевые слова: В.А. Моцарт, скрипка, инструментальный концерт, структура цикла, взаимодействие солиста и оркестра, интерпретация, каденция.

STYLISTIC FEATURES OF CONCERT № 2 FOR VIOLIN AND ORCHESTRA D DUR BY

W.A. MOZART Khidirova D.Sh.

Khidirova Dinara Shamilevna - Teacher, DEPARTMENT OF STRING INSTRUMENTS, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: Mozart's Second Violin Concerto in D-Dur is considered in the context of the classical period, the most important stage in the development of the violin concerto genre in the 18th century. It covers such aspects of the evolution of the genre as features of composition and stylistics, the structure of the cycle, the interaction between the soloist and the orchestra, and performing interpretations.

Keywords: W.A. Mozart, violin, instrumental concerto, structure of the cycle, interaction between soloist and orchestra, interpretation, cadenza.

УДК 078

В скрипичном репертуаре нашего времени концерты В.А. Моцарта занимают своё уникальное место, они входят в репертуар ведущих исполнителей мирового уровня, а также в требования авторитетных международных конкурсов, в учебные программы специализированных школ, училищ и высших учебных заведений. В концертах для скрипки ярко выражены характерные черты моцартовского стиля, а именно -богатство мелодизма, безупречность формы и изобретательность композиционных решений.

Особо отметим, что Моцарт сыграл значительную роль в формировании классической формы скрипичного концерта (наряду с Гайдном). Именно он сумел синтезировать достижения предшественников и современников, вывести их на новый художественный уровень. Значительное влияние на формирование стиля и музыкального языка концертов Моцарта оказали итальянская и немецко-австрийская школы. Среди мастеров итальянской школы специалисты отмечают «Пьетро Нардини и Иозефа Мысливечека, с которыми Моцарт был непосредственно знаком, и многое в их творчестве оказалось близким композитору» [1, 202] .В рамках немецко-австрийской традиции значительны влияния Михаэля и Йозефа Гайднов, а также Карла Диттерс фон Диттерсдорфа и Иоганна Баптиста Ваньхаля. С каждым из них Моцарта связывали дружеские и творческие отношения и лишнее тому подтверждение - сходство отдельных элементов композиции, обнаруживающееся в его скрипичных концертах. Однако во Втором - ре-мажорном концерте явно ощутимо влияние французской скрипичной школы, что подтверждается выводами исследователей творчества великого австрийского композитора. И это тоже не случайно, ведь Моцарт неоднократно бывал в Париже, общался с выдающимся французским скрипачом и композитором Пьером Гавинье, с композитором Франсуа-Жозефом Госсеком.

Отметим, что все концерты были написаны в 1775 году, за исключением Первого концерта для скрипки; «последние исследования моцартовского почерка и бумаги автографа показали, что Первый концерт (KV 207) был написан раньше, чем четыре остальные - весной 1773 года» [2, с. 12]. Эти два года не прошли зря для формирования концертного стиля Моцарта - «в 1774 году он создает еще два произведения в этом жанре: Кончертоне для двух скрипок, солирующего гобоя и виолончели КУ 190/166Ь/186Е (31 мая 1774 г.) и Концерт для фагота КУ 191/186е (4 июня того же года). Композитор закрепляет в них принцип организации музыкального материала в первой и второй частях цикла, намечая новый тип финала с характерной для него формой Рондо» [2, с. 18].

14 июня 1775 года в Зальцбурге Моцарт завершил свой Второй концерт для скрипки с оркестром, Ре мажор. В первом издании Хронологического и тематического каталога всех работ Вольфганга Амадея Моцарта Людвига фон Кёхеля (Лейпциг, 1862) он идёт под номером K.211. Это сочинение было впервые издано в 1802 году.

Специалисты отмечают, что «в Первом и Втором концертах композитор овладевает жанром, они написаны в более типизированном классицистском стиле» [4, с. 27]. Некоторые исследователи, в частности О. В. Подколзина, полагают, что «второй скрипичный концерт К. 211 можно считать и шагом вперед, и в некотором смысле «откатом» назад (в нем прослеживается близость концертным сочинениям 1774 года, прежде всего, фаготовому концерту)» [2, 18]. Причиной для такого вывода стала простота структуры и организации тематического материала. Тем не менее, «несмотря на свою простоту, Второй скрипичный концерт создал в определенном смысле фундамент для последующих трех шедевров в этом жанре, прежде всего потому, что в нем окончательно утвердилась ставшая с этого времени типичной структура цикла» [2, 19].

Первая часть, Allegro moderato, написана в сонатной форме с двумя экспозициями - оркестровой и сольной. Главная тема со своей маршевой ритмикой, филигранностью мотивов, чередующимися дуолями и триолями, сходна с тематизмом скрипичных концертов Йозефа Гайдна:

Эти черты характерны для всего Allegro в целом, однако ярко индивидуальное своеобразие этой части добавляют две темы побочной партии с их певучестью, гибкостью и изысканностью мелодического рисунка, что так характерно для музыки Моцарта.

Вторая часть, Andante соль мажор в сонатной форме, по своему характеру близка лирической оперной ариетте. Ж. и Б. Массен в своей монографии указывают на «сходство этой темы с французской ариеттой» [3, см.электронный вариант автореферата]. В это части отсутствует развитая экспозиция оркестра -проникновенный монолог скрипки начинается сразу после исполнения главной темы.

/ Р

Здесь нет контрастов, тем не менее, музыка привлекает внимание богатой палитрой оркестровых красок и фактур, а также великолепием мелодии, что характерно для зрелого стиля Моцарта. Душевное умиротворение доминирует как в главной, так и в двух побочных темах, в небольшой разработке появляются горестные интонации в параллельном миноре, но они сразу исчезают в репризе.

Финал Концерта, Rondeau. Allegro, представляет собой рондо с тремя эпизодами. В качестве жанровой основы этой части Моцарт использует менуэт, который варьирует с присущей ему изобретательностью.

Эффектный и солнечный в основной теме (рефрене), в двух первых эпизодах менуэт звучит изысканно и утончённо, в третьем он становится печально-задушевным, а затем следует повторение мотивов начальных эпизодов и виртуозная праздничная кода.

Тесная связь скрипичных концертов Моцарта с традициями своей эпохи (теоретическими, исполнительскими), а также развивающаяся в последнее время в общемировой практике тенденция к аутентичному исполнительству позволила исследователям творчества композитора выявить интерпретации, наиболее исторически достоверные и близкие исполнительской эстетике XVIII века. О.В.Подколзина в своём исследовании выделяет три основных направления: «романтическое», «исторически информированное» и «академическое» [1, с. 6].

Первое связано со свободной в стилистическом отношении трактовкой, когда исполнитель выражает субъективное отношение к произведению, сохраняя свою характерную манеру игры (Фриц Крейслер, Яша Хейфец, Зино Франческатти).

Второе ориентировано на исторический подход к интерпретации концертов, который проявляется в максимально возможной на сегодняшний день близости к исполнительским традициям XVIII столетия. Музыканты, стоящие на этой позиции (Эндрю Манце, Симон Стэндадж, Моника Хаггет), не только стараются воскресить инструментарий той эпохи и стилистически верно исполнить концерты, опираясь на трактаты того

времени, но и воссоздать соответствующую концертную ситуацию — обстановку камерного, а иногда и салонного, музицирования.

Третье направление также связано с поисками стилистической достоверности, но с помощью современных инструментальных средств и в современной концертной ситуации. К нему принадлежат интерпретации Артюра Грюмьо, Давида Ойстраха, Ицхака Перлмана, Олега Кагана, Владимира Спивакова. Естественно, что большой зал требует несколько иного звукоизвлечения и подачи. Здесь в силу вступает вкус и исполнительское чутье скрипача, которые, если вспомнить высказывания самого композитора, должны быть неотъемлемой частью хорошего исполнения. Последнее должно распространяться и на выбор каденций к концертам.

Как известно, Моцарт не записывал свои каденции к скрипичным концертам, каждый раз при исполнении того или иного концерта он импровизировал. По поводу их исполнения И. Ямпольский отмечает: «Современные скрипачи исполняют концерты Моцарта с каденциями, написанными выдающимися интерпретаторами его музыки - Давидом, Иоахимом, Изаи, Крейслером» [3, c. 17]. Однако список имен исполнителей, которые внесли свой вклад в трактовку сочинений Моцарта, гораздо полнее. Специальный сборник «Скрипичные каденции к концертам Моцарта» включает более двадцати имен знаменитых скрипачей, поэтому любой исполнитель может сравнить их, выбрать какую-либо версию или сочинить собственную, учитывая опыт мастеров.

К рассматриваемому нами Второму скрипичному концерту Моцарта, каденции были написаны П. Кленгелем (6 каденций), Я. Кубатом (5 каденций), И. Сафоновым (6 каденций), Н. Баклановой (6 каденций), а также Ф. Фиоре, И. Менухиным, Р. Левиным и др. По мнению специалистов, «наиболее близкими моцартовской эстетике являются каденции Кленгеля к I части и Кубата ко II и III частям концерта КУ 211» [2, 23].

С точки зрения исполнительской практики, произведения Моцарта всегда было непросто исполнять. Для многих исполнителей, в том числе и скрипачей, он и в настоящее время остаётся «камнем преткновения». Здесь нет никаких сложных приёмов, обилия пиццикато и флажолетов, как например в произведениях Н. Паганини или П. Сарасате. Сложность скрипичных концертов композитора заключается именно в простоте тем и мелодий, требующих от солиста кристально чистой интонации и звука и, конечно, безукоризненного владения штриховой техникой, в умении показать мгновенную смену настроений, филигранность и богатство содержания мелодии.

В заключение отметим, что концерты Моцарта стали важнейшим этапом на пути развития скрипичного концерта. «Удивительное совершенство, тонкость и изящество - отличительные черты его концертов. Неистощимая мелодическая изобретательность, теплота и широта лирического высказывания (для Моцарта «мелодия - душа музыки»), ярчайшее выделение солирующей скрипичной партии, мастерское использование выразительных возможностей инструмента делают его концерты непревзойденными образцами этого жанра» [1, 202].

Скрипичные концерты Моцарта после смерти автора почти полвека не звучали не сцене. Они опередили своё время и лишь с середины XIX века вновь стали входить в репертуар, оставшись навсегда "художественной вершиной концертного стиля XVIII века" [3, 39].

Список литературы /References

1. ГинзбургЛ.С., ГригорьевВ.Ю. История скрипичного искусства. Вып. М.: Музыка, 1990.

2. Подколзина О. Скрипичные концерты В.А. Моцарта: особенности жанра и исполнительской интерпретации.

Автореф. дис..... канд. иск./ О.В. Подколзина. Москва, 2010. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

https://www.dissercat.com/content/skripichnye-kontserty-va-motsarta-osobennosti-zhanra-i-ispolnitelskoi-

interpretatsii/ (дата обращения: 20.12.2021).

3. Ямпольский И.М. Концерты Моцарта для скрипки с оркестром. М.: Музгиз, 1961.

4. Шлыкова Е. Скрипичные концерты Моцарта. Южно-Российский Музыкальный Альманах, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.